Введение 3
Г лава 1. Фотодокументы как исторический источник на уроках истории в общеобразовательной школе 8
1.1. Фотодокументы как исторический источник 8
1.2. Психологическое обоснование использования фотографий на уроках
истории в общеобразовательной школе 16
Глава 2. Проблема использования фотодокументов в практике школьного обучения истории Отечества в старших классах 24
2.1. Алгоритм комплексного использования фотографии на уроках
истории 24
2.2. Приемы работы с фотодокументами в учебниках на уроках истории в
общеобразовательной школе 29
Глава 3. Экспериментальное исследование по использованию фотодокументов на уроке истории Отечества в общеобразовательной школе 33
3.1. Выявление сформированности образов исторического прошлого у
учащихся старших классов 33
3.2. Контрольный этап практического исследования использования
фотодокументов на уроке истории в старших классах 40
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 55
Приложение
Визуально доступные для восприятия аспекты социального мира являются предметом растущей заинтересованности представителей общественных наук. Исследования в этой области предпринимаются учеными в самых различных сферах социально-гуманитарного знания.
Особенности развития исторического образования на современном этапе в средней общеобразовательной школе предлагают значительные изменения в содержании, структуре и формах обучения. Все эти изменения проходят в общем контексте гуманизации преподавания истории. Одним из направлений процессов гуманизации является обращение к личности, познающей историю, что предполагает усиление эмоциональности восприятия истории. Использование фотографии на уроках истории является одним из наиболее эффективных средств эмоционального воздействия, выступает одним из источников информации в процессе познания истории. Фотография способствует развитию мышления обучаемых, усиливает мотивацию обучения. Нетрадиционные приемы использования фотографии расширяют их значение в учебном процессе, способствуют реализации личностно-ориентированного обучения истории.
При проведении урока истории в общеобразовательной школе для конкретизации исторических событий всё чаще используются фотодокументы. Однако, не исследована проблема обращения к фотографии для развития исторического мышления учащихся. Данная проблема решается на основе нового подхода под названием комплексное использование фотографий на уроках истории.
Использование на уроках истории фотодокументов направлено на создание зрительного образа. Изображение является мощнейшим фактором мотивации к обучению и важнейшим обучающим средством. В процессе обучения фотоматериал выступает в качестве носителя новых исторических знаний, также выполняет функции актуализации знаний, иллюстрирования теоретического материала, закрепления и проверки знаний, формирует эмоциональный компонент образовательного процесса.
Актуальность данной темы заключается в раскрытии эффективности использования фотодокументов в обучении в условиях реализации нового образовательного стандарта. Вопросы, которые относятся к использованию принципа наглядности на уроках истории в общеобразовательной школе, активно исследуются в научной психолого-педагогической литературе в связи с появлением все новых видов наглядности.
Характеристика литературы. В ходе написания выпускной квалификационной работы нами были изучены различные статьи и пособия для учителей, которые в себе содержат теоретические основы для использования фотоматериала в учебной деятельности и на внеклассных мероприятиях. Существенное значение в разработке проблемы использования фотоматериалов на уроке истории в школе имеют труды педагогов, исследовавших процесс визуализации на уроках истории в общеобразовательной школе. Это работа Абдулаева Э. Н. «Использование визуальной информации в преподавании истории». Где автор утверждает, что визуальная потребность в современном обществе возрастает и распространяется на сферу образования. Он отмечает, что в преподавании истории слабо разработаны визуальные методы. Хотя визуализация существенно упрощает процесс коммуникации, повышает уровень когнитивной активности школьников. Так же это работа Гора П. В. «Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе». Автор на обосновании психологической и дидактической наглядности предложил методику использования фотодокументов на уроках истории. А так же анализ влияния средств визуализации на качество знаний, работу и интереса учащихся в процессе изучения предмета. В работе Коваль Т. В. «Методика организации работы с визуальными источниками » предложена классификация действий учащихся с визуальными источниками, начиная с описания и до использования информации источников в творческих работах. В работе Короткова М. В. «Наглядность на уроках истории» обобщен современный опыт использования наглядных средств на уроках истории. Автор предлагает практический материал по применению традиционных средств наглядности в новых методических ракурсах.
Характеристика источников.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, регламентирующие государственную политику в сфере образования: Закон «Об образовании в РФ» , который устанавливает общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, ФГОС , который представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации, он устанавливают качественные и количественные критерии в образовании. При подготовке к уроку использовался учебник по всеобщей истории для 10 класса .
Объект исследования - процесс изучения истории в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические приемы работы с использованием фотодокумента на уроках истории.
Цель данной работы - выявить и обосновать психолого-педагогические условия, при которых процесс использование исторического фотоматериала на уроках истории в общеобразовательной школе будет наиболее эффективным.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих теоретических и эмпирических задач:
1) определить место фотографии в истории;
2) исследовать методику работы с фотодокументами на уроках истории;
3) раскрыть специфику визуальных методов анализа фотографии;
4) изучить влияние фотодокументов на учебную деятельность в процессе изучения истории;
5) разработать урок истории с применение фотоматериалов;
6) сделать выводы о влиянии фотодокументов на изучении истории.
Гипотеза исследования: анализ теоретической литературы и практического опыта позволяет предположить, что процесс формирования знаний на уроках истории в общеобразовательной школе будет наиболее эффективным при следующих условиях:
1) при учете имеющегося уровня знаний;
2) при разнообразии методов и приемов использования исторического фотоматериала на уроках истории в общеобразовательной школе.
В работе использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- методы обработки: статистический и качественный анализ результатов исследования.
Научная новизна данного исследования заключается в теоретическом обосновании и использовании на практике фотоматериалов (фотодокументов), в качестве наглядных пособий. Научная работа может быть использована в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам истории России в средней общеобразовательной школе.
Апробация. В ходе педагогической практики были разработаны и проведены познавательные задания с использованием фотодокументов по истории Отечества, на основе анализа учебного материала по истории Отечества на уровне основного общего образования. Основные положения работы отражены в научных публикациях: в сборнике международного научного журнала «Вестник науки» - статьи «Приемы работы с фотодокументами в учебниках на уроках истории в общеобразовательной школе » и «Психологическое обоснование использования фотографий на уроках истории в старших классах ».
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы школьниками для повышения образовательного уровня, учителем истории для объяснения тем и проведения занимательного урока по истории Отечества.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и источников и приложения.
Тема дипломной работы «Фотоматериалы и их использование на уроках истории в школе. 10 класс» на сегодняшний день достаточно актуальна. Так как использование метода наглядности на уроках истории в общеобразовательной школе становится более доступным с введением новых стандартов образования и внедрением современных технологий в процесс обучения.
Целью исследования является обоснование необходимости использования фотоматериалов на уроках истории в школе.
Для достижения данной цели мы поставили несколько задач:
1) определить место фотографии в истории;
2) исследовать методику работы с фотодокументами на уроках истории;
3) раскрыть специфику визуальных методов анализа фотографии;
4) изучить влияние фотодокументов на учебную деятельность в процессе изучения истории;
5) разработать урок истории с применение фотоматериалов;
6) сделать выводы о влиянии фотодокументов на изучении истории.
Каждый год объем информации в мире постоянно растет. В связи с чем полученные в школе знания через некоторое время теряют актуальность и их необходимо регулярно приводить в соответствующий вид. В следствие чего в нынешнем мире на первый план выходят не знания как результат обучения, а умения учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит на первое место универсальные учебные действия в качестве главных результатов образования. Это такие действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Поэтому обеспечение развития УУД в соответствии с требованиями ФГОС становится актуальной задачей. На уроках истории мы имеем возможность формировать универсальные учебные действия всех 4-х видов (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные).
Существенные преобразования наблюдаются в настоящее время в современной школе. Теперь вместо простого усвоения знаний, умений, навыков необходимо формировать опыт познавательной деятельности (проектной, исследовательской, аналитикокритической, эмоциональнооценочной и прочее). Это в корне меняет взаимные отношения учителя и учащихся, действительно превращая их в субъект-субъектные. Обновляются и задачи обучения - теперь необходимо учить детей систематизировать информацию, которую они получают из различных источников (в том числе и за пределами школы). Необходимо, что бы дети критически ее осмысливали, превращали в собственные знания. Данный процесс трудно осуществить без использования наглядных материалов на уроках, поэтому данная тема актуальна на сегодняшний день.
При использовании фотодокументов в образовательном процессе нужно учитывать следующие психологические моменты:
1) конкретную роль, которую должен выполнять фотоматериал в процессе усвоения исторических знаний;
2) соотношение предметного содержания фотодокумента к конкретной теме урока, которая подлежит усвоению и осознанию.
В современном мире преподаватель имеет возможность в процессе обучения использовать многие фотодокументы, в частности при изучении дисциплины новейшей истории. Это имеет особое значение для итоговых результатов обучения школьников и достижения ими поставленных задач обучения. Именно курс новейшей истории способствует формированию у учеников интегрированного и целостного представления о тенденциях развития мировой цивилизации. Без этого дети не смогут разбираться в текущих событиях общественной и политической жизни, сформировать свою гражданскую позицию.
Фотоматериалы способствуют формированию у обучающихся понятий и представлений, развивающих сосредоточенность и целенаправленное наблюдение. Фотодокументы, которые используются на уроке, в процессе обучения сильно привлекают внимание школьников, способствуют развитию творческого воображения учащихся, развивают память, возбуждают эмоции, содействуют прочному закреплению конкретного учебного материала.
Регулярное и систематическое применение фотодокументов в процессе обучения имеет положительные моменты. Оно развивает пространственную ориентацию и умение мысленно оперировать объемными объектами. Также применение различных методов наглядности на уроках определяется также воспитательными и образовательными задачами школы.
В заключение следует отметить, что современному педагогу необходимо уметь работать с современными средствами обучения, в том числе и с фотодокументами, чтобы обеспечить одно из ведущих прав - на качественное образование. В нынешнее время преподаватель, использующий на занятиях только традиционные «меловые технологии», существенно уступает коллегам, проводящим уроки с применением мультимедийного проектора, компьютера и электронной доски, с выходом в Интернет. Но в то же время нет необходимости полностью отказываться от традиционных наглядных средств, нужно уметь сочетать их с новаторством, только тогда уроки будут проходить интересно, успешно и эффективно.
1.1. Закон «Об образовании в Российской Федерации [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
кйр://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29, свободный.
1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: кИр://минобрнауки.рф/документы/938, свободный.
1.3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.В. Савинов - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
1.4. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901895864, свободный.
1.5. Загладин Н. В. Всеобщая история - М.:Русское слово. - 2009 г. - 254с.
1.6. Космач Г. А.: Учебник по всеобщей истории. История Новейшего времени. 1918-1945 гг. 10 класс - Минск: Народная асвета - 247 с.
ноября (№101) - Липецк: Вестник педагога, 2015 - Режим доступа: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id= 12612, свободный.
2.4. Апарович, Г. Г. Наглядное пособие в сегодняшней школе / Г. Г. Апарович // Преподавание истории в школе. - 1994.- №1. - С. 10 - 15.
2.5. Вагин, А. А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. - М.: Просвещение, 1968. - 431 с.
2.6. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова // - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.215.
2.7. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М., 1999. - 120 с.
2.8. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М., 2001. - 165 с.
2.9. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Практическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М., 2001. - 176 с.
2.10. Гора, П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе / П. В. Гора. - М.: Просвещение, 1971. - 239 с.
2.11. Дружба, О.В. Великая Отечественная война в историческом сознании советского и постсоветского общества : автореф. дис... д.- ра ист. наук : 07.00.02 / О.В. Дружба ; Ростов. гос. ун.-т. - Ростов-на Дону, 2000. - С.3.
2.12. Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. - Томск: ТГУ, 1973. - С. 34.
2.13. Коваль, Т. В. Методика организации работы с визуальными источниками / Т. В. Коваль // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 10. - 256 с.
2.14. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. [Электронный ресурс ] - М.: ВЛАДОС, 2000. - 176 с. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/591/10935.php, свободный.
2.15. Короткова, М. В. Личностно-ориентированный подход в
использовании наглядных средств на уроках истории / М. В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 1. - С. 3 - 9.
2.16. Короткова, М. В. Личностно-ориентированный подход в
использовании наглядных средств на уроках истории / М. В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 1. - С. 3 - 9.
2.17. Короткова, М. В. Наглядность на уроках истории / М. В. Короткова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 175 с.
2.18. Короткова, М. В., Студеникин, М. Т. Практикум по методике преподавания истории в школе / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 с..
2.19. Крапоткина И. Е. Приемы работы с фотодокументами в
учебниках на уроках истории в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / И. Е. Крапоткина, Р. Д. Лотфуллина// Вестник науки. - 2019. - Т.1. №6 (15) - Тольятти: Вестник науки, 2018. - Режим доступа: кйр://вестник-науки.рф, свободный.
2.20. Крапоткина И. Е. Психологическое обоснование использования фотографий на уроках истории в старших классах [Электронный ресурс] / И. Е. Крапоткина, Р. Д. Лотфуллина// Вестник науки. - 2019. - Т.1. №6 (15) - Тольятти: Вестник науки, 2018. - Режим доступа: кйр://вестник-науки.рф, свободный.
2.21. Кузнецова, Т. Н. Формирование универсальных учебных
действий на уроках истории / Т. Н. Кузнецова [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/rabota-na-temu-formirovanie-
universalnih-uchebnih-deystviyna-urokah-istorii-476962.html, свободный.
2.22. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы как исторический источник // Отечественная история. - 1992. - № 5. - С. 105-106.
2.23. Мандральская Н.В. Принципы научной классификации в определении методики источниковедческого анализа кино-, фото-, фонодокументов // Вестник архивиста. - 2010. - № 3. - С.11.
2.24. Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история,
метод//Открытый текст [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/historv/istochnik/meduschevskaia/?id=1877, свободный.
2.25. Миницкий, Н.И. Когнитивные практики в гуманитарном образовании (междисциплинарный аспект) / Н.И. Миницкий // Псторыя: праблемы выкладання. - 2009. - № 11. - С. 18.
2.26. Наглядное обучение истории. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://magref.ru/naglyadnoe-obuchenie-istorii, свободный.
2.27. Назначение и особенности применения фотодокументирования
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //privetstudent. com/kursovvve/ekonomika-kursovvve/1762- naznachenie-i-osobennosti-primeneniva-fotodokumentirovaniva■html, свободный.
2.28. Никифоров, Ю. А. Интерпретация истории как технология социального проектирования («Круглый стол») / Ю.А. Никифоров // Москва. - 2011. - № 8. - С. 153.
2.29. Параграф учебника, написанный кистью [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/591/10935.php, свободный.
2.30. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2006. - С.500.
2.31. Репина, Л. П. Историческая память и современная историография / Л.П. Репина // Новая и новейшая история. - 2004. - №5. - С. 41.
2.32. Рыбаков, С. Д. Способы организации работы с иллюстративным материалом на уроке истории: на примере карикатур политического содержания / С. Д. Рыбаков // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 5. - С. 64 - 69.
2.33. Сазонов, Т. А. Из опыта применения наглядных пособий в обучении истории / Т. А. Сазонов. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 39 с.
2.34. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Сериков; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С.18-19.
2.35. Степашкина, Л. Ю. Педагогическое управление развитием общих учебных умений и навыков учащихся основной школы: дис....канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Ю. Степашкина. - Омск: [Б. и.], 2005. - 193 с.
2.36. Стрелова, О. Ю. Образы - мифы - фальсификации / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществоведения. - 2010. - №8. -С.23.
2.37. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
2.38. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика. 1983. -С.146-147.
2.39. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://open-lesson.net/4901, свободный.
2.40. Фотодокументы как источники исторического исследования -
Режим доступа: https://present5.com/fotodokumenty-kak-istochniki-
istoricheskogo-issledovaniya-podgotovila-shevchenko-marina/, свободный.
2.41. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие / В. В. Шоган. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -475 с.