Бухгалтерская отчетность и анализ деятельности бюджетной организации (на примере Финансово-бюджетная и земельно-имущественная палата Мензелинского муниципального района Республики Татарстан)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ЕЕ АНАЛИЗА 5
1.1 Понятие и состав годовой бухгалтерской отчетности бюджетного
учреждения 5
1.2 Порядок оформления и составления годовой бухгалтерской отчетности
бюджетного учреждения 13
1.3 Методика анализа основных показателей годовой бухгалтерской отчетности
бюджетного учреждения 22
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ
ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ФБ и ЗИП ММР 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика учреждения 31
2.2 Организация бухгалтерского учета в учреждении 36
2.3 Состав и порядок составления годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП
ММР 39
3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ФБ и ЗИП ММР 49
3.1 Финансово-экономический анализ показателей годовой бухгалтерской
отчетности учреждения 49
3.2 Рекомендации по совершенствованию порядка составления и анализа основных
показателей годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ЕЕ АНАЛИЗА 5
1.1 Понятие и состав годовой бухгалтерской отчетности бюджетного
учреждения 5
1.2 Порядок оформления и составления годовой бухгалтерской отчетности
бюджетного учреждения 13
1.3 Методика анализа основных показателей годовой бухгалтерской отчетности
бюджетного учреждения 22
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ
ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ФБ и ЗИП ММР 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика учреждения 31
2.2 Организация бухгалтерского учета в учреждении 36
2.3 Состав и порядок составления годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП
ММР 39
3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ФБ и ЗИП ММР 49
3.1 Финансово-экономический анализ показателей годовой бухгалтерской
отчетности учреждения 49
3.2 Рекомендации по совершенствованию порядка составления и анализа основных
показателей годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Все бюджетные учреждения в обязательном порядке составляют отчетные формы, информация в которых отражает показатели их деятельности за отчетный период. Основная функциональная задача годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений не отличается от роли бухгалтерской отчетности предприятий других форм собственности и состоит в доведении правдивой и достоверной информации о деятельности организации до лиц, заинтересованных в этой информации. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения содержит информацию, которая при анализе позволяет выявить экономическое и финансовое состояние учреждения с целью его контроля и совершенствования. Сказанным обусловлена актуальность выбранной темы ВКР.
В настоящее время многие ученые проводят фундаментальные исследования в области формирования годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и анализа ее основных показателей. Вопросы формирования бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений исследованы такими учеными, как Ю.В. Воронцова, Т.А. Головина, А.В. Горбунова, Е.А. Калинина, С.А. Капустина, Ю.А. Лабунская, А.С. Пономарева, Т.В. Постникова, Е.С. Сарасеко, В.Л. Сендеров, Т.С. Соколина, А.А. Ханова, Т.Д. Чугаева, Н.А. Шкуро, Т.И. Юрченко.
Цель исследования - исследование особенностей формирования годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения и анализа ее основных показателей, а также разработка рекомендаций, направленных на оптимизацию практики составления бухгалтерской отчетности и анализа ее основных показателей в ФБ и ЗИП ММР РТ.
Предмет исследования в выпускной квалификационной работе - процесс формирования и анализа годовой бухгалтерской отчетности в бюджетном учреждении.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе - практика формирования годовой бухгалтерской отчетности и анализа ее основных показателей в ФБ и ЗИП ММР РТ.
Для достижения поставленной цели исследования нами были выдвинуты следующие основные задачи:
1. Рассмотреть понятие и состав годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения.
2. Охарактеризовать порядок оформления и составления годовой
бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения.
3. Раскрыть методику анализа основных показателей годовой
бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения.
4. Дать организационно-экономическую характеристику учреждения.
5. Охарактеризовать организацию бухгалтерского учета в учреждении.
6. Проанализировать состав и порядок составления годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР РТ.
7. Провести финансово-экономический анализ показателей годовой
бухгалтерской отчетности учреждения.
8. Разработать рекомендации по совершенствованию порядка составления и анализа основных показателей годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР РТ.
Теоретической базой исследования выступили научные публикации отечественных и зарубежных авторов по вопросам бухгалтерского, бюджетного и финансового учета, а также экономического анализа.
При написании выпускной квалификационной работы нами использовались следующие методы: библиографический поиск, классификация, систематизация, коэффициентный анализ, индексный метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при дальнейшем исследовании вопросов формирования годовой бухгалтерской отчетности в бюджетном учреждении и анализа ее основных показателей.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в практической деятельности ФБ и ЗИП ММР РТ.
В настоящее время многие ученые проводят фундаментальные исследования в области формирования годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и анализа ее основных показателей. Вопросы формирования бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений исследованы такими учеными, как Ю.В. Воронцова, Т.А. Головина, А.В. Горбунова, Е.А. Калинина, С.А. Капустина, Ю.А. Лабунская, А.С. Пономарева, Т.В. Постникова, Е.С. Сарасеко, В.Л. Сендеров, Т.С. Соколина, А.А. Ханова, Т.Д. Чугаева, Н.А. Шкуро, Т.И. Юрченко.
Цель исследования - исследование особенностей формирования годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения и анализа ее основных показателей, а также разработка рекомендаций, направленных на оптимизацию практики составления бухгалтерской отчетности и анализа ее основных показателей в ФБ и ЗИП ММР РТ.
Предмет исследования в выпускной квалификационной работе - процесс формирования и анализа годовой бухгалтерской отчетности в бюджетном учреждении.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе - практика формирования годовой бухгалтерской отчетности и анализа ее основных показателей в ФБ и ЗИП ММР РТ.
Для достижения поставленной цели исследования нами были выдвинуты следующие основные задачи:
1. Рассмотреть понятие и состав годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения.
2. Охарактеризовать порядок оформления и составления годовой
бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения.
3. Раскрыть методику анализа основных показателей годовой
бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения.
4. Дать организационно-экономическую характеристику учреждения.
5. Охарактеризовать организацию бухгалтерского учета в учреждении.
6. Проанализировать состав и порядок составления годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР РТ.
7. Провести финансово-экономический анализ показателей годовой
бухгалтерской отчетности учреждения.
8. Разработать рекомендации по совершенствованию порядка составления и анализа основных показателей годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР РТ.
Теоретической базой исследования выступили научные публикации отечественных и зарубежных авторов по вопросам бухгалтерского, бюджетного и финансового учета, а также экономического анализа.
При написании выпускной квалификационной работы нами использовались следующие методы: библиографический поиск, классификация, систематизация, коэффициентный анализ, индексный метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при дальнейшем исследовании вопросов формирования годовой бухгалтерской отчетности в бюджетном учреждении и анализа ее основных показателей.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в практической деятельности ФБ и ЗИП ММР РТ.
Сделаем выводы по проведенному исследованию в ВКР.
1. Все бюджетные учреждения в обязательном порядке составляют отчетные формы, информация в которых отражает показатели их деятельности за отчетный период. Основная функциональная задача годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений не отличается от роли бухгалтерской отчетности предприятий других форм собственности и состоит в доведении правдивой и достоверной информации о деятельности организации до лиц, заинтересованных в этой информации.
2. К особенностям бухгалтерского учета бюджетных организаций относятся:
- организация учета на основе статей бюджетной классификации;
- необходимость контроля исполнения расходной сметы;
- наличие фактических и кассовых расходов, их выделение в учете в отдельную группу;
- наличие отраслевых особенностей учета (здравоохранение, образование, наука и др.);
- необходимость соблюдения требований нормативных документов.
3. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета (п. 9 Инструкции N 33н). Сведения, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной учреждением инвентаризации активов и обязательств.
4. Анализ бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения является наилучшим способом объективной достоверной оценки финансового состояния учреждения, который позволяет отследить тенденции его развития, дать комплексную оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния учреждения.
5. Данные анализа бухгалтерской отчетности используются для:
- прогнозирования возможных финансовых результатов, экономической и социальной рентабельности, исходя из реальных условий финансово-хозяйственной деятельности и наличия собственных и привлеченных ресурсов;
- разработки моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
- разработки конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепления финансового состояния бюджетного учреждения.
6. Оценка финансового состояния учреждения представляется хорошей альтернативой традиционному финансовому контролю и позволяет провести анализ основных показателей годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения. Применение коэффициентного анализа в ходе этой оценки требует от учредителя учесть отраслевые и сетевые особенности подведомственных учреждений.
7. Отдельные коэффициенты, используемые в частном секторе, могут быть применены и для учреждений при соответствующей адаптации. Ряд традиционных показателей финансового контроля, применяемых в публичном секторе, также является востребованным при оценке финансового состояния бюджетных и автономных учреждений.
8. Организационная структура ФБ и ЗИП является эффективной, поскольку:
- Способствует эффективному информационному сопровождению деятельности учреждения.
- Не содержит лишних организационных узлов, которые бы усложняли процесс деятельности и документооборота.
- Подчиненность всех структурных подразделений ФБ и ЗИП организована по функциональному признаку.
- Организационная структура учреждения способствует развитию в колледже системы логистического управления.
9. В 2017 году финансовый результат деятельности учреждения увеличился на
136,4 %. В 2018 году наблюдается значительное сокращение финансового результата деятельности учреждения на 59,8 % по сравнению с финансовым результатом 2017 года. Финансовый результат деятельности учреждения обеспечивается, главным образом, деятельностью по оказанию услуг, работ.
10. Бухгалтерский учет в учреждении ведется в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ, Инструкции № 157н; Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
11. Бухгалтерскую службу учреждения возглавляет главный бухгалтер. Бухгалтерия обеспечивает контроль за правильным и целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств, своевременность и полноту расчетов по налогам и взносам во внебюджетные фонды, а также расчеты с различными предприятиями, организациями и физическими лицами.
12. При ведении бухгалтерского учета применяется компьютерная технология обработки учетной информации с использованием бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8». По учету заработной платы - «Спринт - расчет заработной платы».
13. Состав годовой бухгалтерской отчетности ФБ и ЗИП ММР полностью соответствует п. 12 Инструкции № 33н.
14. Бухгалтерская отчетность ФБ и ЗИП ММР составляется на основе данных главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета (п. 9 Инструкции N 33н).
15. Сведения, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, подтверждаются результатами инвентаризации активов и обязательств.
16. Нефинансовые активы учреждения за период 2016 - 2018 гг. увеличились на 82 173 497 руб. или 781 %. Финансовые активы учреждения за период 2016-2018 гг. уменьшились на -82 276 515 руб. или на 1 192,07 %. Валюта баланса ФБ и ЗИП за указанный период уменьшилась на 103018 руб. или на 2,85 %, что обусловлено уменьшением финансовых активов учреждения.
17. По структуре активов баланса можно сделать вывод, что положительное значение итога обусловлено исключительно статьями нефинансовых активов учреждения, поскольку финансовые активы учреждения за исключением таких статей как «Денежные средства учреждения» и «Расчеты по выданным авансам» имеют отрицательное значение суммы.
18. Обязательства учреждения за период 2016-2018 гг. уменьшились на 79 695 или на -100,00 %. На конец 2018 года сумма обязательств ФБ и ЗИП составила - 112534 руб. Финансовый результат учреждения за период 2016-2018 гг. сократился на -182713 руб. или на -4,94 %.
19. По структуре пассивов баланса можно сделать вывод, что положительное значение итога баланса обусловлено исключительно статьей «Финансовый результат по начисленной амортизации ОЦИ», поскольку прочие статьи пассива Баланса имеют отрицательное значение.
20. С целью совершенствования порядка составления и анализа основных показателей годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР нами рекомендуется провести полную автоматизацию системы бухгалтерского учета учреждения на базе специализированного программного продукта «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8». Внедрение автоматизированного управленческого, бухгалтерского и налогового учета не только положительно скажется на качестве бухгалтерского учета и анализа в учреждении, но и принесет дополнительный экономический эффект в размере 184,086 тыс. руб.
1. Все бюджетные учреждения в обязательном порядке составляют отчетные формы, информация в которых отражает показатели их деятельности за отчетный период. Основная функциональная задача годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений не отличается от роли бухгалтерской отчетности предприятий других форм собственности и состоит в доведении правдивой и достоверной информации о деятельности организации до лиц, заинтересованных в этой информации.
2. К особенностям бухгалтерского учета бюджетных организаций относятся:
- организация учета на основе статей бюджетной классификации;
- необходимость контроля исполнения расходной сметы;
- наличие фактических и кассовых расходов, их выделение в учете в отдельную группу;
- наличие отраслевых особенностей учета (здравоохранение, образование, наука и др.);
- необходимость соблюдения требований нормативных документов.
3. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета (п. 9 Инструкции N 33н). Сведения, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной учреждением инвентаризации активов и обязательств.
4. Анализ бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения является наилучшим способом объективной достоверной оценки финансового состояния учреждения, который позволяет отследить тенденции его развития, дать комплексную оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния учреждения.
5. Данные анализа бухгалтерской отчетности используются для:
- прогнозирования возможных финансовых результатов, экономической и социальной рентабельности, исходя из реальных условий финансово-хозяйственной деятельности и наличия собственных и привлеченных ресурсов;
- разработки моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
- разработки конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепления финансового состояния бюджетного учреждения.
6. Оценка финансового состояния учреждения представляется хорошей альтернативой традиционному финансовому контролю и позволяет провести анализ основных показателей годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения. Применение коэффициентного анализа в ходе этой оценки требует от учредителя учесть отраслевые и сетевые особенности подведомственных учреждений.
7. Отдельные коэффициенты, используемые в частном секторе, могут быть применены и для учреждений при соответствующей адаптации. Ряд традиционных показателей финансового контроля, применяемых в публичном секторе, также является востребованным при оценке финансового состояния бюджетных и автономных учреждений.
8. Организационная структура ФБ и ЗИП является эффективной, поскольку:
- Способствует эффективному информационному сопровождению деятельности учреждения.
- Не содержит лишних организационных узлов, которые бы усложняли процесс деятельности и документооборота.
- Подчиненность всех структурных подразделений ФБ и ЗИП организована по функциональному признаку.
- Организационная структура учреждения способствует развитию в колледже системы логистического управления.
9. В 2017 году финансовый результат деятельности учреждения увеличился на
136,4 %. В 2018 году наблюдается значительное сокращение финансового результата деятельности учреждения на 59,8 % по сравнению с финансовым результатом 2017 года. Финансовый результат деятельности учреждения обеспечивается, главным образом, деятельностью по оказанию услуг, работ.
10. Бухгалтерский учет в учреждении ведется в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ, Инструкции № 157н; Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
11. Бухгалтерскую службу учреждения возглавляет главный бухгалтер. Бухгалтерия обеспечивает контроль за правильным и целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств, своевременность и полноту расчетов по налогам и взносам во внебюджетные фонды, а также расчеты с различными предприятиями, организациями и физическими лицами.
12. При ведении бухгалтерского учета применяется компьютерная технология обработки учетной информации с использованием бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8». По учету заработной платы - «Спринт - расчет заработной платы».
13. Состав годовой бухгалтерской отчетности ФБ и ЗИП ММР полностью соответствует п. 12 Инструкции № 33н.
14. Бухгалтерская отчетность ФБ и ЗИП ММР составляется на основе данных главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета (п. 9 Инструкции N 33н).
15. Сведения, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, подтверждаются результатами инвентаризации активов и обязательств.
16. Нефинансовые активы учреждения за период 2016 - 2018 гг. увеличились на 82 173 497 руб. или 781 %. Финансовые активы учреждения за период 2016-2018 гг. уменьшились на -82 276 515 руб. или на 1 192,07 %. Валюта баланса ФБ и ЗИП за указанный период уменьшилась на 103018 руб. или на 2,85 %, что обусловлено уменьшением финансовых активов учреждения.
17. По структуре активов баланса можно сделать вывод, что положительное значение итога обусловлено исключительно статьями нефинансовых активов учреждения, поскольку финансовые активы учреждения за исключением таких статей как «Денежные средства учреждения» и «Расчеты по выданным авансам» имеют отрицательное значение суммы.
18. Обязательства учреждения за период 2016-2018 гг. уменьшились на 79 695 или на -100,00 %. На конец 2018 года сумма обязательств ФБ и ЗИП составила - 112534 руб. Финансовый результат учреждения за период 2016-2018 гг. сократился на -182713 руб. или на -4,94 %.
19. По структуре пассивов баланса можно сделать вывод, что положительное значение итога баланса обусловлено исключительно статьей «Финансовый результат по начисленной амортизации ОЦИ», поскольку прочие статьи пассива Баланса имеют отрицательное значение.
20. С целью совершенствования порядка составления и анализа основных показателей годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР нами рекомендуется провести полную автоматизацию системы бухгалтерского учета учреждения на базе специализированного программного продукта «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8». Внедрение автоматизированного управленческого, бухгалтерского и налогового учета не только положительно скажется на качестве бухгалтерского учета и анализа в учреждении, но и принесет дополнительный экономический эффект в размере 184,086 тыс. руб.



