ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8-Х КЛАССОВ ПО АЛГЕБРЕ И ГЕОМЕТРИИ 11
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий
исследования «творчество», «творческое мышление» 11
1.2 Возрастные особенности развития творческого мышления у учащихся 8-х
классов 25
1.3 Формы и методы развития творческого мышления во внеурочной
деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии 31
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8-Х КЛАССОВ ПО АЛГЕБРЕ И ГЕОМЕТРИИ 44
2.1 Изучение исходного уровня развития творческого мышления у учащихся
8-х классов 44
2.2 Педагогическое обеспечение процесса развития творческого мышления
во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии 62
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и
геометрии 77
Выводы по главе 2 97
Заключение 100
Список литературы 104
Приложения
Актуальность проблемы исследования. В современном информационном обществе, претерпевающем серьезные изменения во всех его сферах, востребуется самостоятельная творческая личность, обладающая системными знаниями и способная применять эти знания в практической деятельности. Решение глобальных проблем современности и разработка высоких информационных технологий возможны при наличии определенного стиля мышления, выводящего человека на осознание новых связей между объектами и обеспечивающего создание нового в духовной или материальной сфере.
Такое мышление, направленное на создание чего-либо нового (идеального или материального), значимого для личности и общества, является творческим (М. Вертгеймер, И.Я. Лернер, Л. Секей, К. Тейлор, Е.П. Торренс, Э.Г. Гельфман, Л.Э. Генденштейн, М.И. Махмутов, H.A. Менчинская, Э.Г. Мингазов, Д. Пойа, Г. Цумме и др.), этот тип мышления рассматривается как особый и ведущий элемент обучения.
Становление личности и развитие ее творческого мышления - основная цель современного образования, она же является приоритетной и при обучении алгебре и геометрии. Творческий, продуктивный процесс в любой области интеллектуальной деятельности - это многогранный, феноменально сложный процесс, содержащий множество составляющих; он сопряжен с высоким напряжением всех духовных сил человека, требует интенсивной умственной деятельности и воображения, концентрации внимания, волевого напряжения, мобилизации всех знаний и опыта. Однако не всякую интеллектуальную деятельность можно назвать творческой. Умственный труд может быть и механическим с однообразно повторяющимися операциями, в основе которых лежат алгоритмы.
Творчество - это целенаправленная творческая и практическая деятельность человека, которая приводит к созданию новых, ранее неизвестных гипотез, теорий, методов, новых технологий, произведений искусства и литературы. Все эти формы творчества связаны с мышлением и его производной - интеллектом.
Активная позиция человека в процессе овладения знаниями предполагает использование методов научного познания. Их удачное преломление к процессу обучения в школе находится в центре внимания многих исследователей, поскольку обеспечивает активную позицию школьников в учебном процессе и, как следствие, повышает его эффективность. Решение теоретических и практических аспектов этой проблемы опирается на работы психологов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, З.И. Калмыковой, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Самарина, Н.В. Талызиной, Л.М. Фридман, Д.Б.Эльконина и др., дидактов Ю.К. Бабанского, М.Ф. Данилова, Л.Н. Ланда, Дж. Брунер и др. и методистов В.М. Монахова, В.А. Далингера, А.А.Столяра и др.
В условиях быстро меняющегося мира обществу необходимы творчески мыслящие люди, способные сосуществовать с окружающей средой в самом широком смысле, творчески реализовать себя в личной жизни и профессиональной деятельности. Основная тенденция изменения приоритетных целей школьного образования проявляется в постановке на первый план задач развития личности учащихся на основе внутреннего потенциала. Образование должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду и содействовать его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.
Современному обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и решать возникающие проблемы. Общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы выпускники школы были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, грамотно использовать информацию.
Проблема познания и развития продуктивных качеств мышления интересовала многих ученых. Вопросами исследования творческого мышления в той или иной степени занимались такие зарубежные и отечественные психологи и педагоги, как А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, М.А. Холодная, И.С. Якиманская и др., а также методисты и математики Х.Ж. Ганеев, Т.П. Григорьева, В.А. Далингер, Г.В. Дорофеев,
О.Б. Епишева, Т.А. Иванова, Л.И. Кузнецова, И.Ф. Шарыгин и др. Ими разработаны продуктивные методы и эвристические приемы обучения, способствующие развитию творческого мышления учащихся, однако в их исследованиях не в полной мере был изучен вопрос о возможностях развития творческого мышления посредством внеурочной деятельности при обучении алгебре и геометрии.
На сегодняшний день, в педагогической практике, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, сложилось противоречие между целенаправленным развитием творческого мышления у подростков и бессистемности организационно-методического обеспечения этого процесса на фоне огромного количества новых различных методик и технологий.
Все изложенное выше позволяет нам выделить противоречия между:
- развивающейся системой образования и недостаточной разработанностью структурных и содержательно-технологических компонентов образовательной среды подростков по развитию творческого мышления;
- растущей потребностью общества в развитии творческого мышления личности и недостаточной возможностью ее оптимального удовлетворения только в условиях учебной деятельности;
- разнообразие форм, методов, программ внеурочной деятельности и недостаточным использованием этого разнообразия в практике обучения алгебре и геометрии.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: каково содержание, формы и методы развития творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии?
Данная проблема позволила сформулировать и обозначить следующую тему исследования: «Развитие творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы развития творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии.
Объект исследования - процесс развития творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития творческого мышления у учащихся 8-х классов будет успешным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «творчество», «творческое мышление»;
- учитывать возрастные особенности развития творческого мышления у учащихся 8-х классов;
- на основе выявленных форм и методов развития творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии разработать и реализовать программу «Мой друг алгебра».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевых
понятий исследования «творчество», «творческое мышление».
2. Выявить возрастные особенности развития творческого мышления у учащихся 8-х классов.
3. Изучить формы и методы развития творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы «Мой друг алгебра», направленной на развитие творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по проблеме развития творческого мышления таких исследователей, как А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, М.А. Холодная, И.С. Якиманская, Х.Ж. Ганеев, Т.П. Григорьева, В.А. Далингер, Г.В. Дорофеев, О.Б. Епишева, Т.А. Иванова, Л.И. Кузнецова, И.Ф. Шарыгин и др.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психологопедагогической литературы, обобщение опыта, систематизация);
- эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ). Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование
проводилось на базе МБОУ «Айбашская основная общеобразовательная школа» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в 8 классе, в исследовании приняли участие 27 подростков, 27 родителей, 5 педагогов.
Этапы исследования. Исследование было проведено последовательно в 3 этапа.
На первом этапе - поисково-теоретическом - проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, выявлялась сущность и особенности понятия «творческое мышление», возрастные особенности развития творческого мышления, формы и методы развития творческого мышления во внеурочной деятельности с подростками по алгебре и геометрии. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном - был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались формы и методы развития творческого мышления у подростков, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
На третьем этапе - обобщающем - осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Конкретизировано понятие «творчество» - как личностное качество, базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации не осознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы.
2. Конкретизировано понятие «творческое мышление» - это активность, полюсами которой является логика и фантазия, результат внутри- и межличностного общения. Это, прежде всего субъективная реакция на какой-либо стимул, который превращается в объективную формулировку, восприятие.
3. В опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы «Мой друг алгебра», в которой в совокупности нашли отражение формы и методы развития творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий развития творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии. Выявленные в ходе исследования формы и методы могут содействовать дальнейшему развитию концепции подготовки будущих выпускников и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам работы с подростками в области обучения алгебре и геометрии.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке содержания, форм и методов, позволяющих развивать творческое мышление у подростков во внеурочной деятельности по алгебре и геометрии. Разработана и апробирована программа «Мой друг алгебра», позволяющая развивать творческое мышление у подростков во внеурочной деятельности по алгебре и геометрии. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок с целью эффективной подготовки школьников в области алгебры и геометрии.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение подготовки учащихся к ЕГЭ.
Положения, выносимые на защиту:
1. «Творчество» - личностное качество, базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации не осознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы.
2. «Творческое мышление» - это активность, полюсами которой является логика и фантазия, результат внутри- и межличностного общения. Это, прежде всего субъективная реакция на какой-либо стимул, который превращается в объективную формулировку, восприятие.
3. Программа «Мой друг алгебра», в которой в совокупности нашли отражение формы и методы развития творческого мышления во внеурочной деятельности 8-х классов по алгебре и геометрии.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психологопедагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно - экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня развития творческого мышления, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования позволяет нам говорить о том, что проблема развития
творческого мышления подростков во внеурочной деятельности по алгебре и
геометрии является актуальной и значимой. В ходе теоретического
осмысления проблемы, мы пришли к следующим выводам:
1. В психолого-педагогической литературе понятие творчество чаще
всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и
рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи
определяют творчество через свойства личности, ее способности.
Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших
психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды
деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
2. Структура творческого процесса состоит из трех основных
составляющих: обладания необходимыми качествами интеллекта и
творческими операциями для осуществления поиска способов передачи того
нового, что музыкант стремиться передать слушателям; умения
контактировать, взаимодействовать с миром и самостоятельно видеть и
ставить проблемы и темы в искусстве; от интеллектуальной инициативы;
умения опираться на свои индивидуальные особенности, находить способы
воплощения задуманного в конкретной деятельности.
3. Творческое мышление» – это активность, полюсами которой
является логика и фантазия, результат внутри- и межличностного общения.
Это, прежде всего субъективная реакция на какой-либо стимул, который
превращается в объективную формулировку, восприятие.
Творческие способности, как личностная характеристика, проявляются
главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все
виды деятельности.101
4. Отличительная черта подросткового возраста – внутреннее тяготение
к творческому воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, это
проявляется в форме сочинения стихов, песен, дневников и т.п., в создании
некоего любовного идеала. Фантазия подростка более творческая, чем
фантазия ребенка, хотя и менее продуктивна, чем фантазия взрослого
человека.
5. Подростковый возраст – это период выработки мировоззрения,
убеждений, характера и жизненного самоопределения, а так же
благоприятный период для развития творческих задатков и творческих
способностей у подростков.
6. Мы выявили, что внеурочная деятельность по алгебре и геометрии
несет себе большой потенциал для развития творческого мышления
подростков. Нами рассмотрены такие формы и методы, как кружок, мозговой
штурм, метод разыгрывания ролей, метод игрового производственного
проектирования, метод проектирования, конструирование.
7. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития
творческого мышления подростков низкий и составляет 55,6% (15 человек),
средний уровень развития творческого мышления составляет 25,9% (7
человек), высокий уровень развития творческого мышления составляет
18,5% (5 человек). Среди показателей творческого мышления
доминирующим является разработанность (15,15), которая характеризуется
симметрией-ассиметрией, где расположены детали, делающие рисунок
асимметричным. Следующим по степени выраженности показателем
является показатель оригинальности (12,3), характеризующийся
местоположением относительно стимульной фигуры (внутри – снаружи
фигуры). Наименее выражены такие показатели творческого мышления как
беглость (7,96) и гибкость (5,07).
Среди творческих характеристик личности до эксперимента
преобладающим показателем является воображение (5,7), вторым по102
значимости показателем является предпочтение сложных идей (5,1), третьим
по значимости показателем является склонность к риску (4,8), наименее
выраженным показателем творческих характеристик личности является
любознательность (4,3).
8. Среди показателей творческих способностей по тесту Вильямса, на
который отвечали педагоги, доминирующими являются такие показатели,
как оригинальность (9,03), гибкость (7,7), разработанность (6,6), склонность к
риску (5,5), менее выраженными показателями творческих способностей, по
мнению педагогов, являются беглость (4,6), воображение (4,6),
любознательность (4,5).
Анализ результатов теста Вильямса, проведенного среди родителей,
позволяет нам сделать следующие выводы: в группе подростков, по мнению
родителей, до эксперимента доминируют такие показатели творческих
способностей, как гибкость (7,3), оригинальность (6), беглость (5,8),
разработанность (5,7), менее представлены такие показатели творческих
способностей, как предпочтение сложных идей (5,2), воображение (5),
любознательность (4,7).
9. На основании анализа литературы мы посчитали, что наиболее
эффективным для развития творческого мышления подростков будет
применение программы «Мой друг алгебра», направленной на развитие
творческого мышления подростков во внеурочной деятельности по алгебре и
геометрии.
10. После проведения формирующего эксперимента в показателях
творческого мышления произошли существенные изменения. Показатель
беглости повысился с 7,96 до 9,5, показатель гибкости повысился с 5,07 до
7,3, показатель оригинальности повысился с 12,3 до 20,8, показатель
разработанности повысился с 15,15 до 21,3.
11. Анализ результатов теста Вильямса, проведенного среди педагогов,
показал, что в показателях творческих способностей после эксперимента103
произошли следующие изменения: показатель беглости повысился с 4,6 до
8,7, показатель гибкости повысился с 7,7 до 11,6, показатель оригинальности
повысился с 9,03 до 11,8, показатель разработанности изменился с 6,6 до 9,
показатель любознательности повысился с 4,5 до 8,5, показатель
воображения повысился с 4,6 до 9,9, показатель сложности повысился с 4,9
до 9,9, показатель склонности к риску повысился с 5,5 до 10.
Анализ результатов теста Вильямса, проведенного среди родителей, в
показателях творческих способностей после эксперимента произошли
следующие изменения: показатель беглости повысился с 5,8 до 8,9,
показатель гибкости повысился с 7,3 до 9,9, показатель оригинальности
повысился с 6 до 9,5, показатель разработанности изменился с 5,7 до 8,8,
показатель любознательности повысился с 4,7 до 7,7, показатель
воображения повысился с 5 до 8,7, показатель сложности повысился с 5,2 до
9,6, показатель склонности к риску повысился с 5,6 до 9,7. В уровнях
развития творческого мышления после эксперимента произошли следующие
изменения: высокий уровень повысился с 18,5% до 44,5%, средний уровень
повысился с 25,9% до 40,7%, низкий уровень понизился с 55,6% до 14,8%.
12. В ходе опытно-экспериментальной работы мы доказали
эффективность программы «Мой друг алгебра», предполагающая
использование различных форм и методов развития творческого мышления
во внеурочной деятельности по алгебре и геометрии, действительно является
эффективным средством развития творческого мышления подростков, так
как результаты показали положительную динамику и результативность
данной программы, что свидетельствует об эффективности проведенной
работы. Эти данные подтверждены методами математической обработки
данных, в частности, t-критерием Стьюдента и G критерием знаков.
Абдулина О.А. Демократизация образования и подготовки
специалистов: проблемы и поиски /О.А. Абдулина // Высшее
образование. – 1996. – №1. – 175 с.
2. Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности /
А.В.Азархин // Наука думка. –1990. – № 1. – 191 с.
3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения / Г. С. Альтшуллер. – М.:
Сфера, 2007. – 260 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные
психологические труды. Т 2. – М.: Психология, 2000. – 287с.
5. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего
развития образования в России: от традиционной педагогики к логике
развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник, – 1997. – №9. – С. 6-8
6. Бердяев Н.А. Самопознание /Н.А. Бердяев. – М.: Азбука-классика,
2007. – 416 с.
7. Волков Б.С. Возрастная психология: учебн. пособие для студ. ВУЗов. /
Б.С. Волков. – М.: Владос, 2005. – 366 с.
8. Выготский Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.
Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 100 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т./ Л.С. Выготский . – М.:
Педагогика, 1984. – 432с.
10.Выигрывает тот, кто играет! – Н.Новгород: Педагогические
технологии, 2001. –106 с.
11.Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я.
Гальперин, Н.Р. Котик // Вопросы психологии. – № 5. – 1982. – С. 23-34
12.Гиндилис H.Л. Типология творческой деятельности / H.Л. Гиндилис,
Б.М. Кедров //Психологический журнал. – 1981. – № 1. – С. 45-49
13.Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. 2-е изд., испр.
и доп. / С.С. Гольдентрихт. – М.: МГУ, 2007. – 248 с.105
14.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога
дополнительного образования /В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004. –
256 с.
15.Губин В.Д. Культура и творческая деятельность / В.Д. Губин. – М.:
Варгус; 2007. – 87 с.
16.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.:
Академия, 2008. – 244 с.
17.Давыдов В.В. Образование. Мышление. Культура / В.В. Давыдов. –
М.: Педагогика, 1999. – 102с.
18.Джонсон Д.Р. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Пер. с
англ. З.С.Замчук. – СПб.: Экономическая школа, 2001. – 256с.
19.Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование
формирующего влияния микросреды на креативность /В.Н. Дружинин,
Н.В. Хазратова // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – 256с.
20.Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая
психология. /Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
21.Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей
детей (по материалам зарубежных исследований) / Л.Б. ЕрмолаеваТомина // Вопросы психологии. – 1975. – № 5. – С. 23-34
22.Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в
учреждениях дополнительного образования детей / А.Я. Журкина //
Приложение к журналу «Внешкольник». – М.: ГОУ ДОД ФЦРСДОД,
2005. – №11. – 72 с.
23.Иванов В.Г. Занимательность как фактор воспитания творческой
активности младших школьников / В.Г. Иванов: Автореф. дис. на
соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – Ярославль. – 1994. – 27с.106
24.Иванюк А.И. Развитие творческой активности старшеклассников в
сфере функционирования общественного мнения / А.И. Иванюк: дис.
на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – Киев, 1992. –126 с.
25.Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду / Э.В. Ильенков. – М.: Варгус,
2007. – 164 с.
26.Ильмушкин Г.М. Системное моделирование в процессе реализации
непрерывной многоуровневой подготовки специалиста / Г. М.
Ильмушкин. – М.: ДИТУД УлГТУ, 2005. – 354 с.
27.Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д.
Никандров. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
28.Кипиани Н.В. Творчество как сущность активности психики и как
основа ее развития / Н.В. Кипиани. – Тбилиси, 1997. – 184 с.
29.Кирсанов А.А. Развитие творческой активности учащихся в
педагогическом процессе / А.А. Кирсанов, Ж. А. Зайцева – Казань:
КГПУ, 1995. – 103 с.
30.Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. пед.
учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2005. – 176 с.
31.Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Сфера,
2004. – 430 с.
32.Куприянов Б.В. Детская студия в УДОД: попытка целостного взгляда. /
Б.В. Куприянов// Дополнительное образование и воспитание. – М.:
«Витязь-М», 2007. – №2. – С. 3-8
33.Лейтес Я. С. Возрастные предпосылки умственных способностей /
Я.С.Лейтес. – М.: Советская педагогика, 1974. – № 1. – С. 97-107
34.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев. – М.:
Владос, 2005. – 304 с.
35.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г.Маклаков. –
СПб.: Питер, 2006. – 583 с.107
36.Малиновская М.П. Педагогические условия совместной деятельности
взрослых, и младших, дошкольников в учреждениях дополнительного
образования / М.П.Малиновская // Автореф: дис. канд. пед. наук. – М.,
2006. – 19 с.
37.Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г.Маслоу. – СПб: Речь, 1999. –
478 с.
38.Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности / А.М.Матюшкин
// Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29-33
39.Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология
/ А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский. – М.: Академический проект, 2004.
– 213 с.
40.Немов Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С.Немов. – М.: Владос, 1996. – 634 с.
41.Нефѐдова H.A. Детское объединение в системе дополнительного
образования школы как средство развития индивидуальности
подростков / Н.А. Нефедова // Автореф. дис. канд. пед. наук. – М.,
2006. – 18 с.
42.Пономарѐв Я.А. Психология творчества / Я.А.Пономарев. – М.: Наука,
1976. – 302 с.
43.Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т.Н. Ушаковой,
Н.И. Чуприковой. – М.: ИП РАН, 2004. – 304 с.
44.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. –
СПб.: Питер Ком, 2007. – 688 с.
45.Степанов Е.Н. воспитательный процесс: изучение эффективности / Е.Н.
Степанов. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 128 с.
46.Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М.: Просвещение,
2010. – 160с.
47.Таланова Ю.В. Формирование музыкального интереса у детей на
занятиях фортепиано в системе дополнительного образования / Ю.В.
Таланова // Автореф. канд. пед. наук. – М., 2007. – 24с.108
48.Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной
психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И.
Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
49.Тимакова Н.И. Развитие творческого потенциала личности школьника'
в инновационном образовательном учреждении. Дисс. канд. пед. наук /
Н.И.Тимакова. – Н.-Н. – 2008. – 156 с.
50.Харичева Д.В. Формирование творческой самостоятельности
подростков в учреждениях дополнительного образования средствами
эстрадного пения / Д.В.Харичева //Автореф. канд. пед. наук. – М.,
2007. – 18с.
51.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: Варгус, 2003. –
371 с.
52.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах /
Д.Б.Эльклнин. – М.: НПО «Модек», 2005. – 416