РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН» В ЕГИПТЕ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВВ
|
Введение 3
1. Клерикализм в Египте: историческая эволюция и конституционное
оформление 12
1.1. Специфика ислама в Египте 12
1.2. Конституция Египта 2012 г. и отношение к радикальному исламу 26
2. Исламисты в Египте: происхождение, эволюция и приход к власти 37
2.1. Движение «Братья - мусульмане» и египетское общество после
революции 37
2.2. »Братья - мусульмане» у власти: основные направления внутренней и
внешней политики 46
3. Радикальный исламизм и общество 51
3.1. Причины падения режима М. Мурси 51
3.2. Братья-мусульмане после военного переворота 58
Заключение 68
Список источников и литературы 71
1. Клерикализм в Египте: историческая эволюция и конституционное
оформление 12
1.1. Специфика ислама в Египте 12
1.2. Конституция Египта 2012 г. и отношение к радикальному исламу 26
2. Исламисты в Египте: происхождение, эволюция и приход к власти 37
2.1. Движение «Братья - мусульмане» и египетское общество после
революции 37
2.2. »Братья - мусульмане» у власти: основные направления внутренней и
внешней политики 46
3. Радикальный исламизм и общество 51
3.1. Причины падения режима М. Мурси 51
3.2. Братья-мусульмане после военного переворота 58
Заключение 68
Список источников и литературы 71
Постановка проблемы. В условиях биполярной системы после распада СССР в странах Востока началось ослабление политических сил ориентированных на секуляризм. Это соответственно ведет к росту влияния движений, ориентированных на построение государств исламского типа. Страны Запада способствовали падению светских режимов в Ливии, Тунисе и Египте с 2011 года. Они сопровождались крупномасштабными изменениями. К власти демократическим путём или через государственный переворот начали приходить силы, проповедующие ислам как политическую доктрину. С точки зрения исламистов между государством и религиозными объединениями, прямо или косвенно затрагивающих статус человека и гражданина должна существовать прямая связь. Проблема заключается в том, насколько удачным может оказаться этот эксперимент по возврату к политическому исламу времен халифата, насколько реально установление в этих странах демократических режимов по образу и подобию Западной Европы и Северной Америки.
Актуальность темы исследования. Ислам на Востоке на протяжении веков был не просто идеологией государства. Он был частью политической системы, основой судопроизводства, основой мировоззрения. В эпоху распада ялтинской системы международных отношений ислам оказался востребован в странах Востока как особая религиозная и политическая идеология, способная объединить всех недовольных процессом вестернизации, стать основой самоорганизации населения. Укрепление позиций ислама и его влияния связаны с разочарованием в идеологических парадигмах XX века, так они не дали ожидаемых результатов для бывших колониальных и полуколониальных стран. Происходящие сегодня в мире события свидетельствуют о том, что в современных условиях исламизм, идущий на смену идеям партии арабского социалистического возрождения - характерная черта развития мусульманского мира конца XX - начала XXI веков выражающаяся в усилении воздействия исламизма на внутреннюю политическую жизнь, как в Египте, так и в других странах с преобладанием мусульманского населения 2.
Для Египта эта тенденция проявилась в деятельности «Братьев- мусульман», организации, оказавшей полновесное влияние на регион Ближнего Востока и Персидского залива, как в идеологическом, так и политическом плане. Эта организация возникла в 1928 году. После падения Оттоманской империи «Братство» заявило о своем стремлении взять на себя политическую роль. «Братья-мусульмане» заявили о себе как противники европейского колониализма, сионизма и влияния западной культуры на мусульман.
Для основоположника организации Хасана аль-Банны ислам и политика представлялись как связка: «Ислам - религия и государство». Согласно этому определению ислам - это не просто религия, но и обусловленная модель общественного строя. Таким образом он выступал против секуляристских тенденций, которые отождествляют политическое проявление ислама в институтах гражданского общества, а не в государстве. Ислам для них - реформистское течение, вопросом которого стало ориентирование человечества на правильный путь.
История «Братьев-мусульман» это - история борьбы со светской египетской монархией (до 1952 года), позже против националистического режима Гамаля Абдель-Насера, который видел в «Братьях» соперников. Один из радикальных лидеров этой организации Саид Кутб был брошен в тюрьму, а затем казнен (в 1966 году).
«Братья-мусульмане» исторически стали политической оппозицией в Египте: они предоставляли населению медицинскую помощь и оказывали другие формы социальной помощи, повышая, таким образом, свой политический имидж. Таким образом, среди религиозного населения они стали самой авторитетной силой. Поэтому «Арабская весна» сопровождавшаяся вспышкой народного гнева привела к власти Мухаммеда Мурси, при котором была принята новая конституция, которая отличалась чрезмерно исламистским содержанием.
В результате военного переворота, президент был свергнут, а исламисты были усмирены самым безжалостным образом: более тысячи «Братьев» погибли, многие тысячи попали под суд. Это переросло в серию вооруженных налётов на разные государственные учреждения, террористические акты против высокопоставленных чиновников стали повторяться все чаще и чаще. «Братья-мусульмане» были снова объявлены террористической организацией. Исходя из этого можно констатировать, что вопрос об отношении к исламизму в странах Ближнего Востока остается в высшей степени актуальным, а с учетом того, что именно в Египте находится центр мусульманского богословия, который оказывает идеологическое воздействие на мусульман всего мира, этот вопрос имеет такое же значение для всех стран с мусульманским населением, включая Российскую Федерацию.
Объектом исследования является политический исламизм в Египте и его роль в общественной жизни страны на рубеже XX - XXI вв.
Предметом исследования является роль «Братьев-мусульман» в предпосылках, причинах и результатах «Арабской весны» в Египте.
Цель исследования заключается в комплексном анализе развития движения «Братьев-мусульман» в Египте на рубеже XX - XXI вв. в политическом аспекте.
Поставленная цель достигалась решением следующих задач:
• Проанализировать специфику ислама в Египте;
• Провести анализ Конституции Египта 2012 г. и отношения к радикальному исламу;
• Исследовать движение «Братья - мусульмане» и египетское общество после революции;
• Проанализировать движение «Братья - мусульмане» у власти: основные направления внутренней и внешней политики;
• Проанализировать причины падения режима М. Мурси;
• Провести анализ движение «Братья - мусульмане» после военного переворота.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с момента волнений на территории Египта, возникших в конце XX в. вплоть до июля 2013 года, когда правление президента Египта, представителя исламистов Мурси, завершилось военным переворотом.
Методологическая основа исследования. В данной работе были использованы описательный, сравнительный, типологический и системный методы.
Описательный метод позволил дать целостное представление о политических отношениях, возникших под влиянием движения «Братья - мусульмане» в Египте на рубеже XX - XXI вв. Объектами сравнительного исследования послужили Конституции Египта, принятые в данной стране в период хронологических рамок исследования, а также развитие движения «Братьев-мусульман» с момента их создания вплоть до военного переворота 2013 г., что позволило обнаружить и исследовать общее и особенное в содержании данных институтов и определить сходство и различие между ними. Типология позволила исследовать уровень социально-экономического, а также организационно-политического развития Египта в обозначенный хронологический период времени. Исследовать и выделить политические режимы, т.е. способы властвования, функционирования государства и данного движения, определяющих качество политической жизни в Египте. Использование системного подхода позволило представить объект исследования - исламизацию Египта, произошедшую в рамках движения «Братья-мусульмане» в качестве целостной системы взаимодействующих элементов, рассмотреть ее функционирование во взаимодействии с окружающей социальной средой.
Научная новизна исследования определяется тем, что для работы привлечены новые источники, которые касаются многообразных аспектов развития движения «Братьев-мусульман» в Египте на рубеже XX - XXI вв.
Источниками исследования являются:
1. Конституции Египта 1923 г. , 1956 г, Временная Конституция Объединенной Арабской Республики (1958 г.) ,Конституции Египта 1971 г. , 2012 г. ,Закон № 73 от 1956 года «Об осуществлении политических прав граждан в Арабской республике Египет, Декрет о восстановлении полномочий парламента , расформированного Верховным судом Египта, Конституционная Декларация от ноября 2012 года , Указ об отставке генерального прокурора Абд Эль-Мегид Махмуд,«Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет»,Указ №1 Высшего военного совета вооруженных сил Египта , Закон № 73 от 1956 года «Об осуществлении политических
прав граждан в Арабской республике Египет , Решение по судебному разбирательству М. Мурси и других обвиняемых предварительный вариант программы египетских «Братьев-мусульман» и программа партии «Братьев-мусульман» «Партии свободы и справедливости», выступления Мурси , Насер Гамаль Абдель, Анвара Садата, относящиеся к движению «Братьев-мусульман» ;
2. Социологические данные, получены из российских и западных публикаций, периодических изданий, источникового характера, содержащейся в системе Интернет ; результатов профессиональной деятельности специалистов по статистике.
Степень изученности проблемы. Степень научной разработанности исследуемой проблемы представляется недостаточной. Объем литературы по анализируемой теме в настоящее время ограничен из-за короткого времени, прошедшего с событий - с момента волнений на территории Египта, возникших в конце XX в. и до июля 2013 года, когда правление президента Египта, представителя исламистов Мурси, завершилось военным переворотом. Многие источники, включая книги и статьи, вышли сразу после революционных событий в Арабской Республике Египет и носили дискуссионный или журналистский, публицистический характер.
Вопросы исламизации Египта рассматриваются в работах таких ученых как Е.Н. Фурсова, W.E.Kaegi , В.В. Бартольд , А. Массэ, A. L. Al-SayyidMarsot, Х. Бехруз ,А. Мюллер , В.Б. Солдатов, Р.К. Адыгамов , А.М. Багдади , Д.Д.Баширов.
Исследованию Египта, касающиеся его внутреннего государственного устройства в рассматриваемых хронологических рамках,посвящены работы Н.С. Бажана , А. Мустафа , А.М. Родригеса , Е.М. Савичева , Е.И. Зеленева.
Период становления движения «Братьев -мусульман», а также развитие их идеологии, приход движения «Братьев- мусульман» к власти рассмотрены в работах таких ученых как J.Nathan , Ф.И. Хачим , Г.А.Сейранян , М.Р.Кангезов , М.А.Баглиев
, Абу Ванди Хатем ,А.М. Васильев , С.Э.Бабкин, И. А.Царегородцева , К.З.Хамзин ,Л. М. Исаев , М. А. Сапронова , Г. Амин , С.Г., которые послужили главной основой настоящего исследования.
Структура и объем исследования. Данное исследование состоит из трех глав (включающих в себя шесть параграфов), а также введения, заключения и списка литературы. Каждая из глав подразделяется на параграфы, посвященных отдельным изучаемым вопросам согласно логике изложения материала
Актуальность темы исследования. Ислам на Востоке на протяжении веков был не просто идеологией государства. Он был частью политической системы, основой судопроизводства, основой мировоззрения. В эпоху распада ялтинской системы международных отношений ислам оказался востребован в странах Востока как особая религиозная и политическая идеология, способная объединить всех недовольных процессом вестернизации, стать основой самоорганизации населения. Укрепление позиций ислама и его влияния связаны с разочарованием в идеологических парадигмах XX века, так они не дали ожидаемых результатов для бывших колониальных и полуколониальных стран. Происходящие сегодня в мире события свидетельствуют о том, что в современных условиях исламизм, идущий на смену идеям партии арабского социалистического возрождения - характерная черта развития мусульманского мира конца XX - начала XXI веков выражающаяся в усилении воздействия исламизма на внутреннюю политическую жизнь, как в Египте, так и в других странах с преобладанием мусульманского населения 2.
Для Египта эта тенденция проявилась в деятельности «Братьев- мусульман», организации, оказавшей полновесное влияние на регион Ближнего Востока и Персидского залива, как в идеологическом, так и политическом плане. Эта организация возникла в 1928 году. После падения Оттоманской империи «Братство» заявило о своем стремлении взять на себя политическую роль. «Братья-мусульмане» заявили о себе как противники европейского колониализма, сионизма и влияния западной культуры на мусульман.
Для основоположника организации Хасана аль-Банны ислам и политика представлялись как связка: «Ислам - религия и государство». Согласно этому определению ислам - это не просто религия, но и обусловленная модель общественного строя. Таким образом он выступал против секуляристских тенденций, которые отождествляют политическое проявление ислама в институтах гражданского общества, а не в государстве. Ислам для них - реформистское течение, вопросом которого стало ориентирование человечества на правильный путь.
История «Братьев-мусульман» это - история борьбы со светской египетской монархией (до 1952 года), позже против националистического режима Гамаля Абдель-Насера, который видел в «Братьях» соперников. Один из радикальных лидеров этой организации Саид Кутб был брошен в тюрьму, а затем казнен (в 1966 году).
«Братья-мусульмане» исторически стали политической оппозицией в Египте: они предоставляли населению медицинскую помощь и оказывали другие формы социальной помощи, повышая, таким образом, свой политический имидж. Таким образом, среди религиозного населения они стали самой авторитетной силой. Поэтому «Арабская весна» сопровождавшаяся вспышкой народного гнева привела к власти Мухаммеда Мурси, при котором была принята новая конституция, которая отличалась чрезмерно исламистским содержанием.
В результате военного переворота, президент был свергнут, а исламисты были усмирены самым безжалостным образом: более тысячи «Братьев» погибли, многие тысячи попали под суд. Это переросло в серию вооруженных налётов на разные государственные учреждения, террористические акты против высокопоставленных чиновников стали повторяться все чаще и чаще. «Братья-мусульмане» были снова объявлены террористической организацией. Исходя из этого можно констатировать, что вопрос об отношении к исламизму в странах Ближнего Востока остается в высшей степени актуальным, а с учетом того, что именно в Египте находится центр мусульманского богословия, который оказывает идеологическое воздействие на мусульман всего мира, этот вопрос имеет такое же значение для всех стран с мусульманским населением, включая Российскую Федерацию.
Объектом исследования является политический исламизм в Египте и его роль в общественной жизни страны на рубеже XX - XXI вв.
Предметом исследования является роль «Братьев-мусульман» в предпосылках, причинах и результатах «Арабской весны» в Египте.
Цель исследования заключается в комплексном анализе развития движения «Братьев-мусульман» в Египте на рубеже XX - XXI вв. в политическом аспекте.
Поставленная цель достигалась решением следующих задач:
• Проанализировать специфику ислама в Египте;
• Провести анализ Конституции Египта 2012 г. и отношения к радикальному исламу;
• Исследовать движение «Братья - мусульмане» и египетское общество после революции;
• Проанализировать движение «Братья - мусульмане» у власти: основные направления внутренней и внешней политики;
• Проанализировать причины падения режима М. Мурси;
• Провести анализ движение «Братья - мусульмане» после военного переворота.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с момента волнений на территории Египта, возникших в конце XX в. вплоть до июля 2013 года, когда правление президента Египта, представителя исламистов Мурси, завершилось военным переворотом.
Методологическая основа исследования. В данной работе были использованы описательный, сравнительный, типологический и системный методы.
Описательный метод позволил дать целостное представление о политических отношениях, возникших под влиянием движения «Братья - мусульмане» в Египте на рубеже XX - XXI вв. Объектами сравнительного исследования послужили Конституции Египта, принятые в данной стране в период хронологических рамок исследования, а также развитие движения «Братьев-мусульман» с момента их создания вплоть до военного переворота 2013 г., что позволило обнаружить и исследовать общее и особенное в содержании данных институтов и определить сходство и различие между ними. Типология позволила исследовать уровень социально-экономического, а также организационно-политического развития Египта в обозначенный хронологический период времени. Исследовать и выделить политические режимы, т.е. способы властвования, функционирования государства и данного движения, определяющих качество политической жизни в Египте. Использование системного подхода позволило представить объект исследования - исламизацию Египта, произошедшую в рамках движения «Братья-мусульмане» в качестве целостной системы взаимодействующих элементов, рассмотреть ее функционирование во взаимодействии с окружающей социальной средой.
Научная новизна исследования определяется тем, что для работы привлечены новые источники, которые касаются многообразных аспектов развития движения «Братьев-мусульман» в Египте на рубеже XX - XXI вв.
Источниками исследования являются:
1. Конституции Египта 1923 г. , 1956 г, Временная Конституция Объединенной Арабской Республики (1958 г.) ,Конституции Египта 1971 г. , 2012 г. ,Закон № 73 от 1956 года «Об осуществлении политических прав граждан в Арабской республике Египет, Декрет о восстановлении полномочий парламента , расформированного Верховным судом Египта, Конституционная Декларация от ноября 2012 года , Указ об отставке генерального прокурора Абд Эль-Мегид Махмуд,«Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет»,Указ №1 Высшего военного совета вооруженных сил Египта , Закон № 73 от 1956 года «Об осуществлении политических
прав граждан в Арабской республике Египет , Решение по судебному разбирательству М. Мурси и других обвиняемых предварительный вариант программы египетских «Братьев-мусульман» и программа партии «Братьев-мусульман» «Партии свободы и справедливости», выступления Мурси , Насер Гамаль Абдель, Анвара Садата, относящиеся к движению «Братьев-мусульман» ;
2. Социологические данные, получены из российских и западных публикаций, периодических изданий, источникового характера, содержащейся в системе Интернет ; результатов профессиональной деятельности специалистов по статистике.
Степень изученности проблемы. Степень научной разработанности исследуемой проблемы представляется недостаточной. Объем литературы по анализируемой теме в настоящее время ограничен из-за короткого времени, прошедшего с событий - с момента волнений на территории Египта, возникших в конце XX в. и до июля 2013 года, когда правление президента Египта, представителя исламистов Мурси, завершилось военным переворотом. Многие источники, включая книги и статьи, вышли сразу после революционных событий в Арабской Республике Египет и носили дискуссионный или журналистский, публицистический характер.
Вопросы исламизации Египта рассматриваются в работах таких ученых как Е.Н. Фурсова, W.E.Kaegi , В.В. Бартольд , А. Массэ, A. L. Al-SayyidMarsot, Х. Бехруз ,А. Мюллер , В.Б. Солдатов, Р.К. Адыгамов , А.М. Багдади , Д.Д.Баширов.
Исследованию Египта, касающиеся его внутреннего государственного устройства в рассматриваемых хронологических рамках,посвящены работы Н.С. Бажана , А. Мустафа , А.М. Родригеса , Е.М. Савичева , Е.И. Зеленева.
Период становления движения «Братьев -мусульман», а также развитие их идеологии, приход движения «Братьев- мусульман» к власти рассмотрены в работах таких ученых как J.Nathan , Ф.И. Хачим , Г.А.Сейранян , М.Р.Кангезов , М.А.Баглиев
, Абу Ванди Хатем ,А.М. Васильев , С.Э.Бабкин, И. А.Царегородцева , К.З.Хамзин ,Л. М. Исаев , М. А. Сапронова , Г. Амин , С.Г., которые послужили главной основой настоящего исследования.
Структура и объем исследования. Данное исследование состоит из трех глав (включающих в себя шесть параграфов), а также введения, заключения и списка литературы. Каждая из глав подразделяется на параграфы, посвященных отдельным изучаемым вопросам согласно логике изложения материала
Взгляды идеологов движения «Братьев-мусульман» сыграли существенную роль в определении их политического курса и разработке их планов, а ключевой задачей «Братьев-мусульман» было провозглашено создание государства по образу и подобию средневекового халифата. Интересно, что египетские «ихваны» преуспели в Египте в условиях нарастания социального конфликта. На короткое время они взяли в свои руки законодательную и исполнительную и духовную власть. Однако прежняя элита, воспользовавшись некомпетентностью «ихванов» в вопросах государственного управления и поднимающегося недовольства этим, перехватила инициативу. Власть «Братьев-мусульман» закрепилась во время первых парламентских выборов в послереволюционном Египте, которые дали преимущество главному действующему лицу «политического ислама» - Ассоциации мусульманского братства (представленной Партией свободы и справедливости). Правление «ихванов» в Египте продолжалось с 30 июня 2012 года, когда Мухаммед Мурси вступил в должность в качестве президента до 3 июля 2013 года, когда представители египетских вооруженных сил объявили о его отстранении от власти.
«Братья-мусульмане» не смогли возглавить недовольных так как они стали настоящей революционной силой. Они не были организаторами революции, не готовили её и не принимали существенного участия в основных событиях. Длительное пребывание в подполье не помешало им создать дееспособную организацию, способную организовать население на конструктивную деятельность. Однако их представители избирались в египетское законодательное собрание в качестве независимых кандидатов. Политическое представительство этой организации («Партия свободы и справедливости») было организовано в июне 2011 года. Таким образом, эта политическая сила оказалась не готова к действиям во время отставки Мубарака и Бен Али.
Интересы «Братьев-мусульман» не совпали с интересами национальными. Египтяне не восприняли идей приоритета конфессиональных интересов перед национальными. Сразу после свержения Мубарака в центре внимания в Египте оказался проект новой конституции. В ходе обсуждения конституции различные группы вели дискуссию по ряду важных положений нового издания основного закона. Фундаменталисты натолкнулись на неприятие их предложений по правам этнических и религиозных меньшинств, правам и роли женщин в обществе. Баланс между светским и конфессиональным так и не был найден. Главным вопросом стал вопрос об источниках права. Положения о шариате как источнике законодательства содержались в основных законах Египта и до революций, но во время работы конституционной комиссии в 2011-2013 годах «Братья-мусульмане» и салафиты потребовали признать Шариат как единственный источника права. Именно желание фундаменталистов навязать обществу свою вариацию новой конституции привело к конфликту в ноябре 2012 года.
Египет захлестнули масштабные протесты. Это было связано с тем, как «Братья-мусульмане» отреагировали на кризисные ситуации. Очевидно, что принятие конституционной декларации Мухаммеда Мурси 22 ноября 2012 года оказалось слабо скрытой попыткой дезорганизовать силы, защищающие светский характер государства, в первую очередь, судебную систему. Эта декларация одобряла главенство исполнительной власти над судебной властью и давала президенту право принимать любые решения без учёта судебных решений. Вряд ли это заявление было личной инициативой президента Мурси. Скорее всего оно было принято движением «Братья-мусульмане». Его принятие вызвало бурю возмущения в стране: до 200 000 противников «Братьев-мусульман» собрались в Каире. Многие из личного окружения президента-исламиста выступили против этого. Многие представители оппозиции в Египте охарактеризовали обстановку с этим документом как государственный переворот, начало диктатуры и покушения на конституционные права. Второй проект, предложенный ими, оказался столь же неудачным. Этот проект был не только спорным, но и неполным, что поспешность при его разработке. Таким образом, партия египетских фундаменталистов за короткий срок создала два искусственных кризиса. Таким образом она быстро растеряла сторонников и лишилась значительной поддержки.
Анализ событий показывает, что ислам в Египте имеет свою специфику. С одной стороны, в конституционном законодательстве, закреплялись одновременно как религиозные принципы построения государства, так и светские. Но в Арабской Республике Египет секулярные тенденции оказались намного боле укоренённым в общественном сознании значительной части населения и при угрозе личному благополучию населению, живущему за счет туристической отрасли это население отвергло притязания фундаменталистов на коренную перестройку системы и позволило военным осуществить переворот.
Египет при фундаменталистах перестал быть устойчиво развивающейся страной. Именно это стало главной претензией значительной части населения в адрес президента Мурси. Среди причин неудач Мурси были так же очевидный недостаток политического опыта и неспособность восстановить экономику страны, которая еще до беспорядков оказалась не в лучшей форме и стала одной из причин свержение Хосни Мубарака.
«Братья-мусульмане» не смогли возглавить недовольных так как они стали настоящей революционной силой. Они не были организаторами революции, не готовили её и не принимали существенного участия в основных событиях. Длительное пребывание в подполье не помешало им создать дееспособную организацию, способную организовать население на конструктивную деятельность. Однако их представители избирались в египетское законодательное собрание в качестве независимых кандидатов. Политическое представительство этой организации («Партия свободы и справедливости») было организовано в июне 2011 года. Таким образом, эта политическая сила оказалась не готова к действиям во время отставки Мубарака и Бен Али.
Интересы «Братьев-мусульман» не совпали с интересами национальными. Египтяне не восприняли идей приоритета конфессиональных интересов перед национальными. Сразу после свержения Мубарака в центре внимания в Египте оказался проект новой конституции. В ходе обсуждения конституции различные группы вели дискуссию по ряду важных положений нового издания основного закона. Фундаменталисты натолкнулись на неприятие их предложений по правам этнических и религиозных меньшинств, правам и роли женщин в обществе. Баланс между светским и конфессиональным так и не был найден. Главным вопросом стал вопрос об источниках права. Положения о шариате как источнике законодательства содержались в основных законах Египта и до революций, но во время работы конституционной комиссии в 2011-2013 годах «Братья-мусульмане» и салафиты потребовали признать Шариат как единственный источника права. Именно желание фундаменталистов навязать обществу свою вариацию новой конституции привело к конфликту в ноябре 2012 года.
Египет захлестнули масштабные протесты. Это было связано с тем, как «Братья-мусульмане» отреагировали на кризисные ситуации. Очевидно, что принятие конституционной декларации Мухаммеда Мурси 22 ноября 2012 года оказалось слабо скрытой попыткой дезорганизовать силы, защищающие светский характер государства, в первую очередь, судебную систему. Эта декларация одобряла главенство исполнительной власти над судебной властью и давала президенту право принимать любые решения без учёта судебных решений. Вряд ли это заявление было личной инициативой президента Мурси. Скорее всего оно было принято движением «Братья-мусульмане». Его принятие вызвало бурю возмущения в стране: до 200 000 противников «Братьев-мусульман» собрались в Каире. Многие из личного окружения президента-исламиста выступили против этого. Многие представители оппозиции в Египте охарактеризовали обстановку с этим документом как государственный переворот, начало диктатуры и покушения на конституционные права. Второй проект, предложенный ими, оказался столь же неудачным. Этот проект был не только спорным, но и неполным, что поспешность при его разработке. Таким образом, партия египетских фундаменталистов за короткий срок создала два искусственных кризиса. Таким образом она быстро растеряла сторонников и лишилась значительной поддержки.
Анализ событий показывает, что ислам в Египте имеет свою специфику. С одной стороны, в конституционном законодательстве, закреплялись одновременно как религиозные принципы построения государства, так и светские. Но в Арабской Республике Египет секулярные тенденции оказались намного боле укоренённым в общественном сознании значительной части населения и при угрозе личному благополучию населению, живущему за счет туристической отрасли это население отвергло притязания фундаменталистов на коренную перестройку системы и позволило военным осуществить переворот.
Египет при фундаменталистах перестал быть устойчиво развивающейся страной. Именно это стало главной претензией значительной части населения в адрес президента Мурси. Среди причин неудач Мурси были так же очевидный недостаток политического опыта и неспособность восстановить экономику страны, которая еще до беспорядков оказалась не в лучшей форме и стала одной из причин свержение Хосни Мубарака.
Подобные работы
- АНТРОПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ И НЕНАСИЛИЯ В ИДЕОЛОГИИ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ ИСЛАМА
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - ЧЕЛОВЕК В ИСЛАМСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ТЕОЛОГИИ
ВОЙНЫ И МИРА
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Зикр и его место в религиозных практиках суфиев Поволжья
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



