Введение
Раздел I. Теоретико-методологические основания исследования распада
Югославского государства, косовского и македонского кризисов 15
Раздел II. Эволюция косовского и македонского кризисов в
постъюгославской истории 38
Раздел III. Посредники и их роль в процессе регулирования косовского и
македонского кризисов 64
Заключение 83
Список литературы 86
Актуальность темы. В современном мире количество государств выросло в несколько раз по сравнению с начало ХХ века, однако на достигнутом рост числа государств, похоже, не закончится. Претензии на собственную государственность в открытой форме выражает значительное количество национальных меньшинств, проживающих на территории многих стран мира. Некоторые из них в своем стремлении к обретению собственного государственного суверенитета не останавливаются перед применением вооруженной силы.
Распад Социалистической Федеративной Республики Югославии был результатом внезапно возникших неразрешимых проблем, к которым она была не готова. Шесть республик решили отделиться и стать самостоятельными. Никто из них не захотел ждать официального «освобождения». По этой причине на несколько лет в Югославии оружие стало единственным средством решения конфликтов.
Распад многонационального государства имел комплекс сложных проблем, но мотором в механизме распада стал сепаратизм тех республик, которые хотели стать независимыми. Двумя из них были Косово и Македония. Политические настроения в Косово и Македонии с каждым годом приобретают новые обороты. Современные конфликты в этих двух республиках носят насильственный и массовый характер: тысячи погибших, множество беженцев, массовые преступления, ненависть и жестокость к другим этносам, разрушение многих важных памятников культуры, таких как церкви, джамии, библиотеки и музеи.
Продолжительные конфликты (кризисы) в Косово и Македонии охватывают многие страны и миротворческие организации. Некоторые страны пытаются поддержать новые государства, а некоторые, наоборот, против их независимости. Россия была против одностороннего признания независимости Косово в 2008 году. Вследствие этого Россия до сих пор воспринимается жителями Косово как враг, который имеет тесную связь с Сербией и активную антиалбанскую политику. В отличие от Косово, с Македонией Россия поддерживает дружественные отношения, так как она одна из немногих республик не стала вводить санкции против России после распада Югославии. Оба конфликта имеют достаточно большую и интересную историю развития. В данный момент оба конфликта являются незавершенными и находятся в замороженном состоянии, этим определятся актуальность данной темы.
Степень разработанности темы. Тема македонского и косовского кризиса после распада Югославии является для отечественной науки и конфликтологии недостаточно изученной. Несмотря на это, многие аспекты данной проблемы освещены в работах отечественных и зарубежных ученых.
Проблематику и теорию политических кризисов раскрываютКлючник Р.М. , Сюрмин Ю.П. , Мищевський Ю.В. . Неоинституциональный подход и его составляющие объясняют в своих работах Ротстейн Б.4, Жуковский А.Г.5, Питерс Б.Г. , Зазнаев О.И. . Соломатина Е.Н. анализирует теорию конфликта Крисберга Л. Американский ученый Горовиц Д.Л. определяет основные черты этнических конфликтов и стратегии этнических групп. Социолог из бывшей Югославии Флере С. выделяет основные причины распада Югославии и последствия после этого.
Данную тему в своих работах рассматривали многие отечественные исследователи. Их всех можно разделить на три группы: исследователи, писавшие о нестабильности в Македонии, в Косово и в целом по Югославии.
К первой группе относятся такие авторы как: Колосков Е.А., Кирчанов М.В., Третьякова М.Ч., Сорокин Д.А., Поскребышева Е.С., Коцева З., Митревская Я., Сельдцер Д.Г. Колосков Е.А. в своих работах описывает политическую обстановку в Македонии, угрозах ее безопасности, а также затрагивает отношения с РФ. Кроме того, он поднимает вопрос, который остается актуальным и на сегодняшний день о признании названия Македонии Грецией. О политических взаимоотношениях Греции и Македонии также пишет Кирчанов М.В.. В своих трудах он описывает греческие нарративы в македонском национализме в конце 2000-х годов.
Третьякова М.Ч. акцентирует внимание на способе разрешения конфликта в Македонии в 2001 году, посредством подписания Охридского договора. В своей работе она описывает как причины подписания, стороны и их интересы, так и конечный результат конфликта после его подписания.
Поскребышева Е.С. рассматривает в своей работе место ЕС в разрешении межэтнического конфликта в Македонии 2001 г.
Экономическую ситуации в Македонии описывает в своих работах Коцева З.. Также она описывает влияние на экономическую ситуацию в республике Евросоюза и РФ.
В работах Митревской Я. и Сельцера Д. проводится сравнительный анализ политического устройства двух разных посткоммунистических государств - России и Македонии.
Ко второй группе относятся: Сидди М., Клименко З.В. , Сквозняков А.Н., Осипова А.В., Катунин Д.А., Нюркаева А.З., Карпович О.Г., Хортов А.А., Робская С.А., Анашкина А.Г., Семкина Ю.Н., Гришаева Л.Е., Алексеева Е.В., Барабанов О.А., Ананьева М.Н., Невзоров М.В.,Бышков П.А.
Зарубежный ученый Сидди М. дает сравнительный анализ Абхазии и Косово. В своей работе он рассматривает факт самоопределения Косово и Абхазии как нарушение международного права.
Также историко-правовые аспекты конфликта в Косово рассматриваются в работе Сквознякова А.Н. . Он выделяет деструктивный результат одностороннего провозглашения самостоятельности Косово для международного права и международной безопасности. Также с юридической стороны конфликт в Косово описывает и Карпович О.Г.
Клименко З.В. в своих работах поднимает вопрос конфликтности албанского населения в республике Косово. Автор занимается проблемами албанского этноса, как в Косово, так и в Македонии.
Важному, но малоизученному периоду косовского кризиса, перед началом натовских бомбардировок Югославии, посвящена статья Осиповой А.В. В ней она описывает сложный переход партизанской войны в Косово и Метохии в вооруженное столкновение между Освободительной армией Косова и сербской полицией и армией.
Постконфликтный период в Косово раскрывается в работах Нюркаевой А.З.. Она описывает Косово как регион «великоалбанских притязаний, очаг постоянных кризисов на Балканах».
Мирную фазу косовского кризиса и отношения США и Косово раскрывает Хортов А.А.В своей статье, он описывает всю историю косовского кризиса и как США влияло на его развитие.
Проблемой урегулирования косовского конфликта посредством ООН занимались такие исследователи как Анашкина А.Г. и Гришаева Л.Е.
Урегулированием конфликта в Косово занималась не только ООН, но и ЕС и другие страны. Вопросами, связанными с урегулированием данного конфликта, занимались такие ученые как Робская С.А. , Семкина Ю. Н. и Алексеева Е.В. Бышков П.А. раскрывает развитие ситуации вокруг косовского кризиса. Значительное место отведено вопросам взаимоотношениям НАТО и российским руководством.
В третью группу входят такие авторы как: Большаков А. Г., Ломоносов М.В., Сидоренко А., ГуськоваЕ.Ю.,Анникова В.А., Радусинович М., Митревская Я., МамонтоваЕ.А., Арсланов Р.А.,Энтина Е.Г., Пономарева Е.Г., Белоногов А.Л., Хортов А.А, Киясов А.С., Шарафутдинов Д.Р., Исламов Д.Р., Ратушняк И.О., Барабанов О.А., Кандель П., Тишков С.А. Большаков А. Г. занимался разработкой теории этнических вооруженных конфликтов в посткоммунистических государствах европейской периферии, основными регионами распространения которых являются Балканы и Кавказ.
Ломоносов М.В. рассматривает историю албано-славянских контактов сквозь призму этноисторической мифологии. Особое внимание уделяется мифологеме «заклятый враг» в истории Балкан на примере «борьбы за Косово». В статье автора сопоставляются позиции двух сторон - албанской и сербской - в многовековом конфликте по этому поводу.
Сидоренко А. в своей статье анализирует причины и последствия распада СФРЮ, происшедшего 26 лет назад.
Гуськова Е.Ю. рассматривает историю югославского кризиса. В своем исследовании, она выделяет два пути, которыми могли воспользоваться страны, которые приобрели независимость, а также выделяет ошибки, которые допустила РФ в этот период времени.
Анникова В.А. и Радусинович М. описывают многочисленные этнические конфликты на территории бывшей Югославии, которые привели регион к состоянию глубокого социально-экономического кризиса.
Белоногов А.Л. акцентирует свое внимание на перспективах расширения программ партнерства НАТО в начале ХХ1века. Автор сравнивает три вектора политики НАТО: на Балканах, в постсоветском пространстве и в других регионах мира, и приходит к выводу о том, что в будущем возможна «волна расширения НАТО» на Балканском полуострове.
Хортов А.А. в своей статье рассматривает политику США в отношении СФРЮ в период ее распада в 1991-1992 гг. Также автор дает характеристику отношений между США и Югославией и анализирует причины, цели, эволюцию политики США с учетом характера изменений международных отношений и позиции ЕС по вопросу распада Югославии. Также вопросами политики США занимался такой исследователь как Киясов А.С., правда, он рассматривает ее на Западных Балканах в условиях эскалации кризиса, вызванного распадом Югославии.
Шарафутдинов Д.Р. и Исламов Д.Р. в своем исследовании делали упор на сравнении евроинтеграционному пути балканских стран (Хорватии, Черногории и Сербии) и на анализе проблем, возникших или возникающих в рамках данного процесса.
Ратушняк И.О. раскрывает проблему безопасности на Балканах, в которой описывает геостратегическое значение Балканского полуострова и факторы его нестабильности.
Барабанов О.А. рассматривал роль ЕС на начальном этапе Югославского кризиса конца XX- начала XXI вв. Он анализирует действия конкретных членов ЕС, а также их результаты для югославских республик. А Кандель П. анализирует изменение общественного мнения в западнобалканских государствах по отношению к Европейскому Союзу.
Итак, в отечественной науке наибольшая часть работ посвящена косовскому кризису, его рассматривают с разных сторон, а по Македонии работ значительно меньше. Также нет эффективного способа урегулирования ситуации, как для Косово, так и для Македонии. Нет и работ, которые рассматривали данные конфликты в сравнении, для выработки общих рекомендации по профилактике, разрешению и урегулированию подобных конфликтов.
Объект исследования -косовский и македонский кризисы после распада Югославии.
Предмет исследования-противоречия и конфликты между албанцами и другими этническими группами, проживающими в Косово и Македонии.
Цель исследования -выявление специфики кризисов и затяжных конфликтов в Косово и Македонии с выработкой рекомендаций по устранению существующих противоречий.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- определение и систематизация основных теоретико-методологических подходов к исследованию конфликтов (кризисов) в Косово и Македонии после распада Югославии;
- исторический анализ конфликтов (кризисов) в Косово и Македонии, как до распада Югославии, так и после;
- проведение сравнительного анализа данных конфликтов (кризисов), выявление общего, особенного и частного;
- проследить динамику конфликтов (кризисов) в Македонии и Косово;
- изучить влияние на конфликты (кризисы)посредников, таких как ООН, ЕС, ОБСЕ, Россия, Турция и США;
- прогнозирование дальнейшего сценария событий в Косово и Македонии;
- выявление наиболее эффективных рекомендаций по урегулированию данных конфликтов (кризисов) или перевода их в более мирную фазу развития.
Методологическая основа исследования. В данной работе основным подходом является неоинституционализм. Данных подход рассматривает конфликт как институциональный феномен или явление, которые поддается институционализации. Институты определяют правила, по которым развивается конфликт. Они рассматриваются как совокупность норм и сопутствующих им организаций и учреждений.
Главным методом в данной работе выступает сравнительный анализ, который позволяет выделить общее, особенное и частное в конкретных конфликтах Косово и Македонии и определить специфику подобных противоборств. Важное место в анализе насильственных массовых конфликтов, характерных для этих двух стран занимает инструменталистская методология, которая представляет этничность как зависимый фактор по отношению к политической целесообразности.
В качестве основной базовой теории в работе используется теория конфликта, которая была реализована в рамках теории международного права и социологии.
Также в работе, в качестве основной, используется методика исследования случая (case-study), в качестве кейсов рассматривались два продолжительных конфликта в Косово и Македонии. Также были использованы такие методы как исторический и ситуационный способы сбора информации, качественный анализ документов.
Теоретическими источниками выпускной квалификационной работы стали отечественные работы по теории конфликта, кризисам и насильственным конфликтам, этнополитологии и этноконфликтологии. Важную теоретическую основу настоящего исследования составляют концепция социального конфликта Л.Крисберга как системы структурно-динамических показателей, которые служат методологическими основаниями и общими ориентирами в процессе диагностики и регулирования конфликтов различного типа и модель поведения этнических групп в конфликте Д.Л. Горовица.
Научно-практическая значимость. В данной работе проведен сравнительный анализ двух затяжных конфликтов в республиках Косовои Македонии, которого прежде никто не проводил.
Материалы данной работы могут использоваться в учебных курсах по этносоциологии, этнополитологии, политической конфликтологии, этноконфликтологиии пр.
В данной работе приведены наиболее эффективные, по мнению автора, рекомендации по выходу Македонии и Косово из состояния политического кризиса.
Структура работы. Данная работа состоит из трех логически связанных между собой разделов.
Во введение описывается актуальность, степень разработанности, новизну темы исследования, определена цель и задачи исследования, объект, предмет, а также методологию и практическую значимость.
В первом разделе раскрываются теоретические и методологические основания изучения распада Югославии, а также македонского и косовского кризисов.
Второй раздел посвящен сравнительному анализу конфликтов в Косово и Македонии, их истории, основным причинам и динамике.
В третьем разделе раскрывается роль геополитических акторов в попытках урегулирования обоих конфликтов.
В заключении приводятся сценарий развития ситуации на основе исследования и предлагаются рекомендации автора по урегулированию конфликтов в Косово и Македонии.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мною были проанализированы теоретические аспекты политического кризиса, а также проведен сравнительный анализ двух современных стран, которые на данный момент пребывают в нем.
Цель исследования достигнута, в работе представлена специфика политических кризисов и затяжных конфликтов в Косово и Северной Македонии, а также рекомендации автора по устранению существующих противоречий.
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы
Политический кризис в балканских странах Косово и Северная Македония сейчас являются актуальными и нуждаются в безотлагательном урегулировании.
Политический кризис в данных регионах характеризуется несостоявшимся парламентом, а также длительными конфликтными отношениями между двумя главными этносами стран.
Конфликты в странах, пребывающих в политическом кризисе, в основном, носят насильственный характер. Поэтому данные регионы находятся в очень нестабильном положении, в любой момент кризис может перейти в межэтнический вооруженный конфликт или гражданскую войну.
Участие посредников в данных конфликтах не всегда может принести положительный результат. В данном случае мы видим больше не то как страны, международные союзы и организации пытаются разрешить конфликты в регионах, а наоборот кто из них получит больше выгоды от того или иного хода.
Все политические кризисы, в основном, проходят 3 стадии: латентную стадию накопления противоречий; стадию эскалации или нарастания кризиса; стадию разрешения кризиса. Самой острой считается последняя, третья, стадия, так как в ней стороны приходят к активному взаимодействию для одержания победы. На данный момент политические кризисы в Косово и Северной Македонии находятся на второй стадии, а значит существует вероятность, что в дальнейшем будут происходить наиболее острые стычки и насильственные столкновения.
Для нормализации ситуации в данных регионах, на мой взгляд, необходимо соблюдение 6 принципов:
Стабильная коалиция. В правительстве должна быть создана сильная коалиция, в данном случае между правящими партиями, принимающими решения, которые устраивали бы население без применения силы.
Принцип пропорциональности. Дать право этническому меньшинству принимать решения в управлении государства. (Это именно то, чего многие годы пытаются добиться албанцы в Северной Македонии).
Взаимное право «вето». Предоставить каждому этносу право на запрет какого-либо решения. Например, в ситуации с Косово, возможно, это бы облегчило ситуацию.
Компромисс. Хоть компромисс это и не самая наилучшая стратегия поведения в конфликте, для политических конфликтов и кризисов она будет наиболее оптимальная. Правительство должно приходить к компромиссу, как между собой, так и со своим народом.
Концессия. Для урегулирования конфликтных ситуаций привлекать третью сторону.
Стоит отметить, что на оба конфликта оказывают влияния внешние участники, что приводит только к осложнению конфликта, так как каждый пытается получить свою выгоду от исхода конфликта. Поэтому здесь необходимо найти такую третью сторону, которая будет заинтересована именно в разрешении конфликтной ситуации.
Самыми эффективными способами для разрешения политических кризисов являются революция и реформа. В данных конфликтах революция, и свержение с власти этнического большинства, не приведет, на мой взгляд, ни к чему хорошему. Здесь стоит сделать упор на новые правильно составленные реформы, которые бы отвечали запросам и тех и других этносов, а также помогали правительству удержать власть в своих руках, чтобы межэтнические разногласия снова не вышли из под контроля.
Данное исследование можно продолжать по изучению современной ситуации в регионах, так как совсем недавно в обоих регионах изменилось правительство (в Северной Македонии - президент, а в Косово- главы муниципалитетов). Стоит отследить, сможет ли новое правительство изменить ситуацию в регионе или наоборот приведет к «плачевны» последствиям.
Результаты данного исследования можно использовать как для дальнейшего изучения конфликтов в Косово и Северной Македонии, так и в учебных курсах по этносоциологии, этнополитологии, политической конфликтологии, этноконфликтологии и т.д.
Из-за небольшого объема невозможно было осветить все аспекты. Продолжу разработку данной темы в магистерской диссертации.
Косово через 20 лет после ударов НАТО. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.currenttime.tv/a/nato-strike-belgrad-20-
anniversary/29841647.html - открытый. Проверено(24.05.2019).
2. 100 великих событий ХХ века. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.publicevents.ru/pages/96.htm открытый доступ.
Проверено: 28.11.2018
3. Албанский язык становится вторым официальным в Македонии.
ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2367842. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
4. Албанцы Македонии заявляют о необходимости досрочных
выборов. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2562406. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
5. Белград не возобновит диалог с Приштиной, пока не найдут
убийц Ивановича. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2368410.html открытый.
Проверено(14.05.2019).
6. В здание парламента Македонии силой прорвались
протестующие. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/2269100.html - открытый.
Проверено(14.05.2019).
7. В здании парламента Косово произошёл взрыв. ИА REGNUM.
[Электронный ресурс]- Режим доступа:
https: //regnum. ru/news/polit/2163492. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
8. В Косово пройдут досрочные парламентские выборы. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа:
https: //regnum. ru/news/polit/2273399. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
9. В Македонии албанцы требуют выпуска школьных учебников
на албанском языке. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/2526331.html открытый.
Проверено(14.05.2019).
10. В Македонии утверждено новое правительство во главе с
Зораном Заевым. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2282539.html открытый.
Проверено(14.05.2019).
11. В Македонском городе Тетово начались студенческие протесты.
ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/society/2542219. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
12. В парламенте Македонии обезврежена самодельная бомба. ИА
REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2270658. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
13. В Приштине протестуют против Сообщества сербских муниципалитетов в Косово. ИА REGNUM. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/1958613.html открытый. Проверено(14.05.2019).
14. В Сербии заявили о необходимости диалога с Косово при
посредничестве России, США и Китая. ТАСС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5945555 -
открытый. Проверено(24.05.2019).
15. Второй тур выборов в Македонии укрепил позиции СДСМ и
Зорана Заева. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2339850. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
16. Действующее международное право: Сб. док. в 2-х т. — Т. 1 / Сост. Ю.М. Колосов,Э.С. Кривчикова. — М.: Междунар. отношения,
2002.
17. Евросоюз признаёт назначенного оппозицией Македонии
спикера парламента. ИА REGNUM [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2269114. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
18. Избранный оппозицией спикер парламента Македонии вступил
в полномочия. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2271064. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
19. Как новое название Македонии спровоцировало кризис в двух
странах. РБК. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www. rbc. ru/politics/14/06/2018/5b223a6b9a79474af17b55e6 -
открытый. Проверено(24.05.2019).
20. Косово хочет международного арбитража по демаркации
границы с Черногорией. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2349401.html открытый.
Проверено(14.05.2019).
21. Косовская партия «Самоопределение» вернулась в парламент.
ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа:
https: //regnum. ru/news/polit/2143079. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
22. Лидеры Косово и Черногории договорились по демаркации
госграницы. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/39164003-lidery-kosovo-i-chernogorii- dogovorilis-po-demarkatsii-gosgranitsy/ открытый.
Проверено(14.05.2019).
23. МИД РФ прокомментировал итоги «парламентских выборов» в Косово. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа:
https: //regnum. ru/news/polit/2288164. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
24. Новый президент Македонии подпишет законы, отклонённые
его предшественником. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2624932.html открытый.
Проверено(14.05.2019).
25. Новый президент Северной Македонии официально вступил в
должность. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2627315. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
26. ООН назвала недопустимыми действия протестующих в
Македонии. ИА REGNUM [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2269138. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
27. Оппозиционные депутаты закидали яйцами премьер-министра
Косово. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/1976819. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
28. Оппозиция в очередной раз сорвала заседание парламента
Косово. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2094614. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
29. Оппозиция распылила слезоточивый газ в парламенте Косово.
ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/1987665. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
30. Парламент Македонии повторно принял закон о статусе
албанского языка. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2391399.html открытый.
Проверено(14.05.2019).
31. Посредничество и содействие диалогу в контексте ОБСЕ. Справочное руководство. С. 112-116.
32. Правящая партия Македонии против досрочных парламентских
выборов. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2561738. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
33. Президент Македонии вручил оппозиции мандат на формирование правительства. ИА REGNUM. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2276241.html открытый. Проверено(14.05.2019).
34. Президент Македонии ждёт от оппозиции гарантий приверженности Конституции. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2273223.html открытый. Проверено(14.05.2019).
35. Президент Македонии и оппозиция подпишут декларацию о
суверенитете страны ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2274323.html открытый.
Проверено(14.05.2019).
36. Президент Македонии наложит вето на закон об албанском
языке. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/society/2368939. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
37. Президент Сербии пригрозил ввести войска в Косово. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа:
. https: //regnum. ru/news/polit/2226966. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
38. Россия призывает США и ЕС заставить Косово прекратить
провокации против Белграда. ТАСС. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://tass.ru/politika/6342869- открытый.
Проверен(24.05.2019).
39. Сербия и Косово заключили в Брюсселе соглашения по нормализации отношений. ИА REGNUM. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/1957445.html открытый. Проверено(14.05.2019).
40. Сербия не согласится на план по Косово, по которому она
ничего не получит [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2019/04/19/serbiya-ne-soglasitsya-na-plan-po- kosovo-po-kotoromu-ona-nichego-ne-poluchit открытый.
Проверено(14.05.2019).
41. Хашим Тачи намерен создать армию и за пять лет интегрировать
Косово в НАТО. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2091694. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
42. Эди Рама: Албания и Косово объединят свои посольства за
рубежом. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //regnum. ru/news/polit/2239997. html открытый.
Проверено(14.05.2019).
43. Экс-лидер боевиков и торговец органами Хашим Тачи избран
президентом Косово. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2087621.html открытый.
Проверено(14.05.2019).
44. Экс-правящая партия Македонии потерпела поражение на
региональных выборах. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2334681.html открытый.
Проверено(14.05.2019).
45. Экс-правящей партии Македонии грозит раскол после
поражения на выборах. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2340585.html открытый.
Проверено(14.05.2019).
1. Алексеева Е.В. Позиции России и Германии по вопросу урегулирования конфликта в Косово 2008 г. Мировые проблемы. Внешняя политика.
2. Анашкина А.Г. Резолюция совета безопасности ООН 1244 как возможная основа урегулирования косовского кризиса.
3. Аннан К. При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех.Доклад Г енерального секретаря ООН // Док. ООН А/59/2005, 21.03.2005.
4. Барабанов О.А. Европейское сообщество и югославский кризис в конце 1990-1993 гг. Омский научный вестник. №2(116). 2013.
5. Белоногов А.Л. Перспективы расширения программ партнерства НАТО в начале XXI века: постсоветское пространство, Балканы, «контактные страны».
6. Большаков А.Г. Этнические вооруженные конфликты в посткоммунистических государствах европейской периферии. 2009.
7. Бондарев Н.В. Политический кризис в Македонии и его последствия для Балканского региона. Международная политика. Проблемы национальной стратегии №2 (41) 2017г.
8. Бышков П.А. Российский флаг на Балканах. Вестник РУДН. Серия «История России». 2006. № 3(7). С.47-52.
9. Горовиц Д.Л. Структура и стратегия этнического конфликта.
Пер.Бараш Р. [Электронный ресурс]// Этносы и конфессии. Власть. 2007-№2- С.29-38.- Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/v/struktura-i-strategiya-etnicheskogo-konflikta , открытый доступ. Проверено 19.11.2018.
10. Горовиц Д.Л. Структура и стратегия этнического конфликта.// Этносы и конфессии.// Власть. № 4. 2007.
11. Гришаева Л.Е. Косово: кризис миротворчества ООН (1999-2008 гг.).
12. Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000).- М.:Рус. Право: Рус. нац. фонд, 2001.- С.720.
13. Е.А. Колосков. Македонско—греческий спор о названии: аспекты, этапы и поиски решения.
14. Е.А. Колосков. Национальная безопасность Македонии. Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2016. Вып.3.
15. Жуковский А.Г. Специфические парадигмальные черты институционализам и возможности его применения в политологии. Современные исследования социальных проблем(электронный научный журнал), № 1(09),2012.
16. Зазнаев О.И. Вторая молодость «долгожителя»: концепт
«политический институт» в современной науке.- Проблемы политической науки. 2005.с.3-29.
17. Иванова Ю.В, албанцы и их соседи. 2007г. С. 109-112.
18. Искандеров П.А. Этнический фактор в истории Балкан.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.pespectivy.info/oykumena/balkan/etnicheskijfaktorvistoriibalkan 2010-06-24.htm открытый доступ. Проверено: 28.11.2018.
19. Кандель П. Балканские настроения и перспективы вступления в Европейский Союз. Власть. 2010. №11.С.50-53.
20. Карпович О.Г.Анализ косовского и крымского прецедентов в контексте реализации права народов на самоопределение. №4. 2015. С. 377.
21. Кирчанов М.В. Греческие образы в македонском национализме второй половины 2000-х г. Мировые проблемы. Внешняя политика.№3. 2011 г.
22. Киясов А.С. Политика «Признания/непризнания»: американские интересы на Балканах на начальном этапе югославского кризиса (1991-
1992 гг.) . Ученые записки Казанского Государственного
Университета. Том 152, кн. 3, ч. 1. 2010г.
23. Клименко З.В. Албанский фактор и косовский кризис в истории Югославии. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, №1, с.42-50.
24. Ключник Р.М. Основные подходы к исследованию
политического кризиса.[Электронный ресурс]// Научные ведомости. Серия политология. Экономика. Информатика 2003 - №1- Выпуск 25. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/v/osmvnye-podhody-k-
issledovaniyu-politicheskogo-krizisa , свободный. Проверено 19.11.2018.
25. Коцева З. Экономическая ситуация в Македонии и уровень развития ее компаний. Международный научный журнал «Символ науки». №12-1. 2016.
26. Ломоносов М.В. Албано-славянские контакты: конфликты,
исторические мифы и производство кризисов. Вестник Пермского университета. 2011. Выпуск 1 (15).
27. Миличевич П. Шесть агрессий Запада против южных славян в ХХ-м столетии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.librius.net/b/43036/read открытый. Проверено: 28.11.2018.
28. Мищевський Ю.В. Деяю аспекти вивчения феномена кризи у полггичных дослщженнях.//Полмичний менеджмент. 2008. №6. С. 24 - 25.
29. Новиков М.В. Факторы распада многонационального государства: внутренние причины и инструменты внешнего влияния. 2015 г.
30. Нюркаева А.З. Косово после кризиса. Вестник Пермского университета. 2001 . Выпуск 1.
31. Осипова А.В. Эскалация косовского конфликта в 1998 - марте 1999 г.
32. Питерс Б.Г. Политические институты : вчера и сегодня. - Политическая наука: новые направления ( пер. М.М. Гурвица, А.Л. Демчука, Т.В. Якушевой). М.: Вече. 1999. С.218.
33. Пономарева Е.Г. Новые государства на Балканах. М., 2010 С.124.
34. Поскребышева Е.С. Охридские соглашеия по Македонии в контексте этноконфессиональной политики Евросоюза. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 5 (1), с.321 - 325. 2013.
35. Ратушняк И.О. Проблема безопасности на Балканах: взгляд из Италии и России (конец ХХ - начало ХХ! вв.). Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8. №1/2, 2016.
36. Робская С.А. Политика Евросоюза по регулированию
косовского конфликта: основные этапы. Регионоведение и
международные отношения.
37. Ротстейн Б. Политически институты: общие проблемы.
[Электронный ресурс]// Политическая наука: новые направления. М.: Ин-т «Открытое общество», 1999.
38. Сёмкина Ю.Н. Международное посредничество в урегулировании конфликта в Косово. Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2008, № 4
39. Сидди М. Абхазия, Косово и право на отделение. Центральная Азия и Кавказ. Том 14. Выпуск 1. 2001.
40. Сидоренко А. Югославская трагедия: двадцать лет спустя. Власть. 2012. Выпуск 2.
41. Сквозняков А.Н. Косовская проблема: историко-правовые
аспекты. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2011. № 1 (9).
42. Соломатина Е.Н. Концепция трансформации современных социальных конфликтов Льюиса Крисберга.// Теория и практика общественного развития. 2016.№7.
43. Сурмин Ю.П. Проблемы кризиса и антикризисные технологии.//Грани. 2000. №2. С.95-96.
44. Третьякова М.Ч. Как в Македонии закончился военный конфликт в 2001 г. Охридский договор.
45. Флере С. Причины распада Бывшей Югославии: взгляд социолога. 2003.
46. Хортов А.А. Политика США в отношении СФРЮ в период ее распада (1991-1992 гг.). Ученые записки.
47. Хортов А.А. Политика США и «мирная фаза» косовского кризиса. Вестник Новгородского Государственного университета . №51. 2009.
48. Эман И.Е. Югославия в прошлом и настоящем. 2002.
49. Язькова А.А. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен. М.,2007. С.133-136.
Книги и стать двух и более авторов
1. Анникова В.А., Радусинович М. Этнические конфликты на территории бывшей Югославии.
2. Гузикова М.О., Нестеров А.Г. Косово на пути к суверенитету: к истории вопроса. Внешняя политика и международные отношения европейских стран в новейшее время. Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3(63). Т.2.
3. Митревская Я., Сельцер Д. Политическая история постсоциалистической восточной Европы: сравнительный анализ «учредительных выборов» в России и Македонии (1990-е г.). Вестник ТГУ, выпуск 12(116), 2012.
4. Шарафутдинов Д.Р., Исламов Д.Р. Опыт европейской интеграции Хорватии, Сербии, Черногории: компаративный анализ. Грамота. 2018.№10(96). С.68-72.