ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
7
1.1. Понятие и специфика международного спортивного
туризма 7
1.2. Влияние международных спортивных событий на развитие государства и
туристического рынка 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО
ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1. Схема организации международного спортивного туризма в России 31
2.2. Уровень международного спортивного туризма в рамках Чемпионата Мира
по футболу 2018 46
ГЛАВА 3. ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА 55
3.1. Проблемы современного международного спортивного туризма
в рамках организации спортивных мероприятий 55
3.2. Перспективы развития международного спортивного туризма в Российской Федерации 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ЛИТЕРАТУРА 78
Организация масштабных международных спортивных соревнований - (Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Первенства Европы) и деловых мероприятий спортивного менеджмента - (форумы, семинары, презентации) способствуют развитию спортивного международного туризма - важной составляющей внешнеэкономической деятельности любого государства мира.
Спортивный международный туризм - одна из крупнейших и высокодоходных отраслей мировой экономики. В некоторых странах международный спортивный туризм является ведущей отраслью экономики, надежным источником пополнения бюджета.
Целью данной работы является попытка обобщить опыт проведения крупных международных спортивных соревнований последних лет в тесной взаимосвязи с туристическим сегментом, для анализа актуальных проблем и определения возможного вектора развития международного спортивного туризма.
Для достижения данной цели в работе будут решаться следующие задачи:
- изучение опыта международного спортивного туризма в рамках прошедшего Чемпионата Мира по футболу-2018;
- изучение основных организационных процессов международного спортивного туризма
- оценка актуальных проблем и факторов дальнейшего развития международного спортивного туризма в Российской Федерации, и в частности в Республике Татарстан.
Предмет исследования - организационные процессы международного спортивного туризма.
Объект исследования - международный спортивный туризм в рамках Чемпионата Мира по футболу 2018.
Для решения вышеуказанных задач были использованы методы анализа, наблюдения, сравнения, синтеза.
Структурно работа состоит из введения, трех выстроенных глав, заключения и списка источников.
Гипотеза работы отражает мой профессиональный опыт и мою точку зрения на проблемы и вектор развития международного спортивного туризма. Российская Федерация, и в частности Республика Татарстан, имеют большой потенциал для успешной реализации данного вида туризма, который необходимо использовать для социально-экономического развития государства.
Для исследования в работе используются различные источники: литература по теме работы специалистов и исследователей в сфере международного спортивного менеджмента и туризма Алексеевой О.В., Донских С.В., Качмарек Я. и пр., публикации научных статей и журналов, а также публикации в электронных средствах информации.
Многие специалисты, эксперты, государственные деятели Российской Федерации определяют, что за последние 10 лет развитие международного спортивного туризма в нашей стране является актуальным направлением. Проведение международных спортивных мероприятий в Российской
Федерации, и в частности в Республике Татарстан отчётливо показало и доказало, что качественный спортивный менеджмент в области международного туризма напрямую влияет на структуру организации спортивных событий, рациональное использование техническопроизводственных средств, финансово-экономических и социальных показателей государства. Страна заинтересована в профессиональной организации спортивных мероприятий и стабильно/растущем потоке зарубежных туристов. И с этой задачей эффективно могут справиться только профессиональные управленцы на стыке спортивной индустрии и сферы событийного туризма. Г осударство выделяет значительные суммы денежных средств из федерального и регионального бюджета на проведение ярких и полномасштабных международных спортивных событий, и делает ставку на рациональное использование этих ресурсов, на достижение максимально возможных результатов.
Таким образом, международные спортивные события дают мощный импульс развитию международного спортивного туризма как отдельной отрасли, а также улучшают качество пропаганды здорового образа жизни граждан в стране их проведения, способствуют развитию экономики государства и международного сотрудничества в целом, укреплению мира и взаимопонимания между народами и странами.
В то же время проведение международных спортивных событий может и негативно сказаться на экономике принимающей страны. Особенно, если крупное спортивное мероприятие проходит в развивающей стране. История знает примеры, когда праздник спорта заканчивался для страны экономическим и политическим кризисом.
Тяжелее всего странам давались Олимпиады. Например, Олимпиада в Мехико (1968 г.) Страна решила удивить весь мир. Чтобы построить инфраструктуру и спортивные объекты, власти ввели два новых налога - на недвижимость (землю) и на транспортные средства, но народ не понял такого шага. За десять дней до начала Олимпиады в Мехико прошли массовые манифестации против её проведения. Как итог, официально - четверо погибших, неофициально - сотни. Прошедшие в 1976 г. летние Олимпийские игры в Монреале до сих пор считаются одними из самых дорогостоящих в истории. Бюджет в $5 млрд. - канадцам пришлось большую часть денег взять в кредит (официально выплаты по кредиту закончились в 2006 г., неофициально страна до сих пор не закрыла этот вопрос). Летняя Олимпиада в Афинах, прошедшая в 2004 г., обошлась стране в 13 млрд. евро, большая часть кредитные. В итоге затяжной кризис. Расчёты на то, что Олимпиада окупается, за последние годы не оправдались нигде. Игры в Ванкувере - 6 млрд. евро при доходе в 700 млн. Пекин - 30 млрд. евро, доход чуть более 800 млн. Турин -700 млн. евро, вернув назад лишь 270 млн.
До 1980 г. проведение крупных международных спортивных соревнований носили больше социальную, чем функцию экономического развития. Спорт был призван объединять города, страны, народы. Но в 1980г. президент МОК (Международного олимпийского комитета) Х. А. Самаранч объявил начало новой эры в спорте - эры коммерциализации. Предпосылкой к этому стали положительные результаты выполнения спортивным движением социальных функций, благодаря чему к спорту пристрастились миллионы людей по всей планете. Олимпиаду 1984 г. в Лос-Анджелесе по праву можно считать первым коммерчески удачным спортивным соревнованием - впервые в были вовлечены частные инвестиции, которые позволили развить качественную инфраструктуру, а значит предложить участникам и гостям международных спортивный мероприятий качественный сервис - гостиницы, рестораны, музеи, театры, экскурсии, транспортные развязки, логистику и пр.
Современная Россия, и в частности Республика Татарстан, также имеют немалый опыт проведения крупных международных спортивных событий -
Универсиада-2013, Олимпиада-2014, Чемпионат Мира по хоккею с шайбой- 2016, Чемпионат Мира по футболу-2018.
Таким образом, исследование опыта организационной структуры международного спортивного туризма позволят определить способы получения максимально положительного социально-экономического эффекта от каждого этапа международных соревнований и сопроводительного делового цикла организаторов в целом для экономики страны проведения, а также проанализировать как можно использовать этот опыт в дальнейшем.
Международные спортивные соревнования безусловно значимый фактор социально-экономического развития России. После распада СССР, Российская Федерация растеряла и опыт проведения международных спортивных соревнований (Летние Олимпийские игры 1980 в Москве), и наличие соответствующей мировым стандартам инфраструктуру. И потому проведение таких масштабных спортивных праздников на территории России, как Зимние Олимпийские игры 2014 и Чемпионат Мира по футболу 2018 дали мощный толчок для внутреннего и внешнего развития страны.
Тенденция последних 10 лет показала повышение уровня спортивной системы и профессионального спорта в России. Некоторые виды спорта (плавание, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика, биатлон и т.д.) только в последние несколько лет стали организовывать и продвигать более подробно, масштабно, интересно и профессионально. А значит растёт зрительская аудитория, в т.ч. и международная. Уже можно уверенно говорить, что переориентация ценностей в России произошла - спорт одновременно выполняет социально - нравственные функции и является профессиональной коммерческой деятельностью. Международные спортивные мероприятия приносят финансовую прибыль, которая способствует ещё большему развитию страны. Чемпионат мира по футболу 2018 значительно повысил международный авторитет нашей страны и теперь у нас есть статус профессионалов спортивного менеджмента и гостеприимства. Политика развития государства меняет и отношение граждан России к спорту в целом - открывается всё больше спортивных секций, клубов, команд, сообществ как на любительском, так и на профессиональном уровне.
Обновление инфраструктуры регионов обеспечили россиян хорошими дорогами, мостами, аэропортами, ж/д вокзалами, морскими портами, новыми инженерными сетями и пр. Такая модернизация позволила развивать и предпринимательство в целом - новые рабочие места, качество сервиса, логистика, снабжение, ценообразование и пр.
На сегодняшний день на туристическом рынке России множество предложений для иностранных туристов - разрабатываются новые туристические направления. Однако в основном все программы туров строятся зачастую на культурно - познавательных маршрутах - они похожи друг на друга, отличаются иногда только лишь названиями. Необходимо развивать туры, связанные с активными видами отдыха, спортивными направлениями, основанные в то же время на наших традициях и природных ресурсах.
Не менее важна работа по разработке и внедрению новых информационных технологий в сфере международного спортивного туризма. Они позволят оказывать качественную информационную поддержку иностранным туристам, а также проводить аналитику на всех этапах организации международного спортивного соревнования - изучать социальнодемографические характеристики туристов, выявлять каналы получения ими информации о России, определять основные ресурсов, которые влияют на принятие решений. Новые информационные технологии позволят сформировать коммуникационную стратегию продвижения международного туристического продукта России и понимать целевую аудиторию.
Как показало изучение специфики и уровня международного спортивного туризма, проведение крупных международных спортивных мероприятий - это отличный источник для роста загрузки и дохода объектов инфраструктуры: во время проведения крупных спортивных событий
зарабатывают и гостиницы, и рестораны, и магазины, продающие сувениры и прочую тематическую атрибутику. Всё это в совокупности влияет на всю индустрию туризма в целом. И здесь также не обойтись без профессионального маркетинга и PR - проектов как со стороны государства, так и со стороны представителей различных бизнес - направлений.
При этом стоит уделять внимание качественному планированию дальнейшего использования спортивных и туристических объектов после завершения международных соревнований. Ещё на этапе утверждения важно определять их дальнейший потенциал и возможности для российского населения, бизнеса, медицины, спортивной и туристической индустрии. Чтобы, например, такие города как Саранск и Волгоград, не имеющие спортивных команд ТОП - уровня, имели возможность развивать свой регион благодаря новым объектам, а не вести сложные процессы в эксплуатации огромных площадей.
Не менее значим и кадровый состав, обслуживающий международные спортивные события. Именно они поддерживают бизнес - атмосферу и имидж страны в глазах иностранных туристов и болельщиков. А значит необходимо разрабатывать программы обучения, адаптации и развития персонала в долгосрочной перспективе, обеспечивать уже квалифицированных специалистов работой, давать им возможность для профессионального роста.
Таким образом, актуальность изучения международного спортивного туризма в России усиливается в связи с ее недостаточной исследованностью. Наша страна доказала свои возможности как организатор крупных международных спортивных событий. Но этом при остаются направления, которые требуют доработки для повышения качества туристического сервиса.
Международный спортивный туризм, подкрепленный профессиональным спортивным и туристическим менеджментом привлекает большие деньги в экономику региона и вызывает ещё больший интерес мирового сообщества к Российской Федерации.
Впереди новые задачи - активное продвижение России на международном спортивном и туристическом рынке, привлечение инвесторов для реализации масштабных проектов в сфере международного туризма, организация и продвижение социально - спортивных мероприятий для туристов, в т.ч. зарубежных.
Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 3 мая 2012) // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12462/ (Дата
обращения: 23.10.2018)
2. «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ (ред. от 3 июля 2016) // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200851#0 (Дата обращения: 23.10.2018)
3. Алексеева О.В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона/ О.В. Алексеева - М: Аграф, 2012. - 247 с.
4. Бабаков А.В. Спорт. Политика. Финансы. Маркетинг/ Орлов А.В. - Палеотип,
2014. - 26 с.
5. Биржаков М. Б. Проблемы регионального планирования туризма. Туризм в крупных городах/ М.Б. Биржаков. - СПб.: Невский фонд, 2009. - 544 с.
6. Гуреева Е.А. Оценка экономического эффекта от проведения крупных спортивных соревнований/И.В. Солнцев. - Sciense, 2015. - 130 с.
7. Донских С.В. Событийный туризм/С.В. Донских. - Учебно-методическое пособие, 2016. - 113 с.
8. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: Организация деятельности/ Е.Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 240 с.
9. Качмарек Я. Туристический продукт: замысел, организация, управление/ Б. Влодарчик. - ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с.
10. Квартальнов В. А. Туризм. Финансы и статистика/ В.А. Квартальнов. - М.:Финансовая академия, 2013. - 320 с.
11. Лакомов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму/ Е.Ф. Лакомов. - М: Современная книга, 2013. - 28 с.
12. Мэттью Н. Спортивный менеджмент: принципы и применение/ Х. Рассел. - Рид Медиа , 2013. - 352 с.
13. Орлов А.В. Спорт. Глобальное и государственное управление. Менеджмент. Маркетинг/А.В. Бабаков. - Палеотип, 2013. - 26 с.
14. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта/ А.В. Починкин. - Учебное пособие, 2016. - 490 с.
15. Снегирев И. М. Массовые события в Татарстане / И. М. Снегирев. - М: Советская Россия, 2012. - 80 с.
16. Степанова О.Н. Маркетинговые коммуникации в деятельности физкультурно-спортивных мероприятий/ О.Н. Степанова. - Учебное пособие,
2012. - 60 с.
17. Филиппов С.С. Менеджмент физической культуры и спорта/ С.С. Филиппов. - 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата, 2017. - 242 с.
18. Чедвик С. Маркетинг спорта/ Д. Бич. - Альпина Паблишерз, 2010. - 990 с.
19. Аксянов А.С. Спорт в системе современных международных отношений /
А.С. Аксянов// Сборник научных трудов по итогам международной научнопрактической конференции, 2015. - С. 9.
20. Алексеева О.В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона / О.В. Алексеева // диссертация кандидата экономических наук. - Москва: Российская международная академия туризма, 2012. - С. 10-20.
21. Артеменко О.Н. Особенности и проблемы планирования развития туризма
Республики Татарстан / О.Н. Артеменко // Казанский экономический вестник, Выпуск №6 - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет,
2013. - С.60-74.
22. Артемьев А.В. Туристический рынок Республики Татарстан: состояние и перспективы развития / А.В. Артемьев [и др.] // - Казань: ООО «Алекспресс»,
2013. - С. 200-202.
23. Бадртдинова А.А. Эволюция экономических программ организации и проведения Олимпийских игр современности / А.А. Бадртдинова// Научная статья. - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 2015. - С. 91-98.
24. Белецкая Е.А. Специфика событийного туризма как сегмента регионального рынка туристических услуг/ Науковедение, 2016г. - С. 3-4
25. Бердникова О.А. Основные факторы, влияющие на развитие туризма в Республике Татарстан / О.А. Бердникова, С.Е. // Путеводитель предпринимателя. - Москва: Российская академия предпринимательства, 2013. - С. 30-50.
26. Бизимова И.Н. Событийный туризм как особый вид туризма/Т.Ю. Анисимов//Науковедение, 2015. - С. 2-4.
27. Богатырев А.И. Событийный туризм в системе геобрендинга/ И.Г. Зеленцова// Сборник статей УРФУ,2012г. - С. 13-16
28. Бондаренко М.П. Подготовка спортивных менеджеров/ Ю.А. Зубарев//Вестник РМАТ, С. 118-120
29. Булгагина С.В. Совершенствование рекламных туристической фирмы / И.А. Кургузикова// Сборник статей ВНПК, 2014. - С.4-8
30. Булгагина С.В. Маркетинговые исследования/ С.В. Булгагина// Экономический вестник, 2012. - С. 195 - 196
31. Варивода Е.С. Создание ресурсной базы расширение сектора гостиничных услуг в регионе/ Т.Е. Лебедева// Вестник Университета, 2014. - С. 12
32. Винник А.В. Организация международных спортивных мероприятий: историко-политический аспект /А.В. Винник// Сборник статей участников III международной научно-практической конференции, 2014. - С. 17-21
33. Власова Т.И., Событийный туризм - эффективный антикризисный инструмент привлечения туристских потоков в регион/А.В. Алейников// Вестник национальной академии туризма, 2015. - С. 38-40
34. Воинов Д.Е. Типологизация влияния политики на современные Олимпийские игры / Д.Е. Воинов// Журнал социологии и социальной антропологии, 2013. - С. 81, 105
35. Габдурахманова Н.Н. Актуальные вопросы развития туризма в Республике Татарстан / Н.Н. Габдурахманова // Наука и образование в жизни современного общества. - Тамбов: ООО Консалтинговая компания Юком, 2013. - С.20-32.
36. Галкин В.В. Экономика футбольных соревнований/В.В. Галкин// Лекционный материал, 2016. - С. 2-10
37. Генусов Б.Л. Экономический эффект от организации и проведения крупных международных спортивных соревнований/ Б.Л. Генусов//СПбГУЭФ, 2010. - С.
2- 4
38. Громова Л.А. Менеджмент в спорте/ В.В. Тимченко// Научная статья. - РГПУ, 2012. - С. 3-5