Введение 3
1. Теоретические основы развития произвольности поведения дошкольников в играх с правилами 5
1.1 Особенности развития произвольности поведения у дошкольников 5
1.2 Способы развития произвольности поведения у детей дошкольного возраста в играх с правилами 8
2. Эмпирическое исследование развития произвольности поведения дошкольников в играх с правилами 12
2.1 Диагностика развития произвольности поведения у детей на базе БДУО г. Омска «Детский сад №259 общеразвивающего вида» 12
2.2 Проект комплекса методов и форм развития произвольного поведения у дошкольников в играх с правилами 19
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение 1 28
Приложение 2 32
Произвольность в поведении дошкольника проявляется как умение ребенка целенаправленно и осознано планировать, управлять и давать оценку своим действиям и поведению.
Данное умение необходимо ребенку для выполнения указаний взрослых, планирования своих действий. Оно сказывается на способности сосредоточиться и довести дело до конца, внутренней дисциплине. Ребенок должен уметь регулировать свои действия, поскольку для социализации необходимо соответствовать правилам и нормам, имеющимся в обществе.
Наличие произвольности и уровень ее развития в поведении ребенка часто становится решающим условием, определяющим готов ли ребенок к дальнейшему обучению в школе [19, с. 68]. Это вполне объяснимо, поскольку для обучения требуется не только определенный уровень умственного развития и желание учиться, но и готовность спокойно сидеть в течение урока и внимательно, не отвлекаясь слушать учителя.
Исследователи отмечают, что произвольность поведения и воля формируются в дошкольном возрасте[29, с. 170] и их развитие в целом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Это объясняет актуальность курсового исследования.
Объектом исследования является процесс развития поведения у детей дошкольного возраста.
Предмет – методы и формы развития произвольного поведения у дошкольников в играх с правилами.
Цель работы - теоретически обосновать и спроектировать комплекс методов и форм развития произвольного поведения у дошкольников в играх с правилами.
В работе решаются следующие задачи:
- определить особенности развития поведения детей в играх с правилами;
- раскрыть способы развития поведения у детей в играх с правилами;
- провести диагностику развития произвольности поведения у детей;
- спроектировать комплекс методов и форм развития произвольного поведения у детей в играх с правилами.
Гипотеза исследования – уровень развития произвольности поведения дошкольников требует разработки комплекса методов и форм его развития.
При написании работы использовались общенаучные методы и приемы: анализ, синтез, индукция, обобщение, вероятностно-статистический методы, а также методики диагностического исследования «Графический диктант», «Цветовой диктант».
Теоретическую базу исследования составили теоретические работы авторов, посвященные изучению разных аспектов произвольности поведения детей, таких как Божович Л.И., ВенгерА.Л., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Козлова С.А., Кравцова Е.Е., Микляева Н.В., Турченко В.И., Эльконин Д.Б. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
В курсовой работе была рассмотрена тема «Развитие произвольности поведения дошкольников в играх с правилами».
Цель курсовой работы достигнута. Был теоретически обоснован и спроектирован комплекс методов и форм развития произвольного поведения у дошкольников в играх с правилами, которые включает в себя следующие элементы: рекомендации для педагогов, психологов и родителей, игры-упражнения, которые могут быть использованы для развития произвольности и умений, ей сопутствующих, проблемно-практические ситуации.
В ходе решения задач, поставленных в работе, были сформулированы следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить особенности развития поведения детей в играх с правилами, которые заключаются в том, у дошкольников появляется произвольное поведение и активно идет развитие волевых действий, за счет того, что ребенок именно в этом возрасте осваивает целеполагание, планирование действий и контроль поведения.
Произвольность – это осознанная саморегуляция поведения и деятельности.
В дошкольном возрасте возникает и формируется воля как способность осознанно управлять своими внешними и внутренними действиями.
2. Игры с правилами способствуют тому, что дошкольники приобретают навыки контроля над своим поведением и одновременно получают мотивацию для совершения этих действий.
Предлагаемый дошкольникам замысел игры, правила и необходимость решить умственные задачи являются единым комплексом формирующих воздействий.
3. Диагностика развития произвольности поведения у детей, проведенная на базе группы «Ручеек» БДУО г. Омска «Детский сад №259 общеразвивающего вида», показала, что 16% детей имеют низкий уровень развития произвольности, 40% – средний уровень и высокий уровень зафиксирован у 44%. Уровень произвольности поведения большей половины группы требует дальнейшего развития.
Проведенная диагностика также выявила, что использование только одной методики для оценки уровня развития произвольности поведения недопустимо. Только их комплексное применение может дать объективные результаты.
4. Был спроектировать комплекс методов и форм развития произвольного поведения у детей в играх с правилами.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования получила подтверждение.
1. Аршинова, В.В. Формирование инициативности как условие профилактики зависимого поведения у детей старшего дошкольного возрастра / В.В. Аршинова, И.В. Довольнова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2018. - № 7. - С. 405-406.
2. Бариева, З.С. Игры с правилами как средство развития детей старшего дошкольного возраста / З.С. Бариева // Январские педагогические чтения. - 2018. - № 4 (16). - С. 78-82.
3. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. - М.: Издательство «Институт практической психологии»/ И.Л. Баскакова - Воронеж: «МОДЭК», 2015. - 64 с.
4. Батурина, Е.В. Произвольное поведение как критерий готовности к школьному обучению / Е.В. Батурина, С.В. Гани, Ш.В. Квитатиани, Н.И. Константинова // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. - № 3 (6). - С. 43-44.
5. Божович, Л.И. Этапы формирования личности/ Л.И. Божович – М.; Воронеж, 2005. – 164 с.
6. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов/ Л.М. Веккер - М.: Смысл, 2011. -211 с.
7. Венгер, А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте/ А.Л. Венгер // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. – 96 с.
8. Волкова, Н. Внимание детей во время занятий // Дошкольное воспитание. - 2011.- №12.- С. 6-9.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2013. – 512 с.
10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - № 6. – 2016. - С. 62-76.
11. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
12. Гиль, О.С. Психологическое сопровождение становления воли старших дошкольников / О.С. Гиль // Экономика и социум. - 2017. - № 1-2 (32). - С. 1242-1244.
13. Горшкова, Е.В. Развитие произвольного поведения у детей 5-6 лет методами эмоционально-двигательной психотехники / Е.В. Горшкова, Е.Г. Жабина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2019. - № 3 (93). - С. 24-35.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. - СПб.: Питер, 2017. - 480 c.
15. Ильин,. Е.П. Психология воли/ Е.П. Ильин -СПб.: Питер, 2012. – 368 с.
16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. - М.: Academia, 2017. - 288 c.
17. Комлик, Л.Ю. Влияние взаимоотношений в группе сверстников на произвольное поведение детей старшего дошкольного возраста / Л.Ю. Комлик, И.Г. Колосова // European Social Science Journal. - 2017. - № 5. - С. 447-453.
18. Котырло, В.К. Основные стороны волевого развития старших дошкольников / В.К. Котырло. - М.: 2016 – 440 с.
19. Круглова, Н.Ф. Несформированность регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности - причина ее неуспешности / Н.Ф. Круглова // Журнал прикладной психологии. - 2018. - N4/5. - С.67-74
20. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
21. Мойстус, И.А. Игры с правилами как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Мойтус // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2018. - № 4-2 (21). - С. 92-95.
22. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова, Л.И Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 104 с.
23. Покровская, С.В. Использование метода марктировки пространства в игротерапевтической работе по формированию произвольной сферы дошкольников / С.В. Покровская, Н.Н. Телышева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 205-206.
24. Салмина, Н. Г. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах/Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова. — МГППУ М., 2018. – 210 с.
25. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология/ Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. — 366 с.
26. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
27. Филимонова, О.Г. Определение понятия «Произвольность» в педагогической психологии / О.Г. Филимонова. – М., 2018 г. –49 с.
28. Хрестоматия по вниманию/ под ред. А.Н. Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. - М., 2016.- 345 с.
29. Чумаков, М.В. Диагностика волевых особенностей личности/ М.В. Чумаков // Вопросы психологии. — 2016. — № 1. — С. 169-178
30. Эльконин, Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин – М.:МГУ, 2006. – 128 с.