Игра - драматизация как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования
нравственных качеств у дошкольников
1.1. Ретроспективный анализ понятия нравственных качеств в
отечественной педагогике и психологии 7
1.2. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих
ценностей 13
1.3. Характеристика игр - драматизаций, их содержание в старшем
дошкольном возрасте 18
1.4. Роль игр-драматизаций в формировании нравственных качеств у
дошкольников 23
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Исследование процесса формирования нравственных качеств средством игр-драматизаций у старших дошкольников в современном ДОУ
2.1. Исходный уровень сформированности нравственных качествах у
дошкольников 31
2.2. Опытная работа с детьми по формированию нравственных качеств
посредством игр - драматизаций 45
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 53
Выводы по второй главе 62
Заключение 65
Библиография 67
Приложение
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования
нравственных качеств у дошкольников
1.1. Ретроспективный анализ понятия нравственных качеств в
отечественной педагогике и психологии 7
1.2. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих
ценностей 13
1.3. Характеристика игр - драматизаций, их содержание в старшем
дошкольном возрасте 18
1.4. Роль игр-драматизаций в формировании нравственных качеств у
дошкольников 23
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Исследование процесса формирования нравственных качеств средством игр-драматизаций у старших дошкольников в современном ДОУ
2.1. Исходный уровень сформированности нравственных качествах у
дошкольников 31
2.2. Опытная работа с детьми по формированию нравственных качеств
посредством игр - драматизаций 45
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 53
Выводы по второй главе 62
Заключение 65
Библиография 67
Приложение
Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом. Ведь в ходе социализации человек приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, происходит становление всего социального опыта, именуемого миром человека. В последнее время все большую значимость приобретает положение Л.С. Выготского о том, что построение и формирование высших форм психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Решение этих проблем самым тесным образом связано с формированием нравственных качеств у дошкольника.
В настоящее время актуальный вопрос теории и практики дошкольного воспитания: как помочь педагогам и родителям противопоставить почти полностью вытесненные во многих детских садах и семьях великолепные игры с героями волшебных сказок, борющимися со злыми силами, помогающими слабым, обиженным, спасающими добрых и честных, играм с воинственным содержанием, в которых господствуют агрессивные персонажи популярных мультфильмов, "боевиков", преобладающим у многих детей, даже у девочек. На наш взгляд, решению этого вопроса способствуют игры-драматизации, которые позволяют обогатить игры детей нравственно-ценным содержанием и в определенной мере реализовать задачи нравственного воспитания дошкольников.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама
Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.
Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения - познавательного, влияющего на становление логико-символической функции сознания, и аффективного, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивости. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память и др.
Поскольку проблема формирования нравственных качеств является актуальной, она была выбрана нами для более глубокого изучения.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игр-драматизаций в воспитании нравственных качеств у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у старших дошкольников.
Предмет исследования: игры - драматизации как средство
формирования нравственных качеств у дошкольников.
Гипотеза нашего исследования:
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
1) включать игры-драматизации в целостный педагогический процесс;
2) игры-драматизации будут разыгрываться по художественным произведениям, сюжет которых помогает дошкольникам усвоить нравственные нормы;
3) игры-драматизации будут наполняться творческой
деятельностью, включающей в себя проявление нравственных качеств: доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания, смелости, честности и
др.
Нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе изучения научной литературы определить понятие «нравственных качеств» и рассмотреть особенности их воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить возможности игр - драматизации в формировании нравственных качеств;
3) проанализировать содержание игр-драматизаций в современных образовательных программах и доказать их значение в формировании нравственных качеств;
4) изучить исходный уровень сформированности нравственных качествах у детей;
5) провести опытную работу по формированию нравственных качеств средством игр-драматизаций и проанализировать её результаты.
Методологической основой исследования по проблеме формирования нравственных качеств у дошкольников являются:
- положение об игре как ведущем типе деятельности детей дошкольного возраста, оказывающей определяющее влияние на развитие ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.) и о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим
- теоретические исследования, посвященные выделению этапов руководства игровой деятельности (А.А.Люблинской, Н.М.Михайленко) и раскрывающие воспитательный потенциал игры-драматизации (Д.Б.Менджерицкая, С.Л.Новоселова, Л.И.Барсукова, Л.В.Артемова, В.А.Силивон и др.).
Нами были также использованы труды И.Ф. Исаева, П.Г.
Саморуковой, С.А. Козловой, Л. Волобуевой, Е. Авиловой, В.С. Мухиной,
Р.С. Буре. Исследованиями о влиянии игр - драматизации на формирование нравственных качеств занимались А.П. Усова, Р.И. Жуковская, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова, З. Колесникова, А.И. Матусик и др.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• наблюдение;
• беседа;
• математическая обработка материала.
Практическая значимость состоит в том, что представленные практические разработки экспериментальной части могут быть использованы практическими работниками, родителями, а также студентами в ходе педагогической практики при работе с детьми дошкольного возраста.
База опытно-экспериментальной работы: МБДОУ №35 "Лейсан", г. Елабуга, РТ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
В настоящее время актуальный вопрос теории и практики дошкольного воспитания: как помочь педагогам и родителям противопоставить почти полностью вытесненные во многих детских садах и семьях великолепные игры с героями волшебных сказок, борющимися со злыми силами, помогающими слабым, обиженным, спасающими добрых и честных, играм с воинственным содержанием, в которых господствуют агрессивные персонажи популярных мультфильмов, "боевиков", преобладающим у многих детей, даже у девочек. На наш взгляд, решению этого вопроса способствуют игры-драматизации, которые позволяют обогатить игры детей нравственно-ценным содержанием и в определенной мере реализовать задачи нравственного воспитания дошкольников.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама
Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.
Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения - познавательного, влияющего на становление логико-символической функции сознания, и аффективного, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивости. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память и др.
Поскольку проблема формирования нравственных качеств является актуальной, она была выбрана нами для более глубокого изучения.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игр-драматизаций в воспитании нравственных качеств у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у старших дошкольников.
Предмет исследования: игры - драматизации как средство
формирования нравственных качеств у дошкольников.
Гипотеза нашего исследования:
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
1) включать игры-драматизации в целостный педагогический процесс;
2) игры-драматизации будут разыгрываться по художественным произведениям, сюжет которых помогает дошкольникам усвоить нравственные нормы;
3) игры-драматизации будут наполняться творческой
деятельностью, включающей в себя проявление нравственных качеств: доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания, смелости, честности и
др.
Нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе изучения научной литературы определить понятие «нравственных качеств» и рассмотреть особенности их воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить возможности игр - драматизации в формировании нравственных качеств;
3) проанализировать содержание игр-драматизаций в современных образовательных программах и доказать их значение в формировании нравственных качеств;
4) изучить исходный уровень сформированности нравственных качествах у детей;
5) провести опытную работу по формированию нравственных качеств средством игр-драматизаций и проанализировать её результаты.
Методологической основой исследования по проблеме формирования нравственных качеств у дошкольников являются:
- положение об игре как ведущем типе деятельности детей дошкольного возраста, оказывающей определяющее влияние на развитие ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.) и о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим
- теоретические исследования, посвященные выделению этапов руководства игровой деятельности (А.А.Люблинской, Н.М.Михайленко) и раскрывающие воспитательный потенциал игры-драматизации (Д.Б.Менджерицкая, С.Л.Новоселова, Л.И.Барсукова, Л.В.Артемова, В.А.Силивон и др.).
Нами были также использованы труды И.Ф. Исаева, П.Г.
Саморуковой, С.А. Козловой, Л. Волобуевой, Е. Авиловой, В.С. Мухиной,
Р.С. Буре. Исследованиями о влиянии игр - драматизации на формирование нравственных качеств занимались А.П. Усова, Р.И. Жуковская, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова, З. Колесникова, А.И. Матусик и др.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• наблюдение;
• беседа;
• математическая обработка материала.
Практическая значимость состоит в том, что представленные практические разработки экспериментальной части могут быть использованы практическими работниками, родителями, а также студентами в ходе педагогической практики при работе с детьми дошкольного возраста.
База опытно-экспериментальной работы: МБДОУ №35 "Лейсан", г. Елабуга, РТ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в
дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях
традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить её актуальность и необходимость решения в дошкольном возрасте.
В трудах И.Ф. Исаева, Е.С. Рапацевича рассматривается сущность нравственных ценностей, в трудах С.А. Козловой, П.Г. Саморуковой, В.С. Мухиной, особенности их формирования в дошкольном возрасте.
Предмет исследования игры - драматизации, как средство формирования нравственных качеств был выбран нами неслучайно, поскольку, произведения искусства и творческая деятельность являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка нравственной сути тех или иных ценностей. Кроме того, в играх - драматизациях дети упражняются в проявлении таких качеств как: сочувствие, забота, доброта, эмоциональная отзывчивость через обыгрывание образов художественного произведения.
Содержание игры - драматизации обуславливается сюжетом литературных произведений, отбор которых осуществляется с учетом их нравственных ценностей, динамичностью сюжета, повторов, яркости образов.
Опытная экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, показала, что все участники эксперимента ориентированы на гуманный тип поведения со сверстниками и в оказании помощи другому человеку.
Кроме того, дети старшего дошкольного возраста, участвовавшие в эксперименте, не только понимают переживания других людей, но и способны применять свои знания в повседневной жизни. В ходе исследования была доказана выдвинутая нами гипотеза о том, что включение игр - драматизаций в целостный педагогический процесс будет способствовать формированию нравственных качеств у старших дошкольников.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным средством в формировании нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте является игра - драматизация. Поставленные задачи нами решены, гипотеза доказана.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в
дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях
традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить её актуальность и необходимость решения в дошкольном возрасте.
В трудах И.Ф. Исаева, Е.С. Рапацевича рассматривается сущность нравственных ценностей, в трудах С.А. Козловой, П.Г. Саморуковой, В.С. Мухиной, особенности их формирования в дошкольном возрасте.
Предмет исследования игры - драматизации, как средство формирования нравственных качеств был выбран нами неслучайно, поскольку, произведения искусства и творческая деятельность являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка нравственной сути тех или иных ценностей. Кроме того, в играх - драматизациях дети упражняются в проявлении таких качеств как: сочувствие, забота, доброта, эмоциональная отзывчивость через обыгрывание образов художественного произведения.
Содержание игры - драматизации обуславливается сюжетом литературных произведений, отбор которых осуществляется с учетом их нравственных ценностей, динамичностью сюжета, повторов, яркости образов.
Опытная экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, показала, что все участники эксперимента ориентированы на гуманный тип поведения со сверстниками и в оказании помощи другому человеку.
Кроме того, дети старшего дошкольного возраста, участвовавшие в эксперименте, не только понимают переживания других людей, но и способны применять свои знания в повседневной жизни. В ходе исследования была доказана выдвинутая нами гипотеза о том, что включение игр - драматизаций в целостный педагогический процесс будет способствовать формированию нравственных качеств у старших дошкольников.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным средством в формировании нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте является игра - драматизация. Поставленные задачи нами решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования игр-драматизацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Игра-драматизация как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Организационно-педагогические условия развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Игра-драматизация как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020



