Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения устной иноязычной речи на среднем этапе обучения 6
1.1 Теоретические основы обучения устной иноязычной речи 6
1.2 Методические аспекты обучения устной речи 13
1.3 Психологические особенности обучения иностранному языку на
среднем этапе 22
Глава 2. Методика проектного обучения устной речи на среднем этапе обучения с использованием аутентичных материалов 33
2.1 Система упражнений для обучения устной диалогической речи 33
2.2 Система упражнений для обучения устной монологической речи 37
2.3 Оценка результативности проектного обучения устной речи на среднем этапе обучения с использованием аутентичных материалов при обучении
иностранному (немецкому) языку 45
Заключение 59
Список использованных источников 60
Приложения
Основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения является овладение учениками умением общаться на иностранном языке, которое предполагает формирование иноязычной коммуникативной компетенции. В современных условиях расширения коммуникативных границ все большую актуальность и ценность приобретает необходимость формирования навыков и умений устной речи, которые в свою очередь позволят сформировать личность, способную осуществлять успешные коммуникации с носителями другого языка и культуры.
При обучении современному немецкому языку как иностранному особая роль отводится обучению устной речи как цели и как средству, поскольку она способна вызвать обеспечить мотивацию и интерес к изучению языка в современных школах. Именно развивающие возможности устной речи и являются причиной всевозрастающего интереса к ней методистов и учителей-практиков (Л.И. Агаюнова, И.Л. Бим, О.В. Володарская, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов и др.).
Несмотря на такой повышенный интерес к данному вопросу все же существует ряд нерешенных методических проблем. Так, в современных исследованиях нет единого понимания, что необходимо подразумевать под основой обучения немецкоязычной устной речи - слуховое или зрительное восприятие, лексический материал, или связный текст. Относительно обучения монологической и диалогической устной речи также существуют различные точки зрения, в частности по поводу их соотношения в учебном процессе, по поводу их последовательности, по поводу регламентированности тематики и ситуативности. Не определена и система упражнений, которые направлены на развитие навыков устной речи, и их взаимосвязь с учетом различных видов устной речи (диалогической / монологической, подготовленной / неподготовленной). Наличие вышеперечисленных вопросов свидетельствует об актуальности более глубокого исследования особенностей формирования навыков немецкой устной речи.
Объект - процесс обучения устной речи на немецком языке в качестве иностранного.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование навыков устной речи в условиях коммуникативно - направленного обучения.
Цель работы - выявить особенности обучения устной речи на немецком языке и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование навыков монологической и диалогической речи в условиях коммуникативно-направленного обучения на среднем этапе обучения языку.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические, методологические и психологические аспекты обучения устной речи на среднем этапе;
- разработать комплекс упражнений по обучению монологической и диалогической речи на среднем этапе;
- провести апробацию и оценить результативности использования аутентичных материалов при обучении устной речи на среднем этапе.
В соответствии с целью и задачами данной работы были использованы следующие методы исследования: в работе используется комплексный метод исследования, включающий методы сравнения и абстрагирования, описательно-аналитический метод, наблюдение, опытно-экспериментальное исследования по оценке результативности использования аутентичных материалов при обучении устной речи на среднем этапе. Данные методы использовались не изолированно друг от друга, анализ проводился комплексно, с привлечением на каждом этапе работы тех приёмов и методов, которые более всего удовлетворяют поставленным целям и задачам исследования.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что рассмотрены особенности обучения устной монологической и диалогической речи, раскрыты психологические особенности обучения немецкому языку на среднем этапе, подобраны комплексы упражнений для обучения устной речи, а также проведена апробация и оценка результативности применения аутентичных материалов на уроках немецкого языка.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания немецкого языка, на семинарских и практических занятиях, в курсах лекций по «Методике преподавания немецкого языка».
Научная новизна исследования заключается в разработке серии дополнительных упражнений с использованием аутентичных материалов, которые можно использовать для формирования навыков устной иноязычной речи на ситуативной основе.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы, включающего источники на русском и иностранных языках.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, выделяются объект и предмет исследования, цель, задачи и методы.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы обучения устной иноязычной речи на среднем этапе обучения, даются определения основным понятиям, рассматриваются цели и содержание обучению устной речи на среднем этапе обучения.
Во второй главе разрабатывается комплекс упражнений по обучению монологической и диалогической речи на среднем этапе, а также проводится апробация результативности использования аутентичного материала при обучении устной речи школьников.
В заключение обобщены результаты проведенного теоретического и практического исследования, сформулированы основные выводы.
Цель работы была выявить особенности обучения устной речи немецкого языка и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование навыков монологической и диалогической речи в условиях коммуникативно-направленного обучения немецкой на среднем этапе обучения языку.
Устная речь охватывает основные виды речевой деятельности, такие как говорение, аудирование, чтение, монологическую и диалогическую речь, при этом под обучением устной речи понимается сложный процесс, который находится в тесной связи с формированием и усовершенствованием лексических и грамматических навыков, а также умением применять их для создания неподготовленной речи.
Для обучения диалогической и монологической речи применяются разные комплексы упражнений.
Анализ отобранных пособий указывает на то, что упражнения в них направлены на формирование навыков как монологической, так и диалогической речи. В то же время упражнения на развитие навыков устной речи имеют общую тенденцию, а задания творческого характера на ситуативной основе, которые способствовали бы формированию навыков устной речи, практически отсутствуют.
Соответственно, нами была разработана серия дополнительных упражнений, которые можем использовать для формирования навыков устной иноязычной речи на ситуативной основе.
1. Агаюнова Л.И. Обучение устной немецкой речи на коммуникативно-когнитивной основе на начальном этапе средней общеобразовательной школы (5-6 кл. ): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - С.- Пб., 1993. - 21 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2009. - 448 с.
3. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): Учебное пособие / И.Л. Бим. - Обнинск: Изд-во Титул. - 2017. - 48 С.
4. Володарская О.В. Система упражнений для обучения учащихся основной школы устной речи на немецком языке как втором иностранном с использованием интерактивной доски // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 4 (34): в 3-х ч. Ч. I. - C. 46
51.
5. Гальскова Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика; учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак.
ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
6. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики.- М. : Просвещение, 2017.- 235с.
7. Дьяченко, В. К. Коллективная структура учебного процесса и её развитие / В. К. Дьяченко. - М. : Наука, 2015.- 167c.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам (Пособие для учителя). - М.: «АРКТИ», 2013. - с.165
9. Иванова Т.В. Технологии и методики обучения иностранным языкам. Практикум. Иванова Т.В.; Киреева З.Р.; Сухова И.А. - Уфа: Изд. БГПУ, 2015. - с. 103-130
10. Иванова Т.В. Технологии и методики обучения иностранным языкам. Часть I/ Иванова Т.В.; Киреева З.Р.; Сухова И.А. - Уфа: Изд. БГПУ, 2017. - с. 126
11. Иванова Т.В. Технологии и методики обучения иностранным языкам. Часть II/ Иванова Т.В.; Киреева З.Р.; Сухова И.А. - Уфа: Изд. БГПУ, 2016.-с.31-81
12. Ильина О.В. Обучение монологу - рассуждению на старшем этапе в средней школе//Английский язык в школе. - Обнинск: изд - во Титул, 2016. - С. 14-17.
13. Каменская, О. Л. Текст и коммуникация [Текст] / О. Л. Каменская.- М. : Издательский центр «Академия», 2016. -154с.
14. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - С.-Пб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001. - 224 с.
15. Кудряшова О.В. Компетентностный подход к обучению письменной речи как проблема теории и практики обучения иностранным языкам // Вестник ЮУрГУ. - 2007. - № 1. - С. 36-41.
16. Кузнецова, И. Почему нужно работать в группах [Текст] / И. Кузнецова // Начальная школа : плюс до и после. - 2017. - №11. - С.16.
17. Куклина, С. С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения [Текст] / С. С. Куклина // Иностранные языки в школе.- 2016. - №1.- С.25.
18. Лапидус Б.А. [Текст]/ Иностранные языки в школе//гл. ред. Каменицкая Н.П. - М.: «Чеховский полиграфический комбинат» - 2016. - №8 - с.126.
19. Мартан Ж.П., Ратнер Ф.Л., Рахимова А.Э. Использование метода «Учение через обучение» на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. №6, 2018. - с. 2-5.
20. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. - М. : Академия, 2017. - 208 с.
21. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
22. Общие проблемы теории обучения иностранным языкам / Т.Ю. Тамбовкина, А.О. Бударина, А.В. Шершнева. - Издательство РГУ им. И. Канта, 2008.
23. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
24. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2005.
25. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
26. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. - М.: «Просвещение», 2013. - с. 8-121
27. Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафонова. - М. : Высшая Школа, 2016. - 175с.
28. Сиротинина, О. Б. Социолингвистический фактор в становлении языковой личности / О. Б. Сиротинина // Языковая личность : социолингвистические и элютивные аспекты. - Волгоград, Саратов. : Перемена, 2016.- С.164-180.
29. Сластёнин, В. А. Общая педагогика [Текст]. В 2 ч. Ч1. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н Шиянов; под ред. В. А Сластёнина: - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.- 286c.
30. Словарь русской лингвистической терминогогии / Мин-во обр. Российской Федерации, Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп: Качество, 2015. - 344 с.
31. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам (Базовый курс лекций), 4-е изд. - М.: «Просвещение», 2015. - с. 164-174
32. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам (Продвинутый курс), 2-е изд. - М.: «Астрель», 2015. - с. 272
33. Терещенко В.А. Немецкий язык. Методика и практика преподавания. URL: http://www.twirpx.com/file/1033189/.
34. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для учеников. - Ростов-на-Дону «Феникс», 2004. - С. 268-274.
35. Фурманова, В. П. Коммуникативный фактор в учебном процессе / В. П. Фурманова.- М. : Высшая школа, 2016. - 150c.
36. Частухина А.Ю. Развитие навыков устной речи./Иностранные языки в школе/Золотые страницы//гл. ред. Каменицкая Н.П. - М.: «Чеховский полиграфический комбинат» - 2016. - №4 - с. 98-103
37. Чижикова, Е. В. Педагогическое речевое взаимодействие как фактор формирования ценностных ориентаций подростков: автореф. дисс. ... канд. педаг. наук : 13.00.01 / Е. В. Чижикова - Тамбов, 2014. - 22 с.
38. Чиханова, О. В. Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении / О. В Чиханова // Начальная школа : плюс до и после. -
2015. - №11. - С.22.
39. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
40. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и учеников языковых вузов. - М.: Икар, 2011. - 454 с.
41. Fichter, Joseph H. Grundbegriffe der Soziologie / Joseph H. Fichter. - Wien, 1969. - 98s.
42. Gazda, G. M. Group procedures with children : A developmental approach // Councelling children in groups ; еd. By M. M. Ohlaen.- N. Y., 2013.- 165р.
43. Schwerdtfeger, Inge C. Gruppenarbeit und innere Differenzierung /
Inge Schwerdtfeger. - Goethe - Institut inter Nationes, Munchen, 2015.- 192s.
44. Schwerdtfeger, Inge C. Gruppenarbeit im Unterricht Deutsch als Fremdsprache als Aspekt einer antropologischen Didaktik. Ubungssammlung / Inge Schwerdtfeger. - Goethe-Institut inter Nationes, Munchen, 2016. - 40s.
45. URL: http://repetitor.info/article/
46. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/.
47. URL: https://infourok.ru/.
48. URL: http://www.konnesans.ru/cnt/272.html.
49. URL: http://ru.calameo.com/read/002613864bcf7dc209717.
Материалы
50. УМК «Deutsch. Schritte 4» / ред. И.М. Бим. - 2008.