Практики трансформации тела в условиях общества потребления (на примере фитнес практик молодежи г. Казани)
|
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛА И ТЕЛЕСНОСТИ 12
1.1. Социологические концепции изучения тела 12
1.2. Тело как объект потребления в условиях общества консьюмеризма .... 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 43
2.1. Практики трансформации тела российской молодежи: по материалам
социологических исследований 43
2.2. Фитнес как одна из практик трансформации тела молодежи г. Казани... 57
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 85
Приложение №1 91
Приложение №2 102
Приложение №3 108
Приложение №4 111
Приложение №5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛА И ТЕЛЕСНОСТИ 12
1.1. Социологические концепции изучения тела 12
1.2. Тело как объект потребления в условиях общества консьюмеризма .... 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 43
2.1. Практики трансформации тела российской молодежи: по материалам
социологических исследований 43
2.2. Фитнес как одна из практик трансформации тела молодежи г. Казани... 57
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 85
Приложение №1 91
Приложение №2 102
Приложение №3 108
Приложение №4 111
Приложение №5
Актуальность темы исследования. В контексте изменений культуры, которые произошли в постиндустриальном обществе в конце ХХ века, человек всегда стремился усовершенствовать себя, но в последние годы практики телесных трансформаций приобретают все большую распространенность, особенно среди молодежи, практики трансформации тела становятся сегодня одним из главных условий существования человека культурного и человека социального.
Тело человека, живущего в обществе потребления, перекраивается в соответствии с современными стандартами, где на службу приходит индустрия моды и красоты, которая включает в себя клиники косметической хирургии, бодибилдинг, тату-салоны, фитнес-клубы и другие оздоровительные центры. Конструированием культа красивого молодого тела занимаются целые социально-экономические институты и структуры, превращая его в императив, вменяемый молодым людям в качестве образца для подражания.
В современном российском обществе средства массовой информации и социальные сети пестрят информацией о том, что нужно быть здоровым, стройным, подтянутым, иметь завидную фигуру, а также как этого достичь. Под влиянием такого обилия призывов к здоровому образу жизни люди отправляются в тренажерный зал, начинают заниматься различными фитнес практиками или просто записываются на уроки танцев.
Наличие культа тела в обществе потребления, стремление к преобразованию тела, а также все социальные вознаграждения за следование моде на здоровый образ жизни требуют от индивидов постоянного пребывания в хорошей физической форме и тем самым заставляет людей приобретать практики по трансформации тела. Подобными практиками являются занятия фитнесом и контроль за питанием.
Проблема данного исследования состоит в двойственной природе, которая проявляется в несовпадении телесных стандартов, предлагаемых со стороны общества, и тем, что человек выбирает сам. Современное общество характеризуется феноменом множественного конструирования телесных практик: с одной стороны, общество через целый ряд институциональных образований участвует в конструировании тела молодого человека, навязывает ему определенные телесные стандарты, с другой стороны - в конструировании тела участвует и сам индивид, он осуществляет выбор через свои повседневные практики.
В данной связи проблемное поле диссертации образовано целым рядом вопросов: Какова природа трансформации человеческого тела в обществе потребления? Какие практики трансформации тела являются доминирующими среди молодых людей?
Степень научной разработанности проблемы. Разработка проблем тела и телесности в социологии имеет богатую историю, представленную работами как отечественных, так и западных социологов.
Социологическое изучение телесности представляет собой относительно новую область социальной науки. В то время как представители социологии, философии и социальной антропологии обращались к проблематике тела на протяжении XX века, но непосредственно институционализация социологии тела приходится лишь на конец 80-х начало 90-х годов XX века.
В целом, в нашей работе мы выделили несколько направлений исследований. Во-первых, это работы, где в фокусе внимания ученых тело рассматривается как социокультурный феномен. Среди классических работ следует отметить работы, таких ученых как М. Мерло-Понти, который разводил понятия «тело» и «телесность» и наделял разнообразными смыслами человеческое тело, также следует отметить теорию телесности и концепцию техник тела М. Мосса , тело в теории репрезентации И. Гофмана , тело как микрокосм общества М. Дуглас , М. Фуко с его концепциями техник тела , П. Бурдьё через свою концепцию полей делает акцент на индивидуальных способах восприятия, оценки и поведения индивида, на том, как в самом теле человека воспроизводятся социальные отношения . Что касается современных зарубежных социологов, здесь важно отметить публикации, где тело рассматривается в контексте общества потребления, Ж. Бодрийяра, З. Баумана , Э. Гидденса, Р. Кроуфорда , М. Фезерстоуна . В эту группу теорий можно добавить теорию демонстративного поведения и референтных групп Т. Веблена.
Значительный вклад для институционализации социологии тела в последние десятилетия XX века внесли работы Б. Тёрнера , К. Шиллинга . В отечественной социальной науке особую значимость в изучении тела как объекта исследования сделали И.С. Кон , В.Л. Круткин , И.М. Быховская , Д.В. Михель , С.А. Азаренко , П.В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова, Н.В. Романовский, Д.Ю. Куракин , В.И. Ильин. Также начиная с 2009 года в России на базе НИЦ «Регион» Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-
Петербурге под руководством Е.Л. Омельченко начинают проводить серию эмпирических исследований, посвященных практикам трансформации тела, по результатам которых, вышли несколько различных сборников статей.
Изучение фитнеса как одной из практик трансформаций тела проводятся многими современными исследователями в таких отраслях как социология тела, социология спорта, социология потребления и в других отраслях. Наиболее наглядными примерами зарубежных исследований, которые посвящены конструированию телесности с помощью фитнес-практик, являются работы П. Маркулы , М. Лоида , Л. Мансфилд , Р. Сассателли , Н. Кроссли и др. Что касается российских отечественных исследований следует выделить работы Е. Гольман , Ю. Войнилова , Р. Абрамова и И. Болотовой .
Как подчеркнуто в выпускной работе, значительное число научных публикаций по данной проблематике, особенно в отношении фитнес-практик, вышли в европейских странах и в Америке, но и наша отечественная российская социология уже начинает подступать и исследовать данную проблематику.
Объектом данной работы являются практики трансформации тела человека в обществе потребления.
Предмет исследования - факторы, мотивирующие молодых людей прибегать к практикам трансформации тела.
Цель исследования - выявить доминирующие факторы, мотивирующие молодежь на применение практик трансформации тела (на примере фитнеспрактик).
Для того, чтобы раскрыть поставленную цель, были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы изучения тела в обществе;
- обобщить современные теории практик трансформации тела в обществе потребления;
- опираясь на теоретическую базу, определить сущность телесных практик как объекта социологического анализа;
- определить имеющиеся социологические исследования по данной тематике;
- исследовать представление о фитнесе как одной из доминирующих повседневных практик трансформации тела среди молодежи
- выявить факторы, мотивирующие молодых людей заниматься фитнесом, придерживаться правильного питания, вести здоровый образ жизни в условиях общества потребления.
Основная гипотеза заключается в том, что на выбор молодых людей прибегать к практикам трансформации тела, влияют такие факторы как мода, референтные группы, реклама, Интернет, СМИ.
В качестве теоретико-методологической основы нами используется деятельностная парадигма в изучении социальной реальности, на наш взгляд, именно она наиболее адекватная реалиям современного мира, в том числе и российским. В рамках этой концепции, при изучении социальных процессов особое значение приобретает понятие «практик», которые играют роль связующего между социальными структурами и агентами. В нашей работе использовались деятельностно-конструктивистский подход В. И. Ильина и его концепция социокультурного поля, которые легла в основу изучения фитнеса как одной из повседневных практик телесных трансформаций.
Методологический анализ был задан рамками теорий консьюмеризма Ж. Бодрийяра, а также концепциями телесных практик (И. Гоффман, М.Мосс, М. Фезерстоун, Ж. Бодрийяр, З. Бауман и др.).
Эмпирической базой исследования послужили:
- данные опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения и Фондом общественного мнения по вопросам практик трансформаций тела, фитнеса, здорового образа жизни;
- вторичный анализ результатов различных социологических исследований (Нартова Н. ««Размер имеет значение»: стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи»; Крупец Я., Нартова Н. «Худой значит нормальный»: управление телом в среде городской молодежи; Абрамов Р., Болотова И. «Инновативные социальные практики повседневности и потребления в контексте новой культуры заботы о себе: на примере московских фитнес-клубов» и др.);
- материалы интернет-опроса молодежи г. Казани. Тип выборки - стихийный отбор (n = 412). Опрос проводился при помощи платформы Google Forms;
анализ полученных результатов производился с помощью приложения SPSS. Объектом изучения в ходе интернет-опроса стала молодежь г. Казани. Основной задачей нашего исследования было выявить факторы, истинные мотивы и внешние стимулы, которые побуждают молодое поколение г. Казани заниматься фитнесом, следовать ЗОЖ, в особенности воздействие референтных групп, рекламы, моды и т.д. Данное исследование носило пилотажный характер, поэтому репрезентативность выборки не предусматривалась, анкета была опубликована в группе социальной сети «ВКонтакте», а также разослана лично людям в той же социальной сети.
- данные полуструктурированных интервью. Тип выборки «снежный ком», объём которой составил 15 человек (n=15). Суть выборки состоит в том, что у каждого респондента узнаются контакты его знакомых, которые подходят под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Для того, чтобы выявить и описать, какие мотивы и внешние стимулы побуждают молодое поколение г. Казани заниматься фитнесом, следовать ЗОЖ было проведено полуформализованное интервью, интервью было с общим списком вопросов, которые выступали неким «путеводителем». В результате анализа полученных данных были выяснены представления о фитнесе, ЗОЖ, факторы влияющие на фитнес практики, а также социально-демографические характеристики респондентов.
- данные экспертных интервью (n=5) с персональными тренерами с различным стажем работы, менеджерами фитнес-клубов с целью зафиксировать «профессиональный» взгляд на фитнес как одну из практик трансформации тела, выяснить, обладает ли молодежь, как особая социальная группа, какими-либо характерными чертами, отличающими ее от остальных посетителей фитнесцентра
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили отражение в выступлениях на научно - практической конференции и следующей публикации автора: Замалиева А. А. Практики трансформации тела в условиях общества потребления: социальный аспект /А.А. Замалиева // Социальные процессы в евразийском пространстве: мнения и оценки: III Казанские студенческие социологические чтения / сборник материалов конференции студентов и аспирантов с международным участием (Казань, 15 мая 2018 г.)
Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Данная работа может внести определенный вклад в развитие социологических знаний о факторах и причинах, мотивирующих людей изменять тело, трансформировать его с помощью фитнеса.
Теоретические и методические материалы нашей работы могут найти применение в педагогической деятельности при разработке и чтении общих и специальных курсов по общей социологии, социологии тела, социологии здоровья, социологии социальных изменений, социологии спорта и фитнеса и др.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения
Тело человека, живущего в обществе потребления, перекраивается в соответствии с современными стандартами, где на службу приходит индустрия моды и красоты, которая включает в себя клиники косметической хирургии, бодибилдинг, тату-салоны, фитнес-клубы и другие оздоровительные центры. Конструированием культа красивого молодого тела занимаются целые социально-экономические институты и структуры, превращая его в императив, вменяемый молодым людям в качестве образца для подражания.
В современном российском обществе средства массовой информации и социальные сети пестрят информацией о том, что нужно быть здоровым, стройным, подтянутым, иметь завидную фигуру, а также как этого достичь. Под влиянием такого обилия призывов к здоровому образу жизни люди отправляются в тренажерный зал, начинают заниматься различными фитнес практиками или просто записываются на уроки танцев.
Наличие культа тела в обществе потребления, стремление к преобразованию тела, а также все социальные вознаграждения за следование моде на здоровый образ жизни требуют от индивидов постоянного пребывания в хорошей физической форме и тем самым заставляет людей приобретать практики по трансформации тела. Подобными практиками являются занятия фитнесом и контроль за питанием.
Проблема данного исследования состоит в двойственной природе, которая проявляется в несовпадении телесных стандартов, предлагаемых со стороны общества, и тем, что человек выбирает сам. Современное общество характеризуется феноменом множественного конструирования телесных практик: с одной стороны, общество через целый ряд институциональных образований участвует в конструировании тела молодого человека, навязывает ему определенные телесные стандарты, с другой стороны - в конструировании тела участвует и сам индивид, он осуществляет выбор через свои повседневные практики.
В данной связи проблемное поле диссертации образовано целым рядом вопросов: Какова природа трансформации человеческого тела в обществе потребления? Какие практики трансформации тела являются доминирующими среди молодых людей?
Степень научной разработанности проблемы. Разработка проблем тела и телесности в социологии имеет богатую историю, представленную работами как отечественных, так и западных социологов.
Социологическое изучение телесности представляет собой относительно новую область социальной науки. В то время как представители социологии, философии и социальной антропологии обращались к проблематике тела на протяжении XX века, но непосредственно институционализация социологии тела приходится лишь на конец 80-х начало 90-х годов XX века.
В целом, в нашей работе мы выделили несколько направлений исследований. Во-первых, это работы, где в фокусе внимания ученых тело рассматривается как социокультурный феномен. Среди классических работ следует отметить работы, таких ученых как М. Мерло-Понти, который разводил понятия «тело» и «телесность» и наделял разнообразными смыслами человеческое тело, также следует отметить теорию телесности и концепцию техник тела М. Мосса , тело в теории репрезентации И. Гофмана , тело как микрокосм общества М. Дуглас , М. Фуко с его концепциями техник тела , П. Бурдьё через свою концепцию полей делает акцент на индивидуальных способах восприятия, оценки и поведения индивида, на том, как в самом теле человека воспроизводятся социальные отношения . Что касается современных зарубежных социологов, здесь важно отметить публикации, где тело рассматривается в контексте общества потребления, Ж. Бодрийяра, З. Баумана , Э. Гидденса, Р. Кроуфорда , М. Фезерстоуна . В эту группу теорий можно добавить теорию демонстративного поведения и референтных групп Т. Веблена.
Значительный вклад для институционализации социологии тела в последние десятилетия XX века внесли работы Б. Тёрнера , К. Шиллинга . В отечественной социальной науке особую значимость в изучении тела как объекта исследования сделали И.С. Кон , В.Л. Круткин , И.М. Быховская , Д.В. Михель , С.А. Азаренко , П.В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова, Н.В. Романовский, Д.Ю. Куракин , В.И. Ильин. Также начиная с 2009 года в России на базе НИЦ «Регион» Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-
Петербурге под руководством Е.Л. Омельченко начинают проводить серию эмпирических исследований, посвященных практикам трансформации тела, по результатам которых, вышли несколько различных сборников статей.
Изучение фитнеса как одной из практик трансформаций тела проводятся многими современными исследователями в таких отраслях как социология тела, социология спорта, социология потребления и в других отраслях. Наиболее наглядными примерами зарубежных исследований, которые посвящены конструированию телесности с помощью фитнес-практик, являются работы П. Маркулы , М. Лоида , Л. Мансфилд , Р. Сассателли , Н. Кроссли и др. Что касается российских отечественных исследований следует выделить работы Е. Гольман , Ю. Войнилова , Р. Абрамова и И. Болотовой .
Как подчеркнуто в выпускной работе, значительное число научных публикаций по данной проблематике, особенно в отношении фитнес-практик, вышли в европейских странах и в Америке, но и наша отечественная российская социология уже начинает подступать и исследовать данную проблематику.
Объектом данной работы являются практики трансформации тела человека в обществе потребления.
Предмет исследования - факторы, мотивирующие молодых людей прибегать к практикам трансформации тела.
Цель исследования - выявить доминирующие факторы, мотивирующие молодежь на применение практик трансформации тела (на примере фитнеспрактик).
Для того, чтобы раскрыть поставленную цель, были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы изучения тела в обществе;
- обобщить современные теории практик трансформации тела в обществе потребления;
- опираясь на теоретическую базу, определить сущность телесных практик как объекта социологического анализа;
- определить имеющиеся социологические исследования по данной тематике;
- исследовать представление о фитнесе как одной из доминирующих повседневных практик трансформации тела среди молодежи
- выявить факторы, мотивирующие молодых людей заниматься фитнесом, придерживаться правильного питания, вести здоровый образ жизни в условиях общества потребления.
Основная гипотеза заключается в том, что на выбор молодых людей прибегать к практикам трансформации тела, влияют такие факторы как мода, референтные группы, реклама, Интернет, СМИ.
В качестве теоретико-методологической основы нами используется деятельностная парадигма в изучении социальной реальности, на наш взгляд, именно она наиболее адекватная реалиям современного мира, в том числе и российским. В рамках этой концепции, при изучении социальных процессов особое значение приобретает понятие «практик», которые играют роль связующего между социальными структурами и агентами. В нашей работе использовались деятельностно-конструктивистский подход В. И. Ильина и его концепция социокультурного поля, которые легла в основу изучения фитнеса как одной из повседневных практик телесных трансформаций.
Методологический анализ был задан рамками теорий консьюмеризма Ж. Бодрийяра, а также концепциями телесных практик (И. Гоффман, М.Мосс, М. Фезерстоун, Ж. Бодрийяр, З. Бауман и др.).
Эмпирической базой исследования послужили:
- данные опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения и Фондом общественного мнения по вопросам практик трансформаций тела, фитнеса, здорового образа жизни;
- вторичный анализ результатов различных социологических исследований (Нартова Н. ««Размер имеет значение»: стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи»; Крупец Я., Нартова Н. «Худой значит нормальный»: управление телом в среде городской молодежи; Абрамов Р., Болотова И. «Инновативные социальные практики повседневности и потребления в контексте новой культуры заботы о себе: на примере московских фитнес-клубов» и др.);
- материалы интернет-опроса молодежи г. Казани. Тип выборки - стихийный отбор (n = 412). Опрос проводился при помощи платформы Google Forms;
анализ полученных результатов производился с помощью приложения SPSS. Объектом изучения в ходе интернет-опроса стала молодежь г. Казани. Основной задачей нашего исследования было выявить факторы, истинные мотивы и внешние стимулы, которые побуждают молодое поколение г. Казани заниматься фитнесом, следовать ЗОЖ, в особенности воздействие референтных групп, рекламы, моды и т.д. Данное исследование носило пилотажный характер, поэтому репрезентативность выборки не предусматривалась, анкета была опубликована в группе социальной сети «ВКонтакте», а также разослана лично людям в той же социальной сети.
- данные полуструктурированных интервью. Тип выборки «снежный ком», объём которой составил 15 человек (n=15). Суть выборки состоит в том, что у каждого респондента узнаются контакты его знакомых, которые подходят под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Для того, чтобы выявить и описать, какие мотивы и внешние стимулы побуждают молодое поколение г. Казани заниматься фитнесом, следовать ЗОЖ было проведено полуформализованное интервью, интервью было с общим списком вопросов, которые выступали неким «путеводителем». В результате анализа полученных данных были выяснены представления о фитнесе, ЗОЖ, факторы влияющие на фитнес практики, а также социально-демографические характеристики респондентов.
- данные экспертных интервью (n=5) с персональными тренерами с различным стажем работы, менеджерами фитнес-клубов с целью зафиксировать «профессиональный» взгляд на фитнес как одну из практик трансформации тела, выяснить, обладает ли молодежь, как особая социальная группа, какими-либо характерными чертами, отличающими ее от остальных посетителей фитнесцентра
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили отражение в выступлениях на научно - практической конференции и следующей публикации автора: Замалиева А. А. Практики трансформации тела в условиях общества потребления: социальный аспект /А.А. Замалиева // Социальные процессы в евразийском пространстве: мнения и оценки: III Казанские студенческие социологические чтения / сборник материалов конференции студентов и аспирантов с международным участием (Казань, 15 мая 2018 г.)
Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Данная работа может внести определенный вклад в развитие социологических знаний о факторах и причинах, мотивирующих людей изменять тело, трансформировать его с помощью фитнеса.
Теоретические и методические материалы нашей работы могут найти применение в педагогической деятельности при разработке и чтении общих и специальных курсов по общей социологии, социологии тела, социологии здоровья, социологии социальных изменений, социологии спорта и фитнеса и др.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения
Социологическое изучение телесности является сравнительно новой областью социальных наук. В то время как основные деятели социологии, философии и социальной антропологии обращались к проблематике тела на протяжении XX века, непосредственно институционализация социологии тела начинается лишь в конце 80-х начале 90-х годов XX века.
По мнению ряда западных исследователей, повышенное внимание к проблематике телесности было вызвано следующими социальными трансформациями, которые происходили в обществе - это процесс развития культуры потребления в послевоенный период, создание и разработка постмодернистской проблематики, различные феминистские движение, возникновение новых заболеваний и демографических проблем как старение и загрязнение окружающей среды, которые поднимают вопрос социального контроля и биополитики, новые формы биотехнологий, а также усиленное внимание к здоровому образу жизни.
Возникновение и популяризация телесных трансформаций связана с различными причинами, но без всяких сомнений можно утверждать, что они выполняют в культуре функцию маркера, который указывает на принадлежность человека к конкретной группе. Практики трансформации тела несут регулятивную и коммуникативную функции, а также служат для символической передачи различной информации. Также можно отметить, что все биологические и психологические мотивации практик трансформации тела находятся в социокультурном контексте. По этой причине, активную заинтересованность мотиваций к телесным трансформациям в современной культуре следует анализировать через ряд отличительных черт, которые свойственны современной культуре. В современном научном знании увеличиваются работы, в которых актуализируется проблематика общества потребления. Потребительство - это довольно современное явление, которое изучается как неотъемлемая часть массовой культуры.
Для изучения вопросов, касающихся нашей темы, мы воспользовались вторичными социологическими данными исследований, проведенных в различных российских регионах, и проанализировали социологические исследования практик трансформаций тела. Можно отметить возрастающую значимость практик трансформации тела для индивидов в современном обществе. Практики трансформации тела - это, в первую очередь, процесс преобразования первоначальных параметров тела под влиянием общества и культуры. Другими словами, человек, который стремится быть принятым обществом, в котором он живет, придерживается его нормам и работает над собой, а конкретнее, и над своим телом, тем самым выполняет своего рода социальный заказ. Человек, преобразовывая свое природное первостепенное тело, корректируя его, исполняет непосредственно социальные и культурные потребности, например, желание соответствовать идеалу женственности или мужественности, эталону красоты и т.д..
Итак, наличие культа тела в обществе потребления, стремление к преобразованию тела, а также все социальные вознаграждения за следование моде на здоровый образ жизни требуют от индивидов постоянного пребывания в хорошей физической форме и тем самым заставляет людей приобретать практики по трансформации тела. Подобными практиками являются занятия фитнесом и контроль за питанием. На сегодняшний день данные практики достигают пика популярности, фитнес можно определить, как оздоровительную методику, включающую в себя физические тренировки и определенную диету. В широком смысле фитнес представляет собой образ жизни, позволяющий не только укрепить здоровье и усовершенствовать физическую форму, но и уравновесить эмоциональное состояние человека.
На основе своих эмпирических исследований ученые показали, что физическая активность и желание красивого и здорового тела в процессе занятий фитнесом становятся для человека инструментом выражения своей индивидуальности и средством социального взаимодействия и демонстрации своего статуса. Стройное и подтянутое тело, которое можно сконструировать в результате постоянных и продолжительных занятий в фитнес-клубе, приносит человеку не только здоровье, но и эстетичные формы, счастье, успех и внимание окружающих, продвижение по карьерной лестнице и др.
Перечислим основные результаты собственного эмпирического исследования. В результате исследования была выдвинута гипотеза о том, что причины улучшения физической формы обусловлены прежде всего другими, скрытыми факторами.
На основании проведенного нами социологического анализа, собрав все эмпирические данные на основе анкетного опроса и интервью, мы выделили такие факторы, мотивирующие молодых людей г. Казани, заниматься фитнесом, придерживаться правильного питания, вести здоровый образ жизни, как внешние факторы - это факторы, которые навязывают определенные телесные стандарты и исходят от общества (сюда мы относим саму культуру, существующая в обществе, СМИ, рекламу, Интернет) и внутренние мотивационные факторы, которые исходят от человека. В свою очередь последние делятся на: явные и латентные. К первым относятся такие факторы как: «гедонистический», «спортивно-оздоровительный», «телесно-ориентированный», «коммуникативно-досуговой», а к латентным - «демонстративно-статусный», «семейно-брачный». Таким образом, мы обобщили и классифицировали полученные данные в факторы, мотивирующие молодых людей заниматься фитнесом и дали им характеристику.
В ходе исследования мы предположили, что будут иметься гендерные различия с точки зрения мотивации приверженности здорового образа жизни, в частности, занятия фитнесом. Пол является одной из самых важных характеристик, поскольку фитнес имеет свою специфику в женской и мужской аудиториях. В результате нашего исследования, мы выявили значимые различия в мотивации занятии фитнесом у мужчин и женщин. Женщины чаще отдают предпочтения таким причинам как похудеть, получить удовольствие, снять напряжение, заниматься для здоровья. Один из основных причин является хорошо выглядеть, поскольку это позволяет им начать нравится себе и тем самым повышать свою самооценку. В целом, для женщин характерны такие факторы, занятия фитнесом, как: гедонистический, а также телесно-ориентированный и телесно-инновативный. Мужчины по сравнению с женщинами чаще ориентируются на увеличение мышечной массы, проведение досуга с друзьями и совершенствование физических показателей. Представители сильного пола также чаще ориентированы на демонстрацию своего статуса, мужчины занимаются фитнесом и приводят свое тело в совершенство, чтобы продемонстрировать свое статусное положение, также ориентированы на достижение уважения окружающих. Мужчины в большей степени ориентируются на демонстративностатусный, спортивно-оздоровительный и семейно-брачный фактор. Последний фактор раскрывается в том, что мужчины чаще женщин сознаются, что хорошая физическая форма поможет им найти «вторую половинку». Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать вывод, что мужчины посредством фитнес практик стремятся иметь превосходство в физической и интеллектуальной силе. А женщины, напротив, стремятся достичь привлекательной внешности и красоты, таким образом, завоевать внимание окружающих. Результаты исследований показали, что наша гипотеза подтверждена и существует выраженная гендерная дифференциация в мотивационных факторах занятия фитнесом.
Также мы опровергли гипотезу о том, что большая доля молодых людей занимается фитнесом не для того, чтобы улучшить состояние своего здоровья, а с целью продемонстрировать свой статус либо приблизиться к желаемой референтной группе. Несмотря на то, что наши информанты преимущественно не вели истинно здоровый образ жизни, нельзя сказать, что они не преследовали мотив улучшить свое здоровье. Для респондентов, по их словам, действительно представляло значимость поддерживать свое тело в тонусе, заниматься фитнесом для себя, а не для того, чтобы про демонстрировать окружению свою принадлежность к культуре фитнеса.
Проведенные нами серия интервью позволяет сделать вывод о том, что фитнес позволяет молодым людям перейти от конструирования тела к формированию «строительству» своей жизни. Данные, полученные в процессе нашего эмпирического исследования, наглядно подтверждают данный вывод. Практики фитнеса, по мнению информантов, способствует росту их самооценки и выражению индивидуальности, улучшению взаимоотношений в семье и повышение уважения со стороны окружающих, расширению круга знакомств, повышению социального статуса в обществе. Многим из опрошенных, согласно их собственным высказываниям, фитнес дает возможность быть успешными, счастливыми, привлекательными, в том числе помогает устраивать личную жизнь.
Интервью с экспертами позволило нам взглянуть «профессионально» на фитнес как одну из практик трансформации тела. С помощью данного метода нам удалось выяснить, обладает ли молодежь, как особая социальная группа, какими - либо характерными чертами, отличающими ее от остальных посетителей фитнес - центра. Один из экспертов на этот счет поделился мнением, что половина всех молодых людей, приходящих на тренировки, делают это чтобы достичь красивого тела, а остальные - за тем, чтобы сделать фотографии. Другой эксперт отметил, что на фитнес приходят такие молодые люди как те, которые занимаются фанатично. Есть люди, которые приходят в зал, платят деньги и на тренировках ничего не делают.
Таким образом, с помощью комплексного применения методов качественной и количественной стратегии мы выявили, что фитнес является доминирующей распространенной практикой трансформации тела среди молодежи, также мы выявили факторы, мотивы и внешние стимулы, побуждающие молодое поколение г. Казани заниматься фитнесом, следовать здоровому образу жизни.
По мнению ряда западных исследователей, повышенное внимание к проблематике телесности было вызвано следующими социальными трансформациями, которые происходили в обществе - это процесс развития культуры потребления в послевоенный период, создание и разработка постмодернистской проблематики, различные феминистские движение, возникновение новых заболеваний и демографических проблем как старение и загрязнение окружающей среды, которые поднимают вопрос социального контроля и биополитики, новые формы биотехнологий, а также усиленное внимание к здоровому образу жизни.
Возникновение и популяризация телесных трансформаций связана с различными причинами, но без всяких сомнений можно утверждать, что они выполняют в культуре функцию маркера, который указывает на принадлежность человека к конкретной группе. Практики трансформации тела несут регулятивную и коммуникативную функции, а также служат для символической передачи различной информации. Также можно отметить, что все биологические и психологические мотивации практик трансформации тела находятся в социокультурном контексте. По этой причине, активную заинтересованность мотиваций к телесным трансформациям в современной культуре следует анализировать через ряд отличительных черт, которые свойственны современной культуре. В современном научном знании увеличиваются работы, в которых актуализируется проблематика общества потребления. Потребительство - это довольно современное явление, которое изучается как неотъемлемая часть массовой культуры.
Для изучения вопросов, касающихся нашей темы, мы воспользовались вторичными социологическими данными исследований, проведенных в различных российских регионах, и проанализировали социологические исследования практик трансформаций тела. Можно отметить возрастающую значимость практик трансформации тела для индивидов в современном обществе. Практики трансформации тела - это, в первую очередь, процесс преобразования первоначальных параметров тела под влиянием общества и культуры. Другими словами, человек, который стремится быть принятым обществом, в котором он живет, придерживается его нормам и работает над собой, а конкретнее, и над своим телом, тем самым выполняет своего рода социальный заказ. Человек, преобразовывая свое природное первостепенное тело, корректируя его, исполняет непосредственно социальные и культурные потребности, например, желание соответствовать идеалу женственности или мужественности, эталону красоты и т.д..
Итак, наличие культа тела в обществе потребления, стремление к преобразованию тела, а также все социальные вознаграждения за следование моде на здоровый образ жизни требуют от индивидов постоянного пребывания в хорошей физической форме и тем самым заставляет людей приобретать практики по трансформации тела. Подобными практиками являются занятия фитнесом и контроль за питанием. На сегодняшний день данные практики достигают пика популярности, фитнес можно определить, как оздоровительную методику, включающую в себя физические тренировки и определенную диету. В широком смысле фитнес представляет собой образ жизни, позволяющий не только укрепить здоровье и усовершенствовать физическую форму, но и уравновесить эмоциональное состояние человека.
На основе своих эмпирических исследований ученые показали, что физическая активность и желание красивого и здорового тела в процессе занятий фитнесом становятся для человека инструментом выражения своей индивидуальности и средством социального взаимодействия и демонстрации своего статуса. Стройное и подтянутое тело, которое можно сконструировать в результате постоянных и продолжительных занятий в фитнес-клубе, приносит человеку не только здоровье, но и эстетичные формы, счастье, успех и внимание окружающих, продвижение по карьерной лестнице и др.
Перечислим основные результаты собственного эмпирического исследования. В результате исследования была выдвинута гипотеза о том, что причины улучшения физической формы обусловлены прежде всего другими, скрытыми факторами.
На основании проведенного нами социологического анализа, собрав все эмпирические данные на основе анкетного опроса и интервью, мы выделили такие факторы, мотивирующие молодых людей г. Казани, заниматься фитнесом, придерживаться правильного питания, вести здоровый образ жизни, как внешние факторы - это факторы, которые навязывают определенные телесные стандарты и исходят от общества (сюда мы относим саму культуру, существующая в обществе, СМИ, рекламу, Интернет) и внутренние мотивационные факторы, которые исходят от человека. В свою очередь последние делятся на: явные и латентные. К первым относятся такие факторы как: «гедонистический», «спортивно-оздоровительный», «телесно-ориентированный», «коммуникативно-досуговой», а к латентным - «демонстративно-статусный», «семейно-брачный». Таким образом, мы обобщили и классифицировали полученные данные в факторы, мотивирующие молодых людей заниматься фитнесом и дали им характеристику.
В ходе исследования мы предположили, что будут иметься гендерные различия с точки зрения мотивации приверженности здорового образа жизни, в частности, занятия фитнесом. Пол является одной из самых важных характеристик, поскольку фитнес имеет свою специфику в женской и мужской аудиториях. В результате нашего исследования, мы выявили значимые различия в мотивации занятии фитнесом у мужчин и женщин. Женщины чаще отдают предпочтения таким причинам как похудеть, получить удовольствие, снять напряжение, заниматься для здоровья. Один из основных причин является хорошо выглядеть, поскольку это позволяет им начать нравится себе и тем самым повышать свою самооценку. В целом, для женщин характерны такие факторы, занятия фитнесом, как: гедонистический, а также телесно-ориентированный и телесно-инновативный. Мужчины по сравнению с женщинами чаще ориентируются на увеличение мышечной массы, проведение досуга с друзьями и совершенствование физических показателей. Представители сильного пола также чаще ориентированы на демонстрацию своего статуса, мужчины занимаются фитнесом и приводят свое тело в совершенство, чтобы продемонстрировать свое статусное положение, также ориентированы на достижение уважения окружающих. Мужчины в большей степени ориентируются на демонстративностатусный, спортивно-оздоровительный и семейно-брачный фактор. Последний фактор раскрывается в том, что мужчины чаще женщин сознаются, что хорошая физическая форма поможет им найти «вторую половинку». Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать вывод, что мужчины посредством фитнес практик стремятся иметь превосходство в физической и интеллектуальной силе. А женщины, напротив, стремятся достичь привлекательной внешности и красоты, таким образом, завоевать внимание окружающих. Результаты исследований показали, что наша гипотеза подтверждена и существует выраженная гендерная дифференциация в мотивационных факторах занятия фитнесом.
Также мы опровергли гипотезу о том, что большая доля молодых людей занимается фитнесом не для того, чтобы улучшить состояние своего здоровья, а с целью продемонстрировать свой статус либо приблизиться к желаемой референтной группе. Несмотря на то, что наши информанты преимущественно не вели истинно здоровый образ жизни, нельзя сказать, что они не преследовали мотив улучшить свое здоровье. Для респондентов, по их словам, действительно представляло значимость поддерживать свое тело в тонусе, заниматься фитнесом для себя, а не для того, чтобы про демонстрировать окружению свою принадлежность к культуре фитнеса.
Проведенные нами серия интервью позволяет сделать вывод о том, что фитнес позволяет молодым людям перейти от конструирования тела к формированию «строительству» своей жизни. Данные, полученные в процессе нашего эмпирического исследования, наглядно подтверждают данный вывод. Практики фитнеса, по мнению информантов, способствует росту их самооценки и выражению индивидуальности, улучшению взаимоотношений в семье и повышение уважения со стороны окружающих, расширению круга знакомств, повышению социального статуса в обществе. Многим из опрошенных, согласно их собственным высказываниям, фитнес дает возможность быть успешными, счастливыми, привлекательными, в том числе помогает устраивать личную жизнь.
Интервью с экспертами позволило нам взглянуть «профессионально» на фитнес как одну из практик трансформации тела. С помощью данного метода нам удалось выяснить, обладает ли молодежь, как особая социальная группа, какими - либо характерными чертами, отличающими ее от остальных посетителей фитнес - центра. Один из экспертов на этот счет поделился мнением, что половина всех молодых людей, приходящих на тренировки, делают это чтобы достичь красивого тела, а остальные - за тем, чтобы сделать фотографии. Другой эксперт отметил, что на фитнес приходят такие молодые люди как те, которые занимаются фанатично. Есть люди, которые приходят в зал, платят деньги и на тренировках ничего не делают.
Таким образом, с помощью комплексного применения методов качественной и количественной стратегии мы выявили, что фитнес является доминирующей распространенной практикой трансформации тела среди молодежи, также мы выявили факторы, мотивы и внешние стимулы, побуждающие молодое поколение г. Казани заниматься фитнесом, следовать здоровому образу жизни.
Подобные работы
- Мода как способ репрезентации ценностей мусульманской семьи
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Мода как способ репрезентации ценностей мусульманской семьи
Дипломные работы, ВКР, этнография, этнология и антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



