ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
|
1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственной политики в
сфере здравоохранения 6
1.1. Понятие, сущность и роль государственной политики в сфере
здравоохранения 6
1.2. Нормативно-правовые и организационные аспекты государственного
регулирования сферы здравоохранения в Российской Федерации 16
2. Практические основы исследования реализации государственной политики в
сфере здравоохранения в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан, Чувашской Республики, Кировской, Свердловской и Нижегородской областей) 23
2.1. Анализ системы управления сферой здравоохранения в регионах Российской
Федерации 24
2.2. Современное состояние системы здравоохранения в регионах Российской
Федерации 35
3. Совершенствование государственной политики в сфере здравоохранения в
регионах Российской Федерации 64
3.1. Зарубежный опыт реализации государственной политики в сфере
здравоохранения на региональном уровне 64
3.2. Актуальные проблемы и направления совершенствования государственной
политики в системе здравоохранения в регионах Российской Федерации 71
Заключение 77
Список использованных источников 81
Приложения
сфере здравоохранения 6
1.1. Понятие, сущность и роль государственной политики в сфере
здравоохранения 6
1.2. Нормативно-правовые и организационные аспекты государственного
регулирования сферы здравоохранения в Российской Федерации 16
2. Практические основы исследования реализации государственной политики в
сфере здравоохранения в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан, Чувашской Республики, Кировской, Свердловской и Нижегородской областей) 23
2.1. Анализ системы управления сферой здравоохранения в регионах Российской
Федерации 24
2.2. Современное состояние системы здравоохранения в регионах Российской
Федерации 35
3. Совершенствование государственной политики в сфере здравоохранения в
регионах Российской Федерации 64
3.1. Зарубежный опыт реализации государственной политики в сфере
здравоохранения на региональном уровне 64
3.2. Актуальные проблемы и направления совершенствования государственной
политики в системе здравоохранения в регионах Российской Федерации 71
Заключение 77
Список использованных источников 81
Приложения
В рейтинге по уровню здоровья населения, составляемом агентством Bloomberg, в 2019 году Россия заняла 95 место из 169 стран, а в рейтинге эффективности здравоохранения, также составляемого Bloomberg, Российская Федерация находится на 53 месте из 56.
Проводимая последние несколько лет так называемая «оптимизация системы здравоохранения» самими властями признается непродуманной и фактически провалившейся. Именно поэтому согласно Национальному проекту «Здравоохранение», в Российской Федерации планируется заново сформировать сеть медицинских учреждений первичного звена, в сельских поселениях и отдаленных местностях. К 2021 году будет построено более 360 фельдшерскоакушерских пунктов и амбулаторий, а еще 1,2 тысячи уже существующих пунктов и больниц будут обновлены. Помимо этого, планируется закупка мобильных медицинских комплексов для деревень и сел с населением менее 100 человек.
Одним из приоритетов в развитии системы здравоохранения в Российской Федерации на данном этапе является профилактика заболеваний, повышение медицинской и социальной активности граждан, а также популяризация здорового образа жизни.
Изучение системы здравоохранения и механизмов управления ею является актуальным, так как здравоохранение - одна из важнейших сфер жизни общества, она определяет благополучие граждан и всего государства в целом. Государственная политика в сфере здравоохранение необходима для обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Объектом исследования являются системы здравоохранения в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Кировской, Свердловской и Нижегородской областях. Выбор регионов обусловлен тем, что Республика Татарстан, Чувашская Республика в 2017 году оказались в числе регионов с самой высокой переплатой на госзаказы в сфере здравоохранения, Нижегородская область
Предметом исследования являются региональные механизмы реализации государственной политики в сфере здравоохранения в выбранных регионах.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить особенности государственной политики в сфере здравоохранения в регионах Российской Федерации для выявления проблем и разработки рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты формирования системы здравоохранения в Российской Федерации;
• проанализировать нормативно-правовое регулирование сферы
здравоохранения в регионах и Российской Федерации в целом;
• исследовать современное состояние сферы здравоохранения в регионах России;
• изучить зарубежный опыт управления сферой здравоохранения и рассмотреть возможности его применения;
• выявить актуальные проблемы, препятствующие развитию региональных систем здравоохранения, и предложить рекомендации по их устранению.
В рамках изучения сферы здравоохранения использовались методы сравнения, описания, корреляционный анализ, анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.
В качестве теоретической базы исследования были использованы научные статьи. Изучали региональные особенности управления здравоохранением Финченко Е. А., Цыцорина И. А., Шалыгина Л. С., Иванинский О. И., Шарапов И. В., Клевасов А. И., Гасников В. К., Савельев В. Н., Стрелков Н. С., Юсупова Б. М. Возможности внедрения государственно-частного партнертсва в сферу здравоохранения рассматривали Добрусина М. Е., Завьялова Г. Н, Тулупова О. Н., Хлынин С. М. Анализ нормативно-правового регулирования
сферы здравоохранения отражен в работах Михеевой Д. Г., Чех О. И., Гаранжи А. В.
Информационную базу исследования составили данные из открытых источников, а именно - государственная статистика, региональная статистика, сайты государственных органов, данные с федерального и региональных Министерств здравоохранения, официального сайта учреждений
государственного и муниципального управления.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой введение, где объяснена актуальность исследования, объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи; основную часть, состоящую из трех глав с двумя параграфами каждая - в первой главе в первой главе рассмотрены основные понятия и нормативно-правовое регулирование отрасли, во второй главе - проанализированы региональные системы здравоохранения, в третьей главе - выделены актуальные проблемы сферы и даны рекомендации по их устранению; заключение, в котором подведены итоги исследования; библиографический список и приложения.
Проводимая последние несколько лет так называемая «оптимизация системы здравоохранения» самими властями признается непродуманной и фактически провалившейся. Именно поэтому согласно Национальному проекту «Здравоохранение», в Российской Федерации планируется заново сформировать сеть медицинских учреждений первичного звена, в сельских поселениях и отдаленных местностях. К 2021 году будет построено более 360 фельдшерскоакушерских пунктов и амбулаторий, а еще 1,2 тысячи уже существующих пунктов и больниц будут обновлены. Помимо этого, планируется закупка мобильных медицинских комплексов для деревень и сел с населением менее 100 человек.
Одним из приоритетов в развитии системы здравоохранения в Российской Федерации на данном этапе является профилактика заболеваний, повышение медицинской и социальной активности граждан, а также популяризация здорового образа жизни.
Изучение системы здравоохранения и механизмов управления ею является актуальным, так как здравоохранение - одна из важнейших сфер жизни общества, она определяет благополучие граждан и всего государства в целом. Государственная политика в сфере здравоохранение необходима для обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Объектом исследования являются системы здравоохранения в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Кировской, Свердловской и Нижегородской областях. Выбор регионов обусловлен тем, что Республика Татарстан, Чувашская Республика в 2017 году оказались в числе регионов с самой высокой переплатой на госзаказы в сфере здравоохранения, Нижегородская область
Предметом исследования являются региональные механизмы реализации государственной политики в сфере здравоохранения в выбранных регионах.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить особенности государственной политики в сфере здравоохранения в регионах Российской Федерации для выявления проблем и разработки рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты формирования системы здравоохранения в Российской Федерации;
• проанализировать нормативно-правовое регулирование сферы
здравоохранения в регионах и Российской Федерации в целом;
• исследовать современное состояние сферы здравоохранения в регионах России;
• изучить зарубежный опыт управления сферой здравоохранения и рассмотреть возможности его применения;
• выявить актуальные проблемы, препятствующие развитию региональных систем здравоохранения, и предложить рекомендации по их устранению.
В рамках изучения сферы здравоохранения использовались методы сравнения, описания, корреляционный анализ, анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.
В качестве теоретической базы исследования были использованы научные статьи. Изучали региональные особенности управления здравоохранением Финченко Е. А., Цыцорина И. А., Шалыгина Л. С., Иванинский О. И., Шарапов И. В., Клевасов А. И., Гасников В. К., Савельев В. Н., Стрелков Н. С., Юсупова Б. М. Возможности внедрения государственно-частного партнертсва в сферу здравоохранения рассматривали Добрусина М. Е., Завьялова Г. Н, Тулупова О. Н., Хлынин С. М. Анализ нормативно-правового регулирования
сферы здравоохранения отражен в работах Михеевой Д. Г., Чех О. И., Гаранжи А. В.
Информационную базу исследования составили данные из открытых источников, а именно - государственная статистика, региональная статистика, сайты государственных органов, данные с федерального и региональных Министерств здравоохранения, официального сайта учреждений
государственного и муниципального управления.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой введение, где объяснена актуальность исследования, объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи; основную часть, состоящую из трех глав с двумя параграфами каждая - в первой главе в первой главе рассмотрены основные понятия и нормативно-правовое регулирование отрасли, во второй главе - проанализированы региональные системы здравоохранения, в третьей главе - выделены актуальные проблемы сферы и даны рекомендации по их устранению; заключение, в котором подведены итоги исследования; библиографический список и приложения.
В результате написания выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Здравоохранение является одной из главных сфер жизнедеятельности общества.
Власти многих стран пытаются сочетать принципы социального государства с концепцией свободного рынка. Модель здравоохранения в отдельно взятом государстве отражает специфические национальные условия, в которых формируется рынок общественных благ.
Правовое регулирование здравоохранение в Российской Федерации основано на ратифицированных европейских конвенциях, Конституции России, Федеральном законе №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановлениях Правительства РФ, Приказах Министерства здравоохранения РФ и других отраслевых нормативно-правовых актах.
В структуре отечественной системы здравоохранения принято выделять три уровня - государственный, муниципальный, частный. На государственном уровне выделены федеральные и региональные профильные органы власти, на муниципальном - органы местного самоуправления и подведомственные им медицинские учреждения, а на частном - фармацевтические и медицинские учреждения.
В регионах Российской Федерации приняты собственные законы в сфере здравоохранения, которые регулируют лишь отдельные вопросы и полномочия, переданные на региональный уровень. Субъектами России в целях развития данной социально значимой сферы приняты государственные программы, цели которых схожи между собой - снижение смертности населения, повышение эффективности медицинских услуг, формирование здорового образа жизни населения.
По результатам корреляционного анализа зависимости расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение на 1 жителя от показателей сферы здравоохранения было выявлено, что в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Кировской, Нижегородской и Свердловской областях на размер расходов влияет коэффициент естественного прироста населения, мощность амбулаторнополиклинических организаций, поступления и расходования средств Территориальных фондов обязательного медицинского страхования регионов.
Проведенный анализ оценки уровня удовлетворенности населения полученными медицинскими услугами было получено, что большинство опрошенных не устраивает время ожидания, комфортность, доброжелательность и открытость медицинских организаций.
Рациональному использованию бюджетных средств и проведению эффективной государственной политики в сфере здравоохранения поспособствовать следующие мероприятия:
• правовое закрепление норм, регулирующих государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения;
• популяризация здорового образа жизни, привлечение населения к диспансеризации;
• повышение «открытости» медицинских учреждений включения регионов в реестр субъектов РФ, в которых можно заказать выписку об оказанных медицинских услугах, а также обязать все медицинские организации публиковать отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности;
• модернизация инфраструктуры медицинских организаций;
• повышение квалификации немедицинского персонала (регистраторы, гардеробщики);
• продолжение деятельности по снижению доли бумажной работы в работе врача, переход к полностью к электронным картам.
Таким образом, эффективное функционирование сферы здравоохранения требует создание условий для комфортного пребывания пациентов, модернизации медицинских учреждений, внедрение новых механизмов финансирования. Все это невозможно сделать без системной целенаправленной работы федеральных и региональных органов власти
Здравоохранение является одной из главных сфер жизнедеятельности общества.
Власти многих стран пытаются сочетать принципы социального государства с концепцией свободного рынка. Модель здравоохранения в отдельно взятом государстве отражает специфические национальные условия, в которых формируется рынок общественных благ.
Правовое регулирование здравоохранение в Российской Федерации основано на ратифицированных европейских конвенциях, Конституции России, Федеральном законе №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановлениях Правительства РФ, Приказах Министерства здравоохранения РФ и других отраслевых нормативно-правовых актах.
В структуре отечественной системы здравоохранения принято выделять три уровня - государственный, муниципальный, частный. На государственном уровне выделены федеральные и региональные профильные органы власти, на муниципальном - органы местного самоуправления и подведомственные им медицинские учреждения, а на частном - фармацевтические и медицинские учреждения.
В регионах Российской Федерации приняты собственные законы в сфере здравоохранения, которые регулируют лишь отдельные вопросы и полномочия, переданные на региональный уровень. Субъектами России в целях развития данной социально значимой сферы приняты государственные программы, цели которых схожи между собой - снижение смертности населения, повышение эффективности медицинских услуг, формирование здорового образа жизни населения.
По результатам корреляционного анализа зависимости расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение на 1 жителя от показателей сферы здравоохранения было выявлено, что в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Кировской, Нижегородской и Свердловской областях на размер расходов влияет коэффициент естественного прироста населения, мощность амбулаторнополиклинических организаций, поступления и расходования средств Территориальных фондов обязательного медицинского страхования регионов.
Проведенный анализ оценки уровня удовлетворенности населения полученными медицинскими услугами было получено, что большинство опрошенных не устраивает время ожидания, комфортность, доброжелательность и открытость медицинских организаций.
Рациональному использованию бюджетных средств и проведению эффективной государственной политики в сфере здравоохранения поспособствовать следующие мероприятия:
• правовое закрепление норм, регулирующих государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения;
• популяризация здорового образа жизни, привлечение населения к диспансеризации;
• повышение «открытости» медицинских учреждений включения регионов в реестр субъектов РФ, в которых можно заказать выписку об оказанных медицинских услугах, а также обязать все медицинские организации публиковать отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности;
• модернизация инфраструктуры медицинских организаций;
• повышение квалификации немедицинского персонала (регистраторы, гардеробщики);
• продолжение деятельности по снижению доли бумажной работы в работе врача, переход к полностью к электронным картам.
Таким образом, эффективное функционирование сферы здравоохранения требует создание условий для комфортного пребывания пациентов, модернизации медицинских учреждений, внедрение новых механизмов финансирования. Все это невозможно сделать без системной целенаправленной работы федеральных и региональных органов власти
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Механизмы
государственной политики в сфере здравоохранения
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Реализация государственной политики в сфере здравоохранения
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2024 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И
РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование деятельности органов власти в сфере здравоохранения региона (на примере Омской области)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Управление системой здравоохранения в современных условиях (на примере Пензенской области)
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Государственное регулирование сферы здравоохранения в регионе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Государственная политика в сфере
человеческого капитала
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



