Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ПОНЯТИЙ ЛИЧНОСТИ И СУБЪЕКТА В АНГЛИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Работа №32597

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Личность и субъект в английской психологии и педагогике 7
1.1. История становления понятий личность и субъект 7
1.2. Семантика понятий личность и субъект 29
Глава II. Особенности перевода понятий личности и субъекта в английском языке 32
2.1. Анализ перевода понятий личность и субъект в американских
психологических и педагогических научных работах 32
2.2. Особенности перевода личности и субъекта с русского языка на
английский и с английского на русский 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вследствие постоянному и активному научному обмену русская наука ежедневно дополняется новыми системами знаний, которые успели накопить научные деятели за рубежом. Несомненно, главным и передовым источником данных изменений в нашей науке, а в частности психологии и педагогике, служит англоязычные научные работы. Интенсивное пополнение терминологической базы русского языка неумолимо приводит нас к появлению неизученных ранее трудностей, связанных с переводом терминологических единиц.
Мы можем видеть, что уже на предпереводческом этапе выявляется проблема сопоставления английского термина с уже имеющейся в отечественной психологии или педагогике базой научных терминов. Несмотря на это, русская наука, обладая собственной состоявшейся и укоренившейся терминологической системой, чаще всего не готова к принятию и описанию зарубежных терминов, эта проблема остро встает особенно сейчас, когда психологические и педагогические научные публикации открывают все больше новых терминов.
Современные переводчики достаточно часто сталкиваются с проблемой перевода терминов и общеупотребительных значений слов в научных текстах и работах. Это имеет место быть в тех случаях, когда между двумя терминами присутствует тесная связь в терминологическом значении и употреблении, и чаще всего, когда терминологическое значение еще не сформировалось как отдельное в структуре значений слова. В данной работе мы рассматриваем особенности перевода таких, казалось бы, на первый взгляд одинаковых понятий, как личность и субъект, не только чтобы выделить особенности перевода данных понятий, но и, чтобы поставить границу в терминологическом употреблении понятий.
Проблематикой для перевода данных понятий так же является их семантика. В мировой науке общеупотребимым для обозначения целостной человеческой психической организации является понятие «личность», понятие же «субъект» туда не входит. В этой связи обращает на себя внимание и более узкое содержательное наполнение понятия «личность» в психологии российской - возможно, как раз по причине укоренившегося здесь понятия «субъект», занявшего часть семантического пространства, в западной психологии занимаемого «личностью». Это различие в содержании понятий существенно затрудняет объединение отечественной теории в контекст мировой науки.
Объект исследования - перевод на английский язык педагогических и психологических терминов.
Предмет исследования - особенности перевода понятий личность и субъект на английский язык.
Материал исследования - переведенные на русский язык научные работы по психологии и педагогике американских научных деятелей, состоящих в Ассоциации психологического сообщества (АПС), а конкретно работы членов ассоциации, опубликованные в журналах данного общества не позднее 2010 года.
Новизной работы является переводческий аспект взаимодействия русской и англоязычных (в данном случае американских) психологических и педагогических терминологических систем, который на данный момент не имеют как такого освещения в научных работах.
Цель работы - рассмотреть особенности перевода понятий личность и субъект на примере перевода научных текстов и работ на английском языке, в американской психологии и педагогике. Данная работа так же освещает проблему точности перевода психологических терминов.
Задачи исследования:
1. Изучить научные работы и выделить работы, подходящие для темы нашего исследования.
2. Найти и выделить изучаемые нами термины, параллельно выделяя их эквиваленты в русских переводах.
3. Определить лексическую значимость переводимых терминов и сравнить их значения при переводе на русский язык.
4. Рассмотреть факторы, влияющие на перевод понятий личность и субъект.
5. Выделить особенности перевода терминов личность и субъект на английский язык.
Методы исследования: аналитический (при изучении научных источников); метод сравнительного анализа (при обработке исследуемого материала); приём сопоставления и обобщения (при подведении итогов и определении результатов исследования).
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических и семинарских занятий для студентов.
Практическая значимость. Данная работа имеет широкую направленность, она может быть полезна для подготовки переводчиков, изучающих психологическую и педагогическую науку. Так же данная работа может помочь при коммуникации отечественных специалистов в области психологии и педагогики с их коллегами за рубежом, ведь самым главным способом их общения между собой, в научном плане, есть и будет общение через научные публикации.
Теоретическая база исследования. В своей работе мы опирались на исследования Авербуха К.Я, Фурсовой Л.И, Стасюк Т.В и пр.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Апробация. Данная работа проходила апробацию под руководством научного руководителя в III Всероссийская научно-практическая конференция бакалавров, магистрантов, магистров, аспирантов и молодых ученых Актуальные направления научных исследований по проблемам международных отношений, истории и востоковедения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить, что при переводе психологических и педагогических терминов личности и субъект трудности могут возникать как на этапе анализа его содержания, так и при подборе переводного эквивалента.
Зачастую термины, не имеют устойчивых переводческих соответствий, заменяются в переводе лексическими единицами, имеющими схожую внутреннюю форму, но обозначающими другие понятия. В подобных ситуациях для более полного представления о содержании англоязычного термина необходимо провести сопоставление обозначаемого им понятия с аналогичными понятиями, входящими в терминосистему принимающего языка.
Из-за того, что термин личность встречается в рассмотренных нами работах почти в 10 раз чаще, мы можем с точностью обозначить особенности перевода данного понятия. Термин личность как обособленное понятие имеет почти всегда четкий перевод personality, разница появляется только при переводе терминологических словосочетаний, содержащих понятие.
Термин субъект можно рассматривать только через словосочетания, так как изучая научные работы мы можем сделать вывод, что субъект как единица языка, так же как и личность, зачастую переводится просто как subject, но если мы рассмотрим перевод англоязычных терминов, содержащих понятие субъект, то увидим, следующую тенденцию : семантическое значение обозначающее субъектность уже заложено в англоязычных терминах и переводится всего лишь одним словом, либо уже подразумевает субъектно-объектное отношение.
Таким образом, при выборе варианта перевода переводчик должен стремиться к созданию точных, максимально прозрачных терминов, исключающих возникновение множественных соответствий в языке перевода.
Что касается анализа перевода понятия субъект, тут мы встречаем проблему другого характера. В современной психологической и педагогической науке предлагается отказаться от попыток «разделить» между субъектом и личностью свойства и подструктуры психики, т. к. каждое из этих понятий употребляется сегодня для обозначения целостной психической организации человека. Исторически сложилось, что в мировой науке общеупотребимым является понятие «личность», понятие же «субъект» не имеет хождения. Представляется целесообразным для облегчения интеграции отечественной теории в контекст мировой науки отказаться от употребления понятия "субъект" и перейти к представлению о субъектности личности, суть которого в понимании личности как активной, самодетерминирующейся сущности.
Но, если мы пойдем от обратного и будем рассматривать примеры словосочетаний, содержащих термин субъект, переведенных с русского на английских, то мы увидим, что в публикациях американских научных деятелей, то, что на русском обозначает субъект чего-л уже заложено на англоязычные термины.
Понятие «личность», четко и узко здесь определяемое, относится к человеку в системе его отношений с обществом. Личность - человек как субъект и объект культурно-исторического процесса. И статистка, составленная нами, показывает, что варианты перевода словосочетаний, содержащих термин личность, имеют более четкие понятия в плане перевода, все русские варианты переводов являются в какой-то мере синонимами, про терминосистему понятия субъект такое сказать не получится. Да, мы могли сделать вывод, что все-таки термин субъект - это предмет чего-либо и перевод данного термина обозначает именно это, но если рассматривать данное понятие в рамках терминологический словосочетаний, то мы видим разницу в структуре нашего и английского языка.



1. Авербух К. Я. Общая теория термина: комплексно-вариологический подход: Дисс. ... докт. филол. наук: 10.02.19 / Ивановский гос. ун-т. - Иваново, 2005. - 324 с.
2. Англо-русский словарь биржевых и экономических терминов. - М.: 2010. — 216 с.
3. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике : Учебное пособие / И. В. Арнольд. - М. : Высшая школа, 1991. - 140 с.
4. Ахманова О.С. Основы компонентного анализа / А.С. Ахманова, М.М. Глушко. - М.: МГУ, 1979. - 98 с.
5. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : Учебник. - 3-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука. 2005. - 495 с.
6. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - М., 1955. - С.28.
7. Белозеров М.В. Новая экономическая лексика и терминология английского языка / М.В. Белозеров // Вестник Запорожского государственного университета. Филологические науки. - 2001. - № 3. - С. 2832.
8. Винокур Г.О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии // Сборник статей по языковедению. - М., 1939. - Т. 5. - С. 3-54.
9. Володина М. Н. Когнитивно-информационная природа термина и терминологическая номинация: Дисс. ... докт. филол. наук: 10.02.04. - М., 1998. - 345 с.
10. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка / И. Р. Гальперин. - М. : Издательство литературы на иностранных языках, 1958. - 439 с.
11. Гачев Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. — М. : Сов. писатель, 1988. — 448 с.
12. Головин Б.Н. Термин и слово // Термин и слово. - Горький: ГГУ. - 1980. - С.3-12.
13. Головин Б. Н., Кобрин Р. Ю. Лингвистические основы учения о терминах. - М.: Высшая школа, 1987. - 103 с.
14. Головин Б. Типы терминосистем и основания их различия [Текст] / Головин Б. // Термин и слово: Межвузовский сборник. - Горький: ГГУ, 1979. - С. 14-23.
15. Головин Б.Н., Кобрин Р.Ю. Лингвистические основы учения о терминах: Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов. - М.: Высшая школа, 1987. - 104 с.
16. Городецкий Б.Ю., Раскин В.В. Термины с лингвистической точки зрения // Место терминологии в сис-теме современных наук: тезисы докладов и сообщений. - М.: Изд-во Моск.ун-та. - 1970. - С.134-141.
17. Даниленко В.П. Лексико-семантические и грамматические особенности слов - терминов// Исследования по русской терминологии. - М.: Наука, 1971. - С.6-67.
18. Даниленко В. Еще раз к вопросу о кратких вариантах терминов [Текст]/ Даниленко В. - Москва, 1982 - С.36-52.
19. Даниленко В. Русская терминология.Опыт лингвистического описания [Текст] / Даниленко В. - Москва, 1987. - 268 с.
20. Дейк Т. А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 23. М., 1988. - 208 с.
21. Журавлёва Т.А. Особенности терминологической номинации. - Донецк: Донбасс, 1998. - 252 с.
22. Зубченко И.В. Термин и слово // Структурно-семантические особенности отраслевой терминологии. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун.-та. - 1982. - С.36-39.
23. Кочан И. Термины в парадигме современных научных учений / И. Кочан // Украшська термшолопя i сучаснють: зб. наук. праць. Bun.VIII [в1~дп. ред. проф. Л. О. Симоненко]. - К. : КНЭУ, 2009.
24. Лейчик В.М. Об относительности существования термина // Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики: научный симпозиум. - М.: Изд-во Московского ун-та. - 1971. - Ч.2. - С.436 - 442.
25. Лейчик В. М. Исходные понятия, основные положения, определения современного терминоведения и терминографии // Вестник Харьковского политехнического ун-та. - 1994. - Вып. 1. - С. 147-180.
26. Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. - М.: Книжн. дом “Либроком”, 2009. - 256 с.
27. Лотте Д.С. Основы построения научно-технической терминологии. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 158 с.
28. Моисеев А.И. О языковой природе термина // Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. - М.: Наука, 1970. - С. 127-130.
29. Моисеев А.И. К определению термина // Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики: научный симпозиум. - М.: Изд- во Московского ун-та. - 1971. - Ч.2. - С. 336-338.
30. Моисеев А.И. Специальные термины и языковая непрерывность // Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики: Научный симпозиум. - М.: Изд-во Московского ун-та. - 1971. - Ч. 2. - С. 311-315.
31. Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения. - М.: Высшая школа, 1988. - 168 с.
32. Николаева О.Е. Толковый англо-русский словарь основных терминов управленческого и финансового учета. - М., УРСС, 2002. - 500 с.
33. Овчаренко В.М. Формально-семантическая структура английских научно-технических терминов: Автореф. дис ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Моск. пед. ин-т иностр. яз. - М., 1966. - 20 с.
34. Реформатский А.А. Термин как член лексической системы языка / А. А. Реформатский // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука. - 1967. - С. 103-126.
35. Рихтер К.Л. Об актуальных тенденциях вовлечения элементов языка науки и техники в художественный текст / К. Л. Рихтер // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. - Пермь, 1986. - С. 158- 166.
36. Селиванова Е. А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации / Е. А. Селиванова. - К.: ЦУЛ, “Фитосоциоцентр”, 2002. - 336 с.
37. Стасюк Т.В. Новые тенденции развития терминоведения: достижения международной научной группы Р. Теммерман / Т. В. Стасюк // Терминологический вестник: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. Л. Иващенко. - К.: Институт украинского языка НАНУ, 2013. - Вып. 2 (1).
38. Суперанская А. В. Общая терминология. Вопросы теории. / А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васильева / Отв. Ред. Т. Л. Канделаки. [изд. 6-е.]. - М. : Книжный дом “ЛИБРОКОМ”, 2012. - 246 с.
39. Табанакова В. Д. Идеографическое описание научной терминологии в специальных словарях: дисс. на соискание ученой степени д -ра филол. наук. Тюменский гос. ун-т. / В. Д. Табанакова. - Тюмень, 2001. - 250 с.
40. Тимошина А.А. Русско-английский словарь по экономике (с краткими пояснениями и перекрёстными ссылками). - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 512 с.
41. Тураева З. Я. Лингвистика текста / З. Я. Тураева. - М. : URSS, 2009.
- 136 с.
42. Фурсова Л. И. Проблема функциональных особенностей термина / Л. И. Фурсова // Вестн. Житомир. гос. пед. ун-та. - 2001. - № 8.
43. Шмелёв Д.Н. Проблема семантического анализа лексики. - М., 1979. - С.130.
44. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. - Л.: Наука, 1974. - 424 с.
45. Щирова И. А., Гончарова Е.А. Многомерность текста : понимание и интерпретация: Уч. пособие / И. А. Щирова, Е. А. Гончарова. - СПб.: ООО “Книжный дом”, 2007. - 472 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ