Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Продвижение продукции: понятие и сущность 6
1.2. Методы продвижения товаров в торговой организации 15
1.3. Средства оценки эффективности методов продвижения продукции в
торговой организации 24
II. АНАЛИЗ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ В АО
«СПОРТКУЛЬТАВТОТОВАРЫ» 32
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО
«Спорткультавтотовары» 32
2.2. Анализ эффективности методов продвижения продукции в АО «СКАТ»
42
2.3. Оценка текущей эффективности методов продвижения продукции,
действующие в АО «Споркультавтотовары» 54
III. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯПРОДУКЦИИ В АО «СПОРТКУЛЬТАВТОТОВАРЫ» 63
3.1. Рекомендации по повышению эффективности методов продвижения
продукции в АО «Спорткультавтотовары» 63
3.2. Разработка программы продвижения продукции АО
«Спорткультавтотовары» 70
3.3. Оценка эффективности программы продвижения 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Новые условия организации и ведения бизнеса требуют внедрения принципиально новых способов разработки маркетинговой коммуникативной политики и программ продвижения компании на рынке, изменения взглядов на сущность и содержание маркетинговых функций для обеспечения эффективной деятельности предприятия в целом. При этом необходимо учитывать следующие особенности маркетинговой коммуникативной политики: покупательную способность населения; специфику
психологического восприятия; не до конца сформированное рыночное мировоззрение.
В последние годы стали появляться работы отечественных авторов, связанные с определением функций продвижения продуктов, его роли и видов, созданием программы продвижения в целом. Однако исследований, посвященных оценке эффективности комплекса мероприятий по продвижению компании на рынке, всё-таки недостаточно. Следует отметить, что и западные и отечественные специалисты считают главным требованием к кампании по продвижению компаний на национальный рынок - профессионализм и эффективность, а этого достичь невозможно без системного подхода к решению данной задачи. Здесь на первый план, как и в любой системе, выходит оценка обратной связи, в нашем случае - реакции потребителей на проводимую кампанию. В том, что это серьёзный пробел, убеждает нынешнее состояние рынка рекламных услуг. Не вызывает сомнения, что использование достоверной и актуальной информации - непременное условие ведения успешной хозяйственной деятельности, без этого невозможно принятие ни одного управленческого решения. Кроме того, целью любого предприятия является получение максимальной прибыли, а одной из составных частей этого процесса является проведение эффективной рекламной кампании.
Актуальность выбранной темы состоит в высоком влиянии маркетинговой политики в области продвижения на последующие результаты деятельности торгового предприятия. Анализ продвижения способствует выявлению слабых сторон имеющейся системы маркетинговых коммуникаций для дальнейшей их ликвидации без ущерба для организации.
Целью выпускной квалификационной работы служит разработка мероприятий по повышению уровня эффективности продвижения торгового предприятия. Для достижения поставленной цели потребовалось выполнения следующих задач:
а) рассмотреть понятие продвижение, определить его сущность и виды;
б) изучить методы продвижения товара в торговой организации;
в) привести методики оценки эффективности продвижения торгового предприятия;
г) рассмотреть деятельность торгового предприятия АО «Спорткультавтотовары»;
д) определить основные направления коммерческой деятельности АО «Спорткультавтотовары»;
е) провести анализ эффективности маркетинговой политики в области продвижения АО «Спорткультавтотовары»;
ж) разработать мероприятия, повышающие эффективность продвижения торгового предприятия АО «Спорткультавтотовары»;
з) обосновать выбор предложенных мероприятий по совершенствованию системы продвижения АО «Спорткультавтотовары».
Предметом исследования является система продвижения торгового предприятия. Анализ необходим для выявления слабых сторон коммуникационной политики торгового предприятия, предложения по совершенствованию которых нужно будет впоследствии предложить, в чем и заключается практическая значимость работы. Объектом исследования настоящей выпускной квалификационной работы выступает торговая организация АО «Спорткультавтотовары».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе предложены теоретические и методологические аспекты коммерческой деятельности торгового предприятия, приведено несколько трактовок понятия «Продвижение», сформулированных различными авторами. В этой главе освещена построения системы продвижения на торговом предприятии и предложены методы оценки продвижения, имеющегося на предприятии.
Во второй главе осуществляется ознакомление с предприятием АО «Спорткультавтотовары», дана организационно-правовая характеристика предприятия. Далее проведен анализ имеющихся средств продвижения с полным их разбором и описанием. И в заключении главы представлен анализ текущей эффективности продвижения организации АО «Спорткультавтотовары».
В третьей главе предложены мероприятия, способствующие повышения эффективности продвижения АО «Спорткультавтотовары». Также в главе представлен расчет затрат на реализацию каждых мероприятий и степень эффективности каждого из них.
В качестве теоретической базы были использованы книги отечественных авторов, статьи по данной тематике на платформе elibrary.ru, а также книги из электронной библиотеки Znanium.com. Затем для проведения исследования были использованы следующие методы анализа: аналитический, горизонтальный и вертикальный анализ, метод расчета финансовых показателей, SWOT-анализ, карта восприятия.
В рамка проведенного исследования по анализу продвижения АО «Спорткультавтотовары» была достигнута главная цель - разработка мероприятий по повышению уровня эффективности продвижения, а также были решены все поставленные задачи.
Итак, продвижение являются частью комплекса маркетинга и ориентированно, на то, чтобы довести до целевой аудитории ту или иную информацию о товаре, а также убедить покупателя в особенности товара или же убедить покупателя как-то поменять свое мнение, отношение к товару. Основная цель продвижения - убеждение покупателя купить нужной компании товар. А далее цели компании в области продвижения зависят, во - первых, от стадии жизненного товара, во-вторых, от стадий принятия решения о покупке и т.д. Для продвижения компания использует и комбинирует различные инструменты продвижения. Выбор того или иного инструмента продвижения зависит от целей продвижения, бюджета, рыночных позиций компании и т.д.
Для продвижения своих товаров продавцы прибегают к использованию методов маркетинговой коммуникации. Для эффективности продвижения следует не просто выбирать один из них и концентрировать внимание только на нем, а комбинировать их для повышения эффективности продаж. Существуют следующие методы продвижения товаров: реклама, связи с общественностью, стимулирование сбыта и прямой маркетинг. Некоторые авторы выделяют отдельно ее и личные продажи, в то время как другие включают личные продажи в инструменты прямого маркетинга. Использование тех или иных методов продвижения складывается из многих факторов, например, финансовые возможности организации, специфика деятельности или товара, желаемый результат и т.д.
Распределяя бюджет продвижения, специалисты советуют задействовать весь арсенал комплекса продвижения на каждом из типов рынка. Бюджет распределяется неравномерно, в соответствии с результатами маркетинговых и других исследований. На наиболее эффективные средства продвижения предлагается тратить более объемные суммы, а, соответственно, на менее эффективные средства меньшую сумму. Определить, насколько эффективны те или иные средства продвижения можно с помощью оценки экономической или психологической эффективности. Эффективность психологическую можно оценить как до старта мероприятий по продвижению, так и после. Оценка экономической эффективности призвана оценить финансовую сторону вопроса до, во время и после внедрения мероприятий по продвижению. Был предложен метод оценки бюджета продвижения, что может позволить оценивать экономическую сторону продвижения до и во время проведения мероприятий. Экономический эффект после внедрения мероприятий позволит ряд формул, для подсчета которых будет требоваться определенная отчетность.
Рассматриваемое нами Общество конкурентоспособно по многим параметрам, занимает стабильную позицию на рынке, владеет возможностью для последующего роста. АО «СКАТ» придерживается стандартам корпоративного управления, что в современных условиях рынка очень важно для компаний такого масштаба. Помимо всего, было выявлено, что предприятие начало избавляться от своих обязательств, что говорит об усилении самой компании, которая старается уйти от заемных средств.
Линейка товаров, представленных в магазине АО «СКАТ» достаточно обширная, начиная крупными и дорогими товарами (такими как, снегоходы, мотоциклы, квадроциклы и т.д.) и заканчивая мелкими и дешевыми (такими как, купальники, аккумуляторы, комплектующие, моторные масла). Основной доход магазина пришелся за прошедший год на дорогостоящую мототехнику, т.е. 95% прибыли пришло с продажи именно этих позиций товара, а сопутствующие товары принесли только 5% выручки магазина.
Данное Акционерное Общество существует на основании своего устава,
в котором полностью указаны все детали, связанные с управлением
Обществом, правами акционеров с обычными или привилегированными акциями, права и обязанности Совета директоров и Собрания Акционеров, что такое уставной капитал Общества, из чего состоит и как формируется, имеются также статьи, касающиеся дивидендов, активов компании, его имущества, учета и отчётности общества.
Что касается продвижения в рамках проведенного анализа, то было выявлено использование почти всех рентабельных способов продвижения в интернете, но степень эффективного освоения этих интернет-платформ остается минимальной, что говорит об их нерентабельности. В рамках повышения узнаваемости предприятие участвует в организации тематических встреч потенциальных клиентов, а также в рамках повышения лояльности предоставляет ремонт купленной техники и техническое обслуживание в собственном сервисном центре в рамках гарантийного срока обслуживания, и дает возможность покупателям приобретать товар не сразу, а постепенно в рассрочку на 1 или 2 года.
Оценка продвижения магазинов и товара АО «Спорткультавтотовары» показала, что в целом продвижения нельзя назвать хорошим, так как серьезную проблему организация испытывает в области продвижения в интернет среде, более того другие способы продвижения предприятие на данным момент не использует вообще. Все это значит, что потенциал и возможности продвижения не могут быть раскрыты только продавцом.
Нами были выявлены причины спада выручки в 2018 году, к ним можно отнести:
д) ограниченность в области продвижения;
е) недооцененная роль SEO-оптимизации в рамках продвижения сайта в интернете, в частности в поисковых системах;
ж) отсутствие контент-плана при продвижении в Instagram и ВКонтакте;
з) недооцененная роль способности социальной сети ВКонтакте в рамках продвижения магазина.
Таким образом, были представлены рекомендации на следующие направления продвижения:
а) коммерческий аккаунт в Инстаграм;
б) интернет-магазин АО «Спорткультавтотовары»;
в) оффлайн продвижение магазинов «СПОРТ-СКАТ» в одном из журналов г. Казань.
При разработке продвижения АО «Спорткультавтотовары» была учтена основная цель коммуникации - повышение продаж. В рамках продвижения были предложены следующие рекомендации:
а) делегирование полномочий по интернет-продвижению компетентному SMM-специалисту, который будет вести сайт АО «Спорткультавтотовары» и аккаунты в социальных сетях (заниматься анализом, созданием контент-плана, взаимодействием с аудиторией, продвижением);
б) освоение возможностей оффлайн продвижения в загородном бесплатном журнале «Вне города», ведь большинство потенциальных покупателей проживает именно в поселках за городом;
в) создание акции ко дню рождения АО «Спорткультавтотовары», в которой покупателю вместе с покупкой предлагается сертификат на отдых в соответствии с купленной им техником, что вызовет долговечные положительные эмоции у покупателя и поможет в формировании лояльности к магазинам данной организации.
Стоит отметить, именно эти инструменту маркетинговых коммуникаций, в соответствии с проведенным анализом, на сегодняшний день является самыми актуальными.
Эффективность данных мероприятий невозможно просчитать, так как эффективность или неэффективность может показать только наблюдения, потому что заранее мы не можем просчитать как поведет себя потенциальный покупатель. В рамках эффективности продвижения все зависит от человеческого фактора, и может все пойти либо по оптимистичному, либо по пессимистическому сценарию. Можно утверждать одно, страна оправилась от экономического кризиса 2016 года и платежеспособность населения повышается, что в перспективе может дать магазинам АО «Спорткультавтотовары» новых клиентов и риск провала предложенного продвижения сокращается.
Предложения были сформулированы на основе специфики магазинов АО «Спорткультавтотовары» и существующим трендам в продвижении.
1. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Филипп Котлер. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 211 с.
2. Маркетинг: Учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.
3. Маркетинг: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 421 с.
4. Маркетинг: Учебное пособие / Морошкин В.А., Контарева Н.А., Курганова Н.Ю. - М.:Форум, 2011. - 352 с.
5. Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. проф. И.М. Синяевой. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 384 с.
6. Маркетинг: Учебник / В.В. Кислицына. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М,
2012. - 464 с.
7. Маркетинг / Романов А.А., Басенко В.П., Жуков Б.М. - М.: Дашков и К, 2018. - 440 с.
8. Маркетинг / Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С. - М.:Дашков и К, 2018. -
362 с.
9. Маркетинг / Алексунин В.А., - 6-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 216 с.
10. Маркетинговые коммуникации / Алексунин В.А., Дубаневич Е.В., Скляр Е.Н. - М.: Дашков и К, 2018. - 196 с.
11. Маркетинговые коммуникации: учебник / под ред. И.Н. Красюк. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 272 с.
12. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз,
брендинг: Учебное пособие / Шарков Ф.И. - М.:Дашков и К, 2018. - 324 с.
13. Жизненный цикл организации: концепции и российская практика / Г. В. Широкова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - 2-е изд.. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С. -Петерб. гос. ун-та, 2015. - 480 с.
14. Оценка эффективности методов продвижения [Электронный ресурс] - Доступ https://studfiles.net/preview/2555382/page:4/
15. Багаутдинов Р.С. Анализ конкурентоспособности предприятия: Учебник для ВУЗов. - М.: Экономика, 2017. - 376 с.
16. Годовой отчет акционерного общества АО «Спорткультавтотовары» за 2018 г. - 15 с.
17. Сайт интернет-магазина АО «Спорткульавтовары» [Электронный ресурс] - Доступ http://www.scat.ru/
18. Финансовая отчётность АО "СКАТ" (По данным РОССТАТ)
[Электронный ресурс] - Доступ
https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1021602852721 1654002054 AO- SKAT/balance
19. Интернет как способ продвижения рекламной компании и особенности рекламного продвижения на них [Электронный ресурс] - Доступ https://elibrary.ru/item.asp?id=26121170
20. АВС анализ в маркетинге: как правильно использовать на практике [Электронный ресурс] - Доступ http://powerbranding.ru/biznes-analiz/abc- method/
21. Как продвинуть аккаунт в Инстаграме бесплатно: 10 советов для
интернет-магазина [Электронный ресурс] - Доступ
https://www.ecwid.ru/blog/how-to-promote-on-Instagram-for-free.html
22. Instagram stories: запуск, фишки, примеры [Электронный ресурс] - Доступ https://yagla.ru/blog/prodvizhenie/instagram-stories/
23. Сторителлинг в Инстаграме: руководство по применению
[Электронный ресурс] - Доступ http://socialkit.ru/blog/post/strorytelling-v- instagram
24. Зачем и как оптимизировать сайт под SEO [Электронный ресурс] - Доступ http s: //netology.ru/blog/optimizirovat-seo
25. Мерчандайзинг: обслуживание покупателей в торговом зале.
(Профессионализм продавцов как важная составляющая мерчандайзинга) [Электронный ресурс] - Доступ https://psyfactor.org/merchan4.htm
26. Обзор методов аналитики в Instagram: метрики,
инструменты, советы [Электронный ресурс] - Доступ https://vc.ru/flood/23844- instagram-analytics-guide
27. Продающий пост в Инстаграм [Электронный ресурс] - Доступ https://semantica.in/blog/prodayushhii-post-v-instagram-v-kartinkakh-i- primerakh.html
28. 7 Instagram трендов на 2019 год [Электронный ресурс] - Доступ https://rusability.ru/internet-marketing/5-instagram-trendov-na-2019-god/
29. BTL-реклама (маркетинг) — что это такое и каковы ее особенности + инструменты и примеры [Электронный ресурс] - Доступ https://kakzarabativat.ru/marketing/btl-reklama/
30. Разрабатываем план маркетинга: политика продвижения
[Электронный ресурс] - Доступ https://blog.iteam.ru/razrabatyvaem-plan- marketinga-politika-prodvizheniya/
31. Эффективность рекламы в социальных сетях: показатели и этапы оценки [Электронный ресурс] - Доступ https://sales- generator.ru/blog/effektivnost-reklamv-v-sotsialnykh-setvakh/
32. SMM специалист - кто это и что должен знать? [Электронный ресурс] - Доступ https:// socialair.ru/ articles/smm-specialist-who-is/
33. Официальный сайт журнала «Вне города» [Электронный ресурс] - Доступ http://vnegoroda.com/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для опроса покупателей снегохода Тайга Атака II
1. Почему Вы решили покупать снегоход именно в АО «СКАТ»?
а) Приемлемые цены;
б) Хорошая репутация магазинов АО «СКАТ»;
в) Интересные предложения по гарантии на товары.
2. При поиске подходящего Вам снегохода Вы обращали внимание на:
а) Цену;
б) Внешний вид;
в) Приводимые акции и скидки на снегоход;
г) Технические характеристики
д) Известность марки снегохода.
3. Как Вы узнали о снегоходе Тайга Атака II?
а) Рекомендация знакомых;
б) Увидели на сайте интернет-магазина АО «СКАТ»;
в) Через Инстаграм публикации АО «СКАТ»;
г) Предложил продавец-консультант.
4. Что сподвигло Вас на совершение покупки снегохода Тайга Атака II?
а) Цена;
б) Качество;
в) Специальное предложение по обслуживаю;
г) Акция или скидка на этот товар;
д) Привлекательный внешний вид снегохода.
5. Что заставит Вас поменять решение в пользу покупки другого снегохода?
а) Скидка или акция на подобный снегоход;
б) Более низкая цена другого снегохода с похожими характеристиками;
в) Не смогли получить всю необходимую информацию от продавца - консультанта по снегоходу Тайга Атака II.
6. Продавец повлиял на Ваше решение о покупке?
а) Да;
б) Нет.
7. Смог ли продавец ответить корректно на Ваши вопросы о товаре?
а) Да;
б) Нет.
8. Насколько активен был продавец-консультант при попытке помочь
Вам?
а) Очень активен;
б) Активен;
в) Не слишком активен;
г) Совсем неактивен.