ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 7-х КЛАССОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в средней школе 10
1.1 Понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» в
психолого-педагогической литературе 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся среднего школьного возраста 18
1.3 Условия эффективного формирования коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках обществознания 25
Выводы по I главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7 классе 36
2.1. Изучение сформированности коммуникативных УУД у учащихся 7-х классов 36
2.2 Апробация педагогических условий формирования коммуникативных
УУД на уроках обществознания в 7 классе 46
2.3 Результаты и анализ педагогической работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7 классе 59
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Список литературы 72
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в средней школе 10
1.1 Понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» в
психолого-педагогической литературе 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся среднего школьного возраста 18
1.3 Условия эффективного формирования коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках обществознания 25
Выводы по I главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7 классе 36
2.1. Изучение сформированности коммуникативных УУД у учащихся 7-х классов 36
2.2 Апробация педагогических условий формирования коммуникативных
УУД на уроках обществознания в 7 классе 46
2.3 Результаты и анализ педагогической работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7 классе 59
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Список литературы 72
Приложения
Актуальность. Современное общество характеризуется высокими темпами развития науки и техники, и постоянным обновлением знаний. На протяжении всей жизни каждому человеку приходится овладевать новыми профессиями, и как следствие неоднократно переучиваться. Таким образом, процесс непрерывного образования сегодня является реальностью и необходимостью.
Выпускники образовательных учреждений в большей степени не адаптированы к современным реалиям. Именно поэтому актуальной сегодня становится проблема успешного самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Перед современным школой стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы учение стало одной из главенствующих личностных потребностей и определялось внутренними мотивами школьника. Основной целью образования сегодня является формирование такой системы, при которой учащийся был бы инициатором своей учебной деятельности. В рамках подобного подхода, учитель должен давать меньше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а учить ученика использовать их, разбираться в каждодневном информационном потоке. Важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно изменяющемся обществе, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) выдвигает на первый план личностное развитие школьников и формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться [25].
Среди выделяемых стандартом метапредметных умений особенное место занимают коммуникативные действия. Общение представляет собой основной механизм передачи социального опыта, а сформированные умения
коммуникации - являются главным условием и средством успешного освоения содержания образования и плодотворного общения в целом.
Теоретические исходные положения формирования коммуникации, развития коммуникативных универсальных учебных действий были разработаны М.М.Бахтиным, Г.В.Бурманской, А.Г.Амонашвили, А.Г.Асмоловым [4], И.А.Гришановой, Г.М.Андреевой, И.А.Зимней, Д.Б.Элькониным, Л.С.Выготским [14], О.Н. Мостовой и другими педагогами и психологами. Н.И. Дереклеевой был разработан комплекс рекомендаций по развитию и совершенствованию коммуникативной культуры [17].
В отечественной психологии и педагогике основные условия формирования умений были сформулированы Ю.К. Бабанским, В.В. Давыдовым, Е.Н. Кабановой-Меллер, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным и другими учеными. Они полагают, что всякое умение формируется в посредством деятельности, обязательным критерием которой является совместная и взаимоотвественная деятельность учителя и обучающихся. Деятельностный характер приобретения умения подтверждает теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Г альперина.
В. К. Дьяченко, М. А. Мкртчан, Г. А. Цукерман, утверждали, что для всестороннего комплексного развития школьников и успешного освоения ими знаний, умений и навыков важную роль должно играть сотрудничество обучающихся между собой [47]. Л.И.Божович, М.Н.Агафонова, М.И. Лисина, A. Н. Леонтьев важной характеристикой коммуникативной компетенции считают развитие произвольных форм общения обучающихся со взрослыми и сверстниками.
Разработка заданий и тестовых, диагностический карт основана на теориях активизации учебной деятельности Т.И. Шамовой и активизации познавательной деятельности Т.И. Щукиной, методике проблемного обучения И.Я. Лернера, элементах организационно-методической системы B. Ф. Шаталова.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы общей подготовки школьников к общению, вопросы формирования коммуникативных качеств личности, умений и навыков общения достаточно детально рассмотрены в педагогической науке. Несмотря на это, проблема формирования коммуникативной успешности школьников 7 класса на уроках обществознания не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике, и как правило, ограничена публикациями педагогов в области собственного опыта.
Проблема нашего исследования заключается в определении педагогических условий формирования коммуникативных действий учащихся 7 классов на уроках обществознания.
На практике формирование коммуникативных УУД проводится достаточно бессистемно, не соблюдается последовательность в овладении учащимися коммуникативными действиями. Учителя зачастую испытывают трудности в организации системной работы по данному направлению.
Выявляется противоречие между современными требованиями к уровню коммуникативной подготовки учащихся средних классов и отсутствием теоретического обоснования педагогических условий, позволяющих решить проблему обучения учащихся средней школы коммуникативным умениям.
Второе противоречие связано с потребностью практики средней школы в повышении эффективности коммуникативного развития школьников и недостаточной изученностью, обеспечивающих его педагогических условий.
Выше изложенное обусловило выбор темы нашего исследования «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках обществознания».
Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский [14], K.M. Гуревич, Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов выделяют подростковый период как наиболее сенситивный период для формирования коммуникативной компетентности. В этот период общение подростков превращается в основной вид деятельности, который обеспечивает усвоение жизненных целей, ценностей, идеалов, норм и форм поведения. Коммуникация повышает их уровень коммуникативной компетентности. Именно поэтому в рамках эксперимента объектом исследования были выбраны две группы учащихся параллели 7-х классов.
Объект исследования - формирование коммуникативных УУД учащихся основной школы.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания.
Для реализации поставленной цели необходимо решение нижеследующих основных задач исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить и обосновать педагогические условия формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания;
3. Осуществить экспериментальную проверку педагогических условий формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания.
Гипотеза - урок обществознания как средство формирования коммуникативных УУД будет эффективным при соблюдении определенных организационных и педагогических условий:
- максимальное вовлечение обучающихся класса в активное разностороннее сотрудничество на уроке с использованием различных форм работы (индивидуальной, парной и групповой) и способов деятельности;
- обеспечение системности и последовательности этапов формирования коммуникативных умений;
- учет уровня подготовленности к общению и специфических особенностей класса в целом и отдельных обучающихся.
В нашей работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, изучение и анализ документации, изучение и анализ деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования (t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок).
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования:
- «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС). (констатирующий и контрольный этапы);
- Методика диагностики коммуникативных навыков Дж. Морено;
- «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» (констатирующий и контрольный этапы);
- Диагностика общих умений коммуникации учащихся. Опытно-экспериментальная база исследования проводилась среди параллели 7-х классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №179» Ново - Савиновского района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа, в естественных условиях:
На первом этапе - поисково-теоретическом был проведен анализ литературы и изучение теоретико-методологических подходов к проблеме. В ходе данного этапа эксперимента определялись педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7-х классах. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном был осуществлен педагогический эксперимент, апробировались педагогические условия формирования коммуникативных УУД у средних школьников, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость магистерского диссертационного исследования.
На третьем этапе - обобщающем осуществлялось завершение опытноэкспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись выводы, оформлялась магистерская выпускная квалификационная работа.
Научная новизна. Выявлены и обоснованны педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных действий учащихся седьмых классов на уроках обществознания.
Теоретическая значимость исследования определяет влияние результатов исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории педагогики, и методики преподавания предметов гуманитарного цикла.
Практическая значимость заключается в разработке и опытно - экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать коммуникативные универсальные действия на уроках обществознания у учащихся седьмых классов, а также в возможности прикладного использования результатов в образовательной практике. Кроме того, обобщенный в исследовании материал в определенной степени может расширить вузовскую программу по методике преподавания обществознания в школе.
Апробация. Ход и результаты исследования докладывались на ШМО учителей истории и обществознания МБОУ «Гимназии №179» г. Казани.
Результаты научной работы были апробированы на научно-практических конференциях и опубликованы:
- статья: Бурмистрова И.А Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания/ Бурмистрова И.А. // Материалы VI Международной научно-образовательной конференции (23-24 ноября 2018) «Актуальные проблемы современной педагогической науки»: Сборник научных трудов: в 2-х частях// Под общ.ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2018. - 4.II. - С. 226-229.
Цели и задачи исследования определили структуру работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений. Первая глава раскрывает теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в средней школе. Вторая глава включает в себя описание проведения опытно - экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7 классе.
Объем работы составляет 71 страницу, содержание исследования иллюстрировано таблицами, рисунками, схемами. В работе представлены приложения с авторскими разработками диагностического материала.
Выпускники образовательных учреждений в большей степени не адаптированы к современным реалиям. Именно поэтому актуальной сегодня становится проблема успешного самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Перед современным школой стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы учение стало одной из главенствующих личностных потребностей и определялось внутренними мотивами школьника. Основной целью образования сегодня является формирование такой системы, при которой учащийся был бы инициатором своей учебной деятельности. В рамках подобного подхода, учитель должен давать меньше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а учить ученика использовать их, разбираться в каждодневном информационном потоке. Важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно изменяющемся обществе, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) выдвигает на первый план личностное развитие школьников и формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться [25].
Среди выделяемых стандартом метапредметных умений особенное место занимают коммуникативные действия. Общение представляет собой основной механизм передачи социального опыта, а сформированные умения
коммуникации - являются главным условием и средством успешного освоения содержания образования и плодотворного общения в целом.
Теоретические исходные положения формирования коммуникации, развития коммуникативных универсальных учебных действий были разработаны М.М.Бахтиным, Г.В.Бурманской, А.Г.Амонашвили, А.Г.Асмоловым [4], И.А.Гришановой, Г.М.Андреевой, И.А.Зимней, Д.Б.Элькониным, Л.С.Выготским [14], О.Н. Мостовой и другими педагогами и психологами. Н.И. Дереклеевой был разработан комплекс рекомендаций по развитию и совершенствованию коммуникативной культуры [17].
В отечественной психологии и педагогике основные условия формирования умений были сформулированы Ю.К. Бабанским, В.В. Давыдовым, Е.Н. Кабановой-Меллер, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным и другими учеными. Они полагают, что всякое умение формируется в посредством деятельности, обязательным критерием которой является совместная и взаимоотвественная деятельность учителя и обучающихся. Деятельностный характер приобретения умения подтверждает теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Г альперина.
В. К. Дьяченко, М. А. Мкртчан, Г. А. Цукерман, утверждали, что для всестороннего комплексного развития школьников и успешного освоения ими знаний, умений и навыков важную роль должно играть сотрудничество обучающихся между собой [47]. Л.И.Божович, М.Н.Агафонова, М.И. Лисина, A. Н. Леонтьев важной характеристикой коммуникативной компетенции считают развитие произвольных форм общения обучающихся со взрослыми и сверстниками.
Разработка заданий и тестовых, диагностический карт основана на теориях активизации учебной деятельности Т.И. Шамовой и активизации познавательной деятельности Т.И. Щукиной, методике проблемного обучения И.Я. Лернера, элементах организационно-методической системы B. Ф. Шаталова.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы общей подготовки школьников к общению, вопросы формирования коммуникативных качеств личности, умений и навыков общения достаточно детально рассмотрены в педагогической науке. Несмотря на это, проблема формирования коммуникативной успешности школьников 7 класса на уроках обществознания не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике, и как правило, ограничена публикациями педагогов в области собственного опыта.
Проблема нашего исследования заключается в определении педагогических условий формирования коммуникативных действий учащихся 7 классов на уроках обществознания.
На практике формирование коммуникативных УУД проводится достаточно бессистемно, не соблюдается последовательность в овладении учащимися коммуникативными действиями. Учителя зачастую испытывают трудности в организации системной работы по данному направлению.
Выявляется противоречие между современными требованиями к уровню коммуникативной подготовки учащихся средних классов и отсутствием теоретического обоснования педагогических условий, позволяющих решить проблему обучения учащихся средней школы коммуникативным умениям.
Второе противоречие связано с потребностью практики средней школы в повышении эффективности коммуникативного развития школьников и недостаточной изученностью, обеспечивающих его педагогических условий.
Выше изложенное обусловило выбор темы нашего исследования «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках обществознания».
Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский [14], K.M. Гуревич, Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов выделяют подростковый период как наиболее сенситивный период для формирования коммуникативной компетентности. В этот период общение подростков превращается в основной вид деятельности, который обеспечивает усвоение жизненных целей, ценностей, идеалов, норм и форм поведения. Коммуникация повышает их уровень коммуникативной компетентности. Именно поэтому в рамках эксперимента объектом исследования были выбраны две группы учащихся параллели 7-х классов.
Объект исследования - формирование коммуникативных УУД учащихся основной школы.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания.
Для реализации поставленной цели необходимо решение нижеследующих основных задач исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить и обосновать педагогические условия формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания;
3. Осуществить экспериментальную проверку педагогических условий формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания.
Гипотеза - урок обществознания как средство формирования коммуникативных УУД будет эффективным при соблюдении определенных организационных и педагогических условий:
- максимальное вовлечение обучающихся класса в активное разностороннее сотрудничество на уроке с использованием различных форм работы (индивидуальной, парной и групповой) и способов деятельности;
- обеспечение системности и последовательности этапов формирования коммуникативных умений;
- учет уровня подготовленности к общению и специфических особенностей класса в целом и отдельных обучающихся.
В нашей работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, изучение и анализ документации, изучение и анализ деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования (t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок).
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования:
- «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС). (констатирующий и контрольный этапы);
- Методика диагностики коммуникативных навыков Дж. Морено;
- «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» (констатирующий и контрольный этапы);
- Диагностика общих умений коммуникации учащихся. Опытно-экспериментальная база исследования проводилась среди параллели 7-х классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №179» Ново - Савиновского района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа, в естественных условиях:
На первом этапе - поисково-теоретическом был проведен анализ литературы и изучение теоретико-методологических подходов к проблеме. В ходе данного этапа эксперимента определялись педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7-х классах. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном был осуществлен педагогический эксперимент, апробировались педагогические условия формирования коммуникативных УУД у средних школьников, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость магистерского диссертационного исследования.
На третьем этапе - обобщающем осуществлялось завершение опытноэкспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись выводы, оформлялась магистерская выпускная квалификационная работа.
Научная новизна. Выявлены и обоснованны педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных действий учащихся седьмых классов на уроках обществознания.
Теоретическая значимость исследования определяет влияние результатов исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории педагогики, и методики преподавания предметов гуманитарного цикла.
Практическая значимость заключается в разработке и опытно - экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать коммуникативные универсальные действия на уроках обществознания у учащихся седьмых классов, а также в возможности прикладного использования результатов в образовательной практике. Кроме того, обобщенный в исследовании материал в определенной степени может расширить вузовскую программу по методике преподавания обществознания в школе.
Апробация. Ход и результаты исследования докладывались на ШМО учителей истории и обществознания МБОУ «Гимназии №179» г. Казани.
Результаты научной работы были апробированы на научно-практических конференциях и опубликованы:
- статья: Бурмистрова И.А Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания/ Бурмистрова И.А. // Материалы VI Международной научно-образовательной конференции (23-24 ноября 2018) «Актуальные проблемы современной педагогической науки»: Сборник научных трудов: в 2-х частях// Под общ.ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2018. - 4.II. - С. 226-229.
Цели и задачи исследования определили структуру работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений. Первая глава раскрывает теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в средней школе. Вторая глава включает в себя описание проведения опытно - экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7 классе.
Объем работы составляет 71 страницу, содержание исследования иллюстрировано таблицами, рисунками, схемами. В работе представлены приложения с авторскими разработками диагностического материала.
В нашем исследовании мы ставили несколько задач, решение которых привело к следующим выводам.
Формирование умения коммуникации является важным условием и средством успешного освоения содержания образования. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий направлено на развитие социальной компетентности учащегося и учет мнений и позиций других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия играют значимую роль в процессе социализации учащихся 7-х классов. В подростковом возрасте происходит развитие потребностей и способов межличностных коммуникаций со сверстниками и взрослыми. Данный возраст является сенситивным для формирования коммуникативных умений. Особое значение имеет среда и действия учителя, которые помогут создать нужные условия для развития и реализации коммуникаций среди подростков. При этом важно помнить о стремлении подростка к самостоятельности и признанию своих прав со стороны взрослых.
Усвоение норм социального взаимодействия является одной из главных задач этого периода. Подросткам сложно сопоставить свои реальные возможности и потенциальные последствия своего общения. Через взаимодействие они познают себя и окружающий мир, формируется их самооценка и цели.
В контексте работы по формированию коммуникативности учащихся должно оцениваться не то, насколько правильно излагается материал, а то насколько качественная коммуникация разворачивается между школьниками. Однако стоит помнить о тем, что общение в контексте урочной деятельности, это не просто занимательное времяпрепровождение.
В ходе работы нами были выделены определенные педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Мы выделили два педагогических условия, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности подростков:
1. Реализация личностно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетентности подростков. В нашем исследовании за основу мы берем личностно-деятельностный подход, который представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью;
2. Реализация разработанных форм урочных занятий, технологий используемых на уроке обществознания, комплекса заданий направленных на формирование коммуникативных действий учащихся.
Повторное проведение диагностик на контрольном этапе показало, что по каждому компоненту коммуникативной компетентности произошли существенные изменения. Полученные результаты мы подвергли тщательному анализу и проверке с использованием приемов математической статистики.
Таким образом, на завершающем этапе исследования мы провели анализ полученных результатов опытно-экспериментального исследования и выявили, что предложенные и апробированные в нашей магистерской диссертации педагогические условия, позволяющие сформировать коммуникативную компетентность подростков, эффективны. Из этого следует, что выдвинутые нами гипотезы подтвердились.
Таким образом, работа по теоретическому выявлению и экспериментальному обоснованию педагогических условий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 7-х классов на уроках обществознания доведена до логического завершения.
Формирование умения коммуникации является важным условием и средством успешного освоения содержания образования. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий направлено на развитие социальной компетентности учащегося и учет мнений и позиций других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия играют значимую роль в процессе социализации учащихся 7-х классов. В подростковом возрасте происходит развитие потребностей и способов межличностных коммуникаций со сверстниками и взрослыми. Данный возраст является сенситивным для формирования коммуникативных умений. Особое значение имеет среда и действия учителя, которые помогут создать нужные условия для развития и реализации коммуникаций среди подростков. При этом важно помнить о стремлении подростка к самостоятельности и признанию своих прав со стороны взрослых.
Усвоение норм социального взаимодействия является одной из главных задач этого периода. Подросткам сложно сопоставить свои реальные возможности и потенциальные последствия своего общения. Через взаимодействие они познают себя и окружающий мир, формируется их самооценка и цели.
В контексте работы по формированию коммуникативности учащихся должно оцениваться не то, насколько правильно излагается материал, а то насколько качественная коммуникация разворачивается между школьниками. Однако стоит помнить о тем, что общение в контексте урочной деятельности, это не просто занимательное времяпрепровождение.
В ходе работы нами были выделены определенные педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Мы выделили два педагогических условия, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности подростков:
1. Реализация личностно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетентности подростков. В нашем исследовании за основу мы берем личностно-деятельностный подход, который представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью;
2. Реализация разработанных форм урочных занятий, технологий используемых на уроке обществознания, комплекса заданий направленных на формирование коммуникативных действий учащихся.
Повторное проведение диагностик на контрольном этапе показало, что по каждому компоненту коммуникативной компетентности произошли существенные изменения. Полученные результаты мы подвергли тщательному анализу и проверке с использованием приемов математической статистики.
Таким образом, на завершающем этапе исследования мы провели анализ полученных результатов опытно-экспериментального исследования и выявили, что предложенные и апробированные в нашей магистерской диссертации педагогические условия, позволяющие сформировать коммуникативную компетентность подростков, эффективны. Из этого следует, что выдвинутые нами гипотезы подтвердились.
Таким образом, работа по теоретическому выявлению и экспериментальному обоснованию педагогических условий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 7-х классов на уроках обществознания доведена до логического завершения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории средствами информационно-коммуникативных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий методом самооценки и взаимооценки на уроках истории (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Мини-проект как средство развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования (Московский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ» НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование универсальных учебных действий посредством игровых технологий на уроках истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



