Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 7-х КЛАССОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Работа №33093

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в средней школе 10
1.1 Понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» в
психолого-педагогической литературе 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся среднего школьного возраста 18
1.3 Условия эффективного формирования коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках обществознания 25
Выводы по I главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7 классе 36
2.1. Изучение сформированности коммуникативных УУД у учащихся 7-х классов 36
2.2 Апробация педагогических условий формирования коммуникативных
УУД на уроках обществознания в 7 классе 46
2.3 Результаты и анализ педагогической работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7 классе 59
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Список литературы 72
Приложения


Актуальность. Современное общество характеризуется высокими темпами развития науки и техники, и постоянным обновлением знаний. На протяжении всей жизни каждому человеку приходится овладевать новыми профессиями, и как следствие неоднократно переучиваться. Таким образом, процесс непрерывного образования сегодня является реальностью и необходимостью.
Выпускники образовательных учреждений в большей степени не адаптированы к современным реалиям. Именно поэтому актуальной сегодня становится проблема успешного самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Перед современным школой стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы учение стало одной из главенствующих личностных потребностей и определялось внутренними мотивами школьника. Основной целью образования сегодня является формирование такой системы, при которой учащийся был бы инициатором своей учебной деятельности. В рамках подобного подхода, учитель должен давать меньше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а учить ученика использовать их, разбираться в каждодневном информационном потоке. Важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно изменяющемся обществе, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) выдвигает на первый план личностное развитие школьников и формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться [25].
Среди выделяемых стандартом метапредметных умений особенное место занимают коммуникативные действия. Общение представляет собой основной механизм передачи социального опыта, а сформированные умения
коммуникации - являются главным условием и средством успешного освоения содержания образования и плодотворного общения в целом.
Теоретические исходные положения формирования коммуникации, развития коммуникативных универсальных учебных действий были разработаны М.М.Бахтиным, Г.В.Бурманской, А.Г.Амонашвили, А.Г.Асмоловым [4], И.А.Гришановой, Г.М.Андреевой, И.А.Зимней, Д.Б.Элькониным, Л.С.Выготским [14], О.Н. Мостовой и другими педагогами и психологами. Н.И. Дереклеевой был разработан комплекс рекомендаций по развитию и совершенствованию коммуникативной культуры [17].
В отечественной психологии и педагогике основные условия формирования умений были сформулированы Ю.К. Бабанским, В.В. Давыдовым, Е.Н. Кабановой-Меллер, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным и другими учеными. Они полагают, что всякое умение формируется в посредством деятельности, обязательным критерием которой является совместная и взаимоотвественная деятельность учителя и обучающихся. Деятельностный характер приобретения умения подтверждает теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Г альперина.
В. К. Дьяченко, М. А. Мкртчан, Г. А. Цукерман, утверждали, что для всестороннего комплексного развития школьников и успешного освоения ими знаний, умений и навыков важную роль должно играть сотрудничество обучающихся между собой [47]. Л.И.Божович, М.Н.Агафонова, М.И. Лисина, A. Н. Леонтьев важной характеристикой коммуникативной компетенции считают развитие произвольных форм общения обучающихся со взрослыми и сверстниками.
Разработка заданий и тестовых, диагностический карт основана на теориях активизации учебной деятельности Т.И. Шамовой и активизации познавательной деятельности Т.И. Щукиной, методике проблемного обучения И.Я. Лернера, элементах организационно-методической системы B. Ф. Шаталова.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы общей подготовки школьников к общению, вопросы формирования коммуникативных качеств личности, умений и навыков общения достаточно детально рассмотрены в педагогической науке. Несмотря на это, проблема формирования коммуникативной успешности школьников 7 класса на уроках обществознания не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике, и как правило, ограничена публикациями педагогов в области собственного опыта.
Проблема нашего исследования заключается в определении педагогических условий формирования коммуникативных действий учащихся 7 классов на уроках обществознания.
На практике формирование коммуникативных УУД проводится достаточно бессистемно, не соблюдается последовательность в овладении учащимися коммуникативными действиями. Учителя зачастую испытывают трудности в организации системной работы по данному направлению.
Выявляется противоречие между современными требованиями к уровню коммуникативной подготовки учащихся средних классов и отсутствием теоретического обоснования педагогических условий, позволяющих решить проблему обучения учащихся средней школы коммуникативным умениям.
Второе противоречие связано с потребностью практики средней школы в повышении эффективности коммуникативного развития школьников и недостаточной изученностью, обеспечивающих его педагогических условий.
Выше изложенное обусловило выбор темы нашего исследования «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках обществознания».
Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский [14], K.M. Гуревич, Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов выделяют подростковый период как наиболее сенситивный период для формирования коммуникативной компетентности. В этот период общение подростков превращается в основной вид деятельности, который обеспечивает усвоение жизненных целей, ценностей, идеалов, норм и форм поведения. Коммуникация повышает их уровень коммуникативной компетентности. Именно поэтому в рамках эксперимента объектом исследования были выбраны две группы учащихся параллели 7-х классов.
Объект исследования - формирование коммуникативных УУД учащихся основной школы.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания.
Для реализации поставленной цели необходимо решение нижеследующих основных задач исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить и обосновать педагогические условия формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания;
3. Осуществить экспериментальную проверку педагогических условий формирования коммуникативных УУД учащихся 7 классов на уроках обществознания.
Гипотеза - урок обществознания как средство формирования коммуникативных УУД будет эффективным при соблюдении определенных организационных и педагогических условий:
- максимальное вовлечение обучающихся класса в активное разностороннее сотрудничество на уроке с использованием различных форм работы (индивидуальной, парной и групповой) и способов деятельности;
- обеспечение системности и последовательности этапов формирования коммуникативных умений;
- учет уровня подготовленности к общению и специфических особенностей класса в целом и отдельных обучающихся.
В нашей работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, изучение и анализ документации, изучение и анализ деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования (t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок).
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования:
- «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС). (констатирующий и контрольный этапы);
- Методика диагностики коммуникативных навыков Дж. Морено;
- «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» (констатирующий и контрольный этапы);
- Диагностика общих умений коммуникации учащихся. Опытно-экспериментальная база исследования проводилась среди параллели 7-х классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №179» Ново - Савиновского района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа, в естественных условиях:
На первом этапе - поисково-теоретическом был проведен анализ литературы и изучение теоретико-методологических подходов к проблеме. В ходе данного этапа эксперимента определялись педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7-х классах. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном был осуществлен педагогический эксперимент, апробировались педагогические условия формирования коммуникативных УУД у средних школьников, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость магистерского диссертационного исследования.
На третьем этапе - обобщающем осуществлялось завершение опытноэкспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись выводы, оформлялась магистерская выпускная квалификационная работа.
Научная новизна. Выявлены и обоснованны педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных действий учащихся седьмых классов на уроках обществознания.
Теоретическая значимость исследования определяет влияние результатов исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории педагогики, и методики преподавания предметов гуманитарного цикла.
Практическая значимость заключается в разработке и опытно - экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать коммуникативные универсальные действия на уроках обществознания у учащихся седьмых классов, а также в возможности прикладного использования результатов в образовательной практике. Кроме того, обобщенный в исследовании материал в определенной степени может расширить вузовскую программу по методике преподавания обществознания в школе.
Апробация. Ход и результаты исследования докладывались на ШМО учителей истории и обществознания МБОУ «Гимназии №179» г. Казани.
Результаты научной работы были апробированы на научно-практических конференциях и опубликованы:
- статья: Бурмистрова И.А Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания/ Бурмистрова И.А. // Материалы VI Международной научно-образовательной конференции (23-24 ноября 2018) «Актуальные проблемы современной педагогической науки»: Сборник научных трудов: в 2-х частях// Под общ.ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2018. - 4.II. - С. 226-229.
Цели и задачи исследования определили структуру работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений. Первая глава раскрывает теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в средней школе. Вторая глава включает в себя описание проведения опытно - экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 7 классе.
Объем работы составляет 71 страницу, содержание исследования иллюстрировано таблицами, рисунками, схемами. В работе представлены приложения с авторскими разработками диагностического материала.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашем исследовании мы ставили несколько задач, решение которых привело к следующим выводам.
Формирование умения коммуникации является важным условием и средством успешного освоения содержания образования. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий направлено на развитие социальной компетентности учащегося и учет мнений и позиций других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия играют значимую роль в процессе социализации учащихся 7-х классов. В подростковом возрасте происходит развитие потребностей и способов межличностных коммуникаций со сверстниками и взрослыми. Данный возраст является сенситивным для формирования коммуникативных умений. Особое значение имеет среда и действия учителя, которые помогут создать нужные условия для развития и реализации коммуникаций среди подростков. При этом важно помнить о стремлении подростка к самостоятельности и признанию своих прав со стороны взрослых.
Усвоение норм социального взаимодействия является одной из главных задач этого периода. Подросткам сложно сопоставить свои реальные возможности и потенциальные последствия своего общения. Через взаимодействие они познают себя и окружающий мир, формируется их самооценка и цели.
В контексте работы по формированию коммуникативности учащихся должно оцениваться не то, насколько правильно излагается материал, а то насколько качественная коммуникация разворачивается между школьниками. Однако стоит помнить о тем, что общение в контексте урочной деятельности, это не просто занимательное времяпрепровождение.
В ходе работы нами были выделены определенные педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Мы выделили два педагогических условия, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности подростков:
1. Реализация личностно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетентности подростков. В нашем исследовании за основу мы берем личностно-деятельностный подход, который представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью;
2. Реализация разработанных форм урочных занятий, технологий используемых на уроке обществознания, комплекса заданий направленных на формирование коммуникативных действий учащихся.
Повторное проведение диагностик на контрольном этапе показало, что по каждому компоненту коммуникативной компетентности произошли существенные изменения. Полученные результаты мы подвергли тщательному анализу и проверке с использованием приемов математической статистики.
Таким образом, на завершающем этапе исследования мы провели анализ полученных результатов опытно-экспериментального исследования и выявили, что предложенные и апробированные в нашей магистерской диссертации педагогические условия, позволяющие сформировать коммуникативную компетентность подростков, эффективны. Из этого следует, что выдвинутые нами гипотезы подтвердились.
Таким образом, работа по теоретическому выявлению и экспериментальному обоснованию педагогических условий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 7-х классов на уроках обществознания доведена до логического завершения.



1. Акимова М.К., Борисова Е.М., Дубровина И.В. Психологическая служба школы - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 222с.;
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 465.;
3. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 384 с.;
4. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.;
5. Балакина Л. Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в организации урока и формировании коммуникативной компетентности учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2010. - 43с.;
6. Барахоева И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта // Журнал Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8 (часть 2) - С. 433-437.;
7. Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания. Учебное пособие в 2ч. - М.: Владос, 2002. - 304 с.;
8. Башкатова Ю.Б. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с разным уровнем агрессивности: дисс. ...канд. психол. наук. - Ярославль, 2014. - 193 с.;
9. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. - СПб. Каро, 2007. - 144 с.;
10. Боголюбов Л.Н.Методика преподавания обществознания в школе. - М., Владос, 2002. - 304 с.;
11. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: методическое пособие для учителя. - М., Владос, 2004. - 160 с.;
12. Борытко Н. М. Теория обучения: учебник для ст-тов пед. вузов. - Волгоград: ВГИПК РО, 2008. - 72 с.
13. Ванцян А.Г., Нечаева Н.В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова.- Самара: Издательство учебная литература, 2011. - 224 c.;
14. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: сборник избранных трудов - М.: Эксмо, 2006.- 235с.;
15. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в современной психологии - М.: Наука, 1966. - 480 c.;
16. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя - М.: Вита-Пресс, 2009.- 112с.;
17. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе - М.: Учпедгиз, 1960. -300 с.;
18. Дереклеева Н. Н. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. - М.: 5 за занятие,
2005. - 192 с.;
19. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2013. - №5. - С. 34-42.;
20. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Ставрополь: СГУ, 2014. - № 3. - С. 36-37.;
21. Ильин Е. Н. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.;
22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: монография - СПб.: Питер, 2016. - 512 с.;
23. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. - 151 с.;
24. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.;
25. Кравченко И.П. Коммуникативное развитие личности в системе
непрерывного образования: Учебно-методическое пособие - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. - 49 с.;
26. Краткий справочник по педагогической технологии / под ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1997. -134 с.;
27. Лазарев, В. С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. - 2011. - № 6. - С. 35-43.;
28. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. 6-е изд. - М. : Вита-Пресс, 2007. - 272 с.;
29. Министерство образования Российской Федерации: Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден 17.12.2010 г. - М.: Просвещение, 2018. - 61 с.;
30. Обществознание 7 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2018. — 159 с.;
31. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.:, 2006. - 608 с.;
32. Педагогика: учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. - СПб.: Питер Пресс, 2015. - 299 с.;
33. Подласый И. П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика»: в 3-х книгах. Кн. 1. - М.; 2008. - 527 с.;
34. Полат, Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс]. URL:
http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/Полат_Е. С._-_Метод_проектов.pdf (дата
обращения 15.08.2018);
35. Попова Н. Е. Формирование компетенций учащихся через игровые методы обучения // Scientific Review Proceeding of the international scientific conference / Czech Republic Karlovy Vary - Russia, 2015. - С. 375-363;
36. Попова Н. Е., Еремина О. А. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО // Педагогическое образование в России. - 2015. - №12. - С. 139—144;
37. Попова Н. Е., Лобут А. А. Теория и методика обучения экономике: учебное пособие для студентов вузов. - Екатеринбург, 2008. - С. 96-97;
38. Программа формирования УУД [Электронный ресурс]. URL:
http: //pedagogie.ru/stati/proektirovanie/programa-formirovanij a-ud. html. (дата
обращения: 05.10.2018)
39. Роберт В. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.;
40. Родина Е. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 175-176. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/176/46002/ (дата обращения: 10.09.2018);
41. Сачава О.С. Формирование коммуникативных умений школьников:
зачем, что, как? [Электронный ресурс]. URL:
http://www.spbschool21.narod.ru/komm_umenijy.htm (дата обращения 11.09.2018);
42. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.;
43. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М. Просвещение, 2006. - 816с.;
44. Семёнова М.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у школьников во внеурочной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С.45- 56;
45. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2011. - 608 с.;
46. Соколов А. С. Вальс с Энергией Сотворения или Педагогика XXI века. Кн. 1. Начала начал. - М: Тесса, 2006. - 208 с.;
47. Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанц.учеб. пособие / М.А. Мкртчян, О.В. Запятая и др. Красноярск: Гротеск, 2005.-180 с.;
48. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия:
сущность и показатели сформированности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Институт Государственного управления, Выпуск 3, май - июнь 2014. - 2014. [Электронный ресурс]. URL:
http://publ.naukovedenie.ru (дата обращения 17.10.2018).;
49. Ушева Т.Ф, Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся. Красноярск: Поликом, 2007. - 88 с.;
50. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. - М.: Просвещение, 2010. - 159с.;
51. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009. - 154 c.;
52. Хуторской А. В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) // Вопросы философии. 2008. - №4. - 195 с.;
53. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.;
54. Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 252 с.;
55. Шибанова А.А. Работа в парах на уроках обществознания [Электронный ресурс]. URL: http://si-sv.com/publ/1/rabota_v_parakh/14-1-0- 560 (дата обращения: 26.10.2018);
56. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности // Вопросы психологии. 2015. - № 1. - С. 24 - 35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ