Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра - драматизация как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Работа №32702

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования
нравственных качеств у дошкольников
1.1. Ретроспективный анализ понятия нравственных качеств в
отечественной педагогике и психологии 7
1.2. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих
ценностей 13
1.3. Характеристика игр - драматизаций, их содержание в старшем
дошкольном возрасте 18
1.4. Роль игр-драматизаций в формировании нравственных качеств у
дошкольников 23
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Исследование процесса формирования нравственных качеств средством игр-драматизаций у старших дошкольников в современном ДОУ
2.1. Исходный уровень сформированности нравственных качествах у
дошкольников 31
2.2. Опытная работа с детьми по формированию нравственных качеств
посредством игр - драматизаций 45
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 53
Выводы по второй главе 62
Заключение 65
Библиография 67
Приложение


Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом. Ведь в ходе социализации человек приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, происходит становление всего социального опыта, именуемого миром человека. В последнее время все большую значимость приобретает положение Л.С. Выготского о том, что построение и формирование высших форм психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Решение этих проблем самым тесным образом связано с формированием нравственных качеств у дошкольника.
В настоящее время актуальный вопрос теории и практики дошкольного воспитания: как помочь педагогам и родителям противопоставить почти полностью вытесненные во многих детских садах и семьях великолепные игры с героями волшебных сказок, борющимися со злыми силами, помогающими слабым, обиженным, спасающими добрых и честных, играм с воинственным содержанием, в которых господствуют агрессивные персонажи популярных мультфильмов, "боевиков", преобладающим у многих детей, даже у девочек. На наш взгляд, решению этого вопроса способствуют игры-драматизации, которые позволяют обогатить игры детей нравственно-ценным содержанием и в определенной мере реализовать задачи нравственного воспитания дошкольников.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама
Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.
Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения - познавательного, влияющего на становление логико-символической функции сознания, и аффективного, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивости. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память и др.
Поскольку проблема формирования нравственных качеств является актуальной, она была выбрана нами для более глубокого изучения.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игр-драматизаций в воспитании нравственных качеств у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у старших дошкольников.
Предмет исследования: игры - драматизации как средство
формирования нравственных качеств у дошкольников.
Гипотеза нашего исследования:
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
1) включать игры-драматизации в целостный педагогический процесс;
2) игры-драматизации будут разыгрываться по художественным произведениям, сюжет которых помогает дошкольникам усвоить нравственные нормы;
3) игры-драматизации будут наполняться творческой
деятельностью, включающей в себя проявление нравственных качеств: доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания, смелости, честности и
др.
Нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе изучения научной литературы определить понятие «нравственных качеств» и рассмотреть особенности их воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить возможности игр - драматизации в формировании нравственных качеств;
3) проанализировать содержание игр-драматизаций в современных образовательных программах и доказать их значение в формировании нравственных качеств;
4) изучить исходный уровень сформированности нравственных качествах у детей;
5) провести опытную работу по формированию нравственных качеств средством игр-драматизаций и проанализировать её результаты.
Методологической основой исследования по проблеме формирования нравственных качеств у дошкольников являются:
- положение об игре как ведущем типе деятельности детей дошкольного возраста, оказывающей определяющее влияние на развитие ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.) и о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим
- теоретические исследования, посвященные выделению этапов руководства игровой деятельности (А.А.Люблинской, Н.М.Михайленко) и раскрывающие воспитательный потенциал игры-драматизации (Д.Б.Менджерицкая, С.Л.Новоселова, Л.И.Барсукова, Л.В.Артемова, В.А.Силивон и др.).
Нами были также использованы труды И.Ф. Исаева, П.Г.
Саморуковой, С.А. Козловой, Л. Волобуевой, Е. Авиловой, В.С. Мухиной,
Р.С. Буре. Исследованиями о влиянии игр - драматизации на формирование нравственных качеств занимались А.П. Усова, Р.И. Жуковская, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова, З. Колесникова, А.И. Матусик и др.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• наблюдение;
• беседа;
• математическая обработка материала.
Практическая значимость состоит в том, что представленные практические разработки экспериментальной части могут быть использованы практическими работниками, родителями, а также студентами в ходе педагогической практики при работе с детьми дошкольного возраста.
База опытно-экспериментальной работы: МБДОУ №35 "Лейсан", г. Елабуга, РТ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в
дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях
традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить её актуальность и необходимость решения в дошкольном возрасте.
В трудах И.Ф. Исаева, Е.С. Рапацевича рассматривается сущность нравственных ценностей, в трудах С.А. Козловой, П.Г. Саморуковой, В.С. Мухиной, особенности их формирования в дошкольном возрасте.
Предмет исследования игры - драматизации, как средство формирования нравственных качеств был выбран нами неслучайно, поскольку, произведения искусства и творческая деятельность являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка нравственной сути тех или иных ценностей. Кроме того, в играх - драматизациях дети упражняются в проявлении таких качеств как: сочувствие, забота, доброта, эмоциональная отзывчивость через обыгрывание образов художественного произведения.
Содержание игры - драматизации обуславливается сюжетом литературных произведений, отбор которых осуществляется с учетом их нравственных ценностей, динамичностью сюжета, повторов, яркости образов.
Опытная экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, показала, что все участники эксперимента ориентированы на гуманный тип поведения со сверстниками и в оказании помощи другому человеку.
Кроме того, дети старшего дошкольного возраста, участвовавшие в эксперименте, не только понимают переживания других людей, но и способны применять свои знания в повседневной жизни. В ходе исследования была доказана выдвинутая нами гипотеза о том, что включение игр - драматизаций в целостный педагогический процесс будет способствовать формированию нравственных качеств у старших дошкольников.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным средством в формировании нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте является игра - драматизация. Поставленные задачи нами решены, гипотеза доказана.



1. Антипина, Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста [Текст]/Е.П.Антипина. - М.: Творческий центр «Сфера», 2016 - 168 с.
2. Александрова, О. Разыгрываем спектакли //Дошкольное воспитание.-2011.- № 1.-с. 19-21.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
4. Барсукова, Л. Поговорим об играх-драматизациях // Дошкольное воспитание. - 2012.- № 11.с. 23-25.
5. Большой энциклопедический словарь [Текст]:/ под ред. А.М. Прохоров. - М: Большая всероссийская энциклопедия. - 1998. - 1434с.
6. Ботнарь, В.Д., Суслова, Э.К. Игра-драматизация - основа знакомств с культурой других народов // Дошкольное воспитание.-2015. № 3. -с.18-21.
7. Волобуева, Л., Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева [Текст]: Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание.- 2017.-№3.- с. 88-91.
8. Воспитание детей в игре [Текст] / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1993. 187с.
9. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада./ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., испр и доп.- М.: Просвещение, 1989. - 191 с.
10. Губанова, Н. Педагогические возможности игры - драматизации [Текст] // Детский сад от А до Я. - 2018. - №4. С. 28-35.
11. Детство [Текст]: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]; под ред.
Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.- 3-е, переработанное.-СПб. - 244 с.
12. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст]/ Сост. Р.И. Жуковская. - М.: АПН РСФСР, 1983. 178с.
13. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника [Текс] / под. ред. Н.А. Парамоновой, Г.А. Алиевой, Т.В. Антоновой // М.- 2003. 335 с.
14. Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр -
дошкольникам [Текст] /Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко. - М.:
Просвещение, 2002. - 191 с.
15. Карпинская Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. -2009. -№12. -С. 17-22.
16. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь[Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
17. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия. - 2014. - 416 с.
18. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.-160 с.
19. Колесникова, З. Игрушечный театр [Текст]: 3. Колесникова // Игра и дети.-2007.-№6.-с.13 -15.
20. Лапутина, О. развитие творчества в игре-драматизации // Дошкольное воспитание. -2002. -№11. -с.12-14.
21. Махнева, М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание.- 2015.-№4.-с.16-23.
22. Махнева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений[Текст]/М.Д.Махнева. - М.:ТЦ «Сфера», 2014 - 169 с.
23. Минаева, В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека [Текст]: В. Минаева, Л.П. Стрелкова // Дошкольное воспитание.-2003.-N°2.-с. 13-20.
24. Мигуновa, Е.В. Оргaнизaция теaтрaлизовaнной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие [Текст]/ Е.В.Мигунова. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
25. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополнительное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 с.
26. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 1998. - 512 с.
27. Петрова, Т.И., Сергеева, Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду[Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева. М.: 2003. - 165с.
28. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В.И.Петрова, Т.Д.Стульник. - М.: 2006. - 184с.
29. Пеmровa, Т.И., Сергеевa, Е.Л. Театрализованные игры в детском саду[Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева. -М.: Школьная пресса, 2003 - 136 с.
30. Развитие [Текст]: Программа нового поколения для дошкольных общеобразовательных учреждений. Старшая группа /под ред. О.М. Дьяченко: изд. -2-е, испр. и доп. М.: ГНОМ и Д.-2002.-96с.
31. Рапацевич, Е.С. Психолого-педагогический словарь [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич - Минск: Соврем. Слово, 2006. - 928 с.
32. Рубенюк, Е. Игра-драматизация в воспитании дошкольников //Дошкольное воспитание.- 2013. -№ 12.-с.17-21.
33. Смирнова, Е. Дошкольный возраст: формирование
доброжелательных отношений [Текст]: Е. Смирнова //Дошкольное
воспитание. -2003.- №9.- с. 68-74.
34. Смирнова, Е. Игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам [Текст]: Е. Смирнова //Дошкольное воспитание.- 2003.-№8. с. 73 -76.
35. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. И сред. пед. учеб, заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 344 с.
36. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр //Дошкольное воспитание. -2014. -№ 6. - С. 61-63;
37. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. -2014. №2. С.29-30.
38. Урунтаева , Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стериотип. - М.: -Издательский центр «Академия», 2000.- 304 с.
39. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 1996.-336 с.
40. Усова, А.П. Роль игр в воспитании детей [Текст] / Сост. А.П. Усова. - М., Просвещение, 1996. - 194с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ