Введение
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА
МОРАЛЬНОЙ ПАНИКИ СВЯЗАННОЙ С СУИЦИДАМИ ПОДРОСТКОВ 12
1.1. Феномен моральной паники как предмет социологического анализа 12
1.2. Анализ и интерпретация данных массовых опросов общественного мнения
посвященных тематике подросткового суицида 34
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЛУХОВ СВЯЗАННЫХ С
«ГРУППАМИ СМЕРТИ». КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА «ГРУПП СМЕРТИ» В СМИ 52
2.1. Анализ информации об опасностях и моральные паники в СМИ и их
последствия 52
2.2. Распространение моральной паники, вызванной освещением деятельности
«Групп смерти» 68
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ХОДЕ МОРАЛЬНЫХ ПАНКИ В СВЯЗИ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ «ГРУПП СМЕРТИ» НА МАТЕРИАЛАХ КСИ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
Феномен моральной паники существует столько же, сколько существуют люди на земле. Этому явлению уже более тысячи лет — наши далёкие предки периодически объявляли кого-нибудь колдуном, пугались собственных слухов о нём и устраивали линчевание. Но сегодня, благодаря развитию средств коммуникации, распространять информационные вирусы куда легче: одним кликом вы расширяете аудиторию на несколько сотен человек. Новым видом моральной паники в современном обществе стала моральная паника вызванная реакцией на деятельность «Групп смерти».
Актуальность темы «Групп смерти» состоит в том, что современное российское общество в условиях ускорения глобализационных процессов и в виду последних технических достижений стало слишком перегружено различными информационными потоками, зачастую из вовсе не нужных сфер. В связи с этими изменениями совершенствования информационно сетевых технологий и увеличения возможностей средств массовых коммуникаций происходят значительные изменения в общественной жизни, отражающиеся в разрушении культурных норм и границ и возникновение такого понятия как «глобальная деревня» (Г.М. Маклюэн).
Значительная роль в этом процессе принадлежит СМИ, которые, удовлетворяют потребности массовой аудитории, ограничивают возможности индивидов в самостоятельном отборе, проверке и осмыслении фактов и тем самым универсализируют их восприятие мира. Современное общество развивается в условиях медиареальности, в которой средства массовых коммуникаций получили возможность конструировать социальные проблемы и программировать реакцию общества на них.
Наиболее плодотворное неблагоприятное влияние данная информационная обстановка оказывает непосредственно на не окрепшую детскую психику, а в основном на подростковую психику, в результате чего, как свидетельствует
довольно обильное количество публикаций современных средств массовой информации, является самоубийство.
Проблема подростковых суицидов - широко распространенное в современном мире явление. На протяжении уже многих десятилетий она не перестает существовать в нашей стране. Социальная проблема подростковых суицидов несет огромную опасность для нации, так как страдает наше будущее и из жизни уходят молодые, полные энергии и сил люди.
Группы смерти как считают некоторые эксперты являются основной нынешней угрозой для общества и подрастающего поколения. Они несут в себе не только деструктивные тексты, но и открытые призывы к суицидам, а также демонстрируют различные способы для суицида. Как указано в Большом толковом социологическом словаре, самоубийство - это (Англ. suicide; нем. Selbstmord.) уничтожение самого себя в результате собственных действий.
По мнению Дюркгейма, самоубийство это «каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах» .
Степень научной разработанности проблемы. Ни для кого не секрет что даже во времена в Римской империи, а также и до самого XX века, и позже подростковые суициды были неотъемлемой частью истории человечества. Однако сейчас данная проблема обрела новое исполнение - возникли так называемые «Группы смерти» склоняющие своих подписчиков к различного рода заданиям, конечным итогом которых является суицид данного подписчика.
Определение концепции понятия «моральная паника» осуществлена с помощью трудов С. Коэна, К. Томпсона, С. Холла, в которых рассматривались способы конструирования негативных социальных явлений и влияние средств массовой информации на массовое сознание.
Одной из главнейших причин распространения суицида, является, на наш взгляд, сложная и противоречивая обстановка в стране. Как известно, еще Э. Дюркгейм считал, что ситуация в стране влияет на рост числа самоубийств. Эмиль Дюркгейм, исследуя самоубийства, показал, каким образом средовые факторы, такие, как экономические условия, семейное положение, расовая или религиозная принадлежность, приводят к психоэмоциональному напряжению в различных жизненных ситуациях. Суицид является отражением взгляда индивида не только на себя, но и на отношение его к обществу. Знание различных социальных факторов, способствующих самоубийству, может быть полезно для оценки суицидального риска человека.
Интерес к проблеме самоубийства на протяжении истории неуклонно возрастал. Автором первого социологического исследования феномена самоубийства и основателем суицидологии был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Интерес к этой проблеме угасает: ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств. Самоубийство превратилось в одно из острейших проблем нашего общества.
Изучение моральных паник предполагает необходимость обращения к целому комплексу исследований, поскольку различные аспекты изучаемой темы находят отражение в работах, посвященных как непосредственно моральным паникам и социальным изменениям, так и нравственным ценностям, массовой коммуникации, манипулятивным технологиям, социальным рискам и угрозам, многие аспекты, рассмотрения которых пересекаются как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Для рассмотрения теоретических основ социальных изменений использовались классические работы П. Бергера, М. Вебера, О. Конта, Т. Лукмана, Н. Смелзера, П. Штомпки, а также современные работы Ю. Г. Волкова, Т. И. Заславской, В. В. Печенкина, Н. П. Щукиной, Н. А. Холодковой, В. Н. Ярской. Наиболее важными в связи с рассмотрением социальных изменений стали понятия «процесс» и «трансформация». При анализе процессуальных основ моральной паники использовались труды Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. А. Сорокина. Наиболее ценными для диссертанта стали идеи Э. Дюркгейма о социальной статике и социальной динамике, М. Вебера о влиянии ценностей на социальные структуры, П. А. Сорокина о социальном процессе как любом изменении изучаемого объекта в течение определенного времени.
Социологический подход к исследованию моральной паники был предложен в начале 1970-х гг. британским социологом Дж. Янгом в работе «Роль полиции в процессе усиления девиации». Исследователь обозначил «процесс массовой истерии» по поводу ряда девиаций в качестве моральной паники. Дальнейшая концептуализация понятия «моральная паника» осуществлена в трудах С. Коэна,К. Томпсона, С. Холла, в которых рассматривались способы конструирования негативных социальных явлений и влияние средств массовой информации на массовое сознание. Н. Бен-Йехуда, Э. Гуд акцентировали внимание на атрибутивных свойствах моральной паники и заинтересованности в них политических элит. Моральные паники как отдельное социальное явление, инспирируемое посредством медиа, изучали Х. Бернс, М. Вуд, К. Герти, Д. Даунс, Ч. Критчер, А. Марш, Г. Мэлвилл, С. Райт, П. Рок, А. Рохлофф, К. Томпсон, М. Флиндерс, К. Чинкин.
Механизмы влияния СМИ на общество стали предметом исследований Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, У. Липпмана, М. Маккомбса, Г. М. Маклюэна, Д. Рашкоффа, Д. Шоу. Особое место в анализе влияния медиа на массовое сознание занимают отечественные исследования, посвященные различным аспектам функционирования информационного общества (Ф. А. Айзятов, М. К. Горшков, М. Н. Назаров, В. В. Печенкин, В. А. Писачкин, И. Е. Поверинов, Н. К. Радина, Н. Л. Соколова). Изучением массового сознания как особой формы общественного сознания занимались Г. К. Ашин, Б. А. Грушин, Д. В. Ольшанский, А. М. Рюмин. Значительный интерес представляют работы, связанные с конфликтологическим подходом к исследованию коммуникации, с рассмотрением моральной паники как формы скандала (А. В. Дмитриев, А. А. Сычев). В российской науке теоретические подходы к изучению моральной паники опираются на идею о взаимосвязи «между медиа, вопросами ценностей и приписывания ценностей» (В. В. Семенова, А. И. Черных).
Процесс исследования моральных паник связан с анализом современных представлений о моральных нормах и ценностях. В этой связи было необходимым обращение к трудам А. Макинтайра, Ю. Хабермаса, а также отечественным работам по этике и социологии морали Р. Г. Апресяна, В. И. Бакштановского, М. Ю. Грыжанковой, О. Г. Дробницкого, Е. В. Мочалова, А. В. Прокофьева, Т. А. Рассадиной, Ю. В. Согомонова, В. М. Соколова и др.
Важную роль играют теоретические изыскания, посвященные изучению феномена «паника» в рамках психологического (С. Ю. Головин, Б. Э. Мур, А. П. Назаретян, Д. В. Ольшанский, Б. Д. Файн) и политологического (К. Н. Лобанов) подходов. В рамках социологии М. И. Витковская рассматривала панику в контексте концепции «тревожного ряда», включающей понятия «риск» и «стресс». Значительный вклад в осмысление социальных рисков как условий для возникновения моральной паники внесли труды У. Бека, Э. Гидденса. Научное обоснование феномена социального стресса как результата влияния социальных рисков на общество дали идеи Т. М. Резер и А. С. Штемберга.
В рамках диссертационных работ моральная паника рассматривалась относительно «Групп смерти» и конструирования их образа в информационно - сетевых ресурсах. Анализ имеющейся литературы показывает, что подавляющее большинство современных социологических исследований моральных паник посвящены изучению их связи со средствами массовой информации и манипулятивными технологиями. Однако социологический анализ моральных паник как фактора социальных изменений не осуществлялся, недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с влиянием моральных паник на управленческие решения, социальные институты и процессы.
Публикация Галины Мурсалиевой в 2016 году в «Новой Газете» и подобные привлекли внимание общественности к «Группам смерти», которые принуждают детей к самоубийствам, используя своего рода игру. Данная статья вызвала резонансную реакцию среди общественности, которая выразилась как в обвинении автора статьи в паранойе, отсутствии доказательной базы, так и активном интересом данными группами и вычислением анонимных создателей данных групп. Данное исследование предназначено для анализа последствий такого феномена общественного сознания, как моральная паника вызванная функционированием «Групп смерти».
Объект исследования моральные паники как социальный процесс.
Предмет исследования -механизмы формирования и распространения моральной паники в современных отечественных условиях.
Цель исследования - выявление и изучение «моральной паники» - способов конструирования образа «групп смерти» в информационно технологическом пространстве.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Определить теоретико-методологические основы анализа феномена моральной паники.
2. Проанализировать механизмы возникновения и распространения панических слухов.
3. Представить особенности формирования информационного пространства в ходе моральных панки в связи с функционированием «Групп смерти» на материалах КСИ.
4. Проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы.
5. Разработать рекомендации и пути предотвращения моральных паник в современных отечественных условиях.
Гипотезы исследования:
Я предполагаю, что группы смерти не являются причиной роста подростковых суицидов, что существуют акторы которым выгодно создавать и усугублять моральную панику вокруг групп смерти.
Ужесточение законодательства для доводящих до суицида и закрытие групп смерти не приведет к снижению подростковых суицидов.
Ажиотаж освещения информации о группах смерти и причислении подростковых суицидов к группам смерти провоцирует возникновение феномена моральной паники и возникновения волны самоубийств среди подростков.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В качестве методологических оснований диссертационной работы выступают структурно-функциональный подход (Т. Парсонс), конструктивистский подход (П. Бергер, Т. Лукман), конструкционистский подход к социальным проблемам (Дж. Бест, Ч. Боск, С. Хилгартнер), деятельностный подход (М. Арчер, П. Бурдье,Э. Гидденс).
Важную роль при выявлении социальных изменений, вызванных моральными паниками, сыграли теория социального действия (М. Вебер), теория структурации (Э. Гидденс), структуралистский конструктивизм (П. Бурдье), идеи развития информационного пространства (Г. М. Маклюэн).
Моральные паники как фактор социальных изменений исследуются с помощью количественных и качественных методов. Методика работы включает сбор (контент-анализ, полуструктурированное интервью экспертов, вторичный анализ данных, статистические данные), обработку и анализ эмпирических данных. Процедура сбора и анализа данных проводились в соответствии с принципами социологического исследования, предложенными в работах И. Ф. Девятко, В. А. Ядова.
Источниковую и эмпирическую базу исследования составили результаты проведенных диссертантом эмпирических количественных и качественных исследований в сочетании со вторичным анализом социологических данных:
1) контент-анализ анализ газетных публикаций в рубриках о суицидах российской прессы федерального («Российская газета», «Новая Газета», «Аргументы и Факты») и республиканского («Республика Татарстан», «Аргументы и Факты Казань») уровня (2007-2018 гг.), который основан на сплошном обследовании текстового материала (N=1000). Эмпирические данные проанализированы с помощью описательной статистики с применением пакета программ SPSS;
2) экспертное интервью по проблеме «Групп смерти», работниками, участвующими в деятельности СМИ, конструирующих проблему «Г рупп смерти» в СМК (N=2), со специалистами в области психологии (N=2), с сотрудниками полиции (N=1);
3) анализ статистических данных ФСГС РФ;
4) данные опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения и Фондом общественного мнения по вопросам отношения к подростковым суицидам, «Группам смерти», оценки их деятельности: «Прессвыпуск № 3122. Детские самоубийства: кто виноват и что делать?» (2016), Пресс - выпуск № 3257. Трагедия в Псковской области: подростки как группа риска.»(2016);
5) данные вторичного анализа материалов исследований Мониторинга актуального фольклора «ГРУППЫ СМЕРТИ»: ОТ ИГРЫ К МОРАЛЬНОЙ ПАНИКЕ (2017).
Обширное привлечение специальной литературы по проблеме исследования в сочетании с указанными источниками, эмпирической базой исследования позволяют обеспечить достоверность и обоснованность полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены теоретические подходы к изучению моральных паник, проведен социологический анализ моральных паник;
- рассмотрено процессуальное направление анализа моральной паники, учитывающее особенности и условия возникновения моральных паник, предложено авторское определение моральных паник;
- с опорой на статистические данные и данные контент-анализа определены волны моральных паник и проведен анализ вызванных ими социальных изменений;
- выявлены виды моральных паник, сконструированных в Интернетпространстве, на основе данных интервью экспертов конкретизированы мотивационные установки для создания моральных паник, определены их конечные последствия, как для общества, так и для самих медиа.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что содержание и результаты исследования могут служить теоретической базой для дальнейших научных изысканий. Результаты исследования могут быть учтены в деятельности государственных структур, а также при разработке методик по предотвращению волн моральной паники.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для чтения лекций и спецкурсов в высших и средних учебных заведениях по дисциплинам: «Общая социология», «Социология семьи», «Социальная психология», а также при разработке исследовательских программ, изучающих моральные паники.
Апробация работы. Материалы исследования опубликованы в докладе и представлены на научно-практической конференции «Казанские социологические чтения» (Казань, май 2018 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Моральные паники будут неотъемлемой частью, общества пока будут существовать выгодоприобретатели от их существования. Предупреждение самоубийств представляет собой весьма непростую, но выполнимую комплексную задачу, решение которой возможно при взаимодействии различных структур общества (государственные органы, социальный сектор, учреждения образования, охраны правопорядка, здравоохранения, религиозные организации, СМИ). Как показало исследование, чем больше мы создаем панику вокруг какого либо явления, тем более привлекательным оно становится для детей и тем чаще они хотят узнать что это. Родители запретами провоцируют желание детей наперекор их словам погрузиться в эти игры.
Важное значение имеет характер освещения СМИ проблемы суицида и конкретных случаев суицидальных актов. Специалисты СМИ могут и должны внести свой вклад в осознание обществом проблемы самоубийств и формирование реалистичных, не искаженных предрассудками представлений о самоубийстве, а также способствовать распространению образовательной информации о депрессии, признаках суицидального риска, способах психологической помощи и лечения психических расстройств, предоставляя информацию о местных ресурсах социальной, психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи.
Основной научной стратегией настоящего диссертационного исследования являлось формирование представления о моральной панике как об одной из причин изменений в обществе. На примере моральной паники вызванной информацией о «Группах смерти» можно отследить какие изменения в обществе эта информация повлекла. Были внесены изменения в законодательную базу, установлены новые требования к операторам интернет связи и популярным мессенджерам. Поляризация восприятия у индивидов различных ситуаций приводит к тому что в обществе происходит переосмысление стандартной системы ценностей, норм, моралей и установок.
Анализ литературы по теме диссертационного исследования указал на существующие пробелы в области изучения моральных паник:
- моральные паники преимущественно изучались представителями зарубежной социологической науки;
- моральные паники в России рассматривались учеными исключительно в рамках конкретных социальных проблем;
- крайне мало информации моральных паниках прошлых лет и их анализа с социологической точки зрения;
- нет максимально развернутых предписаний и рекомендаций по борьбе с моральными паниками.
Исследования моральных паник и изменений, которые они вызывают в обществе в современной Российской социологической науке относительно новы, но имеют весьма перспективное будущее. На основе этих исследований можно предсказать социальные изменения в случае прохождения волн моральной паники.
Реализованный в данной работе подход, сочетающий в себе теории социального действия и структурный функционализм, социальный анализ, теории социального конструирования реальности, позволили определить концепцию, представлений об нестабильности социальных изменений в результате существования моральных паник: конструктивных (изменения об общественной осведомленности; изменение смысла социальной действительности; объединения общества против единого «врага»; разработки новых форм социального, административного, процессуального регулирования; укрепления социальных границ общества) и деструктивных (намеренное искажение реальной социальной действительности; разрыв связей между социальными группами и общностями; поиски «виновного», стигматизация «врага»; распространение карательных методов решения проблемы; усиление тревог и страхов в обществе).
На основании социологического анализа было дано определение понятию моральной паники, определения как состояния массового и индивидуального сознания, обращая особое внимание на бесконтрольность, аффективность реакций. Это явление может нанести реальный вред обществу, оно несет угрозу своей неконтролируемостью и стихийностью. Моральная паника способна разрушить устоявшуюся систему духовных ценностей, нравственноморальных норм. Они способны кардинально преобразовать общество на законодательном, административном уровне.
Особенно много по концентрации моральных паник, которые связаны с наиболее уязвимыми группами общества, такими как дети и подростки.
Данные социальные группы могут выступать как в качестве субъекта, так и объекта моральной паники, поскольку в различных контекстах представляют собой либо «жертву», либо «нарушителя».
В ходе исследования было выявлено, что определяющим условием для возникновения моральной паники становится информатизация общества на фоне нарастающих рисков, что сопровождается моральной неопределенностью. СМИ выполняют роль посредника, при помощи которого заинтересованные акторы воздействуют на общество, стигматизируя «виновников».
Результаты теоретического анализа проблемы легли в основу эмпирической части исследования. Концептуализация моральных паник как фактора социальных изменений потребовала применения синтеза методов: как количественных (контент-анализа интернет газет федеральных, региональных изданий и веб-ресурсов на предмет конструирования моральных паник связанных с «Группами смерти» на просторах Интернета), так и качественных (полу структурированного экспертного интервью. Экспертами (n=5) выступили деятели СМИ, психологи, а также сотрудники полиции. Акторы традиционных СМИ, оценив возможности конструирования моральной паники на новом поле, начинают представлять свои продукты в Интернете, тем самым расширяя границы доступности информации и расширяя. Сочетание контент-анализа федеральных, региональных интернет изданий, а также вторичного анализа данных социологических центров и лабораторий позволило сделать вывод, что социальное регулирование моральных паник основано на правовой форме контроля и запретительных мерах.
Вследствие принятия новых законов (о ужесточении ответственности за доведение до суицида через интернет, ужесточения контроля в сети интернет и проч.), юридически фиксирующих вину признанных «нарушителей» и защищающие интересы остального социума от подобного рода «нарушителей», в обществе происходит чувство удовлетворения наказанием «нарушителя», что в конечном итоге приводит к угасанию уровня моральной паники.
Полученные в ходе экспертного интервью данные определили, что негативные эмоции вызывают у подверженных моральной панике те люди, которые здраво осознают то, что данная моральная паника не является реальным отношением общественности к произошедшему, а также осознают возможную искусственность и необходимость моральной паники для определенных элементов общества, например для государственной власти — с целью ужесточения ответственности за деяния, или для СМИ с целью оставаться на вершине новостных медиа волн. При этом как для первых, так и для вторых моральная паника может обернуться иными последствиями. Они могут потерять свой статус и уважение в профессиональных кругах.
Изучая моральные паники крайне необходимо максимально сопоставлять реакцию общественности на ситуацию и статистические данные отражающие действительность. Можно выявить рост частоты упоминаний, выявить как именно медиа каналы конструируют эту ситуацию и ее реальную сущность, выявить степень угрозы. В том случае будет возможность сделать выводы о манипуляциях СМИ с общественным сознанием, когда в следствии преднамеренных «подогреваний» ажиотажа к определенного рода ситуациям в социальной действительности, предвзятости их освещения СМИ в социуме возникает реакция моральной паники.
В качестве практических рекомендаций было определено, что необходимо регламентировать распространение различных сообщений о чрезвычайных ситуациях, террористических атаках и массовых суицидах, не подкрепленных реальными фактами и документами. Перестать пользоваться в своем мировоззрении жесткой полярностью на плохое/хорошее, разрешить себе большую гибкость в рассуждениях и отношениях к чему бы то ни было. Отказаться от прочтения любого источника информации, который пробуждает те или иные сильные чувства, эмоции. Как минимум, в прочтении таких статей, репортажей, сознательно дистанцируйтесь, сохраняйте критичность к той информации с которой вы знакомитесь. Необходимо воспитывать критичность индивидов к транслируемой информации. Как можно чаще задавайте себе вопрос, а что я об этом думаю? А для меня это нормально, приемлемо, хорошо? Запретить себе пересылать любые статьи, сообщения, которые эмоционально нагружены, вызывают сильный эмоциональный отклик на какую-то тему, происшествие, событие.
Результаты проведенного исследования способствуют целостному анализу феномена моральной паники как социального процесса, в современном обществе, каналов его распространения. Анализу роли в формировании и изменении ценностей, норм и установок индивидов. Результаты диссертационного исследования позволят подробнее осуществлять прогнозирование, анализирование и выявление моральных паник, а также разрабатывать механизмы их предотвращения в жизни общества. Следование рекомендациям в подаче материала о суицидах поможет минимизировать вред, не приводя к отказу от освещения проблемы самоубийств в целом.