Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы участников образовательных отношений 6
1.1 Понятие, сущность и содержание образовательных отношений 6
1.2 Субъекты образовательных отношений 19
1.3 Законодательные основы деятельности участников образовательных
отношений 33
Глава 2. Юридическая ответственность участников образовательных отношений 46
2.1. Основания возникновения дисциплинарной и материальной
ответственности участников образовательных отношений 46
2.2. Изменение и прекращение дисциплинарной и материальной
ответственности участников образовательных отношений 58
2.3. Состояние законности дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений (на примере субъекта Республики
Татарстан) 61
Заключение 71
Список используемых источников и литературы 73
В современном мире каждый человек сталкивается с трудовыми отношениями и государство тщательно контролирует правоотношения, которые возникают между работником и работодателем в процессе работы. Контролирует оно данные правоотношения посредством трудового законодательства, в частности Трудовым кодексом РФ. Каждый год в него вносятся всё новые изменения и дополнения, так, как и уровень развития граждан и уровень жизни в целом меняется с каждым годом.
И конечно, помимо прав и обязанностей работников и работодателей государство обязательно предусматривает ответственность за несоблюдение трудового законодательства, для того чтобы нормы, включающие в себя декларативные нормы, функционировали.
Актуальность темы обусловлена тем, что участник образовательных отношений является особым субъектом трудовых правоотношений. Специфика его трудовой деятельности накладывает свой отпечаток и на тех проступках, за которые он может понести дисциплинарную ответственность. В данной статье рассмотрена проблематика дисциплины труда педагогического работника. А также возможные пути действия, в случае несогласия с возложенным дисциплинарным взысканием.
Дисциплина труда - это обязательное подчинение всех работников нормам поведения, установленными нормативно-правовыми актами трудового законодательства. Работодатель поощряет работников, которые добросовестно выполняют свои обязанности.
Существуют разные виды поощрений: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, почетной грамотой и т.д. Применение таких мер, безусловно стимулирует работников на достижение еще больших результатов в труде. Однако существует и обратная сторона, когда работник не надлежаще исполняет свои должностные обязанности, что
является нарушением дисциплины труда и влечет возложение дисциплинарной ответственности.
Целью настоящей работы является исследование особенностей дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений;
2. Изучить вопросы законодательных основ деятельности участников образовательных отношений;
3. Рассмотреть основания возникновения дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений;
4. Проанализировать изменение и прекращение дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений;
5. Проанализировать состояние законности дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений (на примере субъекта Республики Татарстан).
Предмет работы - дисциплинарная и материальная ответственность участников образовательных отношений, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Объект дипломной работы - дисциплинарная и материальная ответственность участников образовательных отношений.
Методы исследования - общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Положения, выносимые на защиту:
1. Изучить понятие дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений.
5. Проанализировать состояние законности дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений (на примере субъекта Республики Татарстан).
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
В заключении следует отметить, что в данной работе мы рассмотрели тему «Дисциплинарная и материальная ответственность участников образовательных отношений».
В итоге исследования следует сделать следующие выводы:
1. Материальная ответственность является правовым термином, который определяет обязанность лица возмещать ущерб, нанесенный им другому лицу. Материальная ответственность в трудовом праве означает не лишь обязанность сотрудника возместить ущерб, который нанесен работодателю, но и обязанность работодателя возмещать ущерб, причиненный работнику или его собственности. Материальная ответственность наступает только в той ситуации, когда ущерб причиняется в итоге явно противоправных действий работодателя или работника. Отличают ограниченную и полную материальную ответственность. Дисциплина труда нужна при совместной деятельности людей, поскольку без установления общего для всех порядка нет возможности установления общего для всех правила обеспечения согласованных действий работников. Главным требованием дисциплины является обязательное выполнение обязанностей и соблюдение прав других работников и работодателя.
2. При анализе правового регулирования образования, видно, что показывает, что специфичность отношений в данной сфере отмечалась еще советскими исследователями. Но только в 1990-х годах стала возможной постановка вопроса об образовательных правоотношениях как правоотношениях отдельного типа, имеющих самостоятельную отраслевую значимость. В действующем законодательстве нет определения понятия «образовательные отношения». Попытка восполнить этот пробел была предпринята при подготовке проекта Кодекса Российской Федерации об образовании. Разработчики проекта предлагали считать образовательными отношениями «взаимосвязь между обучающимися (воспитанниками), педагогическими работающими и образовательным учреждением (организацией), которая возникает в процессе обучения и воспитания обучающихся».
3. Отметим, что к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию, имеющие опасные заболевания и т.д. Имеются особенности и в расторжении трудового договора с педагогическими работающими: помимо общих для всех категорий работников оснований, прекращению трудового договора с педагогическим работником будут способствовать некие условия.
4. Рассматривая изменение и прекращение дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений выявлено, что правовое отношение как правовое явление обладает и своим особым юридическим содержанием, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников.
5. Анализируя состояние законности дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений (на примере субъекта Республики Татарстан) выявлено, что сейчас требуется введение нового законодательства, закладывающего правовую основу под институт правовой ответственности участников образовательных отношений.
Важно разработка действующего законодательства:
-регламентировать все отношения, которые возникают по поводу привлечения педагогического работника к дисциплинарной и материальной ответственности;
-важно принятие законодательства, которое должно содержать перечень составов дисциплинарных проступков.
В итоге, данная тема требует более глубокого изучения.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)
3. Барбашова, Т. П. Защита трудовых прав работников / Т.П. Барбашова, В.И. Миронов. - М.: Журнал "Управление персоналом", 2016. - 104 с.
4. Бельский К.С., Зайцева Л.А. Педагогический процесс в системе образовательных правоотношений // Юридическое образование и наука. 2016.№ 2.
5. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопр. философии.2015. № 8. С. 47.
6. Ванюхин, В.Н. Материальная ответственность работника / В.Н. Ванюхин. - М.: ЭЛИТ, 2016. - 585 с.
7. Виктор, Сергеевич Бялт Институт дисциплинарной ответственности сотрудников полиции / Виктор Сергеевич Бялт. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 248 с.
8. Владимир, Петьков und Елена Грудзинская Активные методы в преподавании дисциплины Изоморфизм. Твердые растворы / Владимир Петьков und Елена Грудзинская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014 - 172 c.
9. Гноевой, Александр Коммуникативный метод преподавания технических дисциплин / Александр Гноевой. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 552 c.
10. Грачева, Е.Ю. Комментарий к диссертационным исследованиям по финансовому праву [Электронный ресурс] : автореф. дис. / Е.Ю.
Грачева, Д.М. Щекин. — Электрон. дан. — Москва : СТАТУТ, 2016. — 1055 с.
11. Гусейнова, Н. Ч. Комментарий к федеральному закону "О материальной ответственности военнослужащих" / Н.Ч. Гусейнова, А.В. Титов, А.И. Тюрин. - М.: За права военнослужащих, 2016. - 208 с.
12. Дилон, Б. Инженерные методы обеспечения надежности систем: моногр. / Б. Дилон, Ч. Сингх. - М.: Мир, 2014. - 318 с.
13. Ершов, В. А. Все о материальной ответственности: моногр. / В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. - 120 с.
14.Записная книжка "Ежедневник ответственного работника": моногр. . - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 892 с.
15. Захаров, М. Л. Комментарий к новому пенсионному законодательству. Постатейный комментарий к Федеральным законам О трудовых пенсиях в Российской Федерации', О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации' / М.Л. Захаров, В.Б. Севостьянова, Э.Г. Тучкова. - М.: ТК Велби, 2014. - 336 с.
16. Кодекс Российской Федерации об образовании. Общая часть. Проект. — М., 2015. С. 22.
17. Клочков, М. А. Материальная ответственность работодателя перед работником. Теоретические и практические аспекты / М.А. Клочков, Ю.Н. Полетаев. - М.: Проспект, 2016. - 224 с.
18. Логинова, Н. А. Информационно-предметное обеспечение учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры. Учебно-методическое пособие / Н.А. Логинова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2014. - 124 с.
19. Логинова, Н.А. Информационно-предметное обеспечение учебных
дисциплин бакалавриата и магистратуры: Учебно-методическое
пособие / Н.А. Логинова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 779 с.
20. Мартин, Дж. Вычислительные сети и распределенная обработка данных: программное обеспечение, методы и архитектура / Дж. Мартин. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 525 с.
21. Материальная ответственность работников. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика, образцы документов. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. - 720 с.
22. Муравченко В.Б. Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации // Современное право. - 2017. - № 12.
23. Муравченко В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. - 2015. - № 11.
24. Муравченко В.Б. Классификация должностей муниципальной службы // Вопросы правоведения. - 2017 - № 2.
25. Муравченко В.Б. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации // Вопросы правоведения. - 2017. - № 3.
26. Москалева А.А. Юридическая ответственность как элемент правового статуса педагогического работника // Государство и право в условиях современного гражданского общества. - 2016. - С. 59-61.
27. Назарова, Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин / Л.Д. Назарова. - М.: Сфера, 2017. - 222 с.
28. Новикова Д.А. Теория управления образовательными системами. - М.: Народное образование, 2016. - 452 с.
29. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2016. - 343 с.
30. Патров, В. В. Материальная ответственность работников организации / В.В. Патров, М.Л. Пятов. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 176 с.
31. Кирилловых А.А Регулирование труда в высшем учебном заведении: Практическое пособие / А.А.Кирилловых - М. : Юстицинформ, 2016 - 103с.
32. Розенталь, Д.Э. «Словарь трудностей русского языка» / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Айрис-Пресс, 2017. С.654.
33. Суняева, Р. Л. Азбука трудовых отношений. Полезные советы для работников и работодателей / Р.Л. Суняева. - М.: Феникс, 2016. - 256 с.
34. Темякова, Татьяна Инновационные методы преподавания гуманитарных дисциплин / Татьяна Темякова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 163 с.
35. Толкаченко А. Учитель и ученик в XXI веке: проблемы нравственных и педагогических отношений // Уголовное право. 2016. № 1. С. 107.
36. Феклин, Сергей Иванович Дисциплинарная ответственность обучающихся / Феклин Сергей Иванович. - М.: Арсенал образования, 2016. - 987 c.
37. Миннигулова, Д.Б. Нормативно-правовое обеспечение образования в Республике Башкортостан: учеб. Пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2014. — 156 с.
38. Миннигулова, Д.Б. Нормативно-правовое обеспечение образования в Республике Башкортостан: учеб. Пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2015. — 156 с.
39. Научные воззрения профессора Г.Ф. Шершеневича в современных условиях конвергенции частного и публичного права (к 150-летию со дня рождения) [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва : СТАТУТ, 2014. — 942 с.
40. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва : СТАТУТ, 2017. — 1326 с.
41. Ершов, В.А. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации [Электронный ресурс] / В.А. Ершов, А.В. Сутягин, А.Н. Кайль. — Электрон. дан. — Москва : ГроссМедиа, 2016. — 1446 с.
42. Трудовое право России. Практикум: Учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва : Юстицинформ, 2016. — 792 с.
43. Краснов, Ю.К. Юридическая техника: учебник [Электронный ресурс] : учеб. / Ю.К. Краснов, В.В. Надвикова, В.И. Шкатулла. — Электрон. дан. — Москва : Юстицинформ, 2014. — 536 с.
44. Егоров, В.И. Трудовой договор [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Егоров, Ю.В. Харитонова. — Электрон. дан. — Москва : КноРус, 2015. — 456 с.
45. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Москва : ГроссМедиа, 2017. — 888 с.
46.Энциклопедия будущего адвоката [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва : КноРус, 2017. — 1 с.
47. Семенихин, В.В. Ответственность организаций и их руководителей [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Москва : ГроссМедиа, 2015. — 1040 с.
48. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования.
Правовое регулирование системы образования. - М.: ЗАО
Юстицинформ, 2015. - 288 с.