Введение 3
1. Дать характеристику 5
1.1 в чем назначение изучаемого вида в системе работы по развитию речи в школе? 5
1.2 какие речевые умения формируются у детей при выполнении рассматриваемого вида работы? 6
1.3 что составляет лингвистическую и методическую основу в организации работы по данному виду? 7
2. Определить место включения изложения текста рассуждения в учебники и учебно-методические пособия 9
3. Описать (выписать) на основе анализа методических пособий и учебников подготовку учеников к выполнению изложения текста рассуждения 11
4.Подобрать текст для изложения текста рассуждения и обосновать выбор 13
5. Методика реализации приемов работы 14
6. Описать способ выполнения детьми вида связной речи 16
7. Трудности при написании изложения 17
8. Конспект урока русского языка 19
9. Аннотация статей 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Проблема развития речи учащихся приобретает всё большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют стиль общения между людьми, преобразуют его в сторону расширения тематики, более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника.
О развитии человека обычно судят по тому, насколько он свободно и правильно, ясно и убедительно может выразить свои мысли, знания, то есть пишет и говорит. Школа помогает детям овладеть разносторонними богатствами русского языка, развивать речь учащихся и добиваться её высокой культуры. Чем раньше начнётся развитие речи, тем больше достижения будут в дальнейшем. Своевременное, то есть раннее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям. [13, с. 87].
Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка Большой вклад в разработку проблемы внесли В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, Н.В. Колокольцев, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская и др.
Современное общество требует от человека правильной и красиво построенной речи, и это требование можно осуществить с помощью обучения написанию изложений в школе. Письменные изложения также способствуют развитию грамотного и осмысленного построения речи детей.
Младшие школьники испытывают затруднения в использовании языковых средств при выполнении творческого изложения, в связи с этим цель исследования: выявить методические приёмы, совершенствующие письменную речь младших школьников.
Объект исследования: развитие речи на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: работа над изложением текста рассуждения в начальных классах, содержание и методическая организация дидактического материала (подбор текстов для изложения) по развитию речи учащихся начальной школы в процессе написания изложения.
Задачи исследования:
1) рассмотреть содержание работы по развитию речи в начальной школе;
2) выявить роль изложений текста рассуждения в формировании мыслительной и речевой деятельности;
3) рассмотреть методику обучения над изложением в современной школе;
4) произвести анализ работы над детскими творческими работами.
Методы исследования:
1) анализ лингвистической, методической, учебной литературы.
2) обобщение и сравнение.
Одной из важнейших задач школьного образования, в частности начального, является разностороннее развитие личности ребенка - формирование нравственного характера, рост самосознания и творческих способностей, повышение уровня общей культуры. Одним из важнейших компонентов комплексного подхода к решению этой проблемы является написание изложения младшими школьниками. Передавая своими словами небольшие отрывки из произведений искусства, детские впечатления о мире, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится выражать свои мысли осмысленно и убедительно. Эмоционально выразительный, логичный, соответствует всем языковым стандартам речи - главный показатель интеллектуального уровня развития ребенка.
Анализ педагогической, методической, лингвистической литературы показал, что вопросы, связанные с работой по устному пересказу и изложению в методике, рассматриваются параллельно. Роль письменных заявлений заключается в том, что на фоне разнообразных устных речевых заданий обучать младших школьников подготовке таких текстов, которые могут быть понятны студенту.
Изложения с элементами рассуждения входят в общую систему письменных упражнений, начиная с первого занятия. В каждом учебном году характер работы над изложением постоянно усложнялся. Следует подчеркнуть роль изложения как упражнения в ознакомлении детей с лучшими образцами языка. Каждый тип изложения имеет свою центральную дидактическую задачу, которая помогает определить методологию этих занятий. Но в любом случае всегда важно работать над обучением учеников языку.
Успешное формирование у учащихся навыков по развитию связной речи происходит только в том случае, если в процессе обучения выявляются и устраняются трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при самостоятельной подготовке текстов - как устных, так и письменных. Сравнение текста учеником с образцом облегчает работу учителя по анализу и разработке критериев оценки связного письменного текста.
Разносторонний, разнообразный и в то же время единый подход к анализу произведений творческого характера позволяет выявить все преимущества и недостатки каждой конкретной работы и обеспечить объективность оценки.
Таким образом, учащиеся приобретают новые речевые навыки и улучшают свою речь. При правильном проведении занятий на презентации студентам становится легче писать их снова и снова. Так, к 4-му классу младшие школьники пишут изложения разных типов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями, с элементами рассуждения. Для того, чтобы улучшить представление речи и улучшить ее культуру, следует уделять большое внимание лексике и обучению орфографии, тем самым предотвращая возможные ошибки в ее написании. Стоит сделать вывод, что роль изложения с элементами рассуждения в начальной школе трудно переоценить, поскольку они, как никакие другие упражнения, способствуют овладению русским языком учениками.
1. Алимскаева, Р.К. Развитие письменной речи младших школьников. / Р.К. Алимскаева // Проблемы преподавания русского языка в условиях илингвальной начальной школы. – 2016. – № 28 – С. 176-182.
2. Буркина, К.С. Обучение младших школьников сжатому изложению на уроках русского языка / К.С. Буркина // Сборник материалов: Научные исследования и разработки студентов. – 2016 – С. 26-28;
3. Горецкий, В.Г. Русский язык: учебник 4 класс / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. – Москва: Просвещение, 2014. – 197 с.
4. Гумбатова, Д.Э. Обучение написанию первых изложений на уроках русского языка в начальных классах. / Д.Э. Гумбатова // Наука сегодня: вызовы и решения. – 2016. – С. 148-149.
5. Косцова, С.А. Методика проведения изложений творческого характера в начальных классах. / С.А. Косцова, К.И. Филатова // Психология и педагогика: методология, теория и практика. – 2016. – С. 216-218.
6. Куликова, Ж.А. Обучающее изложение в начальных классах / Ж.А. Куликова // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 30 (72) – С. 99-101.
7. Курта, А.В. Методика работы над изложением в начальной школе. / А.В. Курта // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2017. – № 4. – С. 79-82.
8. Матвеева, И.А. Работа над изложением в начальных классах. / И.А. Матвеева // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. – 2015. – С. 44-47.
9. Страхова, Л. Л. Изложения для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. – С.67-68.
10. Фокина, Т. Л. Развитие речи на уроках в начальной школе // Молодой ученый. 2014. №18. – С. 667-668.