Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы формирования социальных представлений у девушек 5
1.1 Теория социально-психологических представлений 5
1.2 Психологические особенности девушек 10
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений об идеальном мужчине у девушек 17
2.1 Программа исследования 17
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 19
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Приложение 31
Актуальность исследования. На современном этапе наблюдается такая тенденция, что представление о мужчинах и женщинах формируется на основе имеющихся опыта взаимоотношений с противоположным опытом. Образ отца и матери, с которыми в значительной степени может отождествляться человек, позиция обобщенного другого, смутный образ «идеала» – все это пристрастные системы отсчета и оценки поступка, «мировоззренческие миры», каждый их которых наделен своей ценностной системой интерпретации. Так, в юношеском возрасте непосредственный жизненный опыт еще связан с позицией подростка, его представлениями о мужественности и женственности – это, в первую очередь, усвоенные соответствующие взгляды взрослых. Базой для формирования идеальных представлений о мужественности и женственности является сфера взаимоотношений с ровесниками противоположного пола, которая заключает в себе актуальные потребности, непосредственным образом связанных с сексуальным развитием, осознанием себя как человека определенного пола, идеальными образами мужчины и женщины как субъектов и объектов общения. Эти представления о себе и других проверяются на практике, в общении. Для формирования полноценной личности является важным сформированность представлений о противоположном поле. Наименее в настоящее время изученными остаются социальные представления девушек об идеальном мужчине.
Цель исследования – изучить особенности социальных представлений об идеальном мужчине у девушек.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «социальные представления».
2. Охарактеризовать возрастные особенности девушек.
3. Выявить в эмпирическом исследовании особенности социальных представлений об идеальном мужчине у девушек.
Гипотеза: существуют различия в представлениях об идеальном мужчине у девушек, что обусловлено отсутствием жизненного опыта.
Объект исследования – социальные представления об идеальном мужчине.
Предмет исследования – особенности социальных представлений об идеальном мужчине у девушек.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, анализ результатов тестирования.
База исследования: студенты 1-го курса АГУ (г. Барнаул).
Выборка: 20 респондентов в возрасте от 17 до 19 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- психологическими подходами в области изучения социальных представлений, представленными научными трудами Т.Д. Марцинковской, С. Московичи и др.
- подходами к возрастным особенностям юношеского возраста – И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина и др.;
- теорией формирования представлений об образе другого Е.В. Гребенникова, Р.Г. Петрова, М.Ю. Слободчикова, И.Л. Шелехов, и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Проведенный краткий обзор основных направлений в изучении социальных представлений, дает возможность заключить, что каждое из рассмотренных направлений вносит свой вклад в развитие теории социальных представлений, а также в каждом направлении понимание механизмов формирования и функционирования социальных представлений имеет индивидуальный характер. В этой связи необходимо отметить, что социальные представления структурно представлены элементами общественного сознания, которое возникло под влияние коллективных отношений и индивидуального сознания членов группы. Особенностью социальных представлений является их относительная динамичность и устойчивость, способность трансформироваться, доказательством чего является сложная, имеющая несколько уровней, организация структуры данного феномена.
В процессе изучения психологических особенностей девушек было отмечено, что юношеский возраст – это возраст личностного и социального самоопределения.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что главным для девушек в образе идеального мужчины является взаимопонимание в отношениях, открытость и заинтересованность отношениями. Девушки считают, что в отношениях обязательно должна присутствовать искренность, честность, радость, понимание и взаимопомощь. Важным является материальная состоятельность идеального мужчины. Девушки отдают предпочтение таким качествам идеального мужчины, как открытость для коммуникации, общительность, разнообразный в ситуациях коммуникации. Также большое значение придают внешним данным идеального мужчины, выделяя такие качества, как привлекательность, физическое здоровье, необычность.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Веккер, Л.М. Психология личности / Л.М. Веккер. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2013. – 354 с.
2. Вербицкий, Р.Ю. Результаты исследования социальных представлений российской молодежи о политической конкуренции / Р.Ю. Вербицкий // Казанский педагогический журнал. – 2016. – №2, Ч.2. – С. 404-409.
3. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2011. – 864 с.
4. Давыденко, О.А. Психология и педагогика / О.А. Давыденко. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 458 с.
5. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Е.Н. Каменская – Ростов на Дону: Феникс, 2013. – 328 с.
6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 523 с.
7. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 521 с.
8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2013. – 412 с.
9. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 256 c.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 464 с.
11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2014. – 745 с.
12. Леонтьев, Д.А. Личностное измерение человеческого развития: теоретический аспект / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 67–80.
13. Ломов, Б.Ф. Общая психология / Б.Ф. Ломов. – СПб.: Питер, 2012. – 452 с.
14. Макарова, Д.Н. Психология / Д.Н. Макарова. – М.: Академия, 2013. – 652 с.
15. Марцинковская, Т.Д. Психология развития / Т.Д Марцинковская. – Москва: Инфра-М, 2014. – 652 с.
16. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Малоу. – Москва: Инфра-М, 2014. – 263 с.
17. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 752 с.
18. Микляева, А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография / А.В. Микляева [и др.]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – СПб.: Питер, 2013. – 478 с.
20. Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология: Цифровая книга / С.К. Нартова-Бочавер. – Москва: Флинта, 2014. – 280 с.
21. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – М.: Академия. 2012. – 745 с.
22. Образ партнера противоположного пола у современной молодежи / И.Л. Шелехов, Е.В. Гребенникова, М.Ю. Слободчикова; рец.: А. Н. Корнетов, Л.Ф. Алексеева; Томский педагогический университет (Томск). – Томск: ТГПУ, 2013. – 232 с.
23. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Питер, 2015. – 452 с.
24. Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология: Учеб. пособие. 2-е изд. / Р.Г. Петрова. – М.: Дашков и Кº, 2016. – 232 с.
25. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – СПб: Питер, 2015. – 502 с.
26. Ремшид, Х. Проблемы социализации личности / Х. Ремшид. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2012. – 532 с.
27. Смирнова, Я.К. Подход к суверенной самодетерминации поведения в контексте временных ориентаций личности / Я.К. Смирнова // Изв. Алтайск. гос. ун-та. – 2014. – Т. 1. – № 2 (82). – С. 75–78.
28. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: учебное пособие/ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: КНОРУС, 2014. – 336 с.
29. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 240 c
30. Терентьева, Ю.В. Ценностные ориентации молодых людей / Ю.В. Терентьева // Социус. – 2012. – №3. – С. 58-62.
31. Терехин, В.А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений / В.А. Терехин, Е.В. Криченко // РЭГ. – 2015. – №12 (42). – С. 23-29.
32. Титов, В.А. Психология и педагогика: Конспект лекций / В.А. Титов. – М.: ПРИОР, 2013. – 240 с.
33. Фрейд, З. Психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2011. – 689 с.
34. Фурманов, И.А. Социально-психологические проблемы поведения. Курс лекций для студентов отделения психологии / И.А. Фурманов. – Мн.: БГУ, 2012. – 91 с.
35. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Л.И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 c.
36. Юнг, К.Г. Символическая жизнь / К.Г. Юнг. – М, Когито-Центр, 2013. – 547 с.
37. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. – М.: Академия, 2014. – 284 с.
38. Явон, С.В. Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодежи / С В. Явон // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3. – С. 154-156.
39. Яковлева, Н.Г. Психология и педагогика / Н.Г. Яковлева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 426 с.
40. Moscovici S. On social representations. // Social cognition: Perspectives in everyday understanding/ Ed. by PJ. Forgas, Londres, Academic Press, 1981. – 380 p. P. 180 – 209.