Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Творческий проект как средство развития креативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Работа №32447

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
777
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты процесса развития креативных способностей детей старшего дошкольного возраста 8
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий
исследования 8
1.2. Возрастные особенности дошкольников 18
1.3. Исследование проблем развития креативных способностей детей
старшего дошкольного возраста 26
Выводы
Глава 2. Экспериментальное исследование организации работы с творческими проектами как средство развития креативных способностей детей старшего дошкольного возраста 40
2.1. Методические аспекты организации работы с творческими
проектами как средства развития креативных способностей детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Изучение уровня развития креативных способностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) 56
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 72
Выводы
Заключение 79
Список использованной литературы 83
Приложения

В настоящее время человек вынужден жить в условиях постоянно изменяющейся социально экономической и социокультурной реальности. При этом скорость изменений в современном мире неуклонно растет, как и повышается уровень неопределенности окружающей среды. В таких условиях, опорой могут стать лишь личностные компетенции, помогающие быстро адаптироваться к новым требованиям. Одной из важнейших компетенций на сегодня является нестандартное мышление, высокая творческая активность и креативное поведение.
«Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» постулирует необходимость формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, начиная с раннего возраста. Система образования должна «обеспечить ранее раскрытие способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению» [34].
Однако современный отечественный образовательный стандарт не претерпел существенных изменений с советских времен и не отвечает современным условиям жизни. Жесткость образовательной системы и ориентация на «среднего» ребенка не позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и развить его креативность.
К сожалению, возможности развития способностей не остаются неизменными и с возрастом угасают, слабеют и, чем старше становится человек, тем быстрее его мозг теряет гибкость и пластичность, соответственно, труднее развивать его способности. Вот почему так важно, чтобы условия опережали события, и среда, окружающая ребенка, всячески культивировала его креативность, а не подавляла ее.
Так, насущной проблемой для современного общества, становится поиск такой образовательной системы, которая помогала бы максимально раскрыть потенциал и способности каждого ребенка.
Каждый здоровый ребенок появляется на свет с колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но если не развивать эти возможности и способности, они останутся неизменными и с возрастом постепенно слабеют и угасают. Чем старше человек, тем труднее развивать его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности, и чем раньше развивать их у ребенка, тем успешнее будет развитие его творческого начала.
Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит очень важная задача развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Развитие творческой и уникальной личности невозможно без развития уже с ранних лет творческих способностей и творческого воображения.
Творчество и воображение активно формируется средствами «детских» видов деятельности - восприятия сказок, самостоятельные сочинительства, игры, разновидностей художественного творчества. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мнению многих ученых, являются продуктивные виды деятельности
Решению проблем формирования и развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста может поспособствовать использования различных форм и способов организации учебной деятельности. Одной из таких форм является проектная деятельность. Метод проектов относится к числу личностно-ориентированных технологий обучения и дает педагогу возможность не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.
Актуальность проблемы внедрения проектной деятельности и метода проектов обусловлена необходимостью понимания каждым современным воспитателем сущности, особенностей и назначения метода проектов и проектной деятельности, в целом, умения разрабатывать и реализовывать различные проекты (самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и мн. другое, что входит в содержание проектной деятельности), с одной стороны, и недостаточной готовностью некоторых педагогов к данной деятельности, с другой.
Целью данного исследований является оценка потенциала творческого проекта как средства развития детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования творческий проект и творческое развитие детей.
Задачи исследования:
-провести содержательный анализ ключевых понятий исследования;
- рассмотреть возрастные особенности дошкольников;
-провести исследование проблем развития креативных способностей детей старшего дошкольного возраста;
Гипотеза исследования - креативность детей, участвующих в реализации творческих проектов, выше, чем у дошкольников, занимающихся по традиционной системе образования без участия в творческих проектах
Теоретической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по проблемам творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
Многочисленные педагоги и психологи (О.В. Дыбина, В.С. Кузин, С.Я.
Рубинштейн, Я.В. Пономарёв, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и другие) подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника - это активное участие в процессе своего развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов на практике при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста. Значимость исследования заключается в обосновании важности реализации творческих проектов в развитии креативности детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект и предмет исследования, поставлена цель и сформулированы задачи. Первая глава носит теоретический характер и посвящена изучению теоретических аспектов процесса развития креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава - практическая, отражает результаты экспериментального исследования организации работы с творческими проектами как средства развития креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В заключении отражены выводы по проделанной работе


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие инновационности и креативности мышления сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного и школьного образования. Подходы ученых к пониманию феномена креативности остаются многообразными и противоречивыми.
Креативность или креативность может быть рассмотрена, как человеческая способность, как фактор одаренности или же как совокупность некоторых факторов и качеств индивидуума. Дж. Гилфорд и Э. Торренс включали в это понятие оригинальность, как способность предлагать нестандартные решения, чувствительность к окружающему миру и интеграцию, как умение «учитывать или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов», дивергентность и гибкость мышления.
Другие исследователи добавляли к основным факторам беглости, гибкости и оригинальности мышления следующие критерии креативного мышления: ассоциативность, воображение и фантазию, рискованность, комплексность, любознательность и любопытство, навык решения проблемных ситуаций, критичность и пытливость ума; способность генерировать идеи, стремление к совершенствованию, способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции; умение преодолевать трудности, способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы, высокую концентрацию внимания, независимость, не комфортность и др.
Согласно многим исследованиям, сензитивным периодом для развития креативности мышления и поведения является дошкольный возраст. К 6-7 годам у детей уже развиты необходимые качества для реализации креативного потенциала, однако креативность в данном возрастном периоде является наивной и отличается от ее проявлений во взрослом возрасте.
Необходимость создания специальных условий, способных максимально развить креативность в дошкольном возрасте, подтверждают многие авторы.
На сегодняшний день создано множество комплексных и парциальных программ, а также методик и тренингов, которые призваны культивировать творческие способности дошкольников. При этом существует мнение, что творческим способностям и креативности нельзя обучить, а их развитие возможно лишь в том случае, если на их культивирование направлен весь образовательный процесс (К. Moyle). Поэтому, традиционная система образования, на наш взгляд, не способна обеспечить реализацию всего креативного потенциала детей. Данная система направлена на развитие творчества у детей методом подражания и предъявление некоторых образцов креативного поведения.
Исследование креативности старших дошкольников подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что креативность детей, участвующих в реализации творческих проектов, выше, чем у дошкольников, занимающихся по традиционной системе образования без участия в творческих проектах.
Процедура исследования включала в себя предъявление 4 методик экспериментальной группе, в роли которой выступали дети, регулярно участвующих в реализации творческих проектов (25 детей), и контрольной группе, к которой относились дети, посещающие традиционный детский сад (30 детей). Экспертное мнение об уровне креативности детей было предоставлено родителями (55 чел.), педагогами и воспитателями детей (6 чел.).
Методики исследования были направлены на оценку вербальной и образной областей креативности (батарея тестов «Творческое мышление», «Модифицированный вариант набора тестов Ф. Вильямса»), а также диалектического мышления (методика «Солнце в комнате», методика «Что может быть одновременно»), было проведено исследование уровня креативности старших дошкольников, регулярно участвующих в творческих проектах.
В результате исследования были получены данные о наличии статистически значимых различий между показателями экспериментальной и контрольной группы по 3 методикам: «Модифицированный вариант набора тестов Ф. Вильямса», батарея тестов «Творческое мышление», методика «Что может быть одновременно». В ходе анализа экспертного мнения посредством опросника «Шкала Вильямса» были обнаружены достоверные различия уровня креативности по оценке педагогов и воспитателей, однако оценка родителей не свидетельствовала о различиях. Также статистически значимые различия не были обнаружены по показателям методики «Солнце в комнате».
Описательная статистика подтвердила наличие более высокого уровня креативности у детей, регулярно участвующих в реализации творческих проектов.
В подтверждение выдвинутой гипотезы выступают данные об отсутствии различий уровня креативности между мальчиками и девочками. Дополнительным доказательством послужил факт отсутствия различий по показателям тестов между тремя садами, в которых реализуются творческие проекты. Те же данные получены по результатам сравнения показателей между двумя традиционными детскими садами: статистически значимые различия обнаружены не были.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о более высоком уровне развития вербального и образного компонента креативности у детей, посещающих творческую среду. Диалектическое мышление как составляющее креативного мышления также более развито у воспитанников данной педагогической системы. Как отмечалось раннее, простейший уровень диалектического мышления присущ всем дошкольникам, поэтому методика «Солнце в комнате» различий не выявила.
В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных особенностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности. Социальный заказ на креативную и инновационную личность призваны удовлетворить современные отечественные образовательные программы для дошкольного возраста. В частности, эту задачу в большинстве муниципальных детских садов решает новая программа Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», одобренная образовательным стандартом.



1. Алиева Т.И. Истоки: Базисная программа развития ребенка- дошкольника. Т.И.Алиева, Л.А.Парамонова, А.Н. Давидчук
- М.: издательский центр "Карапуз", 2015. - 229 с.
2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука/ Г. С. Альтшуллер - М.: Сов. радио, 1979. - Кибернетика. -105 с.
3. Баимбетова Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 2014.А. В. Петровский
4. Беляева Е. Н. Развитие креативности в сензитивный период/ Е. Н. Беляева // Казанский педагогический журнал. - 2009. - N 4. - С. 65 - 71.
5. Бердяев Н. Духовное состояние современного мира. Новый мир. 1990, N 1, с.222.
6. Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции.11-15 сентября 1995г.—Казань,1995—150с.
7. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 1999. - N 2. - С. 35 - 41.
8. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская - М.: М И О О,- 176 с.
9. Боева,Л. Сентиментальная повесть Н.М.Карамзина
/ Л. Боева // Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX века.
- Екатеринбург,1994. - С. 3-10. Матяш Н.В
10. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление ребёнка и возможности его активизации / Н. Е. Веракса // Вестник МЕПУ. -
2010. - N 2. - С. 46-53.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.
12. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Еилфорд // Психология мышления. - М.: Издательство Прогресс. -
1965. - 244 с.
13. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // сб: Психология мышления - пер. с англ. / Под ред. А.М.Матюшкина - М., Прогресс,
1966. Н. Г. Морозова, Л. А. Венгер, Л. В. Званков
14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов - М.: Интор - 544 с.
15. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2016. - 368 с.
16. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность/ В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова // Психологический журнал. - 1994. N 4. - С. 25 - 45
17. Дьюи, Джон От ребенка - к миру, от мира - к ребенку (сборник) / Джон Дьюи. - М.: Карапуз, 2009.
18. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин - СПБ.: Питер, 2012. - 448 с.
19. Козленко В. Н. Проблема креативности личности / В. Н. Козленко // Психология творчества. - М. - 1990. - С. 131-148.
20. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990. - 205 с .Н. Роджерс
21. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии/В.А. Крутецкий. - М.: Инфра, 2010.
22. Кудрявцев В. Т. Преемственность ступеней
развивающего образования: замысел В. В. Давыдова / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1998. - N 5. - С. 59-67.
23. Кудрявцева, Е.М. Психология дошкольного возраста: Учебник / Е.М. Кудрявцева. - М.: АСВ, 2011. - 464 с.
24. Кыштымова И. М. Научные подходы к развитию креативности / И.М. Кыштымова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009. -N 5
25. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Психофизиологическое восстановление функций руки после ранения. - М., 1945.
26. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Наука, 1976. - С.64-93.
27. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском
саду: Планирование, конспекты занятий, методические
рекомендации/ И.А. Лыкова.- М.: Карапуз, 2015.
28. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. Теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Владос, 2014. - 191 с.
29. Одинцова, В.А. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. 4-е изд., перераб.и доп / В.А. Одинцова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 459 с. 11
30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
31. Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арушанова А.Г. и др. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка- дошкольника. / Под ред. Л.А.Парамоновой - 1-е издание - М.: Карапуз, 1997
32. Поддьяков, Н.Н.; Николаева, С.Н.; Парамонова, Л.А. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста; М.: Просвещение; Издание 2-е, переработка. - Москва, 1988. - 192 с.
33. Пономарев Я. А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества / Я. А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988. - С. 431 - 450.
34. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Еуревича и Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.
35. Рюмина, Ю. Н. Изучение возможностей формирования творческой активности дошкольников в процессе интегрированного обучения // Инновационные технологии в системе дошкольного образования [Текст]: Материалы российской научной практической конференции. - Курган: Глав. управление образования, 2015.- С. 121.
36. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие
средствам» искусства / А. И. Савенков — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.
37. Семенов И.Н. Взаимодействие интуитивистики и рефлексики в философии и общей психологии творчества Я.А.Пономарева / И. Н. Семенов // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016 - с 438-455.
38. Соловьев, В. С. Духовные основы жизни. Брюссель, 1982.
39. Тимофеева, Л.Л. Обеспечение качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС: материалы конференции /
Л.Л. Тимофеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - N 2. - С. 114-116
40. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник — СПб: Речь, 2014.-96 с.
41. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник— СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс»,
2016. - 44 с.
42. Фуряева Т.В. ФРЕ: Об одной альтернативной модели / Т.В. Фуряева // Дошкольное воспитание. - 1989. - N 8. - С. 79 - 83.
43. Шиян О. А. Концепция диалектического обучения дошкольников / О. А. Шиян // Диалектическое обучение. - М.: Эврика, 2015. - 272 с.
44. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества. Издательство: Высшая школа, 1989 г.
48. Яголковский С. Р. Психология креативности и инноваций / С. Р. Яголковский - М.: Издательский дом ЕУ-ВШЭ, 2015. - 157 с.
49. Aubrey К. and Riley A. Understanding and using educational theories/ K. Aubrey and A. Riley // London: SAGE. - 2015. - 216 p.
50. Gomes J. J. M. Using a Creativity-Focused Science Program to Foster General Creativity in Young. Children: A Teacher Action Research Study/ J. J. M. Gomes; Fielding Graduate University. - 2015. - 197 p.
51. Комплексные программы дошкольного образования
[Электронный ресурс].
URL:http://www.edu.murmansk.ru/www/do/proiect/program litm (дата обращения: 20.02.2018).
52. Об утверждении Стратегии инновационного развития
Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение
Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/70106124 (дата обращения: 20.02.2018).
53. Besan£on М., Lubart, T. & Barbot B. Creative giftedness and educational opportunities. Educational & Child Psychology [Electronic resource] / M. Besan£on., T. Lubart, & B. Barbot // The British Psycological Society. - 2013. - 30 (2). - P. 79-88. - URL:
http: //webpage.pace.edu/bbarbot/Site/publications/ MBTLBB2013 ECP.pdf (date of access: 20.02.2018).
54. Рудина Е.Е. «Развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста». Режим доступа:
https://cvberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostev-detey- doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 23.03.2018)
55. Захаровой Н.И. «Возможности семьи в развитии творческих
способностей дошкольников». Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhno sti-semi-v-razvitii-tvorcheskih- sposobnostey-doshkolnikov (дата обращения 23.03.2018)
56. Павловой М.И. «Развитие творческих способностей у детей». Режим доступа: https://cvberleninka■ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostev- u-detey (дата обращения 23.03.2018)
57. Карпенко В.Н. Формирование и развитие творческих
способностей у детей дошкольного возраста. Режим доступа: https://cvberleninka■ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-tvorcheskih-sposobnostev-u- detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 23.03.2018)
58. Петухова Л.В. Педагогическая технология развития
художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Режим доступа: https://cvberleninka■ru/article/n/pedagogicheskava-tehnologiva-razvitiva- hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostev-u-detev-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v (дата обращения 23.03.2018)
59. Дормидонтовой Л.П. Психолого-физиологические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Режим доступа:
https://cyberlenmka.ru/article/n/psihologo-fiziologicheskie-osnovy-razvitiya- tvorcheskih-sposobnostev-detev-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo- vozrasta (дата обращения 23.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ