ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность понятия межпредметных связей, их классификация и виды 5
1.1 Понятие и классификация межпредметных связей 5
1.2 Функции межпредметных связей 8
1.3 Использование межпредметных связей при изучении курса математики в
школе 9
Глава 2. Основные понятия математической статистики 13
2.1 Основные понятия выборочного метода 13
2.2 Выборочные характеристики 15
2.3 Состоятельность выборочных характеристик 20
Глава 3. Исследование атрибуции литературных текстов 24
путем авторского инварианта 24
3.1 Авторский инвариант 24
3.2 «12 стульев от Михаила Булгакова» 29
3.3 Анализ литературных произведений методом авторского инварианта... 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список использованной литературы 39
Актуальность исследования. В настоящее время для определения авторства и подлинности литературных текстов применяются методы теории распознавания образов, математической статистики, теории вероятностей, широко используется вычислительная техника. Для определения автора текста часто требуется экспертиза, которая может установить создателя неизвестного текста или определить принадлежность произведения определенному автору при помощи статистических методов. С развитием вычислительной техники появилась возможность реализовать указанные методы, требующие больших по объему вычислений. Атрибуция текста есть установление авторства произведения литературы или искусства, времени и места его создания.
Цель исследования: проверить с помощью математической статистики гипотезу Ирины Амлински о том, что автором романа «Двенадцать стульев» является М.А. Булгаков, выдвинутую ею в книге «12 стульев от Михаила Булгакова»
Задачи:
- рассмотреть основные понятия и формулы математической статистики;
- провести исследование атрибуции литературных текстов путем авторского
инварианта.
Объект исследования: литературные произведения «Двенадцать стульев» и «Мастер и Маргарита»
Предмет исследования: атрибуция литературных текстов.
Научная новизна. Проведено исследование истинного авторства литературного произведения «Двенадцать стульев» с помощью математической статистики.
Значимость работы:
- изложены основы метода «авторский инвариант»;
- применен указанный метод для сравнения двух произведений: «Двенадцать стульев» и «Мастер Маргарита»
- выявлено ошибочность гипотезы И.Амлински
В данной дипломной работе было проведено исследование атрибуции литературных текстов путем авторского инварианта. Для исследования было взято два произведения: «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Поводом для исследования стала гипотеза И. Амлински об истинном авторе произведения «Двенадцать стульев».
В данной работе были получены следующие результаты:
1) рассмотрены и изучены основные понятия межпредметных связей:
- классификации межпредметных связей;
- функции межпредметных связей;
- использование межпредметных связей в школе;
- использование межпредметных связей при изучении математики;
2) изложены основные понятия математической статистики;
3) проведено исследование атрибуции литературных текстов путем авторского инварианта:
- понятие метода «авторский инвариант»;
- гипотеза И. Амлински;
- анализ произведений «Мастер и Маргарита» и «Двенадцать
стульев» методом авторского инварианта.
Первоначальные сведения по математической статистике и теории вероятности, которые изучаются в школе - их бывает достаточно, чтобы провести исследование подобного рода.
На основе вышеперечисленного можно сказать, что с помощью статистической науки, а точнее с помощью частотных таблиц русского языка возможно определить авторов безымянных текстов. И это может помочь в раскрытиях преступлений и так же для удостоверения принадлежности текста к какому-нибудь автору, что иногда очень нужно. Любой ученик может использовать статистический метод для определения авторства литературных текстов, поэтому такие занятия могут проходить и на факультативах по математике и даже литературе, показывая самую прямую межпредметную связь.