Современные технологии обучения продуктивным видам речевой деятельности
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1 История внедрения Интернет-технологий в процессе обучения
иностранному языку 7
1.2 Психолого-дидактические аспекты возможности использования
Интернет-технологий в обучении иностранному языку учащихся 10-11 классов 12
1.3 Виды учебных Интернет-ресурсов 26
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 37
2.1 Интернет-ресурсы в формировании языковой компетенции 37
2.2 Интернет-ресурсы в формировании речевой компетенции в области
обучения продуктивным видам речевой деятельности 47
2.3 Опытное обучение на основе интерактивной технологии «Кейсметод» 57
Выводы по Главе 2 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложения 86
Приложение 1 86
Приложение 2 87
Приложение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1 История внедрения Интернет-технологий в процессе обучения
иностранному языку 7
1.2 Психолого-дидактические аспекты возможности использования
Интернет-технологий в обучении иностранному языку учащихся 10-11 классов 12
1.3 Виды учебных Интернет-ресурсов 26
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 37
2.1 Интернет-ресурсы в формировании языковой компетенции 37
2.2 Интернет-ресурсы в формировании речевой компетенции в области
обучения продуктивным видам речевой деятельности 47
2.3 Опытное обучение на основе интерактивной технологии «Кейсметод» 57
Выводы по Главе 2 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложения 86
Приложение 1 86
Приложение 2 87
Приложение 3
Актуальность исследования. На сегодняшний день знание иностранных языков, к примеру английского и французского, крайне актуально для каждого человека, стремящегося добиться успеха в той или иной профессии, быть высококомпетентным и конкурентоспособным, a также обладать совокупностью профессиональных, коммуникативных и интеллектуальных умений на должном уровне. Дело в том, что в процессе перехода к информационному обществу, в котором мы сейчас находимся, возникла твердая необходимость в оперативной информатизации образования, которая заключается, в первую очередь, в широком внедрении новых информационно-коммуникационных технологий, a другими словами - Интернет-технологий. На данный момент активное внедрение данных технологий в процесс обучения иностранным языкам становится не просто неизбежным, a необходимым. И, как следствие, первостепенной задачей в наши дни является совершенствование технологий обучения иностранным языкам, a именно - обучение всем четырем видам речевой деятельности, c помощью использования широкого спектра доступных Интернет-ресурсов, их дидактическая дескрипция и непосредственная интеграция в учебный процесс. Один из существенных аспектов данного процесса - это обучение именно продуктивным видам речевой деятельности как средством передачи речевого сообщения собеседнику.
Объект исследования - процесс обучения иностранным языкам учащихся на основе применения Интернет-технологий.
Предмет исследования - возможности и особенности применения Интернет-технологий в процессе обучения продуктивным видам речевой деятельности.
Цель исследования - выявить возможности применения Интернет технологий в процессе обучения продуктивным видам речевой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Обобщить историю внедрения Интернет-технологий в процесс изучения иностранного языка.
2. Обосновать психолого-дидактические аспекты использования Интернет-технологий в обучении иностранному языку учащихся 10-11 классов.
3. Выявить и описать виды учебных Интернет-ресурсов.
4. Разработать методическую организацию учебного материала с
использованием Интернет-ресурсов в обучении аспектам языка и продуктивным видам речевой деятельности.
Для решения поставленных задач применялись следующие общенаучные методы исследования:
- Критический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования.
- Сопоставительный анализ концепций по проблеме исследования.
- Метод целенаправленного наблюдения за реальной учебной
деятельностью учащихся на уроках с последующим обобщением и описанием полученных выводов.
- Обобщение опыта использования Интернет-технологий.
- Опытное обучение.
- Анализ существующих на сегодняшний день Интернет -ресурсов.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили
научные труды как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в области использования Интернет-технологий и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка (Э.П. Азимов, В.А. Коломиец, П.В. Сысоев, Д. Лич, Е.С. Полат, Дж. Сайкс, В.С. Тормошева, М.А. Филиппов и др.), методики обучения продуктивным видам речевой деятельности, таким как говорение и письмо, на уроках иностранного языка (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, А.А. Миролюбов, Дж. Ричардс, Г.В. Рогова, В. Цанг и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обобщении истории внедрения Интернет-технологий в процесс изучения иностранного языка. Нами обоснована роль и место Интернет-технологий в обучении иностранному языку, a также разработана методическая организация использования Интернет-технологий в обучении продуктивным видам речевой деятельности.
Практическая значимость магистерского диссертационного исследования определяется тем, что представленные в нем материалы могут быть активно использованы преподавателями высшей школы, учителями и методистами в процессе разработки учебно-методического инструментария по повышению эффективности процесса обучения иностранному языку в целом и продуктивным видам речевой деятельности в частности. К тому же, материалы исследования могут быть использованы на практических занятиях по дисциплине «Методика обучения иностранному языку».
На защиту выносятся:
1. Интернет-технологии появились в середине ХХ века, но подлинное применение и развитие в Российской Федерации началось c 90-х годов ХХ столетия.
2. Наиболее используемыми являются следующие Интернет-ресурсы: российские и зарубежные образовательные порталы, веб-сайты (Единое окно доступа к образовательным ресурсам, ReadWriteThink, BBC Learning English и British Council).
3. Методическая организация учебного материала c использованием Интернет-ресурсов в обучении продуктивным видам речевой деятельности состоит в применении интерактивной технологии, основу которой составляют развивающие задания и веб-упражнения.
Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения. Во введении раскрывается актуальность исследования, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, также раскрывается теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе представлены теоретические основы использования Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку. Вторая глава посвящена созданию, описанию этапов и проверке путем опытного обучения эффективности методики обучения продуктивным видам речевой деятельности c использованием Интернет-ресурсов. В заключении приводятся выводы, сделанные автором на основе проведенного исследования. Список используемой литературы включает 80 источников и 27 информационных ресурсов. Также работа содержит 3 приложения.
Объект исследования - процесс обучения иностранным языкам учащихся на основе применения Интернет-технологий.
Предмет исследования - возможности и особенности применения Интернет-технологий в процессе обучения продуктивным видам речевой деятельности.
Цель исследования - выявить возможности применения Интернет технологий в процессе обучения продуктивным видам речевой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Обобщить историю внедрения Интернет-технологий в процесс изучения иностранного языка.
2. Обосновать психолого-дидактические аспекты использования Интернет-технологий в обучении иностранному языку учащихся 10-11 классов.
3. Выявить и описать виды учебных Интернет-ресурсов.
4. Разработать методическую организацию учебного материала с
использованием Интернет-ресурсов в обучении аспектам языка и продуктивным видам речевой деятельности.
Для решения поставленных задач применялись следующие общенаучные методы исследования:
- Критический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования.
- Сопоставительный анализ концепций по проблеме исследования.
- Метод целенаправленного наблюдения за реальной учебной
деятельностью учащихся на уроках с последующим обобщением и описанием полученных выводов.
- Обобщение опыта использования Интернет-технологий.
- Опытное обучение.
- Анализ существующих на сегодняшний день Интернет -ресурсов.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили
научные труды как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в области использования Интернет-технологий и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка (Э.П. Азимов, В.А. Коломиец, П.В. Сысоев, Д. Лич, Е.С. Полат, Дж. Сайкс, В.С. Тормошева, М.А. Филиппов и др.), методики обучения продуктивным видам речевой деятельности, таким как говорение и письмо, на уроках иностранного языка (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, А.А. Миролюбов, Дж. Ричардс, Г.В. Рогова, В. Цанг и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обобщении истории внедрения Интернет-технологий в процесс изучения иностранного языка. Нами обоснована роль и место Интернет-технологий в обучении иностранному языку, a также разработана методическая организация использования Интернет-технологий в обучении продуктивным видам речевой деятельности.
Практическая значимость магистерского диссертационного исследования определяется тем, что представленные в нем материалы могут быть активно использованы преподавателями высшей школы, учителями и методистами в процессе разработки учебно-методического инструментария по повышению эффективности процесса обучения иностранному языку в целом и продуктивным видам речевой деятельности в частности. К тому же, материалы исследования могут быть использованы на практических занятиях по дисциплине «Методика обучения иностранному языку».
На защиту выносятся:
1. Интернет-технологии появились в середине ХХ века, но подлинное применение и развитие в Российской Федерации началось c 90-х годов ХХ столетия.
2. Наиболее используемыми являются следующие Интернет-ресурсы: российские и зарубежные образовательные порталы, веб-сайты (Единое окно доступа к образовательным ресурсам, ReadWriteThink, BBC Learning English и British Council).
3. Методическая организация учебного материала c использованием Интернет-ресурсов в обучении продуктивным видам речевой деятельности состоит в применении интерактивной технологии, основу которой составляют развивающие задания и веб-упражнения.
Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения. Во введении раскрывается актуальность исследования, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, также раскрывается теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе представлены теоретические основы использования Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку. Вторая глава посвящена созданию, описанию этапов и проверке путем опытного обучения эффективности методики обучения продуктивным видам речевой деятельности c использованием Интернет-ресурсов. В заключении приводятся выводы, сделанные автором на основе проведенного исследования. Список используемой литературы включает 80 источников и 27 информационных ресурсов. Также работа содержит 3 приложения.
Проведённое исследование подтвердило актуальность избранной темы и позволило сделать некоторые выводы. Исследование имело целью обосновать эффективность применения Интернет-технологий в обучении школьников иностранному языку (английскому). Предпринятый в ходе работы анализ научных исследований в области компьютеризации обучения ИЯ подтвердил необходимость создания и внедрения всевозможных Интернет-технологий в учебный процесс. Были обоснованы психолого-дидактические особенности эффективного использования Интернета в обучении английскому языку учащихся 10-11 классов. Подчёркнута роль личностно-деятельностного подхода к обучению, методическое сопровождение которого - речевая направленность обучения, речемыслительная активность учащихся, ситуативность и обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся 1011 классов, подтверждает эффективность применения Интернет-технологий, их роль и место на уроках английского языка. В результате сделан вывод о том, что Интернет-технологии способствуют эффективному решению целого ряда дидактических задач:
- повышается интерес к изучаемой теме урока,
- повышается концентрация внимания,
- улучшается работа памяти,
- активизируются мыслительные способности учащихся,
- в процесс урока вовлекаются даже самые слабые и пассивные ученики,
- обеспечивается реальное общение с носителями языка, а также со своими сверстниками - учащимися других школ г. Казани, со студентами факультета иностранных языков, что в конечном итоге безоговорочно повышает мотивацию, потребность в общении, а значит и потребность в изучении английского языка, осознание его роли как языка-посредника при контактах с носителями языка.
Доказав важность и необходимость использования Интернета, нами были выявлены, детально описаны и методически разработаны Интернет-ресурсы, позволяющие формировать, развивать и совершенствовать навыки и умения в обучении аспектам языка и видам речевой деятельности.
Анализ и подробное описание уже существующих на сегодняшний день Интернет-ресурсов позволил выявить новые возможности их использования на уроках английского языка. Так, например, Интернет-ресурс «ReadWriteThink» позволяющий эффективно формировать и совершенствовать такой продуктивный вид речевой деятельности как письмо, c помощью ряда интерактивных заданий. Также описан Интернет-ресурс «BBC Learning English», который способствует формированию и совершенствованию такого продуктивного вида речевой деятельности, как говорение. Описываемый материал позволяет вывести изучение языка на новый уровень, повысить мотивацию к его изучению, познакомить учащихся с реалиями жизни.
Проведенное нами опытное обучение на основе интерактивной технологии «Кейс-метод» c использованием Интернет-ресурсов показало, что у учеников выявлен значительный рост в успеваемости по английскому языку, что обуславливает действенность и успешность данной технологии.
Подводя итог, делаем вывод: эффективности применения Интернеттехнологий в учебном процессе можно добиться только путём грамотного внедрения Интернет-ресурсов, их методического обоснования и умения сочетать их с традиционными способами обучения английскому языку и другим иностранным языкам.
- повышается интерес к изучаемой теме урока,
- повышается концентрация внимания,
- улучшается работа памяти,
- активизируются мыслительные способности учащихся,
- в процесс урока вовлекаются даже самые слабые и пассивные ученики,
- обеспечивается реальное общение с носителями языка, а также со своими сверстниками - учащимися других школ г. Казани, со студентами факультета иностранных языков, что в конечном итоге безоговорочно повышает мотивацию, потребность в общении, а значит и потребность в изучении английского языка, осознание его роли как языка-посредника при контактах с носителями языка.
Доказав важность и необходимость использования Интернета, нами были выявлены, детально описаны и методически разработаны Интернет-ресурсы, позволяющие формировать, развивать и совершенствовать навыки и умения в обучении аспектам языка и видам речевой деятельности.
Анализ и подробное описание уже существующих на сегодняшний день Интернет-ресурсов позволил выявить новые возможности их использования на уроках английского языка. Так, например, Интернет-ресурс «ReadWriteThink» позволяющий эффективно формировать и совершенствовать такой продуктивный вид речевой деятельности как письмо, c помощью ряда интерактивных заданий. Также описан Интернет-ресурс «BBC Learning English», который способствует формированию и совершенствованию такого продуктивного вида речевой деятельности, как говорение. Описываемый материал позволяет вывести изучение языка на новый уровень, повысить мотивацию к его изучению, познакомить учащихся с реалиями жизни.
Проведенное нами опытное обучение на основе интерактивной технологии «Кейс-метод» c использованием Интернет-ресурсов показало, что у учеников выявлен значительный рост в успеваемости по английскому языку, что обуславливает действенность и успешность данной технологии.
Подводя итог, делаем вывод: эффективности применения Интернеттехнологий в учебном процессе можно добиться только путём грамотного внедрения Интернет-ресурсов, их методического обоснования и умения сочетать их с традиционными способами обучения английскому языку и другим иностранным языкам.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM,
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - Использование кейс метода в процессе развития продуктивных речевых умений на английском языке на средней ступени обучения
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Применение кейс-технологии в обучении продуктивным видам речевой деятельности
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Современные технологии формирования продуктивных письменных
речевых умений французского языка на старшей ступени средней
общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Лингводидактический потенциал аутентичного песенного текста в процессе
обучения рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности на
уроке иностранного языка в 8 классе в контексте системно-деятельностного
подхода
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Ситуативность в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2024 - Коллажирование как средство развития продуктивных умений обучающихся среднего школьного возраста при обучении иностранному
языку в условиях дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОТИВИРОВАННЫМ ПИСЬМЕННЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



