Отработанные моторные масла представляют существенную экологическую угрозу окружающей среде. Отработанные масла по своей сущности относятся к опасным отходам за счет токсичности, канцерогенности, пожаро-и взрыво-опасностью, и классифицируются по классам, то есть 2 (высокоопасный класс) или 3 (умеренноопасный класс). На сегодняшний день всего лишь небольшая часть отработанных масел регенерируется, а большая часть порядка 75% сбрасывается в почву, водоемы, что способствует экологической катастрофе. Исходя из этого, необходимо развивать методы регенерации отработанных масел и наладить сбор, транспорт, хранение в данной области [1].
Как известно, большинство отработанных масел сжигаются или используются в виде печного топлива.
Актуальность данной работы заключается в решении проблем снижения загрязнения окружающей среды промышленными отходами. В последнее время применение техники увеличивается, в связи с этим так же увеличиваются отходы. Данный прогресс приводит к тому, чтобы не только утилизировать отработанные масла ил пускать их в качестве котельного топлива а регенерировать с целью получения товарных продуктов.
Наиболее экономически и экологически выгодный способ регенерации - -это применение сорбентов. В качестве сорбента наиболее выгодным является применение цеолита, запасы которых имеются в достаточном количестве на территории РТ.
Цель данной работы анализ существующих технологий методов переработки и регенерации отработанных масел.
При сравнении и разработки оптимального метода регенерации необходимо руководствоваться существующими промышленными методами. Не мало важную роль играет и экономическая эффективность применяемого метода. На сегодняшний день, исходя из источников, наиболее актуальным является контактный метод регенерации. Суть данного метода заключается в использовании сорбентов. В качестве сорбентов исследователи рассматривали цеолиты, селикагели, отбеливающие глины и другие методы. У каждого из предложенных методов есть свои достоинства и недостатки. Практическая задача многих исследователей использовать недорогие сорбенты.
Регенерация масел - экономически рентабельная отрасль народного хозяйства. При правильной организации процесса стоимость восстановленных масел на 40 - 70% ниже стоимости свежих масел при практически одинаковом их качестве. Отработанное масло несет в себе серьезную угрозу для окружающей среды и здоровья людей. Оно опаснее, чем сырая нефть, поскольку в нем содержатся измененные в ходе эксплуатации добавки, полиолефины, смолы, асфальтены, карбены, механические примеси и другие загрязнители.
Существует множество технологий регенерации отработанных трансформаторных масел, основанные на:
- физических методах (отстаивание, фильтрация, центробежная очистка);
- физико-химических методах (коагуляция, адсорбционная очистка,
ионообменная очистка, селективная очистка);
- химических методах (сернокислотная очистка, гидроочистка, процессы с
применение натрия и его соединений);
- комбинированных методах (отстой и фильтрация, отстой, обезвоживание и фильтрация и другие).
Методы регенерации отработанных масел находятся в прямой зависимости от глубины изменения их свойств в результате старения. Регенерация трансформаторных масел осуществляется или непрерывной очисткой их во время работы в циркуляционных системах промышленного оборудования и двигателей при помощи фильтрующих устройств и центрифуг, или восстановлением отработанных масел, сливаемых из различных агрегатов и оборудования, на маслорегенерационных установках, как правило, в стационарных условиях (специальные маслорегенерационные станции, цехи, заводы).
Существующие технологии достаточно эффективные, но есть и недостатки. Отстаивание - основным недостатком этого метода это большая продолжительность процесса оседания частиц до полной очистки, удаление только наиболее крупных частиц размером 50-100 мкм.
Адсорбционная очистка - к недостаткам контактной очистки следует отнести необходимость утилизации большого количества адсорбента, загрязняющего окружающую среду. В качестве адсорбента чаще всего применяется силикагель, что делает этот метод дорогостоящим.
Сернокислотная очистка - в результате сернокислотной очистки образуется большое количество кислого гудрона - трудно утилизируемого и экологически опасного отхода. Кроме того, сернокислотная очистка не обеспечивает удаление из отработанных масел полициклических аренов и высокотоксичных соединений хлора.Но, отходы можно применить при окислении гудрона.
Гидроочистка - недостатки процесса гидроочистки - потребность в больших
количествах водорода, а порог экономически целесообразной производительности (позарубежным данным) составляет 30-50 тыс. т/год.
Регенерация трансформаторных масел решает несколько вопросов:
- экономия ресурсов;
- уменьшение загрязнения окружающей среды;
- уменьшение платы за захоронение отходов;
Перспективным решением проблем является: выбор наиболее дешевой и эффективной технологии. Регенерация продлевает срок службы масла на неопределенный срок, что делает этот процесс наиболее предпочтительным с экологической и экономической точки зрения. Поскольку на регенерацию масла требуется на 70 % меньше энергии, чем на производство его из сырой нефти.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была поставлена цель проанализировать и предложить оптимальную технологическую схему по регенерации отработанных масел. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Выполнен литературный обзор и анализ источников по существующим методам регенерации отработанных моторных масел;
2. Проанализирована технологическая схема по регенерации отработанных масел;
3. Выполнен минералогический анализ цеолита осадочной и вулканической породы, в результате определены физико-химическая характеристика;
4. Проведены эксперименты в лаборатории. В результате определены:
- Плотность
- Вязкость
- Механические примеси
- Содержание количества воды
- Регенерация масла цеолитом
- Температура вспышки
5. Определена физико-химическая характеристика исследуемого сырья до и после начала работы;
6. Регенерация отработанного моторного масла двумя способами.
Таким образом, произведен подбор метода регенерации, разработана конструкция, произведен расчет основных деталей предлагаемой конструкции и ввиду ограниченного времени нами были проделаны необходимое количество экспериментов. Исходя из проделанных экспериментов нами был составлен проектный регламент по регенерации отработанных масел. Так же разработаны мероприятия по экологической безопасности, так как предложенный метод не имеет вредных выбросов и негативного влияния на окружающую среду.
Регенерированное масло по ГОСТу соответствует марке моторного масла М8Г2.
1. Андрихова Н. П. Журнал Фундаментальные исследования. - 2004. - № 6 - С. 75-75.
2. Разина Г.Н. , Цеков О.О., Ушин Н.С. Плазмохимическая переработка отработанных смазочных материалов в свете правительственного проекта положения «О порядке организации деятельности по сбору и переработки отработанных смазочных материалов, масел и жидкостей» // Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXVIII. 2014. № 4
3. ООО «ПромИндустрия» основано в 2006 г. (Лицензия №ОТ-43-000738 от 13.06.2007 г., Лицензия №ОП-43-003803 (16) от 19.11.2009, Лицензия 023 № 00188 от 25.05.2012, Лицензия 0023 №00188 от 25.05.2012)
4. Качанова Людмила Сергеевна. Совершенствование очистки
отработанного моторного масла центробежными аппаратами : Дис. ... канд. техн.
наук : 05.20.03 : Зерноград, 2004 152 с. РГБ ОД, 61:04-5/2127.
5. Новостной портал «ХАБАР» агенства [Электронный ресурс] - URL: https://24.kz/ru/news/social/item/203982-zavod-po-pererabotke-otrabotannykh-masel
6. [Электронный ресурс] - URL: https ://www.proektant. kz/content/363. html
7. [Электронный ресурс] - URL: https ://www.proektant. kz/content/363. html
8. [Электронный ресурс] - URL:
https://www.rosa1.ru/info/publikatsii/pererabotka-otrabotannykh-masel-chto-poseem-to-i- pozhnyem/
9. [Электронный ресурс] - URL: http://auto-dnevnik.com/docs/index-3227.html
10. [Электронный ресурс] - URL:https://www.bestreferat.ru/referat-147007.html
11. [Электронный ресурс] - URL: https://studfiles.net/preview/2180877/page:16/
12. [Электронный ресурс] - URL: https://vikidalka.ru/1-104593.html
13. [Электронный ресурс] - URL:
14. https://revolution.allbest.ru/manufacture/00491719 0.html
15. [Электронный ресурс] - URL: https://oils.globecore.ru/otbelivavushchaya- glina.html
16. [Электронный ресурс] - URL: https://www.chem21.info/info/1466457/
17. Успенский Б.Г. Новые цеолитные адсорбенты для сушки трансформаторного масла / Б.Г. Успенский, Л.А. Успенский, В.Н. Грибов // Электрические станции. - 1995. - № 8. - С. 45-47.
18. [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200019821
19. Остриков, В.В., Тупотилов, Н.Н., Корнев, А.Ю., Власов, С.В. Смазочная композиция на основе отработавшего моторного масла // Химия и технология топлив и масел. 2006. № 4. С. 35-37.
20. Остриков, В.В., Тупотилов, Н.Н., Попов, С.Ю. Исследование очистки отработанных синтетических моторных масел специфическими растворителями // Наука в центральной России. 2013. № 5. С. 27-30.
21. Прохоренков, В.Д., Остриков, В.В., Князева, Л.Г. Использование отработанных моторных масел как основы для консервационных материалов // Практика противокоррозионной защиты. 2002. № 2. С. 40-45
22. Икрамов Ы. И. Регенерация отработанных масел минеральными сорбентами Туркменистана // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 24-27.
23. Остриков В. В., Зазуля А. Н., Голубев И. Г. Современные технологии и оборудование для восстановления отработанных масел. — М.: Росинформиздат,
2001. — 60 с.
24. Чупрова Л. В., Муллина Э. Р., Ершова О. В., Родионова Н. И. Химикотехнологические аспекты процесса регенерации нефтеотходов // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 235-237. — URL
25. Прокопьев В.Н., Синянская Р.И., Мищенко Е.В. и др. Способ регенерации отработанного смазочного масла. Пат. 2076898 Россия, МПК6 С 10 М 175/02. - 93026982/04
26. Коваленко, В.П. Очистка нефтепродуктов от загрязнений [Текст] /
В. П. Коваленко, В.Е. Турчанин.— М.: Недра, 1990. — 160 с.
27. Шашкин, П. И. Регенерация отработанных нефтяных масел [Текст] /
П. И. Шашкин, И. В. Брай. — М.: Химия, 1970. — 301 с.
28. Утилизация отработанных масел / А. Р. Хафизов, Н. Р. Сайфуллин, Р. М. Ишмаков, А. Ю. Абызгильдин.- Уфа: Государственное издательство научнотехнической литературы «Реактив», 1996. - 260 с.
29. ЧЕРЕДНИЧЕНКО О. А., ЧЕРЕДНИЧЕНКО Р. О., ЧЕРЕДНИЧЕНКО С. О., ШКОЛЬНИКОВ В. М., ШКОЛЬНИКОВ А. В.
СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ МАСЕЛ ПАТ. 2266316 РОССИЯ, МПК 7 C 10 M 175/02. ООО "РОСА-1". N 2004126510/04; ЗАЯВЛ. 03.09.2004; ОПУБЛ. 20.12.2005. РУС.
30. ВОЛКОВА, Г. И. ОЧИСТКА МАСЕЛ ВОЛОКНИСТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ // ХИМИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОПЛИВ И МАСЕЛ .- 2008.-N 3 .- С. 46-48
31. ИВАНЮК С.В., ТИТОВА Т.С., КРАСНЕНКО А.Ф., ЗАЧИНЯЕВ Я.В. ТЕХНОЛОГИЯ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ ЭКОЛ. И ПРОМ-СТЬ
РОССИИ. 2010, АПР., С. 4-6. РУС.
32. Осадчий Ю.П., Федосов С.В., Невский А.В. Энергосберегающие технологии на базе мембранного разделения отработанных растворов. - М.: Экология и промышленность России, 2009. - № 3. - С.46-47.
33. Шашкин П.И., Брай И.В. Регенерация отработанных нефтяных масел. - М.: Химия, 2006. - 304с
34. Балтенас А.С., Сафонов А.С. Моторные масла - СПб.:Альфа-Лаб,2011.- 272 с
35. [Электронный ресурс] URL: - http: / / www.fre ep atent.ru/patents/2423410
36. [Электронный ресурс] URL: - http: / / www.fre ep atent.ru/patents/2123027
37. [Электронный ресурс] - URL:
http://zeolitebio.com/index.php?option=com content&view=article&id=18&Itemid=27
38. [Электронный ресурс] - URL: https://studopedia.su/2 23914 uchebniy- vopros---kompleksnaya-ochistka-i-osushka-vozduha-sinteticheskimi-tseolitami.html
39. Андреев Е.С., Андреев С.С. Промышленная экология. С.-П.: Гидрометеоиздат, 2005.
40. [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/5200233