Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ 9
1.1. Специфика исследовательской деятельности
обучающихся 9
1.2 Функции исследовательской деятельности 14
1.3 Содержание и формы исследовательской деятельности
обучающихся 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2 ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РТ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ИНТЕРЕСНАЯ НАУКА В ШКОЛУ» 28
2.1 Специфика проекта Елабужского института КФУ «Интересная наука в
школу» 28
2.2 Реализация проекта «Интересная наука в школу» 32
2.3 Методические рекомендации организации образовательного проекта на
примере «Интересная наука в школу» 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Актуальность исследования. Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации российского образования. Современный мир требует от человека умения быстро мобилизироваться и находить неординарные способы решения встающих перед ним задач. Так изменения, которые происходят в нашем обществе, требуют от современного человека совершенно новый тип мышления. Возможности находить альтернативные способы решения, возникающих перед ним задач.
Для современного человека очень важно, чтобы знания были результатом его собственных усилий, для этого нам необходимо создавать условия для развития их познавательной деятельности.
Сделать это можно на основе системно-деятельностного подхода, который является основой ФГОС второго поколения. Информационный шум приводит к тому, что обучающиеся не могут сосредоточиться на усвоении различных знаний, не знают, как работать с исследовательскими разработками, не до конца понимают смысл научных достижений в растущем информационном потоке.
Одной из основных целей профильного обучения является развитие у обучаемых способности видеть проблему, находить альтернативные и нестандартные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения обучающимися инструментарием исследовательской деятельности.
Но в педагогической среде помимо понятия «исследовательская деятельность» выделяют такие понятия, как «исследовательское обучение», «исследовательские методы обучения», которые часто не имеют определенного теоретического наполнения, а поэтому не способствуют совершенствованию образовательной практики.
Принято считать, что исследовательская деятельность это способ формирования новых знаний о мире, но это не совсем так. Исследовательская деятельность в своем роде является определенным типом мышления, который способствует формированию мировоззрения, а также способности преобразовывать окружающий мир
К сожалению, способы передачи, тиражирования исследовательской технологии в образовательной системе требует конкретной методической составляющей.
Организация исследовательской деятельности обучающихся возможна только при соответствующем методическом обеспечении на всех ступенях общеобразовательного процесса, что также требует специального научного поиска.
Таким образом, мы видим, что исследовательский способ обучения лишь недавно стал активно обсуждаться в образовательной среде, но пока не имеет достаточной теоретической базы, а реализация на практике остается минимальной.
С учетом этого и была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Научно-исследовательская деятельность школьников в рамках проекта «Интересная наука в школу».
Анализ литературы дает нам понять, что на данный момент в науке есть теоретические основы для создания условий реализации исследовательского подхода в обучении
Мы можем рассмотреть работы посвященные: научно-исследовательской и познавательной деятельности в индивидуально- личностном становлении: Н.М. Борытко, А.Н. Кузибецкий «Исследовательская деятельность учащихся в контексте профильного обучения»; Н.Ф. Родичев, Е.В. Тяглова «Исследовательская деятельность как основа формирования мировоззренческих убеждений»; Л.И. Божович, В.С. Ильин, А.К. Маркова, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина, П.И. Якобсон «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся»;
А также рассмотреть исследования, посвященные содержанию и формам организации исследовательской деятельности: Е.Е. Чудина «Учебно-исследовательские проекты»; М.И. Еременко «Развивающий потенциал имитационного моделирования», С.Н. Чистякова и др. «Методические рекомендации по практической реализации профильного обучения»; Н.К. Сергеев «Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности»; Г.С. Сухобская «Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся.
На практическом опыте современного российского образования все чаще обнаруживаются следующие противоречия, в условиях необходимости поисково-исследовательских методов в образовательном процессе мы имеем небольшую теоретическую базу по данному вопросу.
Огромное количество педагогов и исследователей видят необходимость в организации исследовательской деятельности в течение всего школьного обучения.
К сожалению, мы должны отметить, что эти тенденции не получили качественного теоретического осмысления.
Все более актуальной становится проблема недостаточной разработки научных оснований организации исследовательской деятельности обучающихся в школе на всех ступенях обучения.
Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает, что не раскрыты в полном объеме развивающий потенциал исследовательской деятельности; принципы и способы ее организации во время образовательного процесса. Мало разработаны особенности построения учителем содержания и форм совместной учебно-познавательной деятельности на всех ступенях обучения.
Так вышесказанное дает нам понять, что данная тема не имеет достаточно разработанную теоретическую базу, что затрудняет применение исследовательского подхода в обучении.
Объект исследования - организация научно - исследовательской деятельность обучающихся в современной российской школе.
Предмет исследования - реализация проекта «Интересная наука в школу» в формировании и актуализации интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Цель исследования - изучить и разработать практические рекомендации организации научно-исследовательской деятельности обучающихся с помощью образовательных проектов
В своем исследовании мы исходим из гипотезы, что научно-исследовательская деятельность обучающихся стимулируется не только на уроках, но также в рамках сотрудничества с высшими учебными заведениями, где ярким примером является проект Елабужского института Казанского федерального университета «Интересная наука в школу», в рамках научно-образовательного центра изучения молодежных культур. Коллаборации такого рода способствуют увеличению интереса к научной деятельности у обучающихся.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить теоретические аспекты российского опыта в организации научно-исследовательской деятельности в школе.
2. Охарактеризовать способы организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках.
3. Рассмотреть реализации проекта «Интересная наука - в школу».
4. Разработать практические рекомендации организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.
В процессе исследования применялась система следующих методов: теоретические, среди которых: анализ научно-методической литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
Эмпирические - опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), изучение педагогической документации, обобщение педагогического опыта и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Эмпирическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводившаяся в школах Республики Татарстан, а именно: Елабуги (СОШ №8, СОШ №9, СОШ №10, Гимназия №2), Нижнекамска, Набережных Челнов, Менделеевска в количестве 120 респондентов.
Научная новизна результатов исследования состоит в конкретизации образовательного потенциала исследовательской деятельности учащихся в школе.
Мы попытались уточнить логику в преемственности содержания, методов и организационных форм исследовательской деятельности обучающихся на разных ступенях обучения.
Также мы предприняли попытку теоретического обоснования принципов и технологических этапов педагогического взаимодействия на всех ступенях общего среднего образования, а также необходимое методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся, которое оптимальным образом обеспечивает реализацию образовательного потенциала исследовательской деятельности.
Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что данные исследования можно будет использовать как в практике общеобразовательных школ, так и высших учебных заведений. Методические рекомендации и опыт в реализации проекта будут полезны как для обычного учителя, так и любого желающего планирующего выпустить свой образовательный проект.
Апробация материалов выпускной квалификационной работы исследования осуществлялась: в защите проекта « Интересная наука в школу» в конкурсе лучший студенческий проект КФУ 2017, а также опубликованных научных статьях.
Работа состоит из: введения, двух глав, разделенных на параграфы, выводам по главам, заключения и списка использованной литературы и приложений.
Исследовательский подход в российском образовании стал реализовываться совершенно недавно, но уже зарекомендовал себя как один из самых эффективных и имеет огромный интерес у педагогов и исследователей. Одной из главных проблем данного подхода является отсутствие достаточной теоретической базы и опыта практического применения.
Исследовательский подход имеет разные формы и способы реализации, начиная с ранних способов освоения исследовательских навыков на уроке, заканчивая реализацией своих идей через научно-образовательные проекты. Здесь важен анализ сильных и слабых сторон данного подхода. Исследования проводившейся по данному вопросу, дают положительную оценку данной форме работы. Особенно важным для нас стало рассмотрение образовательных проектов в формировании научно-исследовательских способностей и навыков обучающихся.
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы решили рассмотреть, влияние научно-образовательных проектов на повышении мотивации занятием научно-исследовательской деятельностью. В результате проведенного исследования, сформулированная нами гипотеза нашла свое подтверждение: научно-исследовательская деятельность обучающихся стимулируется не только на уроках, но и в рамках сетевого взаимодействия «вуз-школа», примером которого является реализации образовательного проекта «Интересная наука в школу».
В нашей работе был рассмотрен опыт реализации исследовательского подхода в современном российском образовании, проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу. Ключевым звеном нашей выпускной квалификационной работы стало рассмотрение форм реализации исследовательской деятельности обучающихся.
Особое внимание мы уделили рассмотрению вопроса о формах реализации исследовательской деятельности обучающихся. Основным требованием к реализации исследовательской деятельности являет учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Функции исследовательской деятельности такие как: мировоззренческая, ориентационная, рефлексивная, побудительная, познавательная, являются основополагающими в развитии личности, что является основной целью современного российского образования.
Также нам удалось провести полный анализ функционирования и реализации проекта Елабужского института КФУ «Интересная наука в школу». Полученные данные в полной мере могут показать эффективность реализации научно-образовательных проектов данного рода для повышения исследовательского интереса обучающихся. Из полученных нами данных мы сделали следующие важные выводы. Образовательные проекты такого рода способны решать несколько образовательных задач. В нашем случае помочь студентам педагогических направлений обучения получить дополнительный опыт работы с обучающимися, а также расширить образовательный и научный интерес среди молодежи.
Данные опросов показывают повышение исследовательского интереса среди обучающихся, но даже успешная реализация данного проекта не создает достаточных условий для формирования в полной мере исследовательских навыков. В данной работе мы пришли к выводу, что в нашей стране необходимо увеличить финансирование и поддержку для реализации проектов подобного рода. Уровень популяризации интереса к научно-исследовательской деятельности остается повсеместно довольно низким, что является еще одной проблемой современного образования.
В рамках данной работы мы выяснили, что на данный момент существует ограниченное число источников информации и научных работ по организации как исследовательской деятельности в школе, так и организации образовательных проектов для формирования научного интереса обучающихся.
Итогом нашей исследовательской работы стало создание методических рекомендаций по реализации научно-исследовательских и образовательных проектов. На основе опыта организации проекта «Интересная наука в школу» нам удалось описать удачный опыт в реализации проекта. Дать практические рекомендации в создании проектов данного рода, а самое главное предостеречь от основных ошибок при реализации работы.
Таким образом, мы считаем, что данные рекомендации будут полезны как педагогам практикам, так и студентам и работникам в сфере науки и образования, которые в будущем захотят реализовать свои образовательные проекты.
В заключении стоит сказать, что в рамках данной выпускной квалификационной работы нам удалось достичь поставленных нами целей и задач. Нами был проведен анализ работ посвященных теме научно-исследовательской деятельности обучающихся, а самое главное нами были разработаны методические рекомендации по их реализации.
При этом стоит отметить, что данная работа не раскрывает всех аспектов данной педагогической проблемы и работа в данном направлении должна продолжаться еще долгое время. Рекомендации, разработанные нами, могут быть внедрены для совершенствования теоретических исследований в данном направлении, а также взяты для практического применения и использования.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М: Просвещение, 1980. — 334 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - Т. 4. - 365 с.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
4. Закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 // [Электронный ресурс]. - URL: //http://base.garant.ru. (дата обращения: июнь, 2019).
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2011. - 512 с.
6. Информационные системы в системе образования // Закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012. (ред. От 25.12.2018). - Ст. 98. // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: июнь, 2019).
7. Каган М.С. Философия культуры. - СПб: Питер, 1996. - 414 с.
8. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М: 1985. - 385 с.
9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4 изд. - М: Просвещение, 1981. - 584 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М. : Политиздат, 1977. - 320 с.
11. Одинцова Н.И. Организация уроков — теоретических исследований // Научно-практический журнал школьного технолога. - 2002. - №2. - С. 97-99.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2002. - 720 с.
13. Романова И.Б. Образовательные проекты в вузе // Интеграция образования. - 2013. - № 1.- C. 43-47.
14. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя : дис. ... д-р. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград, 1998. - 80 с.
15. Педагогика / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H., Под ред. Сластенина В.А. - М: Академия, 2010. - 576 с.
16. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. - М: Владос, 2007. - 227с.
17. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? - М: Первое сентября 2013. - 44 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Приказ №1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/55170507. - (дата доступа: июнь, 2019).
19. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. - 7 изд. - М: Республика, 2001. - 719 с.
20. Чистяков Д. К Исследовательская работа школьников // К юбилею Нобелевского лауреата академика H.H. Семенова. - 2006. - №2. - С. 113.
21. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М., 1986. - С. 36 -37.
22. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. - М: 1997. - 78 с.