РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДКИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством загадки 8
1.1. Психолого-педагогический аспект развития описательной речи детей
дошкольного возраста 8
1.2. Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского
фольклора 16
1.3. Особенности развития описательной речи детей старшего дошкольного
возраста с помощью загадки 27
Выводы по 1 главе 32
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством загадки 33
2.1. Выявление исходного уровня и особенностей развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста (по данным констатирующего этапа) 33
2.2. Реализация педагогических условий и руководство процессом
педагогической работы по развитию описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием загадок 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по проблеме развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью загадки 56
Заключение 64
Список использованной литературы
Приложения
Глава I. Теоретические основы развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством загадки 8
1.1. Психолого-педагогический аспект развития описательной речи детей
дошкольного возраста 8
1.2. Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского
фольклора 16
1.3. Особенности развития описательной речи детей старшего дошкольного
возраста с помощью загадки 27
Выводы по 1 главе 32
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством загадки 33
2.1. Выявление исходного уровня и особенностей развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста (по данным констатирующего этапа) 33
2.2. Реализация педагогических условий и руководство процессом
педагогической работы по развитию описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием загадок 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по проблеме развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью загадки 56
Заключение 64
Список использованной литературы
Приложения
«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе - к мыслящей материи растущего организма» [28, с 36], так писал В.А. Сухомлинский в трилогии «Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну». По мнению великого выдающегося педагога, ребёнок мыслит необычно - образами, его чувства и переживания становятся органичной частью его мышления. Именно поэтому «эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества», мало того, «без эмоционального подъёма невозможно нормальное развитие клеток детского мозга» [28, с. 46-47].
К сожалению, современными педагогами дошкольных образовательных организаций далеко не всегда учитываются уникальные возможности развития речи в дошкольном детстве. За тем большим количеством задач речевого развития, которые обязаны решать педагоги, задача развития речевого творчества и описательной речи детей ставится педагогами на второстепенное место или вовсе игнорируется. Это дает понимание того, что всё это приводит к снижению общего уровня речевого развития как дошкольников, так и в последующем взрослых людей. Поэтому развитие описательной речи и воспитание творческой личности - это главные задачи, которые ставятся сегодня перед современными педагогами. Творчество не возникает ниоткуда, не приходит просто так, это усердный труд, которому надо учиться. И поэтому как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка здесь выступает загадка.
Но обыкновенные загадки можно назвать средством всестороннего развития ребенка, в частности, развития речи только тогда, когда они предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но в то же время серьезное занятие. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным и интересным. А что же может быть интереснее, чем самому ответить на вопрос, самому найти ответотгадку или придумать новую, свою собственную?
Методика работы с использованием загадки является сегодня вопросом одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.
Актуальность проведенного нами исследования определяется тем, которую роль играет загадка в развитии описательной речи ребенка- дошкольника. Важное значение загадка имеет для подготовки детей к школьному обучению, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Это и послужило выбору темы исследования: «Развитие описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством загадки».
Анализ научной литературы и практики позволил в ходе экспериментальной работы выявить противоречие. В методике развития речи дошкольников в детском саду выполнено много исследований, которые посвящены связной монологической речи - развитию умений и навыков пересказывания, рассказывания, включая и творческое рассказывание.
Однако мало изученным и недостаточно разработанным остается вопрос о том, как развивать описательную речь детей старшего дошкольного возраста посредством загадки. Так, например, не уточнено содержание работы и отбор соответствующего литературного материала, недостаточно раскрыты условия, пути, формы и методы работы, которые бы способствовали развитию описательной речи у детей дошкольного возраста, в нашем случае детей старшего дошкольного возраста.
В связи с этим возникает проблема: каковы организационно-педагогические условия использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проблемы, целью нашего исследования явилось выявление и обоснование организационно-педагогических условий использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования загадок будет эффективным при реализации следующих организационно-педагогический условий:
- учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- тщательном отборе и структурировании материала развития описательной речи;
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. разработать и апробировать методику использования загадки в развитии описательной речи детей старшего дошкольного возраста;
3. проследить динамику изменения уровня развития описательной речи в процессе экспериментальной работы.
В ходе работы использовались такие методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, беседы с воспитателями и детьми, наблюдение, педагогический эксперимент.
Общетеоретическими вопросами и методологическими основами теории развития речи дошкольников занимались такие ученые, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.. В своих исследованиях и трудах они поднимали проблему развития познавательного интереса дошкольника к получению новых, ещё неизведанных знаний, искали пути создания таких ситуаций, методов и приемов, которые заключались не в простой передаче ребенку уже готовых знаний, а которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать что-то новое в уже знакомом и получать радость от процесса своей исследовательской деятельности.
Методологической и теоретической основой данной работы являются лингвистическая характеристика речи-описания как типа монолога (М.М. Алексеева, О.А. Нечаева, В.И. Яшина и др.); теория развития монологической речи у детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, В.И. Яшина, О.С. Ушакова, А.А. Зрожевская и др.). В основу исследования вошли теоретические положения и взгляды отечественных исследователей по развитию описательной речи детей, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Достаточно подробно вопросы развития описательной речи изложены в работах Н.Г. Смольниковой, Л.Н. Смирновой, Л.Г. Шадриной, Н.В. Гавриш, Л.А. Колуновой. Методические работы развития описательной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, И.О. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Исследователи загадки как жанра малого фольклора устного народного творчества: В.И. Даль, В.И. Чичеров, В.В. Митрофанова, Ю.Г. Илларионова, В.П. Аникин и др.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 25» Приволжского района г. Казани с детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя: учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; тщательный отбор и структурирование материала развития описательной речи; использование загадок не только в процессе образовательной деятельности по развитию речи, но и в повседневной жизни.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных организаций.
К сожалению, современными педагогами дошкольных образовательных организаций далеко не всегда учитываются уникальные возможности развития речи в дошкольном детстве. За тем большим количеством задач речевого развития, которые обязаны решать педагоги, задача развития речевого творчества и описательной речи детей ставится педагогами на второстепенное место или вовсе игнорируется. Это дает понимание того, что всё это приводит к снижению общего уровня речевого развития как дошкольников, так и в последующем взрослых людей. Поэтому развитие описательной речи и воспитание творческой личности - это главные задачи, которые ставятся сегодня перед современными педагогами. Творчество не возникает ниоткуда, не приходит просто так, это усердный труд, которому надо учиться. И поэтому как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка здесь выступает загадка.
Но обыкновенные загадки можно назвать средством всестороннего развития ребенка, в частности, развития речи только тогда, когда они предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но в то же время серьезное занятие. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным и интересным. А что же может быть интереснее, чем самому ответить на вопрос, самому найти ответотгадку или придумать новую, свою собственную?
Методика работы с использованием загадки является сегодня вопросом одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.
Актуальность проведенного нами исследования определяется тем, которую роль играет загадка в развитии описательной речи ребенка- дошкольника. Важное значение загадка имеет для подготовки детей к школьному обучению, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Это и послужило выбору темы исследования: «Развитие описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством загадки».
Анализ научной литературы и практики позволил в ходе экспериментальной работы выявить противоречие. В методике развития речи дошкольников в детском саду выполнено много исследований, которые посвящены связной монологической речи - развитию умений и навыков пересказывания, рассказывания, включая и творческое рассказывание.
Однако мало изученным и недостаточно разработанным остается вопрос о том, как развивать описательную речь детей старшего дошкольного возраста посредством загадки. Так, например, не уточнено содержание работы и отбор соответствующего литературного материала, недостаточно раскрыты условия, пути, формы и методы работы, которые бы способствовали развитию описательной речи у детей дошкольного возраста, в нашем случае детей старшего дошкольного возраста.
В связи с этим возникает проблема: каковы организационно-педагогические условия использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проблемы, целью нашего исследования явилось выявление и обоснование организационно-педагогических условий использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования загадок будет эффективным при реализации следующих организационно-педагогический условий:
- учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- тщательном отборе и структурировании материала развития описательной речи;
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. разработать и апробировать методику использования загадки в развитии описательной речи детей старшего дошкольного возраста;
3. проследить динамику изменения уровня развития описательной речи в процессе экспериментальной работы.
В ходе работы использовались такие методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, беседы с воспитателями и детьми, наблюдение, педагогический эксперимент.
Общетеоретическими вопросами и методологическими основами теории развития речи дошкольников занимались такие ученые, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.. В своих исследованиях и трудах они поднимали проблему развития познавательного интереса дошкольника к получению новых, ещё неизведанных знаний, искали пути создания таких ситуаций, методов и приемов, которые заключались не в простой передаче ребенку уже готовых знаний, а которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать что-то новое в уже знакомом и получать радость от процесса своей исследовательской деятельности.
Методологической и теоретической основой данной работы являются лингвистическая характеристика речи-описания как типа монолога (М.М. Алексеева, О.А. Нечаева, В.И. Яшина и др.); теория развития монологической речи у детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, В.И. Яшина, О.С. Ушакова, А.А. Зрожевская и др.). В основу исследования вошли теоретические положения и взгляды отечественных исследователей по развитию описательной речи детей, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Достаточно подробно вопросы развития описательной речи изложены в работах Н.Г. Смольниковой, Л.Н. Смирновой, Л.Г. Шадриной, Н.В. Гавриш, Л.А. Колуновой. Методические работы развития описательной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, И.О. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Исследователи загадки как жанра малого фольклора устного народного творчества: В.И. Даль, В.И. Чичеров, В.В. Митрофанова, Ю.Г. Илларионова, В.П. Аникин и др.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 25» Приволжского района г. Казани с детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия использования загадок в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя: учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; тщательный отбор и структурирование материала развития описательной речи; использование загадок не только в процессе образовательной деятельности по развитию речи, но и в повседневной жизни.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных организаций.
Огромное значение и влияние в воспитании и образовании детей несомненно имеют жанры малого фольклора и вместе с тем являются важнейшими средствами развития их способностей. Загадка - один из самых любимых детьми жанров народного творчества, вот поэтому она и так часто используется в обучении детей дошкольного возраста. Большое разнообразие её видов и форм позволяет использовать загадки для активизации интеллектуальной деятельности детей.
Работа по теме исследования была ориентирована на развитие описательной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью жанра малого фольклора - загадки. Мы как можно полнее старались раскрыть стоящую перед нами проблему и найти эффективные способы её решения, хотя в рамках данной работы, безусловно, невозможно охватить все. На основе поставленной цели и определенных задач, в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психологопедагогической науке, проанализированы особенности развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста и влияние загадки на развитие их описательной речи. Во второй главе была разработана и
На начальном этапе эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. После проведенной системы занятий в экспериментальной группе результаты существенно изменились, стали намного выше и лучше, нежели результаты контрольной группы. Таким образом, анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента, свидетельствует об эффективности разработанной нами системы занятий.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты и проследить динамику изменения экспериментальной работы по использованию загадки для развития описательной речи. В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы. Все поставленные задачи исследования были выполнены.
Наша работа была построена на следующих основных принципах: во- первых, на тщательном отборе материала, обусловленном возрастными возможностями детей; во-вторых, активного включения детей в деятельность. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформировать следующие выводы: конкретизировано понятие «описательная речь», которое было выбрано в качестве рабочего; были определены критерии и показатели, на основе которых определены уровни развития описательной речи; разработана система занятий для развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Процесс развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием загадок эффективен при реализации следующих организационно-педагогический условий: учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; тщательный отбор и структурирование материала развития описательной речи; использование загадок не только в процессе образовательной деятельности по развитию речи, но и в повседневной жизни. В результате непосредственного приобщения к фольклору дети научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм языка, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет художественно - выразительных средств, как эпитеты, сравнения, эмоционально-оценочная и сказочная лексика.
Таким образом, полученные выводы и обобщения могут явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в этой области, а организационно-педагогические условия ее становления открывают новые возможности в области развития описательной речи дошкольников.
Работа по теме исследования была ориентирована на развитие описательной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью жанра малого фольклора - загадки. Мы как можно полнее старались раскрыть стоящую перед нами проблему и найти эффективные способы её решения, хотя в рамках данной работы, безусловно, невозможно охватить все. На основе поставленной цели и определенных задач, в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психологопедагогической науке, проанализированы особенности развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста и влияние загадки на развитие их описательной речи. Во второй главе была разработана и
На начальном этапе эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. После проведенной системы занятий в экспериментальной группе результаты существенно изменились, стали намного выше и лучше, нежели результаты контрольной группы. Таким образом, анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента, свидетельствует об эффективности разработанной нами системы занятий.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты и проследить динамику изменения экспериментальной работы по использованию загадки для развития описательной речи. В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы. Все поставленные задачи исследования были выполнены.
Наша работа была построена на следующих основных принципах: во- первых, на тщательном отборе материала, обусловленном возрастными возможностями детей; во-вторых, активного включения детей в деятельность. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформировать следующие выводы: конкретизировано понятие «описательная речь», которое было выбрано в качестве рабочего; были определены критерии и показатели, на основе которых определены уровни развития описательной речи; разработана система занятий для развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Процесс развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием загадок эффективен при реализации следующих организационно-педагогический условий: учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; тщательный отбор и структурирование материала развития описательной речи; использование загадок не только в процессе образовательной деятельности по развитию речи, но и в повседневной жизни. В результате непосредственного приобщения к фольклору дети научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм языка, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет художественно - выразительных средств, как эпитеты, сравнения, эмоционально-оценочная и сказочная лексика.
Таким образом, полученные выводы и обобщения могут явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в этой области, а организационно-педагогические условия ее становления открывают новые возможности в области развития описательной речи дошкольников.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Изучение развития метафоричности речи у детей 6–7 лет (Нижневартовский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Изучение сформированности умений сочинять загадки у детей 5-6 лет (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - Особенности связной речи старших дошкольников с ОНР на основе пересказа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7700 р. Год сдачи: 2016 - Особенности связной речи старших дошкольников с ОНР на основе пересказа
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7700 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК-ОПИСАНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ ПО НАБЛЮДАЕМЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



