ЭКСПАНСИЯ КИТАЙСКИХ КОМПАНИЙ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ (НА ПРИМЕРЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ)
|
Введение 3
1. Предыстория современной китайской политики в Юго-Восточной Азии
1.1. Некоторые исторические аспекты отношений Китая и стран ЮВА 7
1.2. Появление новых элементов в китайской политике в регионе ЮВА в 90-е годы 12
1.3. Тупик политики силового давления. Неудачные попытки «рывка на юг» в
1992-1997 гг 16
2. Анализ стратегии продвижения китайских компаний в Юго-Восточную Азию в ХХ1в.
2.1. Экономическое сотрудничество и интеграция со странами АСЕАН 20
2.2. Страны бассейна Меконга - альтернативный путь продвижения интересов
Китая в ЮВА 31
2.3. Мьянма и Лаос - формирование зон двухсторонней региональной
интеграции 43
3. Современная ситуация реализации стратегий Китая в Юго-восточной Азии.
3.1. Сложный выбор для стран АСЕАН 55
3.2. Некоторые особенности китайской экспансии в ЮВА 62
3.3. Дилеммы китайской политики в ЮВА 72
Заключение 80
Список использованных источников и литературы
1. Предыстория современной китайской политики в Юго-Восточной Азии
1.1. Некоторые исторические аспекты отношений Китая и стран ЮВА 7
1.2. Появление новых элементов в китайской политике в регионе ЮВА в 90-е годы 12
1.3. Тупик политики силового давления. Неудачные попытки «рывка на юг» в
1992-1997 гг 16
2. Анализ стратегии продвижения китайских компаний в Юго-Восточную Азию в ХХ1в.
2.1. Экономическое сотрудничество и интеграция со странами АСЕАН 20
2.2. Страны бассейна Меконга - альтернативный путь продвижения интересов
Китая в ЮВА 31
2.3. Мьянма и Лаос - формирование зон двухсторонней региональной
интеграции 43
3. Современная ситуация реализации стратегий Китая в Юго-восточной Азии.
3.1. Сложный выбор для стран АСЕАН 55
3.2. Некоторые особенности китайской экспансии в ЮВА 62
3.3. Дилеммы китайской политики в ЮВА 72
Заключение 80
Список использованных источников и литературы
Анализ отношений Китая и стран Юго-Восточной Азии, исследование его исторических интересов, целей и конкретных действий в этом регионе мира - актуальная и важная тема для понимания характера и особенностей современной международной политики в Юго-Восточной Азии, в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Страны ЮВА, объединенные в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), благодаря своему экономическому развитию, превратились в важных игроков на международном экономическом и военнополитическом поле, Китай, в свою очередь, рассматривается многими аналитиками как новая сверхдержава, чьи политические интересы и влияние охватывают большое количество стран. По мере роста могущества Китая меняются и его внешнеполитические приоритеты, однако ЮВА всегда занимала и занимает сегодня особое место в его политике, поскольку многие страны региона непосредственно граничат с «великим северным соседом».
Экспансия китайских компаний на международные рынки стран мира усиливается из года в год. Исток причины такой политики кроется в исторических и культурных аспектах интеграции Китая во внешний мир.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что вопрос экономической экспансии остается открытым. Китай стремительно расширяет сферу своего влияние в регионе Юго-Восточной Азии. Единоличное владение мелкими островами в зоне Южно-Китайского моря, усиление военного присутствия, насыщение экономик соседствующих стран инвестициями - все это основные задачи государственной политики КНР. Интенсивное развитие международных связей также помогает Китаю заполучить доверие стран сотрудников и на его основе осуществлять выгодную для себя политику.
Объект взаимоотношения Китая со странами Юго-Восточной Азии
Предмет деятельность китайских компаний на рынках стран Юго- Восточной Азии
Цель данной работы опираясь на историю взаимоотношений Китая со странами Юго-Восточной Азии охарактеризовать текущую экономическую политику Китайских компаний и ТНК в регионе, а также исследовать перспективы и тенденции развития экономических взаимоотношений между Китаем и соседними странами. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
Изучить глобальные стратегии и взаимосвязи, которые применялись Китаем в процессе формирования отношений со странами ЮВА. Проанализировать конкретные тактические приемы реализованные в рамках внешней политики Китая в ХХ1в. Изучить политику Китая в отношении стран ЮВА в разное время и в разных обстоятельствах. Определить ключевые тенденции и перспективы развития китайских компаний.
Исходя из поставленных задач были проанализированы следующие ресурсы:
Газета «Жэньминь жибао». В онлайн газете предоставлено великое количество статей, связанных с экономическим политикой Китая в странах Юго-Восточной Азии, так же на данном ресурсе есть статьи, рассматривающие особенности отношений между странами АСЕАН и Индокитая в 1960-х 1970-х годах, особенно американская агрессия против Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.
Журнал «Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. В журнале можно найти статьи, касающиеся особенностей внешней политики КНР в 2009-2011 гг. В Сборниках тезисов с международных конференций детально рассматриваются характер внешней политики между КНР и США в период 2009-2010 г.
Васильев В.Ф. История Мьянмы/Бирмы. XX век. В монографии проанализированы основные этапы политического и экономического развития Мьянмы/Бирмы в XX веке с освещением событий конца XIX века в связи с аннексией страны Великобританией до конца 90-х годов XX века.
Другов А.Ю. Тюрин В.А. История Индонезии. XX век. В монографии рассматриваются основные этапы развития Индонезии в XX веке, начиная с "национального пробуждения" в начале столетия до падения военноавторитарного режима "нового порядка" в 1998 г. и перехода к демократизации политической системы в 1998-2001 гг.
Морев Л.Н. Лаос в кругу «друзей». Морев Л.Н. рассматривает проблемы внешнего влияния на Лаос. В последнее десятилетие Лаос стал объектом активной интервенции китайского и вьетнамского капитала, рассматривающего Лаос, прежде всего как источник сырья (полезные ископаемые, электроэнергия, сырой каучук и т.д.), и превратился в арену острой конкурентной борьбы между Китаем и Вьетнамом за влияние на его экономическом и геополитическом пространстве.
Китайский информационный интернет центр. Государственный информационный сервер, на котором опубликовано большое количество новостей и интервью по вопросам экономического развития стран Индокитая, а также геополитической обстановки в регионе.
Официальные материалы из статьи China and ASEAN partenship of good neighborliness and mutual trust - МИД КНР. В статье комплексно рассматриваются геополитические и геоэкономические вопросы, связанные с выдвижением Китая в ранг государств «первого уровня», анализируются глобальные и региональные последствия этого процесса.
Dillon Diana R. and Tkacik John J. China and ASEAN Endangered American Primacy in Southeast Asia. В статье изучаются отношения Между странами АСЕАН и Китаем в различные временные отрезки с 1992 по 2005 г.
Мосяков Д.В. Былиняк С.А., Финансовый кризис в Восточной и Юго- Восточной Азии. В статье Былиняка С.А. анализируется влияние глобального финансово-экономического кризиса на страны Юго-Восточной и Восточной Азии». Рассматриваемый в статье кризис зародился в США в форме финансового кризиса и быстро распространился на развитые финансовые рынки. Однако финансовый кризис мало затронул недостаточно развитые формирующиеся финансовые рынки, к числу которых относятся и рынки стран ЮВА.
В основе работы лежит труд Д.В. Мосякова - Политика Китая в Юго- Восточной Азии: от прошлого к настоящему.
В Источниковую базу исследования также вошли межгосударственные и международные договоры, международные соглашения
Незаменимыми источниками по теме являются: Азиатский сетевой журнал, Журнал Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития, Агенство Синьхуа. К зарубежным регулярным изданиям можно отнести: The Financial Times, The Jacarta Post, The Straits Times, Far Eastern Economic Rewiew. А также множество других печатных и переводных изданий.
Работа организована следующим образом: Она начинается с предыстории современной китайской политики в Юго-Восточной Азии, изучаются исторические аспекты отношений Китая и стран ЮВА. Затем анализируются стратегии продвижения китайских компаний в Юго- Восточную Азию в ХХ1в. на примере стран АСЕАН. После чего рассматривается ключевые тенденции и перспективы развития китайских компаний в регионе.
Хронологические границы исследования. Часть работы посвящена предыстории современной китайской политики на рубеже XIX и XX веков. Этот период характеризует внешнюю политику Китая в период до образования КНР. Часть работы описывает современное развитие отношений между Китайской народной республикой и странами Юго- Восточной Азии. Этот период характеризуется увеличением интенсивности экономической экспансии, усилением активности в рамках диалога по поводу территориальных споров между Китаем и странами, причастными к этим спорам, а также возрастающим вниманием китайского руководства к укреплению военно-морских сил.
Экспансия китайских компаний на международные рынки стран мира усиливается из года в год. Исток причины такой политики кроется в исторических и культурных аспектах интеграции Китая во внешний мир.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что вопрос экономической экспансии остается открытым. Китай стремительно расширяет сферу своего влияние в регионе Юго-Восточной Азии. Единоличное владение мелкими островами в зоне Южно-Китайского моря, усиление военного присутствия, насыщение экономик соседствующих стран инвестициями - все это основные задачи государственной политики КНР. Интенсивное развитие международных связей также помогает Китаю заполучить доверие стран сотрудников и на его основе осуществлять выгодную для себя политику.
Объект взаимоотношения Китая со странами Юго-Восточной Азии
Предмет деятельность китайских компаний на рынках стран Юго- Восточной Азии
Цель данной работы опираясь на историю взаимоотношений Китая со странами Юго-Восточной Азии охарактеризовать текущую экономическую политику Китайских компаний и ТНК в регионе, а также исследовать перспективы и тенденции развития экономических взаимоотношений между Китаем и соседними странами. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
Изучить глобальные стратегии и взаимосвязи, которые применялись Китаем в процессе формирования отношений со странами ЮВА. Проанализировать конкретные тактические приемы реализованные в рамках внешней политики Китая в ХХ1в. Изучить политику Китая в отношении стран ЮВА в разное время и в разных обстоятельствах. Определить ключевые тенденции и перспективы развития китайских компаний.
Исходя из поставленных задач были проанализированы следующие ресурсы:
Газета «Жэньминь жибао». В онлайн газете предоставлено великое количество статей, связанных с экономическим политикой Китая в странах Юго-Восточной Азии, так же на данном ресурсе есть статьи, рассматривающие особенности отношений между странами АСЕАН и Индокитая в 1960-х 1970-х годах, особенно американская агрессия против Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.
Журнал «Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. В журнале можно найти статьи, касающиеся особенностей внешней политики КНР в 2009-2011 гг. В Сборниках тезисов с международных конференций детально рассматриваются характер внешней политики между КНР и США в период 2009-2010 г.
Васильев В.Ф. История Мьянмы/Бирмы. XX век. В монографии проанализированы основные этапы политического и экономического развития Мьянмы/Бирмы в XX веке с освещением событий конца XIX века в связи с аннексией страны Великобританией до конца 90-х годов XX века.
Другов А.Ю. Тюрин В.А. История Индонезии. XX век. В монографии рассматриваются основные этапы развития Индонезии в XX веке, начиная с "национального пробуждения" в начале столетия до падения военноавторитарного режима "нового порядка" в 1998 г. и перехода к демократизации политической системы в 1998-2001 гг.
Морев Л.Н. Лаос в кругу «друзей». Морев Л.Н. рассматривает проблемы внешнего влияния на Лаос. В последнее десятилетие Лаос стал объектом активной интервенции китайского и вьетнамского капитала, рассматривающего Лаос, прежде всего как источник сырья (полезные ископаемые, электроэнергия, сырой каучук и т.д.), и превратился в арену острой конкурентной борьбы между Китаем и Вьетнамом за влияние на его экономическом и геополитическом пространстве.
Китайский информационный интернет центр. Государственный информационный сервер, на котором опубликовано большое количество новостей и интервью по вопросам экономического развития стран Индокитая, а также геополитической обстановки в регионе.
Официальные материалы из статьи China and ASEAN partenship of good neighborliness and mutual trust - МИД КНР. В статье комплексно рассматриваются геополитические и геоэкономические вопросы, связанные с выдвижением Китая в ранг государств «первого уровня», анализируются глобальные и региональные последствия этого процесса.
Dillon Diana R. and Tkacik John J. China and ASEAN Endangered American Primacy in Southeast Asia. В статье изучаются отношения Между странами АСЕАН и Китаем в различные временные отрезки с 1992 по 2005 г.
Мосяков Д.В. Былиняк С.А., Финансовый кризис в Восточной и Юго- Восточной Азии. В статье Былиняка С.А. анализируется влияние глобального финансово-экономического кризиса на страны Юго-Восточной и Восточной Азии». Рассматриваемый в статье кризис зародился в США в форме финансового кризиса и быстро распространился на развитые финансовые рынки. Однако финансовый кризис мало затронул недостаточно развитые формирующиеся финансовые рынки, к числу которых относятся и рынки стран ЮВА.
В основе работы лежит труд Д.В. Мосякова - Политика Китая в Юго- Восточной Азии: от прошлого к настоящему.
В Источниковую базу исследования также вошли межгосударственные и международные договоры, международные соглашения
Незаменимыми источниками по теме являются: Азиатский сетевой журнал, Журнал Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития, Агенство Синьхуа. К зарубежным регулярным изданиям можно отнести: The Financial Times, The Jacarta Post, The Straits Times, Far Eastern Economic Rewiew. А также множество других печатных и переводных изданий.
Работа организована следующим образом: Она начинается с предыстории современной китайской политики в Юго-Восточной Азии, изучаются исторические аспекты отношений Китая и стран ЮВА. Затем анализируются стратегии продвижения китайских компаний в Юго- Восточную Азию в ХХ1в. на примере стран АСЕАН. После чего рассматривается ключевые тенденции и перспективы развития китайских компаний в регионе.
Хронологические границы исследования. Часть работы посвящена предыстории современной китайской политики на рубеже XIX и XX веков. Этот период характеризует внешнюю политику Китая в период до образования КНР. Часть работы описывает современное развитие отношений между Китайской народной республикой и странами Юго- Восточной Азии. Этот период характеризуется увеличением интенсивности экономической экспансии, усилением активности в рамках диалога по поводу территориальных споров между Китаем и странами, причастными к этим спорам, а также возрастающим вниманием китайского руководства к укреплению военно-морских сил.
В итоге мы пришли к следующим выводам. Взаимоотношения Китая со странами ЮВА насчитывают не один десяток лет и у каждой страны, за период сотрудничества с Китаем, сложились свои индивидуальные отношения с северным соседом. Деятельность как государственных компаний, так и владельцев частного бизнеса не может быть оценена однозначно. Перед Китаем открываются перспективы экономического доминирования, превращения его в главного торгово-экономического, а значит и политического партнера для стран ЮВА. Все это достигается с помощью экономической и политической интеграции, формирования общих зон свободной торговли и в перспективе общих наднациональных экономических, политических и культурных организаций.
С одной стороны существует рял политических причин по которым процесс глобализации и расширения Китайского влияния в регионе идет низкими темпами. Главной причиной этого стало нежелание местных элит оказаться в зависимости от Китая, особенно в политической сфере. При этом, так же как и в случае с АСЕАН, общественное мнение в странах Большого Меконга в этом вопросе почти единодушно поддерживало курс своих правительств. Ударом по китайским планам стало и резкое обострение вьетнамо-китайских отношений в связи с ситуаций в Южно-Китайском море и соперничество этих двух стран в Лаосе.
С другой стороны, ведущую роль в реализации курса на «выход за рубеж» играют государственные компании, опирающиеся на поддержку правительства. Их деятельность рассматривается как выполнение «исторической миссии» и «важной обязанности», возложенной партией и государством на государственные предприятия. Международное влияние предпринимателей считается «выражением совокупной мощи государства, важной составной частью государственного влияния». Важную роль также играют владельцы бизнесов за рубежом - китайцы, находящиеся в эмиграции.
Тенденция к переносу производств в ЮВА, в частности Камбоджу и Вьетнам сложилась из следующих факторов:
Во-первых, - Китаю выгоднее переносить производство продукции в страны ЮВА в виду стоимость рабочей силы, она все еще является низкой и соответственно привлекательной.
Во-вторых, - это аренда помещений под производство, стоимость аренды может быть в 5 раз дешевле, чем в Китае.
В-третьих, - это отсутствие импортных пошлин для некоторых стран. Так для Камбоджи отсутствуют импортные пошлины на ввоз текстильной продукции в Италию, поэтому Китаю выгодно экспортировать свою продукцию из соседней страны.
Китаю очень важно укрепить свое положение на территории таких стран как Мьянма и Лаос, так как там сосредоточены крупнейшие запасы природного газа. Эти страны имеют стратегическое значение не только благодаря тому, что поставляют природный газ в Китай, но также для создания через эти страны системы газо-нефтепроводов в рамках проекта «Один пояс, один путь»
Самым перспективным направлением внешнеэкономической политики Китая на сегодняшний день является инвестирование в сферу электронной коммерции - e-commerce, поэтому происходит наращивание инвестиций в сферу услуг и крупные инфраструктурные проекты. В первую очередь, это касается других развивающихся государств Азиатского региона - Сингапура в первую очередь. Заметно резкое сокращение доли инвестиций в горнодобывающую промышленность, растут инвестиции в продовольственный сектор. Китайские компании в большей степени сегодня ориентируются на ожидаемое расширение потребительского спроса в регионе, которому призвана содействовать проводимая большинством восточноазиатских государств внутренняя экономическая политика
В добавок ко всему, за счет присутствия этнических китайцев в странах ЮВА у Китая есть возможность проводить финансовые расчеты в национальной валюте, что является неоспоримым преимуществом для уверенного доминирования в регионе.
В результате проведенного исследования можно сделать вполне однозначный вывод о сохранении Китаем традиционной парадигмы китайской внешней политики, которая выражается в проецировании своего влияния за пределы своих границ, в том числе и в направлении Юго- Восточной Азии, что учитывается и в мире, и в странах этого региона.
С одной стороны существует рял политических причин по которым процесс глобализации и расширения Китайского влияния в регионе идет низкими темпами. Главной причиной этого стало нежелание местных элит оказаться в зависимости от Китая, особенно в политической сфере. При этом, так же как и в случае с АСЕАН, общественное мнение в странах Большого Меконга в этом вопросе почти единодушно поддерживало курс своих правительств. Ударом по китайским планам стало и резкое обострение вьетнамо-китайских отношений в связи с ситуаций в Южно-Китайском море и соперничество этих двух стран в Лаосе.
С другой стороны, ведущую роль в реализации курса на «выход за рубеж» играют государственные компании, опирающиеся на поддержку правительства. Их деятельность рассматривается как выполнение «исторической миссии» и «важной обязанности», возложенной партией и государством на государственные предприятия. Международное влияние предпринимателей считается «выражением совокупной мощи государства, важной составной частью государственного влияния». Важную роль также играют владельцы бизнесов за рубежом - китайцы, находящиеся в эмиграции.
Тенденция к переносу производств в ЮВА, в частности Камбоджу и Вьетнам сложилась из следующих факторов:
Во-первых, - Китаю выгоднее переносить производство продукции в страны ЮВА в виду стоимость рабочей силы, она все еще является низкой и соответственно привлекательной.
Во-вторых, - это аренда помещений под производство, стоимость аренды может быть в 5 раз дешевле, чем в Китае.
В-третьих, - это отсутствие импортных пошлин для некоторых стран. Так для Камбоджи отсутствуют импортные пошлины на ввоз текстильной продукции в Италию, поэтому Китаю выгодно экспортировать свою продукцию из соседней страны.
Китаю очень важно укрепить свое положение на территории таких стран как Мьянма и Лаос, так как там сосредоточены крупнейшие запасы природного газа. Эти страны имеют стратегическое значение не только благодаря тому, что поставляют природный газ в Китай, но также для создания через эти страны системы газо-нефтепроводов в рамках проекта «Один пояс, один путь»
Самым перспективным направлением внешнеэкономической политики Китая на сегодняшний день является инвестирование в сферу электронной коммерции - e-commerce, поэтому происходит наращивание инвестиций в сферу услуг и крупные инфраструктурные проекты. В первую очередь, это касается других развивающихся государств Азиатского региона - Сингапура в первую очередь. Заметно резкое сокращение доли инвестиций в горнодобывающую промышленность, растут инвестиции в продовольственный сектор. Китайские компании в большей степени сегодня ориентируются на ожидаемое расширение потребительского спроса в регионе, которому призвана содействовать проводимая большинством восточноазиатских государств внутренняя экономическая политика
В добавок ко всему, за счет присутствия этнических китайцев в странах ЮВА у Китая есть возможность проводить финансовые расчеты в национальной валюте, что является неоспоримым преимуществом для уверенного доминирования в регионе.
В результате проведенного исследования можно сделать вполне однозначный вывод о сохранении Китаем традиционной парадигмы китайской внешней политики, которая выражается в проецировании своего влияния за пределы своих границ, в том числе и в направлении Юго- Восточной Азии, что учитывается и в мире, и в странах этого региона.
Подобные работы
- Состояние и перспективы международного сотрудничества России в космической сфере
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 8700 р. Год сдачи: 2014 - ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ КИТАЯ В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - КИТАЙСКАЯ ОБЩИНА В СТРАНАХ ЮВА
(вторая половина XX века -2010-е гг.)
Главы к дипломным работам, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Политика КНР в территориальных спорах в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Экономическая экспансия КНР в Юго-Восточную Азию в начале XXI в
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТА «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ»
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2025 - Экономический пояс шелкового пути: участие стран Содружества Независимых государств. Проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Автомобильные бренды как инструмент мягкой силы Китая в России
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2013



