ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 7
1.1. Истоки традиции семейного чтения 7
1.2. Роль традиций семейного чтения в формировании компетентного
читателя в современном мире 11
2 ГЛАВА. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА
ПОДРОСТКА К ЧТЕНИЮ В СЕМЬЕ 15
2.1. Роль семейного чтения в жизни современного ребенка (результаты
анкетирования) 15
2.2. Методы и приёмы формирования читателя в семье 29
2.2.1. Аннотирование как прием стимулирования подростков к
чтению 29
2.2.2. Интернет-портал детских книг как средство повышения
читательской компетенции 35
2.2.3. Кинотерапия как метод стимулирования школьников к
чтению 44
2.2.4. Неформальное образование как средство формирования интереса
к чтению 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность исследования продиктована необходимостью сохранения традиций семейного чтения в Республике Татарстан. Первое знакомство с литературой происходит, как правило, в семье. В условиях негативного влияния современной социокультурной и информационной ситуации, общего кризиса чтения, ослабления роли книги в семейном воспитании, а также в контексте проблемы сохранения традиции семейного чтения в Республике Татарстан исследование представляется значимым и перспективным. В нашем понимании семейное чтение - это систематическая, добровольная и целенаправленная совместная познавательно-коммуникативная и эмоционально-эстетическая деятельность членов семьи, стоящих на разных ступенях социализации, в которой преобразуются и используются произведения литературы для удовлетворения и развития разнообразных потребностей семьи, в том числе и этнических.
Исследование органически связано с актуальной в современном литературоведении проблемой детского чтения. Литературоцентристская модель жизни в середине ХХ века была разрушена под влиянием процесса дегуманизации, который привёл к активному спаду читательской активности, к смене моделей чтения от релаксационного к деловому, экранному, что привело к мозаично-клиповому восприятию жизни. Если чтение - один из наиболее сильных факторов формирования личности, кристаллизации индивидуальной модели культурного образования, то отсутствие интереса к чтению является главной проблемой общества, которую ребенку не решить в одиночку. Всестороннее, систематическое воздействие на умственные и нравственные интересы детей могут оказать родители посредством традиций семейных чтений. Но, очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающей, поскольку происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных, нравственных норм во взаимоотношениях людей.
Теоретической основой исследования стали труды Л.А. Докучаевой («Семейное чтение в системе социокультурного развития личности»), Е. Чередовой («Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка»), А.С. Павловой («Методика изучения семейного чтения»), Е.М. Харлановой («Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка»), М.Н. Недвецкой («Педагогические условия активизации читательской деятельности подростков в учебно-воспитательном процессе»), Н.М. Никитиной («Родительское собрание «Семейное чтение»: методические рекомендации»), А.А. Чуприной («Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка»), Ж.Г. Куповых («Психологические особенности «образа Я» подростков при различных стилях детскородительских отношений») и др.
Новизна исследования в выбранном ракурсе: впервые предложены приёмы и методы работы, которые могли бы способствовать возрождению традиций семейного чтения, а также способствовать формированию грамотного читателя и возрождению интереса к книге. Уточнено и дополнено значение семейного чтения.
Цель выпускной квалификационной работы. Исследование нацелено на выявление потенциала семейного чтения в формировании грамотного читателя, изучение методов и приёмов развития интереса к чтению как у детей, так и у родителей. Для решения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1) выявить истоки традиции семейного чтения;
2) определить значение семейного чтения в формировании современного подростка как компетентного читателя;
3) выявить уровень понимания родителями и детьми роли семейного чтения в жизни современного ребенка посредством анкетирования;
4) предложить формы и методы формирования читателя в семье.
Выбранные методы исследования продиктованы целью и поставленными для решения задачами. Базируясь в целом на принципах различных отраслей науки, они включают:
- теоретические методы исследования (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия), которые позволяют уточнить концептуальные понятия (семейное чтение и др.), расширить и систематизировать научные факты (обзор отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования), объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных эмпирическим путем результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному.
- эмпирические методы (приемы и операции исследовательской деятельности: изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, описание, устный и письменный опрос, метод экспертных оценок, анкетирование). Приемы и операции исследовательской деятельности опосредуются теоретическим знанием.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы классными руководителями 5-9 классов, учителями литературы, школьными библиотекарями и родителями.
Структура исследования обусловлена решаемыми в работе задачами, отвечает требованиям к структуре научных исследований и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность темы, описываются наиболее значимые источники и материалы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, перечисляются использованные методы и приемы исследования, обосновывается практическая значимость работы, раскрывается структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Значение семейного чтения в формировании личности подростка» определяется значительная роль семьи и традиции семейного чтения для формирования личности, выявляются истоки этой традиции, дается определение терминам «читательская компетентность», «компетентный читатель», «семейное чтение».
Во второй главе «Формы и методы стимулирования интереса подростка к чтению в семье» представляются результаты анкетирования взрослых членов семьи и детей на предмет сохранения в семье традиций чтения и отношения к книге в целом. Отдельный параграф главы посвящен формам стимулирования интереса подростка в условиях семьи, в частности, предложены такие приемы как аннотирование, использование ресурсов интернет-порталов, просмотр фильмов по сюжетам прочитанных книг, буктрейлеров, прослушивание аудиокниг.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические источники, касающиеся обозначенной проблемы. В целом список использованной литературы насчитывает 63 источника, включая интернет-ресурсы. В приложении дан список рекомендованной литературы для семейного чтения.
Апробация работы. Некоторые положения и выводы выпускной квалификационной работы представлены в опубликованных ранее статьях:
1. Бадртдинова А.В. Методические рекомендации для учителей основной школы по активизации семейного чтения // Международный электронный научно-практический журнал «Олимп». Современные научные исследования и разработки. № 12 (29). Т. 1., 2018. - С 86-90
2. Бадртдинова А.В. Семейное чтение в жизни учащегося-подростка: результаты анкетирования // Альманах педагога - режим доступа: URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=28037
На сегодняшний день исследуемая проблема входит в число дискуссионных. В разговоре принимают участие специалисты разного уровня - от библиотекарей до социологов и культурологов. Большинство исследований посвящено дошкольному и младшему школьному возрасту, что закономерно, поскольку именно на этом этапе развития личности закладываются навыки функционального чтения. Особая роль при этом отводится семейному чтению как форме ранней социализации подрастающего поколения. Значимость семейного чтения сохраняется в числе приоритетных, поскольку преемственность традиций чтения, вступающая в настоящий момент в конфликт с трансформационными явлениями в сфере чтения, должна быть минимизирована, что, в свою очередь, должно учитываться при подготовке педагогических кадров.
Актуальными до наших дней остаются слова К.Д. Ушинского - родоначальника объяснительного чтения, который говорил о том, что читают многие, но готовы и заинтересованы в чтении единицы, поскольку у подростка жизненный опыт слишком мал, с этим связана потребность разъяснять прочитанное. Это должны делать не только педагоги, но и родители. В.А. Сухомлинский уверен в том, что в семьях, где родители увлечены чтением, любовь к печатному слову у ребёнка будет расти, ведь интерес к книге закладывается в детстве семьёй. Н.Л. Голубева и ее коллеги в монографиях и статьях («Институт семейного чтения: исторические предпосылки и перспективы развития»), посвящённых проблеме семейного чтения, рассказывают об истории традиций развития семейного чтения в нашей стране и определяют перспективы его развития. Нечитающего человека исследователь называет «главным фактором риска для современной цивилизации», разрушающим культуру, поскольку он не может творчески и добросовестно относиться к работе, к доверенным ему обязанностям. Педагог со стажем Ю.В. Соловьёва убеждена, что основная причина разрушения традиций семейного чтения в изменении социальной среды, разрушающей национально-культурную идентичность. Литература как массовое искусство уступило место телевидению, видео- и компьютерной технике.
На протяжении многих веков семейное чтение являлось одной из обязательных традиций во многих семьях - от императорских до обедневших дворян. Чтение вечерами сопровождалось диалогом поколений, так как здесь собирались и бабушки, и родители, и дети; прочитанное обсуждалось, что способствовало развитию критического и творческого мышления у подрастающего поколения. С теплотой такие вечера вспоминают известнейшие писатели, поэты России: А.С. Пушкин, С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Л. Улицкая и другие.
В нашем понимании семейное чтение - это систематическая, добровольная и целенаправленная совместная познавательно-коммуникативная и эмоционально-эстетическая деятельность членов семьи, стоящих на разных ступенях социализации, в которой преобразуются и используются произведения литературы для удовлетворения и развития разнообразных потребностей семьи, в том числе и этнических.
Если чтение - один из наиболее сильных факторов формирования личности, кристаллизации индивидуальной модели культурного образования, то отсутствие интереса к чтению является главной проблемой общества, которую ребенку не решить в одиночку. Всестороннее, систематическое воздействие на умственные и нравственные интересы детей могут оказать родители посредством традиции семейных чтений. Но, очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающей, поскольку происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных, нравственных норм во взаимоотношениях людей.
Наше исследование показало, что современная семья имеет возможность возродить традиции семейного чтения и посредством этого процесса управлять воспитанием ребенка. Для этого нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 100 респондентов в статусе родителей или близких родственников (бабушек, дедушек) и 100 респондентов-учащихся. На наш взгляд, анкетирование отражает следующие реалии: многие родители понимают важность чтения и относятся
положительно, но не могут уделить время для совместного чтения: более половины респондентов ответили «когда есть время» (57.7%), однако это понятие очень расплывчатое, неточное, несколько раз в неделю читают 34.1% опрошенных. Ежедневное чтение не наблюдается ни в одной из опрошенных семей. А не читают детям или вместе с детьми 8.1%. Результаты опроса показали, что 55% обучающихся указывают на то, что в их семье не принято чтение взрослыми детям, хотя книги есть во всех семьях, при том, что 37% респондентов отметили, что их «много».
К сожалению, опрошенные респонденты не понимают смысла понятия «семейное чтение»: 17,9 % убеждены, что это литература, интересующая всю семью; 38,5% - чтение книг вслух; 11,4 % - время, когда вся семья читает. 57% родителей на вопрос о частоте чтения признались, что читаю тогда, когда есть время. Обучающиеся предположили, что семейное чтение - это чтение одной книги всей семьей (68%) или чтение родителей вслух (15%), это подтверждает тот факт, что в семье не обсуждаются книги. Такое отношение оказывает и на восприятие чтения детьми: только 56.6% респондентов подтвердили, что дети внимательно слушают и задают вопросы. В 20.5% случаях дети только слушают, а в 23% семей чаще всего ребенок во время чтения отвлекается.
Отдельно поднимается вопрос выбора книг: 47% обучающихся отметили, что читают произведения школьной программы, 42 % - читают дополнительную литературу, исходя из своих интересов, предпочтений. К сожалению, 11% ответили, что не читают вообще. Интересно отметить жанровые предпочтения обучающихся. Наиболее предпочитаемым жанром среди подростков является фэнтези (37%), также подростки читают детективы (13%), романы (10%), рассказы (9%).
Таким образом, анализ анкетирования взрослых и учащихся показывает, что традиции семейного чтения в какой-то мере сохраняются в современных семьях. Однако некоторые воспринимают семейное чтение только как чтение вслух родителями. При этом прочитанное может и не обсуждаться. Очень редки семьи, где чтение - это привычка. Между тем современные подростки в определенной мере сохраняют интерес к чтению, по крайней мере как было сказано выше не читающих вообще - 11%. Поэтому правильный подход к организации семейных чтений способствовал бы их формированию как компетентного читателя, личности с высоким уровнем культуры чтения.
Мы предложили использовать для развития интереса к чтению в семье такие методы и приемы работы, как обращение к приёму аннотирования, к методу кинотерапии, использованию услуг интернет-порталов, посещение неформальных образовательных организаций подобных «Детскому университету», «Клубу хороших родителей».
Широкое распространение сейчас имеет приём аннотирования книг. Существуют сайты, специализированные издания с аннотациями книжных новинок для детского и подросткового чтения. Они могут служить ориентиром для родителей при выборе книг для семейного чтения. Отдельное внимание заслуживают учителя, занимающиеся аннотированием произведений для подростков и предлагающие их потом на родительском собрании.
Интернет-пространство также имеет возможность формирования компетентного читателя. Такие сайты как «Библиогид», «Центр чтения российской национальной библиотеки», «ПАМПАМБУК», «ЛитЛайф» и другие предоставляют аннотации и отзывы читателей, знакомят с новинками издательств, проводят разные конкурсы, предоставляют дополнительную информацию. Литературные интернет-порталы являются находкой для родителей, озабоченных формированием высокой читательской культуры своих детей. Здесь можно прочитать книги, послушать ораторское чтение своих произведений современными писателями, вступить в дискуссию по поводу прочитанного. Задача родителей в этом случае заключается в пробуждении мотивации у ребёнка, для этого необходимо подсказать название нужного портала, дать ссылку.
Киноискусство, будучи сравнительно молодым среди остальных видов искусств, тем не менее имеет огромную популярность среди детей и подростков. Поэтому мы предлагаем возрождать не только традиции семейного чтения, но и просмотра фильмов-экранизаций по книгам с последующим обсуждением. Однако сначала лучше прочитать книгу, а после этого посмотреть фильм и обсудить его.
Необходимо отметить еще один приём формирования читательской компетентности. В городе Елабуга, как и в других городах нашей страны неформальные образовательные организации также проявляют озабоченность снижением читательской культуры и предлагают свои услуги для решения мировой проблемы. Так, при Елабужском институте КФУ действует Детский университет, а при нем Родительский лекторий, где поднимается проблема чтения детей. При этой же организации реализуется проект «Клуб хороших родителей», где проблема чтения освещается с научной точки зрения, но также даются практические советы неравнодушным родителям.
В заключение надо отметить, что работа по возрождению семейного чтения, несомненно, имеет ценность, методическая работа с родителями не будет продвигаться быстро. Объяснение азов семейного чтения, его роли в формировании личности подростка, составление рекомендательного списка - лишь начало работы. Дальнейшее тесное сотрудничество школы и семьи, библиотеки и семьи, семьи и вузов будет способствовать возрождению ценности чтения.
1. Абгарян Н.Ю. Манюня. - Москва - Санкт-Петербург - Владимир: АСТ: Астрель-СПб: ВКТ, 2011. - 317с.
2. Аромштам М. Когда отдыхают ангелы. - М.: КомпасГид, 2016. -208 с.
3. Неклюдов А.Г. Звезда по имени Алголь. - М.: Аквилегия-М, 2012. - 256 с.
4. Оливер Л. Прежде чем я упаду. - М.: изд-во «Э», 2017. - 480 с.
5. Сабитова Д. Где нет зимы. - М.: Самокат, 2011. - 173 с.
6. Сиболд Э. Милые кости. - М.: Эксмо, 2011. - 384 с.
7. Самарский М.А. Радуга для друга. - М., 2012. - 256 с.
Научно-критическая литература
8. Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма. - Минск: Тесей, 2008. - 392 с.
9. Булгаков В.Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. - Тула, 1964. - 341 с.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
11. Гальчук О.В. Педагогические возможности инновационных форм литературного образования старших подростков: дис. ... пед. наук. - М., 2016. - 277 с.
12. Горбаткова О.И. Князев А.А. Что читают ваши дети? (их интересы в области прессы). - Таганрог: Издатель Ступин С.А. 2014. - 116 с.
13. Загреков Л.В., Николина В.В. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений педагогических специальностей и направлений. - Н.Новгород: НГПУ, 2011. - 232 с.
14. Ильина В. Развитие личности ребенка от 11 до 16. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. - 516 с.
15. Куповых Ж.Г. Психологические особенности «образа Я» подростков при различных стилях детско-родительских отношений: дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 2014. - 210 с.
16. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. - М., 2000. - 235 с.
17. Михащенко А.Л. Семейная педагогика: антология
педагогической мысли: учеб. пособие. - Курган: изд-во Курганского гос. унта, 2011. - 304 с.
18. Недвецкая М.Н. Педагогические условия активизации
читательской деятельности подростков в учебно-воспитательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 248 с.
19. Павлова А.С. Методика изучения семейного чтения. - Библиосфера, 2007. - №2. - С. 28-31.
20. Романичева Е.С., Сосновская И.В. Введение в методику обучения литературе: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 208 с.
21. Сапух Т.В. Формирование читательской компетенции студентов университета: учеб. пособие. - Оренбург: изд-во ОГУ, 2016. - 109 с.
22. Ставцева И.В. Формирование читательской компетентности студента как базовой составляющей информационной культуры личности: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2014. - 22 с.
23. Трудный возраст (книги о подростках, для подростков). Библиографический указатель /сост. Т.Н. Шулаева. - СПб., 2016. - 80 с.
24. Тубчинова В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2005. - 28 с.
25. Филин М. Арина Родионовна. - М.: Молодая гвардия, 2008. -218с.
26. Фокин П. Достоевский без глянца. - М.: Амфора, 2007. - 464 с.
27. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
28. Чередова Е.А. Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2004. - 179 с.
29. Чуприна А.А. Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка: автореферат дис. . канд. фил. наук. - Ставрополь, 2005. - 30 с.
30. Маркушевская Л.П., Цапаева Ю.А. Аннотирование и реферирование (Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов). СПб ГУ ИТМО, 2008 - 51 с.
31. Березин С.В. Кинотерапия, кинотренинг. - Москва 2016, 112с.
Статьи
32. Авдеева А.В., Молькова М.В. Формирование читательских компетенций младших школьников // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 44-46.
33. Галицких Е.О. Современная литература для детей и о детях в контексте образовательных стратегий нового века // Кризис чтения: энергия преодоления: сб. научно-практических работ. - М.: МЦБС, 2013. - С. 151160.
34. Г аричева Н.Е. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей // Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения членакорреспондента РАН А.В. Брушлинского, 15-16 октября 2008 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 357-360.
35. Докучаева Л.А. Семейное чтение в системе социокультурного развития личности // Семейная политика: опыт, проблемы и перспективы ее реализации: Материалы региональной научно-практической конференции. - Тюмень, 2008. - С. 130-135.
36. Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 2015. - С. 103-140.
37. Куповых Ж.Г. Психологические особенности «образа Я» подростков при различных стилях детско-родительских отношений: дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 2014. - 210 с.
38. Мацкевич В. Без формы не удержать содержания (сила и
слабость неформального образования) //Адукатар. - 2009. - № 1. - С. 1-13.
39. Мусихина И. Интуитивная режиссура чтения. // Семейное чтение. - 2011. - №12. - С.26-28.
40. Никитина Н.М. Родительское собрание «Семейное чтение»:
методические рекомендации // Читаем вместе с мамой. Дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама - читающая страна» /
составитель И.И. Тихомирова. - М.: РШБА, 2016. - С. 113-117.
41. Павлова А. Домашняя библиотека и семейное чтение // Семейное чтение. - 2008. - №2. - С. 9-12.
42. Степанова А.В. Родительское собрание в рамках «семейной
гостиной «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребенка» // Читаем вместе с мамой. Дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама - читающая страна» /
составитель И.И. Тихомирова. - М.: РШБА, 2016. - С. 134-145.
43. Тихомирова и. Как воспитать талантливого читателя // Семейное чтение. - 2010. - №6. - С. 2-10.
44. Филатова И.Ю. Семья как фактор формирования социального
интеллекта в подростковом возрасте // Современная психология: теория и практика: материалы XVI международной научно-практической
конференции, г. Москва, 13-14 апреля 2015 г. - Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо», 2015. - С. 298-301.
45. Филиппова Т. Под зеленым абажуром // Библиотечное дело. -
2011. - №12. - С.3-5.
46. Харланова Е.М. Общешкольное родительское собрание: «Роль семейного чтения в развитии читательских компетенций первоклассников» // Читаем вместе с мамой. Дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама - читающая страна» / составитель И.И. Тихомирова.- М.: РШБА, 2016. - С. 117-133.
Интернет-ресурсы
47. Библиогид. - URL: http://bibliogid.ru (дата обращения:
13.01.2019) .
48. Безрукова В.С. Неформальное образование // Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - URL: https://spiritual_culture.academic.ru/1443 (дата обращения: 04.02.2019).
49. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в свете идей
непрерывного неформального образования. - URL:
http://www.sworld.com.ua/konfer30/292.pdf (дата обращения 04.02. 2019).
50. Голубева Н.Л. Деятельность детской библиотеки по подготовке родителей к семейному чтению как межличностному общению: научнометодические аспекты: дис. ... канд. пед. наук. - М. ,1994. -URL: http://cult.bobrodobro.ru/20066 (дата обращения: 04.10.2018).
51. Зеткина Н.А., Николаева Е.А. Семейное чтение в России: в
поисках утраченных традиций. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/semeynoe-chtenie-v-rossii-v-poiskah-utrachennyh- Ь^Ьшу-1(дата обращения: 03.02.2019).
52. Изба-читальня. - URL: https://www.chitalnya.ru/commentary/19543/ (дата обращения: 13.01.2019).
53. Казанский федеральный университет. - URL: https://kpfu.ru/elabuga/projects/childuniversity (дата обращения: 28.11.2018).
54. Кудрявцева Е.Л. Дополнительное и неформальное образование в системе «треугольника взаимной интеграционной сохранности» детей. -
URL: http: //www. firo. ru/wpcontent/uploads/2014/10/4_Kudraj avceva. pdf (дата обращения: 04.02. 2019)
55. Лаборатория фантастики. - URL: fantlab.ru (дата обращения:
13.01.2019)
56. «LIVELIB» — социальная сеть любителей книг. - URL: https://www.livelib.ru/selections (дата обращения: 13.01.2019)
57. Лит-Лайф - литературный клуб. - URL: http: //l itlife. club/Topic/?Id= 1521 (дата обращения: 13.01.2019)
58. ПАМПАМБУК. - URL: http://www.papmambook.ru/o_nas; (дата обращения: 13.01.2019)
59. Портрет читателя-подростка. - Интернет-ресурс. - URL: http://cult.bobrodobro.ru/20066 (дата обращения: 14.08.2018).
60. Рецензии и отзывы на книгу «Где нет зимы». - Интернет-ресурс.
- URL: https://mybook.ru/author/dina-sabitova/gde-net-zimy/reviews/ (дата
обращения: 06. 10.2018).).
61. Сиротство в России. - Интернет-ресурс. - URL: http://zakon7ya.ru/formy-ustrojstva-detej/opeka-i-popechitelstvo/sirotstvo.html; (дата обращения: 06. 10.2018).).
62. Тимошенко О.Т. Традиции семейного чтения в отечественной культуре. - Интернет-ресурс. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/traditsii- semeynogo-chteniya-v-otechestvennoy-kulture (дата обращения: 04.12.2018).
63. Федосеева В.В. Роль семейного чтения в развитии личности
ребенка как составляющая повышения качества образования. - Интернетресурс. - URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/23/traditsii-
semeynogo-chteniya; (дата обращения: 28.11.2018).
64. Центр чтения российской национальной библиотеки. - URL: http: //nlr.ru/nlr/div/nmo/read. htm (дата обращения: 13.01.2019)
65. Что такое интернет-портал. - URL: https://semantica.in/blog/chto- takoe-internet-portal.html (дата обращения: 13.01.2019)