Введение 3
Глава I. Основные направления внешней политики Катара 9
Глава II. Сотрудничество Катара с США и другими западными странами 28
Глава III. Роль Катара в современной ближневосточной политике 47
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75
Особенности внешнеполитического курса Катара в конце XX- начале XXI вв
|
Введение 3
Глава I. Основные направления внешней политики Катара 9
Глава II. Сотрудничество Катара с США и другими западными странами 28
Глава III. Роль Катара в современной ближневосточной политике 47
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день Ближний Восток является чуть ли ни самым важным регионом со стратегической точки зрения. Ведущие державы ставят первоочередной задачей сделать этот регион своей сферой влияния. Но, вместе с тем, Ближний Восток - самый неустойчивый с политической точки зрения ареал, который поражает своей нестабильностью. Противостояние суннитов и шиитов, господство над крупнейшими месторождениями нефти и природного газа и множество других аспектов провоцируют нескончаемые вооруженные и невооруженные столкновения как в странах этого региона, так и в прилегающих регионах Северной Африки и Среднего Востока.
Практически во всех острых политических вопросах в регионе особняком стоит Катар, где-то - по своей воле, где-то - против нее. Гражданская война в Сирии, участие в качестве посредника во внутренних конфликтах Судана, Йемена и Ливана, лавирование между враждующими Саудовской Аравией и Ираном - все это лишь малая часть того, к чему стал причастен Катар с момента обретения независимости от Великобритании в 1971 году. Членство в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) лишь добавляет веса эмирату, который активно пытается уже не первое десятилетие закрепиться на Ближнем Востоке в качестве лидера в вопросах международного сотрудничества, посредничества и борьбы с терроризмом, хотя сам Катар часто обвиняется в содействии некоторым радикальным организациям, запрещенным в большинстве развитых стран.
А катарский кризис, обострившийся в июне 2017 года добавляет актуальности изучению данного вопроса. Ведь на данный момент противодействие Королевства Саудовская Аравия, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Египта Катару является объектом пристального внимания и обсуждения на международных форумах. Попытки изолировать
эмират пока не увенчались успехом, что не утихомирило пыл и рвение других членов ССАГПЗ «поставить Катар на место», который, в свою очередь, пытается найти поддержки у других стран, порой даже противоборствующих (Иран, США). И актуальный вопрос взаимоотношений Катара с вышеперечисленными странами является предметом пристального изучения в этой работе.
Актуальность выбранного исследования определяется необходимостью всестороннего анализа и осмысления событий, происходящих на территории Ближнего Востока в наше время, к которым внешняя политика Катара имеет непосредственное отношение. Проведенный анализ поможет определить, как же деятельность Катара влияет на общее положение дел, взаимоотношения между странами в регионе и возможные его перспективы. Нестабильность в Ближневосточном регионе, Сирийский кризис, влекущий за собой многочисленные жертвы, а в предыдущем году и дипломатический кризис вокруг самого Катара демонстрируют просчеты во внешней политике государств, а также показывают текущую неспособность и нескооперированность мирового сообщества в противостоянии данной проблеме. Поэтому в работе дана оценка внешнеполитической деятельности одного из главных игроков региона.
Источниковую базу, к которой автор обращался при проведении исследования, можно разделить на несколько групп.
Первая группа - официальные документы Катара и других государств. К данной группе относятся устав ССАГПЗ , официальный сайт госдепартамента США, располагающий подробной информацией о американо-катарских взаимоотношениях и деталях совместных договоров ,
текст «Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области морского транспорта в странах арабского Машрика» .
Второй группой использованных источников стали интервью официальных представителей Катара и других государств, которые давали свою оценку происходящим событиям, что помогло более точно проанализировать их. Например, интернет-портал международной телекомпании «Аль-Джазира» , созданный в Катаре, из материалов которого мы использовали официальные высказывания катарских политических деятелей. Активно были привлечены материалы периодической печати «The BBC» , «Коммерсантъ» и др., в которых были опубликованы высказывания официальных лиц ведущих мировых держав, помогавшие нам
проанализировать реакцию мирового сообщества на происходящие события.
Степень научной изученности данной темы. Ближневосточный регион и события, происходящие внутри его государств и между ними, являются объектом исследований российских и зарубежных политологов и историков, однако анализ внешнеполитической деятельности Катара представлен довольно небольшим количеством работ - что объясняется относительной свежестью происходящих событий, соответственно, у научных и политических деятелей не было достаточного времени для проведения и составления анализа. В основном материал представлен научными статьями , исследованиями и новостными сайтами . Важное значение имеют работы, в которых авторы дают анализ посреднической деятельности Катара в урегулировании конфликтов на территории региона, рассматривают его цели, его зависимость от других стран вне региона. В своих исследованиях они также определяют роль, которую сыграли западные страны в становлении лидерских позиций эмирата. Тема действительно слабоизученная, так как по сути многие события, которые касаются внешней политики Катара, либо произошли совсем недавно и просто не были основательно проанализированы, либо оставались незавершенными на 2017 год (развитие катарского кризиса). Из-за этого чувствуется нехватка работ, в которых дается анализ внешней политике Катара, но среди тех, что имеют место быть, особое место занимают труды Татьяны Тюкаевой .
Цель работы - проанализировать особенности внешнеполитического курса Катара в конце XX-начале XXI веков.
Для раскрытия данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Изучить основные направления во внешней политике Катара
2. Выявить основные характеристики сотрудничества Катара с Соединенными Штатами и другими западными странами
3. Проанализировать роль Катара в современной политике региона Персидского залива.
Основные хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2017 гг. Отправной точкой этого периода можно считать окончание Кувейтского кризиса в 1991 году, после которого Катар и начал активнее всего развивать взаимоотношения с другими странами, особенно западными. Последующие годы явились активным периодом становления эмирата в
качестве лидера региона, за чем последовало укрепление взаимоотношений с западными державами, различные договора, дипломатические визиты, в 2000х гг. посредническая деятельность в Судане, Ливане и Йемене. Последний раздел охватывает и описывает современный этап катарской внешней политики. Большая роль в современном этапе уделяется действиям Катара на территории Сирии, отношениям с Саудовской Аравией, Ираном и другими странами в рамках дипломатического кризиса 2017 года, чем и ограничиваются рамки исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный подход, который заключается в том, что объект исследования анализируется как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Также были привлечены следующие общенаучные методы: структурно-
функциональный, сравнительно исторический и был применён междисциплинарный подход, так как в работе используются политологические, экономические, исторические, юридические и другие данные. Одновременно использовался компаративный метод.
В ходе написания дипломной работы были использованы следующие общенаучные методы исследования: анализ, сравнение,
дедукция и индукция. Также в работе были использованы следующие исторические методы исследования: историко-типологический, историко-системный, историко-сравнительный и историко-генетический. Историко-типологический метод предполагает распределение объектов на однородные классы или группы, которые имеют свои общие черты. В рамках историко-сравнительный метода удалось выявить хронологию исторических событий. Историко-системный метод помог рассматривать объект исследования как целостную историческую систему. Благодаря историкогенетическому методу получилось изучить этапы развития конкретных исторических явлений.
Объектом исследования является внешняя политика Катара на международной арене в последние десятилетия.
Предметом исследования является продолжающийся процесс становления эмирата в регионе Персидского залива и за его пределами в качестве международного лидера, сотрудничество Катара с другими государствами.
Новизна исследования состоит в том, что впервые был проведен комплексный анализ внешней политики Катара на современном этапе, а также впервые был использован такой широкий круг источников по данной теме. В данной работе также подробно проанализировано развитие Дипломатического кризиса вокруг Катара, а, учитывая актуальность этой проблемы, можно сделать вывод, что в этом вопросе работа является уникальной.
Анализ международной деятельности Катара на территории Ближневосточного региона имеет большую научно-практическую значимость. Содержание и выводы данной работы могут быть использованы при дальнейшем изучении этого вопроса и проблем на территории Персидского залива, при написании аналитических работ по международным отношениям, а также могут применяться в лекционных курсах и на семинарских занятиях в высшей школе. Выводы и рекомендации, содержащиеся в данном дипломном проекте, могут представлять интерес для российских государственных ведомств, отвечающих за практическую реализацию внешней политики России на Ближнем Востоке.
Структура работы обусловлена целями и поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списков использованных источников и использованной литературы.
Практически во всех острых политических вопросах в регионе особняком стоит Катар, где-то - по своей воле, где-то - против нее. Гражданская война в Сирии, участие в качестве посредника во внутренних конфликтах Судана, Йемена и Ливана, лавирование между враждующими Саудовской Аравией и Ираном - все это лишь малая часть того, к чему стал причастен Катар с момента обретения независимости от Великобритании в 1971 году. Членство в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) лишь добавляет веса эмирату, который активно пытается уже не первое десятилетие закрепиться на Ближнем Востоке в качестве лидера в вопросах международного сотрудничества, посредничества и борьбы с терроризмом, хотя сам Катар часто обвиняется в содействии некоторым радикальным организациям, запрещенным в большинстве развитых стран.
А катарский кризис, обострившийся в июне 2017 года добавляет актуальности изучению данного вопроса. Ведь на данный момент противодействие Королевства Саудовская Аравия, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Египта Катару является объектом пристального внимания и обсуждения на международных форумах. Попытки изолировать
эмират пока не увенчались успехом, что не утихомирило пыл и рвение других членов ССАГПЗ «поставить Катар на место», который, в свою очередь, пытается найти поддержки у других стран, порой даже противоборствующих (Иран, США). И актуальный вопрос взаимоотношений Катара с вышеперечисленными странами является предметом пристального изучения в этой работе.
Актуальность выбранного исследования определяется необходимостью всестороннего анализа и осмысления событий, происходящих на территории Ближнего Востока в наше время, к которым внешняя политика Катара имеет непосредственное отношение. Проведенный анализ поможет определить, как же деятельность Катара влияет на общее положение дел, взаимоотношения между странами в регионе и возможные его перспективы. Нестабильность в Ближневосточном регионе, Сирийский кризис, влекущий за собой многочисленные жертвы, а в предыдущем году и дипломатический кризис вокруг самого Катара демонстрируют просчеты во внешней политике государств, а также показывают текущую неспособность и нескооперированность мирового сообщества в противостоянии данной проблеме. Поэтому в работе дана оценка внешнеполитической деятельности одного из главных игроков региона.
Источниковую базу, к которой автор обращался при проведении исследования, можно разделить на несколько групп.
Первая группа - официальные документы Катара и других государств. К данной группе относятся устав ССАГПЗ , официальный сайт госдепартамента США, располагающий подробной информацией о американо-катарских взаимоотношениях и деталях совместных договоров ,
текст «Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области морского транспорта в странах арабского Машрика» .
Второй группой использованных источников стали интервью официальных представителей Катара и других государств, которые давали свою оценку происходящим событиям, что помогло более точно проанализировать их. Например, интернет-портал международной телекомпании «Аль-Джазира» , созданный в Катаре, из материалов которого мы использовали официальные высказывания катарских политических деятелей. Активно были привлечены материалы периодической печати «The BBC» , «Коммерсантъ» и др., в которых были опубликованы высказывания официальных лиц ведущих мировых держав, помогавшие нам
проанализировать реакцию мирового сообщества на происходящие события.
Степень научной изученности данной темы. Ближневосточный регион и события, происходящие внутри его государств и между ними, являются объектом исследований российских и зарубежных политологов и историков, однако анализ внешнеполитической деятельности Катара представлен довольно небольшим количеством работ - что объясняется относительной свежестью происходящих событий, соответственно, у научных и политических деятелей не было достаточного времени для проведения и составления анализа. В основном материал представлен научными статьями , исследованиями и новостными сайтами . Важное значение имеют работы, в которых авторы дают анализ посреднической деятельности Катара в урегулировании конфликтов на территории региона, рассматривают его цели, его зависимость от других стран вне региона. В своих исследованиях они также определяют роль, которую сыграли западные страны в становлении лидерских позиций эмирата. Тема действительно слабоизученная, так как по сути многие события, которые касаются внешней политики Катара, либо произошли совсем недавно и просто не были основательно проанализированы, либо оставались незавершенными на 2017 год (развитие катарского кризиса). Из-за этого чувствуется нехватка работ, в которых дается анализ внешней политике Катара, но среди тех, что имеют место быть, особое место занимают труды Татьяны Тюкаевой .
Цель работы - проанализировать особенности внешнеполитического курса Катара в конце XX-начале XXI веков.
Для раскрытия данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Изучить основные направления во внешней политике Катара
2. Выявить основные характеристики сотрудничества Катара с Соединенными Штатами и другими западными странами
3. Проанализировать роль Катара в современной политике региона Персидского залива.
Основные хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2017 гг. Отправной точкой этого периода можно считать окончание Кувейтского кризиса в 1991 году, после которого Катар и начал активнее всего развивать взаимоотношения с другими странами, особенно западными. Последующие годы явились активным периодом становления эмирата в
качестве лидера региона, за чем последовало укрепление взаимоотношений с западными державами, различные договора, дипломатические визиты, в 2000х гг. посредническая деятельность в Судане, Ливане и Йемене. Последний раздел охватывает и описывает современный этап катарской внешней политики. Большая роль в современном этапе уделяется действиям Катара на территории Сирии, отношениям с Саудовской Аравией, Ираном и другими странами в рамках дипломатического кризиса 2017 года, чем и ограничиваются рамки исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный подход, который заключается в том, что объект исследования анализируется как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Также были привлечены следующие общенаучные методы: структурно-
функциональный, сравнительно исторический и был применён междисциплинарный подход, так как в работе используются политологические, экономические, исторические, юридические и другие данные. Одновременно использовался компаративный метод.
В ходе написания дипломной работы были использованы следующие общенаучные методы исследования: анализ, сравнение,
дедукция и индукция. Также в работе были использованы следующие исторические методы исследования: историко-типологический, историко-системный, историко-сравнительный и историко-генетический. Историко-типологический метод предполагает распределение объектов на однородные классы или группы, которые имеют свои общие черты. В рамках историко-сравнительный метода удалось выявить хронологию исторических событий. Историко-системный метод помог рассматривать объект исследования как целостную историческую систему. Благодаря историкогенетическому методу получилось изучить этапы развития конкретных исторических явлений.
Объектом исследования является внешняя политика Катара на международной арене в последние десятилетия.
Предметом исследования является продолжающийся процесс становления эмирата в регионе Персидского залива и за его пределами в качестве международного лидера, сотрудничество Катара с другими государствами.
Новизна исследования состоит в том, что впервые был проведен комплексный анализ внешней политики Катара на современном этапе, а также впервые был использован такой широкий круг источников по данной теме. В данной работе также подробно проанализировано развитие Дипломатического кризиса вокруг Катара, а, учитывая актуальность этой проблемы, можно сделать вывод, что в этом вопросе работа является уникальной.
Анализ международной деятельности Катара на территории Ближневосточного региона имеет большую научно-практическую значимость. Содержание и выводы данной работы могут быть использованы при дальнейшем изучении этого вопроса и проблем на территории Персидского залива, при написании аналитических работ по международным отношениям, а также могут применяться в лекционных курсах и на семинарских занятиях в высшей школе. Выводы и рекомендации, содержащиеся в данном дипломном проекте, могут представлять интерес для российских государственных ведомств, отвечающих за практическую реализацию внешней политики России на Ближнем Востоке.
Структура работы обусловлена целями и поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списков использованных источников и использованной литературы.
Внешняя политика Катара в последние годы получила крайне активное развитие. Ее успех становится все более очевидным. Очень важным моментом является то, что в такие непростые времена для Ближневосточного региона ему нужно найти новый путь решения проблем и выхода из явного кризиса. Сирия, Йемен, Иерусалим - все эти территории в разной степени сейчас являются главными очагами того или иного рода конфликтов. А само существование таких очагов ставит под сомнение действия стран-лидеров, которые вели политику региона в последние годы. Главный упор в этом случае, конечно же, делается на Саудовскую Аравию, здесь же можно упомянуть Египет и ОАЭ. Иран в перечень не включаем, так как эта страна все-таки из противоборствующего лагеря, которая преследует свои интересы и часто действует наперекор перечисленным выше державам.
И вот именно здесь поднимается вопрос необходимости нового лидера, страны-флагмана, что примет на себя эту тяжкую ношу и попытается исправить ситуацию. Пока мы видим лишь то, что каждая страна придерживается своих интересов, не задумываясь о судьбе всего Ближнего Востока, что является в корне неправильной политикой. И Катар сам не меньше других пытается реализовать идеи, зачастую выгодные только ему.
Эмират ведет активную самостоятельную политику, помогающую ему выходить на передовые роли. Одним из значимых результатов исследования является выявление характерных черт катарской внешней политики, впервые захватывающее также и новейшее время. Мы видим, что в последние годы политика Катара немного сменила свой курс: если в первое десятилетие новейшего столетия эмират старался наработать авторитет в основном своей посреднической деятельностью, то сейчас Катар уже имеет немалый вес в регионе и, исходя из больших возможностей, формирует совсем другие цели. Сейчас Катар уже может не идти на поводу у КСА и часто противодействует ему, заручившись поддержкой западных держав и даже саудовских противников (Иран и Турция).
Основными направлениями во внешней политике Катара в разные периоды установленных хронологических рамок были посредническая политика в Ливане, Судане и Йемене в начале 2000-х, укрепление дружеских отношений с Западом для обеспечения разносторонней поддержки в разного рода вопросах и конфликтах и сотрудничество с различными радикальными организациями по всей территории Ближнего Востока для обеспечения определенного контроля в других странах и возможности влиять на некоторые события внутри них. То есть, показывая свою нейтральность и незаинтересованность, Катар в первые годы своего становления в качестве ближневосточного лидера завоевал доверие соседних стран, что и было главной целью. Лидером можно стать или при помощи силы, или при помощи всеобщих доверия и поддержки. Так как первого у Катара не было и быть по объективным причинам не могло, эмират пошел по второму пути.
Параллельно, чтобы окружить себя всеобщей поддержкой, он укреплял отношения с главными западноевропейскими державами и США. Здесь главными примерами можно назвать заключение Рамочных соглашений о торговле и инвестициях (TIFA) между США и Катаром в апреле 2004 года или подписание крупного договора о защите с Францией в 1994 г. Понятно, что определенные связи были налажены уже давно (с Великобританией из-за колониального режима), но без инициативы Катара развитие эти связи вряд ли бы получили.
И вот уже в последние годы важной чертой внешней политики Катара стало лавирование между сотрудничеством с различными странами (часто противоборствующими) и тесное взаимодействие с радикальными организациями. Где-то эмират является союзником суннитской части региона и активно сотрудничает с этими странами лично или в рамках определенных международных организаций, где-то он идет наперекор им же и налаживает отношения с совсем другими государствами. Сотрудничество с Саудовской Аравией и Ираном является показательным. Касаемо радикальных организаций, Катар имеет тесные связи с «братьями-мусульманами» в Египте, с ФАТХ и ХАМАС в Израиле, шиитская оппозиция в Йемене и, по некоторым данным, даже с ИГ в Сирии.
Говоря о сотрудничестве страны с западными государствами, можно сказать, что оно очень обширно и разносторонне. Катар понимает, что для поддержания дружественных и очень близких отношений и для обеспечения поддержки нужно строить двусторонние связи во всех сферах. Так мы видим, что отношения с США не ограничиваются одними лишь договорами о поставке вооружения, как, например, контракт на покупку американских истребителей F-15, заключенный в 2017 году. Также Катар активно сотрудничает с Америкой в сфере образования и экономики. Всеобъемлющее сотрудничество и явилось причиной тому, что США открыли свою военную базу на территории эмирата.
Сотрудничество с Францией включает в себя, например, большие капиталовложения в спортивную и культурную среду, как в случае с футбольным клубом «Пари Сен-Жермен», футбольной «Лигой 1» или открытие французских школ на территории эмирата. А с Великобританией сотрудничество во многом состоит из финансового взаимодействия (общая сумма торговли и инвестиций между странами - 5 млрд. фунтов в год). Это также помогло стать Катару на путь лидерства. И важным показателем продуктивности этого сотрудничества явилась поддержка западных стран в отношении Катара в контексте Дипломатического кризиса 2017 года и высказывания французского президента Макрона или американского президента Дональда Трампа, в которых выражалась поддержка Катару и осуждались действия против государства.
В современной же политике Ближнего Востока роль Катара вряд ли можно переоценить. Тот факт, что основные лидеры региона решили изолировать государство для его ослабления, является большим показателем того, что эмират стал действительно мощным государством. Главной же оценкой эффективности катарской внешней политики в последние десятилетия является то, как Катар смог нивелировать для себя возможные последствия от блокады. Катар заключил торговые соглашения с Ираном и Турцией - эти своевременные и эффективные действия правительства и всесторонняя поддержка, которой эмират сумел обзавестись, помогли государству не только остаться на плаву, но и укрепить свои лидерские позиции. Поддержку Катар получил не только со стороны запада, но и со стороны России и Китая. Дипломаты этих стран высказали свою поддержку государству и даже приняли у себя его представителей для переговоров.
Подводя общий итог, можно сказать, что современный внешнеполитический курс Катара должен продолжить давать свои плоды и в ближайшем будущем, но не маловажным фактором успеха также является общее положение дел в регионе. Гражданские войны на Ближнем Востоке не укрепляют позиции соседних стран, они лишь заставляют государства действовать в рамках острой необходимости самих действий. И для общего развития региона необходимо обоюдное желание государств к совместной созидательной деятельности и такое же желание всего мирового сообщества, которому укрепление ближневосточного региона может быть совсем не на
руку.
И вот именно здесь поднимается вопрос необходимости нового лидера, страны-флагмана, что примет на себя эту тяжкую ношу и попытается исправить ситуацию. Пока мы видим лишь то, что каждая страна придерживается своих интересов, не задумываясь о судьбе всего Ближнего Востока, что является в корне неправильной политикой. И Катар сам не меньше других пытается реализовать идеи, зачастую выгодные только ему.
Эмират ведет активную самостоятельную политику, помогающую ему выходить на передовые роли. Одним из значимых результатов исследования является выявление характерных черт катарской внешней политики, впервые захватывающее также и новейшее время. Мы видим, что в последние годы политика Катара немного сменила свой курс: если в первое десятилетие новейшего столетия эмират старался наработать авторитет в основном своей посреднической деятельностью, то сейчас Катар уже имеет немалый вес в регионе и, исходя из больших возможностей, формирует совсем другие цели. Сейчас Катар уже может не идти на поводу у КСА и часто противодействует ему, заручившись поддержкой западных держав и даже саудовских противников (Иран и Турция).
Основными направлениями во внешней политике Катара в разные периоды установленных хронологических рамок были посредническая политика в Ливане, Судане и Йемене в начале 2000-х, укрепление дружеских отношений с Западом для обеспечения разносторонней поддержки в разного рода вопросах и конфликтах и сотрудничество с различными радикальными организациями по всей территории Ближнего Востока для обеспечения определенного контроля в других странах и возможности влиять на некоторые события внутри них. То есть, показывая свою нейтральность и незаинтересованность, Катар в первые годы своего становления в качестве ближневосточного лидера завоевал доверие соседних стран, что и было главной целью. Лидером можно стать или при помощи силы, или при помощи всеобщих доверия и поддержки. Так как первого у Катара не было и быть по объективным причинам не могло, эмират пошел по второму пути.
Параллельно, чтобы окружить себя всеобщей поддержкой, он укреплял отношения с главными западноевропейскими державами и США. Здесь главными примерами можно назвать заключение Рамочных соглашений о торговле и инвестициях (TIFA) между США и Катаром в апреле 2004 года или подписание крупного договора о защите с Францией в 1994 г. Понятно, что определенные связи были налажены уже давно (с Великобританией из-за колониального режима), но без инициативы Катара развитие эти связи вряд ли бы получили.
И вот уже в последние годы важной чертой внешней политики Катара стало лавирование между сотрудничеством с различными странами (часто противоборствующими) и тесное взаимодействие с радикальными организациями. Где-то эмират является союзником суннитской части региона и активно сотрудничает с этими странами лично или в рамках определенных международных организаций, где-то он идет наперекор им же и налаживает отношения с совсем другими государствами. Сотрудничество с Саудовской Аравией и Ираном является показательным. Касаемо радикальных организаций, Катар имеет тесные связи с «братьями-мусульманами» в Египте, с ФАТХ и ХАМАС в Израиле, шиитская оппозиция в Йемене и, по некоторым данным, даже с ИГ в Сирии.
Говоря о сотрудничестве страны с западными государствами, можно сказать, что оно очень обширно и разносторонне. Катар понимает, что для поддержания дружественных и очень близких отношений и для обеспечения поддержки нужно строить двусторонние связи во всех сферах. Так мы видим, что отношения с США не ограничиваются одними лишь договорами о поставке вооружения, как, например, контракт на покупку американских истребителей F-15, заключенный в 2017 году. Также Катар активно сотрудничает с Америкой в сфере образования и экономики. Всеобъемлющее сотрудничество и явилось причиной тому, что США открыли свою военную базу на территории эмирата.
Сотрудничество с Францией включает в себя, например, большие капиталовложения в спортивную и культурную среду, как в случае с футбольным клубом «Пари Сен-Жермен», футбольной «Лигой 1» или открытие французских школ на территории эмирата. А с Великобританией сотрудничество во многом состоит из финансового взаимодействия (общая сумма торговли и инвестиций между странами - 5 млрд. фунтов в год). Это также помогло стать Катару на путь лидерства. И важным показателем продуктивности этого сотрудничества явилась поддержка западных стран в отношении Катара в контексте Дипломатического кризиса 2017 года и высказывания французского президента Макрона или американского президента Дональда Трампа, в которых выражалась поддержка Катару и осуждались действия против государства.
В современной же политике Ближнего Востока роль Катара вряд ли можно переоценить. Тот факт, что основные лидеры региона решили изолировать государство для его ослабления, является большим показателем того, что эмират стал действительно мощным государством. Главной же оценкой эффективности катарской внешней политики в последние десятилетия является то, как Катар смог нивелировать для себя возможные последствия от блокады. Катар заключил торговые соглашения с Ираном и Турцией - эти своевременные и эффективные действия правительства и всесторонняя поддержка, которой эмират сумел обзавестись, помогли государству не только остаться на плаву, но и укрепить свои лидерские позиции. Поддержку Катар получил не только со стороны запада, но и со стороны России и Китая. Дипломаты этих стран высказали свою поддержку государству и даже приняли у себя его представителей для переговоров.
Подводя общий итог, можно сказать, что современный внешнеполитический курс Катара должен продолжить давать свои плоды и в ближайшем будущем, но не маловажным фактором успеха также является общее положение дел в регионе. Гражданские войны на Ближнем Востоке не укрепляют позиции соседних стран, они лишь заставляют государства действовать в рамках острой необходимости самих действий. И для общего развития региона необходимо обоюдное желание государств к совместной созидательной деятельности и такое же желание всего мирового сообщества, которому укрепление ближневосточного региона может быть совсем не на
руку.
Подобные работы
- ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ОМАНА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ОМАНА
В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО ЛОББИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США НА БЛИЖНЕМ
ВОСТОКЕ И В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв.
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Эволюция государственно-политической системы Саудовской Аравии на рубеже ХХ-ХХI вв
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



