Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международно-правовые стандарты в области регулирования защиты прав человека в сфере международного бизнеса

Работа №32449

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы133
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
557
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования и история формирования международных стандартов в области бизнеса и прав человека 11
1. Понятие международных стандартов в области международного бизнеса и прав
человека 11
2. Ключевые субъекты в международном бизнесе и правах человека 18
3. Разработка международных стандартов в области международного бизнеса и
прав человека 26
3.1. Кодекс поведения для Транснациональных корпораций 26
3.2. Нормы об обязанностях транснациональных корпораций 28
3.3. Глобальный договор ООН 32
3.4. Рамочная концепция Джона Рагги «Защищать, соблюдать и восстанавливать
в правах» 35
Выводы 39
Глава II. Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека как международный стандарт в области бизнеса 42
1. Первый столп. Обязанность государства защищать права человека 43
2. Второй столп. Корпоративная ответственность 50
3. Третий столп. Доступ к средствам правовой защиты 57
Выводы 64
Глава III. Защита прав человека в рамках международных стандартов в области прав человека и бизнеса 68
1. Механизмы рассмотрения жалоб 68
1.1 Государственные судебные механизмы 70
1.2 Государственные внесудебные механизмы 72
1.3. Негосударственные механизмы 77
2. Определение понятия «жертва» 81
3. Барьеры, препятствующие доступу к средствам правовой защиты 88
3.1. Правовые барьеры 89
3.2. Практические барьеры 93
3.3. Процедурные барьеры 96
Выводы 100
Заключение 104
Список сокращений 109
Список использованных источников и литературы 110
Приложения

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, большое число грубых и массовых нарушений прав человека ТНК, вплоть до соучастия в преступлениях против человечности в результате осуществления предпринимательской деятельности стало одной из главных причин, по которой мировое сообщество заинтересовалось проблемой регулирования деятельности коммерческих предприятий . Так как в результате грубых нарушений прав человека гибнут тысячи людей, то подобная тема требует скорейшего и тщательнейшего изучения для предотвращения возникновения подобных нарушений в будущем.
Во-вторых, в последние десятилетия международное сообщество предпринимает усиленные шаги по разработке международно-правовых стандартов в области международного бизнеса и прав человека. В частности, в прошлом году Межправительственная рабочая группа открытого состава по ТНК и другим предприятиям в аспекте прав человека выпустила проект юридически связывающего документа для регулирования в международном праве прав человека деятельности транснациональных корпораций и других предприятий.
Во-третьих, тема международного бизнеса и прав человека сегодня включена в повестку дня ООН. Так, на 7-ом ежегодном Форуме ООН по вопросам предпринимательской деятельности и прав человека Верховный комиссар Мишель Бачелет отметила, что «движение за обеспечение прав человека коммерческими предприятиями набирает силу» и что «участие
коммерческих предприятий в Форуме растет с каждым годом» . В 2018 году форум собрал более 2 500 участников из 130 государств, которые представляли самые разные категории заинтересованных сторон . Стабильный и ежегодный рост участников форума свидетельствует о заинтересованности мирового сообщества в данной проблеме и актуальности проводимого нами исследования .
В-четвертых, несмотря на повышенный интерес, по утверждению С. Л. Натапова «до сих пор в международном праве в области прав человека фактически отсутствуют нормы и механизмы, которые позволяли бы привлекать ТНК к ответственности за нарушения прав человека и таким образом обязывали бы ТНК соблюдать международно-правовые стандарты прав человека» . Эта точка зрения подкрепляется Н.Ф. Кислицыной, обозначившей, что «в международном праве как на универсальном уровне, так и на региональном не разработаны императивные нормы, регулирующие защиту прав человека в сфере международного бизнеса» .
По нашему мнению, отсутствие императивных норм связано с несколькими причинами. К ним следует отнести, например, высокие материальные затраты по реализации императивных норм (что особенно актуально для развивающихся стран), а также сложность согласования подобных соглашений . Многие государства не хотят брать на себя обязательства, которые они не смогут исполнить. Более того, государства и корпорации открыто выступают против юридически-обязательного договора, устанавливающего международно-правовую ответственность предприятий.
Предприятия не хотят нести дополнительную ответственность, которая приведет к дополнительным издержкам, также, как и государства не хотят обременять себя лишними обязательствами. В результате этого, ТНК остаются фактически безнаказанными, но, что ещё хуже, жертвы корпоративных злоупотреблений не могут получить эффективное средство правовой защиты.
Наконец, пятой причиной актуальности проводимого исследования является тот факт, что область пересечения международного бизнеса и прав человека практически не изучена в отечественной доктрине международного права.
Все вышеназванные аспекты и предопределили выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы. В отечественной доктрине международного права существует всего два диссертационных исследования, посвященных изучению международно-правовых стандартов в области международного бизнеса и прав человека: «Обеспечение прав человека в деятельности корпораций в европейском праве» И. А. Арсеньева 2017 г. и «Привлечение к ответственности транснациональных корпораций за нарушение норм международного права в области прав человека» С. Л. Натапова 2011 года. Оба исследования в значительной мере сконцентрированы на изучении механизмов правовой защиты в рамках Европейского Союза.
Некоторые вопросы международного бизнеса и прав человека затрагиваются в отдельных научных статьях Н. Ф. Кислицыной, А. Ю. Клюни, и И. А. Арсеньева.
Западными же авторами было сделано гораздо больше исследований в области МБПЧ. Ведущим ученым по праву считается один из родоначальников этого направления профессор Джон Г ерард Рагги, чья книга Just Business и составила основу настоящего диссертационного исследования.
Проблематике имплементации и развития международно-правовых стандартов на территории Совета Европы посвящена работа К.М. О’Брайен Business and Human Rights. A handbook for legal practitioners.
При рассмотрении вопросов корпоративной структуры в национальном аспекте использовалась книга И. С. Шиткиной «Корпоративное право», в международном - Р. Август «International business law: text, cases, and readings».
В книге Business and Human Rights. From Principles to Practice коллектив авторов рассматривает наиболее актуальные вопросы в области международного бизнеса и прав человека, к которым относятся, в частности, имплементация международно-правовых стандартов в национальное право, корпоративная подотчетность предприятий, доступ к средствам правовой защиты, концепция должной заботы о правах человека и многие другие.
Существующие пробелы в правовом регулировании выявляет Н. Берназ в своей книге Business and human rights: history, law and policy: bridging the accountability gap.
Значительная часть вопросов трансграничной защиты прав человека от корпоративных злоупотреблений, а также корпоративной ответственности рассмотрена различными авторами западного академического журнала «Business and Human Rights Journal».
Объектом диссертационного исследования является международный бизнес и права человека.
Предметом исследования являются международно-правовые стандарты по защите прав человека.
Цель диссертационного исследования определить роль международноправовых стандартов в защите прав человека от неблагоприятного воздействия ТНК и других коммерческих предприятий.
В соответствии с изложенной целью, задачами диссертационного исследования являются:
• определить понятие международно-правовых стандартов прав человека в области международного бизнеса
• изучить существующие международно-правовые стандарты прав человека в области международного бизнеса.
• определить понятие «жертва неблагоприятного воздействия»
• рассмотреть имеющиеся механизмы рассмотрения жалоб в рамках международно-правовых стандартов в области международного бизнеса
• изучить доступные жертвам средства правовой защиты, предоставляемые в рамках механизмов рассмотрения жалоб.
• выявить барьеры, препятствующие доступу к средствам правовой защиты
Методологические основы исследования. При проведении диссертационного исследования применялись формально-логические, общенаучные и частнонаучные методы.
Среди формально-логических методов, особую важность для исследования представляют методы анализа, синтеза и моделирования. Также в работе использовались историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.
Использованные методы позволили провести полное и всестороннее исследование существующих международно-правовых стандартов в области международного бизнеса и прав человека, выявить существующие пробелы в правовом регулировании и сделать соответствующие выводы.
Теоретическую основу исследования составили труды как зарубежных исследователей, так и отечественных ученых-юристов, специалистов в области международного права, международного права прав человека, права ЕС, права международных организаций, права международного бизнеса, корпоративного права и права международной ответственности.
В работе использованы труды: А.Х.Абашидзе, Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунова, Р.М. Валеева, М. В. Кешнер, Г.И. Курдюкова, Ю. В. Самович, И.С. Шиткиной, Н.Ф. Кислицыной, А. Ю. Клюни, М. Ю. Вылежаниной и др.
Также в работе были использованы труды ведущих зарубежных исследователей международного бизнеса и прав человека на английском языке: D. Baumann-Pauly, J. Nolan, N. Bernaz, J. G. Ruggie, С.М. O’Brien, R. August, S. Deva, J. Zerk, G. Skinner, K. Starmer, J. Sarah, T.L. Kirkebo, B. Karin, F. Snyder, D. Augenstein, F. Wettstein и др.
Нормативная и эмпирическая основа исследования включает в себя международно-правовые стандарты прав человека договорных органов ООН, международные трудовые стандарты МОТ.
Отдельно стоит отметить международно-правовые стандарты в области международного бизнеса и прав человека, анализу которых было уделено наибольшее внимание: Руководящие принципы ОЭСР для
многонациональных предприятий 1976 г. (в ред. от 2011 г.); Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 1978 г. (в ред. 2017 г.); Декларация МОТ об основополагающих правах в сфере труда 1998 г. Кодекс поведения для ТНК 1976 г., Глобальный договор ООН 2000 г., Нормы об обязанностях транснациональных корпораций 1988, Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека 2011.
Кроме того, в работе были использованы замечания общего порядка договорных органов ООН, отчеты Комиссии по правам человека, Совета по правам человека, резолюции Генеральной ассамблеи, записки Генерального Секретаря, доклады Специального представителя по ТНК и правам человека Джона Рагги и другие документы международных организаций.
Эмпирическую основу исследования составили решения национальных судов государств-членов ЕС, ЕСПЧ, а также договорных органов ООН.
Теоретическая и практическая значимость исследования. На сегодняшний день, на территории ЕАЭС отсутствуют какие-либо меры по защите прав человека от корпоративных злоупотреблений. Кроме того, ни одно из государств-членов ЕАЭС не объявило о признании каких-либо международно-правовых стандартов в области бизнеса и прав человека. Данная диссертационная работа призвана изменить сложившуюся ситуацию.
По нашему мнению, настоящая работа может помочь государствам- членам ЕАЭС в разработке региональных стандартов по защите прав человека от корпоративных злоупотреблений, национальных планов действий. Она также может стать руководством по устранению рисков в области прав человека для малых, средних и крупных предприятий при осуществлении предпринимательской деятельности на территории ЕС и Совета Европы. Настоящая работа может помочь обществам правозащитников при защите прав человека в международных судебных органах, в частности, в ЕСПЧ.
Мы также считаем, что данная работа может послужить введением в академическую область МБПЧ и стать основой для будущих исследований.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Научная апробация результатов диссертационного исследования была пройдена на кафедре международного и европейского права Казанского (приволжского) федерального университета.
Во время работы над исследованием магистрант проходил двухнедельную научно-исследовательскую стажировку в Венском Университете г. Вена (Австрия) в 2019 г., а также участвовал в Венецианской школе прав человека Европейского Межвузовского центра по правам человека и демократизации на кластере «Бизнес и права человека» в Венеции, о. Лидо, Монастыре Сан- Никола (Италия).
В период работы над диссертацией, магистрант выступил с промежуточными результатами исследований на двух Итоговых научнообразовательных конференциях студентов КФУ в 2018-2019 гг., на II и III международном научно-практическом конвенте студентов и аспирантов 20172018 гг., а также на I отчетной конференции магистрантов Юридического факультета КФУ 2019 г.
Результаты научного исследования были опубликованы в 3 научных статьях, две из них в сборниках материалов по итогам II и III международного конвента, и одна в IV Международном молодежном сборнике научных статей г. Липецк, 2019 г.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, основной части из трех глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность данной работы, цели и задачи настоящего исследования.
В первой главе основной части рассматриваются основные теоретические понятия, используемые в настоящей работе, а также анализируется эволюция международных стандартов в области международного бизнеса от зарождения и до наших дней.
Во второй главе рассматривается передовой международно-правовой стандарт в области прав человека и бизнеса - «Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека».
Наконец, в третьей главе рассматривается роль международно-правовых стандартов в защите прав человека от неблагоприятного воздействия ТНК. В главе выявляются имеющиеся механизмы правовой защиты в области международного бизнеса и прав человека, определяется понятие «жертва неблагоприятного воздействия предпринимательской деятельности», а также выявляются существующие барьеры, препятствующие жертвам доступу к средствам правовой защиты.
В заключении приводятся основные результаты исследования и дальнейшие перспективы его развития.
Глава I. Теоретические основы исследования и история формирования
международных стандартов в области бизнеса и прав человека.
Настоящее исследование использует методологию концепции, известной в западной академической литературе как Международный Бизнес и права человека. Данная концепция носит междисциплинарный характер и изучается в свете широкого спектра научных дисциплин, ключевой из которых является международное право.
В первой главе будет рассмотрено понятие международных стандартов в области бизнеса и прав человека, а также проанализировано становление международных стандартов в международном праве от момента их зарождения и до наших дней.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Международно-правовой стандарт прав человека - это разновидность правил, принципов или норм, имеющих или не имеющих юридически- обязательной силы и устанавливающих минимальный уровень защищаемых прав человека. Они обеспечивают защиту международно-признанных прав человека от потенциальных и фактических неблагоприятных воздействий коммерческих предприятий на права человека в результате их предпринимательской деятельности. Международно-правовые стандарты являются частью системы международного права и делятся на «мягкие» и «твердые». Твердые носят юридически-обязательный характер, а мягкие - добровольный. Обязательная сила стандартов зависит от степени их признания ключевыми субъектами в области МБПЧ. К таким субъектам относятся государства, предприятия и организации гражданского общества и правозащитников. Таким образом, даже не имея юридически-обязательной силы, тот или иной международно-правовой стандарт может оказывать практический эффект и таким образом влиять на поведение ключевых субъектов МБПЧ.
На сегодняшний день, Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека являются глобальным нормообразующим международно-правовым стандартом в области бизнеса, который одинаково признаются всеми ключевыми субъектами в области МБПЧ. Принципы представляют собой нормы «мягкого» права и на практике являются руководством для государств и предприятий, содержащим в себе практические рекомендации по соблюдению, защите и обеспечению прав человека в области бизнеса. Они также способствуют становлению корпоративной культуры по уважению прав человека.
Главной особенностью руководящих принципов, выгодно отличающей их от других международно-правовых стандартов, является акцентирование внимания государств и предприятий на обеспечении жертвам неблагоприятного воздействия доступа к эффективным механизмам рассмотрения жалоб и к эффективным средствам правовой защиты, а именно, к компенсации, реабилитации, реституции, сатисфакции и гарантии неповторения. Другим важным отличием является упоминание о барьерах, препятствующих доступу к средствам правовой защиты и механизмам рассмотрения жалоб.
Жертвами неблагоприятного воздействия коммерческих предприятий называют лиц, которым:
1) был причинён вред, который включает в себя как физический, так и моральный ущерб, материальный ущерб или же существенное ущемление прав человека.
2) вред был причинен в результате действия или бездействия в области предпринимательской деятельности транснационального характера.
Неблагоприятным воздействием на права человека называется ситуация, когда-то или иное действие лишает какое-либо лицо возможности осуществить его/ее права человека, либо ограничивает такую возможность. Потенциальным воздействием называют неблагоприятное воздействие, которое может быть оказано, но пока не оказано. Фактическое воздействие на права человека означает неблагоприятные последствия, которые уже возникли или находятся в процессе возникновения.
Чаще всего неблагоприятному воздействию подвергаются уязвимые группы лиц, к которым относятся женщины, инвалиды, дети, мигранты, коренные народы, крестьяне, рыбаки и другие лица, работающие в сельских районах, а также этнические или религиозные меньшинства, там, где эти меньшинства политически бесправны.
Защита прав жертв обеспечивается в рамках государственных судебных и несудебных, а также негосударственных механизмов рассмотрения жалоб. Эффективность механизма определяется эффективностью предоставляемого средства правовой защиты. Для того чтобы механизм был эффективным, он должен соответствовать критериям, приведенным в 31 принципе Руководящих принципов. Средство правовой защиты будет считаться эффективным, если оно является быть доступным, приемлемым, адекватным и своевременным. Наконец, все перечисленные критерии будут уместными только в том случае, если у жертв неблагоприятного воздействия отсутствуют барьеры, препятствующие доступу к средствам правовой защиты.
В ходе настоящего исследования нами были выявлены 3 категории барьеров: правовые, практические и процедурные. Они возникают на всех стадиях рассмотрения дела: 1) инициации или доступе к механизмам защиты; 2) судебном разбирательстве или процедуре принятия жалобы к рассмотрению; 3) вынесении окончательного решения. Барьеры, это то, что делает средства правовой защиты неэффективными. Наличие даже одного барьера на любом этапе рассмотрения дела препятствует получению средства правовой защиты и потому делает соответствующий механизм рассмотрения жалоб неэффективным.
Рекомендации. Проанализировав содержание всех международноправовых стандартов, рассмотрев западную и отечественную доктрину международного права, а также изучив мнения международных организаций, мы пришли к выводу, что для того чтобы устранить существующие пробелы в правовом регулировании, международно-правовой стандарт по своему содержанию должен удовлетворять следующим требованиям:
1. Устанавливать корпоративную ответственность за нарушения прав человека
2. Устанавливать корпоративную подотчетность предприятий
3. Обеспечивать минимальный уровень защищаемых прав (права человека, трудовые права, экологические права)
4. Предоставлять жертвам корпоративных злоупотреблений доступ к правосудию и эффективным средствам правовой защиты
5. Предотвращать виктимизацию жертв
6. Обеспечивать защиту после защиты для жертв неблагоприятного воздействия и их правозащитников
Кроме того, он должен иметь форму международного договора, быть универсальным по охвату и юридически-обязательным по характеру. Наконец, подобный стандарт должен предусматривать создание соответствующего механизма рассмотрения жалоб на государственном уровне, в который могли бы обращаться жертвы неблагоприятного воздействия. Хорошим примером подобного механизма является НКП ОЭСР.
Российской Федерации необходимо признать Руководящие Принципы как можно раньше и начать разработку национального плана действий. Это поспособствует развитию отношений с соседними и, в частности, с Европейскими государствами, а также позволит привлечь новые инвестиции в нашу страну. Тема МБПЧ будет активно развиваться в ближайшие годы и чем позже Россия включится в неё, тем больше убытков понесет, как экономических, так и репутационных. Степень вовлеченности мирового сообщества в развитие МБПЧ можно сравнить со стремлением убрать смертную казнь в связи с подписанием Всеобщей Декларации. 70 лет назад никто и подумать не мог о том, что смертная казнь перестанет использоваться в 90% государств. Так же и здесь. Спустя 10 лет, а может, и раньше, корпоративная культура по уважению прав человека станет неотъемлемой частью цивилизованного общества и все компании будут соблюдать права человека. Более того, соблюдение или несоблюдение прав человека станет главным критерием оценки репутации предприятия.
России также следует озаботиться проведением специальных тренингов для ознакомления с международными стандартами в области международного бизнеса должностных лиц органов государства. Очень важно воспитать в людях необходимость соблюдения данных стандартов и объяснить им необходимость обеспечения защиты прав человека от неблагоприятного воздействия коммерческих предприятий. Мы считаем, что настоящая работа может помочь в достижении обозначенной цели и поспособствовать воспитанию корпоративной культуры как среди государственных служащих, так и топ-менеджеров российских предприятий.
Предприятиям на территории РФ стоит взять инициативу по соблюдению международно-правовых стандартов в свои руки и взять на себя добровольные обязательства по их исполнению. Первым шагом правильным шагом в этом направлении будет вступление в Глобальный Договор ООН, а затем последующая изменение корпоративных кодексов в соответствии с принципами договора. Кроме того, всем предприятиям на территории РФ следует сделать программное заявление о закреплении своих обязанностей в отношении прав человека в соответствии с Руководящими Принципами предпринимательской деятельности. Следующим шагом должно быть внедрение процедуры должной заботы о правах человека на всех уровнях и во все сферы деятельности предприятий. Это позволит оценить и впоследствии нивелировать риски нарушений прав человека, что не только сэкономит средства компаний, но и поспособствует развитию корпоративной культуры, а также росту репутации на международном рынке. В конечном счете, соблюдение прав человека приведет к росту благосостояния компаний и достижению их главной цели - извлечению максимальной прибыли.
Перспективы дальнейшего исследования я вижу в нескольких направлениях. Во-первых, в совершенствовании теоретико
методологического аппарата исследования области МБПЧ.
Во-вторых, в рассмотрении пересечений МБПЧ с другими отраслями международного права. Например, с международным уголовным правом.
В-третьих, в расширении круга рассматриваемых международноправовых стандартов в области МБПЧ. Так, например, более детального исследования заслуживают такие стандарты как Руководство ОЭСР для многонациональных предприятий 2011 года и Трёхсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики от 1977 г.
В-четвертых, в детальном изучении существующих барьеров, препятствующих доступу к средствам правовой защиты, на территории ЕАЭС и СНГ.



1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [Электронный
ресурс] // ООН: офиц. сайт. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 15.05.2019)
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] // ООН: офиц. сайт. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения 15.05.2019)
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] // ООН: офиц. сайт.
- URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения 15.05.2019)
4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. [Электронный ресурс] // ООН: офиц. сайт.
- URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/cedaw.shtml (дата обращения 15.05.2019)
5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс]
// ООН: офиц. сайт. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 15.05.2019)
6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой
дискриминации от 21 декабря 1965 г. [Электронный ресурс] // ООН: офиц. сайт. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/raceconv.shtml (дата обращения 15.05.2019)
7. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и
членов их семей от 18 декабря 1990 г. [Электронный ресурс] // ООН: офиц. сайт. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/migrant.shtml (дата обращения 15.05.2019)
8. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный
ресурс] // ООН: офиц. сайт. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 15.05.2019)
9. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и
злоупотребления властью от 29 ноября 1985 г. [Электронный ресурс] // ООН: офиц. сайт. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/power.shtml (дата обращения 15.05.2019)
10. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. [Электронный ресурс] // ООН: офиц. сайт. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/torture.shtml (дата обращения 15.05.2019)
11. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных
народов от 13 сентября 2007 г. [Электронный ресурс] // ООН: офиц. сайт. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/indigenous righ ts.shtml (дата обращения 15.05.2019)
12. Африканская хартия прав человека и народов от 26 июня 1981 г. [Электронный ресурс]// Университет Миннесоты: Библиотека по правам человека - URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Rz 1 afchar.html (дата обращения 15.05.2019)
13. Американская Конвенция о Правах Человека от 22 ноября 1969 г.
[Электронный ресурс] // Университет Миннесоты: Библиотека по правам человека - URL:
http://hrlibrarv.umn.edu/russian/instree/Rzoas3con.html (дата обращения 15.05.2019)
Документы Совета Европы
14. Declaration of the Committee of Ministers on the UN Guiding Principles on business and human rights. 16 April 2014.
15. COM. Recommendation CM/Rec (2016)3 of the Committee of Ministers to member States on human rights and business. 2 March 2016.
Нормативно-правовые акты и документы ЕС
16. COM (2011) 681 final, «A renewed EU strategy 2011-14 for Corporate Social Responsibility» Brussels, 25.10.2011.
17. Regulation (EU) No 1215/2012 of the European Parliament and of the Council of 12 December 2012 on jurisdiction and the recognition and enforcement of judgments in civil and commercial matters (recast)
18. FRA Opinion, «Improving access to remedy in the area of business and human rights at the EU level» Vienna, 10.04.2017.
19. Policy Department, Directorate-General for External Policies. Access to legal remedies for victims of corporate human rights abuses in third countries, February 2019
Конвенции МОТ
20. Конвенция МОТ № 87 о свободе на ассоциацию (1948).
21. Конвенция МОТ № 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949)
22. Конвенция МОТ №2 111 о дискриминации в трудоустройстве и занятости (1958)
23. Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде (1930).
24. Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда (1957).
25. Конвенция МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу (1973).
26. Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению всех форм детского труда (1999).
27. Конвенция МОТ № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951).
Документы ООН
28. Ответственность корпораций за соблюдение прав человека. Пособие по толкованию. HR/PUB/12/02 [Электронный ресурс] - URL: https://www.ohchr.Org/Documents/Publications/HR.PUB.12.2 Ru.pdf
29. Часто задаваемые вопросы о руководящих принципах
предпринимательской деятельности в аспекте прав человека [Электронный ресурс] - URL:
https://www.ohchr.org/Documents/Publications/FAQ PrinciplesBussiness HR RU.pdf
30. Генеральная Ассамблея. «Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права». Резолюция 60/147 от 16 декабря 2005. UN Doc. A/RES/60/147 (21 марта 2006)
31. Генеральная Ассамблея. Права человека и транснациональные корпорации и другие предприятия от 18 июля 2017 г. UN Doc. A/72/162
32. Human Rights Council. “Business and Human Rights: Mapping International
Standards of Responsibility and Accountability for Corporate Acts.” Report
of the Special Representative of the Secretary-General on the issue of human
113
rights and transnational corporations and other business enterprises. UN Doc. A/HRC/4/035 (9 February 2007).
33. Human Rights Council. Improving accountability and access to remedy for victims of business-related human rights abuse through State-based nonjudicial mechanisms: explanatory notes to final report (1 June 2018). UN Doc. A/HRC/38/20/Add.1
34. Совет по правам человека. «Защищать, соблюдать и восстанавливать в правах: Основные положения, касающиеся бизнеса и прав человека». Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях, и других предприятиях Джона Рагги UN Doc. A/HRC/8/5 (7 April 2008).
35. Совет по правам человека. “Мандат Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях Резолюция 8/7 от 18 июня 2008. UN Doc. A/63/53 (2008).
36. Совет по правам человека. Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок Организации Объединенных Наций, касающихся "защиты, соблюдения и средств правовой защиты" Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях, Джона Рагги UN Doc. A/HRC/17/31 (21 March 2011).
37. Совет по правам человека. «Права человека и транснациональные корпорации и другие предприятия» Резолюция 17/4 от 16 июня 2011. UN Doc. A/HRC/RES/17/4 (6 July 2011).
38. Совет по правам человека. «Разработка международного юридически связывающего договора о транснациональных корпорациях и других предприятиях в аспекте прав человека». Резолюция 26/9 от 26 июня 2014. UN Doc. A/HRC/RES/26/9
39. Совет по правам человека. Доклад Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях от 30 июля 2015 г. UN Doc. A/70/216
40. Совет по правам человека. Повышение подотчетности и улучшение доступа к средствам правовой защиты для лиц, пострадавших от связанных с предпринимательской деятельностью нарушений прав человека. Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека от 10 мая 2016 г. UN Doc. A/HRC/32/19
41. Совет по правам человека. Повышение подотчетности и улучшение доступа к средствам правовой защиты для лиц, пострадавших от связанных с предпринимательской деятельностью нарушений прав человека, с помощью государственных внесудебных механизмов от 14 мая 2018 г. UN Doc. A/HRC/38/20
42. Совет по правам человека. Резолюция 17/4 Права человека и транснациональные корпорации и другие предприятия от 6 июля 2011 г. UN Doc. A/HRC/RES/17/4
43. Совет по правам человека. Доклад Специального представителя
Г енерального секретаря по вопросу о правах человека и
транснациональных корпорациях и других предприятиях Джона Рагги. Бизнес и права человека: абрис международных стандартов
ответственности и отчетности в отношении корпоративных актов от 19 февраля 2007 г. UN Doc. A/HRC/4/35
44. Совет по правам человека. Доклад Специального представителя
Генерального секретаря по вопросу о правах человека и
транснациональных корпорациях и других предприятиях. Проведение оценок воздействия на права человека - решение ключевых методологических вопросов от 5 февраля 2007 г. UN Doc. A/HRC/4/74
45. Совет по правам человека. Мандат Специального представителя
Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях от 18 июня 2008 г. UN Doc. A/HRC/RES/8/7
46. Комиссия по правам человека. Резолюция 2005/69 Права человека и транснациональные корпорации и другие предприятия от 20 апреля 2005 г. UN Doc. E/CN.4/RES/2005/69
47. Комиссия по правам человека. Доклад подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств о работе ее сорок девятой сессии от 5 ноября 1997 г. UN Doc. E/CN.4/Sub.2/1997/50
48. Комиссия по правам человека. Осуществление экономических,
социальных и культурных прав: вопрос о транснациональных
корпорациях от 10 июня 1998 г. UN Doc. E/CN.4/Sub.2/1998/6
49. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Мнения
в отношении сообщения № 88/2015, принятые Комитетом в
соответствии пунктом 3 статьи 7 Факультативного протокола от 25 апреля 2018 г. UN Doc. CEDAW/C/69/D/88/2015
50. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Сообщение № 47/2012 от 15 августа 2014 г. UN Doc. CEDAW/C/58/D/47/2012
51. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Общая рекомендация № 33, касающаяся доступа женщин к правосудию от 3 августа 2015 г. UN Doc. CEDAW/C/GC/33
52. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Замечание общего порядка № 24 об обязательствах государств по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах в контексте предпринимательской деятельности от 10 августа 2017 г. UN Doc. E/C.12/GC/24
53. Комитет по правам человека. Замечание общего порядка № 31 [80] Характер общего юридического обязательства, налагаемого на государства-участники Пакта от 26 мая 2004 г. UN Doc. CCPR/C/21/Rev.1/Add. 13.
54. Комитет по правам ребенка. Замечание общего порядка № 16 об
обязательствах государств, касающихся воздействия
предпринимательской деятельности на права детей от 17 апреля 2013 г. UN Doc. CRC/C/GC/16
55. Press Release, Secretary-General, ‘Secretary-General Proposes Global Compact on Human Rights, Labour, Environment, in Address to World Economic Forum in Davos’, UN Doc. SG/SM/6881, 1 February 1999.
56.Sub-Commission, Report of the Sessional Working Group on the Working Methods and Activities of Transnational Corporations on Its First Session, UN Doc. E/CN.4/Sub.2/1999/9, para. 32.
57.OHCHR. Access to remedy for business-related human rights abuses. A scoping paper on State-based non-judicial mechanisms relevant for the respect by business enterprises for human rights: current issues, practices and challenges. 13 December 2016.
58.OHCHR. Accountability and Remedy Project Part II: State-based non-judicial mechanisms. State-based non-judicial mechanisms for accountability and remedy for business-related human rights abuses: Supporting actors or lead players? Discussion paper prepared for the 6th UN Annual Forum on Business and Human Rights, Geneva, 27-29 November 2017
59. UN Working Group on Business and Human Rights. Guidance on National
Action Plans on Business and Human Rights (2014). [Электронный ресурс] - URL:
https://www.ohchr.org/Documents/Issues/Business/UNWG %20NAPGuida nce.pdf (Дата обращения: 15.05.2019)
Национальные нормативно-правовые акты и документы.
60. ФЗ РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ Арбитражный процессуальный кодекс [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
61. ФЗ РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ Гражданский процессуальный кодекс [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
Международные документы «мягкого права» в области Международного бизнеса и прав человека
62. OECD Guidelines for Multinational Enterprises 2011 edition [Электронный ресурс] - URL: https://www.oecd.org/daf/inv/mne/48004323.pdf
63. United nation. Draft code of conduct on transnational corporations.
E/C.10/1982/6 [Электронный ресурс] - URL:
https://digitallibrary.un.org/record/33297/files/E C.10 1982 6-EN.pdf
64. Трёхсторонняя декларация принципов, касающихся
многонациональных корпораций и социальной политики от 1977 г, пересмотренная в марте 2017 г. [Электронный ресурс] - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed emp/—
emp ent/documents/publication/wcms 574716.pdf
65. Декларация МОТ об основополагающих принципах в сфере труда и механизм ее реализации [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/ilo principles.sh tml
66. Комиссия по правам человека. Нормы, касающиеся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека. E/CN.4/Sub.2/2003/12/Rev.2 (26 august 2003) [Электронный ресурс] - URL: https://undocs.org/ru/E/CN.4/Sub.2/2003/12/Rev.2


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ