Внешняя политика Тайваня в контексте отношений США и Китая в XXI веке
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Правовые и концептуальные основы политики США и Китая в отношении Тайваня 9
§1.1. Нормативная основа политики США в отношении Тайваня 9
§ 1.2. Развитие интересов США и Китая в отношении Тайваня на современном этапе 20
ГЛАВА 2. Процесс принятий решений по Тайваньской политике США и Китая 36
§ 2.1. Исполнительная и законодательная власть США в ходе принятия решений по Тайваньской политике 36
§ 2.2. Противостояние китайского и тайваньского лобби в Америке 42
§ 2.3. Тайваньская проблематика в деятельности Коммунистической партии Китая 53
ГЛАВА 3. Современное формирование американо-тайваньских и китайско-тайваньских отношений и перспективы решения проблем Тайваня...65
§ 3.1. Тайваньская политика США в контексте американо-китайских
отношений 2012-2015 гг 65
§ 3.2. Американо-тайваньское военное сотрудничество 2001-2015 гг 72
Заключение 79
Список использованных источников и литературы
ГЛАВА 1. Правовые и концептуальные основы политики США и Китая в отношении Тайваня 9
§1.1. Нормативная основа политики США в отношении Тайваня 9
§ 1.2. Развитие интересов США и Китая в отношении Тайваня на современном этапе 20
ГЛАВА 2. Процесс принятий решений по Тайваньской политике США и Китая 36
§ 2.1. Исполнительная и законодательная власть США в ходе принятия решений по Тайваньской политике 36
§ 2.2. Противостояние китайского и тайваньского лобби в Америке 42
§ 2.3. Тайваньская проблематика в деятельности Коммунистической партии Китая 53
ГЛАВА 3. Современное формирование американо-тайваньских и китайско-тайваньских отношений и перспективы решения проблем Тайваня...65
§ 3.1. Тайваньская политика США в контексте американо-китайских
отношений 2012-2015 гг 65
§ 3.2. Американо-тайваньское военное сотрудничество 2001-2015 гг 72
Заключение 79
Список использованных источников и литературы
Постановка проблемы. Вопрос о воссоединении КНР с Тайванем или о национальном объединении остается одной из самых сложных проблем региональных отношений. Истоки проблемы уходят к последним месяцам гражданской войны в Китае осенью 1949 г., когда бывшее центральное правительство Китайской Республики во главе с лидером Национальной партии (гоминьдан) Чан Кайши под давлением коммунистических отрядов Мао Цзэдуна отступило на Тайвань.
С тех пор каждое правительство - новое, коммунистическое, в Пекине и старое, гоминьдановское, в Тайбэе - претендовало за легитимность и считало себя единственным законным общекитайским правительством. Советский Союз признал КНР, а США и их союзники - Чан Кайши. В 1972 г. США признали КНР и разорвали дипломатические отношения с Тайванем, сохранив неофициальные отношения с правительством Чан Кайши и продолжив оказание ему военной помощи на основании Закона 1979 г. об отношениях с Тайванем. В 1975 г. Чан Кайши умер. Его преемники продолжали исходить из формулы существования «одного Китая» и признавали значимость задачи национального объединения. Однако с течением времени ситуация осложнилась. Внутри Тайваня росло влияние местных уроженцев - сторонников отказа от единства с «большим Китаем», требовавших провозглашения независимости острова. Поэтапная демократизация на Тайване позволила сепаратистам получить представительство в парламенте и оказывать влияние на внешнюю политику.
КНР болезненно реагирует на рост влияния сторонников независимости на Тайване. Учитывая неформальные гарантии США, руководство КНР не идет на применение силы для объединения. Однако оно систематически дает понять, что применение силы против острова в чрезвычайных обстоятельствах, под которыми понимается принятие Тайванем решения об объявлении независимости, не исключается.
При этом представители КНР и Тайваня поддерживают полуофициальные контакты для обсуждения условий возможного объединения. Позиция Пекина сводится к формуле «одно государство - две системы», которая предполагает, что после объединения Тайвань станет одной из провинций КНР, сохранив рыночную модель экономики и автономную административную систему, но передав Пекину руководство своей внешней и оборонной политикой. Тайваньская сторона не считает эти условия приемлемыми. Она не исключает объединения, но видит его как длительный демократический процесс слияния двух равноценных политических субъектов. Исходной точкой объединительного процесса в Тайбэе считают признание Пекином Тайваня в качестве равного партнера. Тайвань поддерживает дипломатические отношения с 29 странами мира.
Актуальность темы исследования. События, которые произошли 11 сентября 2001 г., а затем последовавшие военные события в Афганистане, ситуация в Иране, Ираке и Северной Корее сделали менее заметной проблему, которая могла бы стать серьезной для всей системы международной безопасности- проблему Тайваня. Возвращение острова в состав Китая, руководство Китайской Республики рассматривает как важный политический вопрос и приоритет на современном этапе развития внутренней политики КНР. Руководство Китая многократно заявляли о готовности применить военную силу против Тайваня, в случае если остров провозгласит себя в качестве независимого государства. В качестве ответной меры, руководство Тайваня при поддержке США, модернизирует свою военную технику, в случае возникновения серьезной угрозы, исходящую со стороны Китая. Такое противостояние привело к том, что обе стороны Тайваньского пролива, развили настоящую гонку вооружений регионального масштаба.
Через несколько месяцев после вступления в должность Трамп отказался от резкой критики Китая. 9 февраля 2017 г. состоялся его телефонный разговор с председателем КНР Си Цзиньпином, в котором Трамп согласился уважать политику «одного Китая». Другим свидетельством смягчения позиции Трампа, как отмечают эксперты, стало назначение послом в КНР губернатора штата Айова Терри Бранстеда, который лично знаком с Си Цзиньпином с 1985 г.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является политика Тайваня в отношении Китайской Народной Республики и Соединенных Штатов. Предметом исследования является внешняя политика Тайваня в контексте отношений США и Китая в ХХ! в.
Хронологические рамки. Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 2001 по 2016 г. Дабы полностью рассмотреть заданный вопрос исследования, в некоторых моментах приходится выходить за обозначенные рамки, чтобы более подробно рассмотреть исторический контекст данного вопроса. Хронологические рамки были выбраны в связи с тем, что в 2001 году в Соединенных Штатах был избран новый президент - Дж. Буш- младший. В начале нового XXI века произошла смена руководства Тайваня и в Китайской народной Республики. В 2000 году президентом Тайваня был избран представитель Демократической прогрессивной партии Чэнь Шуйбянь. Для Тайваня это стало очень значимым событием, так как закончилось полувековое пребывание у власти Гоминьдана. В 2016 году в Китае продолжает проявлять себя жёсткая реакция на беседу избранного президента США Дональда Трампа с главой Тайваня. Эта беседа, как считает официальный Пекин, свидетельствует о том, что Трамп и его окружение ставят под сомнение территориальную целостность Китая. Ранее американские президенты не решались на прямой диалог с лидерами Тайваня без учёта мнения властей КНР, что позволяло хоть как-то удерживать статус-кво в плане этого острова, называемого Пекином неотъемлемой китайской территорией.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования - проанализировать внешнюю политику Тайваня в контексте отношений США и Китая в XXI в.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать правовые и концептуальные основы политики Тайваня в отношении США и Китая.
т Г rn
- Показать процесс принятии решении по Тайваньской политике США и Китая.
- Рассмотреть современное формирование американо-тайваньских и китайско-тайваньских отношений и перспективы решения проблем Тайваня.
- Рассмотреть американо-тайваньское военное сотрудничество 20012015 гг.
- Проанализировать развитие интересов США и Китая в отношении Тайваня на современном этапе, и интерес Тайваня в отношении США и Китая
Методологическая основа. При рассмотрении хода эволюции китайскоамериканских и американо-тайваньских отношений, необходимо руководствоваться принципом историзма и научной объективности. Исторический материал был построен по предметно - хронологическому принципу. Историческое исследование говорит о комплексном подходе к разработке основного материала по данной проблеме. Принцип научной объективности предполагает соблюдение всех исторических фактов, а также разнообразного анализа всего собранного материала.
При сборе материала и исследовании процесса принятия решений по тайваньской политике США и КНР был принят институциональный методологический подход. Для сравнения роли тайваньского и китайского лобби в процессе принятия внешнеполитических решений в США был принят сравнительный метод. При изучении материалов американского конгресса по тайваньской проблематике был использован контент-анализ.
Источниковую базу исследования составляют различные по своему типу документы и материалы Их можно разделить на несколько важных групп:
- Дипломатические документы. Этот вид документов включает в себя изучение и обзор основных документов международного характера, которые включают в себя международные декларации, договора и коммюнике. На сегодняшний день существует три американо-китайских коммюнике, которые составляют главную нормативную базу двухсторонних отношений между
Китаем и США , в том числе в них прописаны принципы политики США по отношению к тайваньской проблеме.
— Юридические акты США, Тайваня, КНР . Из актов законодательного характера Соединенных Штатов, тщательному изучению подверглись Закон об отношениях с Тайванем 1979 г. На сегодняшний день данный документ является главным документом, который определяет основные принципы политики США в отношении решения проблемы с Тайванем. Закон против сецессии КНР 2005 г . и Закон о референдуме Тайваня 2003 г. , документы, которые имеют значение для понимания заданного вопроса.
— Материалы конгресса США. К данной группе относятся многочисленные резолюции и законопроектов, которые были посвящены разного рода аспектам тайваньской политики США; стенограммы пленарных заседаний обеих палат конгресса ; стенограммы слушаний в комитетах, отвечающих за вопросы внешней политики (комитеты по делам вооруженных сил, по иностранным делам, по ассигнованиям). Ценность таких документов заключается в том, что в них формируются позиции законодателей по основным вопросам политики США в отношении Тайваня. Ценным источником фактологической и статистической информации стали публикации Исследовательской службы конгресса (Congressional Research Service) .
Степень изученности проблемы. Кроме вышеперечисленных источников, мы использовали и литературу. В частности, печатные издания - работы доктора экономических наук А.Г. Ларина ; научно-справочное издание доктора исторических наук А.С. Давыдова , работы кандидата экономических наук С.М. Труша .
В России проблематика данного исследования, к сожалению, изучена слабо. Давая характеристику использованной литературы, следует сделать акцент на том, что лишь несколько отечественных авторов, упомянутых выше, занимаются углубленным изучением данной тематики. Именно из-за этого фактора, мы прибегли к использованию, по большей части, зарубежных источников, в которых информация представлена полно и детально, что позволяет выполнить поставленные в работе задачи с подробным анализом информации.
Научная новизна. В отечественной и зарубежной историографии данное исследование является вторым исследованием, в котором выявляются общие основы политики США и КНР в отношении проблемы Тайваня, механизм принятий решений по тайваньской политике США, а с другой стороны, демонстрируется процесс формирования и реализации тайваньской политики США на современном этапе. До настоящего времени подобных комплексных исследований не проводилось.
Практическая значимость исследования. Материалы могут быть использованы при написании учебных пособий, разработке общих и специальных курсов по внешней политике США, американо- китайским отношениям, тайваньской проблеме, истории и теории международных отношений. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа политики США на тайваньском и китайском направлениях.
С тех пор каждое правительство - новое, коммунистическое, в Пекине и старое, гоминьдановское, в Тайбэе - претендовало за легитимность и считало себя единственным законным общекитайским правительством. Советский Союз признал КНР, а США и их союзники - Чан Кайши. В 1972 г. США признали КНР и разорвали дипломатические отношения с Тайванем, сохранив неофициальные отношения с правительством Чан Кайши и продолжив оказание ему военной помощи на основании Закона 1979 г. об отношениях с Тайванем. В 1975 г. Чан Кайши умер. Его преемники продолжали исходить из формулы существования «одного Китая» и признавали значимость задачи национального объединения. Однако с течением времени ситуация осложнилась. Внутри Тайваня росло влияние местных уроженцев - сторонников отказа от единства с «большим Китаем», требовавших провозглашения независимости острова. Поэтапная демократизация на Тайване позволила сепаратистам получить представительство в парламенте и оказывать влияние на внешнюю политику.
КНР болезненно реагирует на рост влияния сторонников независимости на Тайване. Учитывая неформальные гарантии США, руководство КНР не идет на применение силы для объединения. Однако оно систематически дает понять, что применение силы против острова в чрезвычайных обстоятельствах, под которыми понимается принятие Тайванем решения об объявлении независимости, не исключается.
При этом представители КНР и Тайваня поддерживают полуофициальные контакты для обсуждения условий возможного объединения. Позиция Пекина сводится к формуле «одно государство - две системы», которая предполагает, что после объединения Тайвань станет одной из провинций КНР, сохранив рыночную модель экономики и автономную административную систему, но передав Пекину руководство своей внешней и оборонной политикой. Тайваньская сторона не считает эти условия приемлемыми. Она не исключает объединения, но видит его как длительный демократический процесс слияния двух равноценных политических субъектов. Исходной точкой объединительного процесса в Тайбэе считают признание Пекином Тайваня в качестве равного партнера. Тайвань поддерживает дипломатические отношения с 29 странами мира.
Актуальность темы исследования. События, которые произошли 11 сентября 2001 г., а затем последовавшие военные события в Афганистане, ситуация в Иране, Ираке и Северной Корее сделали менее заметной проблему, которая могла бы стать серьезной для всей системы международной безопасности- проблему Тайваня. Возвращение острова в состав Китая, руководство Китайской Республики рассматривает как важный политический вопрос и приоритет на современном этапе развития внутренней политики КНР. Руководство Китая многократно заявляли о готовности применить военную силу против Тайваня, в случае если остров провозгласит себя в качестве независимого государства. В качестве ответной меры, руководство Тайваня при поддержке США, модернизирует свою военную технику, в случае возникновения серьезной угрозы, исходящую со стороны Китая. Такое противостояние привело к том, что обе стороны Тайваньского пролива, развили настоящую гонку вооружений регионального масштаба.
Через несколько месяцев после вступления в должность Трамп отказался от резкой критики Китая. 9 февраля 2017 г. состоялся его телефонный разговор с председателем КНР Си Цзиньпином, в котором Трамп согласился уважать политику «одного Китая». Другим свидетельством смягчения позиции Трампа, как отмечают эксперты, стало назначение послом в КНР губернатора штата Айова Терри Бранстеда, который лично знаком с Си Цзиньпином с 1985 г.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является политика Тайваня в отношении Китайской Народной Республики и Соединенных Штатов. Предметом исследования является внешняя политика Тайваня в контексте отношений США и Китая в ХХ! в.
Хронологические рамки. Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 2001 по 2016 г. Дабы полностью рассмотреть заданный вопрос исследования, в некоторых моментах приходится выходить за обозначенные рамки, чтобы более подробно рассмотреть исторический контекст данного вопроса. Хронологические рамки были выбраны в связи с тем, что в 2001 году в Соединенных Штатах был избран новый президент - Дж. Буш- младший. В начале нового XXI века произошла смена руководства Тайваня и в Китайской народной Республики. В 2000 году президентом Тайваня был избран представитель Демократической прогрессивной партии Чэнь Шуйбянь. Для Тайваня это стало очень значимым событием, так как закончилось полувековое пребывание у власти Гоминьдана. В 2016 году в Китае продолжает проявлять себя жёсткая реакция на беседу избранного президента США Дональда Трампа с главой Тайваня. Эта беседа, как считает официальный Пекин, свидетельствует о том, что Трамп и его окружение ставят под сомнение территориальную целостность Китая. Ранее американские президенты не решались на прямой диалог с лидерами Тайваня без учёта мнения властей КНР, что позволяло хоть как-то удерживать статус-кво в плане этого острова, называемого Пекином неотъемлемой китайской территорией.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования - проанализировать внешнюю политику Тайваня в контексте отношений США и Китая в XXI в.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать правовые и концептуальные основы политики Тайваня в отношении США и Китая.
т Г rn
- Показать процесс принятии решении по Тайваньской политике США и Китая.
- Рассмотреть современное формирование американо-тайваньских и китайско-тайваньских отношений и перспективы решения проблем Тайваня.
- Рассмотреть американо-тайваньское военное сотрудничество 20012015 гг.
- Проанализировать развитие интересов США и Китая в отношении Тайваня на современном этапе, и интерес Тайваня в отношении США и Китая
Методологическая основа. При рассмотрении хода эволюции китайскоамериканских и американо-тайваньских отношений, необходимо руководствоваться принципом историзма и научной объективности. Исторический материал был построен по предметно - хронологическому принципу. Историческое исследование говорит о комплексном подходе к разработке основного материала по данной проблеме. Принцип научной объективности предполагает соблюдение всех исторических фактов, а также разнообразного анализа всего собранного материала.
При сборе материала и исследовании процесса принятия решений по тайваньской политике США и КНР был принят институциональный методологический подход. Для сравнения роли тайваньского и китайского лобби в процессе принятия внешнеполитических решений в США был принят сравнительный метод. При изучении материалов американского конгресса по тайваньской проблематике был использован контент-анализ.
Источниковую базу исследования составляют различные по своему типу документы и материалы Их можно разделить на несколько важных групп:
- Дипломатические документы. Этот вид документов включает в себя изучение и обзор основных документов международного характера, которые включают в себя международные декларации, договора и коммюнике. На сегодняшний день существует три американо-китайских коммюнике, которые составляют главную нормативную базу двухсторонних отношений между
Китаем и США , в том числе в них прописаны принципы политики США по отношению к тайваньской проблеме.
— Юридические акты США, Тайваня, КНР . Из актов законодательного характера Соединенных Штатов, тщательному изучению подверглись Закон об отношениях с Тайванем 1979 г. На сегодняшний день данный документ является главным документом, который определяет основные принципы политики США в отношении решения проблемы с Тайванем. Закон против сецессии КНР 2005 г . и Закон о референдуме Тайваня 2003 г. , документы, которые имеют значение для понимания заданного вопроса.
— Материалы конгресса США. К данной группе относятся многочисленные резолюции и законопроектов, которые были посвящены разного рода аспектам тайваньской политики США; стенограммы пленарных заседаний обеих палат конгресса ; стенограммы слушаний в комитетах, отвечающих за вопросы внешней политики (комитеты по делам вооруженных сил, по иностранным делам, по ассигнованиям). Ценность таких документов заключается в том, что в них формируются позиции законодателей по основным вопросам политики США в отношении Тайваня. Ценным источником фактологической и статистической информации стали публикации Исследовательской службы конгресса (Congressional Research Service) .
Степень изученности проблемы. Кроме вышеперечисленных источников, мы использовали и литературу. В частности, печатные издания - работы доктора экономических наук А.Г. Ларина ; научно-справочное издание доктора исторических наук А.С. Давыдова , работы кандидата экономических наук С.М. Труша .
В России проблематика данного исследования, к сожалению, изучена слабо. Давая характеристику использованной литературы, следует сделать акцент на том, что лишь несколько отечественных авторов, упомянутых выше, занимаются углубленным изучением данной тематики. Именно из-за этого фактора, мы прибегли к использованию, по большей части, зарубежных источников, в которых информация представлена полно и детально, что позволяет выполнить поставленные в работе задачи с подробным анализом информации.
Научная новизна. В отечественной и зарубежной историографии данное исследование является вторым исследованием, в котором выявляются общие основы политики США и КНР в отношении проблемы Тайваня, механизм принятий решений по тайваньской политике США, а с другой стороны, демонстрируется процесс формирования и реализации тайваньской политики США на современном этапе. До настоящего времени подобных комплексных исследований не проводилось.
Практическая значимость исследования. Материалы могут быть использованы при написании учебных пособий, разработке общих и специальных курсов по внешней политике США, американо- китайским отношениям, тайваньской проблеме, истории и теории международных отношений. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа политики США на тайваньском и китайском направлениях.
В результате проведенных нами исследовании по данной теме мы достигли поставленной цели, выполнив ряд необходимых задач. При анализе и подробном изучении современных основ политики Тайваня в отношении США и Китая, мы пришли к ряду выводов.
Во-первых, в 1970-х и начале 1980-х годов в трех совместных коммюнике Соединенных Штатов и Китая и в Законе об отношениях с Тайванем были закреплены основные принципы политики США в отношении тайваньского вопроса. Вашингтон также руководствуется в своей политике Тайваня набором неформальных правил и норм. Однако если эти неофициальные правила и положения периодически пересматриваются, основные принципы политики Тайваня в США остаются неизменными. Необходимо указать на несогласованность некоторых положений документов, которые определяют рамки политики Тайваня в Соединенных Штатах, что часто вызывает трения между Вашингтоном и Пекином, а также вызывает дискуссии в американских политических и академических кругах.
Во-первых, факторы сближения между Китаем и Соединенными Штатами носят постоянный, долгосрочный характер. Они не связаны с взаимной симпатией правящих элит двух стран или схожестью их ценностных ориентаций в мировой политике. Эти факторы вступают в игру под влиянием жесткой необходимости. Они отражают существование сфер взаимодействия национальных интересов. Таким образом, нынешняя структура политики США в отношении Тайваня оставляет США достаточно возможностей для маневра и вариантов реагирования на различные события в Тайваньском проливе и по своему усмотрению. В настоящий момент американские политические и экспертные круги обсуждают способность американской политики «стратегической неопределенности» обеспечить мир и стабильность в Тайваньском проливе. В качестве альтернативы политике «стратегической неопределенности» были предложены еще два направления развития политики
Тайваня в Соединенных Штатах: отказ от политики «стратегической
неопределенности» в пользу более однозначной поддержки Тайваня и замена этой политики некоторыми рационально примирило сделку между Соединенными Штатами, Китаем и Тайванем.
В-третьих, Тайвань придает большое значение установлению контактов с американским экспертным сообществом и академическими кругами, особенно с влиятельными аналитическими центрами, обслуживающими Республиканскую и Демократическую партии. Уже давно «Halpern Associates» в интересах Тайваня поддерживает связи с американскими учеными и академическими институтами; стимулирует научные исследования и научную деятельность по проблемам Тайваня и Китая; организует научные конференции по азиатским вопросам; финансирует исследования и симпозиумы в университетах и аналитических центрах. Лоббирование Тайванем осуществляется как министерством иностранных дел, которое расширяет эти функции представительства Тайбэя, так и политических партий. Возможно, это слабость тайваньского лобби по сравнению с китайцами, потому что теперь интересы Тайваня в Соединенных Штатах представлены не одним органом (гоминьданом), а различными группами давления на Тайване, каждый из которых лоббирует свои интересы, и в процессе лоббирования интересов КНР, координируя общую политическую роль, играет коммунистическая партия Китая.
В-четвертых, Тайвань при всем желании оставаться независимым фактически уже неотделим от материка. Будучи главным торговым партнером Тайбэя, Пекин имеет в своем распоряжении важные рычаги давления на остров. О военном превосходстве, которое китайцы тем не менее демонстрируют Тайваню все чаще после выборов 2016 года, не приходится даже говорить. Тайвань остался практически беззащитным перед Народно-освободительной армией Китая после того, как США подсчитали риски от поддержки острова в случае военных действий в проливе. Результаты оказались неутешительными для тайваньцев: исследования 2014 года показали, что американцы не поддерживают оказание военной помощи острову в случае конфликта .
В-пятых, хочется верить, что военные действия не станут одним из вариантов решения тайваньского вопроса. Тем более, что смысла прибегать к оружию нет, когда есть ресурс для решения проблемы лишь силой слова. В начале января сеть отелей Marriott на своем сайте указала Тайвань как отдельную страну. Странами всемирная сеть отелей также назвала Гонконг и Тибет, что для китайской власти было уж совсем неприемлемо. Варианты ответа на вопрос «откуда вы?» не просто попросили убрать с сайта - шанхайское полицейское управление начало расследование по факту нарушения кибербезопасности и закона о рекламе. Представителям Marriott пришлось публично извиниться и заявить, что компания не поддерживает сепаратизм. Впрочем, компанию можно понять, она рассматривает материковый Китай как один из крупнейших рынков. Правда, мнением Тайваня о том, хотел бы он видеть себя в списке стран, никто, конечно же, не поинтересовался, и официально Китайская Республика никак не отреагировала.
В-шестых, серьезным ударом по планам Тайваня стал выход США из Транстихоокеанского партнерства (ТПП), на присоединение к которому Тайбэй возлагал большие надежды. Участие Тайваня в таком масштабном интеграционном проекте позволило бы избежать экономической маргинализации и политической изоляции острова, повысить конкурентные позиции Тайваня в мировых экономических процессах, придать импульс экономическому росту, а также диверсифицировать внешнеэкономические связи Тайваня, снизив экономическую зависимость от Китая. Если же Китаю удастся успешно реализовать продвигаемую им идею региональной интеграции в Восточной Азии - Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство - экономическая маргинализация Тайваня на фоне ухудшения отношений с Пекином неизбежна.
Таким образом, проведённое нами исследование и его результаты, говорят о том, что американо-китайские отношения на протяжении многих лет широко обсуждаются и анализируются различными экспертами и исследователями ведущих «мозговых центров» как в США и Китае, так и в других государствах. Данный факт можно объяснить все возрастающим интересом к взаимоотношениям двух стран, которые к XXI веку занимают лидирующие позиции в мировом сообществе, оказывая глобальное влияние на военное, экономическое и политическое развитие. «Тайваньская проблема» существует уже более 60 лет, где за свою историю пережила множество событий, порожденных данным конфликтом - от мирных переговоров и заключением соглашений до нарастания конфронтации и балансированием на грани военного столкновения. На сегодняшний день, несмотря на активные переговоры, отношения между Китаем и Тайванем сложно назвать стабильными, так как каждая сторона твердо убеждена в правоте своего проводимого внешнеполитического курса, где достижение компромисса происходит довольно затруднительно.
Во-первых, в 1970-х и начале 1980-х годов в трех совместных коммюнике Соединенных Штатов и Китая и в Законе об отношениях с Тайванем были закреплены основные принципы политики США в отношении тайваньского вопроса. Вашингтон также руководствуется в своей политике Тайваня набором неформальных правил и норм. Однако если эти неофициальные правила и положения периодически пересматриваются, основные принципы политики Тайваня в США остаются неизменными. Необходимо указать на несогласованность некоторых положений документов, которые определяют рамки политики Тайваня в Соединенных Штатах, что часто вызывает трения между Вашингтоном и Пекином, а также вызывает дискуссии в американских политических и академических кругах.
Во-первых, факторы сближения между Китаем и Соединенными Штатами носят постоянный, долгосрочный характер. Они не связаны с взаимной симпатией правящих элит двух стран или схожестью их ценностных ориентаций в мировой политике. Эти факторы вступают в игру под влиянием жесткой необходимости. Они отражают существование сфер взаимодействия национальных интересов. Таким образом, нынешняя структура политики США в отношении Тайваня оставляет США достаточно возможностей для маневра и вариантов реагирования на различные события в Тайваньском проливе и по своему усмотрению. В настоящий момент американские политические и экспертные круги обсуждают способность американской политики «стратегической неопределенности» обеспечить мир и стабильность в Тайваньском проливе. В качестве альтернативы политике «стратегической неопределенности» были предложены еще два направления развития политики
Тайваня в Соединенных Штатах: отказ от политики «стратегической
неопределенности» в пользу более однозначной поддержки Тайваня и замена этой политики некоторыми рационально примирило сделку между Соединенными Штатами, Китаем и Тайванем.
В-третьих, Тайвань придает большое значение установлению контактов с американским экспертным сообществом и академическими кругами, особенно с влиятельными аналитическими центрами, обслуживающими Республиканскую и Демократическую партии. Уже давно «Halpern Associates» в интересах Тайваня поддерживает связи с американскими учеными и академическими институтами; стимулирует научные исследования и научную деятельность по проблемам Тайваня и Китая; организует научные конференции по азиатским вопросам; финансирует исследования и симпозиумы в университетах и аналитических центрах. Лоббирование Тайванем осуществляется как министерством иностранных дел, которое расширяет эти функции представительства Тайбэя, так и политических партий. Возможно, это слабость тайваньского лобби по сравнению с китайцами, потому что теперь интересы Тайваня в Соединенных Штатах представлены не одним органом (гоминьданом), а различными группами давления на Тайване, каждый из которых лоббирует свои интересы, и в процессе лоббирования интересов КНР, координируя общую политическую роль, играет коммунистическая партия Китая.
В-четвертых, Тайвань при всем желании оставаться независимым фактически уже неотделим от материка. Будучи главным торговым партнером Тайбэя, Пекин имеет в своем распоряжении важные рычаги давления на остров. О военном превосходстве, которое китайцы тем не менее демонстрируют Тайваню все чаще после выборов 2016 года, не приходится даже говорить. Тайвань остался практически беззащитным перед Народно-освободительной армией Китая после того, как США подсчитали риски от поддержки острова в случае военных действий в проливе. Результаты оказались неутешительными для тайваньцев: исследования 2014 года показали, что американцы не поддерживают оказание военной помощи острову в случае конфликта .
В-пятых, хочется верить, что военные действия не станут одним из вариантов решения тайваньского вопроса. Тем более, что смысла прибегать к оружию нет, когда есть ресурс для решения проблемы лишь силой слова. В начале января сеть отелей Marriott на своем сайте указала Тайвань как отдельную страну. Странами всемирная сеть отелей также назвала Гонконг и Тибет, что для китайской власти было уж совсем неприемлемо. Варианты ответа на вопрос «откуда вы?» не просто попросили убрать с сайта - шанхайское полицейское управление начало расследование по факту нарушения кибербезопасности и закона о рекламе. Представителям Marriott пришлось публично извиниться и заявить, что компания не поддерживает сепаратизм. Впрочем, компанию можно понять, она рассматривает материковый Китай как один из крупнейших рынков. Правда, мнением Тайваня о том, хотел бы он видеть себя в списке стран, никто, конечно же, не поинтересовался, и официально Китайская Республика никак не отреагировала.
В-шестых, серьезным ударом по планам Тайваня стал выход США из Транстихоокеанского партнерства (ТПП), на присоединение к которому Тайбэй возлагал большие надежды. Участие Тайваня в таком масштабном интеграционном проекте позволило бы избежать экономической маргинализации и политической изоляции острова, повысить конкурентные позиции Тайваня в мировых экономических процессах, придать импульс экономическому росту, а также диверсифицировать внешнеэкономические связи Тайваня, снизив экономическую зависимость от Китая. Если же Китаю удастся успешно реализовать продвигаемую им идею региональной интеграции в Восточной Азии - Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство - экономическая маргинализация Тайваня на фоне ухудшения отношений с Пекином неизбежна.
Таким образом, проведённое нами исследование и его результаты, говорят о том, что американо-китайские отношения на протяжении многих лет широко обсуждаются и анализируются различными экспертами и исследователями ведущих «мозговых центров» как в США и Китае, так и в других государствах. Данный факт можно объяснить все возрастающим интересом к взаимоотношениям двух стран, которые к XXI веку занимают лидирующие позиции в мировом сообществе, оказывая глобальное влияние на военное, экономическое и политическое развитие. «Тайваньская проблема» существует уже более 60 лет, где за свою историю пережила множество событий, порожденных данным конфликтом - от мирных переговоров и заключением соглашений до нарастания конфронтации и балансированием на грани военного столкновения. На сегодняшний день, несмотря на активные переговоры, отношения между Китаем и Тайванем сложно назвать стабильными, так как каждая сторона твердо убеждена в правоте своего проводимого внешнеполитического курса, где достижение компромисса происходит довольно затруднительно.
Подобные работы
- ЯДЕРНЫЙ ФАКТОР В ОТНОШЕНИЯХ США И КНР В XXI ВЕКЕ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Политика КНР в Восточной Азии. Трансформация внешнеполитических стратегий от регионального сотрудничества к статусу мировой сверхдержавы.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Американо-китайские отношения на современном этапе (2000-2017 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АСЕАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США В XXI ВЕКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - АСЕАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США В XXI ВЕКЕ
U. S. POLICY TOWARD ASEAN IN 21ST CENTURY
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Трансформация внешней торговли Китая в условиях взаимных ограничений с США (Дальневосточный федеральный университет)
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США И КНР (2017-2024 ГГ.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2025 - Современная внешняя политика КНР (1997-2023 гг.)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2023 - «Китайский фактор» в международной политике на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016



