ВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПРИБЫТИИ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование таможенного контроля при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза 6
1.2 Проблемы реализации принципа выборочности таможенного контроля при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза 13
2 СПЕЦИФИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПРИБЫТИИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ 18
2.1 Особенности таможенного контроля при прибытии воздушным транспортом подакцизных товаров 18
2.2 Причины и характерные способы незаконного перемещения на таможенную территорию ЕАЭС подакцизных товаров воздушным транспортом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что современное государство невозможно представить без внешнеэкономической деятельности.
Самодостаточная экономика, полностью потребляющая производимые внутри государства товары (продукцию), и не нуждающаяся в экспорте и импорте, представляется утопией. При этом очевидно, что таможенную деятельность, в том числе таможенный контроль, таможенные операции и т.д. нельзя рассматривать как «вещь в себе», по сути, они являются инструментами, стимулирующими внешнеэкономическую деятельность.
Соответственно, от того, насколько регулирование таможенного контроля, в том числе при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее по тексту работы – ЕАЭС, Союз), является качественным, соответствующим реалиям внешнеэкономической деятельности и потребностям ее субъектов, во многом зависит социально-экономическое развитие нашего государства.
Важно понимать и то, что в настоящее время большое значение придается расширению ЕЭАС, и вряд ли можно решить данную задачу, заинтересовав определенные государства в членстве в ЕАЭС, если нормативно-правовое регулирование и практика деятельности таможенных органов не будут представлять собой четкий и слаженный механизм.
Для более детального исследования выбран порядок таможенного контроля при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС воздушным путем алкогольной продукции, поскольку в настоящее время построение эффективной системы контроля за импортом алкогольной продукции является важнейшей задачей органов, осуществляющих таможенный контроль, поскольку зачастую под видом доброкачественной продукции на территорию ЕАЭС, в том числе России, ввозится сфальсифицированный продукт, употребление которого может привести к тяжким последствиям, вплоть до летального исхода.
Целью исследования выступает комплексный анализ таможенного контроля при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом.
Задачи исследования:
охарактеризовать нормативно-правовое регулирование таможенного контроля при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
определить проблемы реализации принципа выборочности таможенного контроля при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
охарактеризовать особенности таможенного контроля при прибытии воздушным транспортом подакцизных товаров;
определить причины и характерные способы незаконного перемещения на таможенную территорию ЕАЭС подакцизных товаров воздушным транспортом.
Объект исследования – урегулированные нормами законодательства общественные отношения в таможенной сфере.
Предмет исследования – особенности проведения таможенного контроля при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом
Методологию работы составляют как общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (анализ нормативно-правовой базы исследования, формально-юридический и сравнительно-правовой методы).
Теоретическая значимость исследования связана с систематизаций представлений об основах таможенного контроля при прибытии товаров на территорию ЕАЭС воздушным транспортом.
Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы при практической деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Структурно исследование включает в себя введение, две главы, разделенные в общей сложности на четыре параграфа и заключение. В конце приведен список использованных источников.
1) Специфика нормативно-правового регулирования таможенного контроля при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом, в первую очередь обуславливает тем, что такое регулирование осуществляется не национальным законодательством России, а законодательством ЕАЭС – Договором о ЕАЭС, ТК ЕАЭС, актами Коллегии Евразийской экономической комиссии и др.). Это обусловлено необходимостью обеспечения единого таможенного пространства ЕЭАС, наличия общих для всех государств - членов Союза норм, регулирующих таможенную сферу.
2) Реализация принципа выборочности таможенного контроля должна осуществляться с учетом степени опасности товара, прибывающего на таможенную территорию ЕАЭС. Соответственно, если, например, прибытие алкогольной продукции по сути априори таит в себе угрозу того, что она может быть суррогатной, принцип выборочности таможенного контроля в отношении такой продукции в любом случае должен предусматривать применение большего количества форм такого контроля, чем в отношении «менее опасных» товаров.
3) Особенности проведения таможенных операций в отношении алкогольной продукции, прибывающей на таможенную территорию Союза воздушным транспортом, обусловлены тем, что здесь на таможенные органы по сути возлагаются дополнительные обязанности в виде обеспечения организаций, осуществляющих импорт таких товаров через таможенную границу, федеральными специальными марками, а так же проверки наличия таких марок в рамках осуществления таможенного контроля (осмотра, досмотра и др.).
Кроме того, с учетом положений Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», на таможенные органы так же возлагается и обязанность по контролю за добросовестностью организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции, поскольку фактически при обеспечении таких организаций федеральными специальными марками таможенные органы, помимо прочего, удостоверяются в отсутствии у организации задолженности по таможенным платежам и сборам, а так же проверяют правомерность использования организацией ранее выданных акцизных марок.
4) Незаконное перемещение через таможенную границу алкогольной продукции воздушным путем как вид нарушения таможенного законодательства обусловлено целым комплексом причин, среди которых объективное стремление субъектов ВЭД отдавать государству как можно меньшую часть своей прибыли (доходов) посредством уплаты акциза, несовершенство и нестабильность таможенного законодательства, а так же отсутствие в обществе нетерпимости к таможенным правонарушениям.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 31.10.2019).
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 31.10.2019).
3. Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» (заключено в г. Алматы 02.02.2018 года) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 31.10.2019).
4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 31.10.2019).
5. Федеральный закон от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 31.10.2019).
6. Приказ ФТС России от 09.02.2015 года № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров и других определенных видов товаров» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 31.10.2019).
7. Гокинаева И.А. Основы таможенного дела / И.А. Гокинаева. – М.: Городец, 2016. – 581 с.
8. Дьяков В.И. Принцип выборочности таможенного контроля: нормативно-правовое закрепление и проблемы реализации / В.И. Дьяков // Вестник Российской таможенной академии. – 2017. -№ 4. –С. 102-107
9. Лысак Е.Д. Новеллы Таможенного кодекса ЕАЭС / Е.Д. Лысак // Вестник Российской таможенной академии. – 2017. - № 12. – С. 101-106.
10. Никишина В.Н. Соглашение о маркировке товаров в ЕАЭС / В.Н. Никишина // Вестник Российской Таможенной академии. – 2019. - № 1. – С. 32-36
11. Ноздрачев А.Ф. Таможенное право / А.Ф. Ноздрачев. – М.: Юрайт, 2017. – 533 с.
12. Сморчков А.И. Анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела / А.И. Сморчков // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. – 2015. - № 2. –С. 99-106.