Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования социальной активности студентов 5
1.1 Студенческая молодежь как объект научного анализа 5
1.2 Понятие и сущность социальной активности личности 9
Глава 2 Исследование социальной активности студентов НВГУ 13
2.1 Методологическое обоснование исследования социальной активности студентов 13
2.2 Анализ результатов исследования 16
Заключение 22
Список литературы 24
Каждому человеку как элементу социума необходимо проявлять себя, или иными словами, демонстрировать некоторую активность, для того, чтобы занять желаемое место в социуме и удовлетворить свои отдельные потребности. Проблемы социальной активности занимают учёных самых разных наук в связи с тем, что осознание процесса формирования и реализации социальной активности служит для выработки более действенных государственных механизмов упорядочивания общественных процессов.
В соответствии с молодёжной политикой Российского государства воспитание и развитие социальной активности молодёжи выступает одной из главных задач.
Самой активной частью молодёжи, изначально нацеленной на решение злободневных задач и проблем общества, является студенчество как особая группа населения. Именно поэтому особую актуальность в современных условиях имеет изучение социальной активности студентов.
Студенческий возраст – период наиболее активного формирования личности будущего специалиста, усвоения профессионального опыта, воспитания и самовоспитания социальной активности.
Хочется отметить, что научное обоснование социальной активности личности дали П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. Отдельные вопросы социальной активности активно исследовались в отечественной науке в работах таких учёных, как Е. А. Ануфриев, Е. М. Бабосов, О. Гуломов, Е. В. Грунт, Г. Е. Зборовский, А. А. Кратко, В. И. Липский, В. Г. Мордкович, Н. Э. Майн, Е. М. Токарева, С. С. Фролов, Е. А. Якуба и др. В этих трудах освещались как общетеоретические аспекты социальной активности личности, так и вопросы социальной активности различных групп населения (студенчества, учащихся школы, рабочих и т. п.).
Объектом исследования в работе выступает студенчество.
Предмет исследования – социальная активность студентов.
Цель исследования – изучить и проанализировать социальную активность студентов.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
изучить студенческую молодёжь как объект научного анализа;
раскрыть понятие и сущность социальной активности личности;
представить методологическое обоснование исследования социальной активности студентов НВГУ;
проанализировать результаты исследования.
Теоретической основой исследования стали труды учёных по различным аспектам социальной активности личности в целом, и социальной активности студенчества, в частности, таких авторов, как С. В. Гунбина, Т. С. Квквева, Е. С. Красинская, Е. А. Никулин, С. Ю. Попова, Р. Р. Сайфиев, А. Р. Тузиков и Р. И. Зинурова, Е. М. Харланова, А. А. Хлевов и Н. М. Щербак, В. А. Ясвин.
Методологическая база исследования включает субъектный подход к исследованию человеческой психики Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна; концепция моделирования и проектирования образовательной среды В. А. Ясвина.
Методы исследования: теоретический анализ понятий, методы систематизации, классификации и обобщения; эмпирические методы: анкетирование, статистико-математический анализ и обработка полученных данных.
Базой исследования выступил Нижневартовский государственный университет (НВГУ). В исследовании приняли участие 15 студентов.
Структура работы соответствует логике исследования и включает введение, две главы, объединяющие четыре пункта, заключение и список литературы.
Студенчество, выступая частью молодёжи, является особой социальной группой, отличающейся специфическими условиями жизни, деятельности и быта, поведением в обществе, психологией и системой ценностных ориентаций. Для представителей студенчества подготовка к будущей профессиональной деятельности представляется основным, хотя и не единственным, занятием.
Как социальная группа студенчество представляет собой объединение молодых людей с социально значимыми устремлениями и задачами. Наряду с этим, студенчество как особая группа учащейся молодёжи, обладает специфическими чертами, характерными только для неё.
Социальная активность трактуется как интегральное качество личности, проявляющееся в самых разных видах её деятельности, в ходе которой осуществляется самореализация личности под воздействием как субъективных, так и объективных факторов.
Сущность социальной активности проявляется в таких её характерных чертах, как самодетерминированность, включенность во взаимодействие и просоциальность.
Социальная активность студента представляет собой сложное состояние и одновременно интегративное свойство обучающегося реализовывать осознанное, детерминированное им самим взаимодействие с окружающим социумом по преобразованию себя и среды на пользу общества и самого субъекта через учебно-профессиональную деятельность, в соответствии с социальными и морально-нравственными нормами.
Социальная активность студентов формируется и развивается, главным образом, в приоритетной для них образовательной среде, которая выступает как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также система возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно предметном окружении.
Исследование проводилось в одной из групп НВГУ при участии 15 респондентов. При проведении исследования мы опирались на методологию векторного моделирования образовательных сред (В. А. Ясвин), опросная анкета составлена на основе методики самооценки социальной активности студентов (Е. М. Харланова).
Анализируя результаты исследования социальной активности студентов НВГУ, можно сделать вывод, что преобладает индивидуалистическая, прагматическая направленность студентов в проявлении социальной активности при недостаточной готовности к обязательному выполнению социальных норм и включению в решение общественных задач, предпочтение конкурентных способов взаимодействия сотрудничеству.
Это приводит студента к кризису социальной субъектности (разрушению социальных связей, отчуждённости от общества), поскольку, ориентируясь исключительно на собственные приоритеты, он теряет основу для сотрудничества с другими, которое основано на следовании социальным нормам и моральным ценностям, готовности преодолевать внутренний эгоизм, самосовершенствоваться в преобразовании себя и среды во благо социума.
На основании результатов исследования считаем, что в образовательном процессе НВГУ целесообразна организация педагогического обеспечения развития социальной активности студентов. В его реализации необходимо опираться на самодетерминированность студентов и на этой основе, через содействие осознанию студентами взаимосвязи и взаимозависимости с социумом, преимуществ целей, согласованных как с приоритетами личности, так и с социальными требованиями и нормами, имеющихся возможностей проявления и развития социальной активности в вузе, способствовать их включённости в социальное взаимодействие на основе сотрудничества с субъектами вуза и социальными партнерами.
1. Гунбина, С. В. Методологические подходы к исследованию процесса развития социальной активности студентов / С. В. Гунбина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2018. – № 3. – С. 108–112.
2. Квквева, Т. С. Актуальные проблемы современного студенчества / Т. С. Квквева // Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Махачкала, 2019. – С. 219–223.
3. Красинская, Е. С. К вопросу о социальной активности личности студента / Е. С. Красинская // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. № 8 (24). – С. 712–717.
4. Никулин, Е. А. Анализ социально-политической активности студенчества (на примере студенческого актива КГМУ) / Е. А. Никулин [и др.] // Студенческое самоуправление как инновационный ресурс развития общества: сб. науч. тр. – Курск, 2019. – С. 70–73.
5. Попова, С. Ю. Социальная активность молодежи: анализ понятия / С. Ю. Попова // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия: сб. материалов XI Междунар. науч. конф. – М.: МГУ, 2017. – С. 933–935.
6. Сайфиев, Р. Р. Социальная активность: понятие и содержание Р. Р. Сайфиев // NovaUm.Ru. – 2019. – № 17. – С. 336–337.
7. Тузиков, А. Р. Социология студенчества: теоретический статус и исследовательские практики / А. Р. Тузиков, Р. И. Зинурова // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 6. – С. 40–51.
8. Харланова, Е. М. Концепция развития социальной активности студентов в процессе интеграции формального и неформального образования: монография / Е. М. Харланова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 380 с.
9. Хлевов, А. А. Студенчество в формировании гражданского общества: роль и перспективы / А. А. Хлевов, Н. М. Щербак // Студенческое самоуправление как инновационный ресурс развития общества: сб. науч. тр. – Курск, 2019. – С. 58–61.
10. Ясвин, В. А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам / В. А. Ясвин // Известия Саратовского ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 18. Вып. 1. – С. 80–90.