Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В СИТУАЦИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Работа №32589

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
479
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В СИТУАЦИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 6
1.1 Психические состояния в научной литературе 6
1.2 Психические состояния у детей с нарушениями слуха 12
1.3 Особенности прогнозирования младших школьников с нарушениями
в развитии 21
Выводы по главе I 29
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В СИТУАЦИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 31
2.1 Организация проведения исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования психических состояний в ситуации
прогнозирования 35
Выводы по главе II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Приложения

Актуальность данной темы заключается в том, что в процессе обучения и воспитания психические состояния играют немаловажную роль. Ребенку легче усваивать информацию, вырабатывать новые умения и навыки, если он настроен положительно. При нарушениях эмоциональноволевой сферы у ребенка снижается работоспособность, возможно возникновение нарушения поведения и социальной дезадаптации.
Но проблема в том, что у детей с особыми образовательными потребностями, их нарушения в любом случае буду отражаться на их психическом состоянии. Ведь с возрастом ребенок начинает осознавать свое нарушение (если нарушение врожденное или приобретенное в раннем возрасте) и это, как правило, приводит к расстройствам эмоциональной сферы. Поэтому работа над профилактикой расстройств психоэмоциональной сферы крайне важна, так как они могут привести к депрессии и неврозу.
Человеку эмоции необходимы для того, чтобы адекватно воспринимать окружающую действительность и реагировать на нее. Эмоциональная сфера ребенка оказывает влияние на понимание мира и взаимодействие с ним.
Учитывая, что познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера тесно взаимосвязаны, то можно говорить о том, что эмоции оказывают воздействие на познавательные процессы. Поэтому развитию эмоциональной сферы нужно уделять особое внимание. Без проявления эмоций к окружающему миру, окружающим людям (родным, сверстникам, чужим взрослым), к учебной деятельности невозможно качественно усваивать новые знания, осуществлять общение и проявлять взаимопонимание.
На развитие эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха оказывают влияние некоторые факторы. Например, у глухого ребенка, как правило, отсутствует устная речь, поэтому ребенок оказывается в некоторой степени изолированным от словесного общения с нормально слышащими и говорящими людьми, а это мешает усвоению ребенком социального опыта. Так как устная речь у детей с нарушениями слуха отсутствует или отстает в развитии, то у ребенка возникают трудности в осознании своих собственных или чужих эмоций.
Результатами исследований В. Петшака стали выводы о том, что обедненность эмоций у детей с глубокими нарушениями слуха связана с тем, что слышащие взрослые не могут или не умеют вызывать детей на эмоциональное общение. Так, например, у глухих родителей глухие дети, которые воспитываются дома, имеют гораздо больше эмоциональных проявлений, чем глухие дети у нормально слышащих родителей.
Так же существует проблема развития прогностической компетентности у детей с нарушениями слуха, так как они не всегда могут прогнозировать итог какой-либо ситуации. Часто они выбирают стратегию поведения нерационально, что приводит к сложностям при их социальной адаптации. Так как у детей с нарушениями слуха недостаточно развита произвольность познавательных процессов, то их способность к прогнозированию отличается от способности детей с нормативным развитием, а сам процесс формирования прогноза является искаженным. Поэтому изучение способности к прогнозированию младших школьников с нарушениями слуха очень важно, так как успешное формирование прогностической деятельности поможет совершенствовать процессы развития, в том числе и интеллектуального.
Изучением психических состояний человека занимались: Левитов Н.Д., Прохоров А.О., Куликов Л.В., Сосновикова Ю.Е. А также исследованиями психологии прогнозирования занимались: Д. Гибсон, Б.Ф. Ломов, В.Д. Менделевич, Е.Н. Сурков. В работах данных исследователей описаны различные проблемы психических состояний, как теоретические, так и методологические. Рассматриваются основные виды, классы состояний, особенности их проявления в окружающей среде. А также рассматриваются различные определения и классификации процессов прогнозирования, выясняется, какое место прогнозирование занимает между различными психическими процессами и в деятельности индивида. Однако, теоретических и эмпирических данных об особенностях психических состояний у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха очень мало. Поэтому, проблема оценки психических состояний в совокупности с прогностической компетентностью детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха остается открытой.
Цель: определить взаимосвязь психических состояний и прогностической компетентности детей с нарушениями слуха.
Объект: психические состояния детей с нарушениями слуха.
Предмет: психические состояния детей с нарушениями слуха в ситуации прогнозирования.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха имеется взаимосвязь между их психическими состояниями и прогностической деятельностью, а также, что у данной категории детей модальность психических состояний оказывает влияние на структуру прогнозирования и определяющие сферы прогноза.
Задачи:
1. Теоретический анализ литературы о психических состояниях; о детях с нарушениями слуха и об особенностях их психических состояний; о прогнозировании детей с нарушениями в развитии;
2. Организация экспериментального исследования и подбор диагностического инструментария по изучению психических состояний и прогностической деятельности детей с нарушениями слуха;
3. Выявление особенностей психических состояний младших школьников с нарушениями слуха;
4. Выявление особенностей прогнозирования младших школьников с нарушениями слуха;
5. Определение взаимосвязи психических состояний и прогнозирования.
Методологическую основу составляют теоретические представления отечественных авторов о психических состояниях, возрастном развитии человека (Л.С. Выготский, А.О. Прохоров, И.В. Шаповаленко, Н.Д. Левитов), о прогнозировании как способности к предвосхищению (А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Сурков, Л.А. Регуш).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научных данных
2. Статистический: анализ средних показателей; корреляционный анализ, коэффициент Спирмена.
Практическая значимость заключается в возможности использования теоретических положений и выводов исследования в практической деятельности психолога в школе для коррекции психических состояний. Также полученные данные можно использовать при разработке занятий для развития прогностической компетентности детей.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на международной итоговой научно-образовательной конференции в рамках «Зимней психологической школы» (г. Казань, 2019). Также материалы исследования были опубликованы в сборнике: Психология психических состояний: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (г. Казань, 2019 г.), статья «Особенности эмоциональной сферы детей школьного возраста с нарушениями слуха».
База исследования: ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»; МБУ г. Тольятти «Школа № 32 имени Сергея Ткачева».
Структура: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, 2 выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложений. Библиографический список в количестве 43 источников. Работа состоит из 60 страниц. Иллюстрирована 6 рисунками, 6 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основании теоретического изучения научной литературы, посвященной изучению психических состояний и прогностической компетентности детей с нормативным развитием и детей с нарушениями в развитии, можно сделать вывод о том, что на развитие психической деятельности у ребенка (мышление, речь, память, восприятие, внимание) оказывает влияние наличие у него первичного дефекта. Также это сказывается и на психическом состоянии и на развитии прогностической компетентности.
Так же при изучении литературы по теме прогностической компетентности мы столкнулись с тем, что на данный момент существует очень мало работ, которые посвящены изучению прогностической компетентности детей с различными нарушениями в развитии. Проблема изучения способности к прогнозированию в настоящее время достаточно актуальна.
Эмпирическое исследование проводилось на базе: ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ОВЗ» и МБУ г. Тольятти «Школа № 32 имени Сергея Ткачева». В исследовании приняли участие 15 детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Из них: 11 мальчиков, 4 девочки от 7 до 12 лет и 15 детей младшего школьного возраста с нормативным развитием. Из них: 6 мальчиков, 9 девочек от 7 до 10 лет. Исследование проводилось с помощью методик: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); «Паровозик» (Велиева С.В.); «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» (коллектив кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ).
По результатам исследования мы выявили, что на структуру прогнозирования имеет влияние полярность психического состояния и уровень тревожности. В зависимости от того, какое состояние испытывает ребенок с нарушениями слуха, изменяется структура прогноза, ведущие сферы и функции. В подгруппе детей с низкой тревожностью оказались 2 ребенка 1 класса, у них еще преобладает игровая деятельность как ведущая, и еще не прошла адаптация к школе.
Перспективами исследования можно считать возможность использования результатов исследования в психолого-педагогической практике для работы с детьми данной группы. Также для разработки коррекционных программ, которые направлены на развитие прогностической компетентности, эмоциональной сферы и регулятивной функции у младших школьников с нарушениями слуха.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена, и цель исследования достигнута.



1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс. - 2001. - 290 с.
3. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с
ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие/А.И.
Ахметзянова. - М.: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. - 46 с.
4. Ахметзянова, А.И. Специфика антиципации младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза [Текст]//Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, 2017. - № 56 (7). - С. 268-280.
5. Багрова, И.Г. Сурдопедагогика [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова и др., под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 655 с.
6. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]/Ф.Б. Березин. - М.: Наука. - 1988. - 270 с.
7. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. - 203 с.
8. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети [Текст]/Р.М. Боскис. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.
9. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст]: кн. для учителя.
- 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 128 с.
10. Вундт, В. Введение в психологию [Текст]/В. Вундт. - М.: СПБ.: Питер, 2002
- 128 с.
11. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: монография/Л.С.
Выготский. - М.: СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]/Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
13. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования [Текст]/В.Г. Гончарова, В.Г. Подопригора, С.И. Гончарова. - М.: Краснояр.: СФУ, 2014. - 248 с.
14. Денисова, О.А. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте [Текст]//Вестник Череповецкого государственного университета, 2012. - № 1 (36). - Т. 1. - С. 98-102.
15. Ефимова, А.А. Особенности антиципации младших школьников с нарушением слуха [Электронный ресурс]: материалы международ. молодеж. науч. форума «ЛОМОНОСОВ-2017»/Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. - М.: МАКС Пресс, 2017. - (https://lomonosov- msu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/10702/uid148694_report.pdf)
16. Закирова, В.Г. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст]//Международная научно-практическая конференция «Начальная школа сегодня: проблемы социализации». - Казань: КФУ. - 2014. - С 4-11.
17. Змановская, Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения [Текст]/Е.В. Змановская. - М.: Академия. - 2008. - 288с.
18. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст]/И.А. Коробейников. - М.: Москва: ПЕРСЭ. - 2002. - 192 c.
19. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст]/Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 343 с.
20. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь в специальном образовании [Текст]/И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская, Г.А. Ковалева. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 314 с.
21. Левченко, И.Ю. Психологичская помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст]: метод. пособие/И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
22. Ловягина, А.Е. Психические состояния человека [Текст]: учеб. пособие/А.Е. Ловягина. - М.: СПб: СПбГУ, 2014. - 120 с.
23. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст]: монография/Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М: «Наука», 1980. - 278 с.
24. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
25. Матвеева, М.В. Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях [Текст]: Учебно-методическое пособие/М.В. Матвеева, Т.В. Коршунова - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 176 с.
26. Матвеева, О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях [Текст]//Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010. - № 16 (20). - С. 151-157.
27. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст]//Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 4. - С. 107-115.
28. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]/В.Д. Менделевич. - М.: СПб.: Речь. - 2005. - 445с.
29. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст]/Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич// Психологический журнал, 2006. - №5. - С.50-59.
30. Петшак, В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников [Текст]/Дефектология. - 1989. - № 6. - С. 61-65.
31. Прохоров, А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст]/А.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 176 с.
32. Прохоров, А.О. Саморегуляции психических состояний в учебной и педагогической деятельности [Текст]//Вопросы психологии, 1991 - № 5 - С. 156-162.
33. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности [Текст]/А.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2012. - 352 с.
34. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст]/А.О. Прохоров. - М.: Казань: Изд-во КГУ, 1991. - 165 с.
35. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции [Текст]/А.О. Прохоров. - М.: Казань: Изд-во КГПИ, 1994. - 168 с.
36. Прохоров, А.О. Психология состояний [Текст]: Учебное пособие/А.О. Прохоров, М.Е. Валиуллина, Г.Ш. Габдреева, М.М. Гарифуллина, В.Д. Менделевич, под ред. А.О. Прохорова. - М.: Издательство «Когито-Центр»,
2011. - 624 с.
37. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]/Л.А. Регуш. - М.: СПб: «Речь», 2003. - 352 с.
38. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук: 19.00.01 [Текст]/Е.А. Сергиенко. - Москва, 1997. - 143 с.
39. Синяк, В.А. Особенности психического развития глухого ребенка [Текст]: Учеб. пособие для студентов-заочников пед. ин-тов./В.А. Синяк, В.А. Нудельман - М.: Просвещение, 1975. - 110 с.
40. Соловьев, И.М. Психология глухих детей [Текст]/под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. - М.: Советский спорт, 2006. - 448 с.
41. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: сравнение и познание отношений предметов [Текст]/И.М. Соловьев. - Москва: Просвещение, 1966. - 224 с.
42. Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст]: Пособие для студентов и учителей/Ю.Е. Сосновикова. - М.: Горьк. пед. ин-та, 1975. - 118 с.
43. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата/И.В. Шаповаленко. -
3- е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 575 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ