ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Сущность и назначение товарных запасов 6
1.2 Методы обоснования необходимой величины товарных запасов торгового предприятия 10
1.3 Основные факторы формирования товарных запасов и планирование их величины 13
2. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ 17
2.1 Характеристика предприятия торговли и анализ основных технико-экономических показателей его деятельности 17
2.2 Анализ основных показателей обеспеченности ООО «Анастасия» товарными запасами 21
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИХ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ 34
3.1 Планирование величины товарных запасов 34
3.2 Разработка мероприятий по повышению оборачиваемости товаров и определение их экономической эффективности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49
Торговый розничный процесс представляет собой приобретение товаров у производителя или посредника с целью его дальнейшей реализации покупателям. С момента закупки продукции и до ее продажи практически всегда образуется временной период, в течение которого товар хранится в торговой организации в специальных условиях и в специальном помещении. Хранимый товар называется товарным запасом. Он является частью оборотных средств предприятия, но при этом не участвует в обороте капитала. Оборот товарных запасов находится в прямой зависимости от объемов товарооборота, поэтому розничному магазину необходимо применять весь возможный спектр методов для увеличения сбыта и ускорения оборачиваемости запасов.
Увеличение оборачиваемости запасов приводит к росту реализации продукции, а соответственно и прибыли. Однако слишком большой запас товаров приведет к появлению дополнительных издержек по причине старения и порчи товаров, а также дополнительных затрат на его хранение. Планирование товарных запасов таким образом, чтобы обеспечивать потребность товарооборота и минимизировать потенциальную потерю товаров, является актуальной темой для любого розничного магазина. Особенно для организации, занимающейся розничной торговлей продуктами питания и напитками, в силу небольшого срока их хранения.
Цель курсовой работы – на основе обобщенной и систематизированной информации о планировании товарных запасов на предприятии розничной торговли, провести анализ товарных запасов для продуктового магазина ООО «Анастасия», произвести планирование товарных запасов на следующий год и оценить эффективность предложенных мероприятий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность и рассмотреть назначение товарных запасов;
- проанализировать методы обоснования необходимой величины товарных запасов торгового предприятия:
- изучить основные факторы формирования товарных запасов и планирование их величины;
- дать характеристику магазину ООО «Анастасия» и провести анализ основных технико-экономических показателей его деятельности;
- исследовать основные показатели обеспеченности ООО «Анастасия» товарными запасами;
- осуществить планирование величины товарных запасов магазина;
- разработать мероприятия по повышению оборачиваемости товаров и определить их экономическую эффективность.
Объектом исследования данной работы является продуктовый магазин ООО «Анастасия».
Предметом исследования выступает планирование товарных запасов.
Теоретической основой данной работы послужили работы, посвященные вопросам планирования на предприятиях таких авторов, как Бухалков М.И., Ильин А.И., Потуданская В.Ф., Скоморощенко, А.А., Янковской В.В. Так же использовалась литература по экономике и управлению предприятиями розничной торговли за авторством Баканова М. И., Денисовой И.Н., Соломатиной А.Н., Чеглова В.П.
Фактическую основу исследования составляют данные бухгалтерского баланса, годовая отчетность ООО «Анастасия», систематизированные данные по товарным запасам.
При написании работы использовались общенаучные методы и приемы: анализ, синтез, индукция, обобщение, вероятностно-статистический методы; аналитический и экономико-статистический методы исследования: сравнительный цепные подстановки, факторный анализ. Методы планирования: экономико-статистический метод, модифицированная модель Уилсона.
Рассмотрев планирование товарных запасов в розничном магазине в данной курсовой работе, можно сформулировать следующие выводы.
Исследование теоретических основ планирования товарных запасов выявило, что в литературе встречаются разные определения понятия «товарные запасы». Наиболее полным и широким является понимать под товарными запасами количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящиеся на торговых предприятиях для обеспечения непрерывности торгового процесса.
В литературе и на практике встречаются разные методы планирования величины товарных запасов в зависимости от размеров товарных групп. Самыми распространенными являются опытно-статистические методы и технико-экономические. При планировании суммы товарных запасов и дней оборота также важно учитывать разные факторы, которые влияют на размер товарных запасов и товарооборачиваемость.
Исследование обеспеченности товарными запасами продуктового магазина ООО «Анастасия», выявило, что организация эффективно ведет свою коммерческую деятельность, о чем свидетельствует рост валовой прибыли в 2017 году на 35,1% и чистой прибыли на 39,2%.
Вместе с тем было отмечено снижение товарооборота по сравнению в 2016 годом. Руководству магазина стоит стремиться увеличивать реальные продажи, что позволит при учете ежегодной инфляции увеличить прибыль организации.
Сумма товарных запасов в отчетном году в целом также уменьшились, что на фоне увеличения товарооборачиваемость позволило предприятию сократить издержки на хранение товаров и уменьшить сумму товаров, выбывших по причине потери качества. Вместе с тем, анализ выявил проблемы выполнения плана по товарным запасам, что связано с уменьшением спроса на продукцию.
В целом, можно сделать вывод о том, что предприятие обеспечено товарными запасами и эффективно ими управляет. Выявленные недочеты следует учесть при построении планов на будущий год.
Планирование товарных запасов для ООО «Анастасия» на 2018 год было осуществлено с использованием метода скользящей средней и метода удельных приращений. В среднем по результатам обоих методик размер товарных запасов на 2018 год определен в размере 2385,5 тыс. рублей и 13,5 в днях оборота.
Для выполнения плана продуктовому магазину ООО «Анастасия» необходимо увеличивать товарооборачиваемость, что возможно путем реализации и внедрения предложенных мероприятий для разных сфер деятельности предприятия:
выявлять неликвидные товары посредством ABC-анализа;
снижать цены на товары, запасы которых увеличиваются;
стимулировать продажи путем проведения различных акций («счастливые часы», «все по 50» и т.д.);
оптимизировать модель пополнения запасов, за счет сбора и ведения статистика по товарообороту и товарным запасам;
стимулировать персонал, за счет увязки показателей KPI с выполнением планов по товарообороту, уровню товарных запасов, товарооборачиваемости и т.д.
Расчет технико-экономических показателей по плану товарооборота и товарных запасов, а также показатели эффективности использоваться товарных запасов подтвердили экономическую выгоду от предложенных мероприятий.
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Дело и Сервис, 2017. – 506с.
2. Баканов, М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2018. - 352 c.
3. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием. / И.А. Бланк. – М.:Инфра-М, 2016. – 320 с.
4. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 416 с.
5. Валевич, Р.П. Экономика торговой организации: учебное пособие / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. – Минск, 2010. – 371 с.
6. Виничук З.И. Анализ товарных запасов на примере ООО «Донцова» / З.И. Виничук, Н.В. Лукашина // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1175-1178.
7. Денисова, И.Н. Розничная торговля продовольственными товарами / И.Н. Денисова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. -224 с.
8. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 668 с.
9. Магомедов, А. М. Экономика организации : учебник для среднего профессионального образования / А. М. Магомедов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 323 с
10. Маркова, Н.В. Основные виды и функции товарного запаса / Н.В. Маркова // Качество продукции, технологий и образования Материалы XII Международной научно-практической конференции: сборник - 2017. - С. 128-131.
11. Мельникова, А.О. Товарные запасы и их планирование / А.О. Мельникова // Образование и наука в России и за рубежом. - 2019. - № 3 (51). - С. 142-145.
12. Николаева, М. А. Хранение продовольственных товаров / М.А. Николаева, Г.Я. Резго. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 304 c.
13. Правук О. Антикризисные меры: как снизить запасы и увеличить товарооборачиваемость в сети магазинов DIY / О. Правук, Н. Зырянов // Управление магазином. -2015. -№7. - с.10-17.
14. Потуданская В.Ф. Планирование на предприятии [Электронный ресурс] / В.Ф. Потуданская, Л.В. Трункина, 2015. – 1 о = эл. опт. диск (CD-ROM)
15. Ревис, В.Е. Практика применения анализа ABC в торговой организации при планировании ассортимента товарных запасов склада / В.Е. Ревис // Современные тенденции в науке и образовании: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2018. - С. 113-116.
16. Скоморощенко, А.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие / А.А. Скоморощенко, Е.Н. Белкина и др. - СПб.: Лань, 2018. - 280 c.
17. Соломатина, А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов / А.Н. Соломатина. – СПб.: Питер, 2010 – 560 с.
18. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник / А.М. Фридман. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016 – 229 с.
19. Чеглов, В. П. Экономика и организация управления розничными и торговыми сетями. Практикум / В.П. Чеглов. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. - 224 c.
20. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: Инфра-М, 2018. - 944 c