ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 8
1.1 Коммуникативный метод как база развития речевых навыков 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития монологической
речи на среднем этапе 17
1.3 Особенности проведения метода проектов для развития
монологических навыков 23
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 36
2. 1 Констатирующий этап эксперимента по формированию монологических навыков 36
2.2 Формирующий этап эксперимента по формированию
монологических навыков 44
2.3 Анализ результатов и методические рекомендации 53
Вывод по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 8
1.1 Коммуникативный метод как база развития речевых навыков 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития монологической
речи на среднем этапе 17
1.3 Особенности проведения метода проектов для развития
монологических навыков 23
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 36
2. 1 Констатирующий этап эксперимента по формированию монологических навыков 36
2.2 Формирующий этап эксперимента по формированию
монологических навыков 44
2.3 Анализ результатов и методические рекомендации 53
Вывод по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Современный мир характеризуется глобализацией межличностных и межгосударственных взаимоотношений во всех сферах жизни общества. Открытые границы, тесное взаимодействие, информационная направленность и развитие телекоммуникаций обуславливают также и новые тенденции в обучении иностранным языкам. Именно эти факторы вывели на передний план формирование речевых компетенций, позволяющих ученикам вступать в реальную иноязычную коммуникацию.
Актуальность изучения именно монологического аспекта речевой компетенции через метод проектов определяется, во-первых, недостаточным применением комплексного подхода к методу, в котором ученик умел бы всесторонне развить свои речевые навыки, навыки публичного выступления и представления результатов деятельности, а также проявить личностные качества, а во-вторых, противоречием между недостаточным использованием метода устного представления проекта/ позиции ученика на уроках иностранного языка и увеличением внимания к проектной деятельности, как к форме осуществления и оформления рабочего процесса и форме международного сотрудничества.
Соответственно проблема исследования заключается в попытке повысить у учащихся средних классов уровень сформированности монологических умений и развить культуру презентации и аргументации собственной мысли.
Цель исследования - установить прямую взаимосвязь между развитием презентационных умений, реализуемых в рамках метода проектов, и овладением навыков монологического высказывания.
Объект исследования - процесс формирования монологического речевого умения при обучении иностранному языку на среднем этапе.
Предмет исследования - методика использования метода проектов и подготовительной серии упражнений для развития речевых навыков.
Представленные выше категории следующим образом формируют научную гипотезу настоящего исследования: при активном использовании метода проектов на уроках иностранного языка, включая подготовительные к порождению монологического высказывания упражнения и, учитывая принципы проблемности и ситуативности, используемые в методе проектов, улучшаются навыки монологического высказывания.
Исходя из цели исследования можно определить следующий круг задач:
1) Изучить принципы современного иноязычного образования в рамках коммуникативной направленности обучения, а также психологические и методические характеристики монологического высказывания;
2) Изучить принципы и приемы метода проектов и внедрение настоящих методик на уроке иностранного языка;
3) Разработать систему упражнений, способствующих успешному внедрению и использованию метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе;
4) Апробировать представленную гипотезу в естественной образовательной среде, то есть в школе, посредствам проведения экспериментальной работы;
5) Разработать методические рекомендации для учителей иностранного языка на среднем этапе обучения по использованию метода проектов с целью развития монологических навыков, с учетом данных, полученных при опытной проверке.
Научная новизна исследования заключается в разработке системы упражнений, реализация которых в рамках метода проектов, способна качественно повысить навыки владения монологической речью. Со стороны теоретической новизны работы можно говорить о новом осмыслении значимости устной презентации в качестве самостоятельного этапа по формированию монологических навыков.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения последовательно разработанной серии упражнений, формирующих монологические умения, а также поэтапном использовании формы устной презентации для формирования речевой компетенции и навыков публичного выступления для защиты собственной позиции или представления результатов проекта.
К используемым в работе методам исследования относятся:
- анализ психологи-педагогических, методических, лингвистических и других источников;
- синтез и систематизация полученной информации;
- методический эксперимент по формированию навыков монологической речи в рамках метода проектов;
- анкетирование учащихся на предмет направленности к получению знаний;
- педагогическое наблюдение за динамикой развития монологических навыков в ходе эксперимента;
- статистический анализ полученных данных;
- опрос и контрольно-измерительные работы учащихся с целью определения эффективности эксперимента по формированию навыков монологической речи.
Работа состоит из двух глав. В первой главе изложены теоретические принципы современного образовательного процесса, обоснована необходимость производить обучение по формированию монологической речи в рамках коммуникативной направленности. Также даётся теоретическое обоснование использования метода проектов и психологи- педагогическая характеристика учеников средней школы, в особенности развития у них навыков монологической речи. Во второй главе описываются констатирующий и формирующий этап эксперимента по формированию монологических навыков путём использования метода проектов, на основе разработанной системы упражнений и акцентном использовании устной презентации как показателя сформированности ожидаемых навыков.
Список литературы включает 56 источников. Работа сопровождается девятью приложениями.
Актуальность изучения именно монологического аспекта речевой компетенции через метод проектов определяется, во-первых, недостаточным применением комплексного подхода к методу, в котором ученик умел бы всесторонне развить свои речевые навыки, навыки публичного выступления и представления результатов деятельности, а также проявить личностные качества, а во-вторых, противоречием между недостаточным использованием метода устного представления проекта/ позиции ученика на уроках иностранного языка и увеличением внимания к проектной деятельности, как к форме осуществления и оформления рабочего процесса и форме международного сотрудничества.
Соответственно проблема исследования заключается в попытке повысить у учащихся средних классов уровень сформированности монологических умений и развить культуру презентации и аргументации собственной мысли.
Цель исследования - установить прямую взаимосвязь между развитием презентационных умений, реализуемых в рамках метода проектов, и овладением навыков монологического высказывания.
Объект исследования - процесс формирования монологического речевого умения при обучении иностранному языку на среднем этапе.
Предмет исследования - методика использования метода проектов и подготовительной серии упражнений для развития речевых навыков.
Представленные выше категории следующим образом формируют научную гипотезу настоящего исследования: при активном использовании метода проектов на уроках иностранного языка, включая подготовительные к порождению монологического высказывания упражнения и, учитывая принципы проблемности и ситуативности, используемые в методе проектов, улучшаются навыки монологического высказывания.
Исходя из цели исследования можно определить следующий круг задач:
1) Изучить принципы современного иноязычного образования в рамках коммуникативной направленности обучения, а также психологические и методические характеристики монологического высказывания;
2) Изучить принципы и приемы метода проектов и внедрение настоящих методик на уроке иностранного языка;
3) Разработать систему упражнений, способствующих успешному внедрению и использованию метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе;
4) Апробировать представленную гипотезу в естественной образовательной среде, то есть в школе, посредствам проведения экспериментальной работы;
5) Разработать методические рекомендации для учителей иностранного языка на среднем этапе обучения по использованию метода проектов с целью развития монологических навыков, с учетом данных, полученных при опытной проверке.
Научная новизна исследования заключается в разработке системы упражнений, реализация которых в рамках метода проектов, способна качественно повысить навыки владения монологической речью. Со стороны теоретической новизны работы можно говорить о новом осмыслении значимости устной презентации в качестве самостоятельного этапа по формированию монологических навыков.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения последовательно разработанной серии упражнений, формирующих монологические умения, а также поэтапном использовании формы устной презентации для формирования речевой компетенции и навыков публичного выступления для защиты собственной позиции или представления результатов проекта.
К используемым в работе методам исследования относятся:
- анализ психологи-педагогических, методических, лингвистических и других источников;
- синтез и систематизация полученной информации;
- методический эксперимент по формированию навыков монологической речи в рамках метода проектов;
- анкетирование учащихся на предмет направленности к получению знаний;
- педагогическое наблюдение за динамикой развития монологических навыков в ходе эксперимента;
- статистический анализ полученных данных;
- опрос и контрольно-измерительные работы учащихся с целью определения эффективности эксперимента по формированию навыков монологической речи.
Работа состоит из двух глав. В первой главе изложены теоретические принципы современного образовательного процесса, обоснована необходимость производить обучение по формированию монологической речи в рамках коммуникативной направленности. Также даётся теоретическое обоснование использования метода проектов и психологи- педагогическая характеристика учеников средней школы, в особенности развития у них навыков монологической речи. Во второй главе описываются констатирующий и формирующий этап эксперимента по формированию монологических навыков путём использования метода проектов, на основе разработанной системы упражнений и акцентном использовании устной презентации как показателя сформированности ожидаемых навыков.
Список литературы включает 56 источников. Работа сопровождается девятью приложениями.
В настоящее время система образования стремится соответствовать темпам развития всех социальных структур общества, отвечающих запросам современного человека. Поэтому, как и в любой другой сфере в методике преподавания идёт активный поиск новых способов и форм работы с учениками, которые бы соответствовали новым образовательным стандартам.
Одним из таких методов является метод проектов, представляющий собой синтез таких современных тенденций как: 1) личностно ориентированный подход в обучении; 2) ситуативность в решении коммуникативных задач; 3) высокая самостоятельность и активность обучающихся; 4) развитие критического мышления; 5) интеракция в отношениях «ученик» - «учитель» и «ученик» - «ученик» на основе сотрудничества.
При таком не стандартизированном подходе, не требующем от ученика заранее подготовленного и единственно правильного варианта ответа учитель помогает сформировать у ученика как общеучебные навыки и умения, такие как работа с источниками информации, синтез и анализ полученных данных, так и речевых коммуникативных компетенций, как логическое и корректное оформление и высказывание мыслей, на основе использования иноязычной речи, так, и что в настоящее время является наиболее актуальным - воспитание целостной личности, способной критически и самостоятельно мыслить, излагать и отстаивать свою позицию. Последнее особенно важно реализовать на этапе средней школы, в период, когда мышление подростка меняется, и учится правильно оперировать такими приемами как абстрактное мышление, позволяющее в последствии отвлеченно и объективно мыслить.
Обучение с использованием интерактивного метода проектов позволяет также повысить интерес учащихся к иностранному языку как к средству общения и источнику необходимой информации. Повышенная мотивация к занятию иностранным языком объясняется здесь ещё и тем, что, имея большое поле для самостоятельной деятельности и выражения личностных характеристик, ученики средней школы хотят утвердить себя как взрослую личность и реализоваться, в том числе, посредствам владения иностранным языком и представления проделанной проектной работы.
Проведённое исследование также показало, что при использовании в рамках проекта разработанной серии упражнений, основанных на поэтапном развитии навыков монологической речи, сформулированных Н. Д. Гальсковой, закономерным является повышение уровня сформированности монологических навыков.
По истечении экспериментальной работы, группа, 7А класс, занимавшаяся на уроках с внедрением проектной методики, на итоговом тестировании значительно улучшила свои показатели. Количество учеников, получивших оценку «отлично» увеличилось в три раза, учеников, получивших оценку «хорошо» в два раза, количество неудовлетворительных оценок сократилось в два раза. В то время как в контрольной группе, 7Б класс, результат остался на уровне входного тестирования, не показав значительных изменений в развитии.
Анализ полученных данных также показал, что систематическое внедрение проектной методики на уроках иностранного языка способствует постепенному снятию у учеников языкового барьера, развитию логического мышления, аргументации собственной позиции и культуру представления собственной идеи. Кроме того, ученики учатся взаимодействовать в социуме, что способствует не только личностному развитию, но и реализации главных положений коммуникативного обучения, а именно обучение иностранному языку через речь, через общение, через прямое и ситуативно взаимодействие.
Проведённая работа показала, что метод проектов является высокоэффективным методом и позволяет добиться высоких результатов не только на уровне владения языком, но и реализуя другие педагогические задачи, развивающего, образовательного и воспитательного характера.
Для успешной реализации этой методики и формирования навыков монологической речи необходимо, прежде всего, провести серию подготовительных упражнений, которые позволяют ученикам усвоить структуру высказывания, а затем, поняв его логику, самостоятельно производить речевой акт.
После подготовительных упражнений, являющихся предварительным этапом метода проектов является непосредственная проектная работа, в процессе которой ученики обращаются к иностранному языку для поиска необходимой информации в учебных и сторонних материалах, а также взаимодействуют между собой, аргументируя собственную точку зрения и обосновывая необходимый выбор того или иного содержания проекта и других рабочих вопросов.
Завершающим этапом метода проектов является презентация, которая является показателем всей предварительно проделанной работы. Презентация показывает, как ученик усвоил структуру изложения мысли, как и какими средствами он может донести свою позицию и убедить в ее правильности остальных.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что метод проектов является органическим продолжением коммуникативного обучения в ее интерактивной и социальной форме, что играет большую роль в формировании коммуникативной компетенции и в особенности в формировании навыков монологической речи.
Одним из таких методов является метод проектов, представляющий собой синтез таких современных тенденций как: 1) личностно ориентированный подход в обучении; 2) ситуативность в решении коммуникативных задач; 3) высокая самостоятельность и активность обучающихся; 4) развитие критического мышления; 5) интеракция в отношениях «ученик» - «учитель» и «ученик» - «ученик» на основе сотрудничества.
При таком не стандартизированном подходе, не требующем от ученика заранее подготовленного и единственно правильного варианта ответа учитель помогает сформировать у ученика как общеучебные навыки и умения, такие как работа с источниками информации, синтез и анализ полученных данных, так и речевых коммуникативных компетенций, как логическое и корректное оформление и высказывание мыслей, на основе использования иноязычной речи, так, и что в настоящее время является наиболее актуальным - воспитание целостной личности, способной критически и самостоятельно мыслить, излагать и отстаивать свою позицию. Последнее особенно важно реализовать на этапе средней школы, в период, когда мышление подростка меняется, и учится правильно оперировать такими приемами как абстрактное мышление, позволяющее в последствии отвлеченно и объективно мыслить.
Обучение с использованием интерактивного метода проектов позволяет также повысить интерес учащихся к иностранному языку как к средству общения и источнику необходимой информации. Повышенная мотивация к занятию иностранным языком объясняется здесь ещё и тем, что, имея большое поле для самостоятельной деятельности и выражения личностных характеристик, ученики средней школы хотят утвердить себя как взрослую личность и реализоваться, в том числе, посредствам владения иностранным языком и представления проделанной проектной работы.
Проведённое исследование также показало, что при использовании в рамках проекта разработанной серии упражнений, основанных на поэтапном развитии навыков монологической речи, сформулированных Н. Д. Гальсковой, закономерным является повышение уровня сформированности монологических навыков.
По истечении экспериментальной работы, группа, 7А класс, занимавшаяся на уроках с внедрением проектной методики, на итоговом тестировании значительно улучшила свои показатели. Количество учеников, получивших оценку «отлично» увеличилось в три раза, учеников, получивших оценку «хорошо» в два раза, количество неудовлетворительных оценок сократилось в два раза. В то время как в контрольной группе, 7Б класс, результат остался на уровне входного тестирования, не показав значительных изменений в развитии.
Анализ полученных данных также показал, что систематическое внедрение проектной методики на уроках иностранного языка способствует постепенному снятию у учеников языкового барьера, развитию логического мышления, аргументации собственной позиции и культуру представления собственной идеи. Кроме того, ученики учатся взаимодействовать в социуме, что способствует не только личностному развитию, но и реализации главных положений коммуникативного обучения, а именно обучение иностранному языку через речь, через общение, через прямое и ситуативно взаимодействие.
Проведённая работа показала, что метод проектов является высокоэффективным методом и позволяет добиться высоких результатов не только на уровне владения языком, но и реализуя другие педагогические задачи, развивающего, образовательного и воспитательного характера.
Для успешной реализации этой методики и формирования навыков монологической речи необходимо, прежде всего, провести серию подготовительных упражнений, которые позволяют ученикам усвоить структуру высказывания, а затем, поняв его логику, самостоятельно производить речевой акт.
После подготовительных упражнений, являющихся предварительным этапом метода проектов является непосредственная проектная работа, в процессе которой ученики обращаются к иностранному языку для поиска необходимой информации в учебных и сторонних материалах, а также взаимодействуют между собой, аргументируя собственную точку зрения и обосновывая необходимый выбор того или иного содержания проекта и других рабочих вопросов.
Завершающим этапом метода проектов является презентация, которая является показателем всей предварительно проделанной работы. Презентация показывает, как ученик усвоил структуру изложения мысли, как и какими средствами он может донести свою позицию и убедить в ее правильности остальных.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что метод проектов является органическим продолжением коммуникативного обучения в ее интерактивной и социальной форме, что играет большую роль в формировании коммуникативной компетенции и в особенности в формировании навыков монологической речи.



