ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ 7
1.1. Сущность маркетинговой деятельности на рынке
телекоммуникационных услуг 7
1.2. Особенности маркетинговой деятельности на B2B и B2C 19
1.3. Обзор рынка телекоммуникационных услуг республики Татарстан 22
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «ТАТТЕЛЕКОМ» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Таттелеком».. .28
2.2. Анализ маркетинговой деятельности ПАО «Таттелеком» 48
2.3. Исследование удовлетворенности потребителя услугами ПАО
«Таттелеком » 69
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «ТАТТЕЛЕКОМ» 77
3.1. Анализ проблем в маркетинговой деятельности ПАО «Таттелеком» 77
3.2. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности в ПАО «Таттелеком» и оценка социально-экономической эффективности предложенных решений 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Приложение
Сегодня информатизация общества приводит к широкому распространению услуг связи в целом и, прежде всего, телекоммуникационных услуг. Рынок телекоммуникационных услуг демонстрирует очень высокие темпы роста и развития в последнее десятилетие, становясь одним из ключевых секторов экономики развитых стран и играя все более важную роль в социальной и экономической жизни общества.
В постиндустриальном обществе обладание полной и надежной информацией и средствами для быстрой передачи информации становится необходимой необходимостью для обеспечения функционирования общества, обеспечения безопасности, развития экономики и укрепления геополитических позиций государства. Постоянное развитие коммуникационных технологий приводит к необходимости рассматривать рынок телекоммуникаций как один из ключевых секторов сферы услуг, поскольку человеческая жизнь и социально-экономическая деятельность в современном мире невозможны без таких средств коммуникации, как телевидение и доступ в Интернет.
Но на современном этапе экономического развития развитие каких - либо услуг не может существовать без полного изучения рынка, на котором эти услуги внедряются. Такое исследование занимается маркетинговой службой на каждом предприятии.
Таким образом, маркетинг - это процесс планирования и управления развитием продуктов и услуг, ценовой политикой, продвижением продуктов и маркетингом, так что разнообразие выгод, полученных таким образом, приводит к удовлетворению потребностей как отдельных лиц, так и организаций. В современном мире любая организация должна обладать знаниями в области маркетинга, проводить надежные и своевременные маркетинговые исследования. Вам также необходимо знать, что такое рынок, кто на него действует, как он функционирует и каковы его потребности. Маркетинговая деятельность заключается в преобразовании меняющихся потребностей людей в выгодные возможности организации.
Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня на российском рынке работают сотни компаний, и одним из наиболее эффективных инструментов для конкуренции за клиентов и их лояльности является хорошо продуманная и продуманная маркетинговая организация.
Для продуктивной работы компании и своевременного реагирования на постоянно меняющиеся внешние и внутренние факторы ей необходима эффективная маркетинговая организация.
Если несколько лет назад маркетинговая деятельность была направлена на привлечение новых потребителей, то в последнее время акцент сместился на сохранение существующих, формирование их лояльности и лояльности к предприятию. Следовательно, вопросы формирования и совершенствования маркетинговой деятельности предприятия являются актуальными.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является ПАО «Таттелеком» в Республике Татарстан.
Предметом исследования является маркетинговая деятельность компании ПАО «Таттелеком» в Республике Татарстан.
Цель исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности компании ПАО «Таттелеком» в Республике Татарстан.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
а) изучить сущность и правовое регулирование телекоммуникационных услуг;
б) изучить особенности маркетинговой деятельности на рынке телекоммуникационных услуг;
в) проанализировать организационно-экономическую характеристику ПАО «Таттелеком»;
г) произвести анализ маркетинговой деятельности ПАО «Таттелеком» в Республике Татарстан;
д) изучить и проанализировать удовлетворенность потребителей услугами ПАО «Таттелеком»;
ж) выявить проблемы в маркетинговой деятельности компании ПАО «Таттелеком» в Республике Татарстан;
з) предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ПАО «Таттелеком» в Республике Татарстан;
и) оценить социально экономическую эффективность предложенных решений по совершенствованию маркетинговой деятельности ПАО «Таттелеком».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: сравнительный анализ, SWOT-анализ, финансовый анализ, метод экспертных оценок, маркетинговое исследование.
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, приложения.
В первой главе определяется предметная область исследования, раскрываются понятие, сущность телекоммуникационных услуг и маркетинговой деятельности. Во второй главе проводится анализ организационно-экономической характеристики компании, а также анализ особенностей маркетинговой деятельности в компании ПАО «Таттелеком» в Республике Татарстан. В третьей главе проводится анализ проблем в маркетинговой деятельности компании, разрабатываются мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности для компании ПАО «Таттелеком» и оценивается социально-экономическая эффективность предложенных решений.
В работе использованы положения нормативного законодательства, Федеральный закон «О связи», Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", учебные и периодические материалы различных авторов по исследуемой тематике, а также материалы ПАО «Таттелеком». В процессе решения поставленных задач анализировалась литература как отечественных, так и зарубежных авторов; монографии и диссертационные исследования, материалы периодической печати, конференций, семинаров по исследуемым проблемам, а также материалы, предоставленные сотрудниками исследуемого предприятия.
В данной выпускной квалификационной работе на тему «Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия» в ПАО «Таттелеком» были рассмотрены следующие аспекты:
— теоретические основы маркетинговой деятельности на рынке телекоммуникационных услуг;
— основы маркетинговой деятельности на рынке B2B и B2C;
— проведен анализ рынка телекоммуникационных услуг в Татарстане;
— проведен организационно- экономический анализ предприятия «Таттелеком»;
— проведен анализ маркетинговой деятельности ПАО «Таттелеком»;
— выполнено маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей предприятия.
Анализ экономических показателей позволил выяснить, что в 2018 году в ПАО «Таттелеком» увеличилась себестоимость продажи услуг и снизилась рентабельность продаж.
Таттелеком, в свете своей позиции на рынке и характеристик конкурентных стратегий основных игроков, сможет занять большую долю рынка и повысить удовлетворенность клиентов, выбрав фланговую стратегию. те. Основными целями атаки станут рынки (сегменты), которые обделены вниманием конкурирующих конкурентов. Для успешной реализации стратегии система управления филиалами должна быть упреждающей по отношению к конкурентам.
Весь рынок должен быть разделен на кластеры (сегменты) в соответствии с уровнем конкуренции и списком недостатков конкурентов с точки зрения обслуживания клиентов. Для каждого кластера необходимо разработать и оперативно реализовать предложения по ценам на продукцию, которые удовлетворяют или, в идеале, превосходят потребности потребителей.
Анализ финансовых результатов выявил такие изменения, как сокращение прочих доходов на 1400149 тыс. руб. Доходы от участия в других организациях уменьшились на 33432 тыс.руб. Выручка от продажи услуг увеличилась на 45779 тыс.руб. Уменьшилась прибыль от продаж, по сравнению с 2017 годом она составила 116350 тыс. руб.
Если говорить о ситуации в целом, то «Таттелеком» является крупнейшим оператором, прямо присутствующим в Татарстане, предоставляющим передовые технологии от лучших разработчиков для пользователя. Но существуют и слабые стороны компании, как например, не совершенствование работы службы поддержки и сервиса, стагнация выручки по традиционным услугам в год по междугородней -2%, международной связи -1%; внутризоновой связи -2%; местной связи -1%, незавершенное “ковровое строительство” в городах Закамья: Нижнекамск - 8%; Альметьевск - 15%; Зеленодольск -31%; Заинск - 34%; Елабуга- 61%.
Анализ маркетинговой деятельности показал, что основные проблемы компании заключаются в неэффективной рекламной кампании и в слабой проработке обратной связи от клиентов.
В ходе проводимого анализа нами было выявлено 6 проблем в организации, прямо или косвенно связанных с маркетинговой деятельностью.
1. Снижение рентабельности продаж.
2. Уменьшение прибыли от продаж в отчетном году.
3. Слабая проработка обратной связи с потребителями.
4. Слабоэффективная рекламная активность.
5. Отсутствие совершенствования работы службы поддержки и сервиса.
6. Недостаточно высокая лояльность клиентов.
Анализ удовлетворенности потребителей позволил выяснить, что их готовность рекомендовать ПАО «Таттелеком» напрямую зависит от качества предоставляемых услуг и от слабой сервисной работы.
Проведенный опрос установил, что потребители в высокой степени удовлетворены доброжелательностью и вежливостью работников предприятия, компетентностью работников предприятия, материальнотехническим обеспечением предприятия, качеством предоставляемых услуг.
Более 40% потребителей готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым.
По результатам проведенного корреляционного анализа можно сделать вывод о взаимосвязи двух показателей. Готовность рекомендовать потребителями напрямую зависит от удовлетворенности качеством и материально-техническим обеспечением.
Таким образом, на наш взгляд, необходимы меры, которые помогут устранить выявленные проблемы ПАО "Таттелеком". В частности, компании необходимо улучшить рекламную деятельность и повысить качество предоставляемых услуг, что является залогом эффективности деятельности каждого предприятия.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что ПАО «Таттелеком» является конкурентоспособной организацией. У компании есть ресурсы, возможность развития на рынке. В достижении этих целей ПАО «Таттелеком» необходимо повысить уровень своей конкурентоспособности и превзойти своих основных конкурентов, сделав их работу лучше и продуктивнее.
С целью совершенствования маркетинговой деятельности и устранения имеющихся проблем нами были предложены следующие мероприятия:
- специальные тарифные предложения для домов с высокой конкурентной средой;
- продажа высокорентабельных тарифных планов для новостроек;
- повышение квалификации сотрудников;
- усиление работы PR-службы.
Все предложенные мероприятия для ПАО «Таттелеком» являются рентабельными, показатель эффективности составляет более 1%, что говорит о положительной будущей динамике.
Срок окупаемости каждого предложенного мероприятия составляет меньше года, что позволит получить предприятию прибыль как в перспективе, так и в ближайшем будущем.
1. Алешина И. В. Маркетинг для менеджера: учеб. пособие / И. В. Алешина. - М., ФАИР-ПРЕСС, 2011 - 456 с.
2. Амблер Т. Маркетинг и финансовый результат: Новые метрики богатства корпорации / Т. Амблер. Пер. с англ. - М., Финансы и статистика, 2013 - 248 с.
3. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. / Г. Ассель. - М., ИНФРА-М, 2011 - 804 с.
4. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков: учеб. пособие / И.С. Березин. - М.: Русская Деловая Литература, 1999 - 416 с.
5. Богданова Т.К., Неклюдов Д.Ю., Уварова О.М. Разработка нового тарифного плана телекоммуникационной компании с учетом предпочтений абонентов и инвесторов // Бизнесинформатика. 2018 - 42 с.
6. Голова, А.Г. Управление продажами: учебник / А.Г.Голова. - М., Дашков и К, 2013 - 277 с.
7. Капон Н. Управление маркетингом: пер. с англ. / Н. Капон, В. Колчанов, Дж.Макхалберт. — СПб. и др., Питер, 2010 - 832с.
8. Корчагин П. Рынок маркетинговых услуг: репутационный менеджмент // Проблемы теории и практики управления - М., 2011 - 120-126 с.
9. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Филип Котлер - СПб., 2007. - 800 с.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Филип Котлер; Пер с англ. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2007 - 656 с.
11. Котлер Ф. Маркетинг XXI века: сборник: пер. с англ. - СПб.: Нева,2015. - 425с.
12. Моисеева, H. К. Управление маркетингом: теория, практика,
информационные технологии: учеб. пособие / Н. К. Моисеева, М. В. Конышева ; под ред. Н. К. Моисеевой. - М., Финансы и статистика,2012 - 304 с.
13. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. - М., Омега-Л,2013 - 518 с.
14. Поляков В.В., Мировая экономика и международный бизнес. Общая часть: Учебное пособие.- М: Норма, 2014 - С. 681
15. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. Пер. с англ. - М., Издательский дом «Вильямс», 2005 - 608 с.
16. Резникова Н. П. Маркетинг в телекоммуникациях; Эко-Трендз - М., 2010. - 336 c
17. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Г. В. Савицкая. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн., РИГТО, 2012 - 367 с.
18. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. - М., Юрайт,2014 - 652 с.
19. Суворов А. Б. Основы технологий массовых телекоммуникаций; Феникс - М., 2014 - 512 c
20. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка : учеб. пособие / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Финансы и статистика, 2000 - 528 с.
21. Шевченко Д. А. Реклама. Маркетинг. PR. / Д. А. Шевченко - учеб. - справ. пособие. - Изд. 3е, перераб. и доп. - М., «РГГУ», 2014 - 639 с.
Печатная периодика
22. Березина Е.А. Исследование эффективности организации маркетинга на предприятии / Е. А. Березина - М., СМАЛЬТА. 2017. № 6. - 18-20 с.
23. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование / С. А. Ефимова - М., Изд-во «Альфа-Пресс», 2018 - 122 с.
Электронные ресурсы
24. Маркетинговая деятельность и ее основные виды [Электронный ресурс] : учебное пособие. - Режим доступа: http://studme.org/13761106 /ekonomika/marketingovaya_deyatelnost_osnovnye_vidy.
25. Маркетинг B2B против B2C [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rdsales.ru/b2b-b2c.
26. Маркетинговая деятельность предприятия [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Режим доступа: http://kak-bog.ru/marketingovaya- deyatelnostpredpriyatiya#ixzz3xVBnpczz
27. Майков, Н.М. — Совершенствование маркетинга в организациях
[Электронный ресурс] - Режим доступа: www.my- market.ru/market 162.html.
28. «Особенности маркетинга на рынке телекоммуникаций» [ Электронный ресурс ] - Режим доступа:
https:// studwood.ru/1885397/marketing/osobennosti_marketinga_telekomm unikatsionnom_rynke
29. Официальный сайт ПАО «Таттелеком» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tattelecom.ru/.
30. Официальный сайт ПАО «Ростелеком» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kazan.rt.ru/.
31. Официальный сайт ПАО «МТС» [Электронный ресурс] - Режим доступа https://tatarstan.mts.ru/personal.
32. Официальный сайт «Эр-Телеком» [Электронный ресурс] - Режим доступа https://ertelecom.ru/t/ru/.
33. Официальный сайт ПАО «ВымпелКом» [Электронный ресурс] - Режим доступа https://kazan.beeline.ru/customers/products/.
34. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
35. Портал «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zachestnyibiznes.ru/.
36. «Пять главных функций маркетолога на рынке B2B» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://noomarketing.net/funktsii-marketologa-v- b2b-marketinge.
37. «Российский рынок телекоммуникаций- 2018» [Электронный ресурс]
- Режим доступа: https://www.content-review.com/articles/45654/.
38. «Теоретические основы анализа предложения на рынке телекоммуникационных услуг» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://studwood.ru/1009311/ekonomika/teoreticheskie_osnovy_analiza_pre
dlozheniya_rynke_telekommunikatsionnyh_uslug
39. «Телеком: уравнение переноса» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.inesnet.ru/wp-content/mag_archive/2013_07/ES2013- 07-Sergey_Pobyvaev.pdf
40. «Что скрывается за каждым из 7p маркетинга?» [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://kosatka-marketing.ru/chto-skryvaetsya-za- kazhdym-iz-7p-marketinga/.