Бухгалтерская отчетность и анализ деятельности бюджетной организации (на примере Финансово-бюджетная и земельно-имущественная палата Мензелинского муниципального района Республики Татарстан)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ЕЕ АНАЛИЗА 5
1.1 Понятие и состав годовой бухгалтерской отчетности бюджетного
учреждения 5
1.2 Порядок оформления и составления годовой бухгалтерской отчетности
бюджетного учреждения 13
1.3 Методика анализа основных показателей годовой бухгалтерской отчетности
бюджетного учреждения 22
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ
ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ФБ и ЗИП ММР 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика учреждения 31
2.2 Организация бухгалтерского учета в учреждении 36
2.3 Состав и порядок составления годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП
ММР 39
3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ФБ и ЗИП ММР 49
3.1 Финансово-экономический анализ показателей годовой бухгалтерской
отчетности учреждения 49
3.2 Рекомендации по совершенствованию порядка составления и анализа основных
показателей годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Все бюджетные учреждения в обязательном порядке составляют отчетные формы, информация в которых отражает показатели их деятельности за отчетный период. Основная функциональная задача годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений не отличается от роли бухгалтерской отчетности предприятий других форм собственности и состоит в доведении правдивой и достоверной информации о деятельности организации до лиц, заинтересованных в этой информации. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения содержит информацию, которая при анализе позволяет выявить экономическое и финансовое состояние учреждения с целью его контроля и совершенствования. Сказанным обусловлена актуальность выбранной темы ВКР.
В настоящее время многие ученые проводят фундаментальные исследования в области формирования годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и анализа ее основных показателей. Вопросы формирования бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений исследованы такими учеными, как Ю.В. Воронцова, Т.А. Головина, А.В. Горбунова, Е.А. Калинина, С.А. Капустина, Ю.А. Лабунская, А.С. Пономарева, Т.В. Постникова, Е.С. Сарасеко, В.Л. Сендеров, Т.С. Соколина, А.А. Ханова, Т.Д. Чугаева, Н.А. Шкуро, Т.И. Юрченко.
Цель исследования - исследование особенностей формирования годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения и анализа ее основных показателей, а также разработка рекомендаций, направленных на оптимизацию практики составления бухгалтерской отчетности и анализа ее основных показателей в ФБ и ЗИП ММР РТ.
Предмет исследования в выпускной квалификационной работе - процесс формирования и анализа годовой бухгалтерской отчетности в бюджетном учреждении.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе - практика формирования годовой бухгалтерской отчетности и анализа ее основных показателей в ФБ и ЗИП ММР РТ.
Для достижения поставленной цели исследования нами были выдвинуты следующие основные задачи:
1. Рассмотреть понятие и состав годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения.
2. Охарактеризовать порядок оформления и составления годовой
бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения.
3. Раскрыть методику анализа основных показателей годовой
бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения.
4. Дать организационно-экономическую характеристику учреждения.
5. Охарактеризовать организацию бухгалтерского учета в учреждении.
6. Проанализировать состав и порядок составления годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР РТ.
7. Провести финансово-экономический анализ показателей годовой
бухгалтерской отчетности учреждения.
8. Разработать рекомендации по совершенствованию порядка составления и анализа основных показателей годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР РТ.
Теоретической базой исследования выступили научные публикации отечественных и зарубежных авторов по вопросам бухгалтерского, бюджетного и финансового учета, а также экономического анализа.
При написании выпускной квалификационной работы нами использовались следующие методы: библиографический поиск, классификация, систематизация, коэффициентный анализ, индексный метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при дальнейшем исследовании вопросов формирования годовой бухгалтерской отчетности в бюджетном учреждении и анализа ее основных показателей.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в практической деятельности ФБ и ЗИП ММР РТ.
Сделаем выводы по проведенному исследованию в ВКР.
1. Все бюджетные учреждения в обязательном порядке составляют отчетные формы, информация в которых отражает показатели их деятельности за отчетный период. Основная функциональная задача годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений не отличается от роли бухгалтерской отчетности предприятий других форм собственности и состоит в доведении правдивой и достоверной информации о деятельности организации до лиц, заинтересованных в этой информации.
2. К особенностям бухгалтерского учета бюджетных организаций относятся:
- организация учета на основе статей бюджетной классификации;
- необходимость контроля исполнения расходной сметы;
- наличие фактических и кассовых расходов, их выделение в учете в отдельную группу;
- наличие отраслевых особенностей учета (здравоохранение, образование, наука и др.);
- необходимость соблюдения требований нормативных документов.
3. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета (п. 9 Инструкции N 33н). Сведения, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной учреждением инвентаризации активов и обязательств.
4. Анализ бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения является наилучшим способом объективной достоверной оценки финансового состояния учреждения, который позволяет отследить тенденции его развития, дать комплексную оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния учреждения.
5. Данные анализа бухгалтерской отчетности используются для:
- прогнозирования возможных финансовых результатов, экономической и социальной рентабельности, исходя из реальных условий финансово-хозяйственной деятельности и наличия собственных и привлеченных ресурсов;
- разработки моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
- разработки конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепления финансового состояния бюджетного учреждения.
6. Оценка финансового состояния учреждения представляется хорошей альтернативой традиционному финансовому контролю и позволяет провести анализ основных показателей годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения. Применение коэффициентного анализа в ходе этой оценки требует от учредителя учесть отраслевые и сетевые особенности подведомственных учреждений.
7. Отдельные коэффициенты, используемые в частном секторе, могут быть применены и для учреждений при соответствующей адаптации. Ряд традиционных показателей финансового контроля, применяемых в публичном секторе, также является востребованным при оценке финансового состояния бюджетных и автономных учреждений.
8. Организационная структура ФБ и ЗИП является эффективной, поскольку:
- Способствует эффективному информационному сопровождению деятельности учреждения.
- Не содержит лишних организационных узлов, которые бы усложняли процесс деятельности и документооборота.
- Подчиненность всех структурных подразделений ФБ и ЗИП организована по функциональному признаку.
- Организационная структура учреждения способствует развитию в колледже системы логистического управления.
9. В 2017 году финансовый результат деятельности учреждения увеличился на
136,4 %. В 2018 году наблюдается значительное сокращение финансового результата деятельности учреждения на 59,8 % по сравнению с финансовым результатом 2017 года. Финансовый результат деятельности учреждения обеспечивается, главным образом, деятельностью по оказанию услуг, работ.
10. Бухгалтерский учет в учреждении ведется в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ, Инструкции № 157н; Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
11. Бухгалтерскую службу учреждения возглавляет главный бухгалтер. Бухгалтерия обеспечивает контроль за правильным и целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств, своевременность и полноту расчетов по налогам и взносам во внебюджетные фонды, а также расчеты с различными предприятиями, организациями и физическими лицами.
12. При ведении бухгалтерского учета применяется компьютерная технология обработки учетной информации с использованием бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8». По учету заработной платы - «Спринт - расчет заработной платы».
13. Состав годовой бухгалтерской отчетности ФБ и ЗИП ММР полностью соответствует п. 12 Инструкции № 33н.
14. Бухгалтерская отчетность ФБ и ЗИП ММР составляется на основе данных главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета (п. 9 Инструкции N 33н).
15. Сведения, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, подтверждаются результатами инвентаризации активов и обязательств.
16. Нефинансовые активы учреждения за период 2016 - 2018 гг. увеличились на 82 173 497 руб. или 781 %. Финансовые активы учреждения за период 2016-2018 гг. уменьшились на -82 276 515 руб. или на 1 192,07 %. Валюта баланса ФБ и ЗИП за указанный период уменьшилась на 103018 руб. или на 2,85 %, что обусловлено уменьшением финансовых активов учреждения.
17. По структуре активов баланса можно сделать вывод, что положительное значение итога обусловлено исключительно статьями нефинансовых активов учреждения, поскольку финансовые активы учреждения за исключением таких статей как «Денежные средства учреждения» и «Расчеты по выданным авансам» имеют отрицательное значение суммы.
18. Обязательства учреждения за период 2016-2018 гг. уменьшились на 79 695 или на -100,00 %. На конец 2018 года сумма обязательств ФБ и ЗИП составила - 112534 руб. Финансовый результат учреждения за период 2016-2018 гг. сократился на -182713 руб. или на -4,94 %.
19. По структуре пассивов баланса можно сделать вывод, что положительное значение итога баланса обусловлено исключительно статьей «Финансовый результат по начисленной амортизации ОЦИ», поскольку прочие статьи пассива Баланса имеют отрицательное значение.
20. С целью совершенствования порядка составления и анализа основных показателей годовой бухгалтерской отчетности в ФБ и ЗИП ММР нами рекомендуется провести полную автоматизацию системы бухгалтерского учета учреждения на базе специализированного программного продукта «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8». Внедрение автоматизированного управленческого, бухгалтерского и налогового учета не только положительно скажется на качестве бухгалтерского учета и анализа в учреждении, но и принесет дополнительный экономический эффект в размере 184,086 тыс. руб.
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции от 28.11.2018 N 444-ФЗ) //Электронный доступ http: //consultant.ru
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 29.07.2018 N 260-ФЗ)// Электронный доступ http://consultant.ru
3. Федеральный закон от 05.04.2017 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"( от 01.05.2019 N 71-ФЗ)// Электронный доступ http: //consultant.ru
4. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (от 15.04.2019 N 62-ФЗ)// Электронный доступ http: //consultant.ru
5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть II (ст. 256-260) от 05 августа 2000г. № 117-ФЗ (В редакции постановления Конституционного Суда РФ от 31.05.2018 N 22-П)
6. Приказ Минфина России от 14.09.2012 N 126н "О применении Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N 112"// Электронный доступ http://consultant.ru
7. Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46519) Электронный доступ http: //consultant.ru
8. Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н (ред. от 28.02.2019) "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19693)
9. Приказ Минфина России от 29.12.2014 N 173н (ред. от 31.12.2015) "О порядке формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2015 N 36142)
10. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при
осуществлении реорганизации организаций ((Приказ Минфина РФ от 20.05.2003 № 112 (от 25.10.2010 N 132н)) // Электронный доступ
http: //consultant.ru
11. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н ( в редакции от 28.12.2018 N 298н)// Электронный доступ http: //consultant.ru
12. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н ( в редакции от 28.12.2018 N 298н)// Электронный доступ http: //consultant.ru
13. Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (в ред. от 28.02.2019)// Электронный доступ http: //consultant.ru
14. Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета"( в редакции от 07.03.2016 N 171)// Электронный доступ http://consultant.ru
15. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки". Электронный доступ http: //consultant.ru
16. Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"// Электронный доступ http://consultant.ru
17. Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)// Электронный доступ http: //consultant.ru
18. Александров И. М. Бюджетный учет: учебник / И. М. Александров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2016. - 318 с.
19. Артюхин Р.Е. Бюджетный учет и отчетность / Р.Е. Артюхин, Г.И. Маклева. - М.: БиНО,2016. - 400 с.
20. Бабченко Т.Н Бухгалтерский учет: практическое пособие.-6-е
изд.,КНОРУС,2018-445 с.
21. Басовский Л.А Финансовый бюджет:Учебник.-М.:ИНФРА-М,2011. - 320с
22. Бреславцева Н.А. Бюджетный учет / Н.А. Бреславцева. - М.: Феникс, 2016. - 380 с.
23. Бюджетный учет. Хрестоматия/ под ред.В.И Видяпина.- -7-е., испр.-Москва.- Омега-Л,2018.-520с
24. Вахрушина М.А. Бюджетный учет и отчетность /М.А. Вахрушина. - М.: Инфра-М, 2017. - 380 с.
25. Гарнов И. Бюджетный учет / И. Гарнов. - М.: Проспект, 2018. - 290 с.
26. Демидова И.П Бюджетный учет: пособие практическое.-2е
изд.,Проспект.2015.-450с.
27. Гельтман В.Г. Бухгалтерский учет и налогообложение. - М.: Экзамен, 2011. - 167 с.
28. Дикова Н.Ю. Применение кодов бюджетной классификации РФ/Н.Ю. Дикова // Учет в каченных учреждениях. - 2019. - №1. - С. 15-16.
29. Ефимова О.В Анализ расходов: современный инструментарий :учебник/О.в Ефимова.3-е изд., испр. и доп.Омега-Л,2018.-340с
30. Касьянова Г.Ю. Казенные учреждения Бухгалтерский учет по новым правилам /Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК , 2016. - 450 с.
31. Красноперова О.А. Бюджетный учет и отчетность /О.А. Красноперова. - М.: ГроссМедиа, 2016. - 364 с.
32. Колеватова О.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях /О.А. Колеватова. - М.: Академия, 2017. - 407 с.
33. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях /Н.П. Кондраков. - М.: Юрайт, 2017. - 400 с.
34. Костюкова Е.И. Бюджетный учет и отчетность /Е.И. Костюкова. - М.: Дело и сервис, 2016. - 460 с.
35. Никольская Ю.П. Бюджетный учет и отчетность /Ю.П. Никольская. - М.: Щит-М, 2017. - 402 с.
36. Пятов А.В Бюджетное положение: учебник/Пятова А.В.-1-е изд., Велби.2017.- 200с
37. Родионова В.М. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях/ В.М. Родионова. - М.: Проспект, 2017. - 360 с.
38. Середа К.Н. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях /К.Н. Середа. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 402 с.
39. Соловьев Г.А. Ревизия и контроль хозяйственной деятельности бюджетного учреждения / Г.А. Соловьев. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 340 с.
40. Соснаускене О. И. Бюджетный учет по-новому / О.И. Соснаускене. - М.: Рид Групп, 2018. - 360 с.
41. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / И.Н. Токарев. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 530 с.
42. Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленные Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
43. Указание Банка России от 11.03.2018 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
44. Фадейкина Н. В. Бюджетный учёт и бюджетная отчётность / Н.В. Фадейкина, Т.В. Антипова. - Новосибирск: САФБД, 2011. - 287 с.
45. Хабаров А. Бюджетный учет / А. Хабаров. - М.: Проспект, 2016. - 402 с.
46. Харьков В.П. Бюджетный учет в современных условиях / В.П. Харьков. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 294 с.
47. http://www.aup.ru - Административно-управленческий портал.
48. http: //www. buhgalteria. ru - Бухгалтерия.ру.
49. http://www. glavbukh.ru - Журнал Главбух.
50. http:// www.helpacc.ru - Помощь бухгалтеру.
51. http://www.moluch.ru - Молодой ученый.
52. http://www.rnk.ru - Российский налоговый курьер.
53. https://glavkniga.ru -Электронный журнал «Главная книга»
54. http: //www.consultant.ru - Консультант Плюс
55. http://www.garant.ru Информационно-правовой портал «Гарант»