Введение 3
1. Теоретические основы разработки программы организационных
изменений деятельности компании с целью повышения эффективности ее деятельности
1.1. Основные категории управления организационными изменениями 6
1.2. Методы разработки и реализации программ организационных изменений деятельности компании с целью повышения эффективности ее деятельности
1.3 Отечественный и зарубежный опыт разработки и реализации
программ организационных изменений деятельности компании с целью повышения эффективности ее деятельности
2. Анализ практики разработки программ организационных изменений
в ПАО «Сбербанк России»
2.1. Общая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк России» 29
2.2. Обзор программ организационных изменений в ПАО «Сбербанк» и его филиалах
2.3. Проблемы разработки и реализации программ организационных изменений в ПАО «Сбербанк России» и его филиалах
3. Предложения и рекомендации по разработке программ
организационных изменений в ПАО «Сбербанк России» и его филиалах
3.1. Актуальные направления организационных изменений в
деятельности ПАО «Сбербанк России» и его филиалов
3.2. Совершенствование программы организационных изменений ПАО «Сбербанк России» в РТ
3.3. Оценка эффективности мероприятий в сфере организационных изменений деятельности ПАО «Сбербанк России»
Заключение 71
Список использованных источников
Возрастающий интерес, проявленный к теме проведения организационных изменений организаций и их отдельных направлений, поднимает проблему понимания всей важности экономической эффективности.
Наиболее важным инструментом повышения эффективности деятельности организации в условиях современной экономики являются организационные изменения как форма реструктуризации системы управления хозяйствующего субъекта, так как правильно выстроенная система управления способствует созданию благоприятных предпосылок для качественных управленческих решений.
Развитие телекоммуникационной отрасли, совершенствование технологий, увеличение темпов изменения конкурентной среды и, что не мало важно, повышение общего уровня жизни диктуют производителям совершенно новые стандарты. В этом и заключается актуальность исследования, что тот уровень, который мы имеем сегодня, абсолютно точно приведет к необходимости радикальной трансформации методов управления и технологий.
Вопреки большому количеству исследований и работ многих ученых, данная тема сохраняет свою актуальность. Все работы в этой сфере можно свести к одному общему знаменателю - это сочетание разнообразных методик использования анализа хозяйственной деятельности несмотря на то, что в них отсутствуют рекомендации по проведению комплексных организационных изменений практического характера.
Необходимо поставить и решить задачи актуального характера, которые позволят проиллюстрировать экономический смысл эффективности изменений. Также необходимо получить более полное представление как о практических, так и о теоретических методах, технологиях и инструментах, которые могут быть применены в современной России.
Данные причины делают постановку проблемы актуальной и вызывают необходимость проведения исследований, ориентированных на углублённое изучение и выявление направлений повышения результативность проводимых организационных изменений в компании с применением инновационных инструментов. Реализация программ организационных изменений должна привести к повышению прибыли организации, и как результат значительно повысит конкурентоспособность компании и приведет к экономическому росту. К главной проблеме проведения организационных изменений хозяйствующих субъектов нужно выделить сложность выбора критериев оценки направлений организационных изменений в компании и результативность предлагаемых мер. Комплексная оценка результативности проекта организационных изменений на основании методики управления эффективностью позволяет интегрировать экономические метрики и параметры, отражающие стратегическое рост компании, а также регулировать внедрение изменений на всех стадиях реализации.
Предметом исследования выступили процессы управления организационными изменениями.
Объектом исследования является ПАО «Сбербанк» и его филиалы.
Целью исследования является формирование предложений и рекомендаций по разработке программ организационных изменений в ПАО «Сбербанк» и его филиалах.
В строгом соответствии с целями и исходя из специфики процесса организационных изменений ПАО «Сбербанк России», были поставлены следующие задачи:
1. определить содержание организационных изменений в контексте структуры компании. Проанализировать совокупность подходов и принципов определения результативность организационных преобразований в компании, а также установить взаимосвязь между основными экономическими параметрами деятельности предприятий, определением целей и результатами реализации высокоэффективного стратегического плана организационных изменений;
2. понять механизм и выработать методологические подходы к осуществлению организационных изменений в филиале компании;
3. определить не только элементы, но и связи внутри структуры управления; определить зависимость структуры с ее целями, задачами и функциями; провести исследование основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия; разработать рекомендацию по управлению организационными изменениями внутри дополнительного офиса банка.Теоретическую базу работы составляют труды российских ученых в области финансового анализа. Информационную базу исследования составляют учебные пособия; законодательные и другие нормативные акты, данные бухгалтерской отчетности; материалы о методах оценки финансового состояния, опубликованные в периодической и специальной литературе.
Методологической основой работы послужили методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, горизонтальный и вертикальный анализ, факторные и расчетно-аналитические методы, анализ коэффициентов.
Изменения - главная движущая сила, позволяющая предприятию развиваться и быть конкурентоспособной на рынке. Но если не планировать изменения, то изменения могут встретить сопротивление на различных уровнях: личностном или организационном. Для того чтобы преодолеть сопротивление важно адаптировать фирму к нововведениям, ведь профессиональная адаптация - ключ к выживанию и благополучию любой хозяйствующей системы. В результате изучения большого массива информации были изучены типы перемен, основные подходы к их внедрению и методы реализации. Главным в адаптации является ориентированность на персонал, учет их личностных восприятий преобразований. Также были выявлены основные причины сопротивления изменениям и методы борьбы сними. Таким образом, адаптация и ее инструменты являются важным аспектом в управлении организацией в условиях транзитивной экономики. Без знаний в данной области предпринимательская структура не сможет успешно осуществлять свою деятельность, так как будет неустойчивой к изменениям окружающей среды и внутренним перестройкам.
Во второй главе удалось оценить финансовое состояние деятельности ПАО «Сбербанк России». На современном этапе большую роль играют различные технологии, которые кардинально меняют специфику взаимодействия между банком и клиентом. По сути, банк становится полноценной платформой взаимодействия с клиентом. В связи с этим, финансовые услуги станут лишь одной из многих составляющих клиентского предложения. Большую роль будет играть лояльность клиентов, в связи с чем, бизнес-модель будет постоянно меняться и модернизироваться, исходя из того, чтобы удержать имеющихся и привлекать новых клиентов.
Повышение эффективности развития ПАО «Сбербанк России» требует модернизации организационной структуры управления в соответствии с требованиями цифровой экономики, инновационными решениями в банковской сфере. Нами предложены новые организационные звенья ПАО «Сбербанк
России» по Республике Татарстан, такие как создание отделов по Private Banking (индивидуальному управлению крупными вкладами обеспеченных слоев населения), по кредитованию инновационных проектов на принципах современного проектного кредитования, отдела по управлению формирование и внедрением банковских стартапов, а также группы по опережающей цифровизации банковских услуг. Выделены целесообразность и основные функциональные обязанности такого рода предлагаемых новых или модифицированных организационных звеньев ПАО «Сбербанк России».
Также, предлагается сформировать проектную группу в области опережающей цифровизации деятельности ПАО «Сбербанк России», ориентированную, в первую очередь, на рост интенсивности вовлечения в цифровые банковские процессы пенсионеров. Такая группа должна состоять как из технических специалистов и IT-сотрудников, так и из банковских маркетологов. Основными направлениями ее деятельности могут быть: разработка чипа - вставного устройства к телефону, которое позволило бы реализовать режим Сбербанк-он- лайн на самых примитивных моделях мобильных устройств; крайнее упрощение процедур Сбербанк-онлайн непосредственно на мобильных устройствах (две- три кнопки) при сохранении требований к безопасности трансакций; организация экспресс-обучения пенсионеров цифровым технологиям непосредственно в офисах банка.
1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 13.07.2015) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2015) // http: //www.consultant .ru
2. «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств»
(утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) (ред. от 19.05.2015)//
http: //www.consultant .ru
Книги, монографии
3. Аганбегян А.Г. Еще раз о новой роли банков в современных условиях // Деньги и кредит. - 2016. - № 12. - С.3-8.
4. Арсланбеков А.А. Банковское дело / А.А.Арсланбеков. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 416с.
5. Афанасьева О.Н. Банковское дело: учебник / О.Н.Афанасьева. — М.: КНОРУС, 2013. — 264с.
6. Ахмедов Р.Н. Современные проблемы развития банковской системы России // Микроэкономика. - 2016. - № 1. - С.135-139.
7. Бабурина Н.А. Кредитно-инвестиционный потенциал банка: понятие и элементы // Вестник Тюменского государственного университета. — 2014. — №7. — С.34-39.
8. Бакулина Т.С. Организация деятельности коммерческого банка / Т.С.Бакулина. — М.: РИОР, 2014. — 649с.
9. Банковские и небанковские кредитные организации и их операции: учеб-ник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 559с.
10. Банковское дело / Ю. Соколов и др.; под ред. Ю. Соколова, Е. Жукова. - Москва: Юрайт, 2016. - 592 с.
11. Банковское дело : учеб. для бакалавров / под ред. Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. - М. : Юрайт, 2016. - 590 с.
12. Банковское дело: управление и технологии / под ред. А.М. Тавасиева.
— М.: Финансы и статистика, 2013. — 663с.
13. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело организация деятельности коммерческого банка. Учебник для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2017. — 422 с.
14. Борисюк Н.К. Банковское дело: учебное пособие / Н.К.Борисюк. — Омск: ОГУ, 2014. — 296с.
15. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям: учебник / М.А.Бо- ровская. — Таганрог: ТРТУ, 2014. — 169с.
16. Вдовин В.М. Информационные технологии в финансово-банковской сфере: Практикум / В.М. Вдовин. - М.: Дашков и К, 2017. - 248 с.
17. Герасимов Б.И. Экономический анализ менеджмента качества коммерческого банка / Б.И.Герасимов, А.Ю.Сизикин. — М.: РИОР, 2014. — 649с.
18. Г олубев А.А. Банковское и страховое дело / А.А.Голубев. — М.: ИН- ФРА-М, 2013. — 507с.
19. Г олубев С.А. Банковская система России: пути развития / С.П.Голу- бев. — М.: РИОР, 2014. — 119с.
20. Дик В.В. Банковские информационные системы / В.В. Дик. - М.: Маркет ДС, 2017. - 815 с.
21. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник. — М.: Омега-Л, 2014. —
480с.
22. Жарковская, Е. И., Арендс, И.У. Банковское дело / Е.И. Жарковская, И.У. Арендс. - Москва: Омега-Л, 2017. - 304 с.
23. Жукова Е.Ф. Банковский менеджмент: учебник. - М: ЮНИТИ- ДАНА, 2014. - 319с.
24. Зюкин А.А. Банковская система России: учебник / А.А.Зюкин. — М.: Высшая школа, 2015. — 447с.
25. Иода Е.В. Основы организации деятельности коммерческого банка / Е.В.Иода, И.Р.Унанян. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 262с.
26. Исаева Е.А. Банковское дело: учебно-практическое пособие / Е.А.Исаева. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 667с.
27. Квашнина Т.В., Ухов И.Р. Управление при потребительском кредитовании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 5(5). URL: https://muchfomm.ru/joumal/stud/5/20829 (дата обращения: 12.10.2018).
28. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Принятие решений в условиях изменений: психологические аспекты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23-26.
29. Коваленко С.Б. Банковское дело: учебное пособие / С.Б.Коваленко. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 160с.
30. Коробова Г.Г. Банковское дело. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016.201с.
31. Крылов С.И. Сбалансированная система показателей и финансовый анализ в разработке и реализации финансовой стратегии организации // Теория учетно-контрольных и аналитических процессов. — 2015. — №1 — С45-55.
32. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 528с.
33. Кулешова В.С. «Кредитный конвейер» как средство автоматизации в кредитной сфере // Наука, техника и образование . - 2015. -№6 (12). - С. 59-63
34. Молохов А.В., Порубиновская В.В. О некоторых изменениях в сфере потребительского кредитования // Банковское дело. - 2014. - № 1. - С. 85-87.
35. Мызников, М.В. Стандартизация финансовых операций: необходимость, цели и возможности / М.В. Мызников, А.Л. Кузьмин, А.С. Обаева // Деньги и Кредит. - 2015. - №3. - С. 9-13.
36. Обаева, А.С. Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы - новая цель деятельности Банка России /А.С. Обаева // Деньги и кредит. - 2016. - №1. - С. 26-31.
37. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика/Под общ. ред. В.Ф. Максимовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. -751
Электронные ресурсы
38. Официальный сайт Сбербанка России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ru (дата обращения: 05.12.2018 г.)
39. Стратегия развития ПАО «Сбербанк России» на период 2014 - 2018
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.sberbank.ru/ru/about/today/strategy_2018 (дата обращения: 15.04.2019
г)
40. Республика Татарстан в цифрах: статистический ежегодник. - Казань, 2018.- 380 с.
41. Палей Т.Ф. Корпоративный контроль в системе управления организацией. - Казань: из-во КФУ, 2013. - 120 с.
42. Российская экономика: проблемы и перспективы. - М.: Из-во Института экономической политики, 2019. - 568 с.
43. Абдуллина С.Н., Павлова А.В. Методология нормативного планирования в новой экономике “эффективность - справедливость” // Наука Красноярья. - 2017. - Т. 6. - № 3-2. - С. 90-103.
44. Феофантов А.И. Модель оценки эффективности коммерческих систем// Вестник экономики и менеджмента. 2017. №4. С.35 - 39.
45. О'Райли III Чарльз , Ташмен Майкл Победить с помощью инноваций: Практическое руководство по управлению организационными изменениями и обновлениями - ООО «Альпина паблишер», 2014. - с. 53 - 96.