Введение 3
1 Лингвистическое и методическое обоснование изложения зрительного восприятия на основе готового плана 4
2 Анализ УМК «Школа России» по русскому языку (2 класс) по проблеме обучения учащихся написанию изложения зрительного восприятия по готовому плану 6
3 Подготовка учащихся 2-го класса к написанию изложения зрительного восприятия на основе готового плана 7
4 Обосновать выбор темы для учащихся 2-го класса к написанию изложения зрительного восприятия на основе готового плана 9
5 Специфика организации орфографической подготовки учащихся 2-го класса к написанию изложения зрительного восприятия на основе готового плана 10
6 Описание способа выполнения учащимися данного вида связной речи 11
7 Изложение зрительного восприятия на основе готового плана 11
8 Технологическая карта урока для учащихся 2-го класса 12
9 Аннотированный список литературы 16
Заключение 18
Список использованных источников 19
Актуальность. В начальной школе основной целью обучения русскому языку является овладение младшими школьниками связной речью, навыками составления текстов разных типов и стилей. Одной из форм работ по развитию связной речи младших школьников является работа по обучению написания изложения зрительного восприятия по готовому плану. Такая форма обучению изложению предусматривается на уроках русского языка во 2-м классе.
Изложение – это вид письменной проверочной работы, направленной на пересказ, краткую (или подробную) передачу основного содержания исходного текста.
Задачи работы:
1. Дать общую характеристику методики развития речи в процессе обучения написанию изложения зрительного восприятия по готовому плану.
2. Раскрыть место работы над изложением зрительного восприятия по готовому плану в УМК по русскому языку 2-го класса (УМК «Школа России»).
3. Описать особенности подготовки второклассников к написанию изложения зрительного восприятия по готовому плану.
Объект работы – методика обучения учащихся 2-го класса написанию изложения зрительного восприятия по готовому плану.
Предмет работы – условия обучения учащихся 2-го класса написанию изложения зрительного восприятия по готовому плану.
Методы: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методологическую основу работы составили труды М.С. Давыдовой, Н.А. Лиман, Н.Г. Рондо, Л.С. Соломатиной и др.
Структура работы: введение, восемь параграфов, заключение, список использованных источников.
Изложение – пересказ текста (устный или письменный), представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся, формирования и закрепления навыков стилистического построения и правописания. Работа по обучению второклассников обучению изложению зрительного восприятия по готовому плану проходит в рамках уроков по развитию речи.
Отметим, что в начальной школе особое внимание уделяется работе именно с подробным пересказом. В 1-2 классах работа по составлению планов проходит под контролем учителя. В третьем классе продолжается работа с готовыми планами. При этом учитель показывает, как по-разному можно представить содержание. В четвертом классе дети начинают обучаться краткому пересказу (уже самостоятельно выделяют основную мысль каждой части текста), а также выполняют усложненные задания – например, пересказ от другого лица.
Проанализировав программу и учебники по русскому языку для начальной школы (УМК «Школа России», 2 класс), можно сделать вывод, что в них представлен материал о тексте, в учебниках содержится система заданий и упражнений, направленная на обучение младших школьников написанию изложения зрительного восприятия по готовому плану.
Главное в изложении – не копирование или заучивание текста, а прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого обучающегося. В то же время нельзя забывать об использовании лексики, оборотов речи и синтаксических конструкциях, предложенных в образце. Нельзя изменять и стиль образца (например, сказки), следить за изобразительными средствами языка и фразеологией, за логической последовательностью и отсутствием лексико-грамматических ошибок.
1. Давыдова, М. С. Обучающее изложение на основе художественного текста [Текст] / М. С. Давыдова // Педагогические исследования. – 2011. – №2. – С. 58-63.
2. Бурцева, Е. В. Обучения написанию изложения на уроках русского языка в начальных классах [Текст] / Е. В. Бурцева // Вестник ТГПУ. – 2011. – Выпуск 4 (106). – С. 98-100.
3. Лиман, Н. А. Психологические особенности восприятия текста младшими школьниками [Текст] / Н. А. Лиман // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 28-31.
4. Рондо, Н. Г. Дидактические средства обучения младших школьников созданию текстов-описаний [Текст] / Н. Г. Рондо // Начальная школа. – 2015. – №3. – С. 74-77.
5. Русский язык 2 класс. Часть 2 [Текст] / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2013. – 214 с.
6. Саломатина, Л. С. Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Л. С. Соломатина. – Москва : МПГУ, 2014. – 300 с.