Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АГРЕССИЯ И ПРИМИРЕНИЕ КАК ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СРЕДИ ОДНОКЛАССНИКОВ

Работа №32648

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
529
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ И ПРИМИРЕНИЯ КАК ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СРЕДИ ОДНОКЛАССНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Сущность понятий «агрессия», «примирение» и «социальный статус»
в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические особенности проявления агрессии и примирения в
подростковом возрасте 12
1.3 Влияние проявления агрессии и примирения на повышение
социального статуса среди одноклассников подросткового возраста 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ И ПРИМИРЕНИЯ КАК ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СРЕДИ ОДНОКЛАССНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1. Организация исследования. Описание методик 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Вывод по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. Одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей.
За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению
педагогической запущенности, нарушения социализации и правонарушений подростков (Г.С. Абрамовой, М.А. Алемаскина, Н.П. Аникеевой, С.А. Беличевой, М. Битяновой, А.Д. Глоточкина, И.В. Дубровиной, Е.Я. Иванова, А.Г. Ковалева, Я.Л. Коломинского, В.Т. Кондрашенко, Г.М. Миньковского, И.А. Невского, В.Ф. Пирожкова, К.К. Платонова Е.Э. Смирновой и др.).
Актуальность темы заключается в том, что неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются основной причиной нарушения общения со сверстниками. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, следовательно, этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.
Цель исследования: изучить агрессию и примирение как факторы повышения социального статуса среди одноклассников в подростковом возрасте
Объект исследования: подростки
Предмет исследования: агрессия и примирение.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что для подростков с высоким социальным статусом характерен высокий уровень агрессивности и низкий уровень проявления примирения, а для подростков с низким социальным статусом характерен высокий уровень проявления примирения и низкий уровень агрессивности.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать понятия ««агрессия», «примирение» и «социальный статус» в современной психологии;
2. изучить особенности проявления агрессии и примирения в подростковом возрасте;
3. организовать эмпирическое исследование влияния проявления агрессии и примирения на повышение социального статуса среди одноклассников подросткового возраста;
4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• тестирование;
• метод статистической проверки гипотез - t-критерий Стьюдента.
Методики:
•Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев);
• Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (нами были взяты 2 шкалы: сотрудничество и приспособление);
• Социометрическая методика - применяется для изучения взаимоотношений в малых группах;
• Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко.
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании участвовали учащиеся 8 классов, в количестве 60 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в подростковом и старшем школьном возрасте.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В хоте исследования:
1. Был проведен теоретический анализ понятий «агрессия», «примирение» и «социальный статус» в современной психологии. Было выявлено, что «агрессия» - особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на различные психические или физические фрустрации, дискомфорт, стрессы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса. «Примирение» - восстановление мирных, дружеских отношений, как между отдельными людьми, так и между целыми группами (семьями, народами, государствами), вступившими в спор друг с другом. «Социальный статус» - положение индивида в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. В рамках возрастной и педагогической психологии мы можем говорить о социально-психологическом статусе, так как речь идет о влиянии статуса на формирование личности индивида.
2. Были изучены особенности проявления агрессии и примирения в подростковом возрасте, а также было проанализировано влияние проявления агрессии и примирения на повышение социального статуса среди одноклассников подросткового возраста.
3. Было организовано эмпирическое исследование агрессии и примирения как факторов повышения социального статуса среди одноклассников в подростковом возрасте при помощи следующих методик: социометрическая методика, которая предназначена для изучения взаимоотношений в малых группах; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), которая предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (нами были взяты 2 шкалы: сотрудничество и приспособдение), которая предназначена для диагностики поведения личности в конфликтной ситуации; методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко, которая предназначена для определения ведущей стратегии защиты в общении с партнерами.
4. Для выявления отличий проявления агрессивности и примирения у подростков с различным уровнем социального статуса в ученическом коллективе, нами был использован метод математико-статистической обработки результатов, а именно t-критерий Стьюдента, который направлен на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. В результате чего, нами был сделан следующий вывод:
• склонность к наступательности, напористости как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
•склонность к неуступчивости как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
•склонность к подозрительности как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
• позитивная агрессивность как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
• негативная агрессивность как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
• обобщенный показатель конфликтности как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом выявлен относительно в равной степени.
• сотрудничество как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
• примирение у подростков с низким социальным статусом выше, чем у подростков с высоким социальным статусом.
• миролюбие как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
• агрессия как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
Таким образом, наша гипотеза о том, что для подростков с высоким социальным статусом характерен высокий уровень агрессивности и низкий уровень проявления примирения, а для подростков с низким социальным статусом характерен высокий уровень проявления примирения и низкий уровень агрессивности, не нашла своего подтверждения, цель достигнута, задачи реализованы.



1. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. - СПб: Питер, 2013. - 277 с.
2. Алексеев А.В. Посреднические технологии регулирования социальных конфликтов. - М.: Академия, 2015. - 233 с.
3. Алфимова М.Б. Психогенетика агрессивности. - СПб.: Питер,2014. - 418 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 2014. - 311 с.
5. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Владос, 2012. - 199 с.
6. Анцупов А.Я. О междисциплинарном подходе к изучению
конфликта // Современные социальные технологии: Сущность,
многообразие форм и внедрение: Материалы международной научнопрактической конференции / под ред. А.И. Шипилова. - М.: МГУ, 2015. - 288 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
8. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления. - М.: Академия, 2015. - 219 с.
9. Барденштейн Л.М. Патологическая агрессия подростков. - М.: Медпрактика - М., 2015. - 259 с.
10. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - 512 с.
11. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. - М.: Академия, 2014. - 382 с.
12. Волков И.П. Социометрические методы в социальнопсихологических исследованиях. - СПб: Питер, 2012. - 199 с.
13. Главатских М.М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте. - Ярославль: СКМ, 2013. - 264 с.
14. Глебов В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков // Профессиональное образование. - 2018. - № 5. - С. 16-17.
15. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания. - СПб: Феникс, 2016. - 269 с.
16. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков. - Ярославль: СКМ, 2013. - 355 с.
17. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2016. - №2. - С.21-26.
18. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки? // СОЦИС: Социологические исследования. - 2015. - № 2. - С. 134-136.
19. Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. -2015.- № 2. - С. 185-192.
20. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 4. - С. 2227.
21. Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников. - М.: Владос, 2013. - 259 с.
22. 3олотова Т.В. Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков. - СПБ: Сфера, 2015. - 156 с.
23. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. - СПб: Питер, 2016. - 297 с.
24. Калитеевская Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2016. - №3. - С. 13-18.
25. Кириленко И.Н. Психологические детерминанты агрессивного поведения подростков // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - № 2. - С. 201-203.
26. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - М.: Владос, 2014. - 351 с.
27. Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер, 2014. - 377 с.
28. Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков // Народное образование. - 2015. - № 8. - С. 193-195.
29. Кулагина И.Ю. Мотивация, конфликт и контроль действия // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - С.31-39.
30. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М.: Педагогика, 2013. - 165 с.
31. Лейн Д. Детская и подростковая психология. - СПб: Сфера,2014. - 381 с.
32. Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации. - М.: Академия, 2014. - 271 с.
33. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков. - М.: МЕДпресс,2016.- 128 с.
34. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. - М.: Когито-Центр, 2016 - 180 с.
35. Ожегов С.И.Словарь русского языка. - М.: Мир и Образование,2015.- 734 с.
36. Олпорт Г.Становление личности: избранные труды. - М.: Смысл, 2012. - 361 с.
37. Петровский A.B. Психология. Словарь. - М.: Академия, 2014. - 358 с.
38. Прокофьева Н.С., Бобченко Т.Г. Межличностные конфликты в подростковом возрасте // Молодой ученый. - 2017. - №37. - С. 109-112.
39. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Академия, 2014. - 289 с.
40. Розин В.М. Психология: теория и практика. - М.: Форум- Информ, 2014. - 389 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,2013. - 344 с.
42. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. -2014. - № 1. - С. 81.
43. Семенюк Л.М. Проявление агрессивности в поведении подростков // Открытая школа. - 2016. - № 3. - С. 43-46.
44. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. - 228 с.
45. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 17-25.
46. Столин В.В.Самосознание личности. - М.: Академия, 2013. - 366 с.
47. Узнадзе Д.Н.Психологические исследования. - М.: Наука, 2015. - 299 с.
48. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 26-32.
49. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Владос, 2014. - 391 с.
50. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. - М.: Речь, 2017. - 480 с.
51. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. - СПб: Питер-Пресс, 2014. - 294 с.
52. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики,2014. - 403 с.
53. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. - М.: ЛКИ, 2018. - 360 с.
54. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М: Академия, 2013. - 462 с.
55. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. - М.: Академия, 2013. - 367 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ