Введение
Глава 1. Теоретические основы развития исторического сознания учащихся 11
1.1 Сущность, структура и функции исторического сознания как предмета
педагогического исследования 11
1.2. Историческое сознание как предмет педагогического исследования ... 18
1.2 Развитие исторического сознания в процессе школьного обучения литературе 28
Глава 2. Педагогическая технология развития исторического сознания
учащихся девятых классов
2.1 Опытно-экспериментальная работа по развитию исторического сознания
учащихся в литературном образовании 9-х классов 40
2.2 Урочная и факультативная деятельности по литературе как средство
развития исторического сознания учащихся 47
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы и их обобщение 61
Заключение 69
Список литературы
Приложение 1. Анкетирование для девятого класса на определение
исторической осведомленности учащихся
Приложение 2. Конспект урока литературы на тему «Специфические черты текста «лагерной прозы» на примере «Колымских рассказов»
В.ТШаламова» 79
Значимость исторического сознания как одного из мощных регуляторов общественной жизни, необходимость его формирования и развития была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах, сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков, закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее обычаям как нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и другим народам. В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница жизни, дающая образцы для социального воспитания человека, как память народа, формирующая его этническое сознание. В начале Нового времени в общении с прошлым виделся способ познания мира человека, средство просвещения, самопознания и развития личности. Пропуская через себя новые и не всегда научно и методически выверенные содержательные конструкции, с помощью учебных стандартов, программ и учебников по истории, историческое образование в настоящее время становится одновременно и целью и средством подобного процесса. С одной стороны, являясь объектом подобной трансформации, система школьного исторического образования регулярно испытывает на себе изменения ценностных ориентаций общества, с другой стороны, средствами предметного преподавания истории в школьную образовательную среду транслируется целый комплекс его кризисных установок.
Только на основе изучения истории невозможно овладеть абсолютно всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями. Развитие исторического сознания у любого человека - очень трудоёмкий и сложный процесс. Школа берет на себя самую важную его часть - заложение фундамента исторического сознания в человеке. Очевидно, что львиная доля этого труда выпадает науке истории, когда через познание исторических процессов, закономерностей, ошибок школьник начинает выстраивать для себя некий ценностный ряд. Мы же считаем, что в старших классах среднего звена данную обязанность должна так же взять на себя литература.
Взаимосвязь истории с литературой абсолютно очевидная и априорная вещь, которая не требует лишних комментариев, однако в данном исследовании мы хотим выяснить, насколько уроки литературы могут влиять на развитие исторического сознания обучающихся девятых классов.
Актуальность темы данной работы заключается в необходимости создания педагогического пространства, способного влиять на развитие исторического сознания учащихся. Это обусловливается в том числе и низкой степенью изученности состояния исторического сознания у обучающихся среднего звена общеобразовательных учреждений.
Программы по литературе не предполагают развития исторического сознания у школьников, как формы достигаемого результата, поэтому нам необходимо новое осмысление и теоретическое обоснование педагогической среды, которая формирует историческое сознание учащихся.
Мы рассматриваем историческое сознание учащихся девятых классов на завершающем этапе обучения в среднем звене, не концентрируясь тем, как оно формировалось на предыдущих этапах обучения.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Проблема исторического сознания имеет длительную историю. Информационное поле изучения феномена исторического сознания находится в нескольких смежных областях знаний. Теоретический анализ научной литературы, включающей в себя работы западных и российских исследователей, позволяет сделать вывод о том, что по мере становления научной проблемы исторического сознания исследователями изучались различные аспекты данного духовного феномена.
Проблемой генезиса исторического сознания, изучением его сущности, структуры и функциональных особенностей занимались: Г.А. Антипов,М.А. Барг, A.B. Гулыга, В.А. Ельчанинов, Г.Т. Журавлев, Г.В. Иващенко,
И.С. Кон, В.И. Меркушин, Б.Г. Могильницкий, Т.В. Науменко, А.Х. Самиев, Ю.К. Фомичев, М.Н. Чистанов и др.
Исследованием различных феноменов духовной жизни общества и культуры в целом, являющихся выражением активности исторического сознания занимались: И. Берлин, А.Я. Гуревич, Ю.А. Левада, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Б.Д. Парыгин, А.Г. Спиркин, А.К. Уледов, В.А. Ядов, Н.Е. Колосов и др.
В области педагогики интерпретация феномена исторического сознания была предпринята Й. Рольфесом и И.Я. Лернером. Прикладные исследования, связанные с изучением исторического сознания предпринимал П.Г. Постников, анализом политических ориентаций старшеклассников и изучением их ценностного отношения к событиям отечественной истории занимался В.Г. Собкин. В меньшей степени нашла отражение проблема формирования исторического сознания (Е.Г. Ванслова, Л.М. Ванюшкина, Э.В. Онищенко, О.М. Партипко и др.). Таким образом, в педагогической науке данная проблема разработана недостаточно.
В особую группу входят диссертационные исследования в области философии и социологии, связанные с изучением содержания исторического сознания и рассматривающие данный духовный феномен в переходный период развития общества с учетом кризисных явлений в жизни России. Здесь следует отметить работы следующих авторов: Н.Л. Бровцева, О.Ф. Гаврилов, PA. Каменская, H.H. Свирида, О.И. Сгибнева, А.И. Панюков, В.В. Мелешкин, A.A. Мусаелян, И.Л. Мерзлякова, A.B. Леопа, Д.А. Немов и др.
Проблема развития исторического сознания у девятиклассников недостаточно изучена в наше время. В связи с этим и исходя из результатов изучения научной литературы по исследованию состояния образовательной практики, можно выявить противоречие между реальной педагогической действительностью и разработанностью проблемы развития исторического сознания обучающихся среднего звена.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная методологическая, теоретическая, методическая и практическая разработанность для общего образования послужили основанием для формулирования проблемы исследования: каковы условия развития исторического сознания учащихся 9 классов на уроках литературы.
Целью исследования является теоретическое обоснование реального состояния исторического сознания учащихся девятых классов и последующая разработка научно обоснованных методических приемов, направленных на развитие исторического сознания школьников.
Впоследствии мы предполагаем разработать факультатив по литературе на базе школьной программы, влияющий на формирование и развитие исторического сознания школьников.
Объект исследования: процесс развития исторического сознания учащихся.
Предмет исследования: педагогические условия развития исторического сознания учащихся 9 классов на уроках литературы в средней школе.
Гипотеза исследования. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что развитие исторического сознания учащихся 9 классов на уроках литературы в средней школе будет результативной, если будут обеспечены следующие педагогические условия:
-будет сформулировано представление о структуре и содержании исторического сознания учащихся;
-выявлены теоретические основы и педагогические условия развития исторического сознания на уроках литературы в 9-х классах;
-разработана программа факультативного курса по литературе, направленная на развитие исторического сознания личности;
-создана критериально-диагностическая база исследования, позволяющая оценивать эффективность проводимой работы.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературоведческую, педагогическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития исторического сознания учащихся 9 классов на уроках литературы в средней школе
2. Разработать программу факультативного курса по литературе, направленную на развитие исторического сознания учащихся;
3. Доказать эффективность процесса развития исторического сознания учащихся 9 классов.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Методологическую основу исследования составляют психологическая теория деятельности и ее педагогическая интерпретация применительно к процессу обучения; психолого-педагогические идеи развивающего обучения; философские положения об общественном сознании; основополагающие идеи социологических наук об изучении общественного сознания и его структуры.
Помимо этого нами использовались основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (Л.Н. Бережнова, Н.В. Бордовская, Н.А. Вершинина, В.И. Загвязинский, М.С. Каган и др.), а также концепции философии, методологии образования и методов педагогических исследований (Н.М. Борытко, О.Г. Грохольская, М.Н. Скаткин, П.Г. Щедровицкий и др.). Кроме того мы опирались на теорию развития личности
в системе межличностных отношений (Б.ГАнаньев, ГМ.Андреев, М.М.Бахтин, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский)
При решении поставленных задач применялись следующие методы и методики исследования:
- теоретические методы: анализ литературоведческой, педагогической, психолого-педагогической, научно- и учебно-методической литературы по теме исследования, изучение действующих и экспериментальных программ и учебников по литературе для общеобразовательных школ;
- педагогические: наблюдение за процессом изучения литературы в 9-х классах, анкетирование, беседы с учителями, учащимися, письменные и устные опросы учащихся;
-экспериментальный: констатирующий срез, организация и проведение эксперимента;
-статистические: количественная и качественная обработка результатов
Опытно-экспериментальной базой для нашего исследования выступил МАОУ «Лицей № 121 имени Героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района г. Казани, где в течение курса магистратуры выпускником проходился курс педагогической практики.
Научная новизна исследования заключается в выявлении теоретических основ проектирования развития исторического самосознания на уроках литературы девятых классов, а также в определении и описании педагогических условий эффективного развития исторического сознания на уроках литературы на последнем году обучения в среднем звене. Помимо этого для исследования возникает исключительная возможность непосредственно на практике рассматривать теоретические разработки.
Теоретическая значимость исследования:
- исследованы особенности развития исторического сознания учащихся 9 классов на уроках литературы в средней школе;
-раскрыты роль и значение развития исторического сознания в формировании правильного читательского ориентирования на уроках литературы в 9-х классах;
-выявлены педагогические условия эффективности развития исторического сознания на уроках литературы в 9-х классах.
Практическая значимость исследования:
-Разработан факультативный курс «Лагерная проза в русской литературе. Морально-этические проблемы и поэтика».
-Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательно-воспитательной среды школы, в исследовательской работе и педагогической практике для совершенствования форм и методов работы с учащимися на уроках литературы.
Достоверность исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на теоретические положения, которые разработаны в педагогической и психологической науке; применением комплекса непротиворечивых методов (теоретических и эмпирических), которые адекватны целям и задачам проведенного исследования; использовались методы математической обработки и содержательный анализ полученных эмпирических результатов.
Апробация результатов исследования
Материалы данного исследования обсуждались на студенческих, межрегиональных и международных научных конференциях. По итогам научных конференций КФУ в 2013 и в 2015 году были опубликованы доклады («Нарративные стратегии в «Колымских рассказах» В.ТШаламова» и «Взаимодействие fiction и non-fiction в «Крутом маршруте»
Е.С.Гинзбург»). Также выводы работы были представлены на научно-практической конференции «Слово. Словесность. Словесник» (18 марта 2016 года) в городе Рязани - статья по данной работе опубликована в сборнике этой конференции («Жанровые модели в романе А.И. Солженицына «В круге первом»). Результаты исследования обсуждались на заседаниях школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, апробировались на научно-практических конференциях международного уровня: Международная научно-практическая конференция «Eurasiascience» (31 марта 2018 г.). По результатам конференции опубликована одна статья в журнале, входящий в РИНЦ.
Структура и объем исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Каждая глава делится на три параграфа. В первой главе рассказывается о теоретических основах формирования исторического сознания учащихся. В частности описывается сущность, структура и функции исторического сознания учащихся как предмета педагогического исследования. Также рассказывается о развитии исторического сознания учащихся в процессе школьного обучения литературе и об активизации формировании исторического сознания у обучающихся посредством внедрения факультативного курса по литературе.
Во второй главе говорится о педагогической технологии формирования исторического сознания учащихся девятых классов. Описывается опытно-экспериментальная работа по формированию исторического сознания учащихся в литературном образовании девятых классов. Мы приводим урочную и факультативную деятельность по литературе как средство развития исторического сознания учащихся и подводим результаты и делаем их обобщение.
Подводя итоги нашего исследования, можно однозначно отметить, что развитие исторического сознания у молодого поколения в большей степени строится на школьном образовании. Современные тенденции к глобализации, легкая доступность информации, отсутствие критических фильтров для этой информации зачастую грозит еще только формирующейся личности смещением векторов в развитии исторического сознания. Это грозит не просто непониманием исторического прошлого, но и непониманием современного исторического контекста, частью которого является индивид.
Можно отметить, что связь прошлого, настоящего и будущего, которая создается благодаря формированию и развитию исторического сознания, становится во многом определяющим вектором личностной самоидентификации человека. Осознание себя частью того или иного исторического пространства определяет и мировоззрение и мироощущение личности, обусловливая те модели поведения, которые человек выбирает и мотивы, которыми он руководствуется в жизни.
При этом, совершенно очевидно, что определение исторического сознания не однозначно, и не может быть ограничено только фактологичным знанием истории.
Историческое сознание личности — это своеобразный симбиоз, включающий в себя историческую память общества и компонент ментальности поколения, позволяющий сформировать оценочное восприятие событий на основе истории народа и исторической эволюции конкретного общества, что позволяет воспринимать и понимать логику исторического прошлого сквозь призму традиций общества; это также культурный компонент, включающий в себя те культурные особенности, что были присущи обществу и, наряду с традициями, во многом определяли поведение людей; это и социально-философский компонент, определяющий настроения общества, вопросы, которыми задавались люди прошлого в процессе самопознания мира и места человека в этом мире.
Понимание такой неоднородной сущности исторического сознания помогает наиболее адекватно подойти к вопросу развития исторического сознания, и здесь необходимо учитывать, что структура исторического сознания состоит из нескольких компонентов. Во-первых, собственно фактологические исторические знания учащихся. Сюда можно включить знания основных исторических дат, персоналий, важных исторических событий (войны, революции, и т.д.). Во-вторых, познавательный интерес к изучению истории, где процесс изучения истории не будет сводиться исключительно к заучиванию и запоминанию, а задействованы воображение, оценка, дискуссии по тем или иным историческим событиям. Такой подход позволяет сформировать более объемное понимание истории, способствует лучшему запоминанию событий. В-третьих, развитие исторического поведения и чувств, обусловливается чувством сопричастности к истории своей страны. Осознание себя неотъемлемой частью общества и исторического прошлого определяет поведение и мотивы поступков. Это очень важно, поскольку воздействие общества и государства на формирование личности имеет большое влияние.
Именно неоднозначность понятия «историческое сознание», его многогранное наполнение приводит к тому, что дисциплины по истории недостаточно для того, что правильно расставить векторы в развитии этого исторического сознания. Процесс развития исторического сознания крайне сложен и зависит от многих взаимовлияющих факторов.
Исходя из общеизвестной связи дисциплин литературы и истории, можно отметить важность формирования исторического сознания на уроках литературы. Более того, универсальность литературы, включающей в себя многокомпонентный подход к изучению художественных произведений так же неоспорима, что позволяет учителю создать действительно более полное и объемное понимание исторического события или эпохи, в рамках которого написано произведение. Кроме того, популярность жанров исторического, авантюрного-исторического романов занимает не последнюю роль в развитии исторического сознания. Однако на современном этапе учитель неизбежно сталкивается с тем, что сильно зависим от рамок, установленных школьной программой. При всех достоинствах последней для развития исторического сознания ее недостаточно. Именно поэтому нами был предпринят эксперимент, в ходе которого был разработан и проведен цикл факультативных занятий по литературе, в МАОУ «Лицей №121 им.Героя Советского Союза С.А.Ахтямова», Советского района города Казани на базе коллектива 9 «Д» класса.
Данный курс затрагивал такой феномен русской литературы как лагерная проза и ставил целью не просто расширить литературоведческие знания учащихся по данному вопросу (расширение терминологического аппарата, получение новых теоретических сведений о предмете литературы), но и развить историко-этической оценки событий обозначенной исторической эпохи, навык аргументированного, адекватного выражения своей точки зрения. Данный курс мы назвали «Лагерная проза в русской литературе. Морально-этические проблемы и поэтика». Данный курс проходил в лекционном формате, с последующим анализом и дискуссиями относительно прочитанных произведений. При этом нами был учтен высокий эмоциональный отклик на жесткость описываемых событий, поскольку ученики отождествляли себя с персонажами и оценивали события с точки зрения современного взгляда на события. Этот момент был скорректирован, что помогало ученикам оценивать события с более глобальной точки зрения, нежели эмоциональная сопричастность.
Начальный этап эксперимента был обозначен проведением анкетирования с целью выявления уровня исторической осведомленности данного периода; на завершающем этапе ученикам было предложено написать эссе. Это помогло проследить динамику процесса усвоения учениками знаний, и позволило констатировать, что данный курс был благополучно усвоен.
Так же следует подчеркнуть, что результаты проведенного исследования имеют выраженную практическую направленность и могут быть использованы в образовательных учреждениях в дальнейшем для формирования субъектной (активной и осмысленной) позиции молодежи в отношении исторического процесса, для разработки программ формирования целостного и объективного взгляда на историю, корректирующих субъективизм, представленный в средствах массовой информации.
Дальнейшие перспективы изучения проблемы исторического сознания связаны с исследованием взаимосвязи особенностей исторического сознания с индивидуально- и социально-психологическими особенностями человека, и в дальнейшем предполагает возможность расширения изучаемых исторических границ. Кроме того, в дальнейшем возможно разнообразие способов изучения исторического прошлого в контексте анализа художественных произведений на уроках литературы. Все это способствует не просто формированию более полной, объемной картины исторического прошлого, не просто формированию сопричастности к той социальноисторической среде, частью которой является школьник. Но и позволяет сформировать интерес и любопытство к изучению истории самостоятельно, что значительно может увеличить сознательность и активную позицию у формирующейся личности.
1. Андреев А.Л. Историческое сознание. Теория. История. Практика. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 280 с.
2. Афанасьев В.В. Историческая социология. - Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 1995. - 98 с.
3. Барг М.А. Историческое время: методологический аспект // Новая и новейшая история. - 1990. № 1. - С. 63-73.
4. Бердяев H.A. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 173 с.
5. Беспечанский В.П. Психологический анализ структуры метода исторического мышления школьников //Психологические особенности учебной деятельности школьников / Отв.ред. В.Я.Топычканов В.Я.
Челябинск, 1984. - С.5-27.
6. Ванюшкина JI.M. Формирование единства когнитивного и
эмоционального компонентов в структуре исторического сознания
школьников: на материале курсов новой истории и МХК в 9-х классах.
[Текст]: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 1994. -230 с.
7. Вико Д. Основание новой науки об общей природе наций. - Л.: Художественная литература, 1940. - 619 с.
8. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 2005. - С.336-354.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.:
Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.
10. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. - М.: Русское слово, 1997. - 224 с. 60.
11. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. - М.: Просвещение, 1999. - 112 с.
12. Гизатова Г.К. Философские перекрестки: Московско-Казанский сборник. - Казань: изд-во Казанского университета, 2014 с. 134 - 138
13. Гулыга A.B. Историческое сознание // Современные проблемы философии истории: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. - Тарту: Изд- во ТГУ, 1979. - С. 16-18.
14. Ельчанинов В.А. Историческое сознание. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - 111 с.
15. Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фомичев Ю.К. Историческое сознание: опыт социологического исследования. // Вопросы истории.
1989. №6. С.118-129.
16. Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фомичев Ю.К. Историческое сознание: опыт социологического исследования. // Вопросы истории.
1989. №6. С.118-129.
17. Иващенко Г.В., Науменко Т.В. К вопросу об историческом сознании.
// Credo. 2000. № 1. - С. 42-53.
18. Кон И.С. Проблемы истории в истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 4. - Томск. 1966.
19. Кормина H.A., Нодиа Г.О. Актуальные проблемы марксистской теории ценностей // Вопросы философии. - 1986. № 9.
20. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. - М., 1969. - С. 186-224.
21. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
22. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. № 4.
23. Леопа A.B. Структура исторического сознания в условиях социокультурного кризиса. Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11, Красноярск, 2004. - 180 с.
24. Лернер И.Я. Историческое сознание и условия его формирования. //
Преподавание истории в школе. - 1988. № 4. - С.45-50
25. Лернер И.Я. Каким должно быть базовое содержание общего образования
(дидактическая концепция) // Педагогический вестник. - 1992. № 5. - С.2-3.
26. Лотман, Ю.М. (1992) Культура и взрыв. М.: Гнозис.
27. Лыскова М. И. Влияние художественной литературы на формирование массового исторического сознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2961-2965. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53598.htm.
28. Люббе Г. Историческая идентичность Вопросы философии.— 1994.— №4.— С. 108—113.
29. Мельникова А.А. Нуттунен Е.А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций// Наука и школа, 2016. № 6 С.193-199
30. Мерзлякова И.Л. Историческое сознание современного российского общества: социально-философский анализ. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2005.
31. Меркушин В.И. Историческое сознание: Состояние и тенденции развития в условиях перестройки (результаты социологического исследования) //
Информационный бюллетень Центра социологических
исследований АОН. М., 1991.
32. Немов Д.А. Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04, М., 2004.
33. Плотникова О. А. Историческое сознание современной российской молодежи // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2013. № 8. С. 14-21.
34. Постников П.Г. Дидактика истории (на пути к профессиональному
мастерству). Учебное пособие. Образование: исследовано в мире
[электронный ресурс]: Международный научный педагогический Интернетжурнал с библиотекой-депозитарием / под патронажем РАО, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM. RU, 2000 - 2001.
35. Путятина, Т. П. (2007) Формирование исторического сознания школьной молодежи в условиях трансформации российского общества : Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.
37. Самиев А.Х. Генезис и развитие исторического сознания. - Душанбе:
Дионис, 1988. - 120 с.
38. Свирида H.H. Историческое сознание как явление культуры. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Омск, 2004.
39. Сгибнева О.И. Историческое сознание: Сущность, пути формирования.
Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1991.
40. Сергейчик Е.М. Философия истории. - СПб.: Лань, Санкт- петербургский университет МВД России, 2002. - 608 с.
41. Современные подходы в преподавании истории: Материалы
международного семинара. - СПб.: Образование. 1996. - 134 с.
42. Современные проблемы философии истории: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. - Тарту: Изд-во ТГУ, 1979. - 212 с.
43. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. - М.:
Политиздат, 1972. - 303 с.
44. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. гос. унта, 1983.-284 с.
45. Тощенко Ж., Бойков В., Меркушин В., Афанасьев А. Историческая память//Информационный бюллетень № 1 (10), М. 1991.
46. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико- методический анализ / Под ред. А.А.Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. - 220 с.
47. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Ленинград:
48. Февр Л. Бои за историю. - M.: Наука, 1991. - 529 с.
49.Чистанов М.Н. Генезис исторического сознания как проблема социальной философии. Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Томск, 2001.
50. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения (в восьмилетней школе). - М.: Гос. Учебно- педагогическое издание МП РСФСР, 1962. - 230 с.
51. Юнг К.Г., фон Франц M.-JT., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общей редакцией С.Н.Сироенко, - М.:
Серебряные нити, 1997. - 368 с.
52. Angvik М. & von Borries В. (Eds.) Youth and History: A comparative European survey on historical consciousness and political attitudes among adolescents. Vol. A: Description; Vol. B: Documentation. Hamburg: Edition Stiftung. 1997.
53. Appleby J., Hunt L., & Jacob M. Telling the Truth About History. New York: Norton. 1994.
54. Becker C.Everyman His Own Historian // The American Historical Review.
1932. Vol. 37. № 2. P. 221-236.
55. Carr E. H. What is History. New York: Knopf. 1965.