Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ формирования коммуникативных универсальных учебных действий с помощью коллективных способов обучения 7
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия 7
1.2 Коллективные способы обучения 20
1.3 Педагогические условия формирования коммуникативных
универсальных учебных действий 25
Глава 2. Педагогический эксперимент по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики 28
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у учащихся 8-х классов 28
2.2 Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий на уроках физики средствами коллективных способов обучения 39
2.3 Оценка динамики уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у учащихся 8-х классов 50
Заключение 59
Список литературы 60
Приложение
В XXI веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, максимально эффективных способов обучения. В связи с переходом от традиционного подхода в образовании к системно-деятельностному подходу актуальным становится не столько научение детей знаниям, умениям и навыкам, сколько формирование универсальных учебных действий (УУД) - то есть умений учиться, способностей человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта [2]. УУД в образовательном процессе школы [46] выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. УУД были определены Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. Выделяют четыре группы универсальных учебных действий: познавательные, личностные, регулятивные и
коммуникативные.
Универсальные учебные действия коммуникативного блока занимают особое место в общей системе универсальных учебных действий. Формирование коммуникативных действий является одной из основ для развития познавательных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий, для развития познавательных навыков и умений учащихся, развития критического и творческого мышлений, умения правильно ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно и коллективно решать возникающие проблемы.
Совместно с научным руководителем нами было решено изучить влияние коллективных способов обучения на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Групповая деятельность явным образом демонстрирует возможности сотрудничества, в
ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их
достижения и анализируют полученные результаты. Была выбрана следующая тема выпускной квалификационной работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики».
Перед нами стояла следующая проблема: недостаточная изученность влияния коллективных способов обучения на формирование коммуникативных универсальных учебных действий в современной российской школе. Изучением данной проблемы занимались российские ученые А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, М.Д.Брейтерман, В.В. Архипова, зарубежные ученые Дж. Хопкинс, Р. Джонсон, Д. Джонсон, Дж. Аронсон и другие. Несмотря на то, что коллективные способы обучения и обучение в сотрудничестве известны и исследованы уже достаточно давно, и их эффективность доказана, в современных российских школах эти методы применяются достаточно редко. Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках физики не нашла достаточного освещения в российской педагогической науке и образовательной практике.
Исходя из проблемы исследования, нами была поставлена следующая цель: как применение коллективных способов на уроках физики обучения влияет на формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов.
Объект исследования: формирование коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках физики в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: коллективные способы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий в восьмом классе.
Гипотеза: применение коллективных способов обучения на уроках физики формирует коммуникативные универсальные учебные действия учащихся.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие
задачи:
• Проанализировать российский и зарубежный опыт использования коллективных способов обучения
• Диагностировать уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов
• Разработать уроки по физике в 8-м классе с использованием коллективных способов обучения
• Провести разработанные уроки и изучить динамику формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Основным противоречием при использовании группового обучения является то, что в полной мере эффект будет проявляться только если такое обучение применяется во всех классах при обучении всем предметам, но в современной школе такое трудно осуществимо. Исключением являются несколько школ в Красноярске и Санкт-Петербурге [37]. В нашей практической деятельности изучалось влияние использования некоторых коллективных методов обучения в краткосрочной перспективе. Исследовательская деятельность проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением немецкого языка» Советского района г. Казани.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической
литературы по теме исследования, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов педагогами учреждений общего образования для формирования и развития коммуникативных учебных действий учащихся.
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка
5
литературы, включающего 50 источников. Общий объем работы составляет 80 страниц, в которой содержание исследования изложено на 59 страницах и иллюстрировано 5 таблицами, 6 рисунками. В работе представлено 2 приложения.
В рамках данного исследования нами было изучено влияние коллективных способов обучения на формирование коммуникативных универсальных учебных действия учащихся на уроках физики в восьмом классе.
В первую очередь был проведён анализ российского и зарубежного опыта применения коллективных способов обучения в общеобразовательной школе. Несмотря на то, что многие методы разработаны достаточно давно и их эффективность доказана, применение коллективных способов обучения носит несистемный, точечный характер.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента учащимися экспериментальной и контрольной групп был пройден тест коммуникативных умений Михельсона, который показал, что в обеих группах достаточным уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий обладают 20% и 21,4% соответственно.
На формирующем этапе эксперимента было проведено 70 уроков физики с применением коллективных способов обучения (пила, зигзаг, работа в переменных парах, взоимопередача тем, взаимотренировка, взаимообмен заданиями, Стё зе Класс, Релли Робин и другие) в одном классе и 70 уроков физики без применения этих способов в другом.
В ходе контрольного этапа эксперимента было установлено, что в экспериментальной группе число учеников с достаточным уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий возросло с 20% до 44%, в то время как в контрольной группе изменение произошло с 21,4% до 32% . Кроме того, анализ бесед с учащимися позволяет утверждать о росте коммуникативной компетенции.
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза о том, что применение коллективных способов обучения на уроках физики формирует коммуникативные универсальные учебные действия учащихся.
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А. Г Асмолова / А. Г Асмолов, Г. В Бурменская, И. А. Володарская, О. А Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г Салмина - М., 2008
2. Асмолов А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования - универсальные учебные действия / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. // Материалы IV Всероссийского съезда психологов. — М, 2008. — С. 264-266.
3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -
1997. - № 4. - С. 11 - 17.
4. Боулби Дж. Привязанность. — М.: Гардарики, 2003. — 480 с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268
7. Г альперин П. Я. Лекции по психологии / Под ред. и с предисл. А. И. Подольского. М., 2002.
8. Давыдов В. В., Громыко Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования. — Вопросы психологии.- 1994.- № 6.- С.31-37.
9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М.
: ИНТОР, 1996. — 544 с.
10. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 126-130.
11. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. — М. Педагогика 1989. — 159 с.
12. Дьяченко В.К. «Новая дидактика» - М.: Народное образование -
13. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. -- М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
14. Ефимова Э. Л. Технология коллективного взаимодействия как способ
развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся // Педагогическое мастерство: материалы VII
Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 52-60
15. Инновационные методы обучения в высшей школе: учебно-
практическое пособие/ Гусаков В.П., Пустовалова Н.И., Хрущев В.А., Карташова Е.Б., Исакова Е.К. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007. - 92 с.
16. Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии : журнал. — 1985. — № 1. —
С. 110—120.
17. Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Павловская Е. В. Общение как важнейшее условие развития личности в социуме // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1213-1216.
18. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008..- С.87.
19. Коллективные учебные занятия: обучение в разновозрастных
группах: мультимедийное учебное пособие / В.Б. Лебединцев, О.В. Запятая, Н.М. Горленко, А.Ю. Карпинский. — Красноярск, 2005. - 52 с.
20. Кудрявцева Н. Н. Программа формирования и развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 96-98.
21. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО,
1997. - 176 с. С. 88-90.
22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология / М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001. - 237 с.
23. Л.Ц. Кагермазова. Возрастная психология. Электронный учебник - 276 стр.
24. Литвинская И.Г. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология // Экспрес-опыт: приложение к журналу «Директор школы». 2000. № 1. С. 21-26.
25. Малькова М.Г. Виды и формы внеурочной деятельности в образовательной области «Технология» // Инновационная наука. 2015. №12-2
26. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.190-191
27. Минина, Н.В. Избирательность интересов школьников
подростковоговозраста. / Н.В. Минина // Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: Сборник материалов Третьих
Всероссийских аксиологических чтений. - Омск, 2012. - С. 329-332.
28. Мкртчян М.А. и др. Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебное пособие / М.А. Мкртчян, О.В. Запятая, Г.В. Клепец и др.; Под ред. В.Б. Лебединцева- Красноярск: Гротеск, 2005.
29. Мкртчян М.А. Методики организации работы в сводных отрядах: Методическое пособие - Красноярск: ККИКРО, 2005. - 63 с.
30. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический проект,
31. Найн, А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент /А.Я. Найн // Педагогика. - 1989. - № 2. - С. 12-19.
32. Новая организационная модель и механизмы персонализации обучения в условиях многоуровневого педагогического образования // Современная дидактика и качество образования: обеспечение индивидуального прогресса в обучении: статьи и стенограммы III Всероссийской научно-методической конференции. Красноярск, 2012.
33.Общая психология. Маклаков А.Г. СПб.: 2008 - 583 с
34. Павлова В.В. Сравнительный анализ инновационных технологий обучения с позиций деятельностного подхода: Дис. канд. психол. наук. М., 2008.
35. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М.,
2004.
36. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009
37. Практика применения современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС: материалы Всероссийской научнометодической конференции, январь-март 2016 г. Электронное периодическое издание «НАУКОГРАД».
38. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.
39. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006.
40. Ривин А. Содиалог как орудие ликбеза//. М., Революция и культура. 1930. C.15-16.
41. Родина Е. Е. Педагогические условия формирования