Введение 3
1. Понятие и признаки гражданского общества 5
2. Механизмы взаимодействия гражданского общества и государства 9
3. Понятие и статус политической партии 14
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Актуальность темы исследования. Выборы одна из распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни государства. Избирательный процесс в Российской Федерации проводится строго в соответствии с нормативными актами, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов.
Выборы — это не просто совокупность процедур и механизмов, это, прежде всего, политический процесс, посредством которого реализуется борьба за власть различных партий и организаций, отдельных граждан, претендующих на те или иные выборные должности. В ходе предвыборных кампаний обозначаются политические, экономические, финансовые интересы партий, групп, граждан, поддерживающих ту или иную партию, того или иного политического деятеля . Результаты голосования нередко существенным образом влияют на внутреннюю и внешнюю политику государства.
Безусловно, что рамки, B которых организованы и проводятся выборы, их результат зависят от уровня политической культуры общества.
Политические партии составляют самую важную часть представительских структур развитых демократических режимов. Конкуренция политических партий предоставляет возможность широкому населению влиять на важные решения в самой большой степени. Политические партии учитывают общественные интересы и посредством выборов дают избирателям ясные альтернативы. Хорошо развитые партии имеют платформы, цели, руководителей и предвыборные кампании, в которые стараются вовлекать граждан. Поэтому политические партии могут предоставлять хорошие возможности для участия населения. И в идеальном случае интересы гражданского общества прямо связаны с государственной политикой. В этой связи деятельность института политических партий представляет не только теоретический, но и практический интерес, требует пристального внимания и детального изучения. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях полиэтничности национальных республик, где политическая партия выступает одним из основных инструментов консолидации общественных интересов, что в свою очередь влияет на обеспечение стабильности в регионе. Именно на политические партии возлагается большая надежда по созданию гражданского общества в России.
Целью работы являются рассмотрение политического института – политических партий во взаимодействии с гражданским обществом. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотреть понятие и признаки гражданского общества, изучить механизмы взаимодействия гражданского общества и государства, проанализировать понятие и статус политической партии.
Объектом работы выступают политические партии как институт гражданского общества. Предметом работы являются политические партии, как двуединая структура, выступающая как институт гражданского общества и политической системы.
В ходе проведения исследования были использованы как общенаучные методы, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, так и специальные юридические методы - формально-юридический, сравнительно-правовой, логический, а также метод системного анализа правовых явлений.
Изучению роли политических партий как акторов гражданского общества посвящены работы многих отечественных ученых. Среди них стоит отметить исследования Ю. Н. Дорожкина, Ф. В. Даминдаровой, Б. А. Исаева, Н. А. Баранова, О. И. Баженовой, И. А. Старостиной, Н. С. Тимофеева и др.
Данная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
На сегодняшний день в РФ проблема правового регулирования гражданского общества заключается во множестве неразрешенных до конца проблем, среди которых значимое место отводится проблеме взаимодействия правового государства и гражданского общества, проблеме национального суверенитета, отсутствия развитой политической культуры и правового сознания, а также социальной ответственности граждан. Все это свидетельствует о том, что в период глобализации в России институты гражданского общества пока еще не стали реально работающей, стабильной структурой, в которой учитывались бы такие ценности человека, как его права, свободы,
Политические партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством.
В настоящее время отсутствует устойчивая конституционная стратегия развития института политических партий как неотъемлемого элемента механизма народовластия. Поэтому необходимо дальнейшее развитие содержания конституционных принципов организации и деятельности политических партий. Важно установить законодательные параметры принципа конкуренции политических партий. Доминирование одной политической партии в демократическом обществе, где допускается создание множества политических партий, является результатом определенного искажения как политических, так и конституционно-правовых отношений, когда группой лиц, получивших мандат на осуществление власти на определенный срок, целенаправленно формируются новые правила, создаются новые структуры, мобилизуются различного рода ресурсы, обеспечивающие создание для определенной партии преимуществ в получении мандата на новый срок.
Процесс волеизъявления народа оказывается объектом манипуляций, осуществляемых как в форме изменения законодательства, так и в формировании практики его применения.
Доминирование одной политической партии при сохранении принципа многопартийности нельзя запретить как таковое, поскольку оно является результатом реализации законодательства. Однако можно и нужно изменить законодательство, недостаточно защищающее конкуренцию в политической сфере (как между партиями, так и между партиями и независимыми кандидатами, политическими движениями, иными общественными объединениями), и создать правовые условия в целях устранения специфических средств, использующихся для создания и воспроизводства указанного доминирования.
В числе первоочередных мер необходимо выделить следующие: сокращение допускаемых законом возможностей использования административного ресурса на выборах; коррекция избирательных систем, применяемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, с тем, чтобы устранить чрезмерные препятствия для допуска средних и малых политических партий к депутатским мандатам; возвращение в механизм народовластия института независимых кандидатов. Решение названных проблем позволит ограничить влияние государственных структур на электоральные процессы, что является предпосылкой для нормализации взаимоотношений государства и политических партий.
1. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2009 № 16-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 6.
3. Авцинова Г. И., Супряга И. А. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте обеспечения общественной безопасности России / Г.И. Авцинова, И.А. Супряга // РоШВоок. - 2016. - № 1. - С. 27-43.
4. Антонов Я. В. Медиаобразование как инструмент формирования информационно-правового пространства в системе электронной демократии / Я.В. Антонов // Медиаобразование. - 2017. - № 1. - С. 75-97.
5. Антонов Я.В. Некоторые аспекты развития институтов гражданского общества в условиях формирования информационного общества в Российской Федерации / Я.В. Антонов // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях. Материалы научных конференций. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 185-198.
6. Бачило И. Л. Цифровизация управления и экономики – задача общегосударственная / И.Л. Бачило // Государство и право. - 2018. - № 2. - С. 59-69.
7. Гражданский Совет при фракции КПРФ в Государственной Думе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ni.kprf.ru/sovet (дата обращения: 10.10.2019).
8. Канунников А. А. Гражданское общество в контексте глобализации / А.А. Канунников // PolitBook. - 2016. - № 2. - С. 141-154.
9. Козырева П. М. Эволюция российских партий и ожидания общества / П. М. Козырева, А. И. Смирнов // Власть. – 2019. – № 2. – С. 17-27.
10. Комарова В.В. Потенциал политической партии как института гражданского общества: правовое закрепление / В.В. Комаров // Право и общество. - 2017. - № 1 (23). - С. 35-48.
11. Курбанов М. Р. Социально-экономические основы на пути формирования гражданского общества / М.Р. Курбанов //Народы Дагестана. - № 2. - 2018. - С. 34-38.
12. Мац И.И. Влияние политических партий на формирование гражданского общества в современной России / И.И. Мац // Контентус. - 2019. - № 6 (83). - С. 1-10.
13. Мутагалимов А.Э. Механизмы взаимодействия гражданского общества и государства / А.Э. Мутагалимов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2018. - № 11. - С. 219-223.
14. Официальный сайт политической партии Единая Россия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://er.ru (дата обращения: 10.10.2019).
15. Протасов В. Н., Протасова Н. В. Лекции по общей теории права и теории государства / В.Н. Протасов, Н.В. Протасова. - М., 2015.-425с.
16. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова. - М.: Проспект, 2016. - 568 с.
17. Садков В. Г. Цифровые технологии и повышение эффективности современной индустриальной экономики / В.Г. Садков, Н.А. Шибаева, А.В. Артёмов // Друкеровский вестник. - 2018. - № 1 (21). - С. 5-16.
18. Сажнева Л. П. Роль информационнокоммуникационных технологий в становлении цифровой экономики / Л.П. Сажнева // Журнал правовых и экономических исследований. - 2018. - № 1. - С. 143-145.
19. Хабриева Т. Я. Право в условиях цифровой реальности / Т.Я. Хабриева, Т.Я. Черногор // Журнал российского права. - 2018. - № 1 (253). - С. 85-102.