Введение 3
1. Клерикализм в Египте: историческая эволюция и конституционное
оформление 12
1.1. Специфика ислама в Египте 12
1.2. Конституция Египта 2012 г. и отношение к радикальному исламу 26
2. Исламисты в Египте: происхождение, эволюция и приход к власти 37
2.1. Движение «Братья - мусульмане» и египетское общество после
революции 37
2.2. »Братья - мусульмане» у власти: основные направления внутренней и
внешней политики 46
3. Радикальный исламизм и общество 51
3.1. Причины падения режима М. Мурси 51
3.2. Братья-мусульмане после военного переворота 58
Заключение 68
Список источников и литературы 71
Постановка проблемы. В условиях биполярной системы после распада СССР в странах Востока началось ослабление политических сил ориентированных на секуляризм. Это соответственно ведет к росту влияния движений, ориентированных на построение государств исламского типа. Страны Запада способствовали падению светских режимов в Ливии, Тунисе и Египте с 2011 года. Они сопровождались крупномасштабными изменениями. К власти демократическим путём или через государственный переворот начали приходить силы, проповедующие ислам как политическую доктрину. С точки зрения исламистов между государством и религиозными объединениями, прямо или косвенно затрагивающих статус человека и гражданина должна существовать прямая связь. Проблема заключается в том, насколько удачным может оказаться этот эксперимент по возврату к политическому исламу времен халифата, насколько реально установление в этих странах демократических режимов по образу и подобию Западной Европы и Северной Америки.
Актуальность темы исследования. Ислам на Востоке на протяжении веков был не просто идеологией государства. Он был частью политической системы, основой судопроизводства, основой мировоззрения. В эпоху распада ялтинской системы международных отношений ислам оказался востребован в странах Востока как особая религиозная и политическая идеология, способная объединить всех недовольных процессом вестернизации, стать основой самоорганизации населения. Укрепление позиций ислама и его влияния связаны с разочарованием в идеологических парадигмах XX века, так они не дали ожидаемых результатов для бывших колониальных и полуколониальных стран. Происходящие сегодня в мире события свидетельствуют о том, что в современных условиях исламизм, идущий на смену идеям партии арабского социалистического возрождения - характерная черта развития мусульманского мира конца XX - начала XXI веков выражающаяся в усилении воздействия исламизма на внутреннюю политическую жизнь, как в Египте, так и в других странах с преобладанием мусульманского населения 2.
Для Египта эта тенденция проявилась в деятельности «Братьев- мусульман», организации, оказавшей полновесное влияние на регион Ближнего Востока и Персидского залива, как в идеологическом, так и политическом плане. Эта организация возникла в 1928 году. После падения Оттоманской империи «Братство» заявило о своем стремлении взять на себя политическую роль. «Братья-мусульмане» заявили о себе как противники европейского колониализма, сионизма и влияния западной культуры на мусульман.
Для основоположника организации Хасана аль-Банны ислам и политика представлялись как связка: «Ислам - религия и государство». Согласно этому определению ислам - это не просто религия, но и обусловленная модель общественного строя. Таким образом он выступал против секуляристских тенденций, которые отождествляют политическое проявление ислама в институтах гражданского общества, а не в государстве. Ислам для них - реформистское течение, вопросом которого стало ориентирование человечества на правильный путь.
История «Братьев-мусульман» это - история борьбы со светской египетской монархией (до 1952 года), позже против националистического режима Гамаля Абдель-Насера, который видел в «Братьях» соперников. Один из радикальных лидеров этой организации Саид Кутб был брошен в тюрьму, а затем казнен (в 1966 году).
«Братья-мусульмане» исторически стали политической оппозицией в Египте: они предоставляли населению медицинскую помощь и оказывали другие формы социальной помощи, повышая, таким образом, свой политический имидж. Таким образом, среди религиозного населения они стали самой авторитетной силой. Поэтому «Арабская весна» сопровождавшаяся вспышкой народного гнева привела к власти Мухаммеда Мурси, при котором была принята новая конституция, которая отличалась чрезмерно исламистским содержанием.
В результате военного переворота, президент был свергнут, а исламисты были усмирены самым безжалостным образом: более тысячи «Братьев» погибли, многие тысячи попали под суд. Это переросло в серию вооруженных налётов на разные государственные учреждения, террористические акты против высокопоставленных чиновников стали повторяться все чаще и чаще. «Братья-мусульмане» были снова объявлены террористической организацией. Исходя из этого можно констатировать, что вопрос об отношении к исламизму в странах Ближнего Востока остается в высшей степени актуальным, а с учетом того, что именно в Египте находится центр мусульманского богословия, который оказывает идеологическое воздействие на мусульман всего мира, этот вопрос имеет такое же значение для всех стран с мусульманским населением, включая Российскую Федерацию.
Объектом исследования является политический исламизм в Египте и его роль в общественной жизни страны на рубеже XX - XXI вв.
Предметом исследования является роль «Братьев-мусульман» в предпосылках, причинах и результатах «Арабской весны» в Египте.
Цель исследования заключается в комплексном анализе развития движения «Братьев-мусульман» в Египте на рубеже XX - XXI вв. в политическом аспекте.
Поставленная цель достигалась решением следующих задач:
• Проанализировать специфику ислама в Египте;
• Провести анализ Конституции Египта 2012 г. и отношения к радикальному исламу;
• Исследовать движение «Братья - мусульмане» и египетское общество после революции;
• Проанализировать движение «Братья - мусульмане» у власти: основные направления внутренней и внешней политики;
• Проанализировать причины падения режима М. Мурси;
• Провести анализ движение «Братья - мусульмане» после военного переворота.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с момента волнений на территории Египта, возникших в конце XX в. вплоть до июля 2013 года, когда правление президента Египта, представителя исламистов Мурси, завершилось военным переворотом.
Методологическая основа исследования. В данной работе были использованы описательный, сравнительный, типологический и системный методы.
Описательный метод позволил дать целостное представление о политических отношениях, возникших под влиянием движения «Братья - мусульмане» в Египте на рубеже XX - XXI вв. Объектами сравнительного исследования послужили Конституции Египта, принятые в данной стране в период хронологических рамок исследования, а также развитие движения «Братьев-мусульман» с момента их создания вплоть до военного переворота 2013 г., что позволило обнаружить и исследовать общее и особенное в содержании данных институтов и определить сходство и различие между ними. Типология позволила исследовать уровень социально-экономического, а также организационно-политического развития Египта в обозначенный хронологический период времени. Исследовать и выделить политические режимы, т.е. способы властвования, функционирования государства и данного движения, определяющих качество политической жизни в Египте. Использование системного подхода позволило представить объект исследования - исламизацию Египта, произошедшую в рамках движения «Братья-мусульмане» в качестве целостной системы взаимодействующих элементов, рассмотреть ее функционирование во взаимодействии с окружающей социальной средой.
Научная новизна исследования определяется тем, что для работы привлечены новые источники, которые касаются многообразных аспектов развития движения «Братьев-мусульман» в Египте на рубеже XX - XXI вв.
Источниками исследования являются:
1. Конституции Египта 1923 г. , 1956 г, Временная Конституция Объединенной Арабской Республики (1958 г.) ,Конституции Египта 1971 г. , 2012 г. ,Закон № 73 от 1956 года «Об осуществлении политических прав граждан в Арабской республике Египет, Декрет о восстановлении полномочий парламента , расформированного Верховным судом Египта, Конституционная Декларация от ноября 2012 года , Указ об отставке генерального прокурора Абд Эль-Мегид Махмуд,«Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет»,Указ №1 Высшего военного совета вооруженных сил Египта , Закон № 73 от 1956 года «Об осуществлении политических
прав граждан в Арабской республике Египет , Решение по судебному разбирательству М. Мурси и других обвиняемых предварительный вариант программы египетских «Братьев-мусульман» и программа партии «Братьев-мусульман» «Партии свободы и справедливости», выступления Мурси , Насер Гамаль Абдель, Анвара Садата, относящиеся к движению «Братьев-мусульман» ;
2. Социологические данные, получены из российских и западных публикаций, периодических изданий, источникового характера, содержащейся в системе Интернет ; результатов профессиональной деятельности специалистов по статистике.
Степень изученности проблемы. Степень научной разработанности исследуемой проблемы представляется недостаточной. Объем литературы по анализируемой теме в настоящее время ограничен из-за короткого времени, прошедшего с событий - с момента волнений на территории Египта, возникших в конце XX в. и до июля 2013 года, когда правление президента Египта, представителя исламистов Мурси, завершилось военным переворотом. Многие источники, включая книги и статьи, вышли сразу после революционных событий в Арабской Республике Египет и носили дискуссионный или журналистский, публицистический характер.
Вопросы исламизации Египта рассматриваются в работах таких ученых как Е.Н. Фурсова, W.E.Kaegi , В.В. Бартольд , А. Массэ, A. L. Al-SayyidMarsot, Х. Бехруз ,А. Мюллер , В.Б. Солдатов, Р.К. Адыгамов , А.М. Багдади , Д.Д.Баширов.
Исследованию Египта, касающиеся его внутреннего государственного устройства в рассматриваемых хронологических рамках,посвящены работы Н.С. Бажана , А. Мустафа , А.М. Родригеса , Е.М. Савичева , Е.И. Зеленева.
Период становления движения «Братьев -мусульман», а также развитие их идеологии, приход движения «Братьев- мусульман» к власти рассмотрены в работах таких ученых как J.Nathan , Ф.И. Хачим , Г.А.Сейранян , М.Р.Кангезов , М.А.Баглиев
, Абу Ванди Хатем ,А.М. Васильев , С.Э.Бабкин, И. А.Царегородцева , К.З.Хамзин ,Л. М. Исаев , М. А. Сапронова , Г. Амин , С.Г., которые послужили главной основой настоящего исследования.
Структура и объем исследования. Данное исследование состоит из трех глав (включающих в себя шесть параграфов), а также введения, заключения и списка литературы. Каждая из глав подразделяется на параграфы, посвященных отдельным изучаемым вопросам согласно логике изложения материала
Взгляды идеологов движения «Братьев-мусульман» сыграли существенную роль в определении их политического курса и разработке их планов, а ключевой задачей «Братьев-мусульман» было провозглашено создание государства по образу и подобию средневекового халифата. Интересно, что египетские «ихваны» преуспели в Египте в условиях нарастания социального конфликта. На короткое время они взяли в свои руки законодательную и исполнительную и духовную власть. Однако прежняя элита, воспользовавшись некомпетентностью «ихванов» в вопросах государственного управления и поднимающегося недовольства этим, перехватила инициативу. Власть «Братьев-мусульман» закрепилась во время первых парламентских выборов в послереволюционном Египте, которые дали преимущество главному действующему лицу «политического ислама» - Ассоциации мусульманского братства (представленной Партией свободы и справедливости). Правление «ихванов» в Египте продолжалось с 30 июня 2012 года, когда Мухаммед Мурси вступил в должность в качестве президента до 3 июля 2013 года, когда представители египетских вооруженных сил объявили о его отстранении от власти.
«Братья-мусульмане» не смогли возглавить недовольных так как они стали настоящей революционной силой. Они не были организаторами революции, не готовили её и не принимали существенного участия в основных событиях. Длительное пребывание в подполье не помешало им создать дееспособную организацию, способную организовать население на конструктивную деятельность. Однако их представители избирались в египетское законодательное собрание в качестве независимых кандидатов. Политическое представительство этой организации («Партия свободы и справедливости») было организовано в июне 2011 года. Таким образом, эта политическая сила оказалась не готова к действиям во время отставки Мубарака и Бен Али.
Интересы «Братьев-мусульман» не совпали с интересами национальными. Египтяне не восприняли идей приоритета конфессиональных интересов перед национальными. Сразу после свержения Мубарака в центре внимания в Египте оказался проект новой конституции. В ходе обсуждения конституции различные группы вели дискуссию по ряду важных положений нового издания основного закона. Фундаменталисты натолкнулись на неприятие их предложений по правам этнических и религиозных меньшинств, правам и роли женщин в обществе. Баланс между светским и конфессиональным так и не был найден. Главным вопросом стал вопрос об источниках права. Положения о шариате как источнике законодательства содержались в основных законах Египта и до революций, но во время работы конституционной комиссии в 2011-2013 годах «Братья-мусульмане» и салафиты потребовали признать Шариат как единственный источника права. Именно желание фундаменталистов навязать обществу свою вариацию новой конституции привело к конфликту в ноябре 2012 года.
Египет захлестнули масштабные протесты. Это было связано с тем, как «Братья-мусульмане» отреагировали на кризисные ситуации. Очевидно, что принятие конституционной декларации Мухаммеда Мурси 22 ноября 2012 года оказалось слабо скрытой попыткой дезорганизовать силы, защищающие светский характер государства, в первую очередь, судебную систему. Эта декларация одобряла главенство исполнительной власти над судебной властью и давала президенту право принимать любые решения без учёта судебных решений. Вряд ли это заявление было личной инициативой президента Мурси. Скорее всего оно было принято движением «Братья-мусульмане». Его принятие вызвало бурю возмущения в стране: до 200 000 противников «Братьев-мусульман» собрались в Каире. Многие из личного окружения президента-исламиста выступили против этого. Многие представители оппозиции в Египте охарактеризовали обстановку с этим документом как государственный переворот, начало диктатуры и покушения на конституционные права. Второй проект, предложенный ими, оказался столь же неудачным. Этот проект был не только спорным, но и неполным, что поспешность при его разработке. Таким образом, партия египетских фундаменталистов за короткий срок создала два искусственных кризиса. Таким образом она быстро растеряла сторонников и лишилась значительной поддержки.
Анализ событий показывает, что ислам в Египте имеет свою специфику. С одной стороны, в конституционном законодательстве, закреплялись одновременно как религиозные принципы построения государства, так и светские. Но в Арабской Республике Египет секулярные тенденции оказались намного боле укоренённым в общественном сознании значительной части населения и при угрозе личному благополучию населению, живущему за счет туристической отрасли это население отвергло притязания фундаменталистов на коренную перестройку системы и позволило военным осуществить переворот.
Египет при фундаменталистах перестал быть устойчиво развивающейся страной. Именно это стало главной претензией значительной части населения в адрес президента Мурси. Среди причин неудач Мурси были так же очевидный недостаток политического опыта и неспособность восстановить экономику страны, которая еще до беспорядков оказалась не в лучшей форме и стала одной из причин свержение Хосни Мубарака.