Введение 3
Глава I . Теоретические основы обучения грамматике на уроках английского языка на ступени начального общего образования 7
1.1. Понятие и принципы обучения грамматике в средней школе.... 7
1.2. Цели и содержание обучения грамматике на начальном этапе. 10
1.3. Особенности обучения грамматике младших школьников 14
Выводы по I главе 23
Глава II. Эмпирическое исследование влияния игровых технологий на обучение грамматике в начальной школе 24
2.1. Игра - как средство обучения грамматике 24
2.2. Методы и формы исследования влияния игры при обучении
грамматике младших школьников 30
2.3. Практическая разработка игр для развития грамматических
навыков на уроке английского языка 35
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния
игры при обучении грамматике младших школьников 42
Выводы по II главе 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение
Общепринятым является факт, что в методике преподавания иностранных языков наиболее дискуссионным вопросом является обучение грамматике.
Грамматика является одним из аспектов английского языка. Невозможно построить правильное предложение, выразить свое мнение или точку зрения, не зная основ грамматики. Особенно важно и в тоже время сложно, обучение и освоение грамматики на начальном этапе.
«Г рамматика — формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему». [Никитенко,2015,с.205] Грамматика английского языка имеет значительные отличия от грамматики родного русского языка, что вызывает дополнительные трудности при обучении иностранному языку на начальном этапе. На этом этапе обучения происходит ознакомление с элементарными, но в то же время основными правилами грамматики, начинается изучение грамматических времён, которые можно соотнести с временами в русском языке, например, Present Simple — настоящее время и Past Simple — прошедшее время.
Все это обуславливает необходимость дополнительного внимания к обучению грамматике именно в начале изучения английского языка. Знание и умелое использование временных форм, корректная расстановка артиклей, предлогов, а так же соблюдение порядка слов в предложении служат гарантом успешного овладения языком на начальном этапе изучения.
На уроках английского языка в начальной школе учащиеся знакомятся с правилами об артиклях, их корректном использовании, учатся строить предложения в утвердительной и отрицательной форме и перестраивать их в вопрос. Объясняя новый материал учащимся, учителю необходимо применить такие формы и методы, которые бы не только способствовали освоению учебного материала, но и сохраняли интерес к изучению иностранного языка на долгое время. При традиционном подходе к обучению грамматике, остаются
недостигнутыми большинство образовательных и развивающих целей, все это служит причиной того, что учащиеся не осознают практической значимости изучаемых грамматических понятий и терминов .Использование традиционных таблиц с грамматическими формами или зазубривание списка неправильных глаголов, является неэффективным и скучным , поэтому учителю необходимо находиться в постоянном творческом поиске при планировании уроков, использовать современные и разнообразные приёмы, методы и походы.
Учебный материал должен подаваться с учетом возрастных психологических особенностей, которые не позволяют выучить большой объём информации, к тому же на иностранном языке.
Все это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы : «Особенности обучения грамматике на ступени начального общего образования».
Актуальность темы исследования определяется тем, что грамматика является важнейшим аспектом обучения иностранному языку, а так же неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, благодаря которой происходит успешное овладение языком. Особенно важен данный аспект на начальном этапе обучения, в период которого происходит закладка основных языковых норм, формируется языковое понимание.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование особенностей обучения грамматике на ступени начального общего образования, а так же эмпирическое исследование влияния игровых технологий при изучении данного аспекта английского языка.
Объектом изучения в данной работе является обучение грамматике на этапе начального общего образования.
Предметом исследования является особенности обучения грамматике в начальной школе.
Научная гипотеза: использование игровых технологий при обучении грамматике на этапе начального общего образования оказывает положительный результат.
Цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи:
1. изучить понятие «грамматика », ознакомится с ее особенностями;
2. рассмотреть цели, задачи и проблемы обучения грамматике на начальном этапе обучения;
3. изучить методы и формы обучения грамматике младших школьников;
4. провести эмпирическое исследование влияние игровых технологий при обучении грамматике в 4 классах на основе практической разработки.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней представлена практическая разработка комплекса игр, направленных на эффективное обучение грамматике учащихся начальных классов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материал работы посвящен изучению понятий и особенностей грамматики, а также ее целей, задач, проблем обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предоставлены игровые упражнения на обучение, закрепление грамматических навыков, которые могу быть использованы как учителями английского языка на уроках, так и в качестве дополнительного материала во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленных задач, в соответствии с объектом и предметом исследования, были использованы следующие методы исследования:
1) анализ литературных источников, поднимающих проблему обучения учащихся начальных классов грамматике английского языка;
2) изучение и анализ педагогического опыта работы по обучению грамматике английского языка;
3) методический эксперимент для изучения роли игровых технологий при обучении грамматике на уроке английского языка;
4) педагогическое наблюдение для определения значения грамматики в комплексном обучении иностранному языку;
5) метод статистической обработки полученных данных.
Методическую основу для написания работы составили труды таких ученых как: А.А.Леонтьев, И.Л.Бим, М.Ф.Стронин, Е.И.Пассов, Е.Г Рогова,
С.Я. Ромашина и других , а так же статьи из периодических изданий, интернетресурсы.
Апробация исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа № 8» города Нижнекамска, Республики Татарстан, среди учащихся 4 классов.
Структура выпускной квалификационной работы заключается в введении , двух главах, выводах по главам, заключении, списка литературы и приложения.
Развитие научно - технического прогресса, интернационализация всех сторон жизни современного общества, а так же совсем иные реалии 21 века выдвигают все новые требования к овладению иностранного языка.
Следовательно, особые требования предъявляются к процессу обучения в общеобразовательной школе, к предмету «Иностранный язык», предоставляющий для этого большие возможности, которые не всегда реализуются полном объёме.
Овладение иностранным языком предполагает изучение всех его сторон и аспектов, одним из которых является грамматика. Как показывает исторический опыт, как и попытки уменьшить значимость грамматики в учебном процессе, так и попытки преувеличения ее роли, отрицательно сказываются на результатах практического владения языком. В течении долгого времени отечественные и зарубежные методисты пытались выделить роль грамматических навыков в овладении иностранному языку. Не смотря на имеющиеся разногласия во мнениях, единым остается то, что невозможно строить речь без знания грамматики. Все это в совокупности привело к тому, что сегодня одна из основных задач обучения грамматике - это соблюдение ее особенностей, поиск эффективных методов и средств.
Теоретическое изучение вопроса, а так же проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие обобщающие выводы:
1) На сегодняшний день существует большое количество трудов отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме обучения грамматике на всех этапах изучения иностранного языка. Однако не смотря на разнообразие трудов, ученые и методисты не пришли к единому мнению по данному термину, поэтому общепринятого и утвержденного определения так и не существует;
2) Обучение грамматике на начальной ступени имеет ряд особенностей, которые прежде всего характеризуются психологическим развитием младшим школьников, которым трудно сконцентрировать внимание на чем - либо в течении долгого времени. Характерный для большинства школ традиционный подход в обучении не позволяет реализовать все образовательные задачи урока, а сам процесс становится для учащихся скучным и малоэффективным. Основной проблемой обучения грамматике младших школьников является перенос учителем иностранного языка методики преподавания со среднего и старшего звена на начальные классы, а так же механическое заучивание правил;
3) Современный подход к обучению грамматике предполагает соблюдение характерных для начальной школы особенностей, т.е. использование неординарных метод и средств, которые позволяют сделать урок интересным и запоминающимся для младшего школьника. Для этого введение и закрепление грамматического материала должно сопровождаться игровыми технологиями, театрализованными постановками, мультимедийными средствами и т.д;
4) Эмпирическое исследование, проведенное на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа № 8» города Нижнекамска Республики Татарстан, позволяет отметить положительное значение специально разработанных игр при обучении грамматике. Применение грамматических игр и приемов на формирующем этапе исследования позволили улучшить результаты контрольного тестирования экспериментальной группы, у контрольной группы они остались без изменений.
Проделанная работа позволяет судить о достоверности гипотезы, поставленной в начале исследования, которая доказывает, что игровые технологии оказывают положительное влияние на процесс обучения грамматике в начальной школе.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты.
1. Андрющенко Е.П. Волшебная грамматика английского языка для малышей / Е.П. Андрющенко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 71 c
2. Бархударов, Л.С. Грамматика английского языка / Л.С. Бархударов, Д.А. Штелинг. - М.: Книжный дом Либроком, 2013. - 424 с.
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л.Бим. - М.: Наука, 2007. - 221 с.
4. Бим И. Л. Общая методика обучения иностранным языкам / И.Л.Бим. - М.: Просвещение, 2001. - 320 с.
5. Бутько Г.В. Языковые игры на уроках английского языка в 4 классе / Г.В.Бутько // Иностранные языки в школе. - 2012. - №4. - С. 65
6. Быков А.А. Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого: учебный словарь-справочник / А.А. Быков. - М.: Энас, 2008. - 780 с.
7. Гак В.Г. К типологии функциональных подходов к изучению языка / В.Г.Гак. // В кн.: Проблемы функциональной грамматики. - М.: Просвещение, 1985. - 101 с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова, Н.И. Гез. - М.: «Академия » , 2009. - 350 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М. : АРКТИ, 2003. - 192 с.
10. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Контроль на уроках английского языка в младших классах / Н.Д. Гальскова, З.Н.Никитенко // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 1. - С.32
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А.Петрова. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 512 с.
12. Горлова Н.А. Современные дети и их возможности / Н.А.Горлова. - М.: Просвещение, 2012. - 500 с.
13. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку/ Л.Г.Денисова // Иностранные языки в школе. - 2014. - №4. - С. 12 -13.
14. Деркач А.А., С.Ф.Щербак. Педагогическая эвристика : искусство овладения иностранным языком / А.А. Деркач, С.Ф.Щербак. - М. : Педагогика, 1991. - 224 с.
15. Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста / В.В.Дронов. - СПб.: Наука, 2015. - 350 с.
16. Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста / В.В.Дронов // Иностранные языки в школе . - 2015. - № 6. - С. 10.
17. Елухина Н.В. Средства обучения иностранному языку: Текст лекций по методике преподавания иностранных языков / Н.В.Елухина. - М.: Наука, 2002. - 200 с.
18. Заволокин А.И. Активная грамматика английского языка (к языковой автоматизации): Учебное пособие для вузов / А.И. Заволокин, В.В. Миронов. - М.: ГЛТ, 2015. - 240 с.
19. Загребин И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе / И.В.Загребин // Начальная школа. - 2007. - №10. - С.12
20. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе : научное издание / И.А. Зимняя. - М. : Просвещение, 2006. - 219 с.
21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А.Зимняя. - М.: Просвещение, 2007. - 222 с.
22. Как спроектировать обучение грамматике в начальной школе / под.ред. Т.И. Рудневой. - М.: Просвещение, 2014. - 150 с.
23. Канчели И.Н. Английский язык для младших классов / И.Н. Канчели. - М: Издат-Школа РАЙЛ, 2018. - 144 с.
24. Каушанская В.Л. Обучение грамматике английского языка / В.Л. Каушанская, Р.Л. Ковнер, О.Н. Кожевникова. // Под ред. Е.В. Иванова . - М.: Айрис-пресс, 2012. - 384 c
25. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя./ И.Е. Колесникова. - Минск: Издательский центр «Народная Асвета», 2016. - 120 с.
26. Комков И.Ф. Современные методы обучения иностранному языку в начальной школе / И.Ф.Комков // Начальная школа. - 2013. - № 3. - С.5-7
27. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе / М.Ю.Курбатова // Иностранные языки в школе. - 2006. - №3. - С.16 - 17.
28. Курбатова М.Ю. Особенности обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Метод игры / М.Ю.Курбатова // Иностранные языки в школе. - 2012. - №5. - С.12 -13.
29. Леонтьев А.А. Раннее обучение детей языкам: что нас всех объединяет / А.А.Леонтьев // Иностранные языки в школе. - 2005. - №4. - С.23 - 24.
30. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. - Macmillan Education, 2007. - 1854 с.
31. Мильруд Р.П. Методика обучения иностранным языкам / Р.П.Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2005. - №5. - С. 97- 99.
32. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology / Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2015. - 256 c.
33. Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения иностранному языку / Р.К.Миньяр - Белоручев // Иностранные языки в школе, 2001. - №4. - С. 10 - 11.
34. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. - М.: Наука,1981. - 111 с.
35. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра / Е.И. Негневицкая // Иностранные языки в школе, 2011- №6. - 98 с.
36. Никитенко З.Н. Технология обучения грамматике в курсе английского языка в начальной школе / З.Н.Никитенко // Иностранные языки в школе, 2012. - №5. - С. 34- 35.
37. Никитенко З.Н. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения
иностранным языкам в начальной школе / З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальскова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. - 320 с.
38. Никитенко З.Н. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения
иностранным языкам в начальной школе. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. - 220 с.
39. Пассов Е.И. Коммуникативность - основное направление современного обучения иностранным языкам. // В кн.: Коммуникативность обучения - в практику школы: Из опыта работы. Книга для учителя / Под ред. Е.И.Пассова. - М.: Просвещение, 1985. - 127 с.
40. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. / Е.И. Пассов. - М: Просвещение, 1991. - 223 с.
41. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И.Пассов. - М: Русский язык, 1977. - 214 с.
42. Penny Ur. A Course in English Language Teaching / Ur.Penny. - Cambridge University Press, 2012. -336 c.
43. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед.вузов. -2-е изд., дораб. / Г.В.Рогова, И.Н. Верещагтна. - М: Просвещение, 2008. - 232 с.
44. Ромашина С.Я. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / С.Я.Ромашина // Начальная школа, 2012. - № 5. - С. 10 -11.
45. Ромашина С.Я. Обучение иностранным языкам в начальной школе /
С.Я.Ромашина // Иностранные языки в школе, 2014. - № 5. - С. 16 -17.
46. Рыбакова Н.В., Колкова М.К. Английский через игру / Н.В. Рыбакова, М.К.Колкова. - СПб.: Специальная Литература, 2013. - 64 с.
47. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Астрель, 2008. - 238 с.
48. Стронин М.Ф. Грамматические игры на уроке английского языка (из опыта работы) / М.Ф.Стронин. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
49. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н. Щукин. - М. Филоматис, 2014. - 300 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) по предмету « Иностранный язык». Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года.