Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №32576

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1034
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Интерактивные методы обучения как диалоговое обучение 7
1.2. Информационно-коммуникационные технологии 15
1.3. Модель смешанного обучения 27
Выводы по первой главе 36
Глава 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ПРИМЕНЕНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 38
2.1. Выбор методик и организация исследования отношения учителей к
интерактивным методам обучения 38
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Рекомендации для разрешения противоречий возникающих при
использовании интерактивных методов обучения 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ

Новый федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к результатам обучения. В современных условиях повышение качества учебного процесса приобретает особую актуальность. На основе использования современных средств обучения, идет активный поиск путей повышения качества образовательного процесса. При проведении уроков особое внимание отводится подбору форм, приемов и средств подачи учебного материала.
В настоящее время происходит переход от той модели обучения, когда можно было не использовать интерактивные методы и добиваться результатов обучения, до той модели, когда не использовать интерактивные методы нельзя, в связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
В связи с этим, актуальность данного исследования состоит в том, что его проведение позволяет проанализировать существующие противоречия:
• между требованиями ФГОС к использованию интерактивных методов и ИКТ, которые педагог обязан соблюдать и реальной ситуацией в педагогической теории и практике, где нет непротиворечивой технологии использования интерактивных методов, так как их использование находятся на стадии освоения и апробации;
• между требованиями ФГОС к использованию интерактивных методов и ИКТ, и тем, что большинство учителей в современной школе старше 40 лет. Их профессиональное становление происходило в других условиях, без интерактивных методов и ИКТ, для них переход к интерактивным методам связан с психологическим протестом, так как они считают, что привычные им традиционные метода обучения эффективны и проверены практикой;
• между тем, что молодые педагоги хотят и могут использовать интерактивные методы обучения и проблемой того, что они могут увлечься данными методами и упустить сам результат обучения учеников начальной школы.
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - использование интерактивных методов в процессе обучения.
Цель - исследование отношения учителей к внедрению, использованию интерактивных методов в практике.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по интерактивным методам обучения в начальной школе.
2. Провести анкетирование учителей начальной школы, с целью выявить отношение педагогов к интерактивным методам обучения и умения их использовать.
3. Провести беседу и направленное наблюдение для уточнения отношения учителей начальной школы к внедрению интерактивных методов в практику обучения.
4. Подготовить и провести выступление на семинаре для учителей «Использование интерактивных методов обучения для повышения эффективности учебного процесса в начальной школе».
5. Написать рекомендации для разрешения противоречий возникающих при использовании интерактивных методов обучения.
Гипотеза исследования: использование учителями начальной школы интерактивных методов оптимизирует процесс обучения детей младшего школьного возраста, оптимизация зависит от положительного отношения учителей к интерактивным методам обучения и умения их использовать.
Методологической основой исследования послужили работы авторов, которые можно разделить на три основные группы:
1. Работы, посвященные изучению интерактивных методов обучения как диалогового общения (И.А. Зимняя [15], Е.В. Коротаева [22], A. Н. Леонтьев [25], И.Я. Лернер [26], А.С. Микаева [29, 30], Г.Ф. Привалова [34], М.Е. Романова [37], С.Л. Рубинштейн [38], О.А. Тарасенко [44], и другие);
2. Работы, рассматривающие интерактивные методы обучения как информационно-коммуникативные технологии (С.А. Арапова [2], B. П. Беспалько [4], А.С. Бобунова [5], В.А. Илюхина [17] и другие).
3. Работы, посвященные изучению модели смешанного обучения (М.Я. Гефтер [10], Е.В. Желнова [12], А.Н. Кононец [21], П. Валиатан [53], Э. Розетт [54] и другие).
В ходе исследования используются такие методы как анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося теоретического материала, наблюдение и анализ практики общеобразовательной школы, анкетирование, анализ и интерпретация анкет.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Бавлинского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняло участие 20 учителей начальных классов.
Изучение источников позволило сделать вывод о том, что большинство из них имеют теоретический характер, представляя собой обобщение и конкретизацию уже имеющихся взглядов на проблему. Данное обстоятельство обусловливает значимость проведения соответствующего исследования, основанного на предшествующем ему изучении теоретического материала. В ходе которого были выявлены возможности смешанного обучения для внедрения их в практику.
Практическая значимость - данные, полученные в результате настоящего исследования и рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогов.
Материалы исследования были апробированы в ходе публикации статей в научном журнале «НоваИнфо».
Структура работы представлена: введением, двумя главами исследования, заключением, списком используемой литературы и источников, приложением.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный этап развития нашего государства требует от подрастающего поколения гибкости, коммуникабельности, быстрой адаптации к различным жизненным ситуациям, критического мышления, умение преодолевать конфликты и быть готовыми к межкультурному и межличностному общению и сотрудничеству. Именно поэтому сегодня необходимо уделять серьезное внимание эффективности и качеству процесса обучения.
В наше время существует немало методов и технологий обучения - как традиционных, так и интерактивных. Выбор новейших методов обучения зависит от применяемых инновационных технологий. Эффективность их применения зависит от того, подобраны ли они в соответствии с вопросами, которые могут успешно решаться с их помощью.
На уроках следует использовать методы, стимулирующие обучающихся к творческой, продуктивной работе, вызывают стремление к активным действиям, общению и выражению собственных мыслей. Именно таковы интерактивные методы обучения.
С целью исследования отношения учителей начальной школы к внедрению и исследованию интерактивных методов обучения в практике нами было проведено исследование. Исследование проходило на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 Бавлинского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняло участие 20 учителей начальных классов. Для решения поставленной цели была использована дополненная анкета «Использование интерактивных технологий в образовании» (Яковлева Е.В., Яковлева Н.О.), наблюдение за процессом обучения в начальной школе и беседа с педагогами начальной школы.
В ходе исследования мы выяснили, что:
• Большинство учителей начальной школы понимают под интерактивными методами обучения - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика;
• Большинство учителей положительно относятся к интерактивным методам обучения и используют их с целью побудить интерес учеников к предмету и процессу обучения;
• Большинство учителей начальных классов принимают интерактивные методы обучения и считают их эффективными, в чем мы убедились в процессе наблюдения за уроками;
• 1/3 часть педагогов не считают необходимым использовать в процессе обучения данное нововведение.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, которая предполагала, что использование учителями начальной школы интерактивных методов оптимизирует процесс обучения детей младшего школьного возраста, что в свою очередь зависит от отношения учителей к данному методу.



1. Адиулова Н.А. Использование системы объектноориентированного программирования Visual Basic при создании обучающих и контролирующих программ [Электронный ресурс] / Н.А. Адиулова - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-sistemy- obektno-orientirovannogo-prog.html (11.01.2019).
2. Арапова С.А. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников в мультимедийном образовательном пространстве: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2015 - 26 с.
3. Березина И.Е. Использование электронных учебников и
пособий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / И.Е. Березина - Режим доступа: https ://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/12/20/ispolzovanie- elektronnyh-uchebnikov (23.03.19)
4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием
компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.: МПСИ, 2008. - 352 с.
5. Бобунова А.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] / Бобунова А.С. - Режим доступа: http://bda-expert.ru/doc/print/spo-12-2016.pdf#page=19 (14.11.18)
6. Бородина А.О. Этапы урока. Выход на тему урока
[Электронный ресурс] / А.О. Бородина - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-etapv-uroka-vvkhod-na-temu-uroka.html
(14.11.18)
7. Бородина Н.П., Сумбулова Т.Н. Интерактивные формы
обучения на уроках литературы [Электронный ресурс] / Н.П. Бородина, Т.Н. Сумбулова - Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D 1%82%D1 %8С%Р0%В8/629899/(14.11. 18)
8. Галеев В.Л. Использование учителями цифровых
информационных образовательных ресурсов: диагностика и её
результаты / В.Л. Галеев, А.Б. Заславский // Методическая работа в школе. - 2014. - №5. - С. 8-17.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие 7-е изд. / В.Л. Гальперин. - М.: КДУ, 2007. - 52 с.
10. Гефтер, М. Я. Альтернативы общественного развития / М. Я. Гефтер. - М.: Аспект пресс, 1995. - 126 с.
11. Ена Л.Н., Шиханихина Е.С., Кочу Ю.М.,Турковская Н.В. ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
[Электронный ресурс] / Л.Н. Ена, Е.С. Шиханихина, Ю.М. Кочу, Н.В. Турковская - Режим доступа: https ://interactive-plus.ru/e-
articles/218/Action218-80406.pdf (08.03.19)
12. Желнова Е.В. 8 этапов смешанного обучения [Электронный
ресурс] / Желнова Е.В. - Режим доступа: http://journal-
s.org/index.php/vmno/article/view/8169 (04.04.2019)
13. Завьялова Т.И. Интерактивная доска и её применение в начальной школе [Электронный ресурс] / Т.И. Завьялова - Режим доступа: http://mart-school.ru/interaktivnaya-doska-i-ee-primenenie-v-nachalnoi-shkole
(18.12.18)
14. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: ИнфраМ, 2009. - 28 с.
16. Игушева И.А. Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе [Электронный ресурс] / И.А. Игушева - Режим доступа: http://old.prosv.ru/info.aspx7ob no=27022 (18.12.18)
17. Илюхина В.А. Школьный кабинет как показатель уровня профессиональной компетентности педагога в ОУ инновационного типа / В.А. Илюхина. - М.: Перспектива, 2014. - 272 с.
18. Исакова Л.В. Мотивация и рефлексия как этапы современного
урока в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / Л.В. Исакова - Режим доступа: https://nsportal .ru/nachalnaya- shkola/ materialy-
mo/2016/08/25/motivatsiva-i-refleksiva-kak-etapv-sovremennogo-uroka-v
(08.12.18)
19. Козлова В.В. Применение компьютерных технологий в начальной школе [Электронный ресурс] / В.В. Козлова - Режим доступа:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2011/10/15/primenenie- kompyuternykh-tekhnologiy-v-nachalnoy-shkole (08.12.18)
20. Концепция модернизации российского образования на период до
2010 года [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://www.edu.ru/documents/view/1660/ (08.12.18)
21. Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы / А. Н. Кононец - Хабаровск: ДВГУПС, 2008. - 22-31 с.
22. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения [Электронный ресурс] / Е.В. Коротаева - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/v/ interaktivnoe -obuchenie-voprosv-teorii-i-praktiki- obucheniya (13.01.19)
23. Кузьминский А.И. Пассивная и активная модели обучения [Электронный ресурс] / А.И. Кузьминский - Режим доступа: http://masters.donntu.org/2013/fknt/chernichenko/library/5.htm (01.03.19)
24. Леонович Е.Н., Серебренникова Ю.А., Калинченко А.В. Принципы определения состава учебных курсов для начальной школы / Е.Н. Леонович, Ю.А. Серебренникова, А.В. Калинченко. - М.: Спутник+,
2015. - 12-19 с.
25. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2002. - 243 с.
26. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
27. Ляхова А.А. Структура урока с использованием
интерактивных методов обучения [Электронный ресурс] / А.А. Ляхова - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/stmktura-uroka-s-ispolzovaniem-
interaktivnykh-met.html (19.11.18)
28. Махотин Д.А. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
[Электронный ресурс] / Д.А. Махотин - Режим доступа: http://interactiv.su/
(27.11.18)
29. Микаева А.С. Проведение практических занятий со студентами в интерактивной форме / А.С. Микаева - Смоленск: Новаленсо, 2016. - 13-14 с.
30. Микаева А.С. Современные методы обучения / А.С. Микаева,
С.А. Микаева, А.И. Польдяева // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 204-205.
31. Михайлова Н.Г. Урок контроля и оценки [Электронный ресурс] / Н.Г. Михайлова - Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D 1%82%D1 %8C%D0%B8/551292/
(02.02.19)
32. Паначёва И.Е. Домашнее задание как этап урока [Электронный ресурс] / И.Е. Паначёва - Режим доступа: https ://nsportal.ru/shkola/administrirovanie -
shkoly/library/2012/04/08/domashnee-zadanie -kak-etap-uroka (02.02.19)
33. Пархоменко В.В. Использование мультимедийных
презентаций на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / В.В. Пархоменко - Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D 1%82%D1 %8C%D0%B8/521560/
(13.04.19)
34. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в ВУЗе / Г.Ф. Привалова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - 8 с.
35. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н).
36. Роговенко Т.В. Электронный учебник в начальной школе [Электронный ресурс] / Т.В. Роговенко - Режим доступа: https://infourok.ru/elektronniy-uchebnik-v-nachalnoy-shkole-1364516.html
(03.03.19)
37. Романова М.Е. СУЩНОСТЬ И КЛЮЧЕВЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Электронный ресурс] / Романова М.Е. - Режим доступа: https://ami.im/sbornik/MNPK- 145.pdf#page=14 (14.02.19)
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 713 с.
39. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе. Информационно-компьютерные средства в школе / Г.К. Селевко. - Ярославль: ИРО, 2003. - 256 с.
40. Селедец Р.А. Применение сетевых ресурсов в начальной школе [Электронный ресурс] / Р.А. Селедец - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/2011/12/09/primenenie-setevykh-resursov-v (18.04.19)
41. Селиванов С.И. Технология компьютерного сопровождения процесса обучения иностранному языку младших школьников: английский язык: автореф. дис. канд. пед. наук (27.02.14) / Селиванов Сергей Иосифович; Ин-т содержания и методов обучения РАО. - Москва, 2014. - 30 с.
42. Сенющенков, С.П. Принцип интериоризации как средство преодоления кризиса в психологии / С.П. Сенющенков // Культурно - историческая психология: современное состояние и перспективы развития. Материалы международной конференции. - М., 2007. - 46-55 с.
43. Слыжова Л.А. Использование мультимедийных презентаций
на уроках в начальных классах [Электронный ресурс] / Л.А. Слыжова - Режим доступа:
https://infourok.ru/ispolzovanie multimediynyh prezentaciy na urokah v na chalnyh klassah-187215.htm (17.03.19)
44. Тарасенко О.А. Современные методы преподавания юридических дисциплин / О.А. Тарасенко // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - №9. - 217-228 с.
45. Турковская Н.В. Интерактивные технологии как средство взаимодействия между участниками образовательного процесса / Н.В. Турковская, Ю.А. Сподарева // Приоритетные направления развития науки и образования: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №1 (8) - 195-198 с.
46. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минобрнаvки■рф/докvменты/543 (12.12.18)
47. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е.К. Хеннер. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 189 c.
48. Царук О.Н. ФГОС. Урок рефлексии. Этапы. Педагогические приемы. УУД [Электронный ресурс] / О.Н. Царук - Режим доступа: https://infourok.ru/fgos-urok-refleksii-etapi-pedagogicheskie-priemi-uud- 1683091.html (03.03.19)
49. Чернуха К.Г. Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / К.Г. Чернуха - Режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-
tekhnologii/library/2015/04/19/tselepolaganie-kak-etap-sovremennogo (03.04.19)
50. Чикова Т.С. Использование интерактивной доски на уроках в начальных классах [Электронный ресурс] / Т.С. Чикова - Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D 1%82%D1 %8C%D0%B8/529987/ (24.03.19)
51. Щипицина Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике: учеб. Пособие / Л.Ю. Щипицина. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 99 с.
54. Rossett A., Vaughan F. Blended learning [Электронный ресурс] / A. Rossett, F. Vaughan - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/228669485 Blended Learning Oppor tunities (24.02.19)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ