Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа №32291

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
624
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основания формирования читательской компетенции на уроках
литературы 9
1.1. Понятийный аппарат исследования проблемы формирования
читательской компетенции 9
1.2 Структура читательской
компетенции 13
1.3. Сущность и особенности методики формирования читательской компетенции на уроках литературы в основной
школе 16
Выводы по главе 1 2 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
читательской компетенции на уроках литературы в 6-х классах 24
2.1. Диагностика ЧК и ее результаты на констатирующем этапе опытно -
экспериментальной работы 24
2.2. Разработка и реализация методических рекомендаций по
формированию читательской компетенции учащихся 6-х классов на уроках литературы, 30
2.3. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента и анализ эффективности методических рекомендаций в процессе
формирования читательской компетенции учащихся 6-х 65
классов
Вывод по главе 2 67
Заключение 71
Список литературы 74
Приложение

В Федеральном государственном стандарте цель обучения чтению
определена как формирование необходимого уровня читательской
компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя,
способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования. От достижения этой цели зависит успешность обучения
школьника, как в начальной, так и в основной школе.
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться
в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования
является сформированность ключевых компетентностей, о чѐм сказано в
концепции модернизации российского образования. Центральное место в
перечне ключевых компетентностей занимает читательская
компетентность.
Однако под влиянием современной медиакультуры в обществе
меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста,
мотивация обращения к книге. Это позволяет специалистам в области
исследования процессов чтения Е.И. Голубевой, Н.Н. Сметанниковой , В.П.
Чудиновой говорить о «недетских проблемах детского чтения», о смене
модели чтения. Ученые охарактеризовали восприятие текста современным
школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены
декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. В
результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности,
огрубление речи, снижение общего культурного уровня.
Читательская грамотность учеников российских школ, которая
трактуется как способность понимать тексты, связывать их с жизненным
контекстом, вычленять из текста необходимую информацию, имеет не
достаточно высокие показатели: по результатам международного
исследования PISA, которое проводится раз в 3 года, средний результат
российских 15-летних учащихся по читательской грамотности в 2015 году
составил 495 баллов, что превосходит предыдущий результат всего на 205
баллов (2012 г.) и дает право Российской Федерации занимать лишь 26
место в рейтинге.
Наличием противоречия между требованиями к результатам
освоения образовательной программы и действительным уровнем
сформированности читательской компетенции школьников и объясняется
актуальность исследования.
Проблема исследования – какие методики способствуют
формированию читательской компетенции учащихся 6-х классов на уроках
литературы.
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить
методики, способствующие развитию читательской компетенции учащихся
6-х классов.
Объект исследования – формирование читательской компетенции
на уроках литературы в 6 классах.
Предметом исследования являются методики, способствующие
формированию читательской компетенции учащихся 6 классов.
Гипотеза исследования – формирование читательской компетенции
на уроках литературы в 6 классах будет эффективным при использовании
следующих методик:
1. Предтекстовые стратегии чтения,
2. Текстовые стратегии чтения,
3. Послетекстовые стратегии чтения.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме
исследования с целью определения структуры читательской компетенции,
сущности и особенностей методики формирования читательской
компетенции на уроках литературы в основной школе;
2) детерминировать методики, способствующие эффективному
формированию читательской компетенции учащихся 6 классов, а также6
методики диагностирования сформированности читательской
компетенции;
3) осуществить опытно-экспериментальную проверку методик,
способствующих формированию читательской компетенции учащихся 6
классов, а также методику диагностирования сформированности
читательской компетенции, разработать методические рекомендации по
литературе по формированию читательской компетенции обучающихся.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
 основы деятельностной педагогики, разработанные
в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В.
Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман, Д.Б.
Эльконина,
 концепции компетентностного образования А.А.
Вербицкого, В.К. Загвоздкина, И.А. Зимней, Е.А. Самойлова, А.В.
Хуторского и др.,
 основные положения методологии педагогических
исследований В.И. Загвязинского, А.М. Новикова, Г.П.
Щедровицкого,
 идеи гуманистической педагогики Ш. Амонашвили,
А.С.Белкина, О.С. Газмана, В.К.Дьяченко,
 концепции проблемного и исследовательского метода в
обучении И.Я. Лернера, Е.Л. Мельниковой, А.И. Савенкова.
Решая поставленные задачи, мы использовали следующие методы и
методики:
– теоретические: изучение философской, психологической, педагогической,
методической литературы с целью установления системы принципов и
понятий, позволяющих описать и объяснить феномен читательской
компетентности; моделирование педагогического процесса;7
– экспериментальные: изучение педагогического опыта, наблюдение,
педагогический эксперимент, а также метод статистической обработки
данных.
Опытно-экспериментальной базой стало Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Гимназия №6» Приволжского района г.
Казани. Всего в констатирующем эксперименте участвовало 32 ученика 6
классов.
Решая поставленные задачи, мы использовали следующие методы:
– теоретические: изучение философской, психологической,
педагогической, методической литературы с целью установления системы
принципов и понятий, позволяющих описать и объяснить феномен
читательской компетентности; моделирование педагогического процесса;
– экспериментальные: изучение педагогического опыта, наблюдение,
педагогический эксперимент, а также метод статистической обработки
данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыта
сущность читательской компетенции и разработаны на еѐ основе
методические рекомендации по формированию читательской компетенции
учащихся 6-х классов.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем:
– рассмотрены и обобщены различные трактовки понятий «чтение»,
«читательская деятельность», «читательская компетентность», «читательская
компетенция»;
– на основе методики диагностики литературного развития построена
методика диагностирования сформированности читательской компетенции
школьника;
– выявлены методики, способствующие формированию читательской
компетенции учащихся 6-х классов;
Практическая значимость исследования заключается в
следующем:8
Разработанные диагностика сформированности читательской
компетенции и методические рекомендации формирования читательской
компетенции обучающихся 6-х классов на уроках литературы могут быть
использованы учителями литературы на уроках и внеурочных занятиях в 6-х
классах; преподавателями педагогических институтов на занятиях по
методике преподавания литературы; студентами педагогических институтов
во время педагогической практики в школе.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и
опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования,
адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной
проверкой выдвинутой гипотезы. Эмпирические данные были обработаны
методами математической статистики.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования
внедрялись в процессе организации образовательного процесса на уроках
литературы в 6-х классах Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №6» Приволжского района г.Казани.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из актуальных проблем современной школы является формирования читательской компетенции. В исследовании изучался процесс формирования читательской компетенции на основе использования в учебном процессе методических рекомендаций по литературе. Обобщение полученных результатов исследования позволяет заключить следующее:
1. Была проанализирована методическая, психолого-педагогическая,
философская литература, посвященная проблемам формирования ЧК. На основании этого анализа мы пришли к выводу, что необходимо конкретизировать само понятие рассматриваемой компетенции, выделить виды деятельности по освоению художественного текста, интересные современному ребенку; выработать диагностику ЧК. Читательская компетентность понимается нами как интегративная характеристика личности, которая складывается из ЗУН-составляющей, опыта деятельности, способности оперировать освоенными знаниями, умениями в измененных условиях, а также личностного отношения к деятельности, связанной с художественной литературой. Были выявлены инновационные виды деятельности, интересные современному ученику: исследовательская,
интерпретационная, творческа, проектная, игровая
2. На основе диагностики литературного развития мы разработали диагностику изучаемой компетенции, которая помогает выявить состояние всех ее составляющих: ЗУН-составляющей, деятельностной, мотивационной. Результат диагностики - выявление следующих показателей: уровней восприятия художественных текстов разных жанров, готовность к речевому высказыванию, умения ориентироваться в круге чтения, умения применять полученные знания в нестандартной ситуации, мотивация чтения. По каждому из указанных показателей были разработаны критерии и уровни развития: высокий, средний, низкий. Диагностика прошла апробацию в ходе педагогического эксперимента.
3. В ходе решения третьей задачи исследования выявленные нами этапы работы с текстом на уроках литературы и разработанная нами диагностика сформированности ЧК были применены для разработки методических рекомендаций «Приемы формирования читательской компетенции на уроках литературы в 6-х классах». Основной целью методических рекомендаций является формирование ЧК 6-классников. Для экспериментальной проверки эффективности методических рекомендаций в процессе формирования ЧК 6-классников разработанные на их основе технологические карты уроков были внедрены в учебный процесс по литературе для 6-го класса МБОУ "Гимназия № 6" Приволжского района г. Казани в рамках формирующего этапа педагогического эксперимента. На основе существующих аналитических моделей нами были предложены примерные варианты заданий, которые создают условия для формированиявсех составляющих ЧК.
Подводя итоги педагогического эксперимента отмечаем, что эффективность методических рекомендаций «Приемы формирования читательской компетенции на уроках литературы в 6-х классах» для формирования ЧК 6-классников доказана статистически подтвержденными различиями в уровне ЧК в контрольной и экспериментальной группах после проведенного эксперимента. Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что цели исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана. Необходимо отметить, что исследование формирования ЧК учащихся может быть продолжено в старших классах средней школы, в программе которых круг изучаемых явлений значительно расширяется.
В результате проведенного исследования наметились проблемы, требующие дальнейшего анализа, поиска путей решения: создание
методических рекомендаций для учителей старших классов, системы, которая обеспечивала бы плавный переход к изучению литературы в средней школе; совершенствование диагностики читательской компетентности;
поиск и изучение разных путей формирования читательской компетентности (например, использование электронных образовательных ресурсов).
Таким образом, было выявлено, что формирование ЧК 6-классника требует целенаправленной и систематической работы. Современная школа нуждается в разработке таких научно-методических и учебных пособий, которые стимулируют активность ученика на уроке, которые помогут выстроить систему работы в классе, направленную на развитие восприятия художественного текста, развитие речи, начитанности, воспитания устойчивого интереса к книге, к чтению.


1) Балин, В. Д., Гайда, В. К., Гербачевский В. К. и др.. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер. — 560 с.
2) Голуб, Г. Б., Загребина, М.Г., Плотникова, А.Ю.,
Севостьянова, О.В., Смирнова, И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся:
Методическое пособие для руководителей и педагогов
образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. - Самара, 2006. - 69 с.
3) Голуб, Г.Б., Перелыгина, Е.А., Чуракова, О.В. Метод
проектов - технология компетентностно-ориентированного
образования: Методическое пособия для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы/ Под. ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я.Когана. - Самара: Учебная литература, 2006. -176 с.
4) Г олубева, Е.И. Поддержка семейного чтения - общая задача
специалистов [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. - Режим доступа:
http: //www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3. htm
5) Гончарова, Е.Л. Жанровая компетентность на начинающего
читателя как предмет экспериментального исследования в норме и в условиях отклоняющегося развития / Е.Л.Гончарова //
Дефектология.- 2009. - №5. - С. 12-21.
6) Гончарова, Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии: автореф. дис. доктора псих. наук: 19.00.10 / Гончарова Елена Львовна. - М.: 2009. - 40 с.
7) Жабицкая, Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность.- Кишинев: Штиинца, 1974. -136 с.
8) Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная
интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
9) Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23 - 30.
10) Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая
парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А.Зимняя //Интернет- журнал "Эйдос". - 2
11) Икрамова, С.А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ Икрамова Саврия Аслоновна. - Душанбе,
2010. -24 с.
12) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. -152 с.
13) Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http: //www.edu.ru/db/mo/Data/d 02/393.html
14) Концепция федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования. Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2011.- 32 с.
15) Мазурина, В.А. Методика преподавания литературы в школе: Учебник для студентов педвузов/ В.А. Мазурина. - Горловка:
2010. - 56 с.
16) Маранцман, В.Г. Труд читателя: от восприятия
литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших классов средней школы / В.Г. Маранцман. - М: Просвещение, 1986. -


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ