Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством загадки 8
1.1. Психолого-педагогический аспект развития описательной речи детей
дошкольного возраста 8
1.2. Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского
фольклора 16
1.3. Особенности развития описательной речи детей старшего дошкольного
возраста с помощью загадки 27
Выводы по 1 главе 32
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством загадки 33
2.1. Выявление исходного уровня и особенностей развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста (по данным констатирующего этапа) 33
2.2. Реализация педагогических условий и руководство процессом
педагогической работы по развитию описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием загадок 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по проблеме развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью загадки 56
Заключение 64
Список использованной литературы
Приложения
«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе - к мыслящей материи растущего организма» [28, с 36], так писал В.А. Сухомлинский в трилогии «Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну». По мнению великого выдающегося педагога, ребёнок мыслит необычно - образами, его чувства и переживания становятся органичной частью его мышления. Именно поэтому «эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества», мало того, «без эмоционального подъёма невозможно нормальное развитие клеток детского мозга» [28, с. 46-47].
К сожалению, современными педагогами дошкольных образовательных организаций далеко не всегда учитываются уникальные возможности развития речи в дошкольном детстве. За тем большим количеством задач речевого развития, которые обязаны решать педагоги, задача развития речевого творчества и описательной речи детей ставится педагогами на второстепенное место или вовсе игнорируется. Это дает понимание того, что всё это приводит к снижению общего уровня речевого развития как дошкольников, так и в последующем взрослых людей. Поэтому развитие описательной речи и воспитание творческой личности - это главные задачи, которые ставятся сегодня перед современными педагогами. Творчество не возникает ниоткуда, не приходит просто так, это усердный труд, которому надо учиться. И поэтому как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка здесь выступает загадка.
Но обыкновенные загадки можно назвать средством всестороннего развития ребенка, в частности, развития речи только тогда, когда они предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но в то же время серьезное занятие. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным и интересным. А что же может быть интереснее, чем самому ответить на вопрос, самому найти ответотгадку или придумать новую, свою собственную?
Методика работы с использованием загадки является сегодня вопросом одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.
Актуальность проведенного нами исследования определяется тем, которую роль играет загадка в развитии описательной речи ребенка- дошкольника. Важное значение загадка имеет для подготовки детей к школьному обучению, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Это и послужило выбору темы исследования: «Развитие описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством загадки».
Анализ научной литературы и практики позволил в ходе экспериментальной работы выявить противоречие. В методике развития речи дошкольников в детском саду выполнено много исследований, которые посвящены связной монологической речи - развитию умений и навыков пересказывания, рассказывания, включая и творческое рассказывание.
Однако мало изученным и недостаточно разработанным остается вопрос о том, как развивать описательную речь детей старшего дошкольного возраста посредством загадки. Так, например, не уточнено содержание работы и отбор соответствующего литературного материала, недостаточно раскрыты условия, пути, формы и методы работы, которые бы способствовали развитию описательной речи у детей дошкольного возраста, в нашем случае детей старшего дошкольного возраста.
В связи с этим возникает проблема: каковы организационно-педагогические условия использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проблемы, целью нашего исследования явилось выявление и обоснование организационно-педагогических условий использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования загадок будет эффективным при реализации следующих организационно-педагогический условий:
- учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- тщательном отборе и структурировании материала развития описательной речи;
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. разработать и апробировать методику использования загадки в развитии описательной речи детей старшего дошкольного возраста;
3. проследить динамику изменения уровня развития описательной речи в процессе экспериментальной работы.
В ходе работы использовались такие методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, беседы с воспитателями и детьми, наблюдение, педагогический эксперимент.
Общетеоретическими вопросами и методологическими основами теории развития речи дошкольников занимались такие ученые, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.. В своих исследованиях и трудах они поднимали проблему развития познавательного интереса дошкольника к получению новых, ещё неизведанных знаний, искали пути создания таких ситуаций, методов и приемов, которые заключались не в простой передаче ребенку уже готовых знаний, а которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать что-то новое в уже знакомом и получать радость от процесса своей исследовательской деятельности.
Методологической и теоретической основой данной работы являются лингвистическая характеристика речи-описания как типа монолога (М.М. Алексеева, О.А. Нечаева, В.И. Яшина и др.); теория развития монологической речи у детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, В.И. Яшина, О.С. Ушакова, А.А. Зрожевская и др.). В основу исследования вошли теоретические положения и взгляды отечественных исследователей по развитию описательной речи детей, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Достаточно подробно вопросы развития описательной речи изложены в работах Н.Г. Смольниковой, Л.Н. Смирновой, Л.Г. Шадриной, Н.В. Гавриш, Л.А. Колуновой. Методические работы развития описательной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, И.О. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Исследователи загадки как жанра малого фольклора устного народного творчества: В.И. Даль, В.И. Чичеров, В.В. Митрофанова, Ю.Г. Илларионова, В.П. Аникин и др.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 25» Приволжского района г. Казани с детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя: учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; тщательный отбор и структурирование материала развития описательной речи; использование загадок не только в процессе образовательной деятельности по развитию речи, но и в повседневной жизни.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных организаций.
Огромное значение и влияние в воспитании и образовании детей несомненно имеют жанры малого фольклора и вместе с тем являются важнейшими средствами развития их способностей. Загадка - один из самых любимых детьми жанров народного творчества, вот поэтому она и так часто используется в обучении детей дошкольного возраста. Большое разнообразие её видов и форм позволяет использовать загадки для активизации интеллектуальной деятельности детей.
Работа по теме исследования была ориентирована на развитие описательной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью жанра малого фольклора - загадки. Мы как можно полнее старались раскрыть стоящую перед нами проблему и найти эффективные способы её решения, хотя в рамках данной работы, безусловно, невозможно охватить все. На основе поставленной цели и определенных задач, в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психологопедагогической науке, проанализированы особенности развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста и влияние загадки на развитие их описательной речи. Во второй главе была разработана и
На начальном этапе эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. После проведенной системы занятий в экспериментальной группе результаты существенно изменились, стали намного выше и лучше, нежели результаты контрольной группы. Таким образом, анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента, свидетельствует об эффективности разработанной нами системы занятий.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты и проследить динамику изменения экспериментальной работы по использованию загадки для развития описательной речи. В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы. Все поставленные задачи исследования были выполнены.
Наша работа была построена на следующих основных принципах: во- первых, на тщательном отборе материала, обусловленном возрастными возможностями детей; во-вторых, активного включения детей в деятельность. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформировать следующие выводы: конкретизировано понятие «описательная речь», которое было выбрано в качестве рабочего; были определены критерии и показатели, на основе которых определены уровни развития описательной речи; разработана система занятий для развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Процесс развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием загадок эффективен при реализации следующих организационно-педагогический условий: учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; тщательный отбор и структурирование материала развития описательной речи; использование загадок не только в процессе образовательной деятельности по развитию речи, но и в повседневной жизни. В результате непосредственного приобщения к фольклору дети научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм языка, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет художественно - выразительных средств, как эпитеты, сравнения, эмоционально-оценочная и сказочная лексика.
Таким образом, полученные выводы и обобщения могут явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в этой области, а организационно-педагогические условия ее становления открывают новые возможности в области развития описательной речи дошкольников.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 117 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
3. Аман Т. С., Ведерникова Т. И. Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 16-18. - URL: http://e- koncept.ru/2016/76375.htm
4. Аникин В. П. Устное творчество русского народа (Текст) /В.П.Аникин ///Живая вода. - М.: Детская литература, 1987. - с.11- 34.
5. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное
6. Бизикова О. А., Степаненко А. О. Загадка как средство обогащения описательной речи детей старшего дошкольного возраста // Семнадцатая региональная студенческая научная конференция Нижневартовского государственного университета: Статьи докладов (г. Нижневартовск, 2-3 апреля 2015 г.) / Отв. ред. А. В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2015. - с. 333-334.
7. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова А. М. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456 с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи [Текст] / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
9. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. - М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия; СПб.: Изд- во Норинт, 2000. - 1456 с.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983. - Т.2. - 340 с.
11. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976
12. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. - М.: Просвещение, 1982. - 180 с.
13. Квятковский А. П. Поэтический словарь. Москва. Советская энциклопедия. 1966, с. 110.
14. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986. - №9. - с. 23-26.
15. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. [Текст] М., 1967. - 45 с.
16. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. [Текст] Изд-е 2-е, - М., 2003. - 34 с.
17. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Издательство МГУ, 1998. - 336с.
18. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
19. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: «А ТЕМП», 2004. - 944 стр.
20. Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященный памяти Ф.А. Сохина. [Текст] - М. 1994. - 39-40 с.
21. Путешествие по Стране Загадок / Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. - 67с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712
23. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 560с
24. Садовников Д. А. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Москва. Терра. 1996, с. 15.
25. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника // Вопросы психологии. [Текст] - 1989. - №3. - 26 с.
26. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Под ред. О. С. Ушаковой [Текст] - М., 2002. - 45-60 с.
27. Степаненко А.О. Развитие описательной речи детей 5-6 лет в процессе составления загадок // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1578/17578 (дата обращения: 21.12.2017)
28. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - К.: «Рад. шк» 1985. - 557 с.
29. Теория и практика развивающего обучения в условиях реализации ФГОС. XIII Занковские чтения. // Сборник статей и методических материалов международной научно-практической конференции. 14 марта 2018 г. / Под ред. проф. В.Ф.Габдулхакова. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, 2018. 285 с.
30. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2010. - 288 с.
31. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
32. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотирапии, [Текст] 2001. - 240 с.
33. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников. [Текст] - М., 1991. - 67 с.
34. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дотттк. воспитание. - 1983. - №7
35. Хабарова О. В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] /
О. В. Хабарова, С. В. Алешкина, Е. А. Гончарова // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 451-453.
36. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. [Текст] - М., 2000. - 78 с.
37.Чуковский К. И. От двух до пяти. [Текст] -М.: Педагогика, 1990. - 384с.
38.66.Чумичева Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. [Текст] - Ростов, 995. - 272 с.
39. Швайко Г. С.. Игры и игровые упражнения для развития речи. [Текст] - Москва, 1988. - 35 с.
40. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми старшего возраста // Дошк. воспитание. [Текст] - 1990. - №10. - С. 8-15
41.Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст] М., 1997. 134 с.
42. Яшина В. И. Изучение уровня речевой подготовки детей
дошкольного возраста к обучению в школе. Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. [Текст] - М., 1992. 39-42 с
43. Яшина В. И. Изучение уровня речевой подготовки детей
дошкольного возраста к обучению в школе. Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. [Текст] - М. 1992. 23 с.