Введение 3
Глава 1. Узбекистан и Россия в XXI веке: новая глава во
взаимоотношениях двух стран
1.1. Роль и интересы России в Центральной Азии
10
1.2. Эволюция во взаимоотношениях Узбекистана и России 18
Глава 2. Узбекистан и Китай - расширение торгово-экономического сотрудничества
2.1. Геополитические интересы Китая в Центральной
Азии 27
2.2. Политические и экономические аспекты
взаимоотношений Узбекистана и Китая 34
Глава 3. Динамика взаимоотношений Узбекистана и США в начале
XXI века
3.1. Стратегические интересы США в Центральноазиатском
регионе 45
3.2. Особенности взаимоотношений Узбекистана и США....49
Заключение
Список использованных источников и литературы
Постановка проблемы. Республика Узбекистан имеет важное стратегическое местоположение, она расположена в самом сердце Центральной Азии и граничит со всеми другими республиками региона (ЦАР) и Афганистаном. Узбекистан не имеет выхода к морю, однако он пытается превратить свой не имеющий выхода к морю статус из недостатка в преимущество, путем создания транснациональной железнодорожной и автомобильной связи с другими региональными державами. Страна может потенциально выступать в качестве транзитного канала в региональных, трансрегиональных и трансконтинентальных сетях. Это делает Узбекистан важным для развития китайского проекта «Один пояс, один путь» или Международного транзитного коридора «Север-Юг» (ИНТК), предусмотренного Индией, Ираном и Россией.
Во-вторых, Узбекистан является второй по величине экономикой региона. Это самая густонаселенная страна в Центральной Азии с населением порядка 32 миллионов человек. Почти половина населения Центральной Азии проживает в Узбекистане. Поэтому он является крупнейшим рынком в регионе. В Узбекистане имеются большие объемы природных ресурсов, таких как нефть, природный газ, уран, медь, серебро и золото. Его внушительные запасы газа и урана могут сыграть значительную роль в повышении энергетической безопасности в регионе, особенно в таких странах -энергопотребителях, как Индия и Китай.
В-третьих, Узбекистан, как и другие страны региона, столкнулся с угрозами терроризма и радикализации. Вскоре после обретения независимости такие организации, как Хизбут Тахрир, а также Исламское движение Узбекистана (ИДУ), являющаяся выходцем из региона Ферганской долины, бросили вызов светскому режиму Узбекистана. Узбекский режим
смог успешно устранить эту угрозу в 1990-х годах. Однако близость к нестабильному Афганистану сделало Узбекистан уязвимым для негативного влияния по всей границе.
После обретения независимости Узбекистан принял независимую внешнюю политику, основанную на национальных интересах, и поддерживал равноудаленность от всех основных держав. Узбекистан поддержал силы США и НАТО во время афганской войны и разрешил открытие в 2001 году американской авиабазы в Карши-Ханабаде. Эта база была закрыта в 2005 году, поскольку отношения Узбекистана с Западом испортились после Андижанских событий. В концепции внешней политики Узбекистана 2012 года подчеркивается, что на территории Республики не допускается присутствие военных баз иностранных государств . Он также исключил членство в военных союзах, участие в международных миротворческих миссиях и роль посредника в международных конфликтах. После принятия данной концепции Узбекистан отказался от участия в возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Подобный шаг Узбекистана нанес удар по его отношениям с Россией, которая традиционно играла роль покровителя Центральноазиатского региона. Тем не менее, это положительно сказалось на взаимоотношениях Узбекистана с Китаем, поскольку последний мог уверенно выдвигать свою экономическую повестку дня без применения каких-либо военных проектов в своих двусторонних связях с Узбекистаном.
Узбекистан стремился сбалансировать российские региональные амбиции и военную мощь, растущее социально-экономическое присутствие Китая и неопределенность в отношении правительства США, поддерживающего свое присутствие в Центральной Азии. Отношения Узбекистана с Россией и Китаем растут экономически, но ограничены в сфере безопасности. Узбекистан воздержался от присоединения к московским структурам, с энтузиазмом преследуя возможности в рамках инициатив Пекина в Шелковом пути. Связи Ташкента с Вашингтоном никогда не были столь обширными, как надеялись в Узбекистане, но узбекские лидеры ожидают, что их новые реформы, приверженность борьбе с терроризмом и сбалансированные отношения с Пекином и Москвой окажутся привлекательными для Вашингтона.
В этой связи актуальность темы исследования определяется влиянием международного сотрудничества Республики Узбекистан с ведущими участниками «Новой Большой игры» (Россией, Китаем и США) на развитие региона. Научное осмысление складывающихся взаимоотношений Узбекистана с ведущими государствами мира в обеспечении стабильности в регионе имеет весьма важное значение как в научно-исследовательском, так и в практическом плане.
Степень изученности темы исследования достаточно велика. В ходе исследования были проанализированы многие отечественные и зарубежные работы.
Известные узбекистанские и центрально-азиатские эксперты представили свое видение ситуации. Среди них можно назвать таких представителей научной публицистики, как Б.И. Эргашев , Б. Шарифов , С. Шерматова , М. Рахимов , М. Шукурзода .
Российские эксперты в своих работах анализируют достаточно широкий спектр вопросов, связанных с политическими процессами в
Центральной Азии, среди них можно выделить: К.Е. Мещеряков , Г.А. Рудов , Е. Ионова , А.В. Белоглазов .
Работы зарубежных исследователей помогли дополнить картину касающейся роли стран Центрально-Азиатского региона в мировой политике. Весьма интересны исследования ученых стран Азии, Европы и Америки: А. Питерсэн , М. Ларуэль , Р. Мэнон , З. Бзежинский , С. Шпехлер . Среди подобных трудов представляется интересной работа Марты Брилл Олкотт «Второй шанс Центральной Азии» , в которой описываются события в Центральной Азии после 11 сентября 2001 года. Также пристальное внимание представляет собой работа Румера Е., Тренина Д., Чжао Хуашэна «Центральная Азия: взгляд из Вашингтона, Москвы и Пекина» , где ученые выясняют какие перспективы у каждого «игрока» «Новой Большой игры», и то насколько данный регион важен для них.
Цель данного исследования - изучение основных направлений двустороннего сотрудничества Республики Узбекистан с ведущими странами мира (Россия, Китай, США) по вопросам безопасности, политического и экономического сотрудничества, а также анализ ее роли и места в контексте «Новой Большой игры» в Центральной Азии.
Данная цель достигается изучением следующих задач:
- выявить геополитические особенности Центральной Азии, вызывающие повышенный интерес мировых и региональных акторов и их стремление к сотрудничеству со странами региона
- изучить особенности и геополитические факторы в международных отношениях Центральной Азии;
- проследить процесс развития межгосударственных отношений Республики Узбекистан с ведущими державами мира - Россией, Китаем, США.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2001 по 2017 гг. Первая дата характеризуется новым этапом во внешней политике Республики Узбекистан. Конечная дата объясняется тем, что это последний полный год на момент написания данной работы.
При написании дипломной работы мы пользовались такими методами исследования как: анализ, синтез, сравнение, обобщение и исторический метод.
Географические рамки исследования охватывают регион
Центральной Азии.
Объектом исследования являются двусторонние и
многосторонние отношения Республики Узбекистан в контексте взаимосвязи региональных и глобальных процессов.
Предметом исследования служат особенности взаимоотношений Узбекистана с ведущими государствами мира.
Источниковую базу исследования составили различные по характеру документы и материалы. Их можно разделить на две группы.
В первую группу входят информационные сообщения и текущие архивы МИД Узбекистана, соглашения и договоры, заключенные по итогам двусторонних и многосторонних встреч представителей государств, концепции внешней политики, стратегии национальной безопасности, а также заявления глав и представителей иностранных государств .
Во вторую группу входят новостные материалы СМИ Узбекистана, а также иностранных информационных агентств .
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что положения исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения этой проблемы, а также в процессе преподавания дисциплин связанных с международными отношениями.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является первым комплексным исследованием, раскрывающим место и роль Узбекистана в контексте «Новой Большой игры», ведущейся Россией, Китаем и США. На основе системного анализа национальных и региональных аспектов изучены особенности двусторонних отношений Узбекистана с ведущими государствами мира, а также выявлены геополитические интересы «игроков» в Центральноазиатском регионе.
Структура работы: данная дипломная работа
состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы. В первой главе рассматриваются многостороннее сотрудничество Узбекистана с Россией. Во второй главе речь идет о политических и экономических аспектах взаимоотношений Узбекистана и Китая в XXI веке. Третья глава содержит информацию об особенностях взаимоотношений Узбекистана и США в начале XXI века. В начале каждой приведенной главы рассматриваются геополитические интересы ведущих держав в ЦАР.
Роль Узбекистана в региональной подсистеме международных отношений достаточно велика. Он находится в эпицентре центральноазиатского региона и граничит со всеми его государствами. Узбекистан призван быть локомотивом регионального сотрудничества в Центральной Азии. Это ключевое государство, от которого в решающей степени зависит геополитическая ситуация и обеспечение стабильности в регионе.
Международные отношения XXI века, в целом, характеризуются фундаментальными изменениями и существенными трансформациями. Эти процессы не обошли стороной Центральную Азию, где Узбекистан, как и другие страны СНГ, также соприкоснулся со всеми реалиями и сложностями мировой политики. Узбекистан является ключевым государством региона, который обладает стратегически важными ресурсами, богатым демографическим и экономическим потенциалом, и именно поэтому относится к числу приоритетов геостратегических несовпадающих интересов, ведущих мировых и региональных держав - США, России, Китая.
Республикой Узбекистан были налажены тесные контакты с США, Россией, Китаем в широких сферах дипломатического, политического, экономического и культурного сотрудничества. На протяжении более двух десятилетий Россия, США и Китай декларировали свое решение оказывать всестороннюю поддержку в установлении мира и стабильности в Центральной Азии и способствовать развитию регионального
сотрудничества. Их декларация, бесспорно, приветствуется в центральноазиатских странах, однако между основными нерегиональными «игроками» имеются некоторые противоречия в оценке, стратегии и подходах к региону. Несмотря на то, что Россия,
Китай и Соединенные Штаты в значительной степени влияют на вопросы региональной безопасности Центральной Азии, они не имеют возможности полностью диктовать свои условия, в роли империалистических правителей, как это было столетие назад. Пять независимых постсоветских государств не могут тягаться с Россией, Китаем или США с точки зрения экономической или военной мощи, но, тем не менее, они заставляют великие державы играть по «местным правилам» - правилам, которые определяются местной спецификой, включая внутреннюю политику стран региона и характер среднеазиатского общества. С точки зрения стран Центральной Азии, для России, Китая и США оптимальным должно быть тесное сотрудничество в регионе, основанное на двухсторонних и многосторонних отношениях, т.е. трансформировать контрактационные варианты отношений кооперационными. И.А. Каримов предпочитал осуществлять
многовекторную внешнюю политику, и поэтому он не хотел так глубоко интегрироваться с одним из ведущих «игроков» в регионе. Благодаря этой политике он всегда мог выбрать лучшего партнера для сотрудничества в
соответствии с национальными интересами страны и текущей ситуацией в регионе. Главная польза заключается в том, что Узбекистан не попал в какую-либо сферу влияния после обретения независимости и смог использовать свою привлекательность для улучшения своих позиций, особенно после 2001 года. В результате этой политики даже Россия оказала лишь ограниченное влияние на Узбекистан, потому что правительство во главе с И.А. Каримовым всегда могло обратиться за поддержкой к другому внешнеполитическому актору. Узбекистанско-российские
отношения, несмотря на наличие разногласий в позициях и оценках, достаточно прагматично развивались в области многостороннего сотрудничества. Невзирая на экономические проблемы, Москва сохраняет свое политическое влияние в Центральной Азии на самом высоком уровне, и американцам придется приспособиться к этому. Этот уровень во многом обеспечивается личным влиянием президента России Владимира Путина на лидеров Центральной Азии. Кроме того, фактор военного превосходства России в Центральной Азии никуда не уходил. Россия рассматривает Узбекистан как стратегически важное государство и поэтому осуществляет активную внешнюю политику в отношении этой страны. Узбекистан и Китай не имеют принципиальных различий (военно-политических, идеологических или религиозных). Так называемая «мягкая сила», используемая в развитии узбекско-китайских отношений, основана на главном принципе: уважение и взаимопонимание друг друга. Если этот принцип продолжит доминировать, то отношения двух стран будут продолжать развиваться. Вместе с тем крайне важно, чтобы двусторонние и многосторонние соглашения активно осуществлялись и расширялся спектр сотрудничества между этими странами. Тесное сотрудничество между Китаем и Узбекистаном, а также между Китаем и Центральной Азией в целом, важно не только для взаимного экономического развития, но и для международных связей в Евразии.
Что касается взаимоотношений США и Узбекистана, то обе
страны сомневаются друг в друге. Есть только одна причина, по которой частично улучшаются отношения: геополитическое положение Узбекистана. Учитывая события после 11 сентября, можно предположить, что фундаменталистские действия и проблемы безопасности, такие как терроризм в регионе, имеющие корни в Афганистане, будут являться основными факторами, определяющими форму отношений между США и Узбекистаном в долгосрочной перспективе. В целом, партнерство между Соединенными Штатами и Республикой Узбекистан не имеет прочной основы и, скорее всего, носит временный характер. Однако на данный момент мы видим, как интересы двух стран в целом совпадают, и оба государства используют это. США нуждаются в надежном партнере в регионе с более или менее независимой внешней политикой. В настоящее время данной страной является Узбекистан, который может находиться на достаточном расстоянии от других акторов в регионе. С приходом
к власти президента Ш.М. Мирзиёева Узбекистан начал пересмотр своего внешнеполитического курса. Судя по всему, Ташкент настроен проводить более активный курс на региональной арене, нацеливаясь, вероятно, на лидерство. Между Москвой и
Ташкентом расширилось сотрудничество в области продажи оружия, военных учений и региональной дипломатии. Тем не менее, правительство Узбекистана продолжило политику И.А. Каримова относительно членства в отношении ЕАЭС и ОДКБ. Хорошие экономические связи, сложившиеся между Узбекистаном и Китаем при И.А. Каримове, расширились под руководством Ш.М. Мирзиеева, который стремится к тому, чтобы Узбекистан занял видную роль в экономическом проекте Пекина «Один пояс, один путь». Узбекские чиновники хотят расширить экономические связи с Соединенными Штатами, а также обеспечить поддержку США внутренним реформам, успех которых сделает Узбекистан более привлекательным партнером для бизнеса и дипломатии США.
Подводя итог, следует отметить, что внешнеполитическая стратегия
Узбекистана по поддержанию равноудаленности от основных субъектов в регионе весьма успешна. В настоящий момент ясно: в регионе идут весьма существенные перемены, и уже в ближайшем будущем Узбекистану предстоит играть здесь очень важную роль. Кроме того эти перемены способны ослабить изоляционизм, который был присущ внешней политике Узбекистана, и сделать его важным игроком в «Новой большой игре», ведущейся Россией, Китаем и США за влияние в сердце Евразии.
1. Белоглазов А. В. Формирование политики России в Центральной Азии/. - Казань: Казан. ун-т, 2011. - 358 с.
2. Ионова, Е. Развитие российско-узбекских отношений/ Е. Ионова // Россия и мусульманский мир. - 2012. - № 1. - С.66-72.
3. Мещеряков К.Е. Российско-узбекские межгосударственные отношения: основные тенденции и проблемы развития. Спб.,2008; Мещеряков К.Е. Российско-узбекские отношения в 2008-2012 годах: тенденции и проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1.
4. Рахимов. М. Международное сотрудничество Узбекистана в контексте обеспечения стабильности и устойчивого развития в Центральной Азии Отв. Рек. А.Саидов, Р.Абдуллаев. Изд. «Tangi Nashr». Т. 2011. стр. 230.
5. Рудов, Г. А. Россия - Узбекистан: сотрудничество в интересах мира и процветания/ Г. Рудов // Обозреватель-Observer. - 2012. - № 4. - С.36-
42. - Библиогр. в примеч.
6. Шарифов, Б. Не проиграть Центральную Азию/ Б. Шарифов //Эксперт. - 2012. - № 39. - С.78-81.
7. Шерматова, С. Москва и Ташкент: причины "особых" затруднений/ С. Шерматова // Вестник аналитики. - 2009. - № 3. - С.42-46.
8. Шукурзода М. Хронология американо-узбекских отношений 1992
2012. Изд. «Niso poligraf». Ташкент, 2012. - 224 с.
9. Эргашев Б.И. Политика Узбекистана в отношении Афганистана в контексте обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии // Вызовы безопасности в Центральной Азии. М., ИМЭМО РАН,
2013.
10. Bhadrakumar, M. K. (2010) “A Russian-Uzbek challenge to the US”. Asia Times, 23 April 2010.
11. Campbell I, Wheeler T, Attree L, Butler DM and Mariani B, China and Conflict-Affected States - Between Principle and Pragmatism, Saferworld,
2012, pp 8-12.
12. China’s Central Asia Problem, Asia Report No 244, International Crisis Group, 27 February 2013, p 11.
13. Dina.Roma. Spechler, Martin.C.Spechler, “Uzbekistan Amonng the Great Powers”, Communist and Post-Communist Studies, 42 (3), 2009, p.368.
14. Doyon J, Strengthening the SCO in The New Great Game in Central Asia, European Council on Foreign Relations, September 2011, p 3.
15. Erhan, “ABD’nin Orta Asya Politikalari ve 11 Eylul sonrasi Agilimlari,” p.
31.
16. Government of the People’s Republic of China, White Paper on China’s Peaceful Development (2011), p 3.
17.irfan Ulku, Moskova’yla islam Arasinda Orta Asya, (Istanbul: Kum Saati, 2002), p. 14.
18. Laruelle, M and Peyrouse S, China as a Neighbour: Central Asian Perspectives and Strategies, Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program, a Joint Center affiliated with Johns Hopkins University’s School of Advanced International Studies and the Institute for Security and Development Policy, p.14.
19. Laruelle M (2009), “Russia in Central Asia: Old history, new challenges”, EUCAM, September 2009.
20. Lu G, Troubles in Kyrgyzstan: what action should the Shanghai Cooperation Organization take?, Lianhe Zaobao Wang, June 2010, quoted in European Council on Foreign Relations, op cit p 11.
21. Menon R. Introduction. Central Asia in the twenty-first century. - P. 3-17.
22. Mohammad-Reza Djalili, Thierry Kellner, Yeni Orta Asya Jeopolitigi, SSCB’nin Bitiminden 11 Eylul Sonrasina, Translated in to Turkish by Re§at Uzmen, (istanbul: Bilge Kultur Sanat, 2009), pp. 354-355.
23. Mustafa Aydin, “ABD Dunyadan Ne istiyor: ABD’nin Yeni Ulusal Guvenlik Stratejisi ve Di§ Politikasi”, Stradigma, Aylik Strateji ve Analiz E- Dergisi, May 2003, No 4.
24. Nixey J (2012), “The long goodbye: Waning Russian influence in the South Caucasus and Central Asia”, RIIA, June 2012.
25.Olcott M.B. Central Asian second chance. - USA: The Brookings Institutions Press, 2005. - P. 156.
26. Petersen A, quoted by Kucera J in What is China’s Policy Driver in Central Asia? EurasiaNet, 2 January 2013.
27. Rumer E., Trenin D., Zhao Huasheng. Central Asia: Views from Washington, Moscow, and Beijing / Forew. R.Menon. - Armonk (N.Y.); L.: Sharpe, 2007.
28. “Russia’s interests in Central Asia”, Russian International Affairs Council (RIAC), No 10, 2013.
29.Sinitsina I (2012), “Economic cooperation between Russia and Central Asian countries: Trends and outlook”, University of Central Asia Bishkek, Working Paper No 5.
30. Torbakov, Igor (2005) “Russia’s Warming toward Uzbekistan May Damage Relations with the West”. Eurasia Daily Monitor Volume 214.
31. Washington Post. 2002. March 12. - P. 23A.
32. Zbigniev Brzezinski, Buyuk Satrang Tahtasi: ABD’nin Ktiresel Ustunlugu ve Bunun Jeostratejik Gereklilikleri, translated into Turkish by Yelda Turedi, (Istanbul: inkilap, 1997), p. 51.
33. Zdzsislaw Lachowski, “Foreign Military Bases in Eurasia ”, SIPRI Policy Paper, No:18, June (2007), pp. 11-13.
Источники:
1. Закон «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности
Республики Узбекистан» [Электронный ресурс] // URL:
https://mfa.uz/ru/cooperation/ (Дата обращения: 12.03.2018)
2. Концепция внешней политики Российской Федерации (2013) [Электронный ресурс] // URL: http://www.mid.ru/bdomp/brp 4.nsf/e78a4 8070f 128a7b43256999005bcbb3/76389fec168189ed44257b2e0039b16d! OpenDocument (Дата обращения: 12.03.2018)
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/supplement/424
(Дата обращения: 12.03.2018) В Россию едет всё больше мигрантов из стран ЦА [Электронный ресурс] // URL: https://centre1.com/world/v- rossiyu-edet-vsyo-bolshe-migrantov-iz-stran-tsa/ (Дата обращения:
12.03.2018)
4. Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - 2004. - 16 июня. - [Электронный ресурс] // URL:
http://archive.kremlin.ru/interdocs/2004/06/16/0000 type72066 75277.shtm l?type=72066 (Дата обращения: 12.03.2018)
5. Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан// Официальный сайт Президента Российской Федерации. - 2005. - 14 ноября. - [Электронный ресурс] // URL: http://archive.kremlin.ru/interdocs/2005/11/14/1934 type72066 97086.shtm l?type=72066 (Дата обращения: 12.03.2018)
6. Документы, подписанные по итогам визита Президента Республики
Узбекистан Ислама Каримова в Российскую Федерацию // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - 2013. - 15 апреля. [Электронный ресурс] // URL:
http://news.kremlin.ru/ref notes/1439 (Дата обращения: 13.03.2018)
7. Гущин А.В. Визит президента России в Узбекистан // Сайт Российского
Совета по Международным Делам (РСМД). - 2014. - 12 декабря. [Электронный ресурс] // URL: http : //russiancouncil . ru/blogs/rsuh/?
id 4=1580 (Дата обращения: 14.03.2018)
8. Fozil Mashrab, “Uzbekistan and Russia Agree to Reset Bilateral
Ties,” Eurasia Daily Monitor, May 12, 2016,
[Электронный ресурс] // URL:
https://jamestown.org/program/uzbekistan-and-russia-agree-to-reset- bilateral-ties/ (Дата обращения: 14.03.2018)
9. Catherine Putz, “Uzbek President Mirziyoyev Makes State Visit to
Russia,” The Diplomat, April 7, 2017,
[Электронный ресурс] // URL: https://thediplomat.com/2017/04/uzbek- president-mirziyoyev-makes-state-visit-to-russia/ (Дата обращения:
14.03.2018)
10. George Voloshin, “Closer Uzbekistan-Kazakhstan Ties Not Enough to Resolve Broader Regional Woes,” Eurasia Daily Monitor, October 6, 2017 [Электронный ресурс] // URL: https://jamestown.org/program/
closer-uzbekistan- kazakhstan-ties-not-enough-resolve-broader-
regional-woes/ (Дата обращения: 14.03.2018)
11. “Russian company inks deal to build oil refinery in Uzbekistan,” NRGEdge, September 18, 2017, [Электронный ресурс] // URL: https:// www.nrgedge.net/article/1505740369-russian-company-inks-deal-to- build-oil-refinery-in-uzbekistan/ (Дата обращения: 14.03.2018)
12.Shavkat Mirziyoyev, “Beginning of Russian-Uzbekistan Talks in Expanded Format,” Office of the President of Russia, April 5, 2017, [Электронный ресурс] // URL: http://en.kremlin.ru/events/president/ transcripts/54222 (Дата обращения: 14.03.2018);
13. “Uzbekistan, Russia Sign Agreements, Contracts Worth $3.5Bln -
Foreign Ministry,” Sputnik, April 4, 2017
[Электронный ресурс] // URL:
https://sputniknews.com/world/201704041052263856-uzbekistan- russia-contracts/ (Дата обращения: 14.03.2018)
14. Kamila Aliyeva, “Russia to create “green corridor” for textiles from
Uzbekistan,” AzerNews, October 4, 2017,
[Электронный ресурс] // URL: https://www.azernews.az/region/11996 0.html/ (Дата обращения: 14.03.2018) ;
15. Fozil Mashrab, “Russia Tacitly Entices Uzbekistan With Benefits of EEU, CSTO Membership,” Eurasia Daily Monitor, November 17, 2017,
[Электронный ресурс] // URL: https://jamestown.org/program/russia- tacitly-entices-uzbekistan-benefits-eeu-csto- membership (Дата обращения: 14.03.2018)
16. “Узбекистан и Россия скооперируются в промышленности,” Gazeta,
October 3, 2017
[Электронный ресурс] // URL: https://www.gazeta.uz/ru/2017/10/03/indust гу/(Дата обращения: 16.03.2018)
17. Fozil Mashrab, “Uzbekistan Turns to Russia in Search of Modern
Weapons,” Eurasia Daily Monitor, February 15, 2017
[Электронный ресурс] // URL: https://jamestown.org/program/uzbekist an-turns-russia-search-modern- weapons/ (Дата обращения:
16.03.2018)
18. John C. K. Daly, “Russia and Uzbekistan Hold First Joint-Military
Exercise in 12 Years, Plan Further Cooperation,” Eurasia Daily Monitor, October 3, 2017
[Электронный ресурс] // URL: https://jamestown.org/program/russia- and-uzbekistan-hold-first-joint-military-exercise-in-12-years-plan- further-cooperation. (Дата обращения: 16.03.2018)
19. “Uzbek President Orders Consulate to Be Established In St.
Petersburg,” RFE/RL, July 20, 2017,
[Электронный ресурс] // URL: https://www.rferl.org/a7uzbek- petersburg-consulate-petersburg/28628773.html. (Дата обращения:
16.03.2018)
20. “Russian Relations with Uzbekistan Reach Strategic Level of Cooperation - Putin,” Sputnik, March 20, 2017, [Электронный ресурс] // URL: https://sputniknews.com/politics/2017032 01051761613-russia-uzbekistan-putin/ (Дата обращения: 16.03.2018)
21. Institute for War and Peace Reporting (2012) “Uzbeks Seek Stronger Security Ties With US”. Institute for War and Peace Reporting. [Электронный ресурс] // URL: http://iwpr.net/report-news/uzbeks-seek- stronger-security-ties-us (Дата обращения: 16.03.2018)
22. UzNews (2012) “Putin’s return to power will bring few surprises for
Tashkent”. UzNews, 6 March 2012. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.uznews . net/news single . php ? nid=19255 (Дата обращения:
16.03.2018)
23. Feffer, John (2006) “Central Asia between Competition and Cooperation”.
Foreign Policy in Focus.
[Электронный ресурс] // URL: http://www.fpif.org/articles/central_asia_be tween_competition_and_cooperation (Дата обращения: 16.03.2018)
24. Akhmadov, Erkin (2009) “Medvedev Visits Tashkent: A thaw in Russian- Uzbek Relations?”, Central Asia-Caucasus Institut. [Электронный ресурс] // URL: http://www.cacianalyst.org/?q=node/5029 (Дата обращения: 19.03.2018)
25. Radio Free Europe (2005) “GUUAM Reacts To Uzbek Withdrawal”. Radio
Free Europe. 7 May 2005.
[Электронный ресурс] // URL: http://www.rferl.org/content/article/ 1058766.html (Дата обращения: 19.03.2018)
26. Tolipov, Farkhod (2006) “Uzbekistan and Russi: Alliance Against a Mythic
ftreat”. Central Asia-Caucasus Institut.
[Электронный ресурс] // URL: http://www.cacianalyst.org/?q=node/3664 (Дата обращения: 19.03.2018)
27. Towards New Glory of the Silk Road, Speech by H.E. Wen Jiabao, Premier of the State Council of the People’s Republic of China at the Opening Session of the Second China-Eurasia Expo at the China-Eurasia Economic Development Forum, Urumqi, 2 September 2012.
28. Xinhua, Xi proposes a ‘new Silk Road’ with Central Asia, 8 September 2013,
[Электронный ресурс] // URL: www.chinadaily.com.cn/sunday/2013- 09/08/content 16952160.htm (Дата обращения: 22.03.2018)
29. Reuters, Chinese President Hu Jintao said on Thursday that Beijing will
offer USD 10bn in loans to the member states of the Shanghai Cooperation Organisation, 6 June 2012,
[Электронный ресурс] // URL: www.reuters.com/article/2012/06/07/us- china-sco-loansidUSBRE85602920120607 (Дата обращения: 22.03.2018)
30. University of Nebraska-Lincoln, Confucius Institutes Around the Globe, [Электронный ресурс] // URL: http://confuciusinstitute.unl.edu/institutes.s html (Дата обращения: 22.03.2018)
31. Continuing to Promote the Noble Cause of Peace and Development of
Mankind, in Report of Hu Jintao to the 18th CPC National Congress, 16 November 2012,
[Электронный ресурс] // URL: www.china.org.cn/china/18th cpc congres s/2012-11/16/content 27137540 11.html (Дата обращения: 22.03.2018)
32. Nathan A, Principles of China’s Foreign Policy, Asia for Educators,
Columbia University 2009,
[Электронный ресурс] // URL: http://afe.easia.columbia.edu/ special/china_1950_forpol_principles.htm (Дата обращения: 22.03.2018)
33. Си Цзиньпин встретился с президентом Узбекистана Исламом
Каримовым [Электронный ресурс] // URL:
http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1075462.shtml (Дата обращения:
22.03.2018)
34. Ислам Каримов и Си Цзиньпин провели переговоры в Ташкенте
[Электронный ресурс] // URL: https://www.uzdaily.uz/articles-id-
28970.htm (Дата обращения: 22.03.2018)
35. Индию и Пакистан приняли в ШОС [Электронный ресурс] // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4326160 (Дата обращения:
22.03.2018)
36. В 2016 году доход Узбекистана от экспорта газа в Китай составил
$602,29 млн [Электронный ресурс] // URL:
http://kommersant.uz/news/dohod-ot-eksporta-gaza-v-kitaj (Дата
обращения: 23.03.2018)
37. Китай выделит Узбекистану $ 2,7 млрд [Электронный ресурс] // URL: https://www.gazeta.uz/ru/2016/06/30/china/ (Дата обращения: 23.03.2018)
38. Китай построил в Узбекистане самый длинный железнодорожный тоннель в Центральной Азии [Электронный ресурс] // URL:
http://russian.cctv.com/2016/06/23/VIDEo60kQMQ2fOB5r8YQDeXA1606
23. shtml (Дата обращения: 23.03.2018)
39. В Узбекистане открылся второй «Институт Конфуция» [Электронный ресурс] // URL: https://regnum.ru/news/1872801.html (Дата обращения: 23.03.2018)
40. “Узбекистан и Китай подписали 105 соглашений на сумму около
$23 млрд,” Regnum, May 14, 2017,
[Электронный ресурс] // URL: https://regnum.ru/news/2274485.html: (Дата обращения: 23.03.2018)
41.Shavkat Mirziyoyev, “Remarks by Shavkat Mirziyoyev at Leaders’ Roundtable Summit at Belt and Road Forum,” The Tashkent Times, [Электронный ресурс] // URL: http://tashkenttimes.uz/world/928-shavkat- mirziyoyev-s- speech-at-leaders-roundtable-summit-at-belt-and-road-forum. (Дата обращения: 23.03.2018)
42. “China’s “Soft Power” in Uzbekistan,” EurAsia Daily, May 11, 2017, [Электронный ресурс] // URL: https://eadaily.com/en/news/2017/05/11/ chinas-soft-power-in-uzbekistan-beijing-turning-into-major- partner. (Дата обращения: 23.03.2018)
43. Декларация о стратегическом партнерстве и основах сотрудничества между Республикой Узбекистан и Соединенными Штатами Америки от 12 марта 2002 года // https://mfa.uz/ru/cooperation/(Дата обращения:
23.03.2018)
44. Беспорядки в Узбекистане [Электронный ресурс] // URL: https://www.gazeta.ru/2005/05/13/box 4570.shtml (Дата обращения:
25.03.2018)
45. Frederick Starr, “Making Eurasia Stable”, Foreign Affairs, 75(1), January/February(1996).
[Электронный ресурс] // URL: http://www. silkroadstudies . org/docs/public ations/OLD/Starr 96.htm (Дата обращения: 25.03.2018)
46. Jim Nichol, “Uzbekistan: Current Developments and U.S. Interests”, CRS Report for Congress,
[Электронный ресурс] // URL: http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/ a486557.pdf, (2004), p. 4. (Дата обращения: 25.03.2018).
47.Sava§ Geng, "The Role of the OECD and NGO’s in Central Asian”, Caucasus Journal of Social Sciences, 2 (2), (2010), pp. 52-55
48. Rouben Azizian, “Central Asia and the United States 2004-2005: Moving
Beyond Counter-Terrorism?”, Asia-Pacific Center for Security Studies, (September 2005)
[Электронный ресурс] // URL: http://www.dtic.mil/cgibin/GetTRDoc? AD=ADA446802 pp. 6-7. (Дата обращения: 25.03.2018)
49. Ezeli Azarkan, “The Relations between Central Asian States and United States, China and Russia within the Framework of the Shanghai Cooperation Organization”, Alternatives, Turkish Journal of International Relations, 3 (8), Fall 2009, p. 16.
50. “Uzbekistan Surprised by EU Move to Extend Sanction”, [Электронный ресурс] // URL: http:www.eurosianet.org/depertments/insig ht/articleseav111406.shtml. (Дата обращения: 25.03.2018)