Введение 2
Глава 1. Повседневность и коммуникативные практики: антропологический аспект 8
1.1. Изучение понятия повседневность в дискурсе социальных наук 8
1.2. Коммуникативные практики и межкультурная коммуникация 29
Глава 2. Особенности бытовых и коммуникативных практик иностранных студентов в полиэтничном городе России (на примере студентов, обучающихся в Казанском Федеральном Университете) 44
2.1. Иностранные студенты в России: динамика численность и специфика
повседневности 44
2.2. Коммуникативные и бытовые практики иностранных студентов,
обучающихся в Казанском Федеральном университете: проблемы и
особенности 53
Заключение 75
Список источников и литературы 78
Приложения
Актуальность. В условиях глобализации сферы образования существенно расширяются возможности для академической мобильности студентов. В свою очередь, обучение иностранных учащихся является значимым показателем престижности современного вуза. Поэтому высшие учебные заведения реализуют программы по привлечению иностранных студентов. В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей взаимодействия молодых иностранных граждан с представителями принимающего сообщества. Данная работа посвящена анализу повседневной жизни и особенностей коммуникативных практик различных групп иностранных студентов к образовательной среде российского университета. В фокусе внимания - Казанский Федеральный Университет (КФУ), одно из крупнейших высших учебных заведений России, около 10% студентов которого - иностранцы.
Исследуются такие стороны студенческой жизни, как характер отношений иностранных учащихся с российскими студентами, местным населением, а также наличие проблем, связанных с изучением русского языка, организацией быта и досуга.
Анализ источников. В процессе написания настоящей работы использовались источники различного вида, способствующие раскрытию тематики дипломного исследования.
Первостепенными по своему значению выступают результаты анкетирования, предоставляющие количественную информацию о быте и коммуникации студентов. (В сумме 100 анкет, собранных в январе - марте 2018 г).
Другими важными источниками являются интервью, проведенные с иностранными студентами Казанского Федерального Университета.
И, наконец, последними источниками стали статистические данные, содержащие информацию различного рода: динамику численности
3
иностранных студентов в Казани, их этническую принадлежность, из каких регионов они прибывают, и т.д.
Степень изученности темы и научная литература.
Степень изученности феномена повседневности достаточно высокая, но большинство исследований ведутся только в рамках определенных наук, таких как социология, психология, этнология, не давая общей характеристики этого термина.
Исходя из этого, все литературные труды можно поделить на несколько частей.
Первую группу составляют работы зарубежных ученых, такие как научные разработки Э. Гуссерля «Феноменология культуры»г, «Социальное конструирование реальности» Питера Бергера и Томаса Лукмана , «Теории
-5
социальных и экономических организаций» Макса Вебера . Труды Г. Гарфинкеля «Исследования в этнометодологии» , работы Дж. Мида по символическому интеракционизму и книга И. Гофмана «Презентация себя другим индивидам в повседневной жизни» . Использованы сведения о структурно - функциональном методе изучения повседневности в трудах Т. Парсонса «Теория социального действия» и Р. Бенедикт «Хризантема и меч» , а также ее помощницы М. Мид «Культура и мир детства» И, наконец, в составлении исследовательской работы был применен труд Ф. Броделя «Структуры повседневности: возможное и невозможное» .
Ко второй группе относятся труды российских авторов, например, Терещенко А. В. «Быт русского народа» , Костомаров Н.И «Очерк домашней жизни и нравов великорусскаго народа в XVI и XVII столетиях» ,
Забелин И. Е. «Домашний быт русского народа в XVI и XVII
13
столетиях» .
Повседневность рассматривается в работах современных социологов, «Структура культуры повседневности студенческой молодежи» Л. Р. Эрзанукаевой и А. А. Дорофеева «Структура повседневной культуры студенческой молодежи» .
Для освещения информации по коммуникативным практикам была применена теория измерения культур Г ерта Хофштеде , описаны вербальные и невербальные средства общения в работе Боголюбовой Н.М., Николаевой Ю.В. «Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен» .
Объект исследования: иностранные студенты Казанского Федерального Университета.
Предмет исследования: изучение бытовых и коммуникативных практик иностранных студентов Казанского Федерального Университета.
Хронологические рамки работы охватывают временной промежуток с 90-х гг. прошлого века по настоящее время.
Целью работы является изучение процесса адаптации иностранных студентов в социальной, академической и коммуникативной сферах.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие «повседневность» в дискурсе социальных наук;
2) Проанализировать историю изучения коммуникативных практик в теории межкультурной коммуникации;
3) на основе анализа статистических данных охарактеризовать динамику численности иностранных студентов в России и Казани;
4) выявить особенности коммуникативных и бытовых практик иностранных студентов Казанского Федерального Университета.
Научная новизна дипломной работы заключается, во-первых, в стремлении систематизировать знания феномене повседневности. Во-вторых, в попытке определить насколько успешно проходит адаптация иностранных студентов в российской учебной среде на сегодняшний день.
Методы. Основной метод получения информации - полуформализованное анкетирование с использованием открытых и закрытых вопросов.
Анкетирование - это один из основных методов сбора первичной информации в этнографическом исследовании. При анкетировании сбор вербальной первичной информации осуществляется, как правило, при помощи вопросника. Анкетирование является количественным методом сбора информации, ответы делятся на формализованные, неформализованные и полуформализованные. В данном исследовании использовалось анкетирование с полуформализованными ответами.
В ходе исследования были выделены следующие группы студентов- иностранцев: студенты из стран Дальнего Зарубежья и студенты из стран Ближнего Зарубежья (страны СНГ).
Всего было опрошено 100 иностранных студентов. Возраст студентов находится в пределах от 18 до 25 лет, из них 55% - это женщины, 45% - мужчины.
В выборке принимали участие студенты из европейских стран (Германия, Словения, Словакия, Италия) - 15 человек; студенты из стран Ближнего
Востока (Сирия, Турция)- 8 человек; студенты из Латинской Америки (Колумбия, Чили, Куба) - 12 человек; студенты из Африки (Нигерия, Кот- д’Ивуар, Сенегал, ДРК)- 15; студенты из Китая - 15 человек; студенты из стран СНГ - 30 человек (преимущественно из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана).
Также в исследовании был применен метод интервью, который относится к качественному методу сбора информации. Как этнографический метод интервью обычно выступает в виде индивидуальной беседы с информатором по заранее составленной программе (вопроснике) или без нее.
В качестве интервью в исследовании использовались открытые ответы на вопросы из анкет.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения, списков источников и литературы.
Повседневность — это социокультурный феномен, раскрывающийся в каждодневных делах личности. Более века повседневную культуру изучают специалисты социально - гуманитарных наук.
В европейских этот феномен исследовали такие ученые как Э. Гуссерль, А. Шюц, П. Бергман и Т. Лукман, И. Г офман, Ф. Бродель. В России инициативу подхватили сторонники французской «Школы Анналов». У истоков изучения повседневности в нашей стране стояли такие ученые как А. Терещенко, И. Забелин, Н. Костомаров, А. Гуревич.
Значимость изучения повседневной культуры в педагогике и обращение к повседневной культуре студенческой молодежи основывается на её социализирующей и интеграционной сущности. Также изучение повседневности студентов поможет проанализировать влияние этой социальной группы на существование всего социума в целом.
Российский социолог Л. Р. Эрзанукаева в структуре повседневной культуры студенческой молодежи выделяет труд (учебу), досуг, язык и коммуникацию, агрессию, игру и любовные отношения. На формирование повседневной культуры студенчества оказывают влияние следующие факторы: семья, СМИ (в том числе, интернет), отношения в пространстве микросреды, культурно-образовательная среда вуза.
Рассматривая проблемы адаптации студентов-иностранцев к обучению в Казанском Федеральном Университете и жизни в России, можно сделать вывод, что эти проблемы различны для студентов из разных стран и студентов с разным уровнем владения русским языком. Однако для большинства из них это в целом проблемы, связанные с переездом в чужую страну, с чувством одиночества. Важнейшим фактором успешности адаптации становится уровень знания русского языка.
Большинство опрошенных студентов-иностранцев Казанского Федерального Университета, а это 77% опрошенных, считают, что образование, полученное в России и Казанского Федерального Университета, поможет им получить хорошую работу у себя на Родине, и отмечают профессионализм и внимание преподавателей к студентам. Выше всего оценивают качество полученного образования студенты из СНГ и Китая. Студенты из Европы оценивают образование в Казанском Федеральном Университете в большей степени как получение нового жизненного опыта, а не как повышение своих профессиональных качеств. Более престижными в их понимании являются вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
Трудности социально-психологического характера обусловлены отношением окружающих, так как около 30% иностранных студентов характеризуют его как грубое и невежливое. Значительное место занимает приспособление к бытовым условиям проживания, новой для них системе образования. Среди трудностей физиологического характера основными являются привыкание к климату, русской и татарской кухне. Сложности в общении с российскими студентами наблюдаются только на первом и втором курсе обучения. Выявлена средняя степень взаимодействия с преподавателями (24%), достаточно низкое — с руководством вуза (7%) и очень низкое — с кураторами. К сожалению, треть иностранных студентов сталкивалась с национализмом и расизмом.
Достаточно сложно происходит адаптация к учебной деятельности. Так, на протяжении практически всего периода обучения студенты испытывают трудности в усвоении материала на русском языке. Многие высказывают пожелания, чтобы вуз был обеспечен специальной литературой на иностранном языке.
Подавляющее большинство студентов (примерно 75%) не хотели бы оставаться в России после окончания срока обучения в Казанском Федеральном Университете. Многие иностранцы планируют вернуться к себе на Родину, особенно это характерно для студентов из Китайской Народной Республики.
Выявленные проблемы указывают на трудности, существующие у студентов-иностранцев, которые стоит принять во внимание, чтобы улучшить адаптацию иностранных студентов, и избежать возможных межэтнических конфликтов.
Подводя итоги, можно сказать, что во время проживания в России иностранные студенты частично воспринимают новую социокультурную среду, сохраняя при этом этническую самоидентичность.
1) ПМА: Анкетирование иностранных студентов в г. Казань в количестве 100 единиц.
2) Численность иностранных студентов, обучавшихся в государственных
высших учебных заведениях России в период с 2001-2005 гг. [Электронный ресурс] //Статистика Российского образования. URL:
http://stat.edu. ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=8_48&ttype=2&F ield=All (дата
обращения: 3.05.18)
3) Численность студентов высших учебных заведений по регионам РФ. [Электронный ресурс] //Статистика Российского образования. URL: http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_5&group=sub&ttype=0&Field=S1&F ield=S2&F ield=S3&Field=S5&F ield=S8&Field=S11 &F ield=S14&Field=S 17&Field =S20&Field=S23&Field=S26&Field=S29&Field=S32&Field=S35&Field=S38 (дата обращения: 1.05.18)
4) Численность студентов из стран СНГ, обучавшихся на дневных
формах обучения в государственных высших заведениях России. [Электронный ресурс] //Статистика Российского образования. URL:
http://stat.edu. ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_11 a&ttype=2&Field=All (дата
обращения: 1.05.18)
Список литературы:
1) Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. М.: Центр социологических исследований, 2003. 228 с.
2) Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: РГГУ, 1998. 241 с.
3) Бергер П., Лукман Т.. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум. 1995. 325 с.
4) Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. / пер. с англ. Н. М. Селиверстова под ред. А. В. Говорунова. СПб. : Наука, 2004. 350 с.
5) Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие. СПб.: СПбКО, 2009. 416 с.
6) Бодашев А.А. Психология общения. М.: Альфа - Прогресс, 2002 г.
329с.
7) Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное: в 3 т. М.: Прогресс, 1983. Т.1. 624 с.
8) Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 1004 с.
9) Г атаева Б. Т. Концепции повседневности в зарубежной культурологии //Антропология. 2006. № 12. 156 с.
10) Гарфинкель Г., Сакс Г. О формальных структурах практических действий // Хрестоматия по современной западной социологии второй половины XX века. Екатеринбург: Арт - пресс, 1996. 558 с.
11) Горелов Н. И. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1985. 240 с.
12) Гофман И.. Презентация себя другим индивидам в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс, 2000. 304 с.
13) Дорофеев А. А. Структура повседневной культуры студенческой
молодежи // Майкоп: Вестник Майкопского государственного
технологического университета, 2017. Вып. 1. 213 с.
14) Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М.: Издательство Юрайт, 2006. 207 с.
15) Звездин В. Я. Социология культуры: учебное пособие. Пермь: Типография ПГУ. 2003. 148 с.
16) Зелеева В. П. Применение феноменологического интервью в психолого-педагогических исследованиях. Казань: Издательство Казанского университета, 2015. 32 с.
17) Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер. 2009. 578 с.
18) Ионин Л.Г. Социология как non-fiction: О развитии этнометодологии // Социологический журнал. 2006. №1/2. 88 с.
19) Исаев Б. А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер. 2010. 226 с.
20) Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусскаго народа в XVI и XVII столетиях (издание третье) и Старинные земские соборы: Историческая монография. СПб.: типография М.М.Стасюлевича, 1887. 428 с.
21) Кухарчук Д. Социология. Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2008. 192 с.
22) Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб.: СПбГУКИ, 2002. 320 с.
23) Мид Дж. Г. Избранное. М.: РАН ИНИОН. Центр социологических научно - информационных исследований, 2009. 290 с.
24) Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 426 с.
25) Мотрошилов Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М.: Наука, 1968. 318 с.
26) Макаров А. Г. Культура повседневности: учебное пособие. СПб.: Питер. 2008. 352 с.
27) Поповичева Ю. Э. Социология повседневности. М.: Наука, 2008. 289
с.
28) Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова. М.: Русская книга, 1997. 224 с.
29) Фрейд З. Психoпатoлогия oбыденной жизни. М.: Азбука, 2003. 224 с.
30) Чиркова И. Е. Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку. М.: Каро, 2009. 274 с.
31) Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Издательство МГУ, 1996. 548 с.
32) Эрзанукаева Л.Р. Структура культуры повседневности студенческой молодежи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: Научный журнал, 2009. № 12(90). 156 с.
Электронные ресурсы:
1) Научные труды А. Я. Гуревича. [Электронный ресурс]. URL: https://norse.ulver.com/articles/gurevich/works.html (дата обращения: 12.05.18).
2) Самойлова И. Хождение за дипломом. [Электронный ресурс] //Российская газета. URL: https://rg.ru/2017/11/13/chislo-inostrannyh-studentov-v- rossii-vyrastet-vtroe.html (дата обращения:13.05.18).
3) Оленина Е. И. Борьба за место: в 2017 году число иностранных абитуриентов в российских вузах в 6 раз превысило количество квот. [Электронный ресурс] // RT на русском. URL: https://russian.rt.com/russia/article/424109-inostrancy-obuchenie-rossiya (дата обращения: 4.05.18).