Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценочная лексика как элемент риторизации рекламного дискурса (на материале французского и русского языка)

Работа №32867

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
591
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА... 6
1.1 Обзор литературы по теме исследования 7
1.2 Теоретические подходы: к изучению понятий «дискурс» и «текст» 11
1.3 Языковая специфика рекламного текста и дискурса 21
1.4 Общая и частная оценка в языке рекламы 27
ГЛАВА II ОБЩЕОЦЕНОЧНЫЕ И ЧАСТНООЦЕНОЧНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ В РЕКЛАМНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 32
2.1 Общая и частная оценка в русских рекламных текстах 32
2.2 Общая и частная оценка во французских рекламных текстах 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Являясь формой маркетинговых коммуникаций, реклама представляет собой важную сферу человеческой деятельности. Рекламные произведения служат мощным средством культурного и языкового воздействия на человека, формируют его языковые вкусы и приоритеты.
Текст является важнейшим компонентом рекламы, так как именно он предоставляет потребителю всю информацию о продукте. Рекламный текст призван создать образ товара (услуги), и от специалиста по рекламе зависит, каким будет этот образ: эмоциональным или рациональным, серьезным или юмористическим, четко очерченным, конкретным или ассоциативно - образным. Важную роль при создании рекламных текстов играют языковые средства, в частности, те, которые выражают оценочное значение.
В последние десятилетия в языкознании наблюдается возрастающий интерес к феномену оценки. Оценка является универсальной языковой категорией, сущность которой заключается в выражении в языке ценностного отношения познающего к объектам действительности. Оценочность - это общеязыковая категория, присущая всем функциональным стилям, но по-разному преломляющаяся в каждом из них.
Лингвистическое понятие «оценка» часто соотносят с его логической интерпретацией, поскольку логико-философские категории служат понятийной основой языковых категорий. С точки зрения аксиологии, оценка отражает «результативный аспект процесса установления отношения между субъектом оценки и ее предметом» [49].
Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной изученностью феномена оценки при ее функционировании в языке рекламных текстов активно контактирующих социумов.
Объект исследования - рекламные сообщения на русском и французском языках и их оценочный потенциал.
Предметом исследования выступают общеоценочные и частнооценочные адъективы и субстантивы семантических сфер «косметика и парфюмерия», «продукты питания», «автомобиль», «бытовая техника», «электроника».
Цель исследования заключается в изучении функционирования оценочной лексики в рекламных текстах на русском и французском языках и способах ее репрезентации.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Представить обзор литературы по теме исследования.
2. Охарактеризовать теоретические подходы к понятиям «дискурс» и «текст».
3. Определить языковую специфику рекламного текста и дискурса.
4. Рассмотреть понятия общей и частной оценки в языке рекламы.
5. Выявить особенности применения и отличительные признаки оценочной лексики в рекламных текстах на русском и французском языке.
Теоретической базой исследования служат труды таких видных ученых как: Н.Д. Арутюнова, Э.С. Азнаурова, И.В. Арнольд, И.А. Стернина, Н.А. Лукьянова, Е.С. Кубрякова, Р. Якобсон, Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, Н.Н. Кохтев и др. Исследованиям языка рекламных текстов посвящены работы Ю.С. Бернадской, М.В. Ягодкиной, А.П. Ивановой, О.И. Воробьевой, А.Р. Дегтярева и др. Однако следует отметить, что оценочные средства в рекламных текстах исследованы еще недостаточно.
Эмпирическая база исследования - русские и французские рекламные тексты, взятые из СМИ («Лиза», «Домашний очаг», «Космополитен», «Автомир», «Vogue», «Marie-Claire», «Elle», «Cosmopolitain»), рекламных каталогов, буклетов, проспектов, листовок, а также с интернет-ресурсов.
Поставленная цель и выдвинутые задачи определили применение следующих методов исследования: метод лингвистического описания, наблюдения, обобщения, сравнения, а также статистический метод.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была предпринята попытка описания и систематизации основных лексических единиц оценочного характера в русских и французских рекламных текстах.
Теоретическая значимость данного исследования определяется тем, что результаты исследования дополняют знания об особенностях русских и французских рекламных текстах и функционировании оценочной лексики в рекламном дискурсе.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов русского и французского языка по лексикологии и стилистике, а также в переводческой практике и профессиональной рекламной деятельности.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования оценочной лексики в рекламном дискурсе, в частности, дан обзор научной литературы по теме исследования, изучено понятие об общей и частной оценке, охарактеризовано функционирование оценочности в рекламном тексте. Вторая глава посвящена анализу оценочной лексики в русском и французском рекламном дискурсе.
В заключении подведены основные выводы и перспективы дальнейшего исследования темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в работе были исследованы оценочные лексемы в рекламном дискурсе.
1. Понятие «текст» можно определить как характеризуемую коммуникативностью систему речевых знаков и знаковых последовательностей. Понятие «дискурс» имеет более широкое значение и представляет собой сложное коммуникативное явление, включающее не только определенный текст, но и различные, влияющие на него экстралингвистические факторы.
2. Рекламный текст функционирует в сфере маркетинговых коммуникаций и предназначен для продвижения товаров или услуг. Рекламный текст отличается краткостью, конкретностью, точностью, логичностью, оригинальностью, выразительностью.
3. В рекламных текстах, отмеченных обычно яркой оценочностью, выделяются лексемы с общеоценочным и частнооценочным значением.
4. Всего мы выделили 211 контекстов с оценочной лексикой (148 на русском и 63 на французском языке). Общеоценочные лексемы преобладают в обоих языках (всего 148 контекстов с общеоценочными словами - 97 русских и 51 французских). Частнооценочные представлены в меньшей степени (всего 63 контекста - 51 русский и 12 французских).
5. Проведенный анализ показал насыщенность рекламных текстов оценочной лексикой, при этом значительную долю в ее составе занимают общеоценочные лексемы, специально акцентирующие в высшей степени положительную оценку товара и его воздействия на адресата, который попадает в зону повышенной ценностной установки, идеализации.
6. Общеоценочные значения в русских текстах представлены синонимическими рядами, во французских - число лексических синонимов не столь разнообразно. Частнооценочные лексемы чаще всего представлены в трех тематических блоках - «обоняние», «осязание», «зрительное восприятие».
В заключение отметим, что уникальность рекламы, ее функциональный статус и прагматическая заданность, а также ее лингвистическая формально - содержательная структура требуют дальнейших поступательных исследований с учетом этнокультурных и ценностных установок народов, которые эти рекламы создают и на эти рекламы ориентируются в определенные периоды своего существования и развития.



1. Арутюнова, Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1990. - С. 136— 137.
2. Арутюнова, Н.Д. Истоки, проблемы и категории прагматики / Н.Д. Арутюнова, Е.В. Падучева // Новое в зарубежной лингвистике. — М. : Прогресс, 1985. — Вып. 16 : Лингвистическая прагматика. — С. 3—42.
3. Арутюнова, Н.Д. Человеческий фактор в языке. Коммуникация. Модальность. Дейксис / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1992. - 546 с.
4. Балабанова, И.Я. Семантика и прагматика рекламного дискурса на материале французского и русского языков : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / И.Я. Балабанова. - Казань, 2004. - 201 с.
5. Балли, Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. - М.: Иностранная литература, 1961. - 394 с.
6. Бернадская, Ю.С. Текст в рекламе / Ю.С. Бернадская. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 288 с.
7. Большой словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gufo.me/dict/foreign_words. — Дата доступа: 14.05.2019.
8. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М.Вольф. - М.
: Наука, 1985. - 228с.
9. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 138с.
10. Головлева, Е.Л. Основы рекламы / Е.Л. Головлева. — М. : Московский гуманитарный институт ; Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. — 314 с.
11. 200 лучших слоганов столетия [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: https://n-biz86. ru/raznoe/lozungi-kompamj-200-luchshix-sloganov-
stoletiya.html#12_Lays_Betcha_Cant_Eat_Just_One. — Дата доступа: 14.05.2019.
59
12. Дегтярев, А.Р. Изобразительные средства рекламы : Слово, композиция, стиль, цвет / А.Р. Дегтярев. - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 256 с.
13. Дейк, Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация / Т.А. Ван Дейк ; пер. с англ. - М. : Прогресс, 1989. - 312 с.
14. Демьянков, В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии / В.З. Демьянков // Политическая наука. - 2002. - № 3. - С. 32-43.
15. «Домашний очаг» - журнал для женщин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.goodhouse.ru/. - Дата доступа: 14.05.2019.
16. Дука, А. Политический дискурс оппозиции в современной России / А. Дука // Журнал социологии и социологической антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 1. - С. 13-17.
17. Зарубина, Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста / Н.Д. Зарубина //Синтаксис текста. - М: Наука, 1979. - С. 103-112.
18. Золотова, Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка. / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. - М.: МГУ, 1998. - 528 с.
19. «Ив Роше» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.yves-rocher.ru/. - Дата доступа: 14.05.2019.
20. Ивин, А.А. Основание логики оценок / А.А. Ивин. - М. :МГУ, 1970. - 230 с.
21. Из рук в руки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russia.irr.ru/. - Дата доступа: 06.06.2019.
22. Ильин, М.В. Слова и смыслы : опыт описания ключевых политических понятий / М.В. Ильин. - М. : Рос. полит. энцикл., 1997. - 431 с.
23. Кеворков, В.В. Слоган : практическое руководство / В. В. Кеворков. - Москва : РИП-холдинг, 2004. - 155 с.
24. Кохтев, Н.Н. Слово о рекламе / Н.Н. Кохтев, Д.Э. Розенталь. - Москва : Экономика, 1978. - 72 с.
25. Кубрякова, Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике / Е.С. Кубрякова // Дискурс, речь, речевая деятельность : функциональные и структурные аспекты : сборник обзоров / редкол.: С.А. Ромашко (отв. ред.) и др. - М. : ИНИОН РАН, 2000. - С. 7-25.
26. Легендарные слоганы из российской рекламы [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.adme.ru/tvorchestvo-
reklama/legendarnye-slogany-iz-rossijskoj-reklamy-59361/. - Дата доступа:
14.05.2019.
27. Леонтьев, А.А Высказывание как предмет лингвистики,
психолингвистики и теории коммуникации /А.А. Леонтьев // Синтаксис текста. - М.: Наука, 1979. - С. 28.
28. Лиза : официальный сайт издания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lisa.ru/. - Дата доступа: 06.06.2019.
29. Лукьянова, Н.А. Экспрессивная лексика разговорного
употребления / Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Наука, 1986. - 230с.
30. Миронова, Н.Н. Об изучении оценочного дискурса в современной лингвистике / Н.Н. Миронова // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Тезисы международной конференции. - М.: МГУ, 1995, Т. 2. - С. 344-345.
31. Новиков, А.И. Семантика текста и ее формация / А.И. Новиков. - М.: Наука, 1983. - 215 с.
32. Ночь пожирателей рекламы [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http ://hitsink. ru/video/reklama-kanskie-lvy-notch-pozhiratelej-reklamy-
943. - Дата доступа: 14.05.2019.
33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/. - Дата доступа: 14.05.2019.
34. Орифлэйм : официальный сайт компании в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oriflame.ru/. - Дата доступа:
14.05.2019.
35. Очень смешная реклама [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fxpcTHVbQWo. - Дата доступа: 14.05.2019.
36. Рассел, У. Речь. Повествование и социальные перемены /
У. Рассел // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политика. - 1997. - № 1. - С. 21-24.
37. Реклама : язык, речь, общение / А.А. Алипова и др. ; под ред. О.Я. Гойхмана, В. М. Лейчика. - М. : Инфра-М, 2011. - 287 с.
38. Реклама 90-х. Часть 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nZbNczMubKY. - Дата доступа: 14.05.2019.
39. Реклама 90-х. Часть 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gLiwtfYfsgk&annotation_id=annotation_3840 24003&src_vid=nZbNczMubKY&feature=iv. - Дата доступа: 14.05.2019.
40. Реклама 90-х. Часть 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=HL7VKYZO2x8. - Дата доступа:
14.05.2019.
41. Реферовская, Е.А. Коммуникативная структура текста в лексико - грамматическом аспекте / Е.А. Реферовская. - Л. : Наука, 1989. - 165 с.
42. Рыбочкина, Ю. Л. Стилистические средства создания образов в рекламном слогане / Ю. Л. Рыбочкина // Иностранные языки в высшей школе. - 2009. - № 4 (11). - С. 98-104.
43. Сидоров, Е.В. Системное определение текста и некоторые проблемы коммуникативной лингвистики / Е.В. Сидоров // Вопросы системной организации речи: сб. ст. - М., 1987. - С.38-50.
44. Синяева, И.М. Реклама и связи с общественностью : учебник для бакалавров / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, Д.А. Жильцов. - Москва : Юрайт, 2013. - 552 с. - (Бакалавр. Углубленный курс).
45. Смешная реклама (подборка 5) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=S07S6J2Xh2s. - Дата доступа:
14.05.2019.
46. Степанов, Ю.С. Французская стилистика в сравнении с русской / Ю.С. Степанов. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 360 с.
47. 100 лучших слоганов мировой рекламы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/100-luchshih-sloganov- mirovoj-reklamy-23755/. - Дата доступа: 14.05.2019.
48. Томская, М.В. Оценочность в социальном рекламном дискурсе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.02.04 / М.В. Томская. - М., 2000. - 24 с.
49. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophy/index.htm. - Дата доступа: 14.05.2019.
50. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко ; пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. - Изд. 2-е, испр. - СПб : Гуманитарная академия, 2012. - 415 с.
51. Хабермас, Ю. Политические работы / Ю. Хабермас ; [пер. с нем. Б.М. Скуратова]. - М. : Праксис, 2005. - 362 с.
52. Шейган, Е.И. Семиотическое пространство политического дискурса / Е.И. Шейган // Политический дискурс в России-3 : материалы совещания 27-28 марта 1999 г. / РАН, Ин-т языкознания ; под ред. Ю.А. Сорокина и В.Н. Базылева. - М : Диалог-МГУ. - Ч. 1. - 1999. - 128 с.
53. Шидо, К.В. Рекламный слоган как особый жанр английских рекламных текстов : автореф. дис. ... канд. филол. наук / К.В. Шидо. - Саратов, 2002. - 22 с.
54. Шрамм, А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных / А.Н. Шрамм. - Л: Изд-во ЛГУ, 1979. - 134 с.
55. Шувалова, С.А. Смысловые отношения в сложном предложении
и способы их выражения / С.А Шувалова. - М.: Изд -во МГУ 1990. - 160 с.
63
56. Юрьева, Е. В. Неологизмы в слоганах / Е. В. Юрьева // Русская речь. - 2013. - № 5. - С. 65-67.
57. Юрьева, Е. В. Слоганы и культура речи / Е. В. Юрьева // Русская речь. - 2012. - № 2. - С. 68-72.
58. Ягодкина, М. В. Реклама в коммуникационном процессе : учебно - методическое пособие для вузов / М. В. Ягодкина, А. П. Иванова, М. М. Сластушинская. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 302 с.
59. 100 slogans publicitaires qui ont eu un fort impact [Ressource electronique]. - Mode d'acces: http://www.veazio.com/marketing/100-slogans- publicitaires-fort-impact/. - Date d'acces: 05.06.2019.
60. Avon : официальный сайт в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://my.avon.ru/. - Дата доступа: 06.06.2019.
61. Benveniste, Е. Problemes de linguistique generate / E. Benveniste. - France, Gallimard, 1993. - Р. 242.
62. Burda [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://burdastyle.ru/. - Дата доступа: 14.05.2019.
63. Clarins [Ressource electronique]. - Mode d'acces: https://www.clarins.fr/. - Date d'acces: 05.06.2019.
64. Cosmopolitan Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cosmo.ru/. - Дата доступа: 14.05.2019.
65. Dior Site Officiel [Ressource electronique]. - Mode d'acces: https://www.dior.com/fr_fr. - Date d'acces: 05.06.2019.
66. Estee Lauder в России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.esteelauder.ru/. - Дата доступа: 06.06.2019.
67. Garnier - официальный сайт бренда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garnier.com.ru/. - Дата доступа: 06.06.2019.
68. Garnier : Site officiel [Ressource electronique]. - Mode d'acces: https://www.garnier.fr/. - Date d'acces: 05.06.2019.
69. Le dictionnaire du francais [Ressource electronique]. - Mode d'acces:
http://www.dictionary-fr.com/. - Date d'acces: 05.06.2019.
64
70. Max Factor Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.maxfactor.com/int/. - Дата доступа: 06.06.2019.
71. Maybelline New York. Косметика и средство для макияжа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.maybelline.com.ru/. - Дата доступа: 06.06.2019.
72. Rimmel London [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rimmellondon.com/be_by/. - Дата доступа: 06.06.2019.
73. Vogue Paris [Ressource electronique]. - Mode d'acces:
https://www.vogue.fr/. - Date d'acces: 05.06.2019.
74. Yves Rocher Catalogue [Ressource electronique]. - Mode d'acces: https://www.yves-rocher.fr/. - Date d'acces: 05.06.2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ