СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ
|
Введение 3
Глава 1. Специфика российской детской современной печати и ее особенности 7
1.1. Понятие и типы современных российских детских журналов...7
1.2. Функции и задачи детской журналистики 13
1.3. Особенности текстов и визуальности современных детских журналов
Глава 2. Сравнительный анализ современных российских и зарубежных детских журналов
2.1. Анализ зарубежных детских журналов
2.2. Анализ российских детских журналов
Заключение
Библиография
Приложения
Глава 1. Специфика российской детской современной печати и ее особенности 7
1.1. Понятие и типы современных российских детских журналов...7
1.2. Функции и задачи детской журналистики 13
1.3. Особенности текстов и визуальности современных детских журналов
Глава 2. Сравнительный анализ современных российских и зарубежных детских журналов
2.1. Анализ зарубежных детских журналов
2.2. Анализ российских детских журналов
Заключение
Библиография
Приложения
Актуальность темы. Современный ребенок с самого рождения погружен в медиа-пространство. К основным факторам, влияющим на формирование детского сознания, сегодня можно отнести не только семью, учебные и воспитательные заведения, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, но и средства массовой информации [21, с.57].
В современном обществе дети подвержены воздействию мощного информационного потока, который они еще не способны фильтровать, отделять факты от мнений. Детская журналистика должна подготовить подрастающее поколение к жизни в современном мире с огромным количеством мировоззрений, взглядов, ценностей и норм. Перед ней стоит важная задача «первичной социализации личности», что требует от журналистов ответственности и осознанности. Отсюда и вытекает особая значимость средств массовой информации, направленных конкретно на детскую аудиторию.
Журналистика для детей является самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом.
Журналы по степени влияния на развитие и социализацию ребенка нисколько не уступают художественной литературе. Напротив, имеют преимущества, поскольку больше приближены к реальной обстановке, в которой находится общество на данный момент.
Детская журналистика очень специфична, имеет ряд особенностей, присущих только ей. Определяющий момент в контенте детских печатных изданий - характер аудитории. Подготовка и выпуск детских изданий требуют знаний основных закономерностей и этапов развития ребенка, четкое знание возраста детей, на которых рассчитано данное СМИ. Дети - это особая аудитория, специфичность которой обусловлена быстрыми психофизическими изменениями, полифонией интересов, постоянно меняющимися ориентирами. Знание возрастных особенностей помогает редакции издания учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция продумывает его содержание, структуру, форму, объем [21, с.59].
Особая роль детских журналов в процессе формирования картины мира ребенка, его представлений о морали, развития личных качеств и творческих способностей, особенности отражения в таких печатных изданиях современных эстетических норм конкретного общества, самобытность задействованных механизмов воздействия на сознание читателей детерминируют актуальность настоящей дипломной работы.
Объектом исследования являются структура и содержимое современных российских детских журналов.
Предмет исследования - рубрики, их содержание, визуальная составляющая журналов.
Цель исследования: проанализировать влияние современных детских изданий на становление личности ребенка, его социализацию.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности детской журналистики;
2. Изучить психологические особенности детей в возрасте от 6 до 11 лет;
3. Проанализировать отобранные периодические издания.
Основные методы, использованные в работе: анализ имеющихся научных разработок по данной теме, их интерпретация, метод их сравнения и сопоставления, обобщения и классификации.
В исследовании мы опирались на научные статьи и монографии, затрагивающие темы детской журналистики и психологии. Для изучения специфики детской печати мы использовали работы Г.Л. Капустиной, Е.Ю. Макаренко, Е.В. Ситниковой и ряда других исследователей. Установить особенности влияния детских журналов на развитие и социализацию ребенка нам помогли исследования З.Г. Кривоусовой, Л.Г. Викуловой, Т.В. Кнышук и других. Для изучения особенностей детской возрастной психологии, знание которой необходимо для создания детских журналов, мы опирались на научные труды В.Г. Асеева, А.В. Петровского, Р.С. Немова и других.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов проделанной аналитической деятельности на факультетах журналистики в рамках освещения темы «Современные российские детские журналы», их применение в написании более глубокого исследования темы, например, компаративного характера, отражающего изменение концепции конкретного печатного издания с ходом истории.
Структура работы включает в себя следующие элементы: введения, двух глав в основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава - «Специфика российской детской современной печати и ее особенности» - разделена на три параграфа: «Понятие и типы современных российских детских журналов», «Функции и задачи детской журналистики», «Особенности текстов и визуальности современных детских журналов».
Во второй главе - «Сравнительный анализ современных российских и зарубежных детских журналов» - мы соответственно рассмотрим особенности современных российских детских журналов на конкретных примерах.
В современном обществе дети подвержены воздействию мощного информационного потока, который они еще не способны фильтровать, отделять факты от мнений. Детская журналистика должна подготовить подрастающее поколение к жизни в современном мире с огромным количеством мировоззрений, взглядов, ценностей и норм. Перед ней стоит важная задача «первичной социализации личности», что требует от журналистов ответственности и осознанности. Отсюда и вытекает особая значимость средств массовой информации, направленных конкретно на детскую аудиторию.
Журналистика для детей является самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом.
Журналы по степени влияния на развитие и социализацию ребенка нисколько не уступают художественной литературе. Напротив, имеют преимущества, поскольку больше приближены к реальной обстановке, в которой находится общество на данный момент.
Детская журналистика очень специфична, имеет ряд особенностей, присущих только ей. Определяющий момент в контенте детских печатных изданий - характер аудитории. Подготовка и выпуск детских изданий требуют знаний основных закономерностей и этапов развития ребенка, четкое знание возраста детей, на которых рассчитано данное СМИ. Дети - это особая аудитория, специфичность которой обусловлена быстрыми психофизическими изменениями, полифонией интересов, постоянно меняющимися ориентирами. Знание возрастных особенностей помогает редакции издания учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция продумывает его содержание, структуру, форму, объем [21, с.59].
Особая роль детских журналов в процессе формирования картины мира ребенка, его представлений о морали, развития личных качеств и творческих способностей, особенности отражения в таких печатных изданиях современных эстетических норм конкретного общества, самобытность задействованных механизмов воздействия на сознание читателей детерминируют актуальность настоящей дипломной работы.
Объектом исследования являются структура и содержимое современных российских детских журналов.
Предмет исследования - рубрики, их содержание, визуальная составляющая журналов.
Цель исследования: проанализировать влияние современных детских изданий на становление личности ребенка, его социализацию.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности детской журналистики;
2. Изучить психологические особенности детей в возрасте от 6 до 11 лет;
3. Проанализировать отобранные периодические издания.
Основные методы, использованные в работе: анализ имеющихся научных разработок по данной теме, их интерпретация, метод их сравнения и сопоставления, обобщения и классификации.
В исследовании мы опирались на научные статьи и монографии, затрагивающие темы детской журналистики и психологии. Для изучения специфики детской печати мы использовали работы Г.Л. Капустиной, Е.Ю. Макаренко, Е.В. Ситниковой и ряда других исследователей. Установить особенности влияния детских журналов на развитие и социализацию ребенка нам помогли исследования З.Г. Кривоусовой, Л.Г. Викуловой, Т.В. Кнышук и других. Для изучения особенностей детской возрастной психологии, знание которой необходимо для создания детских журналов, мы опирались на научные труды В.Г. Асеева, А.В. Петровского, Р.С. Немова и других.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов проделанной аналитической деятельности на факультетах журналистики в рамках освещения темы «Современные российские детские журналы», их применение в написании более глубокого исследования темы, например, компаративного характера, отражающего изменение концепции конкретного печатного издания с ходом истории.
Структура работы включает в себя следующие элементы: введения, двух глав в основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава - «Специфика российской детской современной печати и ее особенности» - разделена на три параграфа: «Понятие и типы современных российских детских журналов», «Функции и задачи детской журналистики», «Особенности текстов и визуальности современных детских журналов».
Во второй главе - «Сравнительный анализ современных российских и зарубежных детских журналов» - мы соответственно рассмотрим особенности современных российских детских журналов на конкретных примерах.
В ходе проделанной работы нам удалось изучить, интерпретировать и классифицировать информацию, полученную из научных статей и монографий. В следствие чего нами были определены типы современной детской журналистики и их особенности, задачи и функции детской печати, специфичность текстового и иллюстративного наполнения журналов.
Проанализировав типы медиахолдингов, выпускающих детские и подростковые периодические издания, мы выделили такие, как международные медиахолдинги, российские медиахолдинги, которые, в свою очередь, подразделяются на федеральные, региональные и муниципальные - по территориальному признаку, на книжно-журнальные издательства, газетно-журнальные издательства, издательства, созданные на базе популярных журналов, - по организационному признаку.
В современных детских изданиях развлекательный контент доминирует над познавательным. Например, коммерческий характер изданий «Великий Человек-Паук» и «Волшебницы Winx» ограничивается предоставлением аудитории лишь развлекательного контента. Главная цель таких журналов - вовлечение аудитории в товарно-денежные отношения. Цель донести новые знания для детей здесь полностью отсутствует. «Классный журнал» с этой точки зрения более предпочтителен для чтения ребенка. В нем содержится полезная и интересная ребенку информация. При этом имеется достаточное количество заданий на развитие творческих способностей детей. Журналы насыщены рубриками по типу «сделай сам», где детям предлагается пофантазировать и проявить себя. Как мы выяснили, именно с 6 лет ребенок в своем творчестве не только воспроизводит увиденное, но и материализовывает свои собственные идеи.
В ходе исследования стало очевидным, что импортные журналы не адаптированы под российского ребенка. Можно отметить навязывание непривычных для российского менталитета гендерных стереотипов. Женские образы излишне мужественны и решительны на фоне незрелых и несформировавшихся образов мужчин. Внешний вид героев вульгаризирован и сексуализирован для российских стандартов красоты, что закладывает в ребенке искаженные представления о чувстве стиля и мерах допустимого во внешнем виде.
В журналах российского производства затрагивается тема любви к Родине и патриотизма. В каждом номере «Классного журнала», как мы выяснили, имеется ряд рубрик, посвященных нашей стране, ее культуре и истории.
Неоднозначность несущих понятий морали в журналах затрудняет формирование правильного поведения ребенка. Границы между такими фундаментальными понятиями, как «добро» и «зло», «справедливость» и «месть», «героизм» и «самосуд» размыты. «Добро» обнаруживает атрибуты «зла» и действует его же методами. Мотивы действий положительных героев часто неоднозначны, за противозаконные действия герои остаются безнаказанны, что прививает ребенку жизненную установку «цель оправдывает средства».
В журналах прослеживается подмена или полная утрата ценности семьи как основной ячейки общества. Читателю преподносится пример полной независимости детей от родителей, либо и вовсе полное отсутствие контакта между членами семьи. Дружба выступает как удачная альтернатива семье.
В проанализированных журналах прослеживается разрушение традиционных моделей отношений. Искажаются модели поведения «учитель - ученик» (несоблюдение субординации, отсутствие должного уважения к преподавателю, слабость и немощность педагога перед учеником), «мужчина - женщина» (подмена ролей), «родитель - ребенок» (отсутствие уважения к старшему поколению, полное неподчинение).
Переводные журналы пестрят избытком сцен агрессии и насилия. Каждый номер - большое количество драк, взрывов, перед которыми бессильны сотрудники полиции. Однако для журнала российского производства это не характерно: разрешение конфликтов в опубликованных историях, достигается путем смекалки и хитрости.
Проделанная работа может послужить основой для дальнейших более детальных исследований в области современной детской журналистики. Анализы журналов данной работы в будущем могут стать основой для оценки эволюции контента данных журналов. К тому же, выводы по нашему исследованию могут послужить ориентиром для улучшения контента печатных изданий.
В дальнейших разработках по данной теме стоит дать анализ большему кругу современных детских изданий и попробовать выявить причины прогресса или регресса в их развитии.
Проанализировав типы медиахолдингов, выпускающих детские и подростковые периодические издания, мы выделили такие, как международные медиахолдинги, российские медиахолдинги, которые, в свою очередь, подразделяются на федеральные, региональные и муниципальные - по территориальному признаку, на книжно-журнальные издательства, газетно-журнальные издательства, издательства, созданные на базе популярных журналов, - по организационному признаку.
В современных детских изданиях развлекательный контент доминирует над познавательным. Например, коммерческий характер изданий «Великий Человек-Паук» и «Волшебницы Winx» ограничивается предоставлением аудитории лишь развлекательного контента. Главная цель таких журналов - вовлечение аудитории в товарно-денежные отношения. Цель донести новые знания для детей здесь полностью отсутствует. «Классный журнал» с этой точки зрения более предпочтителен для чтения ребенка. В нем содержится полезная и интересная ребенку информация. При этом имеется достаточное количество заданий на развитие творческих способностей детей. Журналы насыщены рубриками по типу «сделай сам», где детям предлагается пофантазировать и проявить себя. Как мы выяснили, именно с 6 лет ребенок в своем творчестве не только воспроизводит увиденное, но и материализовывает свои собственные идеи.
В ходе исследования стало очевидным, что импортные журналы не адаптированы под российского ребенка. Можно отметить навязывание непривычных для российского менталитета гендерных стереотипов. Женские образы излишне мужественны и решительны на фоне незрелых и несформировавшихся образов мужчин. Внешний вид героев вульгаризирован и сексуализирован для российских стандартов красоты, что закладывает в ребенке искаженные представления о чувстве стиля и мерах допустимого во внешнем виде.
В журналах российского производства затрагивается тема любви к Родине и патриотизма. В каждом номере «Классного журнала», как мы выяснили, имеется ряд рубрик, посвященных нашей стране, ее культуре и истории.
Неоднозначность несущих понятий морали в журналах затрудняет формирование правильного поведения ребенка. Границы между такими фундаментальными понятиями, как «добро» и «зло», «справедливость» и «месть», «героизм» и «самосуд» размыты. «Добро» обнаруживает атрибуты «зла» и действует его же методами. Мотивы действий положительных героев часто неоднозначны, за противозаконные действия герои остаются безнаказанны, что прививает ребенку жизненную установку «цель оправдывает средства».
В журналах прослеживается подмена или полная утрата ценности семьи как основной ячейки общества. Читателю преподносится пример полной независимости детей от родителей, либо и вовсе полное отсутствие контакта между членами семьи. Дружба выступает как удачная альтернатива семье.
В проанализированных журналах прослеживается разрушение традиционных моделей отношений. Искажаются модели поведения «учитель - ученик» (несоблюдение субординации, отсутствие должного уважения к преподавателю, слабость и немощность педагога перед учеником), «мужчина - женщина» (подмена ролей), «родитель - ребенок» (отсутствие уважения к старшему поколению, полное неподчинение).
Переводные журналы пестрят избытком сцен агрессии и насилия. Каждый номер - большое количество драк, взрывов, перед которыми бессильны сотрудники полиции. Однако для журнала российского производства это не характерно: разрешение конфликтов в опубликованных историях, достигается путем смекалки и хитрости.
Проделанная работа может послужить основой для дальнейших более детальных исследований в области современной детской журналистики. Анализы журналов данной работы в будущем могут стать основой для оценки эволюции контента данных журналов. К тому же, выводы по нашему исследованию могут послужить ориентиром для улучшения контента печатных изданий.
В дальнейших разработках по данной теме стоит дать анализ большему кругу современных детских изданий и попробовать выявить причины прогресса или регресса в их развитии.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА СОВЕТСКОГО ШКОЛЬНИКА НА СТРАНИЦАХ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (1950-е гг.)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Стереотипы успешной личности в журналах «VOGUE» и «Медведь»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ О ТЕАТРЕ (НА
ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ: «ТЕАТР.», «ТЕАТРАЛ», «ТЕАТРАЛЬНАЯ
АФИША»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Российские экологические журналы для детей: концепция, формат, целевая аудитория
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Особенности социальной адаптации студентов профессиональных колледжей в современном российском обществе
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Гендерная социализация детей в современном российском обществе на примере Санкт-Петербурга
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ РАДИО: ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Различие современных российских печатных и советских печатных СМИ для детей
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Типологические особенности современного детского журнала в печатном и электронном вариантах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020



