МЕЛАНХОЛИЧЕСКАЯ ШКОЛА» В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 1780-1870-Х ГОДОВ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ТИПОЛОГИЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ
|
Введение 2
1. Глава I. Становление русской «Меланхолической школы». Первый этап
развития 7
1.1. Теория меланхолии и историко-литературный контекст первого этапа
«Меланхолической школы 7
1.2. Поэты первого этапа русской «Меланхолической школы» 12
2. Глава II. Поэзия Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева - эпицентр первого
этапа «Меланхолической школы» 16
2.1. Н.М. Карамзин и «Меланхолическая школа» 16
2.2. Меланхолическая поэтика в лирике Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева: 33
сходства и различия
3. Глава III. 3 этап развития русской «Меланхолической школы» 40
3.1. Я.П. Полонский и А.Н. Апухтин как представители второго этапа 40
«Меланхолической школы» в России: мотивы, образы, типология
3.2. Мотивы «Меланхолической школы» в медитативной лирике Я.П. 44
Полонского и А.Н. Апухтина
3.3. С.Я. Надсон и «Меланхолическая школа» 63
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 76
1. Глава I. Становление русской «Меланхолической школы». Первый этап
развития 7
1.1. Теория меланхолии и историко-литературный контекст первого этапа
«Меланхолической школы 7
1.2. Поэты первого этапа русской «Меланхолической школы» 12
2. Глава II. Поэзия Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева - эпицентр первого
этапа «Меланхолической школы» 16
2.1. Н.М. Карамзин и «Меланхолическая школа» 16
2.2. Меланхолическая поэтика в лирике Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева: 33
сходства и различия
3. Глава III. 3 этап развития русской «Меланхолической школы» 40
3.1. Я.П. Полонский и А.Н. Апухтин как представители второго этапа 40
«Меланхолической школы» в России: мотивы, образы, типология
3.2. Мотивы «Меланхолической школы» в медитативной лирике Я.П. 44
Полонского и А.Н. Апухтина
3.3. С.Я. Надсон и «Меланхолическая школа» 63
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 76
В человеческом обществе и культуре, переживающих в различные эпохи психологический кризис, особо актуальной становится проблема меланхолии как психологического явления. Люди, подверженные меланхолическим переживаниям, пытаются «излечиться», посещая психологов, участвуя в специальных аутотренингах. Однако не стоит забывать, что меланхолия не только «болезнь», но и лекарство души, её «аутотренинг», на котором она способна наоборот излечить от печали. Для более точного определения проблемы меланхолии необходимо учитывать, что колыбелью этого явления в России стала именно интересующая нас в данной работе «Меланхолическая школа», сложившаяся в конце XVIII века и во многом повлиявшая на творчество как поэтов-сентименталистов, так и последующих писателей. Все эти факторы - доказательства актуальности избранной темы.
Кроме того, явление меланхолии - один из ярких примеров междисциплинарных предметов научного исследования, на стыке словесности, филологии, психологии, истории и философии.
Предметом нашего исследования выступают процессы возникновения и развития «Меланхолической школы» в русской поэзии от конца XVIII века до второй половины XIX столетия.
Объектом изучения становятся типологические особенности явления «Меланхолической школы» этого времени на мотивно-тематическом и жанровом уровне.
Материалом анализа послужили стихотворения как поэтов- основателей меланхолической традиции, Николая Михайловича Карамзина и Ивана Ивановича Дмитриева, так и наиболее характерных
представителей «Меланхолической школы» второй половины XIX века - Якова Петровича Полонского и Алексея Николаевича Апухтина. При необходимости нами привлекается и более обширный контекст, обусловленный меланхолическими мотивами в русской философской лирике от В.А. Жуковского до С.Я. Надсона
Русская «Меланхолическая школа» - довольно камерное явление, возникшее в русле литературы сентименталистско -предромантического периода и просуществовавшая вплоть до второй половины XIX века. В её основе лежит, как уже следует из названия, явление меланхолии, которое существует в литературе в двух ипостасях: есть «светлая» меланхолия и меланхолия «тёмная», иначе их называют «идиллической» и «кладбищенской», соответственно. «Идиллическая» меланхолия тяготеет к сентименталистской эстетике, а «кладбищенская» меланхолия предвосхищает и питает затем романтическое направление в литературе. Явление меланхолии двойственно по своей природе, оно представляет собой не только некое психологическое заболевание, но и пути исцеления от него, некий «контрдепрессант» (по определению меланхолии Юлией Кристевой) [Кристева 2016: 58].
«Меланхолическая школа» зарождалась в переходное время (сентименталитско-предромантический период), и наиболее активно она выражает себя именно в такие сложные эпохи. На данный момент «Меланхолическая школа» проживает 3 этапа:
1) Конец XVIII - начало XIX века, наиболее яркими представителями «Меланхолической школы» в это время стали Н.М. Карамзин и И.И. Дмитриев.
2) Вторая половина XIX века, время, когда закатилась лермонтовская звезда, эпоха Я.П. Полонского и А.Н. Апухтина. Стоит отметить, что на
этом этапе «Меланхолическая школа» начинает уходить в массовую литературу, свидетельством чему может послужить С.Я. Надсон
3) 1990-2010-е годы,
Отметим, что мы говорим именно о «Меланхолической школе», поскольку целый ряд типологических черт этого в интересующем нас явлении - налицо. Школа в литературоведении - объединение литераторов на основе схожих художественных принципов. Принадлежащими к одной школе обычно признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности (тематики, стиля) (см. подробнее: [Крупчанов 2005].
В современном литературоведении уже неплохо изучены приметы меланхолии у В.А. Жуковского (И.Ю. Виницкий, А.Г. Садовников), авторов Серебряного века (М.П. Сергеев, В.С. Гордова, Л.В. Гармаш, О.В. Хитальский)
Вместе с тем, все еще немало «белых пятен» в вопросах исследования меланхолического направления в русском сентиментализме и позднем романтизме. Нередко изучение сводится только к локальным жанровым моделям: посвящение (Н.Д. Кочеткова), элегии (В.Э. Вацуро).
Новизна нашей работы заключается в попытке целостного изучения идеологии меланхолии и её становления в отечественной литературной культуре периода расцвета сентиментализма и зрелого, а также позднего романтизма, что связано с нашим стремлением сопоставить эволюцию меланхолических мотивов в наследии различных представителей «Меланхолической школы».
Цель нашей работы - исследовать генезис и эволюцию русской «Меланхолической школы» 1780-1870 гг. в её идеях, образах и мотивах с привлечением лирики поэтов данного периода.
1. рассмотреть в обзоре историю возникновения «меланхолического направления» в Европе и России;
2. исследовать, с привлечением ряда менее известных посланий и элегий поэта, специфику восприятия Меланхолии в стихотворных произведениях Н.М. Карамзина и сопоставить её с особенностями восприятия Меланхолии И.И. Дмитриевым
3. проанализировать в сопоставлении какие традиции и на каких уровнях поэтики наследуют от «меланхолического направления» в мировой литературе Я.П. Полонский и А.Н. Апухтин;
4. выявить общие типологические особенности и тематические стратегии «Меланхолической школы» на изученном материале, при необходимости привлекая предшествующий и последующий контексты.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованных источников и литературы:
В первой главе работы рассматривается теория меланхолии и историко-литературный контекст вокруг первого этапа «Меланхолической школы»
Вторая смысловая часть исследования посвящена изучению меланхолических мотивов в лирике Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева
Третья глава освещает развитие и типологию второго этапа русской «Меланхолической школы» (на примере А.Н. Апухтина и Я.П. Полонского) и перспективы её развития
Методы исследования:
1) историко-типологический - мы рассматриваем творчество каждого из интересующих нас поэтов в контексте эпохи и жанрово-тематической типологии «Меланхолической школы»;
2) сравнительно-типологический - нами сравнивается творчество поэтов и их открытия в «Меланхолической школе» в свете диалога различных культур через явление меланхолии;
3) психологический - он помогает изучить творчество поэтов, опираясь не только на существующую литературную и литературоведческую традицию, но и на их психологический облик.
4) историко-функциональный - нас интересует общественно-культурный контекст вокруг явления «Меланхолической школы»
Кроме того, явление меланхолии - один из ярких примеров междисциплинарных предметов научного исследования, на стыке словесности, филологии, психологии, истории и философии.
Предметом нашего исследования выступают процессы возникновения и развития «Меланхолической школы» в русской поэзии от конца XVIII века до второй половины XIX столетия.
Объектом изучения становятся типологические особенности явления «Меланхолической школы» этого времени на мотивно-тематическом и жанровом уровне.
Материалом анализа послужили стихотворения как поэтов- основателей меланхолической традиции, Николая Михайловича Карамзина и Ивана Ивановича Дмитриева, так и наиболее характерных
представителей «Меланхолической школы» второй половины XIX века - Якова Петровича Полонского и Алексея Николаевича Апухтина. При необходимости нами привлекается и более обширный контекст, обусловленный меланхолическими мотивами в русской философской лирике от В.А. Жуковского до С.Я. Надсона
Русская «Меланхолическая школа» - довольно камерное явление, возникшее в русле литературы сентименталистско -предромантического периода и просуществовавшая вплоть до второй половины XIX века. В её основе лежит, как уже следует из названия, явление меланхолии, которое существует в литературе в двух ипостасях: есть «светлая» меланхолия и меланхолия «тёмная», иначе их называют «идиллической» и «кладбищенской», соответственно. «Идиллическая» меланхолия тяготеет к сентименталистской эстетике, а «кладбищенская» меланхолия предвосхищает и питает затем романтическое направление в литературе. Явление меланхолии двойственно по своей природе, оно представляет собой не только некое психологическое заболевание, но и пути исцеления от него, некий «контрдепрессант» (по определению меланхолии Юлией Кристевой) [Кристева 2016: 58].
«Меланхолическая школа» зарождалась в переходное время (сентименталитско-предромантический период), и наиболее активно она выражает себя именно в такие сложные эпохи. На данный момент «Меланхолическая школа» проживает 3 этапа:
1) Конец XVIII - начало XIX века, наиболее яркими представителями «Меланхолической школы» в это время стали Н.М. Карамзин и И.И. Дмитриев.
2) Вторая половина XIX века, время, когда закатилась лермонтовская звезда, эпоха Я.П. Полонского и А.Н. Апухтина. Стоит отметить, что на
этом этапе «Меланхолическая школа» начинает уходить в массовую литературу, свидетельством чему может послужить С.Я. Надсон
3) 1990-2010-е годы,
Отметим, что мы говорим именно о «Меланхолической школе», поскольку целый ряд типологических черт этого в интересующем нас явлении - налицо. Школа в литературоведении - объединение литераторов на основе схожих художественных принципов. Принадлежащими к одной школе обычно признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности (тематики, стиля) (см. подробнее: [Крупчанов 2005].
В современном литературоведении уже неплохо изучены приметы меланхолии у В.А. Жуковского (И.Ю. Виницкий, А.Г. Садовников), авторов Серебряного века (М.П. Сергеев, В.С. Гордова, Л.В. Гармаш, О.В. Хитальский)
Вместе с тем, все еще немало «белых пятен» в вопросах исследования меланхолического направления в русском сентиментализме и позднем романтизме. Нередко изучение сводится только к локальным жанровым моделям: посвящение (Н.Д. Кочеткова), элегии (В.Э. Вацуро).
Новизна нашей работы заключается в попытке целостного изучения идеологии меланхолии и её становления в отечественной литературной культуре периода расцвета сентиментализма и зрелого, а также позднего романтизма, что связано с нашим стремлением сопоставить эволюцию меланхолических мотивов в наследии различных представителей «Меланхолической школы».
Цель нашей работы - исследовать генезис и эволюцию русской «Меланхолической школы» 1780-1870 гг. в её идеях, образах и мотивах с привлечением лирики поэтов данного периода.
1. рассмотреть в обзоре историю возникновения «меланхолического направления» в Европе и России;
2. исследовать, с привлечением ряда менее известных посланий и элегий поэта, специфику восприятия Меланхолии в стихотворных произведениях Н.М. Карамзина и сопоставить её с особенностями восприятия Меланхолии И.И. Дмитриевым
3. проанализировать в сопоставлении какие традиции и на каких уровнях поэтики наследуют от «меланхолического направления» в мировой литературе Я.П. Полонский и А.Н. Апухтин;
4. выявить общие типологические особенности и тематические стратегии «Меланхолической школы» на изученном материале, при необходимости привлекая предшествующий и последующий контексты.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованных источников и литературы:
В первой главе работы рассматривается теория меланхолии и историко-литературный контекст вокруг первого этапа «Меланхолической школы»
Вторая смысловая часть исследования посвящена изучению меланхолических мотивов в лирике Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева
Третья глава освещает развитие и типологию второго этапа русской «Меланхолической школы» (на примере А.Н. Апухтина и Я.П. Полонского) и перспективы её развития
Методы исследования:
1) историко-типологический - мы рассматриваем творчество каждого из интересующих нас поэтов в контексте эпохи и жанрово-тематической типологии «Меланхолической школы»;
2) сравнительно-типологический - нами сравнивается творчество поэтов и их открытия в «Меланхолической школе» в свете диалога различных культур через явление меланхолии;
3) психологический - он помогает изучить творчество поэтов, опираясь не только на существующую литературную и литературоведческую традицию, но и на их психологический облик.
4) историко-функциональный - нас интересует общественно-культурный контекст вокруг явления «Меланхолической школы»
Наше исследование, проводившееся в течение ряда лет, даёт
основание подвести некоторые итоги.
«Меланхолическая школа», возникшая в России в конце XVIII века,
органично вошла в литературу последующего столетия. Наиболее ярко она
проявляла себя в сложные переходные периоды истории, что кажется
вполне закономерным: общество, находящееся в «подвешенном»
состоянии, погружается в меланхолию, которую в своём творчестве и
транслируют поэты.
Меланхолия, ключевое для нашей работы понятие, определяется
нами как психологическое состояние не столько печальное, сколько
светлое возвышенное, мы признаём в ней не только заболевание, но и
попытку исцеления от депрессии, некий «контрдепрессант» (по
определению Юлии Кристевой). Мы также разводим понятия меланхолии
и депрессии на основании того, что меланхолия провоцирует человека на
рефлексию и творчество.
Кроме того, важным при изучении данного явления представляется
эстетизация смерти, свойственная людям, подверженным
меланхолическим переживаниям.
Прослеживая эволюцию «Меланхолической школы», мы пришли к
выводу, что она стала одним из векторов развития русской литературы от
сентиментализма к символизму. В сентиментализме, ставшем колыбелью
русской «Меланхолической школы» ещё оставался отстранённый взгляд на
явление меланхолии и дидактизм. В романтизме «Меланхолическая
школа» начала погружаться вглубь человеческой психологии, отыскивать
в неё самые потаённые уголки, концентрироваться на более сложных
психологических переживаниях Предсимволизм попытался выйти на
Меланхолию как особое миропонимание.74
В развитии русской «Меланхолической школы» мы выделили 3
основных этапа:
1) Первый этап – период становления школы. Здесь стоит выделить
А.И. Тургенева, В.А. Жуковского, М.В. Милонова, А.И. Мещевского.
Своего пика «Меланхолическая школа» на данном этапе достигла в
творчестве
Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева – поэтов, наиболее подверженных
меланхолическим переживаниям и активно выражающих это в своих
произведениях. Оба поэта, выбранные нами для анализа, развивают схожие
мотивы, однако реализуют их в разном ключе: Н.М. Карамзин трепетно и
серьёзно подходит к меланхолическим размышлениям, в то время как
И.И. Дмитриев может позволить себе некоторые ироничные замечания
относительно данного явления. Они также по-разному раскрывают одни и
те же мотивы, что наиболее заметно при рассмотрении мотива разлуки в
творчестве обоих писателей.
Уже на этом этапе обозначились меланхолические мотивы,
актуальные для всей последующей «Меланхолической школы»:
Мотив смерти как
Покоя
Мотив разлуки Мотив радостной
печали
Смерть начала
восприниматься как
явление не столько
трагичное, сколько
приносящие человеку
гармонию и Покой.
Данный мотив стал
крайне актуальным в
силу органической
Разлука с друзьями или
возлюбленной
зачастую подталкивала
героя-меланхолика к
мыслям о смерти как
спасении -
возможности
избавиться от
страданий или
Смерть у писателеймеланхоликов не
только теряла
трагическое значение.
Она также
окрашивалась в
«солнечные» тона,
представлялась как
нечто радостное и75
взаимосвязи с
религиозным
сознанием, крайне
актуальным для
общество XVIII – XIX
веков.
воссоединиться с теми,
с кем его уже
разлучила смерть.
весёлое.
Так, например,
описание могилы
сопровождалось
эпитетами «нежные
птички», «светлый
воздух».
На данном этапе гораздо более актуальна светлая меланхолия, что
можно связать с влиянием религиозного сознания. К мрачной меланхолии
поэты прибегают крайне редко, чаще всего в мрачных тонах описывается
мотив смерти как Покоя, генетически более близкий к Светлой
меланхолии.
2) Второй этап в развитии «Меланхолической школы» наступил,
минуя почти всю первую половину и середину XIX века, хотя, безусловно,
и в это время в литературе присутствовали меланхолические переживания.
Однако творчество писателей Золотого века (например, М.Ю. Лермонтова,
крайне склонного к меланхолии) слишком многомерно, чтобы
рассматривать его в русле исключительно «Меланхолической школы».
Вторая же половина века в силу своей сложной переходной природы
(отмена крепостного права, а затем период реакции) стала крайне76
плодотворной почвой для развития «Меланхолической школы». Поэты
данного периода развивали меланхолические мотивы, заданные ещё в
XVIII веке. Как и на первом этапе активно развивались обе ветви
«Меланхолической школы»: мрачная кладбищенская и светлая
идиллическая.
Поэты, которых мы выбрали для анализа, как раз представляют
каждую из них: Я.П. Полонский очевидно придерживается поэтики
светлой меланхолии, в то время как А.Н. Апухтин более склонен к
мрачной кладбищенской, что во многом связано с мировоззрением поэтов:
Я.П. Полонский был глубоко религиозным человеком и поэтому
преломлял меланхолические переживания через религиозное сознание. В
то же время А.Н. Апухтин, не проявляющий своей религиозности, по
мироощущению наиболее близкие М.Ю. Лермонтову, во многом отдавал
дань романтическое традиции, для которой крайне актуальна именно
мрачная меланхолия.
Стоит также отметить разницу в истоках меланхолических
переживаний обоих поэтов: Полонский пришёл к меланхолии после
череды жизненных трагедий (смерти первой жены в родах и, спустя
недолгое время, смерти первенца-сына), в то время как А.Н. Апухтин
обратился к меланхолическим мотивам задолго до серьёзных жизненных
испытаний (смерти матери, тяжёлой прогрессирующей болезни), которые
лишь закрепили уже имеющийся меланхолический пафос.
Обе меланхолические ветви (мрачная и светлая) сходятся воедино в
Категории Покоя, которая решается и в светлой, и в тёмной поэтике77
Мы завершили анализ второго этапа развития «Меланхолической
школы» рассмотрением меланхолической лирики С.Я. Надсона. Это
связано с тем, что именно его творчество максимально полно вобрало в
себя меланхолические мотивы. Кроме того, он стал предтечей
наступающего Серебряного века, что немаловажно, ведь это расширяет
границы влияния «Меланхолической школы». В лирике С.Я. Надсона
доминирует мрачная кладбищенская меланхолия, хотя он, как и его
предшественники, также выходит на категорию Покоя78
3) Третий этап развития «Меланхолической школы» (1900 – 2010-е
годы) становится перспективой нашей дальнейшей работы. Этот период
интересен тем, что меланхолические традиции уходят в массовую
литературу и становятся там необычайно активны. Рэп-поэзия, популярная
в последнее время, склонна к воспроизведению меланхолических мотивов,
многие авторы, ведущие интернет-страницы и выкладывающие свою
стихотворения в сеть Интернет, также обращаются к традициям русской
«Меланхолической школы».
Наша работа прошла апробацию на внутривузовых конференциях:
1) Итоговая научно-образовательной студенческая конференция 2017 года.
Тема доклада: Н.М. Карамзин и «Меланхолическая школа»
2) Итоговой научно-образовательная студенческая конференция 2018 года.
Тема доклада: «Меланхолическая школа в творчестве Я.П. Полонского и
А.Н. Апухтина»
3) Итоговая научно-образовательная студенческая конференция. Тема
доклада: «Становление русской меланхолической школы: европейские
традиции и национальное своеобразие (на примере лирики Н.М.
Карамзина и И.И. Дмитриева)».
4) «Конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского
(Приволжского) Федерального Университета».
основание подвести некоторые итоги.
«Меланхолическая школа», возникшая в России в конце XVIII века,
органично вошла в литературу последующего столетия. Наиболее ярко она
проявляла себя в сложные переходные периоды истории, что кажется
вполне закономерным: общество, находящееся в «подвешенном»
состоянии, погружается в меланхолию, которую в своём творчестве и
транслируют поэты.
Меланхолия, ключевое для нашей работы понятие, определяется
нами как психологическое состояние не столько печальное, сколько
светлое возвышенное, мы признаём в ней не только заболевание, но и
попытку исцеления от депрессии, некий «контрдепрессант» (по
определению Юлии Кристевой). Мы также разводим понятия меланхолии
и депрессии на основании того, что меланхолия провоцирует человека на
рефлексию и творчество.
Кроме того, важным при изучении данного явления представляется
эстетизация смерти, свойственная людям, подверженным
меланхолическим переживаниям.
Прослеживая эволюцию «Меланхолической школы», мы пришли к
выводу, что она стала одним из векторов развития русской литературы от
сентиментализма к символизму. В сентиментализме, ставшем колыбелью
русской «Меланхолической школы» ещё оставался отстранённый взгляд на
явление меланхолии и дидактизм. В романтизме «Меланхолическая
школа» начала погружаться вглубь человеческой психологии, отыскивать
в неё самые потаённые уголки, концентрироваться на более сложных
психологических переживаниях Предсимволизм попытался выйти на
Меланхолию как особое миропонимание.74
В развитии русской «Меланхолической школы» мы выделили 3
основных этапа:
1) Первый этап – период становления школы. Здесь стоит выделить
А.И. Тургенева, В.А. Жуковского, М.В. Милонова, А.И. Мещевского.
Своего пика «Меланхолическая школа» на данном этапе достигла в
творчестве
Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева – поэтов, наиболее подверженных
меланхолическим переживаниям и активно выражающих это в своих
произведениях. Оба поэта, выбранные нами для анализа, развивают схожие
мотивы, однако реализуют их в разном ключе: Н.М. Карамзин трепетно и
серьёзно подходит к меланхолическим размышлениям, в то время как
И.И. Дмитриев может позволить себе некоторые ироничные замечания
относительно данного явления. Они также по-разному раскрывают одни и
те же мотивы, что наиболее заметно при рассмотрении мотива разлуки в
творчестве обоих писателей.
Уже на этом этапе обозначились меланхолические мотивы,
актуальные для всей последующей «Меланхолической школы»:
Мотив смерти как
Покоя
Мотив разлуки Мотив радостной
печали
Смерть начала
восприниматься как
явление не столько
трагичное, сколько
приносящие человеку
гармонию и Покой.
Данный мотив стал
крайне актуальным в
силу органической
Разлука с друзьями или
возлюбленной
зачастую подталкивала
героя-меланхолика к
мыслям о смерти как
спасении -
возможности
избавиться от
страданий или
Смерть у писателеймеланхоликов не
только теряла
трагическое значение.
Она также
окрашивалась в
«солнечные» тона,
представлялась как
нечто радостное и75
взаимосвязи с
религиозным
сознанием, крайне
актуальным для
общество XVIII – XIX
веков.
воссоединиться с теми,
с кем его уже
разлучила смерть.
весёлое.
Так, например,
описание могилы
сопровождалось
эпитетами «нежные
птички», «светлый
воздух».
На данном этапе гораздо более актуальна светлая меланхолия, что
можно связать с влиянием религиозного сознания. К мрачной меланхолии
поэты прибегают крайне редко, чаще всего в мрачных тонах описывается
мотив смерти как Покоя, генетически более близкий к Светлой
меланхолии.
2) Второй этап в развитии «Меланхолической школы» наступил,
минуя почти всю первую половину и середину XIX века, хотя, безусловно,
и в это время в литературе присутствовали меланхолические переживания.
Однако творчество писателей Золотого века (например, М.Ю. Лермонтова,
крайне склонного к меланхолии) слишком многомерно, чтобы
рассматривать его в русле исключительно «Меланхолической школы».
Вторая же половина века в силу своей сложной переходной природы
(отмена крепостного права, а затем период реакции) стала крайне76
плодотворной почвой для развития «Меланхолической школы». Поэты
данного периода развивали меланхолические мотивы, заданные ещё в
XVIII веке. Как и на первом этапе активно развивались обе ветви
«Меланхолической школы»: мрачная кладбищенская и светлая
идиллическая.
Поэты, которых мы выбрали для анализа, как раз представляют
каждую из них: Я.П. Полонский очевидно придерживается поэтики
светлой меланхолии, в то время как А.Н. Апухтин более склонен к
мрачной кладбищенской, что во многом связано с мировоззрением поэтов:
Я.П. Полонский был глубоко религиозным человеком и поэтому
преломлял меланхолические переживания через религиозное сознание. В
то же время А.Н. Апухтин, не проявляющий своей религиозности, по
мироощущению наиболее близкие М.Ю. Лермонтову, во многом отдавал
дань романтическое традиции, для которой крайне актуальна именно
мрачная меланхолия.
Стоит также отметить разницу в истоках меланхолических
переживаний обоих поэтов: Полонский пришёл к меланхолии после
череды жизненных трагедий (смерти первой жены в родах и, спустя
недолгое время, смерти первенца-сына), в то время как А.Н. Апухтин
обратился к меланхолическим мотивам задолго до серьёзных жизненных
испытаний (смерти матери, тяжёлой прогрессирующей болезни), которые
лишь закрепили уже имеющийся меланхолический пафос.
Обе меланхолические ветви (мрачная и светлая) сходятся воедино в
Категории Покоя, которая решается и в светлой, и в тёмной поэтике77
Мы завершили анализ второго этапа развития «Меланхолической
школы» рассмотрением меланхолической лирики С.Я. Надсона. Это
связано с тем, что именно его творчество максимально полно вобрало в
себя меланхолические мотивы. Кроме того, он стал предтечей
наступающего Серебряного века, что немаловажно, ведь это расширяет
границы влияния «Меланхолической школы». В лирике С.Я. Надсона
доминирует мрачная кладбищенская меланхолия, хотя он, как и его
предшественники, также выходит на категорию Покоя78
3) Третий этап развития «Меланхолической школы» (1900 – 2010-е
годы) становится перспективой нашей дальнейшей работы. Этот период
интересен тем, что меланхолические традиции уходят в массовую
литературу и становятся там необычайно активны. Рэп-поэзия, популярная
в последнее время, склонна к воспроизведению меланхолических мотивов,
многие авторы, ведущие интернет-страницы и выкладывающие свою
стихотворения в сеть Интернет, также обращаются к традициям русской
«Меланхолической школы».
Наша работа прошла апробацию на внутривузовых конференциях:
1) Итоговая научно-образовательной студенческая конференция 2017 года.
Тема доклада: Н.М. Карамзин и «Меланхолическая школа»
2) Итоговой научно-образовательная студенческая конференция 2018 года.
Тема доклада: «Меланхолическая школа в творчестве Я.П. Полонского и
А.Н. Апухтина»
3) Итоговая научно-образовательная студенческая конференция. Тема
доклада: «Становление русской меланхолической школы: европейские
традиции и национальное своеобразие (на примере лирики Н.М.
Карамзина и И.И. Дмитриева)».
4) «Конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского
(Приволжского) Федерального Университета».



