ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы бизнес-планирования 10
1.1 Понятие бизнес-плана. Классификация его разновидностей 10
1.2 Цели и функции бизнес-плана 12
1.3 Структура бизнес-плана 17
1.3.1 Титульный лист 17
1.3.2 Меморандум конфиденциальности 18
1.3.3 Резюме 18
1.3.4 Описание предприятия 19
1.3.5 Описание продукции 21
1.3.6 Анализ рынка 22
1.3.7 Производственный план 24
1.3.8 Организационный план 28
1.3.9 Маркетинговый план 30
1.3.10 Финансовый план 32
1.3.11 Анализ рисков 34
2 Разработка бизнес-плана открытия предприятия по производству
ритуальных принадлежностей (гробов экономкласса) 37
2.1 Титульный лист 37
2.2 Меморандум конфиденциальности 38
2.3 Резюме 38
2.4 Описание предприятия 40
2.5 Описание продукции 41
2.6 Анализ рынка 42
2.7 Производственный план 45
2.7.1 Описание технологического процесса 45
2.7.2 Описание оборудования 45
2.7.3 Сырье и материалы 47
2.7.4 Автотранспорт 49
2.8 Организационный план 50
2.8.1 Описание процесса регистрации ИП 50
2.8.2 Описание помещения 50
2.8.3 Расчет стоимости аренды 51
2.8.4 Персонал 52
2.8.5 Процесс подготовки к производству 52
2.9 Маркетинговый план 53
2.9.1 Система сбыта 53
2.9.2 Расчет себестоимости и цены 54
2.10 Финансовый план 57
2.10.1 Инвестиции 57
2.10.2. Источники финансирования 58
2.11 Анализ рисков 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
На сегодняшний день во всем мире, в том числе и в нашей стране, все больше людей занимаются бизнесом. Бизнес бывает большим и малым. Отличие заключается в том, что большой бизнес потребует огромных капиталовложений. Кроме того, он имеет международный масштаб. Наиболее перспективными и востребованными отраслями малого бизнеса являются сфера торговли, оказание услуг и фермерское хозяйство. Особое место среди них занимает сфера услуг. Помимо обычного бизнеса есть и более нетрадиционные идеи, такие, например, как организация ритуального бизнеса. Одним из его направлений является производство гробов [8].
Данный вид предпринимательства очень актуален, так как ежедневно в любой стране, в любом городе умирают люди. Избежать этого нельзя. Многие предпочитают хоронить людей благодаря так называемым бюджетным похоронам с минимальными издержками. А некоторые готовят более дорогие похороны, приобретая для этого венки, гробы на заказ. Ритуальные услуги в настоящее время довольно широко распространены в любом городе. Конкуренция довольно высокая, а клиентов не так много. Рассмотрим более подробно, как организовать свое производство гробов, прибыльность данного бизнеса, с чем связаны основные затраты и так далее.
Производство гробов как бизнес не потребует больших вложений от начинающего бизнесмена. Самый важный этап - это сам процесс изготовления данного товара. Гробы можно делать разными по конструкции: с одной или двумя крышками, металлические или деревянные. Деревянные изделия являются самыми распространенными. Такой товар может быть сделан в любой мастерской. Перечень инструментов при этом такой же, как при изготовлении самой обычной мебели. Очень важно, что бизнес здесь можно наладить двумя разными способы. Первый - построить или взять в аренду помещение и разместить в нем свою собственную мастерскую, второй - приобретать готовые детали изделия и собирать их воедино.
Последний вариант самый простой, он не требует практически ничего, кроме поиска клиента. Раньше за любого клиента была ожесточенная борьба. Бизнес можно было сделать не только на том, что организовать производство товара, но и на предоставлении информации о потенциальных клиентах. Что же касается нашего варианта предпринимательства, то производство гробов базируется на 4-х его составляющих: нижней части, крышке, постели и внешней обивки.
Для того, чтобы организовать бизнес, необходимо составить бизнесплан [7].
Бизнес-план - это документ, дающий развернутое обоснование проекта и вероятность исчерпывающе оценить результативность принятых решений, предполагаемых мер. А так же, дает ответ на вопрос: стоит ли вкладывать финансовые средства в этот проект.
Бизнес-план должен:
- показать, что изделие или услуга найдут своего клиента, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
- оценить затраты, которые необходимы для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке товара или оказания услуг;
- определить рентабельность будущего дела и показать его эффективность для инвестора, для местного, регионального и государственного бюджета.
Бизнес-план включает в себя основные функции:
- является инструментом, при помощи которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
- бизнес-план может быть применен для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
- привлекает дополнительные инвестиции;
- реализует стратегию компании.
Одним из главных периодов процесса планирования является составление бизнес-плана, который необходим как для планирования внутри предприятия, так и для обоснования получения финансовых средств из внешнего источника, т. е. получения инвестиций под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других организаций в реализации проекта.
В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности компании, ее финансовые результаты.
Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура документа должна быть унифицирована.
С точки зрения содержательной роли малого предпринимательства в экономике Российской Федерации выхода данного сектора национальной экономической системы на траекторию устойчивого роста требуют изменяющиеся условия хозяйствования. Малому предпринимательству уделяется повышенное внимание со стороны государства: в последние годы существенно облегчена процедура регистрации новых предприятий и индивидуальных предпринимателей, включая возможность электронной регистрации бизнеса, реализуются программы поддержки малого бизнеса в целевых и приоритетных отраслях и сферах деятельности, снижены административные барьеры, проверки и т.д.[9].
В последние годы бюрократические операции в государственных учреждениях для малых предприятия стали менее продолжительными, чем в финансово-кредитных учреждениях.
Вместе с тем субъекты малого предпринимательства должны занимать более серьезные позиции в структуре экономики России, улучшая макроэкономические показатели. Соответственно, на данном направлении требуется продолжение реализации государственной политики стимулирования развития малого бизнеса. Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого предпринимательства. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны.
Проблемы малого предпринимательства в России определяются факторами, которые затрудняют его развитие:
наличие несоответствий в нормативно-правовом обеспечении деятельности субъектов малого предпринимательства;
- трудности в доступе к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;
- слабая роль объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса в целом;
- низкая степень социально-экономической и организационной дифференциации в среде малых предприятий (создание типовых предприятий, производящих типовую продукцию и услуги);
- отсутствие комплексной системы подготовки предпринимателей в учебных заведениях, в частности, по отдельным направлениям управления, финансов, правового обеспечения, организации производства, деловой этики, ценообразования, маркетинга и т.д.
Как следствие, у начинающих предпринимателей низкий уровень финансовой и правовой грамотности, сложности с организацией управления, производства, что ведет к большим проблемам в бизнесе, замедлению развития малого предприятия, вплоть до разорения.
Решению данных проблем способствует государственная политика поддержки малого предпринимательства и стимулирования его развития. Государственная политика поддержки малого предпринимательства включает в себя следующие направления: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое, организационное, кадровое и консультационное обеспечение, отдельным направлением выделяется внешнеэкономическая деятельность.
Цель ВКР - разработка бизнес-плана открытия предприятия по производству ритуальных принадлежностей.
Данная цель наметила главные задачи исследования:
- теоретически исследовать методику составления и структуру бизнес - плана;
- разработать бизнес-план по производству гробов экономкласса.
Объектом исследования является рынок ритуальных принадлежностей.
Предметом исследования является деятельность рынка по производству ритуальных принадлежностей, поиск свободных ниш на этом рынке.
Методологической основой для написания ВКР послужили труды таких ученых как: Кузнецов Б. Л., Горемыкин В.А., Попов В.М., Ляпунова С.И., Млодик С.Г., Халтаева С.Р., Яковлева И.А. и др.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрена методика разработки бизнес-плана.
Во второй главе разработан бизнес-план производства ритуальных принадлежностей (гробов экономкласса).
В данной выпускной квалификационной работе находили решения следующие задачи:
- теоретическое исследование методов составления и структуру бизнес - плана;
- разработка бизнес-план по производству гробов экономкласса.
Установленные задачи были успешно решены. Была проведена работа по изучению методики написания бизнес-плана, а так же его структуры.
В том числе, в процессе выполнения работы по разработке данного бизнес-плана, было подобрано необходимого оборудования. Найден оптимальный вариант аренды площади для производства, которое отвечает всем критериям. Подобраны тщательным образом поставщики сырья и материалов.
Так же были произведены анализы организационного, производственного, маркетингового, финансового плана. Изучен процесс регистрации ИП, сделан анализ рисков.
Представленный проект по разработке открытия нового предприятия по производству ритуальных принадлежностей можно охарактеризовать как эффективное мероприятие, так как интегральные показатели экономической эффективности проекта на 2 года равны:
- Чистый доход - 559 460 рублей.
- Чистый дисконтированный доход - 432 618 рублей.
- Индекс доходности дисконтированный - 1,1 руб./руб.
- Срок окупаемости - 2,99 квартала.
- Срок окупаемости с учетом дисконтирования - 3,20 квартала.
На основании всего вышесказанного можно сделать заключение о том, что производство гробов как бизнес - хорошая и перспективная идея для малого бизнеса. Ею может заняться любой желающий, нужны только организаторские способности и желание зарабатывать деньги. Преимуществом его является и то,
что производство гробов как бизнес не потребует большого первоначального капитала, он будет минимальным.
Первое, что необходимо, для налаживания производства - это выбрать место. Желательно, чтобы оно было со всей нужной для бизнеса инфраструктурой.
Перед началом осуществления предпринимательской деятельности стоит зарегистрироваться в местной налоговой службе в качестве индивидуального предпринимателя, при этом необходимо иметь свой юридический адрес, то есть адрес места расположения предприятия. Затем заняться покупкой сырья, оборудования.
I. Нормативно - правовые документы:
1. Налоговый кодекс РФ. Ст. 2 Закона Республики Татарстан "Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения"
II. Специальная литература:
2. Менеджмент: учебник для вузов / под. ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - Изд. 2- е, доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство, 2012.
3. Уткин Э.А. Бизнес-план: Как развивать собственное дело. - М.: Акалис, 2015.
4. Игошин И.В. Менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2016.
5. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. - М., 2011.
6. Экономика предприятия / Под ред. Н.А.Сафронова. - М.: «Юристъ», 2012.
7. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. - М., 2011.
8. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями/ Род редакцией В.М.Попова. - М.: Финансы и статистика, 2013.
9. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. - М.: ИКЦ «ДИС», 2014.
10. Нестеров А.К. Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы // Энциклопедия Нестеровых, 2017.
11. Анискин Ю.П. Управление инвестициями: учеб. пос. для вузов. - 3 - е изд., стер. - М.: Омега - Л, 2014.
12. Баринов В.А Бизнес-планирование Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2013.
13. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
14. Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес - планирование: Учебное пособие - Улан - Удэ, 2016
15. Гулькин П.Н. Как подготовить бизнес-план? Точка зрения инвестора // Рынок ценных бумаг,2014. - № 7.
16. Ефимов В.С.., Поляков О.Г. Стратегический план развития бизнеса для действующего предприятия // Финансовый бизнес, 2012. - № 1.
17. Лисиненко И.С. Конкурентоспособность и бизнес-планирование // Финансовый бизнес, 2011. - № 4.
18. Макаренков С.В. Разработка бизнес-плана // Риск, 2013. - № 2.
19. Москвин В. Как избежать ошибок при разработке бизнес-плана // Рынок ценных бумаг, 2016.
20. Аникеев С. А. Методика разработки плана маркетинга: сер. «Практика маркетинга». - М.: Форум, Информ-Студио, 2016.
21. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика фирмы: учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИДО, 2013.
22. Кураков Л.П., Ляпунов С.И., Мингазов Х.Х., Попов В.М. Бизнес-план: Зарубежный и отечественный опыт. Новая практика разработки и документация. Кн. 3. В 2 ч. Ч. I. Чебоксары: изд-во Чуваш. Ун-та, 2014.
23. Липсиц И. В. Бизнес-план - основа успеха. - М.: Дело, 2018.
24. Пелих А. С. Бизнес-план. - М.: Ось-89, 2013.
25. Попов В. М., Ляпунов С. И. Бизнес-планирование: уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2017.
26. Сухова Л. Ф., Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес -плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013.
27. Трубицин В. А. Успех и бизнес-план. - Ставрополь: ГП ИТФ Ставрополье, 2018.
28. Чемезов С. М., Мымрин В. С. Методические рекомендации по разработке бизнес плана. - М.: Финансы и статистика, 2013.
29. Кузнецов Б.Л. Бизнес-проект (инвестированное и новационное
проектирование) - Н. Челны, 1996.
30. Горемыкин В. А., Богомолов А. Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: Методическое пособие. - М.: Финансы и статистика,2013.
III. Список Интернет-ресурсов:
31. https://www.funeralportal.ru
32. https://www.realnoevremya.ru
33. https://www.fedstat.ru
34. https:// info@realnoevremya.ru
35. https:// menzalia@tatar.ru
36. https://Информационное сетевое периодическое издание «Татэнергосбыт».
37. https://www.Grandars.ru
38. http://www.rbmarketing.ru/bplan/bpvo.html
39. https://www.tatar-inform.ru/news
40. https://www.statdata.ru